УДК 37.0
Симушкина Наталья Юрьевна
Старший преподаватель кафедры иностранных языков Новосибирской государственной академии водного транспорта, аспирант кафедры педагогики и психологии ИИГСО Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск
менеджмент частных школ англоязычных стран
Аннотация. Успех частных школ основан на их организации. Стратегию управления школой разрабатывают совет управляющих и директор школы. Тенденциями в управлении частными школами на современном этапе выступают демократизация управления, привлечение родителей, учащихся и местных органов управления. Частные школы широко используют способы и технологии управления и организации, присущие малому бизнесу.
Ключевые слова: управление школой, тенденции управления частных школ, интеграция, интегрированный подход, брэндинг, демократизация, управляющая компания.
Simushkina Natalya Urevna
Senior assistant of the Department of Foreign Languages at the Novosibirsk State Water Transport Academy, post-graduate of the Department of Pedagogy and Psychology of IHHSE at the Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
MANAGEMENT OF PRIVATE SCHOOLS IN THE ENGLISH SPEAKING COUNTRIES
Abstract. The success of private schools is based upon their organization. The strategy of school management is worked out by the principal and the school governing body. At present the tendencies in private schools management are democratization of management and involvement of parents, pupils and local authorities. Private schools use widely the ways and technologies of management and organization inherent in small business.
Key words: school management, tendencies in private schools management, integration, integrated approach, branding, democratization, governing company
В последние десятилетия в нашей стране появились негосударственные общеобразовательные учреждения: частные школы, гимназии, лицеи, колледжи, и их количество постоянно растет. Имеющиеся сведения о частных школах порой весьма противоречивы. Практически каждая новая школа сталкивается с целым рядом проблем. Создание негосударственных образовательных учреждений способствует формированию в России рынка образовательных услуг. Поэтому изучение опыта англоязычных стран, где частные школы уже давно играют важную роль в развитии системы школьного образования и используют в своей работе технологии управления и организации, присущие малому бизнесу, может помочь найти подходы к решению ряда проблем развития школьного образования в нашей стране.
На современном этапе развития (середина 90-х годов XX века до настоящего времени) частное образование англоязычных стран укрепляет свои позиции и находится на подъеме. С развитием рыночных отношений в образовании, частные школы выигрывают на фоне нестабильности и недостатков государственного сектора. Характерными чертами современных частных школ являются: стремление к интеграции в национальную систему образования; сохранение индивидуальности школьников; вариативность содержания образования; поддержка способных учащихся; расширение социального состава и демократизация управления; усиление социальной роли школы.
Как отмечают многие исследователи, успех частных школ основан не на деньгах, а на их организации. Основным органом,
управляющим частной школой, является совет управляющих. Совет играет стратегическую роль в управлении школой. Его функции включают разработку плана развития школы, постановку целей и задач, проведение политики по достижению этих целей, наблюдение за прогрессом школы.
Непосредственным руководителем частной школы является директор, который действует в рамках политики, проводимой советом управляющих. Директор подбирает учителей, определяет содержание учебных программ, решает проблемы своей школы. Главное для него - знать учеников своей школы и уметь их организовывать. Директор школы «New Roads» Дэвид Брайан говорит: «Если директор школы не помнит имя каждого своего ученика, у школы будут проблемы» [2]. Тенденциями в управлении частными школами на современном этапе выступают демократизация управления, привлечение родителей, учащихся и местных органов управления.
Столкнувшись с общими трудностями, частные образовательные учреждения стремятся объединиться. Интеграция частного образования идет по трем направлениям. Первое направление - это взаимодействие частных школ между собой. В Великобритании важную роль в этом процессе играет официальный орган, ведающий вопросами управления престижных частных школ -«Ассоциация директоров». Эта организация представляет собой главный орган, отстаивающий интересы частных школ. Она быстро реагирует на изменения и принимает меры по охране интересов школ, входящих в ассоциацию. На совещании ассоциации рассматриваются актуальные вопросы, связанные с управлением школ и с учебно-воспитательной работой. Членами ассоциации являются 244 школы. Существуют также «Ассоциация школ-пансионов» (BSA, 500 школ), «Ассоциация независимых школ» (ISA), «Ассоциация школ для девочек» (GSA) и др.
В Великобритании частные школы сотрудничают со многими независимыми организациями, которые способствуют деятельности школ: Совет независимых школ (ISC), Информационная служба частных школ (ISIS), Центр планирования карьеры (ISCO). Целью этой организации является
помощь в выборе карьеры и высшего образования. Эта организация предоставляет школам тесты, специальные компьютерные программы, базы данных. Она также организует курсы для учеников и учителей, проведение конференций и встреч с представителями бизнеса, промышленности и университетов, проводит тестирование.
Наиболее престижные частные школы США объединились в Национальную ассоциацию независимых школ (NAIS). Сейчас ее членами являются 1200 школ. В 1971 году создан Совет Американского частного образования (CAPE). Во многих штатах существуют свои ассоциации частных школ. Ассоциация частных школ штата Миссисипи (MPSA) объединяет 117 школ. Как отмечает директор этой ассоциации, важным направлением работы этой организации является обеспечение ценностного подхода к обучению, высокие академические стандарты, спортивные достижения и внимание к личностному развитию каждого ученика. Он также подчеркивает, что объединившись вместе, частные школы извлекают пользу из совместного профессионального роста учителей, аккредитации, использования спортивного и технического оборудования [3].
Все перечисленные организации имеют схожие общие цели: обмен и обсуждение общих проблем; поддержка высоких академических стандартов; обеспечение независимости; поддержка и развитие дружеских связей и сотрудничество частных школ в таких сферах как спорт, музыка, искусство; установление связей с высшим образованием; усиление взаимосвязей с местными общинами; оказание помощи и поддержки путем предоставления информации и советов. Кроме того, организации частных школ проводят специальные обучающие программы и индивидуальные курсы для учителей по повышению квалификации.
Все эти организации существуют для обеспечения наибольшей экономической эффективности работы школ, а также для оказания им помощи в предоставлении необходимой информации, ведения переговоров с правительственными учреждениями.
Второе направление - это развитие партнерских связей с государственными школами в различных сферах, начиная от спортивных соревнований до организации
курсов повышения квалификации учителей. Успешной интеграции государственного и частного сектора образования способствуют такие факторы, как четко поставленные цели, научное прогнозирование, создание партнерской обстановки, лидерство и пропаганда достижений частного сектора, научные исследования [1]. В ходе успешного сотрудничества с государственным сектором образования усиливается роль сильных частных школ, разнообразие и культурный плюрализм.
В Великобритании в 1997 году правительство создало специальную группу для развития сотрудничества между государственными и частными школами. Директор этой группы заявил: «Конструктивное сотрудничество и партнерство - это путь к образованию. Мы можем многому научиться у частного сектора. Мы хотим убрать все барьеры прошлого и построить новые партнерские отношения, которые подтверждают, что частные школы могут внести реальный вклад в сообщества, в котором они расположены» [4]. Это партнерство осуществляется различными способами: проведение мастер-классов по отдельным предметам и семинаров, эксперименты по обмену учителями, организация летних школ для старшеклассников.
Третье направление - это интеграция частных школ в международном масштабе. Многие школы входят в международную организацию частных школ «ROUND SQUARE», членами которой являются школы Австралии, Великобритании, Канады, Индии, Германии, США и других стран. Члены этой организации осуществляют сотрудничество в рамках различных проектов, проводят конференции, обмениваются учениками.
Частные школы, в отличие от государственных, сами определяют, кого нанимать в качестве учителей. Условия труда учителей регулируются индивидуальным контрактом. При приеме на работу большое внимание уделяется таким качествам учителя, как степень его тактичности и выдержки, умение обращаться с детьми и коллегами, умение создавать необходимый микроклимат в школе. Конфессиональные школы нанимают учителей с учетом вероисповедальной принадлежности. Большие частные школы в
городах могут нанимать лучших учителей, предлагая более высокие зарплаты, в особенности специалистам в области математики, физики, иностранных языков (дисциплины, считающиеся наиболее сложными). Приветствуются авторские методы и подходы, что делает процесс обучения в частной школе индивидуализированным.
Учителя частных школ свободны в выборе средств и способов обучения, которые они считают наиболее эффективными и соответствующими интересам и способностям учеников. Они особенно ценят эту независимость, которая помогает им в профессиональной карьере. Хорошим стимулом для работы учителей являются более быстрое, чем в государственных школах, продвижение по службе, равно как и высокая заработная плата. Наличие в частных школах современных технических средств обучения расширило преподавательский состав за счет специалистов, которые обслуживают современную технику.
Создатель и директор многих частных школ в разных странах М.Манафо обосновал, что одним из главных направлений развития частного сектора образования является интегрированный подход. Этот интегрированный подход состоит из нескольких направлений: создание маркетинговой команды и динамичного школьного вебсайта; брэндинг; издание информационных буклетов; интеграция школы и микрорайона; развитие сотрудничества с местным бизнесом; создание прочной базы выпускников; создания фонда развития; инвестиции в развитие современных технологий [5].
Поскольку школы работают в частном секторе, они широко используют рыночные способы для создания «успешного» имиджа школы и для привлечения денежных средств, которые идут на ее развитие. Создание фондов развития школы и поиск спонсоров стали важным источником школьного дохода. Обращения о финансовой помощи направлены не к родителям, а нацелены на получение денежной помощи от крупных компаний, организаций и спонсоров. Многие школы создают специальные маркетинговые команды и команды по связям с общественностью, которые состоят из администраторов, учителей, родителей, попечителей и учеников. Эти команды работа-
ют не только над разработкой нового курса школьной политики, но и над созданием новых продуктивных идей.
В словарь частного образования давно попал рыночный термин «брэндинг». Брэндинг - это то, что отличает одну школу от другой. Одни школы привлекают своих клиентов традициями, в других работают известные учителя, третьи славятся различными формами образовательной деятельности. Все школы постоянно работают над рекламой и продвижением своего продукта, основными характеристиками которого являются высокие стандарты обучения и воспитания. Помимо издания красочных информативных буклетов и местной рекламы, представители частных школ организуют выставки и презентации своих школ за рубежом, в том числе и в России.
Присутствие в интернете важно для любой современной школы. Успехи частных школ поддерживаются их замечательными вебсайтами. Многие школы инвестируют значительные суммы денег на издание красивых глянцевых буклетов, которые рассказывают о программах этих школ, преподавательском составе, академических успехах, спортивных командах и т.д. Качественные информационные буклеты и школьные вебсайты могут быть «молчаливым оружием» любой школы.
Встречи бывших выпускников являются традицией всех школ. Государственные школы просто организуют эти встречи раз в пять лет. Частные школы не игнорируют это важное направление в своей работе, это их «золотой шанс». Они постоянно поддерживают контакты со своими бывшими выпускниками в течение многих лет. Выпускники частных школ - частые гости в стенах школы, самые известные и знаменитые из них принимают участия в школьных праздниках, выступают с лекциями перед учениками и являются спонсорами. Многие частные школы имеют специальные программы по работе с бывшими выпускниками.
Новой тенденцией в частном образовании стало создание нескольких школ, управляемых одной компанией. В 2004 году в Британии для этого была основана компания «Cognita» и открыта первая школа, управляемая этой компанией - «Quinton House».
Компания «Норд Англия» управляет десятью школами в Британии и купила несколько школ в других странах. Руководители компании стремятся избегать в своих школах излишнего бюрократизма, чрезмерных расходов и тенденциозного преподавания, свойственного государственным школам [6].
Международная образовательная компания «GEMS Education» управляет частными школами в 143 странах более пятидесяти лет и оказывает консультационные услуги государственным и частным школам. Она поддерживает образовательные реформы правительств тех стран, где открыты ее школы, работая совместно с министерствами и департаментами образования, чтобы поднять уровень образования и улучшить образовательные стандарты не только в частном секторе образования, но и в государственном.
Более шести тысяч ее учителей работают в школах в шестидесяти странах. Все учителя могут принимать участие в специальной программе повышения квалификации, чтобы идти в ногу с последними достижениями в современной педагогике. Каждый год компания проводит 150 конференций и семинаров по темам «Обучение и воспитание», «Информационные технологии», «Грамотность и язык», «Искусство» и т.д. Основными направлениями работы этой компании выступают:
- стипендии и субсидии для учеников из бедных семей (плата за обучение, которая предлагает компания, делает частное образование доступным для членов местного сообщества);
- обучение директоров и преподавателей школ и предоставление ресурсов;
- создание центров образовательных ресурсов и коррекционного образования;
- гендерный подход в обучении.
Таким образом, сотрудничество между
частным школьным образованием и бизнесом в англоязычных странах стало важной частью работы школ. Чтобы сделать работу школ более успешной, директорам государственных школ пора изучать опыт и проверенные технологии частных школ. Многое из успешной практики управления частных школ (интегрированный подход к развитию школы, сотрудничество с бизнесом, интеграция между различными типами школам, успешный опыт совета управляющих, раз-
витие партнерских связей с сообществом, использование способов и технологий управления, присущих малому бизнесу) можно применить к государственному сектору школьного образования любой страны.
Библиографический список
1. Бражник Е.И. Становление и развитие интеграционных процессов в современном европейском образовании // Сибирский педагогический журнал. - 2005. - №5. - С.166 - 181.
2. Russo A. A public kind of private school // State Legislatures. - 2004. - Vol. 30. - № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-Library (дата обращения: 12.01.2012).
3. Gellette B. MPSA unites private schools for
academics, athletics // The Mississippi Business Journal. - 2006. - №1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-Library (дата обращения:
22.01.2012).
4. Walford G. Private education. Tradition and diversity. - London: Continuum, 2006. - 246с. [Электронный ресурс]. URL: http://www. books. google.com. (дата обращения: 05.02.2012).
5. Manafo Michael J. Enhancing the value of public education: lessons from the private sector // Phi Delta Kappan. - 2006. - Vol. 89. - № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ERIC.ed.gov. (дата обращения: 21.11.201).
6. Britain: chalk and talk; education // The Economist. - 2004. - Vol. 373 [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-Library (дата обращения: 05.12.2011).