УДК 330
Artem S. Shcherbakov
deputy general director, «Company «Five Stars» sherbakov.artem@mail.ru
Щербаков Артем Сергеевич
заместитель генерального директора, ООО «Компания «Пять Звезд» sherbakov.artem@mail.ru
Петров Сергей Валерьевич
кандидат экономических наук, доцент, Владимирский государственный университет psv01@yandex.ru
Крылов Василий Евгеньевич
кандидат физико-математических наук, ,
университет wek_70@mail.ru
Sergey V. Petrov
candidate of economic sciences, associate professor, Vladimir State University university psv01@yandex.ru
Vasily E. Krylov
Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Vladimir State University university wek_70@mail.ru
Менеджмент личности
в рамках неоклассической парадигмы менеджмента
Personality management as
a part of the of
the neoclasstical paradigm
in management sciences
Аннотация. В статье выявлены предпосылки развития менеджмента личности в рамках неоклассической парадигмы менеджмента. Произведён анализ иностранной и отечественной литературы, исследований в данном научном направлении с использованием метода научной индукции. Введено авторское определение менеджмента личности на русском, английском и китайском языках. Спрогнозировано дальнейшее развитие менеджмента личности.
Ключевые слова: менеджмент личности; менеджмент; личность; неоклассическая парадигма; парадигмы менеджмента.
Annotation. The article considers the background of the development of personality management within the framework of the neoclassical management paradigm. The analysis of foreign and domestic literature and research in this scientific field is carried out using the method of scientific induction. The author's definition of personality management is introduced in Russian, English and Chinese languages. The further development of personal management is predicted.
Keywords: personality management; management; personality; neoclassical paradigm; paradigms of management.
M
енеджмент - это молодая наука, однако вопросы, на которые она ищет ответ, будоражат человеческие умы не одну тысячу лет. Одним из таких вопросов является: как человеку стать эффективнее? В данной статье неоклассическая парадигма менеджмента рассмотрена сквозь призму времени, а так же выявлены предпосылки развития его нового направления -«менеджмента личности», что являлось основной целью данного исследования. Материалом для научного анализа и синтеза являются актуальные исследования в области менеджмента и психологии. Проанализированный материал взят из официальных источников, был использован метод научной индукции.
Неоклассическая парадигма менеджмента сформировалась как ответная реакция научного сообщества на классическую парадигму менеджмента,
ранее сформированную Ф.И. Тейлором, А. Файо-лем, и укрепившуюся в бизнесе. Неоклассическая парадигма, благодаря проведению хоторнских экспериментов в 1924-1932 годах и дальнейшему выявлению хоторнского эффекта, значительно повлияла на развитие гуманистической теории и практики менеджмента.
Следующие 30 лет гуманистическому менеджменту было уделено пристальное внимание. Однако в динамично развивающейся мировой экономике тренды быстро сменяют друг друга. Вследствие чего гуманистические теории потеснили более новые на тот момент системные концепции и связанные с ЭВМ школы менеджмента. Такие приоритеты давали стабильный рост экономик до начала 2000-х годов. Но возросшая наукоемкость производств и перспективная смена технологических укладов, заставляют пред-
принимателей и ученых по всему миру вновь, всё чаще, обращаться к гуманистическому менеджменту.
Одним из первых подобное развитие менеджмента было предсказано американским классиком менеджмента П. Друкером: «Производительность работника умственного труда должна, по всей видимости, стать целью управления
< ... > для этого потребуются, помимо всего про,
организации и к их работе. Цель - сделать максимально производительными специфические навыки и знания каждого отдельного работника» [4, с. 14].
В дальнейшем его слова были подтверждены успехом таких авторов как: Б. Трейси [3], Д. Аллеи [1], СР. Кови [6], Л. Хьюитт [10], Д. Кэнфилд [10], Б. Моран [7], М. Леннингтон [7], ГА. Архангельский [2] и др. Ии идеи стали частью поведения многих тысяч сотрудников, каждый их которых является частью экономики мира. Показательно, что во всех этих работах авторы стараются дать ответ на один вопрос: «Как человеку стать эффективнее?».
Никогда ранее в истории наук не наблюдалась подобная заинтересованность людей в поиске ответа на этот вопрос. Авторы данной статьи видят причину такой заинтересованности в глобальной информатизации и увеличившимся объемом информации, именуемым «информационным взры-». -ственный автор в области психологии СЮ. Ключников: «Сознание современного человека в значительно большей степени, нежели раньше, испытывает наплыв хаотической и разнородной информации, забивающей каналы восприятия и совершенно избыточной, не нужной человеку» [5, с. 315]. Под длительным воздействием подобной агрессивной среды, у людей часто формируется ши-». « -
процесс отражения множества разнообразных
, ,
характеризующийся фрагментарностью информа-
, , -
ностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между клипами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира» [8, с. 7].
Аналогичными характеристиками, а именно: фрагментарностью информационного потока, отсутствием целостной картины можно охарактеризовать работы иностранных и отечественных авторов в сфере менеджмента. Зачастую они рассматривают отдельные элементы менеджмента и некоторое количество достаточно поверхностной информации о предмете, не рассматривая глубинных причин и не выстраивая целостную систему. Всё это порождает ложное знание и фиктивные цели.
В истории менеджмента существовали попытки
,
все элементы менеджмента, необходимые персонально человеку, чтобы стать эффективнее. Приведём в пример две популярные из них. Первая носит название «Дизайн человека». Данная систе-
ма создана с целью реализации таких функций менеджмента, как: планирование, организация мотивация, контроль. Однако данная система не имеет ничего общего с наукой менеджмента, и поэтому, по мнению авторов, является псевдонаучной. Вторая называется «Лайф-менеджмент», по определению авторов, лайф-менеджмент - комплексная технология управления своей жизнью. Впервые термин «лайф-менеджмент» появился в 2003 году на конференции, посвященной тайм-менеджменту [9]. Данная система опирается на функции классического менеджмента, такие как: анализ ситуации, планирование, организация, мотивация, контроль. Используя данную систему, по мнению авторов, можно систематизировать часть данных, тем самым улучшив качество труда и жизни. Однако следует отметить, что отсутствует связь с психологией, что делает систему «сухой» и труднореализуемой в повседневной >шзни.
Более успешно у исследователей удаются работы, в которых приводятся авторские рекомендации по организацию работы (Д. Аллен, В.В. Ле-туновский), планированию (Б. Моран, М. Леннингтон), расстановке приоритетов (Л. Хьюитт, Д. Кэнфилд, М.В. Хансен), тайм-менеджменту (Т. Брайн, ГА. Архангельский) и популярной психологии (С. Кови). Количество научных, научно-популярных работ подобной тематики увеличивается с каждым годом, однако до сих пор нет термина, который бы объединил все эти работы. Вследствие этого, Щербаковым А.С. предложен термин «менеджмент личности», который в перспективе может объединить большинство вышеназванных работ. Мониторинг основных библиографических баз данных «РИНЦ», «Scopus», «Web of science» и поисковых систем «Google» и «Yandex», не выявил аналогичного понятия для термина «менеджмент личности».
Менеджмент личности - это система самопознания и самоорганизации личности, направленная на повышение эффективности в делах и качества жизни. Менеджмент личности базируется на таких науках как: менеджмент, психология, философия, биология. Менеджмент личности является частью неоклассической парадигмы менеджмента, расширяя ее.
Далее следуют эквивалентные термины и определения на английском и китайском языках, данные Щербаковым АС., с целью минимизации семантических и лингвистических барьеров, вызванных переводом. Английский эквивалент «personality management», китайский эквивалент «AféHl!».
Personality management is a system of self-development and self-management, aimed to increase the personal performance and improve the quality of life. Personality management is based on management, psychology, philosophy, biology. Personality management is part of the neoclassical paradigm of management.
лйеиж-глйй^ййй'Мйадж •
ШШШША^КШШШ ' ШвЖЭШ'ж AfSISSSilSS ' ' ШШ-'
На основании вышесказанного, мы можем выделить следующие предпосылки формирования менеджмента личности:
1. Возросшую наукоемкость производств и перспективную смену технологических укладов.
2. Формирование клипового мышления как способа защиты личности от воздействия агрессивной информационной среды.
3. Ежегодно возрастающее количество работ по менеджменту и психологии, биологии, философии, которые не объединены общим термином, но имеют много общего по содержанию.
4. Отсутствие аналогичного понятия для термина «Менеджмент личности» в библиографических базах данных: «РИНЦ», «Scopus», «Web of science» и поисковых систем «Google» и «Yandex».
Авторы прогнозируют следующее развитие менеджмента личности. В течение 2018 года, сотрудниками и выпускниками Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, специалистами консалтинговой компании ООО «МТим Менеджмент» и ООО «Компания «Пять Звезд», будет проведено исследование в рамках менеджмента личности, благодаря которому сформируются практические, теоретические основы будущей учебной дисциплины и опрошены респонденты с целью повышения актуальности менеджмента личности. В период 2019-2020 годов планируется издание учебного пособия по менеджменту личности. После 2020 года будет произведено внедрение учебной программы по дисциплине «Менеджмент личности» в выпускных классах муниципальных образовательных учреждений, частных образовательных учреждениях, первых курсов высших учебных заведениях РФ.
Литература:
1. Аллен Д. Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2018. 416 с.
2. Архангельский ГЛ. Тайм-драйв. Как успевать жить и работать. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. 272 с.;
3. Брайн Т. Тайм-менеджмент по Брайану Трей-си. Как заставить время работать на вас. М. : Апьпина Паблишер, 2018. 302 с.
4. Друкер П.Ф. Менеджмент. Вызовы XXI века. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. 387 с.
5. Ключников CM. Мастер жизни. Психологическая защита в социуме. М. : Беловодье, 2001. 592 с.
6. . .
людей. Мощные инструменты развития личности. М. : Альпина Паблишер, 2018. 398 с.
7. . 12 . 12 сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев / Б. Моран, М. Леннингтон. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. 208 с.
8. Семеновских ТВ. Феномен «типового мышления» в образовательной вузовской среде [Электронный ресурс] // Науковедение: интернет журнал. 2014. № 5 (24). URL: http:// naukovedenie.ru/ PDF/ 105PVN514.pdf (дата обращения: 25.05.2018).
9. Тренинговая компания «SÖVA» [Элеетронный ресурс]. URL: https://business-trener.ru/ lajf-menedzhment/ (дата обращения: 25.05.2018);
10. Хьюитт Л. Цельна я жизнь. Ключевые навыки для достижения ваших целей / Л. Хьюитт, Д. Кэнфилд, МБ. Хансен. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. 260 с.
Literature:
1. Allen D. Getting Things Done: The art of StressFree Productivity. Moscow : Mann, Ivanov and Fer-ber, 2018. P. 416.
2. Arkhangelsky G.A. A time drive. How to manage to live and work. Moscow : Mann, Ivanov and Fer-ber, 2014. P. 272.
3. Brian T. Time Power: A Proven System for Getting More Done in Less Time Than You Ever Thought Possible. Moscow : Alpina Pablisher, 2018. P. 302.
4. Druker P.F. Management. Challenges of the XXI century. M. : Mann, Ivanov and Ferber, 2012. P. 387.
5. Kljuchnikov C.Ju. Master zhizni. Psiholog-icheskaja zashhita v sociume. Moscow : Belovodie, 2001. P. 592.
6. Covey S.R. The 7 Habits of Highly Effective People: Restoring the Character Ethic. Moscow : Alpina Pablisher, 2018. P. 398.
7. Moran B. The 12 Week Year: Get More Done in 12 Weeks than Others Do in 12 Months / B. Moran, M. Lennington. Moscow : Mann, Ivanov and Ferber, 2014. P. 208
8. Semenovskikh T.V. The phenomenon of «clip-thinking» in the educational high school environment. Naukovedenie: internet-zhurnal, 2014. № 5 (24). Available at: http:// naukovedenie.ru/PDF/ 105PVN514.pdf (accessed 25.05.2018).
9. Training company «SOVA» [electronic resource]. URL: https://business-trener.ru/lajf-menedzhment/ (accessed 25.05.2018).
10. Hewitt L. The Power Of Focus / L. Hewitt, D. Canfield, M.V. Hansen. Moscow : Mann, Ivanov and Ferber, 2014. P. 260.