Научная статья на тему 'Менеджмент качества и интеллектуальный капитал в обучении профессионалов'

Менеджмент качества и интеллектуальный капитал в обучении профессионалов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / КАЧЕСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТ / КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова Т. Ю.

Показано, что управление и автоматизация процессов требует дифференциации, учета специфики сфер деятельности экономических агентов, создания интеллектуальных систем на базе экономико-математических методов и прикладных моделей оптимизации используемых ресурсов, прикладного программного обеспечения, реализации кибернетических принципов иерархии, адаптации и интеграции, новых знаний, творчества и конкуренции лиц, принимающих решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALITY MANAGEMENT AND INTELLECT CAPITAL IN PROFESSIONAL EDUCATION

The management and automation processes in different spheres of economic agents (EA) activities processes, the appliance of economic and mathematics methods and models included in the intellect management and decision making systems are dealt with. The intellectual property system has been worked out which is powerful enough, flexible, adaptive and cheap, covering a wide range of applicable areas, methods of resources optimization, decision making models under uncertainty and risks. This system employs the principles of hierarchy, modules, multi-function, adaptability and integration. The upper level of the system forms up the expertise model due to the competence in subject areas.

Текст научной работы на тему «Менеджмент качества и интеллектуальный капитал в обучении профессионалов»

УДК 65.0 (075.8)

Т.Ю. Давыдова, канд. пед. наук, (4872) 38-79-56, [email protected] (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ В ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Показано, что управление и автоматизация процессов требует дифференциации, учета специфики сфер деятельности экономических агентов, создания интеллектуальных систем на базе экономико-математических методов и прикладных моделей оптимизации используемых ресурсов, прикладного программного обеспечения, реализации кибернетических принципов иерархии, адаптации и интеграции, новых знаний, творчества и конкуренции лиц, принимающих решения.

Ключевые слова: обучение, качество, управление, интеллект, капитал.

Ускорение научно-технического прогресса и инновации вносят серьезные коррективы в быт и сознание современных людей. По мнению многих ученых и бизнесменов, изменения в бизнесе, управлении, образовании и других сферах деятельности намного превысили новации предшествующих 50 лет. Специалисты переоценивают изменения, могущие произойти в ближайшие два года, и недооценивают изменения последующих 10 лет [1-3].

Любой экономический агент (ЭА) - предприятие, вуз, система дополнительного профессионального образования - должен ориентироваться на грамотную инновационную политику, освоение новых технологий, знаний, позволяющих производить новые виды продукции и услуг с более высоким качеством при допустимых затратах. В технике инновации обусловливаются принципиально новыми технологиями, в экономике - их внедрением и широкомасштабным применением, в образовании - приобретением новых знаний с использованием на практике. Из множества побудительных факторов в интеллектуально-инновационной деятельности (ИИД) ЭА, в т.ч. в сфере образования выделяются творчество как способность интегрирования (синтеза) дискретных элементов знаний в новые, ранее не известные комбинации и конкуренция, создающие «петлю взаимного усиления», когда конкуренция способствует ускорению внедрения инноваций

Инновации обычно возникают в результате научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), выбора новых подходов, совершенствования организационных структур и систем управления. Конкурентные преимущества ЭА обусловлены применением новых технологий, товаров и услуг, совершенствованием способов производства и маркетинга, сменой лидеров в отраслях при устаревании знаний и методов управления; появлением новых сегментов отраслей,

привлекающих множество покупателей, изменением стоимости ресурсов, стандартов на производство продукции, охрану окружающей среды, цен и тарифов на энергоносители и др.

Производители инноваций, включая педагогов, должны нести ответственность перед обществом за безопасность инноваций, включая экологическую, информационную, психологическую, социально-экономическую и правовую сферы. Если в ИИД ЭА творчество и конкуренция - внутренние факторы побуждения, то изменения внешней среды, научно-технический прогресс, государственная политика, стремление к потреблению - внешние движущие силы. Новые знания и компетенции специалистов в анализе, оценке и управлении рисками неотъемлемы от моделирования, применения информационных технологий, интеллектуальных систем, их прикладного программного обеспечения.

Если ранее риски оценивались в основном при проектировании, создании и эксплуатации потенциально опасных объектов и установок, надежных информационных и человеко-машинных систем управления, то сегодня важна оценка комплекса рисков, присущих управлению ИИД. Новые знания важны в качественной подготовке менеджеров на базе экономико-математических методов и прикладных моделей, теории принятия решений с учетом факторов риска. Инновации - средство преодоления кризисных социально-экономических явлений, обеспечения национальной безопасности страны, повышения качества жизни, роста производительности и качества труда. Стратегия развития России должна ориентироваться на развитие интеллектуальных сегментов экономики, управление инновациями как на носитель созидания, действенное средство успеха в конкуренции. Экономически развитые страны мира активно применяют новые механизмы финансирования ИИД ЭА в условиях дефицита инвестиций - лизинг, секьюритизацию, венчурное финансирование, аутсорсинг и т.п. Ни одно технологическое новшество не обеспечивает достаточного уровня реальной экономической эффективности без адекватных изменений в структуре, методах и инструментарии управления. Вспомним слова великого земляка Л.Н. Толстого: «Знания - орудие, а не цель». Обеспечить долгосрочную конкурентоспособность ЭА невозможно без изменений их внутренней и внешней среды под влиянием управляющих воздействий (экзогенных, эндогенных, рефлекторных, входных, выходных и промежуточных). Факторами позитивной динамики развития ЭА являются: смена предпочтений потребителей, требующая от производителей изменения дизайна, конструкции, ассортимента выпуска продукции; внутриорганизационные изменения (реновации, замена устаревшего и изношенного оборудования, смена стратегического видения руководства ЭА); изменения во внешней среде (привлечение ресурсов, новых рынков,

изменение условий, политик конкуренции, отстаивание своих интересов). С позиции рационального выбора - это усиление конкурентной позиции ЭА, а системного подхода - приближение фактических относительных параметров конкурентоспособности во внешней среде к целевым ориентирам (функциям) ЭА.

Стратегия инновационного развития ЭА обеспечивает самостоятельное формирование правил поведения на новых рынках, достаточный уровень устойчивости и адаптации к выбору продуктовых, технологических и модифицирующих инноваций, отличающихся предпринимательскими и финансовыми целями и ориентирами [1-3].

Оценить общую эффективность реализации стратегии инновационного развития ЭА можно на базе модели Шумпетера с учетом главных факторов производства: новых продуктов (услуг), технологий, техники или технологического оборудования, источников ресурсов производства или качественно новых ресурсов; форм и методов организации производства, труда и управления; новых рынков, качеств потребителей или качественно новых потребностей. Качественно оценить издержки, сопровождающие процессы реализации инновационной стратегии, можно на основе анализа инновационного потенциала ЭА, т.е. оценки степени его готовности к инновационным преобразованиям при учете интеллектуального капитала (ИК) и знаний, используемых для достижения стратегических целей развития. Соотношение рыночной стоимости капитала и балансовой стоимости материальных активов крупных мировых корпораций составляет примерно 5-30:1. При высоком инновационном потенциале эти ЭА даже в отсутствие ресурсов для ИИД способны быстро найти нужные ресурсы.

Масштаб целей инновационного развития ЭА определяется на базе матрицы, отражающей соотношение темпов инновационных преобразований и уровня сложности реализуемых задач. Можно получить качественную оценку отклонения фактической конкурентной позиции ЭА от ее целевого (желаемого) значения. Решение о выборе и реализации инновационных стратегий предусматривает расчет риска достижения поставленных целей развития. Чем выше уровень инновационного потенциала ЭА, тем ниже риски формируемых стратегий и предпочтительнее выбор в условиях множества альтернатив.

В оценке эффективности процессов инновационного развития ЭА следует выделять и анализировать сопутствующие риски (приоритета стратегических решений, эффективности влияния научно-технических, социально-экономических и организационно-управленческих инноваций). Множество альтернатив реализации инноваций в условиях динамичной внешней среды многократно увеличивает риск неудачного результата применения инноваций. не только из-за ошибок ЛПР, но и любых случайностей.

Под риском в ИИД понимают возможность возникновения благоприятных условий, отражающихся в какой-то мере, масштабе, глубине их проявления на результатах инноваций. При этом возникают последствия: желаемый результат недостижим; технические или экономические параметры хуже предполагаемых или желаемых; издержки инноваций превышают запланированные; цель достигнута с большим опозданием, чем это планировалось. Отсюда главная цель любого ЭА -обеспечение долгосрочной и устойчивой конкурентоспособности, а основная функция - обеспечение безопасности и противодействие рисковым ситуациям благодаря управлению рисками, исключению, смягчению и минимизации возможных негативных последствий при достижении стратегических целей. Главное в управлении рисками -определить альтернативы развития событий, возможность и последствия их наступления. Предвидение рисков как один из важных этапов управления инновационным развитием ЭА - ключевой фактор успеха в любом бизнесе, предпринимательстве, управлении и образовании. Отсюда главная задача риск-менеджера - определение критических значимых параметров бизнес-процессов, установление предельных значений для них, разработка алгоритмов поведения при проявлении рисковых ситуаций и мероприятий по профилактике и диагностике риска. На успех организации управления рисками влияют: методология (уровень развития инструментов, методов и средств управления рисками); организация и практика, качество исполнения мероприятий в управлении рисками. Если тот или иной риск является непреодолимым барьером, необходим пересмотр принимаемых решений. Наряду с экономическими и иными критериями выбора стратегии следует учитывать критерии рискованности, методы моделирования, алгоритмы описания сценариев развития рисков и возможных последствий; оценки стратегий, эффективных мер, моментов профилактики и разрешения рисков инноваций в развитии и координации ИИД. Привлечение персонала к принятию решений по управлению рисками и их реализации неотъемлемо от определения компетенций по должностям, межличностным коммуникациям, специфики корпоративной культуры, планирования ИИД, оптимизации распределения ресурсов и т.п.

Персонал ЭА следует обучать разработке:

- принципов, критериев и методов формирования основных рисков стратегии развития ИИД с учетом корпоративных интересов, прогнозирования рисковых ситуаций и их последствий для заинтересованных сторон;

- мер профилактики рисков; выбора методов и разработке стратегий управления рисками, принятию и реализации инновационных решений с учетом компетенций, должностных позиций, взаимных коммуникаций, приоритетов управления риском.

Успех обучения зависит от выбора состава, последовательности изложения, темпа и формы передаваемой обучающимся лицам информации, уровня их подготовки и индивидуальных способностей. Возврат к предыдущим стратегиям в обучении позволяет закреплять знания, развивать творческие способности, овладевать известными стратегиями и порождать новые. Декомпозиция читаемых курсов на темы обеспечивает их четкую обозримость, а структуризация темы - глубину ее познания с охватом как единого целого.

Следует ясно представлять связь обучения с перспективой деятельности и достижением успеха обучающимся, для чего нужны точные модели «образованного человека» с ответом на вопросы: каким стратегиям и их трансформациям, в каких диапазонах факторов сложности AF и до каких стратегий обучающийся должен быть обучен? Только при этом возможен целенаправленный отбор методов, средств и оптимальных траекторий обучения с учетом адаптации и ограничений на располагаемые ресурсы, затраты времени и сил обучения.

Оценочными показателями при этом могут выступать [4-8]:

- коэффициент использования определенного i-го вида (этапа) образования в последующем ^+1)-м виде (этапе) K\i+i, рассчитываемый как доля интегральной эффективности i-го этапа в интегральной эффективности (i+1)-ro этапа (графически - площадь под характеристическими кривыми 3i+1(Fj) и 3i(Fj), аналитически - выражение (1)):

Fi ,2+1 Fi max F(i+1)max

Kf,i+1 = ( J Э+1^F + J 3tdF)/ J Э +1dF; (1)

F(i+1)min Fi,i+1 F(i+1)min

- степень новизны знаний, получаемых обучающимся на (1+1 )-м этапе образования Кп11+1 (выражение (2)), причем коэффициент Кп11+1 непосредственно отражает полезность 1-го этапа образования для (1+1)-го этапа. Если образование на (1+2)-м этапе или практическая деятельность предполагают использование обеих стратегий Э1 и Э1+1, то следует уменьшать Кп1,1+1 при условии достаточно твердых знаний Э1 или специальных их повторений в период (1+1)-го этапа образования для закрепления и поддержания Э1:

Кн1,1+1 = 1/Кп1,1+1; (2)

- коэффициент «устаревшего» материала Кп11+1 (выражение (3)). Если Э1+1 - стратегия практической производственной деятельности, то долю Э1. не входящую в Э1+1, нельзя рассматривать как устаревшие знания при использовании их в непроизводственной деятельности. Обучение связано с воспитанием обучающегося лица, лучшим пониманием им других

обучающихся во взаимодействии (у индивидуальных наборов стратегий должна быть достаточна площадь под характеристическими кривыми):

Fi ,7+1 max F(i+1)max (3)

KfJ+1 = ( J Э+idF + J Э^)/ J Э+idF (3)

F F F

-r(i+1)min r i,i+1 ri min

В процессе обучения лиц особенно важно контролировать начало формирования очередной стратегии Si+1 в недрах действующей стратегии Si. Управляя вниманием и эмоциями личности в процессе обучения, можно уменьшать объем предлагаемого материала или сокращать сроки обучения. Если обучающийся осваивает навыки оперативного управления техникой и имеет ассоциацию с субъективно значимой ситуацией, то его эмоциональное напряжение намного выше, чем в процессе решения абстрактных задач. Лишь при наличии эмоций твердо усваиваются и запоминаются новые стратегии деятельности. Компьютеризация в обучении и практике позитивна, если она облегчает труд, учебу или делает их более производительными, легкими и эффективными при сокращении сроков и затрат на обучение. При этом следует: прекращать обучение лишь на эволюционном плато очередной стратегии; экзаменовать по всем стратегиям обучения с применением компьютерных средств, адекватных условиям воспроизведения данной стратегии. При известных характеристических кривых стратегий следует оценивать: сколько и какие стратегии должен осваивать обучающийся для эффективной работы в заданных интервалах AF; порядок освоения стратегий и надежность (стабильность) их усвоения, когда и в какие моменты времени надо заканчивать обучение; каковы динамика эффективности в ходе обучения, потери эффективности при трансформациях стратегий; каковы оптимальные траектории обучения с учетом длительности, допустимых уровней сложности, суммарных потерь, эффекта; выбор ограниченного числа действительно необходимых обучающих элементов - уроков, лекций, практических занятий для обеспечения необходимого уровня освоения требуемого набора стратегий, прямых и обратных трансформаций между ними.

Обучение на базе интеллектуальных систем и информационных технологий и программных средств дает наибольший эффект в условиях:

- создания прогноза развития структур деятельности в экономике, бизнесе, производстве, сфере обслуживания, науке и др.;

- синтеза имитационных моделей («характеристических портретов») требуемых специалистов, определения состава профессиональных стратегий и перспектив применения новых информационных технологий и программных средств, реализующих опыт преподавания, решения оптимизационных задач;

- исследования оптимальных траекторий обучения, начиная с детских видеоигр и кончая профессиональной деятельностью, решением

рутинных, типовых и творческих задач, формирования индивидуальных психологических портретов обучающихся, выделения их склонностей и способностей (какую часть времени, как долго занимался разными предметами, в чем достиг успеха);

- использования индивидуализации обучения с учетом мотивации.

Список литературы

1. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю. Системы гибридного интеллекта: Экономика. Управление. Образование. - М.: Высшая школа, 2008. - 546 с.

2. Актуальные вопросы государственного (регионального) и муниципального управления: теоретические и практические аспекты: Монография / Арсеньев Ю.Н. и др./ под общ. ред. В. Д. Киселева и Ю.Н. Арсеньева: в 4 т. Орел: Изд-во ОРАГС, 2006, 2008, 2009, 2010.

3. Арсеньев Ю.Н., Орлихина Н.Е., Давыдова Т.Ю. Система образования: экономика, информатизация, менеджмент качества. М.; Тула: ГОУ ДПО «ИПК и ППРО ТО», 2009. 341 с.

4. Давыдова Т. Ю. Интеллектуальные ресурсы и управление знаниями: Монография. М.: Изд-во ВЗФЭИ, 2011. 348 с.

5. Давыдова Т.Ю. Интеллектуально-производственный потенциал субъектов рынка: методы управления, оценки качества и эффективности: Монография. М.: Высшая школа, 2005. 274 с.

6. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю. Образование, экономика знаний и подготовка кадров: Монография. - М. - Тула: Изд-во ВЗФЭИ, ТулГУ, 2011.- 311 с.

7. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю. Бизнес. и менеджмент-образование в подготовке экономика знаний и подготовка кадров. М.; Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. 286 с.

8. Венда В.Ф. Системы гибридного интеллекта. Эволюция, психология, информатика. М.: Машиностроение, 1990.

Davidova T.U.

THE QUALITY MANAGEMENT AND INTELLECT CAPITAL IN PROFESSIONAL EDUCATION

The management and automation processes in different spheres of economic agents (EA) activities processes, the appliance of economic and mathematics methods and models included in the intellect management and decision making systems are dealt with. The intellectual property system has been worked out which is powerful enough, flexible, adaptive and cheap, covering a wide range of applicable areas, methods of resources optimization, decision making models under uncertainty and risks. This system employs the principles of hierarchy, modules, multi-function, adaptability and integration. The upper level of the system forms up the expertise model due to the competence in subject areas.

Key words: education, management, quality, intellect, capital.

Получено 30.10.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.