Научная статья на тему 'Менеджмент и управление качеством в контексте инноваций вуза'

Менеджмент и управление качеством в контексте инноваций вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / ИННОВАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / TOURISM / MANAGEMENT / QUALITY MANAGEMENT / MANAGEMENT EFFECTIVENESS / INNOVATIONS / INTERNATIONAL QUALITY STANDARDS / SYSTEM APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Звонников В. И.

Управление качеством в контексте инноваций рассмотрено с позиции эффективного управления организацией. Определены основные проблемы эффективности управления качеством. Проанализированы международные стандарты качества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management and quality management in the context of innovation in tourism university

Management in the context of innovation is considered from the perspective of effective organization management. The main problems of quality management effectiveness are identified. International quality standards are analyzed.

Текст научной работы на тему «Менеджмент и управление качеством в контексте инноваций вуза»

вания: заочной, экстерната, открытого обучения, дистанционного обучения, «частичного времени», «сэндвичной формы» и др.

□ Таким образом, предлагаемая структура системной теории развития профессионального туристского образования включает: исходный постулат, четыре вытекающих из него идеи, 13 принципов и 40 условий их реализации.

Как известно, основными требованиями к любой теории являются 121:

1) Требование полноты, т. е. теория должна научно описывать все относящиеся к ее предметной области явления, процессы и связи между ними.

2) Требование непротиворечивости, т. е. все посту латы, идеи, принципы и другие конструкции теории логически не должны противоречить друт другу.

В данном случае требование полноты теории развития профессионального туристского образования, очевидно, обеспечивается построением иерархической системы классификаций (с соблюдением всех правил их построения, охватывающих в совокупности все существенные стороны и аспекты рассматриваемого объекта) по выделенным основаниям классификаций.

Требование непротиворечивости, очевидно, также удовлетворяется за счет соблюдения тех же правил построения классификаций. В частности, того правила, что члены классификаций должны исключать друг друга, а также тех обстоятельств, что в каждом случае классифицировались разные объекты и что классификации строились по разным не совпадающим основаниям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новиков А. М. Постиндустриальное об- 3. Новиков Д. А. Теория управления образо-

разование. М.: Эгвес, 2008. вательными системами. М.: Народное обра-

2. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методоло- зование, 2009. гия. М.: Синтег, 2007.

В. и. звонников

МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИЙ ВУЗА

УДК 338.24+658.6:378

Управление качеством в контексте инноваций рассмотрено с позиции эффективного управлении организацией. Определены основные проблемы эффективности управ, ичиш качеством Проана.ипированы международные стандарты качества.

Ключевые слова: туризм, менеджмент, управление качеством, эффективность управления, инновации, международные стандарты качества, системный подход, профессиональные компетенции.

management in the context of iniumition is considered from the perspective of effective organization management. The main problems of quality management effectiveness are identified International quality standards are analyzed

Key words: tourism, management, quality management, management effectiveness, innovations, international quality standards, system approach, professional competence.

В XXI веке проблемы управления качеством из вспомогательного ресурса развития организаций, фирм и предприятий приобретают статус ведущего критического фактора эффективности их деятельности. Управление качеством становится фокусом приложения усилий по эффективному у правлению организациями, источником повышения их конкурентоспособности и принятия обоснованных управленческих решений. Появление подобных тенденций не случайно, поскольку качество как категория управления приобретает в наши дни статус интегрального понятия, характеризующего эффективность всех сторон жизнедеятельности любой организации и охватывающего все этапы жизненного цикла продукта, начиная от процесса разработки стратегии его производства до внедрения проду кта или услуги на рынке.

Основная идея управления качеством заключается в развитии стру ктуры, процессов производства и результатов в виде продукта или услуги до уровня, который гарантирует их высокое качество, адекватное современным потребностям общества и рынка, реализу емое на основе политики в области качества и нормированное в соответствии с требованиями международных стандартов качества. Этот спектр требований актуализирует развитие новых аспектов управления качеством, связанных с интенсивным внедрением в практику деятельности организаций стандартов качества, систем менеджмента, информационных технологий и научных подходов к оцениванию и прогнозированию динамики изменения качества

при принятии стратегических управленческих решений.

Решающую долю ответственности за эффективное управление качеством, позволяющее предвидеть и предотвращать кризисные явления и тенденции, несут современные менеджеры - обширный слой управляющих, обеспечивающих ведение государственных, общественных и частных дел на всех у ровнях общественной пирамиды. Менеджеры призваны обеспечивать органически взаимосвязанное функционирование технологических процессов в единстве их человеческой и технической составляющих. Они отвечают за темп и эффективность любого производства, за удовлетворенность своим трудом его участников, за ориентацию проду ктов и услуг на потребности людей. Поэтому' эффективность управления качеством напряму ю зависит от того, какова квалификация наших менеджеров, есть ли в их составе значительная доля профессионалов, обладают ли они достаточной социальной ответственностью, способны ли они учиться, исследовать и анализировать проведение реформ, учитывать реалии и ну жды своей страны, уникальный российский и мировой опыт в сфере менеджмента.

Управление качеством не сугубо административный процесс, сводящийся к появлению дополнительных функций менеджеров, росту требований и требовательности с их стороны, наращиванию жесткого контроля и повышению частоты проверок. Рост эффективности управления качеством не может достигаться за счет ужесточения контроля. Оно требует

широкого участия всех работников организации, облегчая и инициируя инновации. а не усложняя деятельность управленцев В этом основная трудность создания современной эффективной системы управления качеством, поскольку суть ее проектирования должна быть связана с инновациями, которые вовсе не означают, что настало время предать забвению традиции отечественного менеджмента. Накопленный огромный созидательный опыт должен составить основу управления качеством с учетом особенностей социально-экономической сферы, присущих России, в число которых входят масштабы нашей страны, ее природно-климатическое разнообразие, полиэтнический и поликультурный состав населения и географическое положение. В наших условиях менеджмент на всех этажах и во всех звеньях общественного организма должен исходить из ясно понимаемых и четко выраженных общегосударственных интересов.

Тем не менее, ориентируясь на поставленную задачу роста эффективности управления, нельзя не учитывать англо-американские установки в менеджменте на деловой успех, прагматизм, ярко выраженный рациональный характер, четкие процедуры принятия решений и отточенные технологии их проведения в жизнь. Эти установки явились ключевыми факторами достижения экономического процветания США и стремительных темпов научно-технологического прогресса. И нет никаких сомнений в том, что достижения англо-американского менеджмента должны быть освоены российскими менеджерами нового поколения управленцев.

Проблема повышения эффективности управленческих воздействий, несмотря на многочисленные усилия исследовате-

лей в области менеджмента, остается одной из самых сложных и трудноразрешимых. Актуальность проблемы усиливается в наши дни в связи с возрастанием роли управления в результате получения организациями экономической свободы и вытекающим отсюда ростом ответственности за результаты своей деятельности, вовлечением в сферу управления дополнительных ресурсов (трудовых, финансовых, материальных). Тем не менее, в решении проблемы эффективности управления качеством нередко преобладают частные, ограниченные, малообоснованные в научном отношении подходы, которые вызваны к жизни вполне объективными причинами, затрудняющими получение однозначных обоснованных и признанных всеми решений.

К числу таких причин следует отнести:

• многоплановость составляющих трудового процесса (предмет, средство, труд, продукт);

• латентность - невозможность непосредственного оценивания операциона-лизированных признаков проявления эффективности управления;

• вероятностную природу и многомерность признаков проявления продукта менеджмента;

• старания ряда успешных организаций скрыть истинные (иногда не до конца осознанные) источники роста эффективности управления в силу конкуренции в условиях рыночной экономики;

• многоплановость показателей эффективности, зависящих от того, кто выступает в роли оценщика (исполнитель или руководитель, собственник предприятия или государство и т. д.);

• специфичность, трактуемую как зависимость состава совокупности показателей эффективности от предметной об-

ласти, в которой осуществляется управление;

• иерархичность структуры совокупности показателей эффективности.

□ Попытка систематизировать многообразие перечисленных характеристик и признаков проявления продуктов менеджмента в их взаимосвязи применительно к проблеме эффективности управления качеством приводится в данной статье. Многие понятия, рассуждения и выводы в ней отличаются от общеизвестных положений, принятых в отечественной науке о менеджменте. В частности, в статье предполагается, что в рамках системного подхода возможны различные представления об эффективности управления качеством, описываемые определенными моделями и определяющие приоритеты в оценке резу льтатов управленческих воздействий.

Дизайн модели задает комплексные условия ее функционирования в виде совокупности факторов влияния, начальных или входных условий, показателей функционирования и результатов менеджмента, включая прогнозируемые последствия управленческих воздействий команды менеджеров.

Таким образом, многообразие представлений об эффективности управления качеством должно быть сведено к множеству моделей с четко очерченным дизайном и иерархией показателей эффективности.

В процессе анализа важно ввести современные представления о показателях достижения целей и критериях эффективности процессов и результатов деятельности организаций. В этом контексте необходимо разграничить использование терминов «эффективность» и «эффици-ентность», последний из которых пока

еще только входит в научный оборот в сфере экономики и менеджмента в нашей стране, но широко используется в англоязычных странах.

Несмотря на кажущуюся схожесть, введение отдельного термина «эффици-ентность» в русскоязычной экономической литературе в качестве самостоятельной сферы оптимизации экономических процессов приобретает во времена расту щей глобальной конкуренции особую актуальность и полезность. Если первый из терминов предполагает достижение высокого прироста качества, полученного любьш путем, то второй термин - «эффициентность» - учитывает не только эффект, но и затраты на полученный результат. Поэтому в связи с уменьшением природных запасов и людских ресурсов в у правлении качество У1 важну ю роль должно играть именно эффициентное использование ресурсов для сохранения конкурентоспособности промышленных предприятий, возводя его в ранг стратегического значения при получении позитивного прироста качества.

Для повышения значимости определения эффициентности в различных условиях хозяйствования можно предложить три основных принципа оптимизации экономических процессов с точки зрения эффициентности при у правлении качеством. Каждый из них полезен в зависимости от конкретных условий, исходя из вариабельности затрат и результатов экономических процессов. Принцип минимума предполагает, что заданный результат по приросту качества должен быть достигнут с минимальными затратами. Оптимизация эффициентности при этом осуществляется в условиях, когда результат экономического процесса является не вариабельным, а заданным. Принцип

максимума регламентирует достижение наибольшего результата при заданных затратах. При принципе оптимума значение отношения результата к затратам должно быть наиболее высоким, т. с. отношение затрат к результату будет минимальным.

Таким образом, в наши дни традиционные представления об эффективности должны быть заменены эффициент-ностью, отражающей результативность функционирования системы и процесса управления, представляющей интегрированный результат взаимодействия компонентов управления и адекватно отражающей такой сложный, многофакторный и многоуровневый процесс, каким является управление качеством. Как и многие трудно детерминируемые понятия экономических и социальных наук, эффици-ентность управления должна проявляться в совокупности оцениваемых эмпирических референтов, наблюдаемых признаков, состав которых будет меняться в зависимости от выбранной модели и ее дизайна.

Ключевым понятием, определяющим эффициентность управления качеством, является эффект. Эффициентность проявляет себя во множестве эффектов, которые не следует отождествлять ни с результатами управленческих воздействий, ни, тем более, с показателями эффективности. Результаты менеджмента нередко выделяют и используют в качестве комплексной характеристики достигнутого у ровня у правленческих воздействий, применяя административный подход к их документационному анализу при типовой оценке и сравнивая результаты с некоторым эталоном соответствия. Тєуі самым обращение к результатам фактически исключает применение динамических моделей для оценки эффициентности управ-

ления качеством, необходимых для развития организации, мотивации и стимулирования сотрудников.

Ориентация на результаты лежит в основе целевого подхода к оценке эффективности, когда определяются конкретные нормы в виде показателей для оценивания конечных резу льтатов управленческой деятельности. По каждому показателю устанавливается целевой критерий, который принимается в качестве стандарта и служит для соотнесения с ним достигнутых результатов. Степень достижения целевого критерия рассматривается как мера эффективности управленческих воздействий.

□ На современном этапе развития менеджмента важно принять во внимание, что эффициентность управления напрямую зависит от возможностей объективного и обоснованного оценивания аутентичных показателей качества, от возможности измерения ценности достигаеушч результатов для создания информационной основы управления. В процессе создания такой основы, прежде всего, стоит обратиться к самой концепции качества, что означает, что надо заниматься поиском новых подходов, заставляя менеджеров осваивать новые методы у правления. Всеобъемлющее понятие качества сформулировано в Международном стандарте МС 9000 версии 2000 года следующим образом: «качество - это степень соответствия прису щих характеристик требованиям».

Подобный целевой подход рассматривает качество как соответствие установленным стандартам и дает минимум возможной инфорУ1ации, поскольку в силу статичности стандартов может лишь зафиксировать соответствие либо несоответствие достигаемых результатов у прав-

ленческих воздействий принятым нормам. Однако у такой организации не будет конкурентного потенциала, достижение которого можно добиться только принятием динамического подхода к трактовке качества и принципа непрерывного улучшения. В соответствии с последним качество рассматривается как позитивные изменения, охватывающие процесс и результаты управленческих воздействий.

Таким образом, введение инновационного подхода к рассмотрению управления качеством в рамках динамического анализа является одним из важных аспектов инновационной перестройки. Этот подход вовсе не означает отказ от моделей и систем менеджмента качества, основанных на идеях стандартизации. Рассматривая качество как показатель конкурентоспособности в рыночной среде, можно и ну жно говорить об установлении нормативных показателей качества и сравнении с ними достигаемых результатов у правленческих воздействий. По су ти эти два подхода, статический и динамический, дополняют друг друга. Изучая интеракцию условий, охватывая развивающийся характер событий, можно установить оперативну ю обратную связь и осуществить коррекцию стандартов качества. Анализируя реакции интерактантов, можно учесть влияние более широких условий на динамику изменения качества, взять более узкий внутренний интер-акционный контекст и связать его с более широким структурным контекстом.

Несмотря на взаимное дополнение, необходимы некоторые приоритеты. Согласно сложившейся традиции в России нормативной основой для построения систем менеджмента качества служит международное семейство стандартов ISO 9000 и ISO 9001, основанное на yie-тодологии процессного подхода. Несуют-

ря на широкое распространение, процессный подход иу|еет существенные недостатки. Документирование процессов, принятое в стандартах 1БО, исключает возможность прогнозирования развития систем у правления качеством в зависимости от различных факторов, оказывающих влияние на динамику их развития. В определенной степени можно считать, что процессный подход провоцирует возникновение проблеУ1ы стагнации управленческих систем. Поэтому' комплексный анализ данных в управлении качеством должен строиться на сочетании двух подходов, с приоритетом динамического анализа внутреннего интерак-ционного контекста.

Приоритет динамичности не слу чаен и не является данью современности. Несмотря на кажу щуюся простоту' и вытекающую отсюда привлекательность, целевой подход к оценке эффективности управления приводит к стагнации организации. Он требует формального установления общих конечных показателей и критериев для оценивания результатов менеджмента которые используются в качестве комплексной характеристики его эффективности путем установления соответствия результатов организации работ составу, содержанию и степени достижения целей на протяжении ряда лет, не предоставляя информации о ди-наушке развития организации и о прогнозах для стратегического планирования.

Поушмо этого целевой подход к оценке эффективности менеджмента позволяет оценивать лишь выходы системы управления, но нс касается оценки процессов преобразования входов в выходы и получения результатов управленческих воздействий. Он оставляет за пределами вниушния состояние внутрифиру|енных процессов, ведущих к этим результатам

и позволяющих проследить механизмы обратной связи по отношению к целям. При анализе результатов остаются весьма сложными проблемы определения приоритетов и относительных весов целей. Невозможно выявить и установить иерархию факторов, влияющих на достижение результатов в условиях как однокритериальных, так и многокритериальных подходов к достижению целей. Но все же главный недостаток связан с быстрым старением целей, в результате чего нередко складываются ситуации, когда формально установленные цели и критерии уже давно перестали быть реальными. Тем не менее, эти цели по-прежнему по инерции используют в организации при анализе эффективности управленческих воздействий.

□ В отличие от результатов эффекты, которые предлагается ввести в качестве показателей эффициентности, показывают прирост по каждому показателю, а знак прироста, который может быть как положительный, так и отрицательный, указывает на направление изменений, происходящих с объектом управленческих воздействий. Анализ эффектов позволяет оценить эффективность деятельности каждого работника той или иной профессии, определить условия, параметры и факторы его развития, в соответствии с которыми можно выбрать оптимальные формы и направления управленческих воздействий.

Оценка эффектов приобретает особое значение как перспективное направление в повышении эффициентности менеджмента в связи с тем, что методическое обеспечение по оценке постоянно совершенствуется и развивается. В частности, инновационные зарубежные разработки в области регрессионного анализа позво-

ляют в наши дни применить методику линейного иерархического моделирования. которая позволяет значительно расширить и углубить направления оценки эффективности менеджмента. Благодаря многоуровневым моделям новой методики анализа эффектов можно получить улучшенные оценки их прироста проверить гипотезы относительно взаимного влияния отдельных показателей эффективности менеджмента, выстроить их иерархию, разделить компоненты дисперсии и ковариации для углубленного анализа факторов влияния на эффективность менеджмента.

Например, можно с высокой надежностью и валидностью охарактеризовать взаимодействие организации и среды на основе применения таких показателей, как «использование среды в целях организации», «отношение к организации со стороны тех, с кем она взаимодействует», «контроль над средой», «обеспеченность ресурсами извне», «открытость внешних коммуникаций» и т. д. Эти характеристики в силу трудностей с измерением обычно ранее строились на основе экспертных суждений, содержащих значительную долю ошибочного компонента хотя они играют зачасту ю важну ю практическую роль при оценке факторов влияния на эффективность управленческих воздействий.

□ В целом, модели, определяющие приоритеты в оценке результатов управленческих воздействий, могут быть четырех видов. Первый вид - целевая модель, второй - ресурсно-потенциальная модель, в которой подход к оценке эффициентности базируется на анализе соотношения потенциальных возможностей производства с фактическими показателями их использования. Третья модель «вход -

выход» - сопоставляет результаты с произведенными затратами на их достижение по ряду показателей эффективности менеджмента.

В статическом варианте модели наиболее распространенный подход к оценке эффициентности рассматривает отношение результатов управления к ресурсам, затраченным на их достижение. Несмотря на простоту и понятность действия деления, как правило, он не только мало информативен, но и не правомочен, поскольку обычно результаты и затраты выражаются в разных единицах. По сути его можно использовать лишь в одном простейшем случае, когда эффициент-ность менеджмента рассматривается как прибыль, полученная в результате деятельности организации, и затраты на управление также выражаются в денежных единицах. Но такая упрощенная оценка некорректна, так как результат управления не всегда и не во всем заключается в прибыли, которая является опосредованным результатом и скрывает роль управления в его достижении. За гранью внимания остаются процессы получения результатов, а также социальные, социально-экономические, организационные и другие последствия управленческих воздействий.

Четвертая модель намного информативнее и корректнее, поскольку она отражает не только входные данные и полученные результаты управленческих воздействий, но и анализирует процесс получения результатов, процесс деятельности организации и доминирующий стиль руководства для различных временных точек и у ровней управления. Для этой модели характерен динамический анализ, когда систематически оценивается прирост по каждому показателю эффективности управленческих воздей-

ствий. что дает основания для принятия более обоснованных управленческих выводов и своевременной коррекции процесса управления. Таким образом, в основе применения четвертой модели лежит закономерное предположение о том, что совершенствование процесса управления качеством на основе его оперативной коррекции неизбежно ведет к более высокой эффициентности управленческих воздействий.

□ В целом, комплексный системный подход к оценке эффициентности управления должен регламентироваться рядом требований. В частности, необходимо:

• рассматривать организацию как открытую систему и разделять показатели ее внешней эффективности (по отношению к среде) и внутренней эффективности (по отношению к собственным ресурсам);

• при использовании целевой модели учитывать не только результаты и затраты. но и активизировать обратну ю связь;

• переходить от однокритериальной к многокритериальной оценке эффективности менеджмента;

• при оценке эффективности управленческих воздействий сочетать количественные оценки по экономическим и информационным показателям эффективности с качественными оценками поведенческих характеристик персонала и руководства организаций, а также анализировать многочисленные внешние факторы влияния с целью установления их иерархии и выявления направлений наибольшего влияния;

• использовать ситуационный подход к формированию совоку пности показателей эффективности менеджмента, согласно которому характер организацион-

ной системы управления диктует основные виды показателей эффективности.

□ Учет этих новых аспектов управления необходим при постановке целей и задач при преподавании дисциплины «Управление качеством», в которой студенты должны не только получить основные представления о качестве как объекте управления, но и освоить практические методы управления на основе современных концептуально-методологических подходов к анализу качества, его оцениванию и прогнозированию. В соответствии со структурой основной образовательной программы для бакалавриата по направлению «Менеджмент», разработанной на основе Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС) в Государственном университете управления, дисциплина «Управление качеством» определена как одна из четырех дисциплин содержательного ядра вариативной части профессионального цикла дисциплин.

Новый взгляд на ее преподавание предполагает изучение студентами общей методологии качества в контексте эволюции представлений о нем, приобретение умений по использованию теоретических знаний при разработке инновационных проектов и управлении их реатизацией, освоение методов эвалюа-ции с целью оптимизации управленческих решений и оценки эффициентности выполнения проектов, получение навыков разработок систем менеджмента качества и определения стратегических направлений инновационного развития организаций на основе прогнозирования.

Обращение к новым ФГОС по направлению «Менеджмент» позволяет выделить совокупность компетенций, на фор-

мирование которых оказывает влияние изучение учебной дисциплины «Управление качеством». В число общекультурных компетенций для бакалавров необходимо включить способности к использованию нормативных правовых документов, владение методами количественного анализа и моделирования при исследовании качества, способность к анализу социально-значимых проблем, владение информационными технологиями, необходимыми в современном обществе.

В число профессиональных компетенций при преподавании дисциплины «Управление качеством» входят: способность к проектированию организационных структур и участию в разработке маркетинговой стратегии организаций, владение методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений. знание современной системы у правления качеством и обеспечения конкурентоспособности организаций, способность к анализу поведения потребителей экономических благ, умения по использованию информации в практической деятельности организаций, способность к разработке бизнес-планов создания и развития новых организаций и т. д.

Формирование перечисленных компетенций должна обеспечить совокупность инновационных технологий обучения и контроля, базирующаяся на новых принципах построения содержания дисциплины, к которым относятся:

• интегративный междисциплинарный подход к построению содержания дисциплины, обеспечивающий значимое место дисциплины в формировании перечисленных компетенций;

• опора на современные трактовки качества. предполагающие сочетание статического и динамического подходов к его определению и использование раз-

личных стандартов качества (ISO. EQU1S и др.):

• обращение к современной методологии эвалюации. лежащей в основе оценивания и анализа качества;

• использование модели Всеобщего управления качеством (TQM);

• обращение к инновационным методам прогнозирования динамики и тенденций изменения качества.

В отличие от традиционного рассмотрения понятия «качество» как философской, социально-экономической и управленческой категории, в процессе преподавания дисциплины «Управление качеством» предполагается уделить значительное внимание эволюции этого понятия, связанной с переходом от статической к динамической трактовке. При рассмотрении качества в динамическом контексте очень важно понять — какая степень изменений по показателям качества достаточна, чтобы вызвать соответствующее изменение стратегий управления. Поэтому студентов необходимо ознакомить с основами не только количественных, но и качественных исследований, вводящих время и движение в анализ приращений и их взаимодействие. В основе таких исследований лежат процессы, концептуализирующие данные как этапы или фазы развития качества и далеко не всегда имеющие простой поступательный характер.

Таким образом, законы развития и объективные тенденции современного общества требуют новых подходов к качеству как социально-экономической категории с особой ролью и методами анализа, объединяющими в единую трансакционную систему объекты, процессы и результаты вместе с управленческими действиями. Такая система образуется из интеракци-онных и взаимосвязанных уровней усло-

вий, выступающих в роли причины, контекста или промежуточных состояний, стоящих между контекстом принятия управленческих решений по повышению качества и самими действиями. В центре такой системы лежит совокупность управленческих действий, которые имеют определенную временную протяженность, следствия и условия, поддерживающие действия либо препятствующие их осуществлению. Поэтому трансакционную систему можно рассматривать как матрицу условий, имеющую уровневый характер и отражающу ю взаимодействие и связи у правленческих условий, обеспечивающих повышение качества при управлении.

Для перевода базовой теории качественного анализа в практические навыки будущих менеджеров по управлению качеством необходимо ввести представление об операционализации матрицы условий посредством отслеживания их траекторий. Процесс отслеживания подразумевает непрерывное наблюдение от управленческого действия до результата и обратно через все у ровни матрицы вместе с сопутствующим установлением параметров и показателей эффективности проекта. Поэтому у студентов важно сформировать представления о необходимости обращения ко всем уровням матрицы, которые релевантны анализируемому феномену' управления качеством, а также о необходимости оперативного изменения своих управленческих воздействий в ответ на изменившиеся условия с учетом временной протяженности событий на каждом уровне матрицы для каждой интеракции.

□ Другой аспект инновационного подхода к трактовке дисциплины «Управление качеством» связан с обращением к эвалю-

ации. Термин «эвалюация» (в англоязычной литературе - evaluation) в XXI веке получил распространение в отечественной педагогической науке, хотя он широко используется в большинстве зарубежных стран практически во всех сферах менеджмента. Современная трактовка этого термина в образовании не отождествляет его исключительно с процессом получения оценок, как можно подумать по результату прямого перевода (evaluation - оценка, оценивание), а рассматривает его гораздо шире, считая эвалюацию интегративной категорией оценочно-ана-литической деятельности в управлении качеством образования.

Применительно к общим проблемам управления качеством эвалюацию можно рассматривать как инструмент самоуправления, самоорганизации, проектирования и развития жизнедеятельности любой организации. Для отдельных сотрудников эвалюация дает возможность осуществлять рефлексию профессионального поведения. Для руководства организации она является средством контроля и анализа ее деятельности, а органы управления на базе эвалюации получают информационную основу для принятия управленческих решений и распределения ресурсов и т. д. В целом можно считать, что при современном понимании этого термина в понятие «эвалюация» вкладывается весь спектр теоретико-методологических и практических работ по систематическому исследованию ценности и позитивности прироста качества по совокупности показателей, анализируемых на основе единой методологии, сочетания количественных и качественных методов для отслеживания характера и динамики изменений.

К основным направлениям оценочно-аналитической деятельности можно

отнести: постановку целей, определение методологического подхода (как правило, с опорой на динамические методы анализа изменений качества), разработку логических или математических моделей, выбор методов сбора и анализа информации (количественные и качественные экспертные оценки), разработку дизайна исследования, определение методов обработки и интерпретации данных анализа для принятия управленческих решений в целях повышения качества. То есть эвалюация понимается как спектр различных направлений анализа процесса и результатов функционирования организации, обеспечивающий по совокупности научно-обоснованные решения для у правления качеством в рамках совокупности проектов или программ оценивания.

Осу ществление эвалюации невозможно без создания систем мониторинга развития организации, охватывающих процессы жизненного цикла продукции или услуги, включающих анализ состояния систем менеджмента качества, процессы корректирующих и предупреждающих действий и создающих надежну ю и валидную информационну ю базу для прогнозирования качества. В связи с этим, ознакомление студентов с построением системы менеджмента качества на предприятиях, организациях и фирмах необходимо подкреплять информацией практического характера о современных системах мониторинга, позволяющих осуществить комплексный анализ показателей качества и дать интерпретацию выявленных изменений с у четом различных факторов влияния в рамках внутреннего аудита. Как правило, информационная система мониторинга является трехзвенной, включающей в себя клиентску ю и серверную программы, а также систему

управления базами данных СУБД. Студенты должны получить представления о формировании баз данных мониторинга, построении выборок объектов анализа, методах иерархического регрессионного анализа и корреляционного анализа, рассматриваемых на примере работы с данными с помощью статистических пакетов (например, 5Р88, НЬМ и др.).

В целом, предлагаемые инновации приводят к существенной перестройке

содержания дисциплины. Хотя это означает немалую работу для преподавателей по освоению новой информации для чтения подобного курса но она имеет смысл. Опыт введения отдельных инновационных разделов в дисциплину «управление качеством», накопленный в ГУУ, говорит о значительном повышении мотивации студентов к изучению обновленной дисциплины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Звонников В. II. Измерения и качество образования. М.: Логос, 2006. 312 с.

2. Звонников В. II., Нефедов В. ,4. и др. Современные модели разработки и совершенствования систем менеджмента. М.: Изд. дом ГОУВПОГУУ, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Зорин II. В. Феномен туризма: избр. соч. М.: Наука, 2005. 552 с.

4. Система управления качеством профессионального туристского образования

Г. II. Зорина, II. А. Лоншакова, В. П. Мочёное, А. II. Сесёлкин. М.: Советский спорт, 2008. (Профессионапьное туристское образование).

5. Тиле М., Егоров В. Н. Стратегическое значение и полезность эффициентности для экономической эффективности Научные труды Вольного экономического общества России. 2008. Т. 93. № 3.

6. Montana P. J., Charnov В. Н. Management. Barron's Educational Series, Inc. 2008. 536 p.

H. П. КУЩЕВ, В. П. МОЧЕНОВ,

H. А. ЛОНШАКОВА

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ТУРИСТСКОМ ВУЗЕ

УДК 378:338.48

Определена актуальность проблемы сближения образовательного процесса с практикой профессиональной деятельности. Социологический мониторинг определен как инструмент обеспечения качества образовательного процесса. Рассмотрен системный подход к оценке качества профессиональной подготовки студентов.

Ключевые слова: туризм, профессионапьное образование, системный подход, оценка качества, профессиональная подготовка, образовательный процесс, социологический мониторинг.

Topicality of rapprochement bettveen educational process and professional activities practice is determined Sociological monitoring is defined as a tool to supply the quality of educational process. A system approach to quality evaluation of students' professional training is considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.