Научная статья на тему 'МЕНЕДЖМЕНТ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ В ГЕРМАНИИ'

МЕНЕДЖМЕНТ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ В ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
150
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / МЕНЕДЖМЕНТ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ / ФУТБОЛ В ГЕРМАНИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Субеев Тагир Меннешавкатович, Иванова Вера Сергеевна

Авторы анализируют состояние менеджмента футбольных клубов в Германии. Футбол в Германии продолжает существовать прежде всего как массовое развлечение для болельщиков, как часть национальной культуры, избегая полного поглощения коммерческими аспектами ведения футбольного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF FOOTBALL CLUBS IN GERMANY

The authors analyze the state of management of football clubs in Germany. Football in Germany continues to exist primarily as a mass entertainment for fans, as part of the national culture, avoiding complete absorption into the commercial aspects of running a football business.

Текст научной работы на тему «МЕНЕДЖМЕНТ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ В ГЕРМАНИИ»

Физическое воспитание и образование

УДК 796.332

МЕНЕДЖМЕНТ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ В ГЕРМАНИИ Субеев Т.М.

Преподаватель кафедры факультета среднего профессионального и предпрофессионального образования по программам СПО

Самарский государственный экономический университет Россия, Самарская обл., Самара E-mail: soubeev72@list.ru

Иванова В.С.

Студентка 2 курса, группа ЭБУ21о2

Самарский государственный экономический университет Россия, Самарская обл., Самара E-mail: ivs@list.ru

f Аннотация. Авторы анализируют состояние менеджмента футбольных клубов в Германии. Футбол в Германии продолжает существовать прежде всего как массовое развлечение для болельщиков, как часть национальной культуры, избегая полного поглощения коммерческими аспектами ведения футбольного бизнеса.

ij(£ Ключевые слова: Футбол, менеджмент футбольных клубов, футбол в Германии.

f Актуальность. На сегодняшний день многие футбольные клубы, вне зависимости от их расположения и масштаба, вовлекаются в сеть коммерческих операций, покупаются богатыми бизнесменами, становятся зависимыми от крупных инвесторов со всего мира. Это сказывается на восприятии футбола, который изначально создавался не для коммерческих целей, а как массовое спортивное развлечение. Позже футбол превратился общенациональное и мировое достояние, призванное объединять людей, давать им качественное зрелище. Эта игра не должна быть направлена только на вытягивание денег из карманов потребителей, используя футболистов в качестве «ходячей» рекламы. В современных тенденциях развития футбола определенно заметно возрастание значения финансового вопроса, сферы извлечения

прибыли. Это наблюдается по всему миру, и пока трудно предсказать, к чему это приведет. Однако, несмотря на общемировые особенности развития футбольного рынка и бизнеса, сохраняются единичные проявления преданности профессионалов первоначальной идее футбола.

Арабские и азиатские миллиардеры в последнее время активно инвестируют деньги в футбол, скупая футбольные клубы по всему миру. Причем покупаются не только мелкие команды, но и всемирно известные гранды, вроде итальянских «Ин-тера» и «Милана», французского «ПСЖ», английского «Манчестер Сити» и испанской «Валенсии». Все это представители топ-5 крупнейших чемпионатов. Однако, в данном списке не найти клубов немецкой футбольной лиги. Все дело в том, что купить их просто невозможно [3].

Подавляющее большинство знаменитых футбольных команд Германии, такие как «Бавария», «Шальке», «Боруссия» и другие, которые имеют более чем столетнюю историю, создавались как кружки по интересам. В реестре такие «кружки» помечались как зарегистрированный союз. При такой организационно-правовой системе клубы, по немецким законам, могут вести коммерческую деятельность, но полученную прибыль могут вкладывать только в развитие своего союза. Обычно капитал подобных обществ формируется за счет членских взносов. Спонсоры могут вкладывать свои деньги, но это не даст им никакого доступа к управлению [1].

В какой-то момент стало очевидным, что футбол трансформируется во что-то гораздо более весомое, нежели обычное любительское хобби. Пришло осознание необходимости создания акционерных обществ. Поэтому постепенно стали появляться юридические лица, которые выделялись из «зарегистрированного союза» непосредственного в целях развития бизнес-составляющей футбольного клуба. В данные юридические отношения вступили структуры клуба, непосредственно связанные с коммерческой составляющей, такие как основная команда и молодежная. Спонсоры же, которые раньше вкладывали деньги в рекламу на стадионе, плавно перешли в класс инвесторов, получив определенную долю в капитале, но по-прежнему без права влиять на управление. Немецкая футбольная лига очень рано поняла, что футбол начнет привлекать шейхов и олигархов, поэтому установила специальное ограничение. В 1998 году было установлено правило 50+1 [4], благодаря которому большая часть голосов в клубах всегда остается за членами «зарегистрированного союза».

«Бавария», крупнейший немецкий клуб, отнесла главную команду к отельному подразделению FC Bayern München AG, однако добавила еще и небольшой процент инвестиционной поддержки. Allianz, Audi и Adidas владеют пакетами стоимостью порядка 100 миллионов евро, что в сумме составляет всего неполные 25 % акций. Остальные 75 % принадлежат головному

союзу [5]. Важно отметить, что стать инвестором или партнером мюнхенского клуба невероятно сложно. Названные выше компании являются для команды своего рода «старинными друзьями», только поэтому они были приняты в «семью». Однако, чужакам, даже с огромными финансовыми возможностями, войти в эту семью невозможно.

Немного иной подход наблюдается в «Боруссии Дортмунд». Там головной союз владеет всего лишь 5,5 % акций специально созданной фирмы. В этом клубе функционирует акционерно-коммандитное товарищество. Большая часть акций, 60 % находится на бирже в свободном обращении. Казалось бы, противоречие правилу 50+1. Но для соблюдения законности в совете директоров клуба большинство голосов остается непосредственно за клубом, поэтому претензий к нему нет [5].

С «Шальке» и вовсе уникальный случай. Клуб не меняется вот уже 115 лет. 100% акций так и принадлежат головному союзу. Команда не отказывается от изначально выбранного пути, хотя сейчас это создает много проблем. Нет возможности привлекать инвесторов. Есть огромное количество различных советов и прочих органов, которые затягивают клуб в бюрократическую трясину. Учитывая, что членами клуба являются более 150 тыс. человек, периодически происходят конфликты и разногласия [5].

Несколько лет назад в Германии была внесена поправка в закон. Благодаря ей инвестор теперь может завладеть большим пакетом акций беспрепятственно, но лишь в том случае, если он на протяжении 20 и более лет активным образом финансировал клуб. Например, миллиардер Дитмар Хопп еще в 90-х начал вкладываться в инфраструктуру и основную команду «Хоффен-хайма». В итоге к 2015 году в сумме он инвестировал в клуб более 350 миллионов евро. Поэтому немецкая футбольная лига разрешила ему приобрести контрольный пакет акций.

Возникает резонный вопрос: а почему это правило до сих пор поддерживается спортивными чиновниками Германии, если, создает финансовые проблемы? В ка-

могут и не хотят нанести вред самим себе и таким, как они.

Классический подход, но определенные изменения все же грядут. Даже те клубы, которые всецело «за» сохранение правила 50+1, желают провести реформы в базовом законе, при этом сохранив ограничения для инвесторов. Главы некоторых клубов ищут компромисс, который позволит привлекать новых инвесторов, но фанаты заявляют, что против «сделок с дьяволом». Недавно было проведено собрание среди представителей 36 крупнейших клубов Германии. В итоге 18 клубов заявили о поддержке правила 50+1. Для упразднения необходимы как минимум 24 голоса [4].

Итак, архаичное правило продолжает жить. Тем самым сохраняя национальный немецкий футбол от посягательств со стороны заграничных инвесторов, шейхов и миллиардеров, которые с радостью бы согласились вложиться в футбольные клубы Германии, рассчитывая на финансовую выгоду. Футбол в Германии продолжает существовать прежде всего как массовое развлечение для болельщиков, как часть национальной культуры, избегая полного поглощения коммерческими аспектами ведения футбольного бизнеса.

Литература

1. Опахин В. Кому за пятьдесят. На каком законе держится немецкий футбол / В. Опа-хин // Футбол Хоккей. URL: https://www.ftbl.ru/issues/komu-za-pyatdesyat-na-kakom-zakone-derzhitsya-nemetskiy-futbol/

2. Правило 50+1 - краеугольный камень немецкого футбола. Сайт о Бундеслиге и немецком футболе! // Бундеслига. URL: http://bundesliga-rus.com/50plus1-rule-germany/

3. Субеев Т.М. Сравнительная характеристика вариантов коммерческой деятельности профессиональных футбольных клубов в Европейских и Американских лигах / Т.М. Субеев, Т.Ю. Субеева, Л.Г. Шиховцова // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. № 5(103). С. 102-107.

4. Бундеслига (Чемпионат Германии по футболу). Немецкая футбольная Бундеслига - высший футбольный дивизион Германии // sports.ru. URL: https://www.sports.ru/bundesliga/

5. Футбольный клуб Мюнхен1860. Шальке 04. Футбольный клуб «Боруссия» Дортмунд. Футбольный клуб «Бавария» Мюнхен1860. // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%8E%D0%BD%D1%85%D0%B5%D0%BD_1860

честве ответа хорошо подходит пример клуба «Мюнхен-1860». Миллионер из Иордании поставил цель вывести клуб в Лигу чемпионов, но в итоге просто уничтожил один из старейших союзов. Настаивал на сомнительных трансферах, сменил 11 тренеров в течение 7 лет, скандалил с журналистами. Все это «натворил» инвестор, у которого даже контрольного пакета акций не было. Из-за бездарных управленческих решений команда скатилась в региональную лигу, потеряла статус профессионала, потому что в решающий момент своенравный олигарх отказался предоставить 10 миллионов евро для участия в лиге. Фанаты возненавидели иорданца и очень хотят, чтобы он прервал все связи и отношения с командой [2].

Немецкие фанаты очень боятся иностранных инвесторов. Боятся не заметить в нем человека, которому прибыль будет важнее всего, который будет неуважительно относиться к культуре и истории клуба, к его перспективам. В Германии стадионы всегда забиты до отказа, потому что никто из наблюдательно совета просто не посмеет голосовать за поднятие стоимости билетов. Ведь они сами болельщики, они не

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Субеев Т.М. Менеджмент футбольных клубов в Германии / Т.М. Субеев, В.С. Иванова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4. № 3. С. 9-13.

Сведения об авторах

Субеев Тагир Меннешавкатович

Преподаватель кафедры факультета среднего профессионального и предпрофессионального образования по программам СПО

Самарский государственный экономический университет Россия, Самарская обл., Самара E-mail: soubeev72@list.ru

Иванова Вера Сергеевна

Студентка 2 курса, группа ЭБУ21о2

Самарский государственный экономический университет Россия, Самарская обл., Самара E-mail: ivs@list.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 3, pp. 9-13.

MANAGEMENT OF FOOTBALL CLUBS IN GERMANY

Subeev T.M.

Lecturer of the Department of the Faculty of Secondary vocational and pre-professional education

in the programs of SPO

Samara State University of Economics

Russia, Samara region, Samara

E-mail: soubeev72@list.ru

Ivanova V.S.

2nd year student, ECU21o2 group Samara State University of Economics Russia, Samara region, Samara E-mail: ivs@list.ru

f Abstract. The authors analyze the state of management of football clubs in Germany. Football in Germany continues to exist primarily as a mass entertainment for fans, as part of the national culture, avoiding complete absorption into the commercial aspects of running a football business.

Keywords: Football, management of football clubs, football in Germany.

Information about the authors Subeev Tagir Meneshavkatovich

Teacher of the Department of the Faculty of Secondary vocational and pre-professional education in

the programs of the SPO

Samara State University of Economics

Russia, Samara region, Samara

E-mail: soubeev72@list.ru

Ivanova Vera Sergeevna

2nd year student, ECU21o2 group Samara State University of Economics Russia, Samara region, Samara E-mail: ivs@list.ru

Поступила в редакцию 18.02.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 15.03.2023.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.