Научная статья на тему 'МЕНЕДЖМЕНТ ИНДУСТРИИ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ'

МЕНЕДЖМЕНТ ИНДУСТРИИ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательство / гостиничный бизнес / методы оценки эффективности управления / entrepreneurship / hotel business / methods for assessing management effectiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Г.Н. Юсупова, Конокбай Кызы Жамал

Статья посвящена исследованию организационных вопросов управления индустрией гостиничного бизнеса. Одним из важнейших аспектов функционирования современной системы гостиничного бизнеса, является организационные аспекты менеджмента. Наиболее эффективная деятельность по управлению индустрией гостиничного предпринимательства может быть достигнута только при комплексном применении методов менеджмента. Использование системы этих методов позволяет взглянуть на объект улучшения со всех сторон, что помогает избежать просчетов в деятельности организации. Эффективная система управления гостиничным хозяйством должна базироваться на методах управления, под которыми понимаются способы воздействия на коллективы или отдельных работников с целью координации их деятельности в процессе работы для достижения целей организации. Основной целью исследования, заключается в формировании выводов по результатам изучения организационных аспектов менеджмента в индустрии гостиничного предпринимательства. В результате исследования было показано, что предпринимательство в гостиничном бизнесе представляет собой совокупность принципов, методов, средств и форм воздействия на интересы, поведение и деятельность работников с целью максимального использования их интеллектуальных и физических возможностей при выполнение трудовых функций, обеспечение необходимых пропорций уровня производительности труда и объемов производства для поддержания постоянного соответствия подготовки и подготовки кадров требованиям научно-технического прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Г.Н. Юсупова, Конокбай Кызы Жамал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE HOTEL INDUSTRY: ORGANIZATIONAL ASPECTS

The article is devoted to the study of organizational issues in managing the hotel business industry. One of the most important aspects of the functioning of a modern hotel business system is the organizational aspects of hotel business management. The most effective activities in managing the hotel industry can only be achieved with the integrated application of management methods. Using a system of these methods allows you to look at the object of improvement from all sides, which helps to avoid miscalculations in the organization’s activities. An effective hotel management system should be based on management methods, which are understood as ways of influencing teams or individual employees in order to coordinate their activities in the process of work to achieve the goals of the organization. The main purpose of the study is to draw conclusions based on the results of studying the organizational aspects of management in the hotel industry. As a result of the study, it was presented that entrepreneurship in the hotel business is a set of principles, methods, means and forms of influencing the interests, behavior and activities of workers in order to maximize the use of their intellectual and physical capabilities when performing labor functions, ensuring the necessary proportions of the level of labor productivity and production volumes to maintain constant compliance of personnel training and education with the requirements of scientific and technological progress.

Текст научной работы на тему «МЕНЕДЖМЕНТ ИНДУСТРИИ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ»

МЕНЕДЖМЕНТ ИНДУСТРИИ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ

Г.Н. Юсупова1 Конокбай кызы Жамал2

1Международный университет Кыргызстана 2Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-2-1-187-190

Аннотация. Статья посвящена исследованию организационных вопросов управления индустрией гостиничного бизнеса. Одним из важнейших аспектов функционирования современной системы гостиничного бизнеса, является организационные аспекты менеджмента. Наиболее эффективная деятельность по управлению индустрией гостиничного предпринимательства может быть достигнута только при комплексном применении методов менеджмента. Использование системы этих методов позволяет взглянуть на объект улучшения со всех сторон, что помогает избежать просчетов в деятельности организации. Эффективная система управления гостиничным хозяйством должна базироваться на методах управления, под которыми понимаются способы воздействия на коллективы или отдельных работников с целью координации их деятельности в процессе работы для достижения целей организации. Основной целью исследования, заключается в формировании выводов по результатам изучения организационных аспектов менеджмента в индустрии гостиничного предпринимательства. В результате исследования было показано, что предпринимательство в гостиничном бизнесе представляет собой совокупность принципов, методов, средств и форм воздействия на интересы, поведение и деятельность работников с целью максимального использования их интеллектуальных и физических возможностей при выполнение трудовых функций, обеспечение необходимых пропорций уровня производительности труда и объемов производства для поддержания постоянного соответствия подготовки и подготовки кадров требованиям научно-технического прогресса.

Ключевые слова: предпринимательство, гостиничный бизнес, методы оценки эффективности управления.

Гостиничное предпринимательство в Кыргызской Республике признан как один из приоритетных и экспортно-ориентированных отраслей «зеленой» экономики. В новом проекте Постановления Правительства КР «О туризме», установлены правовые, экономические, социальные, организационные и институциональные основы гостиничного бизнеса как сферы туристической деятельности [7].

На 1 января 2023 года, по данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики «Основные индикаторы развития туризма в КР», отмечается, что предоставление услуг гостиницами и услуг для туристического проживания в 2018 году по сравнению с 2022 годом увеличились. Представим данные на нижеследующей таблице.

Таблица 1. Основные индикаторы предоставления услуг гостиницами для туристиче-

ского проживания (млн. сом) в 2018-2022 годы в К кыргызской Республике [61

2018 2019 2020 2021 2022

Всего 23 833 25 663.5 16 017.2 21 315.6 29 564.8

Предоставление услуг гостиницами и услуг для туристического проживания, а также прочими местами для кратковременного проживания 3 277.4 3 380.4 1 153 1 812.5 3 950.6

Предоставление услуг ресторанами, мобильных и прочих услуг по обеспечению пищей, а также барами 20 555.6 22 283.1 14 864.2 19 503.1 25 614.2

Данные таблицы показывают, что развитие индустрии гостиничного предпринимательства в разрезе прибыльности повышается в сравнении с прошлым годом. Есть отличие в импорте и экспорте туристических услуг, предоставленных для иностранных граждан и граждан Кыргызстана, которые отмечены положительным сальдо для нашего государства, кроме периода негативного воздействия пандемии КОВИД-19.

Организационные аспекты управления предприятием гостиничного бизнеса опирается на следующих принципах: необходимость тесной связи управления предприятием со стратегией развития организации; количественная оценка затрат на работу с персоналом и их влияние на экономические показатели производства.

Соответственно, эффективная система менеджмента индустрией гостиничного бизнеса должна базироваться на методах менеджмента, под которыми понимаются способы воздействия на коллективы или отдельных работников с целью реализации координации их деятельности в процессе работы для достижения целей организации.

Для адекватной оценки эффективности управления организацией необходимо соблюдать следующие условия:

- наличие четкого понимания конечной цели;

- наличие четкого представления о ресурсах, которые необходимы для оптимального достижения этой цели;

- наличие четких критериев оценки эффективности [1, 2].

Поскольку, как уже говорилось, управленческий процесс невозможно целиком и полностью свести к количественному описанию, можно выделить два аспекта оценки эффективности: объективный и субъективный.

Объективно эффективность формулируется через показатели работы организации и результативность решений руководства. Субъективная сторона проявляется в восприятии менеджером, подчиненными и другими заинтересованными лицами ре-

зультативности усилий по достижению поставленных целей и решению задач.

Важной субъективной характеристикой результативности является удовлетворенность трудом. Под удовлетворенностью понимается оценочное отношение работника, коллектива в целом к содержанию и различным аспектам трудовой деятельности. На уровень удовлетворенности трудовой деятельностью влияют следующие факторы:

1) общие характеристики трудовой деятельности (тяжесть, режим, условия труда, уровень заработной платы и пр.);

2) восприятие работником своей трудовой деятельности. У разных людей разные требования к одним и тем же аспектам деятельности. В самом общем виде отношение к труду можно рассматривать на трех уровнях: отношение к труду вообще, отношение к конкретной профессии, сфере деятельности и отношение к конкретному рабочему месту;

3) степень соответствия квалификации и образования работника предъявляемым на рабочем месте требованиям. Если требования выше, это создает сложность и увеличивает тяжесть работы. В обратном случае работа становится монотонной и неинтересной, хотя могут присутствовать элементы легкости выполнения задач;

4) длительность трудовой деятельности.

С одной стороны, со временем работник

адаптируется к выполняемому виду деятельности, набирается опыта и мастерства. Следовательно, удовлетворенность растет. С другой стороны, длительность работы может понижать удовлетворенность, поскольку исчерпывается содержательность, исчезают элементы новизны;

5) социально-сравнительный фактор, когда работник сравнивает свое положение (в том числе полученное вознаграждение и затраченные усилия) с положением других сотрудников;

6) уровень ожиданий и пр. [3; 4; 5].

Очевидно, что субъективное восприятие

эффективности может является дополнением к общей оценке управления, однако определяющую роль должны играть объективные критерии.

Максимально эффективное управление гостиничным бизнесом может быть достигнуто только за счет комплексного использования методов управления. Использование системы этих методов позволяет взглянуть на объект улучшения со всех

сторон, что помогает избежать просчетов в деятельности организации.

Организационно-управленческая структура гостиничного бизнеса представлена на следующем рисунке (рис. 1.)

Административно - управленческая стуктура гостиничного бизнеса

Отдел приема и размещения

Отдел инженерно технического обслуживания

Вспомогательные и дополнительные службы

Сектор общественного

Рис. 1. Организационная структура управления гостиничного бизнеса [5]

Подводя итоги исследования, а также с целью разработки рекомендаций по совершенствованию системы управления индустрией в гостиничном бизнесе, следует отметить, что проблемы управления во всех гостиничных предприятиях вытекают из стиля управления.

Заключение

В целом, в дополнение в управлении в индустрии гостиничного предпринимательства, к квалификации и профессионализму необходим принцип гостеприимства (заботы о клиентах компании). Не менее значительную часть работы представляет навыки и способность правильно и эффек-

тивно выстраивать отношения с клиентами гостиницы. Такие качества, как общение, стойкость, высокий уровень культуры, аккуратность, опрятность, обаяние и хорошая дикция, являются принципиально квалификаций и профессионализмом. А в индустрии гостиничного предпринимательства знание иностранных языков также весьма важно.

Отсюда вывод: деятельность предприятия невозможна без качественной политики по управлению индустрией гостиничного предпринимательства, которая определяет конкретные действия по управлению коллективом.

Библиографический список

1. Аманова К.А. Экономическая целесообразность развития экологического туризма в Кыргызстане / К.А. Аманова // Вестник международного университета Кыргызстана. -2013. - № 1(23). - С. 58-63. - EDN XFVPPF.

2. Гуляева М.К. Совершенствование взаимоотношений с потребителями в гостиничном бизнесе / М.К. Гуляева, В.А. Иванова //Вызовы времени и новые возможности развития организаций: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф., Кострома, 26 мая 2022 г. -Кострома, 2022. - С. 19-26. - EDN HHHRBX.

3. Менеджмент в гостиничном бизнесе. Учебное пособие / Е. Мамырбеков, И. Анаятова, Г. Байтенова, А. Биджанов. - Астана, 2018. - 125 с.

4. Сарварова Н.И. Современные методы управления гостиницей / Н.И. Сарварова,

B.А. Чернов // Современные проблемы и технологии в сфере туризма, сервиса и предпринимательства: российский и зарубежный опыт: Сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конф. с межд. участием, Хабаровск, 20-21 окт. 2022 года. - Хабаровск, 2023. -

C. 158-160. - EDN KUABEQ.

5. Human resource management in the hotel business / G.N. Yusupova, E.K. Choguldurova, N.A. Yugay, K.J. Konokbay // Leadership and Management. - 2023. - Vol. 10, № 4. - P. 15151528. - DOI 10.18334/lim.10.4.119504.

6. Национальный статистический комитет КР, 2018-2022 гг. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.stat.kg/ru/statistics/turizm/. (дата обращения:15.01.2024).

7. Постановление Правительства Кыргызской Республики, от 23 окт. 2018 г. № 501 «О проекте Закона КР «О туризме». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/12663. (дата обращения:15.01.2024).

MANAGEMENT OF THE HOTEL INDUSTRY: ORGANIZATIONAL ASPECTS

G.N. Yusupova1

Konokbay kyzy Jamal2

international University of Kyrgyzstan

2Kyrgyz National University named after J. Balasagina

(Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. The article is devoted to the study of organizational issues in managing the hotel business industry. One of the most important aspects of the functioning of a modern hotel business system is the organizational aspects of hotel business management. The most effective activities in managing the hotel industry can only be achieved with the integrated application of management methods. Using a system of these methods allows you to look at the object of improvement from all sides, which helps to avoid miscalculations in the organization's activities. An effective hotel management system should be based on management methods, which are understood as ways of influencing teams or individual employees in order to coordinate their activities in the process of work to achieve the goals of the organization. The main purpose of the study is to draw conclusions based on the results of studying the organizational aspects of management in the hotel industry. As a result of the study, it was presented that entrepreneurship in the hotel business is a set of principles, methods, means and forms of influencing the interests, behavior and activities of workers in order to maximize the use of their intellectual and physical capabilities when performing labor functions, ensuring the necessary proportions of the level of labor productivity and production volumes to maintain constant compliance of personnel training and education with the requirements of scientific and technological progress.

Keywords: entrepreneurship, hotel business, methods for assessing management effectiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.