УДК659.13
МЕМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ КОМПАНИИ
Т.П. Сибякин Научный руководитель - Т.В. Михайлова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: sibtima@mail.ru
Статья посвящена современным методам взаимодействия компаний с целевыми аудиториями при помощи создания и распространения материалов, посвященных продукции организации, в юмористической манере - мемам, с целью повышения спроса или узнаваемости бренда.
Ключевые слова: мемы, юмор, реклама.
MEMES AS A COMPANYMARKETING COMMUNICATION TOOL
T. P. Sibyakin Scientific supervisor - T.V. Mikhajlova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
Е-mail: sibtima@mail.ru
The article is devoted to modern methods of interaction between companies and its target audiences by creating and distributing materials dedicated to the organization's products in a humorous manner-memes, in order to increase demand or brand awareness.
Key words: memes, humor, advertising.
Мемы уже давно перестали существовать только в контексте социальных сетей как способ развлечения. На сегодняшний день степень узнаваемости тех или иных мемов достигла своего пика, продолжая при этом увеличиваться - на планете не осталось цивилизационных регионов без круглосуточного доступа к мировому интернету.
Благодаря массовой доступности путей выхода в сеть (компьютеры, смартфоны, умное ТВ и т.д.), подавляющее большинство людей знакомо как с понятием мемов, так и с конкретными примерами.
Мемы из локальных шуток превратились в интернациональное явление современной сферы развлечений, средств массовой информации и, конечно же, рекламы.
Различные бренды выстраивают целые маркетинговые стратегии и рекламные кампании на основе популярных на данный момент мемов и интернет-трендов. Порой тематике мемов бренды посвящают отдельное внимание даже в корпоративных СМИ, что, например, продемонстрировала компания МТС, составив подборку лучших представителей жанра за 2020 год на своём сайте (Рис. 1). Очевидно, для компании, специализирующейся на сетевых услугах (различные тарифы, сим-карты и т.д.), данный ход позволил стать чуть ближе к одной из своих целевых аудиторий, ведь потребителю приятно, когда поставщик его интернета находится с ним на одной волне.
Необходимо выделить основные преимущества мемов, как маркетингового инструмента:
Секция «Теория и практика коммуникаций»«
1) Язык, который понимают все - мемы, будучи продуктом рядовых пользователей интернета, не привязаны ни к нациям, ни к странам. Один и тот же мем может активно продвигаться и обсуждаться по всей планете в течение длительного времени;
2) Мемы легко усваиваются - визуальная или аудиальная информация, основой которой является юмор, не только надолго западает в разум потребителя, но и вызывает желание поделиться увиденным с как можно большим количеством людей;
3) Мемы - это простор для фантазии и эволюции. Прелесть рекламных объявлений, созданных на основе юмора - это способность к реконструкции одной и той же идеи для огромного количества товаров и услуг самых разных областей жизни.
м клиентам Бизнесу Прсдпримимвтплям Еще •
• МТС Медиа Технологии для жизни Интернет и ci
Гаджеты Бизнес Развлечения
Q Поиск
©
«Мы всё уронили», «Природа настолько очистилась....»: вспоминаем самые популярные мемы 2020 года
Рис. 1 Пример мема, созданного на основе юмора.
Мемы могут выступать толчком для запуска рекламной кампании нового продукта, как, например, это произошло с компаниями ТМеи Ье§о,запустившими в социальной сети Twitter рекламные кампании на основе взорвавшего в 2015 году сеть мема с иллюзорным платьем, которое поделило сообществосети на 2 группы, что вызвало бурные обсуждения феномена (Рис. 2).
Tide
я, tide
Ö il
LEGO
CLEGO.Üivup
Looks like a problem when you don't use Tide Plus ColorGuard. #TheDress #DressGate
P1F1WEÉTS FAVORITES
10,249 1 3,195
9:31 AM - 27 Feb 2015
/'whiteandgold or frblackandblue? We found a way around science- you can have both!
iiThe Dress fidressgate
3,620 2.926 ™ ■ ЕШР «О/
Рис. 2 Пример мема для запуска рекламной кампании нового продукта. Также одним из главных преимуществ мемов как маркетингового инструмента является аспект «маскировки» типичного рекламного объявления под уморительную шутку, которая
призвана, в первую очередь, развлечь потребителя, а потом уже заложить в его сознание желание купить рекламируемый товар.
Таким образом, реклама на основе мемов общается с аудиторией на более лёгком и доступном уровне, например, описывая качества товара с помощью юмора, что намного легче запоминается (Рис. 3).
О МТС Россия 9 @ги_гтПз • 3 и юл. 2020 г. Первое правило МТС Ргэпшит — никому не рассказывать про то, что получаешь скидки и бонусы. Обзавидуются.
Запустили программу привилегий для тех, кто тратит на связь больше 1500 рублей в месяц: premium.mts.ru
МТС PREMIUM МТС
g 14 п 2 с 19 д
Рис. 3. Пример мема, замаскированного под шутку.
Также важно упомянуть о подводных камнях такой стратегии, ведь, как и с любым методом продвижения, используя нестандартные рекламные объявления необходимо соблюдать следующие правила:
1) Не упустить тренд - плюс мемов в том, что отслеживать их актуальность у потребителей очень легко, достаточно простейшего мониторинга социальных сетей. Тем не менее, необходимо помнить, что для продвижения можно использовать только самые актуальные и популярные примеры (Рис. 4), ведь старые мемы могут вызывать уже не смех, а раздражение.
(—■ Сбер О @зЬегЬапК • 1 окт. 2020 г.
Когда просил друга скинуть сотку на карту, а он отдал наличными
О 53 tl 33 О 436
Рис. 4. Пример актуального и популярного мема.
Секция «Теория и практика коммуникаций»
2) У всех людей разное чувство юмора - подобрать подходящий для большинства рекламный подход не так просто, особенно используя юмор, ведь что для одних будет забавной шуткой, для других покажется оскорблением, что случилось со знаменитой рекламой Reebok «Пересядь с иглы мужского одобрения».
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что главной задачей мемов в сфере рекламы является упрощение взаимодействия с целевой аудиторией. Если потребитель чувствует, что компания не пытается просто продать товар, а предлагает ему юмор и хорошее настроение, он намного лояльнее относится как к продуктам, так и к самой компании.
Кроме того, творческий метод брендов при создании рекламных кампаний показывает их актуальность и самобытность, ведь при оригинальном подходе можно качественно выделиться на фоне конкурентов и завоевать современную аудиторию.
Библиографические ссылки
1. Вспоминаем самые популярные мемы 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: https://media.mts.ru/society/197297-populyarnye-memy-2020/ (Дата обращения: 05.05.21).
2. Для чего и как брендам использовать мемы?[Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/marketing/230214-dlya-chego-i-kak-brendam-ispolzovat-memy (Дата обращения: 05.05.21).
3. Как компании используют мемы в маркетинге и рекламе. [Электронный ресурс]. URL: https://popsters.ru/blog/post/19 (Дата обращения: 05.05.21).
© Сибякин Т.П., 2021