Научная статья на тему 'МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОКАЗАНИЮ КАДАСТРОВЫХ УСЛУГ'

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОКАЗАНИЮ КАДАСТРОВЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система менеджмента качества / аудит / кадастровая услуга / организация / quality management system / audit / cadastral service / organization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н.Ю. Карабанова, М.С. Акимова, Ю.С. Иванова

Статья посвящена вопросу внедрения системы менеджмента качества в организации, оказывающие кадастровые услуги. Предлагаются алгоритм проведения аудита менеджмента качества кадастровой организации, включающий определение компетентностного профиля и кадрового потенциала; пакет нормирующих документов: стратегия с политиками качества, руководство по качеству, стандарт организации и записи по качеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT OF ORGANIZATIONS PROVIDING CADASTRAL SERVICES

The article is devoted to the implementation of a quality management system in organizations providing cadastral services. The algorithm of the quality management audit of the cadastral organization is proposed, including the definition of the competence profile and human potential; a package of regulatory documents: a strategy with quality policies, a quality manual, an organization standard and quality records.

Текст научной работы на тему «МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОКАЗАНИЮ КАДАСТРОВЫХ УСЛУГ»

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОКАЗАНИЮ КАДАСТРОВЫХ

УСЛУГ

Н.Ю. Карабанова, канд. экон. наук, доцент М.С. Акимова, канд. экон. наук, доцент Ю.С. Иванова, канд. экон. наук, магистрант

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (Россия, г. Пенза)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-10-1-146-150

Аннотация. Статья посвящена вопросу внедрения системы менеджмента качества в организации, оказывающие кадастровые услуги. Предлагаются алгоритм проведения аудита менеджмента качества кадастровой организации, включающий определение компетентностного профиля и кадрового потенциала; пакет нормирующих документов: стратегия с политиками качества, руководство по качеству, стандарт организации и записи по качеству.

Ключевые слова: система менеджмента качества, аудит, кадастровая услуга, организация.

По данным Национальной палаты кадастровых инженеров, в России на рынке кадастровых услуг работает около 10 тысяч организаций, деятельность которых регулируют 9 саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (СРО КИ) (табл.). Система менеджмента качества (СМК) кадастровых услуг, начиная с 2016 года, отнесена к прерогативе Национальной палаты кадастровых инженеров и СРО КИ, которыми разработаны типовые стандарты и правила осуществления кадастровой деятельности, типовые договора на выполнение кадастровых работ, правила профессиональной этики, отраслевые

стандарты, иные технические документы [1].

Однако, действующая СМК кадастровых услуг направлена преимущественно только на кадастровых инженеров, и не затрагивает менеджмент качества организаций, функционирующих на рынке кадастровых услуг. Кадастровые инженеры могут регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, юридических лиц или устраиваться в качестве работника таких организаций. Поэтому крайне важно обратить внимание на СМК организаций, оказывающих кадастровые услуги.

Таблица. Действующие СРО КИ в России по состоянию на октябрь 2023 г. [1-101

Название Месторасположение Количество кадастровых инженеров в реестре

Ассоциация «Саморегулируемая организация кадастровых инженеров» г. Москва все: 10332 действительные: 4839 исключенные: 5493

Ассоциация саморегулируемая организация «Объединение кадастровых инженеров» г. Краснодар все: 2159 действительные: 1259 исключенные: 900

Саморегулируемая организация Ассоциация «Объединение кадастровых инженеров» г. Новосибирск все: 2509 действительные: 1635 исключенные: 874

Саморегулируемая организация Ассоциация кадастровых инженеров «Содружество» г. Пермь все: 1817 действительные: 1107 исключенные: 710

Саморегулируемая организация «Ассоциация кадастровых инженеров Поволжья» г. Казань все: 2125 действительные: 1468 исключенные: 657

Название Месторасположение Количество кадастровых инженеров в реестре

Саморегулируемая организация Союз «Некоммерческое объединение кадастровых инженеров» г. Саратов все: 1567 действительные: 1222 исключенные:345

Ассоциация «Союз кадастровых инженеров» г. Москва все: 1940 действительные: 970 исключенные: 970

Ассоциация «Гильдия кадастровых инженеров» г. Москва все: 2089 действительные: 1109 исключенные: 980

Саморегулируемая организация Ассоциация «Некоммерческое партнерство «Кадастровые инженеры юга» г. Ростов-на-Дону все: 2934 действительные: 1946 исключенные: 988

Все современные организации переходят на формирование СМК, в основе которой заложены принципы ориентации на потребности клиента, управления процессами, постоянного улучшения.

Перед процессом внедрения СМК в кадастровую организацию, необходимо проведение аудита: анализ основных характеристик предприятия, обследование имеющейся документации по качеству; оценка компетентности сотрудников; оценка качества работ и услуг компании.

Наибольшее внимание в аудите необходимо уделять обследованию кадрового по-

тенциала. Сделать это можно, например, на основе компетентностного подхода. Компетенции делятся на универсальные и профессиональные, определить которые можно по средствам составления опросника. Респондент отвечает на вопросы, а модератор по совокупности всех ответов анализирует и присваивает итоговый балл уровню его компетентности. По результатам обработки ответов респондентов и ранжирования уровня их компетентности, составляется компетентностный профиль организации (рис. 1).

Рис. 1. Пример визуализации компетентностного профиля организации

Для интерпретации полученных профилей компетентности предлагается составление матрицы (рис. 2), как основы принятия управленческих решений: обучать, если обнаружился недостаток знаний, умений и навыков; развивать, когда есть базо-

вые умения и нужно раскрыть потенциал; мотивировать, если необходимый набор знаний и умений есть, но не используется на полную; уволить, когда воспитывать и обучать нецелесообразно [11].

Потенциал

Низкий

Средний

Высокий

m

Нужна переоценка ra Будущие звезды й Состоявшиеся звезды ё

Недостаточно компетентны EÉ Нужна переоценка га Будущие звезды

Неэффективные сотрудники й Недостаточно компетентны EÉ Нужна переоценка EÉ

Уровень понимания Уровень знаний и Уровень мастерства опыта

Уровень развития профессиональных компетенций

Рис. 2. Управление кадровым потенциалом по системе Мкаро^ НСМ [11]

Для того, чтобы детально сконструировать и внедрить СМК в кадастровую организацию, необходимо выполнить следующие действия:

1. Планирование. Следует определить круг ответственных лиц, которые будут реализо-вывать внедрение, составлять программу и определять степень участия сотрудников в управлении качеством (рис. 3).

Должностные лица

Бизнес-процессы/ подпроцессы н 3

5 И п а 9 " >, « См К

Планирование СМК п □

Определение целей и политики в обла- А □ сти качества

Составление проектов документов А СМК

Обучение и развитие кадров А ■

Мотивирование и стимулирование со- А ■ трудников

Корректировка положений СМК А Утверждение документации СМК А Внедрение цифрового документооборота в области контроля качества Исследованне рынков, потребителей, продвижение компании Коммуникации с партнерами, подготовка соглашений, договоров, кон трактов

Заключение сделок А

Проектирование, разработка доку ментацин

Оказание дополнительных услуг А Сервис_

-е-

О

А

■о

а

Р в

О м

а с

е к

Условные обозначения: ▲ - владеет процессом ■ - руководит процессом □ -задействован в процессе Рис. 3. Пример распределения функций и ответственности при планировании СМК кадастровой организации с использованием матрицы ЯАС! [12]

2. Документирование. Предлагается следующий состав документации СМК: Стратегия организации, содержащая политику и цели в области качества, миссию, намерения и ключевые направления деятельности в области качества; руководство

по качеству (хотя и не требуется, но может быть принято решение о введении этого документа); стандарт организации, в состав которого войдут требования к обязательным процедурам СМК; записи о качестве. В рамках утверждения каждого вида

документов в области качества подразумевается проведение различных мероприятий, в т.ч. цифровизация производственных процессов.

3. Контроль. Осуществляется мониторинг процесса внедрения документации по качеству: собирается информация, анализируется и оценивается результативность. В результате устанавливается соответствие уровня организации положениям СМК.

4. Корректировка. По результатам контроля производятся необходимые поправки в документацию по качеству, совершенствуются технологические процессы,

Таким образом, СМК кадастровой организации - относительно новое веяние времени, при этом, это трудоемкий, длительный и затратный процесс, требующий постоянного мониторинга и контроля для своевременного корректирования отклонений от заданной программы. Но необходимо регулировать не только качество кадастровых услуг, но и всей деятельности кадастровой организации инструментами менеджмента качества, что позволит повысить эффективность производства и обоснованность управленческих решений по ротации кадров.

принимаются управленческие решения.

Библиографический список

1. Национальная палата кадастровых инженеров. Реестр членов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ki-rf.ru/reestr/ (дата обращения: 13.10.2023).

2. СРО «Кадастровые инженеры». Реестр членов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://reestr.roscadastre.ru/# (дата обращения: 13.10.2023).

3. Ассоциация саморегулируемая организация «Объединение кадастровых инженеров». Реестр членов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://asroki.ru/reestr-chlenov-associacii/sro-ki-

information?page=1&term=&status=92&submit=%D0%9D%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0% B8 (дата обращения: 13.10.2023).

4. Саморегулируемая организация Ассоциация «Объединение кадастровых инженеров». Реестр членов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sokin.ru/01.01.02.01/member_list.aspx (дата обращения: 13.10.2023).

5. Саморегулируемая организация ассоциация кадастровых инженеров «Содружество». Реестр членов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ski-pk.ru/sro/members (дата обращения: 13.10.2023).

6. Ассоциация кадастровых инженеров Поволжья. Реестр членов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://np-okirt.ru/o-partnerstve/reestr-chlenov-partnerstva/ (дата обращения: 13.10.2023).

7. СРО Союз «Кадастровые инженеры». Реестр членов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kiportal.ru/reestr/reestry-sro/reestr-chlenov.html (дата обращения: 13.10.2023).

8. СРО Ассоциация «Союз кадастровых инженеров». Реестр членов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.srokadastr.ru/sro/members (дата обращения: 13.10.2023).

9. Ассоциация «Гильдия кадастровых инженеров». Реестр членов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kadastrsro.ru/index.php/reestr (дата обращения: 13.10.2023).

10. СРО «Кадастровые инженеры юга». Реестр членов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kades.ru/reestr/2016-06-08-08-27-19 (дата обращения: 13.10.2023).

11. Mirapolis HCM: система управления человеческим капиталом. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mirapolis.ru/blog/metodi-ocenki-kompetencii/?ysclid=lnprl07gzm50276426 (дата обращения: 14.10.2023).

12. Michael L. Smith and James Erwin. Role & Responsibility Charting (RACI). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.workfront.com/sites/default/files/imported/pdfs/raci_r_web3_1.pdf (дата обращения: 14.10.2023).

QUALITY MANAGEMENT OF ORGANIZATIONS PROVIDING CADASTRAL SERVICES

N.Yu. Karabanova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor M.S. Akimova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Yu.S. Ivanova, Candidate of Economic Sciences, Graduate Student Penza State University of Architecture and Construction (Russia, Penza)

Abstract. The article is devoted to the implementation of a quality management system in organizations providing cadastral services. The algorithm of the quality management audit of the cadastral organization is proposed, including the definition of the competence profile and human potential; a package of regulatory documents: a strategy with quality policies, a quality manual, an organization standard and quality records.

Keywords: quality management system, audit, cadastral service, organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.