Научная статья на тему 'МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ'

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
118
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дегтярева Ирина Игоревна

В статье предпринята попытка анализа значения менеджмента в построении и проведении молодежной политики. Дана оценка государственному регулированию в сфере молодежной политики, выявлены сильные и слабые стороны молодежи как ресурса государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ»

УДК 321.022

Ирина Игоревна Дегтярева,

доцент кафедры рекламы и связей с общественностью НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Россия, г. Москва

e-mail: idegtyareva@yandex.ru

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация. В статье предпринята попытка анализа значения менеджмента в построении и проведении молодежной политики. Дана оценка государственному регулированию в сфере молодежной

политики, выявлены сильные и слабые стороны молодежи как ресурса государства. Ключевые слова: государство, молодежь, молодежная политика, государственное регулирование,

национальные интересы.

В современной социальной, экономической, политической и нравственной мировой обстановке происходят значимые изменения в молодежной среде, и в первую очередь это касаетсяее социальных характеристик. Различия в молодежной среде наиболее четко прослеживаются в социальных, экономических, национальных и региональных аспектах.Из этого складываются новые устремления и мотивы молодежи, формирующие основы будущего гражданского общества.

Факторами, требующими особого внимания при построении молодежной политики, являются:

— система ценностей, позволяющая настроить молодых людей на продуктивную деятельность, способствующую реализации их личных и профессиональных целей;

— социальное и духовное развитие молодежи, определяющее организацию культуры мышления;

— ценностные ориентиры, направленные на формирование позитивного образа мышления и действий в той или иной профессиональной сфере деятельности.

Несмотря на существующие достижения, действующая система регулирования не способна в достаточной степени ответить на запросы XXI в., возникающие в сфере менеджмента государственной молодёжной политики как в России, так и за рубежом.

Наблюдается острая необходимость во внедрении принципиально новых подходов в сфере социализации молодежи, её интеграции в процессы национального и государственного регулирования, с одной стороны, и создание определенных гарантий и условий: правовых, экономических, организационных, обеспечивающих развитие молодежных движений и инициатив — с другой.

Также стоит отметить, что для любого государства на сегодняшний день вопрос менеджмента в сфере государственной молодежной политики приобретает особое значение.Это обоснованонесколькими основными факторами: во-первых, молодежная политика является своего рода «лакмусовой бумажкой» всех процессов, происходящих в государстве, в том числе и негативных, во-вторых — молодежь является особой социально-демографической группой социума. Именно под действием второго фактора в сфере менеджментагосударст-венной молодежной политики молодое поколение рассматривается, как формирующее звено будущего общества, то есть как его главный ресурс. Но реализовать этот ресурс в полной мере возможно лишь создав должные условия, такие как гарантии на получение актуальных, профессиональных знаний, соответствующих потребностям общества и дающих возможность войти в жизнь самостоятельно.

Одним из действенных инструментов менеджмента в сфере молодежной политики является поддержка государством молодежных организаций, которые всегда выполняли важные социальные и экономические функции, позволяя адаптировать молодежь к изменениям в стране. Большим преимуществом является то, что большинство молодежных

организаций появляются самостоятельно, как ответ современным реалиям внутригосударственных процессов. Поэтому работа государства с молодежными организациями должна быть представлена тремя основными направлениями:

— противодействие появлению маргинальных и асоциальных настроений среди молодёжи;

— вовлечение молодежи в участие в социальных процессах государства и общества;

— приобретение и развитие знаний молодежи в политических, экономических и других сферах государственной жизни.

Фактом, подтверждающим, что молодежь является государственным ресурсом «замедленного действия» является прочная взаимосвязь между молодежной политикой государства, его идеологией и деятельностью по достижению национальных целей.Так, «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» на момент своего формирования, была направлена в первую очередь на молодёжь. То есть решение серьезных государственных проблем невозможно без участия в этом молодого поколения. Но для повышения эффективности этого процесса существует еще один инструмент — развитие активного взаимодействие старшегои молодого поколений. За счет такого конструктивного диалога поколений возможна передача опыта в решении сложных задач в той или иной сфере государственного управления.

На современном этапе развития можно выделить следующие сильные и слабые стороны молодого поколения. К сильным относятся:

— мобильность;

— активность;

— инновационное мышление;

— способность быстрой адаптации к новым технологиям;

— способность противодействовать серьёзным вызовам современности.

К слабым:

— биолого-антропологические показатели (ухудшение здоровья, выносливости);

— понижение уровня экономической активности;

— проявление социальной апатии;

— возрастающее влияние криминогенного фактора в молодежной среде;

— отсутствие понимания своей роли в жизни государства.

К показателям эффективного/неэффективного участия государства в управлении молодежной политикой могут быть отнесены:

— уровень безработицы среди молодежи;

— количество молодых людей, имеющих проблемы с законом;

— количество молодых людей, вовлеченных в деятельность общественных объединений/организаций;

— количество молодых людей, имеющих/получающих образование;

— количество молодых людей, вовлеченных в деятельность органов власти.

Эффективность построения и реализации молодежной политики зависит от формирования в среде молодежи «прогрессивно-воспроизводящих» настроений, появляющихся под комплексным воздействием создания и пропаганды различными ведомствами, общественными организациями, правительственными структурами единых государственных взглядов по социально-экономическим, духовным и культурным вопросам. Именно в этом заключается роль государственного регулирования, которое, в случае правильного применения, помогает молодежи создать наиболее удобную для неё и эффективную для государства стратегию развития страны.

В случае чрезмерного контроля со стороны государства возникает повышенный риск отчуждения молодых людейот участия в формировании и реализации национальных и государственных целей. Помимо этого, у молодежи появляется апатия в отношении профессионального роста и самореализации.

В качестве основных средств государственного регулирования молодежной политики можно выделить:

— анализ современных тенденций развития молодежной мысли и увлечений;

Том 9 № 1 (18) 2018 ВЕСТНИК ИНСТИТУТА МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 45

— введение федеральных целевых программ, косвенно влияющих на появление позитивных настроений в молодежной среде;

— организация социальных лифтов, направленных на привлечение внимания молодежи к профессиональной самореализации;

— сотрудничество с молодежными общественными организациями в целях выявления требований, предъявляемых молодыми людьми к государству и упрощения создания условий для их участия в жизни государства.

Отдельным пунктом стоит указать значимость менеджеров по работе с молодежью и в целом ведомств, ответственных за эту деятельность. Именно они на практике являются связующим звеном между различными программами молодежной политики и молодежью. От уровня подготовки этих кадров зависит уровень интереса молодежи к предлагаемым им векторам развития и уровень их вовлеченности. Среди требований к менеджерам по продвижению государственной молодежной политики можно выделить:

— умение оценивать, исследовать, диагностировать роль молодежи в обществе;

— умение внедрять и сопровождать молодежные проекты;

— наличие управленческого опыта;

— умение организовывать деятельность молодежных организаций и взаимодействовать с ними;

— владение современными информационными технологиями;

— умение работать с инновационными программами социальной, политической и других видов адаптации молодежи.

В основе управления молодежной политикой должны быть заложены цели развития общества, определяемые актуальной социально-экономической средой государства.

Таким образом, значение менеджмента в сфере государственной молодежной политики весьма существенно, так как именно он помогает выявить существующие проблемы в молодежном сообществе, выработать эффективную стратегию по их решению для успешной реализации молодых людей в жизни своего государства.

1. Багадаева О. Формирование управленческого потенциала молодых менеджеров // Государственная служба. — 2010. — № 1. — С. 108-110.

2. Елишев С.О. Формирование ценностных ориентаций современной молодежи посредством государственной молодежной // Государственная власть и местное самоуправление. — 2010. — № 9. — С. 5-10.

3. Самаркина И.В. О некоторых технологиях реализации молодежной политики на современном этапе // Власть. — 2011. — № 10. — С. 30-33.

4. Тарцан В.Н. Государственная молодежная политика в современной России // Политические исследования. — 2010. — № 3. — С. 156-160.

5. Чирун С. Реальная молодежная политика: теория и практика // Государственная служ-

Список литературы

ба. — 2011. — № 1. — С. 95-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.