УДК 321.022
Ирина Игоревна Дегтярева,
доцент кафедры рекламы и связей с общественностью НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Россия, г. Москва
e-mail: idegtyareva@yandex.ru
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация. В статье предпринята попытка анализа значения менеджмента в построении и проведении молодежной политики. Дана оценка государственному регулированию в сфере молодежной
политики, выявлены сильные и слабые стороны молодежи как ресурса государства. Ключевые слова: государство, молодежь, молодежная политика, государственное регулирование,
национальные интересы.
В современной социальной, экономической, политической и нравственной мировой обстановке происходят значимые изменения в молодежной среде, и в первую очередь это касаетсяее социальных характеристик. Различия в молодежной среде наиболее четко прослеживаются в социальных, экономических, национальных и региональных аспектах.Из этого складываются новые устремления и мотивы молодежи, формирующие основы будущего гражданского общества.
Факторами, требующими особого внимания при построении молодежной политики, являются:
— система ценностей, позволяющая настроить молодых людей на продуктивную деятельность, способствующую реализации их личных и профессиональных целей;
— социальное и духовное развитие молодежи, определяющее организацию культуры мышления;
— ценностные ориентиры, направленные на формирование позитивного образа мышления и действий в той или иной профессиональной сфере деятельности.
Несмотря на существующие достижения, действующая система регулирования не способна в достаточной степени ответить на запросы XXI в., возникающие в сфере менеджмента государственной молодёжной политики как в России, так и за рубежом.
Наблюдается острая необходимость во внедрении принципиально новых подходов в сфере социализации молодежи, её интеграции в процессы национального и государственного регулирования, с одной стороны, и создание определенных гарантий и условий: правовых, экономических, организационных, обеспечивающих развитие молодежных движений и инициатив — с другой.
Также стоит отметить, что для любого государства на сегодняшний день вопрос менеджмента в сфере государственной молодежной политики приобретает особое значение.Это обоснованонесколькими основными факторами: во-первых, молодежная политика является своего рода «лакмусовой бумажкой» всех процессов, происходящих в государстве, в том числе и негативных, во-вторых — молодежь является особой социально-демографической группой социума. Именно под действием второго фактора в сфере менеджментагосударст-венной молодежной политики молодое поколение рассматривается, как формирующее звено будущего общества, то есть как его главный ресурс. Но реализовать этот ресурс в полной мере возможно лишь создав должные условия, такие как гарантии на получение актуальных, профессиональных знаний, соответствующих потребностям общества и дающих возможность войти в жизнь самостоятельно.
Одним из действенных инструментов менеджмента в сфере молодежной политики является поддержка государством молодежных организаций, которые всегда выполняли важные социальные и экономические функции, позволяя адаптировать молодежь к изменениям в стране. Большим преимуществом является то, что большинство молодежных
организаций появляются самостоятельно, как ответ современным реалиям внутригосударственных процессов. Поэтому работа государства с молодежными организациями должна быть представлена тремя основными направлениями:
— противодействие появлению маргинальных и асоциальных настроений среди молодёжи;
— вовлечение молодежи в участие в социальных процессах государства и общества;
— приобретение и развитие знаний молодежи в политических, экономических и других сферах государственной жизни.
Фактом, подтверждающим, что молодежь является государственным ресурсом «замедленного действия» является прочная взаимосвязь между молодежной политикой государства, его идеологией и деятельностью по достижению национальных целей.Так, «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» на момент своего формирования, была направлена в первую очередь на молодёжь. То есть решение серьезных государственных проблем невозможно без участия в этом молодого поколения. Но для повышения эффективности этого процесса существует еще один инструмент — развитие активного взаимодействие старшегои молодого поколений. За счет такого конструктивного диалога поколений возможна передача опыта в решении сложных задач в той или иной сфере государственного управления.
На современном этапе развития можно выделить следующие сильные и слабые стороны молодого поколения. К сильным относятся:
— мобильность;
— активность;
— инновационное мышление;
— способность быстрой адаптации к новым технологиям;
— способность противодействовать серьёзным вызовам современности.
К слабым:
— биолого-антропологические показатели (ухудшение здоровья, выносливости);
— понижение уровня экономической активности;
— проявление социальной апатии;
— возрастающее влияние криминогенного фактора в молодежной среде;
— отсутствие понимания своей роли в жизни государства.
К показателям эффективного/неэффективного участия государства в управлении молодежной политикой могут быть отнесены:
— уровень безработицы среди молодежи;
— количество молодых людей, имеющих проблемы с законом;
— количество молодых людей, вовлеченных в деятельность общественных объединений/организаций;
— количество молодых людей, имеющих/получающих образование;
— количество молодых людей, вовлеченных в деятельность органов власти.
Эффективность построения и реализации молодежной политики зависит от формирования в среде молодежи «прогрессивно-воспроизводящих» настроений, появляющихся под комплексным воздействием создания и пропаганды различными ведомствами, общественными организациями, правительственными структурами единых государственных взглядов по социально-экономическим, духовным и культурным вопросам. Именно в этом заключается роль государственного регулирования, которое, в случае правильного применения, помогает молодежи создать наиболее удобную для неё и эффективную для государства стратегию развития страны.
В случае чрезмерного контроля со стороны государства возникает повышенный риск отчуждения молодых людейот участия в формировании и реализации национальных и государственных целей. Помимо этого, у молодежи появляется апатия в отношении профессионального роста и самореализации.
В качестве основных средств государственного регулирования молодежной политики можно выделить:
— анализ современных тенденций развития молодежной мысли и увлечений;
Том 9 № 1 (18) 2018 ВЕСТНИК ИНСТИТУТА МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 45
— введение федеральных целевых программ, косвенно влияющих на появление позитивных настроений в молодежной среде;
— организация социальных лифтов, направленных на привлечение внимания молодежи к профессиональной самореализации;
— сотрудничество с молодежными общественными организациями в целях выявления требований, предъявляемых молодыми людьми к государству и упрощения создания условий для их участия в жизни государства.
Отдельным пунктом стоит указать значимость менеджеров по работе с молодежью и в целом ведомств, ответственных за эту деятельность. Именно они на практике являются связующим звеном между различными программами молодежной политики и молодежью. От уровня подготовки этих кадров зависит уровень интереса молодежи к предлагаемым им векторам развития и уровень их вовлеченности. Среди требований к менеджерам по продвижению государственной молодежной политики можно выделить:
— умение оценивать, исследовать, диагностировать роль молодежи в обществе;
— умение внедрять и сопровождать молодежные проекты;
— наличие управленческого опыта;
— умение организовывать деятельность молодежных организаций и взаимодействовать с ними;
— владение современными информационными технологиями;
— умение работать с инновационными программами социальной, политической и других видов адаптации молодежи.
В основе управления молодежной политикой должны быть заложены цели развития общества, определяемые актуальной социально-экономической средой государства.
Таким образом, значение менеджмента в сфере государственной молодежной политики весьма существенно, так как именно он помогает выявить существующие проблемы в молодежном сообществе, выработать эффективную стратегию по их решению для успешной реализации молодых людей в жизни своего государства.
1. Багадаева О. Формирование управленческого потенциала молодых менеджеров // Государственная служба. — 2010. — № 1. — С. 108-110.
2. Елишев С.О. Формирование ценностных ориентаций современной молодежи посредством государственной молодежной // Государственная власть и местное самоуправление. — 2010. — № 9. — С. 5-10.
3. Самаркина И.В. О некоторых технологиях реализации молодежной политики на современном этапе // Власть. — 2011. — № 10. — С. 30-33.
4. Тарцан В.Н. Государственная молодежная политика в современной России // Политические исследования. — 2010. — № 3. — С. 156-160.
5. Чирун С. Реальная молодежная политика: теория и практика // Государственная служ-
Список литературы
ба. — 2011. — № 1. — С. 95-96.