Научная статья на тему 'Менеджмент качества в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении для детей с речевыми нарушениями'

Менеджмент качества в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении для детей с речевыми нарушениями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Менеджмент качества в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении для детей с речевыми нарушениями»

И.А. Рыбалова

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Качество образования является одним из ориентиров модернизации российского образования, и ему отводится одна из центральных ролей в Национальном проекте "Образование".

Идея качества дошкольного образования на современном этапе развития педагогической науки и практики не только декларируется, но и активно реализуется. Являясь первым звеном в системе строящегося качественного образования страны, дошкольное образование на современном этапе развития общества представлено видовым разнообразием дошкольных образовательных учреждений. Реформирование системы дошкольного образования, проникновение в нее рыночных отношений способствовало тому, что сфера дошкольного образования все больше воспринимается в общественном сознании как сфера услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, их воспитанию, обучению, развитию и коррекции нарушений в развитии.

Особое место в этой системе отводится специальным (коррекционным) дошкольным образовательным учреждениям С(К)ДОУ, которые призваны создать условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с особыми потребностями.

По мнению специалистов, самую многочисленную группу среди детей с особенностями психофизического развития составляют дети с речевой патологией, которые посещают С(К)ДОУ для детей с речевыми нарушениями. Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие в этих учреждениях направлено на устранение речевого дефекта у детей, а также на предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактика дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению к обучению в школе) [5]. Коррекционно-образовательная деятельность (С(К)ДОУ), для детей с речевыми нарушениями направлена на достижение следующих целей: идеальной - "воспитание гуманной личности всесторонне и гармонически развитого, эмоционально благополучного и счастливого ребенка" и стратегической - "социальная адаптация и интеграция ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников" [2]. Коррекционная работа осуществляется в игровой, трудовой и интеллектуально-познавательной форме, а также посредством интеграции логопедических заданий в повседневную деятельность ребенка.

Услуга по определению современных международных (ISO) и российских (ГОСТ Р ИСО ) стандартов качества, в которых определены основные понятия, связанные с качеством, - это результат непосредственного взаимодействия поставщика (исполнителя) и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя. Качество определяется в документах как степень соответствия присущих характеристик требованиям, а качество услуги рассматривается как совокупность характеристик услуги, определяющих способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя.

В условиях вариативности и ориентированности специального дошкольного образования на инновационное развитие возникает необходимость осваивать подходы к обеспечению качества коррекционно-образовательных услуг, предоставляемых С(К)ДОУ населению, которые связываются с наличием в нем системы менеджмента качества. Системное управление качеством -новая парадигма управления в сфере специального дошкольного образования, связанная с выдвижением качества в ряд приоритетных задач функционирования системы С(К)ДОУ. Возможность действия системы менеджмента качества в специальном дошкольном образовании обеспечена "Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении". В настоящее время данный документ действует в статусе временного ГОС дошкольного образования. В нем сформу-

лированы основные требования к программному обеспечению образовательного процесса и педагогическим технологиям, характеру взаимодействия взрослого и ребенка, а также к развивающей среде дошкольного учреждения.

Анализ исследований (Ю.Ф. Гаркуша, М.В.Крулехт, Л.В. Лопатина, А.М.Майоров, В.П. Панасюк, М.М.Поташник, О.А. Степанова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) позволяет определить качество образования в С(К)ДОУ для детей с речевыми нарушениями как степень соответствия совокупности свойств и результатов коррекционно-развивающего образования детей-ло-гопатов дошкольного возраста прогнозируемым целям на основе норм, требований, стандартов, потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса: детей, педагогов (воспитателей, логопедов, психологов), медицинского персонала и родителей.

Коль скоро коррекционное образование - услуга, возникает необходимость осваивать подходы к обеспечению его качества, которые определены в концепции Всеобщего управления качеством (Total Quality Management). Данный документ представляет важное методологическое значение для теории и практики управления качеством образования в коррекционном ДОУ для детей с речевыми нарушениями, так как предусматривает всестороннее, целенаправленное и скоординированное применение систем и методов управления качеством в любой сфере деятельности [В.А. Исаев, В.П. Панасюк, Л.В. Мозгарев, В.И. Чекунов и др.].

В соответствии с вышеназванными документами, менеджмент качества в специальном (коррекционном) дошкольном учреждении для детей с речевыми нарушениями:

- это скоординированная деятельность по руководству и управлению С(К)ДОУ применительно к качеству;

- он позволяет преодолевать возникающие трудности и препятствия посредством непрерывного совершенствования системы С(К)ДОУ, предугадывая и предупреждая возможные кризисные ситуации;

- представляет собой комплексное понятие, которое включает пять составляющих:

1. политику в области качества, где устанавливаются цели, задачи ДОУ, как стратегические, так и оперативные;

2. планирование качества, которое строится на тщательном изучении общих и специальных потребностей и нужд потребителей коррекционно-образовательных услуг (детей-лого-патов, их родителей) и включает мероприятия по планированию качества этих услуг, процессов, управленческой и функциональной деятельности, а также подготовку плана по качеству и выработку основных положений по улучшению качества коррекционно-развивающего образования в С(К)ДОУ (качество процессов, систем и др.);

3. управление качеством - это деятельность оперативного характера, направленная на выполнение требований к качеству образования в С(К)ДОУ, исключение несоответствий и проблем, связанных с плохим качеством коррекционно-развивающего образования;

4. обеспечение качества, которое заключается в принятии системных мер для создания у потребителя (детей и родителей) и руководителей вышестоящих организаций уверенности в том, что все требования к качественному образованию детей-логопатов в С(К)ДОУ будут выполнены;

5. улучшение качества, которое является очень важным с точки зрения постоянного стремления системы С(К)ДОУ к совершенству (Образовательная программа, Программа развития и др.)

Построение в С(К)ДОУ внутренней системы управления качеством требует реализации в нем принципов современного менеджмента качества, перечисленных в концепции Всеобщего управления качеством (Total Quality Management). Рассмотрим их применительно к специальному дошкольному учреждению для детей с речевыми нарушениями.

Принцип ориентации на потребителя. Деятельность любой организации зависит от её потребителей, поэтому организация должна понимать текущие и будущие нужды потребителя, выполнять его требования и стремиться превзойти его ожидания. Потребителями услуг С(К)ДОУ для детей с речевыми нарушениями являются: государство, общество, личность (ребенок с речевой патологией и его родители).

Потребности государства в определенном качестве предоставляемых коррекционно-образовательных услуг в системе С(К)ДОУ для детей с речевыми нарушениями находят свое отражение в постановлениях, приказах, инструкциях и др.

Ориентация на школу как потребителя услуг С(К)ДОУ отражается в программе преемственности работы дошкольного учреждения для детей с речевыми нарушениями и школ (общеобразовательной, куда пойдут учиться выпускники С(К)ДОУ, речевое развитие которых по заключению ПМПК соответствует норме на момент "выхода" из детского сада, и коррекционноречевой, в которой продолжится коррекционно-речевая работа с детьми-выпускниками, имеющими речевые нарушения), являющейся обязательной составляющей годового плана дошкольного учреждения на учебный год (совместные педсоветы с учителями, консультации, патронаж выпускников в первый год их обучения в школе и др.).

В современном специальном дошкольном образовании изменение технологий воспитания и обучения происходит одновременно с изменением характера отношений "С(К)ДОУ - родители - воспитатель", в основе которых лежат взаимное уважение и доверие. Потребности потребителей услуг С(К)ДОУ изучаются в рамках образовательного маркетинга (интервью, анкетирование, беседы и др.). Основываясь на его результатах, дошкольное учреждение гибко реагирует на имеющиеся и формирующиеся образовательные потребности родителей через предоставление семье выбора программ, технологий, специального дошкольного образования.

В этой связи отметим, что одним из показателей качества предоставляемых услуг С(К)ДОУ для детей с речевыми нарушениями семье является его ориентация на взаимодействие с различными категориями родителей как заказчиками услуг: семьями воспитанников; с родителями, дети которых посещают группы кратковременного пребывания; с семьями, имеющими детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения; будущими родителями. Повышение конкурентоспособности каждого С(К)ДОУ связано с его способностью удовлетворять не только имеющиеся, но и предполагаемые требования потребителей услуг, изучение которых должно стать выделенным направлением его деятельности в системе менеджмента качества и обеспечить выполнение превентивных (профилактических) функций системы С(К)ДОУ (акции по изучению социума, выявление семей и отдельных детей, нуждающихся в социальной защите, индивидуальное сопровождение детей-инвалидов, детей с особыми нуждами, др.).

Специальные (коррекционные) ДОУ, предлагая населению основные услуги (коррекционно-образовательные) и дополнительные (коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие, физкультурно-оздоровительные, медицинские и др.), в своей работе должны ориентироваться не на "усредненного" потребителя, а учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей (адаптационные группы для детей раннего возраста, спортивные секции для мальчиков, девочек и др.), родителей ("клуб молодых мам", "клуб бабушек", "клуб отцов"), их культурный и образовательный уровень, степень компетентности в области педагогики и психологии, интересы, способности (студии танца, театральные, музыкальные гостиные и др.).

Менеджмент качества предполагает, что удовлетворенность потребителя необходимо определенным образом измерять и оценивать, а система качества должна содержать механизм выработки корректирующих действий в необходимых случаях. В этой связи в С(К)ДОУ должны систематически проводиться мониторинговые исследования удовлетворенности по изучению качеством образования в нем родителей и педагогов начальной школы.

Лидерство руководства. Руководители С(К)ДОУ (заведующий, заместители по учебновоспитательной и хозяйственно-административной работе, др.) своим личным примером должны демонстрировать приверженность качеству.

Заведующий как главное лицо в С(К)ДОУ определяет миссию своего образовательного учреждения и формирует политику качества. На ее основе системы управления качеством коррекционного образования в С(К)ДОУ должны выстраиваться как гуманитарные образования, ориентированные на личность воспитанника, педагога, родителя. Эти условия определяют актуальность проблемы трансформации управленческой культуры руководителя от директивной, административной к гуманитарной, основу которой составляют гуманистическая направленность и ценност-

ные ориентации на достижение качества коррекционно-образовательных услуг в С(К)ДОУ, научность мышления и профессиональная компетентность, зрелость гражданской и профессиональной позиции, демократический стиль управленческой деятельности на основе реализации идей командного менеджмента (сформированность у заведующего устойчивой ориентации на создание эффективно действующей управленческой межфункциональной команды по осуществлению мониторинга качества образования в С(К)ДОУ; создание Службы качества и др.).

Лидирующая роль руководителя заключается и в том, что он должен заботиться об обучении персонала С(К)ДОУ по вопросам качества (через систему методической работы в ДОУ, повышение квалификации в ИПК и других учреждениях и т.п.), а также обеспечивать необходимыми ресурсами решение задач качества коррекционно-развивающего образования (кадровыми, методическими, финансовыми, материально-техническими и др.).

Отметим, что реализация этого принципа требует определения руководством долгосрочной политики и миссии по вопросам качества и трансформации этой политики в измеряемые цели и задачи системы С(К)ДОУ, что должно найти свое отражение в документах: должностных обязанностях сотрудников, годовом плане коррекционно-образовательной работы ДОУ, комплексно-целевой программе развития С(К)ДОУ и др.

Вовлечение сотрудников. Система качества образования в С(К)ДОУ и ее механизмы должны побуждать сотрудников проявлять инициативу в постоянном улучшении качества деятельности, брать на себя ответственность в решении проблем качества на своем уровне управления качеством коррекционного образования (стратегическом (заведующий), тактическом (уровень заместителей заведующего), оперативном (воспитатель, логопед, психолог и др.)), представлять свое дошкольное учреждение потребителям (детям и родителям, школе, общественности) и всем другим заинтересованным сторонам в лучшем виде.

"Качество - методология и направление продвижения активного участия людей, основанная на вовлечении и ответственности каждого индивидуума" [4, с.118], а главный ресурс повышения качества образования в С(К)ДОУ - профессионально-личностный рост сотрудников, руководителя. Это требует дополнительного обучения и наставничества, организация которых должна преследовать три основные цели: освоение теории управления качеством; изменение у сотрудников отношения к проблемам качества; пробуждение сознательности у всех членов коллектива в качественном выполнении своих обязанностей.

Перед руководителем С(К)ДОУ для детей с речевыми нарушениям стоит задача создания условий для открытых коммуникаций, мотивационной среды для вовлечения всех сотрудников в работу по совершенствованию деятельности, направленной на исправление или уменьшение недостатков в речевом развитии детей, посещающих дошкольное учреждение, разработки мероприятий по стимулированию всех участников коррекционно-образовательного процесса на достижение его высокого качества.

Процессный подход. Стандарт КО 9001:2000 предполагает алгоритмический подход к проектированию системы качества как совокупности взаимосвязанных процессов, при этом для каждого процесса должны быть обеспечены следующие основные характеристики: входы и выходы процесса (результаты) четко определяются и измеряются (что требует, например, наличия комплексной программы мониторинга индивидуального развития каждого ребенка от поступления его в детский сад до перехода в школу); определяются потребители процесса (государство, школа, родители), идентифицируются их требования (социологический опрос, анкетирование, консультативный прием населения и др.) и изучается их удовлетворенность результатами процесса (мониторинг удовлетворенности родителей, школы процессом и результатами деятельности С(К)ДОУ др.); устанавливается их взаимодействие с другими процессами (коррекционно-образовательный процесс в С(К)ДОУ для детей с речевыми нарушениями - основной, и его качество зависит от качества вспомогательных процессов (управления, питания, оздоровления и др.); устанавливаются полномочия, права и ответственность за управление каждым процессом; при проектировании процессов определяется их ресурсное обеспечение (кадровое, методическое, финансовое, материальное и др.).

В С(К)ДОУ для детей с нарушениями в речевом развитии в центре внимания - личность ребенка-логопата: она находится на входе и выходе коррекционно-образовательного процесса. Результат деятельности такого дошкольного учреждения фиксируется в виде комплексного изменения личности ребенка, в котором особая роль отводится исправлению у него недостатков речи за период пребывания в детском саду Исходя из понимания индивидуальности как сущностного ядра личности, развитие индивидуальности ребенка в коррекционно-образовательном процессе рассматривается как цель системы С(К)ДОУ. Поэтому целостное развитие ребенка ориентировано на максимальную реализацию потенций растущего человека, развитие его зарождающихся склонностей, интересов, способностей к творчеству через осознание своих возможностей в посильной деятельности [3].

Системный подход к менеджменту. Принцип системного подхода тесно связан с предыдущим принципом и с представлением о системе качества как о совокупности взаимосвязанных процессов. Системный подход - методология познания и практики, в основе которой лежит рассмотрение объектов как систем. Система - это сеть взаимосвязанных элементов внутри рассматриваемого объекта, которые работают совместно для достижения цели, стоящей перед объектом [4, с. 106]. Составными элементами системы С(К)ДОУ для детей с речевыми нарушениями являются: коллектив (дети с речевой патологией, их родители, педагоги, обслуживающий персонал, администрация), базисные основания (ценности, миссия, цели, нормативно-правовые основы), управление, организационно-педагогическая структура (ступени дошкольного образования, возрастные группы и др.), коррекционно-образовательный процесс (цели, содержание, технологии, организация взаимодействия педагогов и детей); условия для обучения, воспитания, коррекции нарушений в развитии, лечения, социальной адаптации и интеграции и др., которые приобретают специфические черты в соответствии со специальной миссией в обществе С(К)ДОУ для детей с речевыми нарушениями.

Целевые ориентиры системы С(К)ДОУ должны быть известны каждому члену коллектива, имеющему к ней отношение, так как без общей цели система не может существовать. Важно отметить также и тот факт, что процессы управления качеством образования должны пронизывать все подсистемы С(К)ДОУ а философия качества должна стать ядром корпоративной культуры в нем.

Постоянное совершенствование. Постоянное улучшение деятельности С(К)ДОУ следует рассматривать как его неизменную цель. Качество образования в С(К)ДОУ для детей с речевыми нарушениями связано с их общим развитием и улучшением научно-методического, коррекционно-развивающего, воспитательного, образовательного, управленческого потенциала дошкольного учреждения. В этой связи особое внимание должно уделяться формированию инновационной среды коррекционно-образовательного процесса через "активный поиск новых, вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам, их научно-методическое обоснование и экспериментальную апробацию" [6]. Так, наряду с традиционными методами, в логопедической работе с дошкольниками сегодня используются нетрадиционные: кинесиология мозга, кинезотерапия, музыко-, арома-, хромо-, фито-, физио-, сказкотерапия, ведется поиск расширения арсенала методов и форм работы с родителями и детей-логопатов и др.

Среди стратегических программ планирования качества образования в С(К)ДОУ для детей с речевыми нарушениями ("Программа развития ДОУ", "Комплексно-целевая программа "Здоровье" и др.) значимое место в нем отводится "Образовательной программе", которая выстраивает стратегию качества образования в конкретном С(К)ДОУ на ближайшую перспективу -предстоящий учебный год, отражает специфику коррекционно-образовательного процесса (структуру, содержание, технологии, формы и т.д.) конкретного учреждения в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ "Об образовании", Типовыми положениями о дошкольном и специальном (коррекционном) образовательном учреждениях; с учетом Временного стандарта дошкольного образования и речевых диагнозов детей, посещающих дошкольное учреждение.

Образовательная программа С(К)ДОУ для детей с речевыми нарушениями, являясь нормативно-управленческим документом, "определяет содержание образования определенного уров-

ня и направленности" (Закон Российской Федерации "Об образовании" статья 9); служит основанием для лицензирования, сертификации С(К)ДОУ; является моделью коррекционно-образовательного процесса, которая ежегодно подлежит видоизменению, приведению ее в соответствие с потребностями воспитанников С(К)ДОУ и их родителей как заказчиков коррекционно-образовательных услуг; обеспечивает комплексирование программ в коррекционно-образовательном процессе общеразвивающей ("Радуга", "Детство", "Развитие" и др.) и специализированной коррекционно-речевой направленности ("Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи" (Г. А. Каше, Т.Б. Филичева), "Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием" (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, "Программа обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста" (С.А. Mиронова) и др.) и парциальной (парциальных) ("Гармония", "Синтез" (К.В. Тарасовой); "Основы безопасности детей дошкольного возраста (H.H. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина и др.).

Это требует, с одной стороны, информирования населения о видовом разнообразии предоставляемых коррекционно-образовательных услуг С(К)ДОУ через использование таких каналов, как радио, газеты, телевидение, издание информационных справочников и рекламных проспектов и др., с другой, постоянного отслеживания качества специального образования на основе Временного стандарта дошкольного образования (самоэкспертиза, аттестация и аккредитация).

Принятие решений, основанное на фактах и данных. Этот принцип является альтернативой обычно применяемого в практике управления способа принятия решений на основе интуиции и прошлого опыта. Реализация принципа требует, прежде всего, измерения и сбора достоверных и точных данных о всех направлениях деятельности С(К)ДОУ, качестве коррекционно-образовательных услуг, что обеспечивает мониторинг. Авторами (Я.В. Абрамовских, К.Ю.-Белой, M3. Крулехт, О.А. Сафоновой и др.) исследованы различные аспекты применения мониторинга в управлении дошкольным учреждением. На основе исследований авторов (В.П.Каль-ней, M.В.Крулехт, АММайорова, M.M.Поташника, С. Е. Шишова и др.) мы определяем мониторинг качества образования в системе С(К)ДОУ для детей с речевыми нарушениями как непрерывное, диагностическое наблюдение, оценку и прогноз качества специального образования детей-логопатов на основе выявления его соответствия прогнозируемым результатам, нормам, стандартам и ожиданиям субъектов коррекционно-образовательного процесса.

Управление качеством образования в С(К)ДОУ для детей с речевыми нарушениями требует измеряемости результатов коррекционно-образовательного процесса, причем Временный стандарт дошкольного образования лишь частично дает основу для построения квалиметричес-кой системы качества образования в дошкольном учреждении. Авторы-разработчики ГОС дошкольного образования (Р.Б. Стеркина, Е.Г. Юдина и др.) считают, что необходима разработка таких подходов к определению качества образовательных услуг в ДОУ, которые позволят оценить результаты образования детей дошкольного возраста, не помещая в центр этой экспертизы ребенка. Именно эти задачи должен решить разрабатываемый федеральный компонент стандарта дошкольного образования, определяющий возрастные характеристики ребенка на этапе завершения дошкольного образования. В качестве таких характеристик выступают: компетентность; творческие способности (креативность); любознательность (исследовательский интерес); инициативность (самостоятельность, свобода, независимость); коммуникативность (социальные навыки), образ "Я" (базовое доверие, чувство защищенности); ответственность; произвольность. Каждое из этих качеств характеризуется посредством анализа его проявлений в контексте разных видов детской деятельности. Данные характеристики выступают в качестве целей развития детей в дошкольном возрасте и определяют основные возможные достижения в развитии ребенка к моменту перехода от дошкольного детства к школьному.

В рамках целевой комплексной программы "Государственный стандарт в системе непрерывного образования" специалистами кафедры коррекционной и специальной психологии Mill У осуществлена попытка определения основных требований к психолого-педагоги-ческим образовательным условиям, которые должны быть обеспечены для детей, чье развитие по разным причинам проходит неблагополучно [1]. Создание адекватных условий, учиты-

вающих особенности психического развития ребенка при разных вариантах отклонений в речевом развитии, будет способствовать нормализации психических процессов, мышления, речи и деятельности ребенка-дошкольника, а также его социализации и, в целом, повышению качества образования в С(К)ДОУ.

В последние годы, с учетом новейших достижений науки и практики, делаются попытки построения комплексов диагностических методик с определенными теоретическими обоснованиями, рекомендациями к обработке и количественными показателями, значительно облегчающими оценку получаемых результатов. Несомненное значение в дефектологии представляет опыт создания систем для оценки речевого развития у дошкольников. Дифференциальная диагностика речевых нарушений является основой для построения индивидуальной коррекционно-образовательной программы каждому ребенку, облегчает логопеду выбор адекватной коррекционной методики, а медикам - подбор медикаментозного фона, более рациональное использование массажа, физиотерапии, фитотерапии и др. средств медицинского воздействия (М.А. Поваляева, 2007).

Вместе с тем, важнейшей задачей науки и практики в решении проблемы обеспечения качества предоставляемых услуг в С(К)ДОУ на современном этапе развития коррекционного образования является создание нормативно-методической базы для оценки качества образования в С(К)ДОУ (состояние здоровья детей; достижения воспитанников, педагогов, системы ДОУ и др.).

Взаимовыгодные отношения с партнерами (поставщиками). Реализация этого принципа требует четких и открытых связей и отношений, обмена информацией и планов на будущее между С(К)ДОУ для детей с речевыми нарушениями и его партнерами в коррекционно-развивающем образовании детей, их родителями, школой. Актуальность этого принципа подтверждается усиливающимися тенденциями к расширению социального партнерства С(К)ДОУ с учреждениями здравоохранения, образования и культуры, правоохранительными органами и органами социальной защиты, укрепления связей с образовательными учреждениями более высоких ступеней образования - школа, колледж, вуз и т.д. При этом модернизация образования, декларация идей гуманного отношения к ребенку способствует пересмотру, как характера, так и содержания взаимодействия специального дошкольного учреждения и вышеназванных структур, расширению интегративных связей, объединению усилий специалистов в целях коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Специфика реализации данного принципа менеджмента качества в С(К)ДОУ заключается в особой роли родителей, которые одновременно являются потребителями его услуг и, в тоже время, его заинтересованными партнерами в деле воспитания, обучения, развития и коррекции отклонений в речевом развитии ребенка. Коррекционно-развивающие программы, направленные на исправление речевого недоразвития у детей дошкольного возраста, рассматривают взаимодействие с родителями воспитанников как основное условие создания единого коррекционно-образовательного пространства в С(К)ДОУ.

Партнерские отношения с родителями воспитанников устанавливаются в тех С(К)ДОУ, где педагогические коллективы предлагают родителям различные виды сотрудничества и совместного творчества: вечера вопросов и ответов, устные журналы, организуют студии, клубы, где родители получают необходимые знания, умения и навыки по коррекции и развитию речи у своих детей, повышают свою психологическую и педагогическую культуру на родительских собраниях, открытых занятиях, семинарах-практикумах и др.

Родители, в свою очередь, участвуют в работе попечительского совета С(К)ДОУ, благоустройстве групп и территории детского сада, являются полноправными субъектами коррекционно-образовательного процесса, принимая участие в организации и проведении коррекционноразвивающих занятий, развлечений, утренников и др.

В заключение следует отметить, что от качества коррекционно-образовательной работы, своевременности и эффективности принятых мер, тесного взаимодействия и партнерства педагогов, врачей и родителей зависят судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие, его будущее и адаптация в обществе. Построение целостной системы качества образо-

вания в С(К)ДОУ для детей с речевыми нарушениями - процесс очень длительный, требующий, прежде всего, качественных ГОС дошкольного образования, учета при оценке качества требований к психолого-педагогическим образовательным условиям для детей с речевой патологией, квалитативной (в области качества) компетентности руководителей и педагогов, принятия каждым членом коллектива основных положений философии качества и др. Вместе с тем, учет принципов менеджмента качества в управлении позволит уже сегодня повысить качество коррекционно-образовательных услуг, оказываемых С(К)ДОУ семьям, имеющим детей-логопатов.

Литература

1. Аттестация дошкольного образовательного учреждения по коррекционно-педагогическому направлению работы. М., 2007.

2. Гаркуша Ю.Ф. Специальные преобразования педагогического пространства как стратегия воспитания детей с нарушением речи / Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М., 2001.

3. Крулехт М.В. Детский сад и семья как партнеры педагогического взаимодействия // Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт Петербурга. СПб., 2001.

4. Менеджмент качества современного вуза // Стратегический менеджмент вуза: Учеб. пособие / А.Л. Гавриков, В.И. Исаев, Т.А Каплунович, М.П. Певзнер, Р.М. Шерайзина и др.; Под ред. А.Л. Гаврикова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2003.

5. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. Ростов н/Д., 2007.

6. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.