Менеджмент музыкального искусства в городе Красноярске Management of musical art in Krasnoyarsk
Зозук Ольга Игоревна
Студент 3 курса Сибирский Федеральный Университет Гуманитарный институт Россия, г. Красноярск e-mail: [email protected]
Zozuk Olga Igorevna
Student 3 term Siberian Federal University Eumanitarian Institute Russia, Krasnoyarsk e-mail: [email protected]
Аннотация.
Данная статья представляет собой часть исследования, посвящённого выявлению особенностей менеджмента музыкального искусства в Красноярске. В статье даётся описание сферы музыкального искусства города с характеристикой субъектов управления этой сферой, определяются направления её модернизации.
Annotation.
This article is a part of research dedicated to identifying features of the management of musical art in Krasnoyarsk. The article describes the sphere of musical art of the city with the characteristics of the subjects of management, determine the directions of modernization.
Ключевые слова: Менеджмент, музыкальное искусство, субъекты, музыкальный менеджмент, управленческая деятельность, Красноярск, концертное пространство, исследование.
Key words: Management, musical art, subjects, musical management, management activities, Krasnoyarsk, concert space, research.
Музыкальное искусство является феноменом, оказывающим существенное влияние на духовное и интеллектуальное развитие личности. Современная сфера музыкального искусства, оставаясь достаточно сложным и многоплановым явлением, беспрестанно претерпевает изменения. В условиях глобализации и межкультурных коммуникаций в сфере музыкального искусства растёт жанрово-видовое и стилевое многообразие, общество ориентируется на стандарты потребления, формы досуга и культурные ценности, возникшие в результате становления западной цивилизации, происходит углубление различий в уровне культурного развития представителей разных социальных групп, классов, наций и этносов. В связи с этим усложняются механизмы управления, в менеджменте намечаются принципиально новые задачи, в частности формирование потребностей в освоении всего многообразия музыкальной культуры.
Сфера музыкального искусства — динамичная система, нуждающаяся в управлении и контроле, так как это является важным условием для её эффективного функционирования. Исследование в области менеджмента музыкального искусства актуализируется и в силу того, что в каждом социокультурном локусе имеются свои специфические особенности жанров, интонационно-образного языка, исполнения, музыкального фольклора, традиций и т.д. Поэтому анализ содержания и современного состояния музыкальной сферы Красноярска является важным аспектом в деле распространения и управления музыкальным искусством, дальнейшего формулирования приоритетных управленческих задач.
Анализ научной литературы известных красноярских музыковедов (Е.С. Царёвой, Л.В. Гавриловой, Б.Г. Кривошеи, Л.Г. Лаврушевой и Э.М. Прейсмана), посвятивших свои работы событиям музыкальной жизни города, показал, что описаны лишь процессы развития музыкальной культуры Красноярска от истоков до настоящего
времени. Однако, характеризуя в целом общий растущий интерес к проблеме менеджмента сферы музыкального искусства, указанные работы не дают системного описания слагаемых процесса его становления и развития в городе Красноярске. Поэтому, с учетом данных комментариев, можно констатировать: тема менеджмента музыкального искусства в Красноярске специально не рассматривалась и получила лишь косвенное освещение. Специальному исследованию особенностей управленческой деятельности в сфере музыкального искусства Красноярска посвящена настоящая работа.
Сфера музыкального искусства Красноярска: особенности функционирования. Основным элементом музыкального культурного пространства города по праву считается Красноярская краевая филармония. На сегодняшний день учреждение представляет собой пять действующих концертных площадок: Большой, Малый, Камерный залы и Зал торжеств, расположенные в здании филармонического комплекса, а также Органный зал - храм Преображения Господня. При филармонии образованы штатные коллективы, которые ведут активную творческую деятельность: Красноярский академический симфонический оркестр (в 2009 году получил статус особо ценного объекта культурного наследия Красноярского края), Красноярский филармонический русский оркестр им. А.Ю. Бардина, фольклорные ансамбли «Вольница» и «КрасА», хор мальчиков и юношей «Каприччио», Мэйнстрим-бэнд Вероники Махотиной, Jam-квартет под руководством Игоря Устинова, ВИА «77», оркестр ударных инструментов «Siberian Percussion», два детских музыкальных театра «Бригантина» и «Радуга», а также солист-органист Андрей Бардин.
Кроме филармонии в городе существуют различные муниципальные бюджетные учреждения культуры, осуществляющие музыкальную деятельность. Одним из них является хоровой ансамбль солистов «Тебе поемъ». Создателем и художественным руководителем ансамбля является советский и российский дирижёр, искусствовед и музыкальный педагог Константин Александрович Якобсон. Хоровой коллектив был создан в 1991 году на базе Красноярского государственного института искусств, где и располагается сегодня. Творческая деятельность музыкантов главным образом направлена на традиционное хоровое искусство. При этом жанровый диапазон концертных программ коллектива не ограничивается только классической музыкой. В него входит сольное и ансамблевое пение, исполнение народных песен, романсов, оперных постановок, а также музыкальных произведений современных авторов. Ансамбль ежегодно выступает со своей концертной программой за рубежом, сотрудничает с различными коллективами из других стран и является активным участником множества музыкальных проектов и мероприятий Красноярского края.
Красноярский камерный оркестр также входит в число муниципальных бюджетных учреждений культуры города Красноярска. Должность художественного руководителя и главного дирижера оркестра принадлежит заслуженному деятелю искусств России Михаилу Иосифовичу Бенюмову. Камерный оркестр активно участвует в концертной жизни города, выступает на всероссийских и международных конкурсах и фестивалях. В числе постоянных партнёров камерного оркестра различные учреждения культуры и образования Красноярска, Германии, Испании и Италии. За последние несколько лет оркестру удалось поработать с современными композиторами и осуществить мировые премьеры Х. Босо, И. Баттистона, А.В. Стародубровского, М.А. Аркадьева, В.И. Пономарева, И.Я. Флейшера, Ф.П. Веселкова и др. Кроме того, множество музыкальных проектов и мероприятий организованы камерным оркестром совместно со студенческим хором Красноярского государственного института искусств, Красноярским камерным хором «Тебе поемъ» и Женским Хором учителей. Также оркестром ведётся аудио- и видеозапись с концертов, что позволяет ему не только обеспечить равный доступ к культурным ценностям, но и значительно расширить свою аудиторию слушателей.
Кроме хорового ансамбля солистов «Тебе поемъ» Константина Якобсона и камерного оркестра,
упомянутых выше, лауреатом различных конкурсов и фестивалей является и Красноярский муниципальный детско-юношеский духовный хор «София». Первый в регионе детский духовный хор был учрежден в Красноярске в начале 1991 г. при Покровском кафедральном соборе по благословению Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония. В 1994 году по инициативе главы города Красноярска П.И. Пимашкова хор получил статус муниципального учреждения культуры. Регулярно хор выступает в Кафедральном соборе Красноярска во время литургий, а также принимает участие в благотворительных концертах.
В Красноярске ведёт активную творческую деятельность и ряд других коллективов и сольных исполнителей: органистка Людмила Камелина, заслуженная артистка Российской Федерации и Республики Тыва певица Людмила Луценко, мини-бэнд Игоря Дадаяна, заслуженный артист Российской Федерации скрипач Александр Ривкин, вокальный ансамбль Владимира Пономарева, Народный ансамбль песни «Енисейская мозаика», Радмира и Софья Мантулины. Эти и многие другие музыкальные исполнители в большинстве своём проживают и выступают в Красноярском крае, являясь призёрами и лауреатами различных городских, всероссийских и международных конкурсов.
Также в Красноярске существует широкий спектр самостоятельных объединений, которые не являются штатными коллективами учреждений культуры. Как правило, они выступают в клубах или творческих пространствах (Yushin Brothers, музыкальный коворкинг «Волна» и др.) для небольших зрительских аудиторий. Например, «Limebridge» - набирающая популярность рок-группа, участник различных музыкальных фестивалей и конкурсов. Такие группы как «Озоновый слой», «Мистер Гро...» также ведут активную творческую жизнь. Помимо перечисленных рок-групп, в Красноярске существует множество коллективов и отдельных исполнителей, выступающих в направлениях популярной музыки реп, джаз, электронная музыка и т.д. Среди наиболее известных группы «Яхонт» и «Мятный бриз».
На сегодняшний день процветает творческая деятельность Красноярского Союза композиторов. В 2000 году по инициативе губернатора Красноярского края А.И. Лебедя в городе был открыт «Дом композитора», который в настоящее время называется Красноярским краевым Домом искусств. Значимыми событиями в жизни композиторской организации являются «Сибирские фестивали современной музыки» (2008 и 2011 гг.), в ходе которых прошло множество мероприятий: концерты, научно-теоретические семинары, творческие встречи, мастер-классы, круглые столы, научная конференция и Всероссийская художественная выставка. Кроме того, организация регулярно участвует в выездных творческих Пленумах, красноярскими композиторами была издана книга и серия CD «Музыка, рождённая на Енисее» в трёх выпусках. Поддержка организации осуществляется через закупку сочинений композиторов специальной комиссией министерства, то есть в форме социального творческого заказа. Благодаря этому создаются новые проекты («Красноярские премьеры») и конкурсы («На лучшее исполнение сочинений красноярских композиторов» среди учащихся детских музыкальных школ). Сегодня в Доме искусств проводится достаточно большое количество мероприятий и концертов, которые пропагандируют современную музыку и творчество композиторов Красноярска.
Подготовка специалистов в сфере музыкального искусства осуществляется Красноярским государственным институтом искусств, колледжем искусств им. П.И. Иванова-Радкевича и гимназией №12 «Музыки и театра». Красноярский государственный институт искусств, кроме создания целой сети непрерывного музыкального образования, выступает инициатором и организатором таких фестивалей и конкурсов как: международный музыкально-театральный фестиваль-конкурс «Надежда» и фестиваль «Шедевры мировой классики на Енисее», международный фестиваль и конкурс дирижеров академических хоров средних и высших учебных заведений «Весенние хоровые капеллы», Всероссийский конкурс по фортепиано среди студентов различных специальностей «Енисей-KLAVIER», Всероссийский конкурс «Symphoniacusinteger», Открытый
сибирский конкурс «Мелос сибирской поэзии», музыкальный проект «Азия - Сибирь - Европа» и многих других. С 2001 до 2016 года совместно с Международной академией И.С. Баха (г. Штутгарт, Германия) при содействии министерства культуры Красноярского края институт проводил в Красноярске фестиваль «Бахакадемия» -уникальный российский образовательно-просветительский проект. Ещё одним проектом, который проводился с 1992-2016 года, является Красноярский международный музыкальный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТФ). Это был самый масштабный фестиваль в Красноярском крае и один из крупнейших международных фестивалей в России и государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, являющийся мощным инструментом международного культурного обмена. Однако этим количество проектов и мероприятий, в создании и организации которых принимает участие институт искусств, не ограничивается.
Таким образом, сфера музыкального искусства Красноярска функционирует и развивается. На сегодняшний день она представлена как музыкальными образовательными учреждениями, учреждениями культуры, союзами, так и коллективами, сольными исполнителями, выступающими в разных музыкальных направлениях и жанрах. И исполнители при учреждениях культуры, и самостоятельные объединения продолжают свою творческую деятельность, так как для этого у них есть площадки и уже сформированный круг слушателей. Однако нельзя сказать, что они образуют единое музыкальное пространство, управляемое различными субъектами, так как происходит деление аудитории слушателей по возрастному критерию и музыкальным предпочтениям.
Направления модернизации сферы музыкального искусства Красноярска. Результат описания музыкальной сферы Красноярска показал, что сегодня сфера музыкального искусства города представлена широким жанровым и стилевым диапазоном. Существует явное деление на три основные музыкальные направления. А именно, на народную музыку, понимаемую как музыкально-поэтическое творчество, свойственное определённому народу и передаваемое из поколения в поколение; академическую музыку, являющуюся совокупностью музыкальных жанров профессионального музыкального искусства письменной традиции, возникших и развивающихся на основе универсальной системы музыкального языка, вбирающей в себя традиции всех национальных школ и являющейся достоянием мировой музыкальной культуры; популярную музыку — произведения разных музыкальных жанров, ориентированные главным образом на широкую публику.
Однако, в истории музыки существует пример, когда в одном произведении гармонично сочетаются различные музыкальные направления. Так, в операх Петра Ильича Чайковского представлено единство музыки. Она характеризуется лёгкостью восприятия, потому что в ней представлен синтез трёх направлений: академического, народного и популярного музыкального искусства. Сущность данного феномена заключается в том, что раньше музыкальное искусство не делилось, а было одной системой, оказывающей существенное влияние в первую очередь на чувственно-эмоциональные и нравственно-духовные переживания человека.
В ситуации роста образно-эмоционального и жанрово-видового многообразия в музыкальной сфере, расширения творческой свободы самодеятельных авторов и исполнителей, в результате снятия внешних ограничений возникает необходимость понимания того, какое место отведено в современном социуме Красноярска каждому из музыкальных направлений. Ведь сфера музыкального искусства города достаточно мозаична и не управляется из одного центра. Об этом свидетельствует тот факт, что в Красноярске существует множество как музыкальных коллективов, сформированных на базе учреждений культуры, так и обособленных самодеятельных объединений и сольных исполнителей, имеющих существенные различия в условиях и характере творческой деятельности.
Исходя из вышесказанного, в современных условиях развития музыкальной культуры большое значение приобретает деятельность менеджера, управленческая деятельность которого начинается со сбора, накопления и
переработки информации. Она представляет собой совокупность качественных и количественных сведений о процессах, протекающих в обществе и способствующих преодолению информационной недостоверности.
Так, попытка выявления музыкальных предпочтений населения Красноярска была сделана порталом по поиску работы и персонала «Зарплата.ру». Однако, основная задача разработчиков анкетирования заключалась в том, чтобы выяснить какую музыку слушают жители города лишь в рабочее время. Поэтому, на наш взгляд, собранных статистических данных недостаточно для описания того, какое место занимает музыкальное искусство в жизни населения города и какое из музыкальных направлений для них в приоритете. В связи с этим возникла необходимость проведения собственного социологического опроса среди жителей Красноярска с целью конкретизации ситуации, существующей в сфере музыкального искусства города.
Исследование проводилось посредством опроса в социальных сетях. Всего в опросе приняли участие 250 человек, из них молодые люди моложе 18 лет (18,7%), 18-25 лет (44,7%), 26-30 (16%) и старше 30 лет (20,7%). Результаты исследования показали, что популярная музыка пользуется наибольшим спросом (97,3%) среди опрошенных жителей города. Такие музыкальные направления как академическая (25,3%) и народная музыка (7,3%) являются менее востребованной у слушателей. Среди музыкальных жанров также больше голосов было отдано поп-музыке (80,7%), но и достаточное количество человек проголосовали за «рэп» (46,7%), «рок» (39,3%) и «электронную музыку» (36%). Следует заметить, что, отвечая на этот вопрос, респонденты чаще всего выбирали несколько жанров. Из этого следует, что музыкальные интересы людей достаточно многообразны. Также 56,7% респондентов ответили, что их музыкальные предпочтения изменились за последние несколько лет. Следовательно, музыкальный вкус людей может изменяться несмотря на возраст и правильно подобранный репертуар может поспособствовать росту интереса слушательской аудитории к разным музыкальным направлениям, в том числе народной и академической музыке. В опросе респондентам было предложено письменно ответить на вопрос о том, с творчеством каких красноярских музыкальных исполнителей и коллективов они знакомы. Самыми частыми ответами оказались: Дмитрий Хворостовский, Красноярский Академический симфонический оркестр, группы Яхонт, Limebrige и Мятный Бриз. Исходя из ответов на вопрос «Как часто Вы слушаете музыку?», можно заметить, что музыка занимает важное место в жизни большинства респондентов, так как 70% слушают её каждый день. Однако 44,7% из них ответили, что редко посещают концерты красноярских музыкальных исполнителей и 30,7% никогда не ходят на их концерты.
Основываясь на результатах проведённого исследования, можно заключить, что жанровые предпочтения респондентов разнообразны. На сегодняшний день среди молодёжи сохраняется интерес к академической музыке, однако это музыкальное направление значительно уступает популярной музыке. Также стоит заметить, что у опрошенных жителей города недостаточны или вовсе отсутствуют знания о красноярских исполнителях. В этих условиях сфера музыкального искусства Красноярска является разобщённой, а потребности людей в музыкальном искусстве не удовлетворёнными в полной мере. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать создание в городе единого концертного пространства, под которым мы понимаем сеть концертных залов, площадок, деятельность которых координируется из одного центра и направлена на обеспечение эффективного взаимодействия аудитории и исполнителей разных музыкальных направлений.
Подобный диалог как средство коммуникации между направлениями — явление привычное и повсеместно распространённое. В Красноярске оркестр ударных инструментов «Siberian Percussion» совместно с латвийской группой «DAGAMBA» уже организовывали концерт «LudwigvanRammstein», в программе которого прозвучали композиции Бетховена в музыкальной рок-обработке, а мелодии группы Rammstein получили академическое звучание. Но этот опыт, хоть и имел явный успех среди жителей города, в особенности молодёжи, реализуется редко.
Необходимость создания единого концертного пространства посредством диалога музыкальных направлений объясняется тем, что в результате этого синтеза происходит жанровое обогащение - появляются новые жанры, такие как рок - опера, рок - симфония, симфония - концерт, хоровая симфония и др. Также подобный диалог является наиболее рациональным в изучении всего многообразия музыкального искусства, так как предполагает сближение и взаимодействие субъектов данного процесса, при котором они не стремятся к доминированию или подавлению друг друга, а ищут и находят общие точки соприкосновения. Такой подход помогает обозначить перспективы дальнейшей модернизации музыкальной культуры в современном обществе, построенные на синтезе, взаимовлиянии, формировании толерантности по отношению к различным культурным субъектам.
Полем организации диалога музыкальных направлений и инструментом создания единого концертного пространства в сфере музыкального искусства Красноярска могут стать фестивали. Они, как одна из важнейших форм социально-культурной деятельности, позволят привлечь внимание широкой слушательской аудитории не только к академическому музыкальному искусству, но и к народному. Путём привлечения к участию молодых начинающих и профессиональных исполнителей музыкальный фестиваль может обеспечить концентрацию лучших творческих сил, достаточную для удовлетворения потребностей населения в музыкальном искусстве. Сбалансированное сочетание в программе музыки разных направлений также окажет значительное влияние на развитие музыкальной инфраструктуры территории. Расширение поддержки музыкальных фестивалей с участием большого количества солистов и творческих коллективов при условии их эффективного менеджмента должно рассматриваться в качестве приоритетного направления деятельности органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. В результате в городе сложится система распределения музыкального продукта, обеспечивающая повышение качества и расширение жанрового и репертуарного предложения, включая специальные программы для детей и юношества. Кроме того, создание такого концертного пространства поспособствует: развитию любительских форм музыкального исполнительства как среди детей и молодежи, так и среди прочих возрастных категорий граждан; развитию общественных потребностей в академической музыке, повышению востребованности высокохудожественного музыкального продукта различными социальными слоями и возрастными группами населения; развитию любительского музыкального движения (хоров, оркестров, ансамблей, в том числе школьных и студенческих).
Из вышесказанного можно заключить: музыкальная культура и музыкальное искусство как её элемент, аккумулируя духовное богатство, накопленное человечеством в прошлом и духовные ценности современного общества, реализуют общемировоззренческую, нравственно-воспитательную, просветительскую, коммуникативную, гедонистическую и другие функции. Музыкальное искусство, являясь мощным средством социально-психологического единения людей и стимулом их творческой активности, реагирует на все новые тенденции. Оно в свою очередь и само формирует внутренние установки человека, оказывая существенное влияние на духовное развитие общества. Следовательно, сфера музыкального искусства Красноярска будет успешнее при создании единого концертного пространства, где приоритетные направления модернизации музыкальной сферы:
1. Привлечение к участию как любителей, так и профессиональных исполнителей;
2. Синтез разных музыкальных направлений в программе мероприятий;
3. Сохранение культурных традиций музыкальных школ.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более детальном изучении как самой сферы музыкального искусства Красноярска, так и форм социально-культурной деятельности, которые вызывают у жителей города наибольший интерес. Это позволит глубже изучить проблемы в сфере музыкального искусства
и найти им эффективное решение.
Список используемой литературы:
1. Воротной. Менеджмент музыкального искусства: Учебное пособие [Текст]. СПб., 2013 - 256 с.
2. Гаврилова Л.В. Страницы истории музыкальной культуры Красноярска. - Красноярск: Краснояр. краев. научно-учеб. центр кадров культуры, 2013. - 126 с.
3. Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года [Текст]. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2015 г. № 2395-р.
4. Кривошея Б.Г., Лаврушева Л.Г., Прейсман Э.М. Музыкаль-ная жизнь Красноярска. - Красноярск, 1983. - С. 46-49.
5. Сосредоточиться помогает «Руки Вверх!»: красноярцы рассказали, какую музыку слушают на работе [Электронный ресурс]: НГС. НОВОСТИ. - Сетевое издательство. - 2017. URL: http ://ngs24.ru/news/more/51244871/
6. Царёва Е.С. Из истории музыкальной культуры Красноярска в годы революций и Гражданской войны (1917-1919 гг.) [Текст]. - Красноярск: КГАМиТ, 2011. - С. 359-373.
Царёва Е.С. Музыкальная жизнь Красноярска от истоков до 1922 года: пути формирования