МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА
Менеджмент качества работает не только на имидж
Многие учреждения Академии наук, осознавая важность внедрения СМК, стремятся сертифицировать свою деятельность в соответствии с международными стандартами. По состоянию на 20 февраля 2012 г. таких организаций насчитывается 14. Об их деятельности рассказывает руководитель аппарата Президиума НАН Беларуси Петр ВИТЯЗЬ
- Для того чтобы сертифицировать систему менеджмента качества на том или ином предприятии, нужно сначала ее создать. Есть ли на этот счет конкретный регламент, рекомендации для академических учреждений? Как организована система консалтинга?
- В НАН Беларуси консалтинговую деятельность осуществляет Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси и НПЦ НАН Беларуси по продовольствию, которые предлагают
полный комплекс услуг: обследование организации, обучение персонала с выдачей свидетельств, составление перечня необходимых мероприятий и документов, предоставление проектов стандартов, участие во внутренних аудитах и др.
- Можете ли вы сказать, что у организаций, работающих в соответствии с СМК, повышается эффективность работы, улучшается финансовое положение, укрепляются позиции на рынке? Если можно, приведите конкретные примеры.
- Следует отметить, что создание систем менеджмента качества в учреждениях НАН Беларуси положительно сказывается не только на их имидже, но также
и на хозяйственной деятельности. Так, например, ОКБ «Академическое» в 2011 г получило сертификат соответствия, удостоверяющий, что система менеджмента качества проектирования и изготовления технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, соответствует требованиям СТБ ИСО 9001-2009. Согласно исследованиям, уже в первом полугодии 2011 г. наблюдался значительный рост степени удовлетворенности заказчиков предприятия. По результатам инспекционного контроля ОТК за сентябрь - декабрь количество несущественных отклонений по цеху №1 составило 2,1%, цеху №2 - 1,8%, конструкторскому отделу - менее 1%. Эти показатели
свидетельствуют об эффективном функционировании таких сертифицированных процессов, как анализ СМК и постоянное улучшение, проектирование, разработка и постановка продукции на производство и непосредственно ее выпуск.
Внедрение системы менеджмента в Институте технологии металлов также отразилось на социально-экономических показателях. Выполненный объем работ составил 8,08 млрд руб., или 124% по сравнению с 2010 г., в том числе экспорт -171,2 тыс. руб. Созданы и внедрены 8 передовых (114% в сравнении с 2010 г.) производственных технологий. По индивидуальным заказам изготовлено и поставлено потребителям 8 единиц оборудования (200% в сравнении с 2010 г.).
В Институте мясо-молочной промышленности НАН Беларуси сертифицированная система менеджмента качества разработки технических нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, а также проведения научно-исследовательских работ эффективно функционирует в области биотехнологий, мясного и молочного направлений. Это касается технологий мясных продуктов, сыроделия и маслоделия, молочноконсервного производства, выпуска цельномолочных продуктов и концентратов, детского питания, микробиологических исследований и т.д. В октябре 2011 г. система менеджмента качества института успешно прошла пла-
№4(110) Апрель 2012 НАУКА И ИННОВАЦИИ 15
ТЕМА НОМЕРА
новый инспекционный контроль в органе по сертификации систем управления РУП «БелГИМ». После внедрения СМК существенно повысились экономические показатели предприятия.
По итогам аудита в 2011 г. получила сертификат соответствия Центральная научная библиотека им. Якуба Коласа НАН Беларуси. Он удостоверяет, что система менеджмента качества учреждения по предоставлению информационно-биб-
лиотечных услуг и проведению научно-исследовательской работы в области библиотековедения, библиографоведе-ния, истории книги и информационной деятельности соответствует требованиям СТБ ISO 9001-2009.
- Каковы преимущества внедрения системы менеджмента качества?
- Во-первых, это наглядность. Процессный подход позволяет рассматривать все технологические процессы во
взаимодействии. Во-вторых, организующий момент: руководство концентрирует свои силы и делает упор на решении наиболее существенных задач. В-третьих, развивается корпоративная культура. И наконец, повышается ответственность руководителей среднего звена. В конечном итоге все это работает на главное -приемлемое качество продукта и услуг, обеспечивающее удовлетворенность клиентов. ■
От управления качеством - к качеству управления
Владимир Воробьев, заместитель директора НПО «Центр»:
- Научно-производственное республиканское унитарное предприятие НПО «Центр» - одно из ведущих производителей центробежного и раскройного оборудования на территории стран СНГ, ориентированное на разработку и выпуск высокотехнологического инновационного оборудования. Данное обстоятельство повлияло на процесс организации системы управления качеством. Благодаря расширению ассортимента выпускаемой продукции с ориентацией на потребности и пожелания заказчика, повышению качества и улучшению потребительских свойств изделий предприятие смогло не только адаптироваться к новым рыночным условиям, но и постепенно наращивать свою мощь. Стабилизировался выпуск продукции, появилась динамика роста реализованного
товара, в том числе и на экспорт. В этом году темп роста поставок продукции на внешние рынки составил более 115,1%. Постоянное изучение ситуации на рынках стран СНГ и ближнего зарубежья, понимание того, что успех предприятия заключается в выпуске и реализации высококачественной и конкурентоспособной продукции, привели к тому, что мы одни из первых среди учреждений НАН Беларуси приняли решение о создании системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000. Специалистами РУП «БелГИМ» была проведена сертификация системы менеджмента качества на соответствие требованиям СТБ ISO 9001 и в 2007 г. подписан сертификат соответствия. Пройдя путь от разработки до внедрения СМК, мы можем поделиться своими выводами в отношении успехов и возникающих трудностей. Важнейшее и определяющее условие плодотворной работы в этом направлении - отношение к проблеме высшего руководства. Если деятельность по созданию СМК находится в центре его внимания и постоянно поддерживается, если руководители относятся к этим процессам неформально, выделяя необходимые ресурсы, - успех обеспечен. Не менее важен этап проведения анализа существующей на предприятии системы требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 и определение объема работ. Известно, что в основе внедрения международных стандартов лежит обучение персонала - от руководителей высшего звена до рабочих, в ходе которого приходится многое переосмысливать и преодолевать. Не все работники сразу позитивно относятся к обучению и зачастую воспринимают его формально. На этапе документирования СМК возник психологический барьер неприятия создаваемых
Система менеджмента качества, внедряемая организациями Национальной академии наук, призвана содействовать повышению конкурентоспособности выпускаемой инновационной продукции и услуг. О том, как идет этот процесс в различных учреждениях, рассказывают их руководители и специалисты.
16 НАУКА И ИННОВАЦИИ №4(110) Апрель 2012