Научная статья на тему 'Менеджмент активов как инструмент управления инновационной системой, включающей ресурсы персонала'

Менеджмент активов как инструмент управления инновационной системой, включающей ресурсы персонала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
446
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТ ISO 55000 / STANDARD ISO 55000 / СТАНДАРТ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ SA 8000 / STANDARD OF SOCIAL RESPONSIBILITY SA 8000 / ВСЕОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА (TQM) / TOTAL QUALITY MANAGEMENT (TQM) / ЗАДАЧА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА / TARGET OF SOCIAL DEVELOPMENT AND SOCIAL PARTNERSHIP / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" / FEDERAL LAW "ABOUT VALUATION ACTIVITIES IN RUSSIAN FEDERATION" / ENTERPRISE ASSET MANAGEMENT (EAM)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лонцих Н.П.

Изложен анализ менеджмента бизнеса, который, как и менеджмент любой иной деятельности, подчиняется принципам, методам и инструментам, определенным стандартом ИСО 9000. Показано, что оценочная деятельность становится частным случаем менеджмента бизнеса, управления недвижимостью, менеджмента активов. Определены критерии применимости систематической и скоординированной деятельности организации, нацеленной на оптимальное управление физическими активами для достижения и выполнения стратегических планов организации, Enterprise Asset Management (EAM).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF ACTIVE ASSETS AS A MEANS OF MANAGING INNOVATIVE SYSTEM WHICH INVOLVES PERSONNEL RESOURCES

We reported analyses of business management which, as well as management of any other activity, subordinates to the principles, methods and instruments, defined by the standard ISO 9000. It is shown that evaluation activity is a frequent case in business management, real estate management, active assets management. We defined criteria of application of systematical and coordinated activity of organization, aimed at optimal management of physical active assets to reach and develop strategic plans of organization Enterprise Asset Management (EAM).

Текст научной работы на тему «Менеджмент активов как инструмент управления инновационной системой, включающей ресурсы персонала»

5. Mayer R. J., Painter M.K., Lingineni M. Toward a Method for Business Constraint Discovery (IDEF9). Knowledge Based Systems, Inc., 1995. 62 p.

Информация об авторах

Конюхов Владимир Юрьевич, кандидат технических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, е-mail: c12@istu.edu, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Протасов Артем Васильевич, кандидат технических наук, доцент кафедры управления качеством и механики, е-mail: artem_protasov@mail.ru, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Маковский Евгений Викторович, заместитель генерального директора, е-mail: makovsky2009@gmail.com, ФГУП «НПО Микроген» Минздрава России, 127473, Россия, г. Москва, 2-й Волконский переулок, 10.

Богатиков Сергей Анатольевич, начальник отдела системного анализа, е-mail: info@microgen.ru, ФГУП «НПО Микроген» Минздрава России, 127473, Россия, г. Москва, 2-й Волконский переулок, 10.

Information about the authors

Konyukhov V.Yu., candidate of technical Sciences, Professor of Department of management of industrial enterprises, e-mail: c12@istu.edu, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Protasov A.V., candidate of technical Sciences, associate Professor of the Department of quality management and mechanics, e-mail: artem_protasov@mail.ru, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Makovsky E.V., Deputy General Director, e-mail: makovsky2009@gmail.com, FSUE "NPO Microgen" of Russian Ministry of Health, 2-nd Volkonsky pereulok, 10, Moscow, 127473, Russia.

Bogatikov S.A, head of Department of system analysis, e-mail: info@microgen.ru, FSUE "NPO Microgen" of Russian Ministry of Health, 2-nd Volkonsky pereulok, 10, Moscow, 127473, Russia.

УДК 331.5; 658.3

МЕНЕДЖМЕНТ АКТИВОВ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ, ВКЛЮЧАЮЩЕЙ РЕСУРСЫ ПЕРСОНАЛА

© Н.П. Лонцих

Изложен анализ менеджмента бизнеса, который, как и менеджмент любой иной деятельности, подчиняется принципам, методам и инструментам, определенным стандартом ИСО 9000. Показано, что оценочная деятельность становится частным случаем менеджмента бизнеса, управления недвижимостью, менеджмента активов. Определены критерии применимости систематической и скоординированной деятельности организации, нацеленной на оптимальное управление физическими активами для достижения и выполнения стратегических планов организации, - Enterprise Asset Management (EAM).

Ключевые слова: стандарт ISO 55000; стандарт социальной ответственности SA 8000; всеобщий менеджмент качества (TQM); задача социального развития и социального партнерства; федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; Enterprise Asset Management (EAM).

MANAGEMENT OF ACTIVE ASSETS AS A MEANS OF MANAGING INNOVATIVE SYSTEM WHICH INVOLVES PERSONNEL RESOURCES

© N.P. Loncykh

We reported analyses of business management which, as well as management of any other activity, subordinates to the principles, methods and instruments, defined by the standard ISO 9000. It is shown that evaluation activity is a frequent case in business management, real estate management, active assets management. We defined criteria of application of systematical and coordinated activity of organization, aimed at optimal management of physical active assets to reach and develop strategic plans of organization - Enterprise Asset Management (EAM).

Key words: standard ISO 55000; standard of social responsibility SA 8000; total quality management (TQM); target of social development and social partnership; federal law «About valuation activities in Russian Federation»; Enterprise Asset Management (EAM).

Методы организации инновационной деятельности предприятий, как производящих продукцию, так и предоставляющих услуги, в том числе образовательные, основаны на формировании процессов деятельности, управлении ими, взаимосвязи и формировании информационных потоков, которые возникают в результате инновационных процессов. Результативность процессов инновационного развития возрастает при появлении нематериальных активов предприятия. Следовательно, существует взаимосвязь инновационного развития с активами вообще и нематериальными активами предприятия в частности. Так как особенность данного развития заключается в необходимости упреждающего достижения готовности предприятия к обновлению экономических процессов и изделий, это обстоятельство необходимо учитывать при управлении инновационным процессом предприятия на основе анализа нематериальных активов. Для эффективного управления интеллектуальными ресурсами, в том числе нематериальными активами, требуется системный подход к организации инновационной деятельности на предприятии, что позволит охватить все стадии процессного подхода к управлению интеллектуальными ресурсами. Без внедрения стандартов ИСО 9000 на предприятиях преобладает подход, нацеленный на решение конкретных задач их развития без учета взаимосвязи процессов и процедур, происходящих внутри предприятий.

Стандарты ИСО 9000 предназначены для реализации восьми принципов менеджмента качества и для обеспечения конкурентоспособности компаний. Последняя является, прежде всего, функцией процессного подхода. В настоящее время вышеуказанный стандарт внедрен в редакции 2015 года [7]. Отметим, что в новой версии стандарта ISO 9001 сделан акцент, в первую очередь, на учет, анализ и минимизацию риска, а также на процессный подход.

В стандарте ИСО 9000 указано: «Внедрение систем менеджмента качества побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие созданию продукции, приемлемой для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. Система менеджмента качества может быть основой постоянного улучшения, способствующей повышению удовлетворенности как потребителей, так и других заинтересованных сторон. Внедрение данной системы обеспечивает организацию и потребителей уверенностью в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям» [3].

Менеджмент бизнеса, как и менеджмент другой деятельности предприятия, подчиняется принципам, методам и инструментам, определенным стандартом ИСО 9000. А оценочная деятельность является частным случаем менеджмента бизнеса, управления недвижимостью, менеджмента активов. Менеджмент и оценка бизнеса предполагают наличие таких его составляющих, как менеджмент недвижимости, зданий и сооружений, машин и оборудования, интеллектуальной собственности, или нематериальных активов. При этом оценочная деятельность соответствует федеральным стандартам оценки, что позволяет сформировать стандарты и правила оценочной деятельности, и становится основанием для объективного управления недвижимостью, активами как единых подхода, методов и инструментов, реализующих требования менеджмента качества [6, 8, 9].

Стандарт ISO 55001 и его российский аналог ГОСТ Р 55.0.01-2014/Ис0 55000:2014 «Управление активами. Национальная система стандартов. Общее представление, принципы и терминология» предоставляют возможность предприятию решить поставленные задачи в бизнесе, используя эффективное управление собственными активами. Второй стандарт дает общее представление об управлении активами и о системах их управления (т.е. системах менеджмента для управления активами). Он также содержит положения, которые используются в ГОСТ Р 55.0.02-2014/ИС0 55001:2014 и ГОСТ Р 55.0.03-2014/ИСО 55002:2014. Международное сотрудничество в подготовке этих стандартов позволило идентифицировать общие практики, которые могут быть применены к широкому спектру активов в различных организациях в условиях различных культурных традиций. Стандарты семейства ИСО 55001, ИСО 55002 и ГОСТ Р 55.0.01-2014/ИСО 55000:2014 относятся к системе менеджмента для управления активами, которая в текстах трех стандартов называется «система управления активами». ИСО 55001, ИСО 55002 и ГОСТ Р 55.0.01-2014/ИСО 55000:2014 могут использоваться совместно с любыми стандартами и техническими спецификациями, связанными с управлением активами определенного типа в любой отрасли экономики. ИСО 55001 устанавливает требования для системы управления активами, другие же стандарты детализируют технические требования, связанные с определенной отраслевой спецификой, типами активов и деятельностью, или содержат руководящие указания по разъяснению требований ИСО 55001 и их применению в различных отраслях или для активов того или иного типа.

Факторы, влияющие на то, какие типы активов требуются организации для достижения своих целей, и на то, как управлять активами, включают следующее:

- характер и предназначение организации;

- операционный контекст;

- ее финансовые ограничения и нормативные требования;

- потребности и ожидания организации и ее заинтересованных сторон.

Перечисленные воздействующие факторы необходимо учитывать при разработке,

внедрении, поддержании в работоспособном состоянии и при постоянном улучшении управления активами.

Эффективное управление активами, осуществляемое организацией, является чрезвычайно важным при реализации ценности посредством управления рисками и перспективами, так как позволяет достигнуть желаемого баланса затрат, риска и производительности. Нормативная и законодательная среда, в которой функционируют организации, постоянно усложняется, и соответствующие риски, источником которых являются многие активы, постоянно эволюционируют.

Основные принципы управления активами и соответствующая система управления активами, описанные в настоящем стандарте, при их интеграции в структуру общего управления и менеджмента риска организации могут принести осязаемые выгоды и стать рычагами для осуществления перспективных возможностей. Управление активами преобразует цели организации в относящиеся к активам решения, планы и виды деятельности при использовании подхода, основанного на оценке рисков.

Высшему руководству организации, ее работникам и заинтересованным сторонам следует осуществлять планирование, управляющую деятельность (например, воздействуя политикой, процессами или мониторингом) и деятельность по мониторингу для того, чтобы использовать перспективные возможности и снижать риски до приемлемого уровня.

Управление активами предполагает нахождение баланса между затратами, перспективами и рисками, с одной стороны, и обеспечением требуемой производительности активов, с другой стороны, для достижения целей организации. Нахождение баланса может осуществляться в течение различных временных периодов.

Управление активами позволяет организации оценить потребность в них и системах активов, а также оценить их производительность на различных уровнях. Дополнительно возможно применение аналитических подходов к управлению активами в течение различных этапов их жизненного цикла (которые могут начинаться с определения потребности в активе и заканчиваться выводом его из эксплуатации, а также включать управление любыми потенциальными обязательствами, возникающими в период после их вывода из эксплуатации).

Создание системы управления активами является важным стратегическим решением для организации. ИСО 55001 устанавливает требования к системе управления активами, но не содержит указания относительно разработки системы. Система управления активами используется организацией для руководства, координации и управления всей деятельностью по управлению активами. Она может обеспечить улучшенное управление рисками и гарантирует постоянное достижение целей менеджмента активов. Однако не вся деятельность по их управлению может быть формализована посредством данной системы. Например, такие аспекты, как руководство, культура, мотивация, поведение, которые могут оказывать значительное влияние на достижение целей менеджмента активов, могут управляться организацией вне указанной системы.

Управление персоналом является одним из важнейших факторов реализации менеджмента активов. Значение управления человеческими ресурсами очевидно для предприятий, как коммерческих, так и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг. Без адекватно подготовленных специалистов, активных, мотивированных на работу организация не может достичь своих целей и выжить. В настоящее время успех любой деловой организации все в большей степени зависит от ее сотрудников. Современный менеджмент характеризуется повышенным вниманием к человеческому фактору, изменением роли человека в организации, превращением его в решающий ресурс обеспечения конкурентоспособности компании, реализации задач мониторинга управления бизнесом. Все это определяется как мотивация применимости методов менеджмента активов.

Изучение основ управления человеческими ресурсами в наукоемких высокотехнологичных производствах повышает социально-профессиональную компетентность будущих специалистов, формирует организационный и управленческий горизонт менеджера, возможности в области эффективного управления людьми. Важным при этом является требование социальной ориентированности предприятия, что вполне определенно регламентируется одним из составляющих стандарта семейств ИСО - стандартом SA 8000.

Управление активами как инструмент управления инновационной системой предполагает формирование требований к менеджменту персонала. Последнему, являющемуся основой развития и оценки деятельности персонала, необходима действенная оценка деятельности персонала со стороны потребителя. Удовлетворенность потребителей в современной системе менеджмента качества становится основным показателем успешности любой деятельности. Одним из основных принципов современного управления качеством является высокая значимость потребителей в деятельности организации. В соответствии с современными подходами к управлению качеством в стандартах ИСО 9001 и ISO 9004 [4] указано, что потребителем является организация или лицо, получающее продукцию [3]. При этом менеджмент активов, являющийся инструментом управления инновационной системой, задействует ресурсы персонала, требует оценки деятельности персонала. Потребитель выступает в роли эксперта, оценивающего качество приобретаемого товара и

качество деятельности персонала. Каждое предприятие заинтересовано в увеличении количества потребителей реализуемой им продукции. Степень, в которой поставляемая продукция, по мнению потребителей, удовлетворяет или превосходит их ожидания, определяет уровень удовлетворенности потребителей. Проведение его анализа позволит руководству предприятия получить необходимую информацию для оценки и принятия своевременных решений по повышению их удовлетворенности.

Для проведения анализа удовлетворенности потребителя нами был разработан план действий, апробированный на двух различных предприятиях - минимаркете и образовательном колледже. Он заключается в следующем:

- разработка анкет;

- сбор информации;

- обработка полученных результатов;

- проведение анализа;

- разработка корректирующих мероприятий;

- подведение итогов.

Для проведения исследования удовлетворенности потребителей составлена анкета, которая содержит 17 вопросов. Они направлены на установление причины неудовлетворенности потребителей, поскольку наблюдается спад прибыли. При составлении вопросов были указаны варианты ответов «Да», «Нет», «Свой вариант ответа». Последний включен для того, чтобы потребитель мог высказать собственную точку зрения по тому или иному вопросу. Анкеты были разработаны анонимными, поскольку потребитель настороженно относится к указанию персональных данных.

На проведение анкетирования было установлено две недели. В минимаркете опрос проводился в вечернее время, так как в будние дни потребители работают, и основной поток покупателей приходится на данное время суток, а в колледже - через десять дней после завершения сессии, что позволило получить оценку работы преподавательского персонала колледжа на основании только что проведенных контрольных функций, т.е. экзаменов и зачетов. Анкетирование осуществлялось каждый день без выходных. Запланированное число опрошенных составляло 80 для минимаркета и 120 для колледжа. Количество полученных анкет с ответами составило 58 для минимаркета и 84 для колледжа. Данное число, безусловно, свидетельствуют о достаточном представительстве опрошенных. Отметим, что, например, в минимаркете для того, чтобы привлечь потребителя к участию в анкетировании, была применена программа скидки на покупку, условия которой заключались в следующем: при заполнении анкеты покупатель получал скидку в размере 5 % от стоимости совершаемой покупки. С целью сбора и упрощения обработки данных была разработана форма контрольного листка, в котором отображены полученные данные. Контрольный листок является одним из семи инструментов качества. Он представляет собой форму для регистрации и подсчета данных, собираемых в результате наблюдений или измерений контролируемых показателей.

Как и упоминалось выше, анкета состояла из 17 вопросов. Это количество затрудняет проведение анализа, поскольку число опрошенных составило 58 для минимаркета и 84 для колледжа. Если сложить воедино количество опрошенных и их ответов, получаем данные, число которых затрудняет проведение анализа. Поэтому для облегчения дальнейшей работы была применена диаграмма «Родственные связи». Она позволила сгруппировать данные по отдельным признакам и упростила дальнейшую работу. 17 вопросов были сгруппированы в 5 групп. После их группировки необходимо было распределить усилия для разрешения возникающих проблем и выявить основные причины, по которым надо начинать действовать. Для этого был применен следующий инструмент качества -диаграмма Парето [2]. Эта диаграмма позволяет установить причину неудовлетворенности потребителей.

Представленные в диаграмме данные указывают на три причины неудовлетворенности потребителей. Это, в свою очередь, не позволяет объективно проводить анализ и

разрабатывать меры по улучшению деятельности персонала. Для разрешения сложившейся ситуации можно применить диаграмму связей или причинно-следственную диаграмму Исикавы. В процессе обсуждений для проведения дальнейшего анализа была выбрана данная диаграмма, поскольку основное ее предназначение - это изучение, поиск и графическое отображение взаимосвязей изучаемой проблемы. Диаграмма служит основой для составления плана взаимоувязанных мероприятий, обеспечивающих комплексное решение поставленной задачи.

Для успешного построения диаграммы Исикавы нами был разработан план, состоящий в следующем:

• Назначение группы экспертов. Она состоит, соответственно, из руководства ми-нимаркета, колледжа, продавцов, преподавательского персонала и представителя потребителей.

• Определение структуры проведения оценки. Рассматривается процесс реализации продукции конечному потребителю. При этом задействованы все этапы ее доведения до потребителя.

• Ознакомление экспертов с порядком работы в группе. Каждый из них обязан высказать свое мнение и предложить причины, которые, по его мнению, влияют на удовлетворенность потребителей. Ответы опрошенных потребителей анализируются.

• Обсуждение итогов. Полученные данные группируются по отдельным признакам, и подводятся итоги произведенного объема работы. Строится диаграмма Исикавы.

В процессе анализа диаграммы Исикавы были выделены наиболее весомые причины, влияющие на удовлетворенность потребителей.

Диаграмма строилась на основе экспертного мнения персонала. Выявлены причины, влияющие на удовлетворение потребителей, с точки зрения участников. В процессе обсуждений проводимого анализа было принято решение о дополнительных исследованиях. Они необходимы, поскольку целью работы является выявление неудовлетворенности именно покупателей, а не представителей минимаркета. В роли экспертной группы выступали сами потребители. Экспертная группа уже по построенной диаграмме Исикавы отобразила причины, которые, по их мнению, влияют на удовлетворенность потребителей.

В связи с проведенным анализом нами был разработан комплекс мероприятий по повышению удовлетворенности потребителей деятельностью персонала. При разработке мероприятий учтены итоги двух экспертных групп - минимаркета и колледжа.

Целевая аудитория стандартов ISO 55001 - любая организация (предприятие), имеющая активы и заинтересованная в реализации ценности этих активов, то есть в управлении ими (на всех этапах их жизненного цикла - от проектирования, приобретения, строительства и ввода в эксплуатацию до использования, обслуживания, модернизации и/или утилизации).

Стандарт ISO 55001 направлен на следующую деятельность:

• Создание системы менеджмента активов для оптимального управления ими.

• Обеспечение прогнозирования состояния компании и оценки активов, бренда, репутации.

• Внедрение, поддержку и совершенствование системы менеджмента активов.

• Формирование видения, миссии, стратегии компании на основе менеджмента активов.

• Обеспечение соответствия между политикой и целями управления активами.

• Демонстрацию заинтересованным сторонам актуализированного использования ими инструментов управления активами.

• Сертификацию своей системы менеджмента активов с привлечением внешней организации либо декларирование своего соответствия.

Управление активами по стандартам ISO серии 55000 предполагает нахождение баланса между затратами, возможностями, рисками и требуемой производительностью

активов. Учитывая сказанное, можно на примере физических активов представить, какие лица заинтересованы в широком использовании новых стандартов ISO [1, 2, 5]. Это, во-первых, собственники предприятий, поскольку производительность и безопасность физических активов определяет эффект их экономической деятельности. Во-вторых, менеджмент организаций, поскольку областью его ответственности является организация экономичного, эффективного и безопасного использования активов.

Статья поступила 20.01.2016 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. AS 8000. Принципы надлежащего управления. М. : Изд-во «Стандарты», 2008.

31 с.

2. ISO 55001. Asset management. Management systems. Requirements Gestion d'actifs. Systèmes de management. Exigences - «Менеджмент активов». М. : Изд-во «Стандарты», 2007. 28 с.

3. ISO 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. Введ. 18.12.08. М. : Изд-во «Стандарты», 2008. 37 с.

4. ISO 9004-2005. Система менеджмента качества. Рекомендации по совершенствованию. М. : Изд-во «Стандарты», 2005. 35 с.

5. SA 8000. Социальная ответственность. М. : Изд-во «Стандарты», 2006. 47 с.

6. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. М. : ИКФ «ЭКМОС», 2004.

317 с.

7. Езрахович А.Я. Как подготовиться к аудиту СМК органом по оценке соответствия. (Практика результативного аудита): материалы семинара по подготовке нового стандарта ISO 9001: 2015, Санкт-Петербург, 15-16 апреля 2014 / АС «Русский Регистр». СПб., 2014. 124 с.

8. Оценка бизнеса / под ред. А.Г. Грязнова. М. : Финансы и статистика, 2000. 512 с.

9. Тарасевич Е.И. Автоматизация управления недвижимостью: три шага к успеху / НПЦ «Интехнедвижимость». М. : ИКФ «ЭКМОС», 2012. 211 с.

REFERENCES

1. AS 8000. Printsipy nadlezhashchego upravleniia [AS 8000. Principles of a decent management]. Moscow, Izd-vo "Standarty" Publ., 2008. 31 p.

2. ISO 55001. Asset management. Management systems. Requirements Gestion d'actifs. Systèmes de management. Exigences - «Menedzhment aktivov». Moscow, Izd-vo "Standarty" Publ., 2007. 28 p.

3. ISO 9001-2008. Sistemy menedzhmenta kachestva. Trebovaniia [ISO 9001-2008. Quality management system. Requirements]. Vveden 18.12.08. Moscow, Izd-vo "Standarty" Publ., 2008. 37 p.

4. ISO 9004-2005. Sistema menedzhmenta kachestva. Rekomendatsii po sovershenstvo-vaniiu [ISO 9004-2005. Quality management system. Recommendations about improvement]. Moscow, Izd-vo "Standarty" Publ., 2005. 35 p.

5. SA 8000. Sotsial'naia otvetstvennost' [Social responsibility]. Moscow, Izd-vo "Standarty" Publ., 2006. 47 p.

6. Aleshina I.V. Pablik rileishnz dlia menedzherov [Public relations for managers]. Moscow, IKF "EKMOS" Publ., 2004. 317 p.

7. Ezrakhovich A.Ia. Materialy seminara po podgotovke novogo standarta ISO 9001: 2015 "Kakpodgotovit'sia k auditu SMK organom po otsenke sootvet-stviia. (Praktika rezul'tativnogo audita) " [Proceedings of the seminar on preparation of the new ISO 9001: 2015

standard "How to prepare for the audit of QMS by the organ of compliance assessment. (Practice of effective audit)"], 15-16 April 2014, AS "Russkii Registr". St. Petersburg, 2014, 124 p.

8. Otsenka biznesa [Business valuation]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2000. 512 p.

9. Tarasevich E.I. Avtomatizatsiia upravleniia nedvizhimost'iu: tri shaga k uspekhu [Automation of real estate management: three steps to success]. Moscow, IKF "JeKMOS" Publ., 2012. 211 p.

Информация об авторе

Лонцих Наталья Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления качеством и механики, e-mail: natalysib@list.ru, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Loncykh N.P., candidate of pedagogical sciences, associate professor, Department of quality management and mechanics, e-mail: natalysib@list.ru, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 336:621.31

РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СФЕРЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

© Л.Г. Никитюк

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является значимой социально-экономической отраслью. От уровня развития данной сферы зависят условия и качество жизни населения. В статье рассматриваются инвестиционные методы финансирования инновационной деятельности сферы ЖКХ. По мнению автора, одним из приоритетных инструментов для реформирования этой отрасли является развитие лизинговых операций в рамках механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Изучение терминологии ведущих специалистов данной области позволило автору дать определение лизинговым операциям инновационной деятельности сферы ЖКХ с применением механизма ГЧП. Разработан организационно-экономический процесс осуществления лизинговой сделки при непосредственном участии государства для развития инновационной деятельности сферы ЖКХ. Представлена схема, которая позволяет поэтапно проследить взаимоотношения субъектов лизинговой сделки при участии государства. Особое внимание заслуживают основные преимущества для каждого из субъектов сделки. Предложены направления государственного стимулирования, необходимые для эффективного функционирования механизма лизинговых операций в сфере ЖКХ. Таким образом, исследование показывает необходимость развития лизинговых операций при непосредственном участии механизма ГЧП, что положительно отразиться на инвестиционно-инновационной деятельности сферы ЖКХ.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; лизинговые операции; жилищно-коммунальное хозяйство; инновационная деятельность; инвестиции; субъекты лизинговой сделки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.