Научная статья на тему 'МЕМУАРЫ КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО БАЛЕТНОГО ТЕАТРА'

МЕМУАРЫ КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО БАЛЕТНОГО ТЕАТРА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
342
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕМУАРЫ / ВОСПОМИНАНИЯ / БАЛЕТ / ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО БАЛЕТНОГО ТЕАТРА / ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / РУССКИЙ БАЛЕТ / ПЕРВАЯ ВОЛНА ЭМИГРАЦИИ / СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК / MEMOIRS / MEMOIRS / BALLET / HISTORY OF THE RUSSIAN BALLET THEATER / HISTORICAL SOURCE / RUSSIAN BALLET / THE FIRST WAVE OF EMIGRATION / THE SILVER AGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ведерникова Маргарита Андреевна

В статье рассматриваются мемуары как источник изучения истории отечественного балетного театра. Автор условно разделяет имеющиеся мемуары деятелей отечественного балетного театра по следующим периодам: воспоминания деятелей дореволюционного отечественного балетного театра; воспоминания деятелей Серебряного века, включая мемуары балетных эмигрантов первой волны; воспоминания деятелей балетного театра советского периода; воспоминания деятелей балетного театра постсоветского, современного периода. Автор анализирует ряд мемуаров, относящихся к первому и второму периоду. В заключение отмечается, что субъективность является одним из видовых свойств мемуаров как источника информации, но их изучение позволяет более глубоко понять личность автора, рассмотреть в подробностях, деталях описываемую им эпоху и произошедшие события из истории отечественного балетного театра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEMOIRS AS A SOURCE OF STUDYING THE HISTORY OF THE RUSSIAN BALLET THEATER

The article considers memoirs as a source of studying the history of the Russian ballet theater. Conditional parts available memoirs of figures of Russian ballet in the following periods: memories leaders of pre-revolutionary Russian ballet theatre, the memories of figures of the silver age, including a memoir of ballet emigrants of the first wave, the memories of figures ballet theatre of the Soviet period; the memories of figures ballet theatre of the post-Soviet and modern period. The author analyzes a number of memoirs related to the first and second periods. In conclusion, it is noted that subjectivity is one of the specific properties of memoirs as a source of information, but their study allows us to understand the author's personality more deeply, to consider in detail, in detail, the era described by him and the events that occurred in the history of the Russian ballet theater.

Текст научной работы на тему «МЕМУАРЫ КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО БАЛЕТНОГО ТЕАТРА»

^У / МЕМУАРЫ КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО БАЛЕТНОГО ТЕАТРА

УДК 792.8(09)

https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-2100-128-134 М. А. Ведерникова

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: wds80@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются мемуары как источник изучения истории отечественного балетного театра. Автор условно разделяет имеющиеся мемуары деятелей отечественного балетного театра по следующим периодам: воспоминания деятелей дореволюционного отечественного балетного театра; воспоминания деятелей Серебряного века, включая мемуары балетных эмигрантов первой волны; воспоминания деятелей балетного театра советского периода; воспоминания деятелей балетного театра постсоветского, современного периода. Автор анализирует ряд мемуаров, относящихся к первому и второму периоду. В заключение отмечается, что субъективность является одним из видовых свойств мемуаров как источника информации, но их изучение позволяет более глубоко понять личность автора, рассмотреть в подробностях, деталях описываемую им эпоху и произошедшие события из истории отечественного балетного театра.

Ключевые слова: мемуары, воспоминания, балет, история отечественного балетного театра, исторический источник, русский балет, первая волна эмиграции, Серебряный век.

Для цитирования: Ведерникова М. А. Мемуары как источник изучения истории отечественного балетного театра // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 2 (100). С. 128-134. https://doi.Org/:10.24412/1997-0803-2021-2100-128-134

MEMOIRS AS A SOURCE OF STUDYING THE HISTORY OF THE RUSSIAN BALLET THEATER

Margarita A. Vedernikova

Moscow State Institute of Culture, Khimki City, Moscow Region, Russian Federation, e-mail: wds80@mail.ru

Abstract: The article considers memoirs as a source of studying the history of the Russian ballet theater. Conditional parts available memoirs of figures of Russian ballet in the following periods: memories leaders of pre-revolutionary Russian ballet theatre, the memories of figures of the silver age, including a memoir of ballet emigrants of the first wave, the memories of figures ballet theatre of the Soviet period; the memories of figures ballet theatre of the post-Soviet and modern period. The author analyzes

ВЕДЕРНИКОВА МАРГАРИТА АНДРЕЕВНА - доктор культурологии, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры классического танца хореографического факультета Московского государственного института культуры VEDERNIKOVA MARGARITA ANDREEVNA - D.Sc. in Cultural Studies, PhD in Arts, Associate Professor, Professor at the Department of Classical Dance, the Faculty of Choreography, the Moscow State Institute of Culture

© Ведерникова М. А., 2021

^ Эстетика

a number of memoirs related to the first and second periods. In conclusion, it is noted that subjectivity is one of the specific properties of memoirs as a source of information, but their study allows us to understand the author's personality more deeply, to consider in detail, in detail, the era described by him and the events that occurred in the history of the Russian ballet theater.

Keywords: memoirs, memoirs, ballet, history of the Russian ballet theater, historical source, Russian ballet, the first wave of emigration, the Silver age.

For citation: Vedernikova M. A. Memoirs as a source of studying the history of the Russian ballet theater. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2021, no. 2 (100), pp. 128-134. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-2100-128-134

Мемуарная литература является важным источником сведений об определённой исторической эпохе, с помощью которого возможно её реконструировать. С момента формирования мемуаров как жанра, примерно с XVI-XVII веков, накоплен обширный пласт данного рода документов, и большее их число принадлежит политической сфере. Балетный театр появился в России в XVII веке, при царе Алексее Михайловиче, но первые воспоминания деятелей балетного искусства относятся к началу XIX века. Данная статья посвящена систематизации мемуаров, принадлежащих крупнейшим деятелям балетного театра, соотнесению содержания материалов с реалиями эпохи, в которой творили их авторы.

Этимология слова «мемуары» происходит от латинского слова memoria, что в переводе означает «память». В Толковом словаре Ожегова мемуары определяются как «записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий» [13].

Н. Г. Георгиева в статье «Мемуары как феномен культуры и как исторический источник», систематизируя различные точки зрения на дефиницию, приходит к выводу, что «мемуары - ценный исторический источник, имеющий дуалистическую природу: с одной стороны, они имеют документальный характер как остаток (воплощение

части) старины, а с другой - они являются нарративным (повествовательным) источником, отражающим отдельные аспекты культуры прошедших эпох» [3, с. 136].

Мемуарная литература включает в себя ряд разновидностей: воспоминания, автобиографии, дневники, путевые записки или заметки,некрологи.

Для рассмотрения теоретико-методологических аспектов источниковедческого изучения мемуаров важны исследования российских учёных В. С. Голубцова, С. С. Дмитриева, П. А. Зайончковского, С. С. Минц, Е. В. Тарле, А. Г. Тартаковского и других. Многие исследователи делают акцент на субъективной стороне приводимой в мемуарах информации, при этом не умаляют их высокой познавательной, социокультурной ценности, поскольку, помимо ретроспективной информации, в них приводится большое число косвенной информации, способствующей как изучению самой личности мемуариста, так и приведённых в мемуарах событий.

Следует отметить, что изучать мемуары как исторический источник начали на рубеже Х1Х-ХХ веков, в первую очередь это были воспоминания политических и общественных деятелей. Изучение же мемуаров крупнейших деятелей истории отечественного балета началось сравнительно недавно, в 1930-е годы. Связано это было

с открытием в Ленинградском хореографическом училище (ныне - Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой) педагогического и балетмейстерского отделений, а также с модернизацией учебного плана, введением в него искусствоведческих и музыковедческих дисциплин в Московском хореографическом училище (ныне - Московской государственной академии хореографии). Данные события влекли за собой необходимость публикаций профильной, специализированной литературы, подробного системного изучения балетного наследия прошлых веков, а также формирования истории балета как научной дисциплины.

Существующий на сегодняшний день пласт мемуарной литературы, принадлежащий крупнейшим деятелям отечественного балетного театра, можно условно систематизировать, разделить по следующим периодам: воспоминания деятелей дореволюционного отечественного балетного театра; воспоминания деятелей Серебряного века, включая мемуары балетных эмигрантов первой волны; воспоминания деятелей балетного театра советского периода; воспоминания деятелей балетного театра постсоветского, современного периода.

Все мемуары имеют высокую познавательную ценность при изучении определённых этапов истории отечественного балетного театра, но их число сравнительно невелико, особенно если говорить о первом этапе. Мы не ставим перед собой задачу исчерпывающе рассмотреть каждое воспоминание, опубликованное по истории отечественного балета, лишь остановимся на некоторых из них, условно относящихся к первым двум периодам.

Период дореволюционного отечественного балетного театра представлен небольшим числом мемуарных изданий, среди

них важны для исследователей данного периода истории воспоминания И. И. Валь-берха, А. П. Глушковского, Е. О. Вазем, М. И. Петипа.

В 1937 году в издательстве «Искусство» вышли мемуары Екатерины Оттовны Вазем (1848-1937) под заглавием «Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра. 1867-1884», которые она незадолго до смерти, будучи уже в преклонном возрасте, надиктовала своему сыну Н. И. Насилову (1887-1942). Воспоминания Вазем «... стали ценным материалом по истории петербургского балета, особое значение имеют переданные на страницах книги характеристика многочисленных артистов и балетмейстеров, оценка их творчества, обзор русской критики конца XIX столетия, а также заметки о балетной публике и театральных чиновниках. Воспоминания содержат ряд существенных сведений и о самой Вазем, и о жизни учащихся императорского театрального училища» [2, с. 5-6].

Аким Павлович Глушковский (17931870) в своих воспоминаниях, адресованных князю П. А. Вяземскому, писал, что «единственной целью при составлении их служила для меня мысль отдать дань тому времени, с которым неразрывно связаны мои лучшие годы, и принести лепту моего уважения той эпохе ...» [4, с. 59-60]. Глуш-ковский закончил работу над воспоминаниями в 1868 году, но длительное время их местонахождение было неизвестно. Обнаружены они были лишь в 1939-м и опубликованы впервые в 1940 году по инициативе Ю. И. Слонимского. При составлении первого издания редакторы воспоминания разделили по главам: «Мои воспоминания», «Воспоминания о великом хореографе К.-Л. Дидло и некоторые рассуждения о танцевальном искусстве», «Письма и документы».

Воспоминания Глушковского - это ценный материал по изучению истории балетного театра рубежа ХУШ-Х1Х веков, Москвы времён Отечественной войны 1812 года, творчества крепостных артистов, деятельности провинциальных театров, деятельности московской труппы, творчества Дидло и других. Мемуары отличает фактологическая точность.

В 1948 году впервые была опубликована книга «Из архива балетмейстера. Дневники. Переписка. Сценарии», включившая в себя дневник путешествия первого отечественного балетмейстера Ивана Ивановича Валь-берха в Париж, в 1802 году, и его переписку с супругой в 1807-1808 годах [1]. Балетмейстер не оставил воспоминаний, но его дневниковые записи очень важны для изучения периода становления русского балета и являются разновидностью мемуарной литературы.

Творчество Мариса Петипа - это целая эпоха в истории отечественного балета, освещению которой посвящено большое число исследований. В 2018 году весь балетный мир отмечал научными и творческими мероприятиями 200-летие со дня рождения Мариуса Ивановича Петипа (1818-1910). Так, в Московском государственном институте культуры прошла Международная научно-практическая конференция, посвя-щённая данному событию. Наследие Петипа огромно, и всесторонне рассмотреть его без прочтения его воспоминаний не представляется возможным. Надо отметить, что первые воспоминания были изданы ещё при жизни Мариуса Ивановича - в 1906 году в Санкт-Петербурге, в типографии «Труд». Умелый дипломат, он очень осторожно относился к свом прижизненным воспоминаниям, исключая любые конфликтные ситуации. «В одни и те же дни он диктует мемуа-

ры и делает записи в дневнике. Для печати сообщает нечто порой далёкое от истины, дневнику поверяет правду, которую нельзя оглашать» [11, с. 7]. В 1971 году при активном участии Ю. И. Слонимского впервые были изданы и дневниковые записи. На сегодняшний день литературное наследие Петипа переиздавалось неоднократно.

Воспоминания деятелей Серебряного века, включая воспоминания балетных эмигрантов первой волны, самые многочисленные по количественному составу из рассматриваемых периодов. Среди них мемуары М. Ф. Кшесинской, М. М. Фокина, Т. П. Карсавиной, Р. Нижинской, Б. Ф. Нижинской, Н. Тихоновой, С. Л. Григорьева, С. М. Ли-фаря, Ю. Зорича и других. На страницах воспоминаний представлено живое, увлекательное повествование о русской творческой интеллигенции, предреволюционной Российской империи, Театральном училище и педагогах, там работающих, дя-гилевской антрепризе, судьбах русской эмиграции первой волны, творческой деятельности русских балетных трупп, созданных в эмиграции, педагогической деятельности. На страницах воспоминаний оживают портреты известных танцовщиков и танцовщиц, хореографов и других деятелей, связанных с историей русской и зарубежной культуры.

Воспоминания эмигрантов первой волны активно начали издавать, начиная с 1990-х годов. Среди издательств следует отметить издательство АРТ (Артист. Режиссёр. Театр), где были впервые изданы мемуары Б. Ф. Нижинской «Ранние воспоминания», Н. Тихоновой «Девушка в синем», С. Л. Григорьева «Балет Дягилева, 19091929», С. М. Лифаря «Дягилев и с Дягилевым», Л. Ф. Мясина «Моя жизнь в балете» и другие.

В одних воспоминаниях подробно описывается весь творческий и педагогический путь автора, в других - авторы останавливаются на каком-то определённом жизненном этапе. Так, Матильда Феликсовна Кшесинская (1872-1971) закончила писать свои «Воспоминания» во Франции, в Париже, в 1959 году, в возрасте 77-ми лет, когда её педагогическая деятельность подходила к концу. Впервые воспоминания были изданы на французском языке в 1960 году, на русском языке - в 1992 году. Известная балерина очень подробно описывает историю своей жизни на фоне театральных событий и исторических катаклизмов [7].

Воспоминания Тамары Платоновны Карсавиной (1885-1978) «Театральная улица» тоже подробно рассказывают о событиях её жизни, годах учёбы в Театральном училище, триумфальных выступлениях в Мариинском театре, работе в дягилевской антрепризе, но описание событий останавливается 1929 годом, когда не стало С. П. Дягилева [6]. К сожалению, нам не известно, что дальше стало с карьерой: в 1930-1955-х годах Т. П. Карсавина занимала высокую должность вице-президента Королевской академии танца в Лондоне (Великобритания), успешно работала на европейских балетных сценах.

Воспоминания Брониславы Фоминичны Нижинской (1890-1927) подробно повествуют о жизни семьи Нижинских, её творческой карьере и творчестве В. Ф. Нижин-ского, но мемуары потому и названы «Ранние воспоминания», что останавливаются на событиях 1914 года [12].

Говоря о деятельности Русских сезонов С. П. Дягилева, нельзя не упомянуть о воспоминаниях Сергея Леонидовича Григорьева (1883-1963), который по праву считается летописцем русских сезонов. На протя-

жении двадцати лет существования балетной труппы, организованной Дягилевым, Григорьев был его личным помощником, бессменным режиссёром-репетитором.

В своих воспоминаниях «Балет Дягилева, 1909-1929» Григорьев воссоздаёт атмосферу творческой лаборатории Русских сезонов, личность самого Дягилева, историю создания и процесс репетиционной работы над многими балетными спектаклями труппы. В предисловии к первому отечественному изданию В. В. Чистякова отмечает: «Читателю стоит заранее знать, чего он не найдёт в книге Григорьева. Здесь нет обстоятельного рассказа о том, кто создал Русский балет Дягилева. Отсутствует аналитический взгляд на спектакли, на их то прямую, то опосредованную связь со временем, атмосферой эпохи, на эстетические искания хореографов ...» [5, с. 9]. Впервые мемуары были изданы в Лондоне в 1953 году, в России - в 1993-м.

Триумфальный успех Русских сезонов, реформа отечественного и мирового балета начала ХХ века были бы невозможны без творчества Михаила Михайловича Фокина (1880-1942). Его воспоминания «Против течения», изданные впервые в Советском Союзе в 1962 году, представляют собой фундаментальный труд, не только повествующий о вехах творческой биографии, но и отражающий рассуждения Фокина об эстетике классического танца, перспективах развития современного ему модерни-стического танца.

Сергей Михайлович Лифарь (19051986) обращался к написанию воспоминаний несколько раз за свою жизнь: «Дягилев и с Дягилевым» (1939) [8], «Мемуары Икара» (1993) [9]. В 1965 году была опубликована ещё одна автобиографическая книга Ли-фаря «Моя жизнь» на французском языке.

Пожалуй, это - уникальный случай в истории балетной мемуаристики, но благодаря этим воспоминаниям мы подробно знаем не только о периоде творческой работы Ли-фаря в антрепризе Дягилева, но и о его карьере на главной парижской сцене.

Среди мемуаров деятелей балета советского периода следует отметить воспоминания Ф. В. Лопухова, М. М. Плисецкой, Е. С. Максимовой, А. М. Мессерера, С. М. Мессерер, Т. М. Вечесловой, Г. Т. Комлевой.

Что касается четвёртого, условно выделенного нами, периода в балетной мемуаристики - воспоминаний деятелей балетного театра постсоветского, современного периода развития отечественного балета, то данную нишу ещё предстоит заполнить. Можно отметить мемуары балетных деятелей, чьё творчество началось в советском периоде и успешно продолжилось после 1991 года: М. М. Плисецкой «Тринадцать лет

спустя», А. М. Плисецкого «Жизнь в балете» и другие.

Далеко не все из написанных мемуаров изданы и доступны для широкого круга читателей. Так, помимо Григорьева, оставил свои воспоминания о Русских сезонах Вальтер Фёдорович Нувель (1871-1949), который на протяжении двадцати лет был секретарём Дягилева. Но воспоминания так и не были опубликованы, несмотря на высокий научный интерес к дягилевскому наследию. Не опубликованы на русском языке и мемуары Т. П. Карсавиной, посвящённые её творческой деятельности в Англии.

Безусловно, субъективность является одним видовых свойств мемуаров как источника информации, но их изучение позволяет более глубоко понять личность автора, рассмотреть в подробностях, деталях, описываемую им эпоху и произошедшие события в истории отечественного балетного театра.

Список литературы

1. Вальберх И. И. Из архива балетмейстера. Дневники. Переписка. Сценарии. 2-е издание, испр.

Санкт-Петербург : Лань ; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2010. 336 с.

2. Гвоздева И. В. От издательства // Вазем Е. О. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого

театра. 1867-1884. Санкт-Петербург : Лань ; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2009. 448 с.

3. Георгиева Н.Г. Мемуары как феномен культуры и как исторический источник // Вестник

Российского университета дружбы народов. Серия : История России. 2012. № 1. С. 126-138.

4. Глушковский А. П. Воспоминания балетмейстера. 2-е издание, испр. Санкт-Петербург : Лань ;

ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2010. 576 с.

5. Григорьев С. Л. Балет Дягилева, 1909-1929 : [перевод с английского] / [предисл. и коммент.

В. В. Чистяковой]. Москва : Артист. Режиссёр. Театр, 1993. 382, [1] с. : ил.

6. Карсавина Т. П. Театральная улица : воспоминания. Москва : Центрполиграф, 2010. 317, [2] с.

7. Кшесинская М. Ф. Воспоминания : [перевод]. Москва : Центрполиграф, 2009. 414 с.

8. Лифарь С. М. Дягилев и с Дягилевым. Москва : Вагриус, 2005. 588, [3] с.

9. Лифарь С. М. Мемуары Икара : [перевод с французского]. Москва : Искусство, 1995. 358 с.

10. Мемуары Мариуса Петипа, солиста его императорского величества и балетмейстера император-

ских театров. Санкт-Петербург : тип. Спб. т-ва «Труд», 1906. [4], 114 с.

11. Мариус Петипа : Материалы. Воспоминания. Статьи / [сост. и авт. примеч. А. Нехендзи] ; [предисл.

Ю. Слонимского]. Ленинград : Искусство. Ленингр. отд-ние, 1971. 446 с.

12. Нижинская Б. Ф. Ранние воспоминания : в 2 частях / перевод с английского И. В. Груздевой ;

предисл. М. Ю. Ратановой ; коммент. Е. Я. Суриц. Москва : АРТ, 1999. Часть 1. 1999. 350 с. ; Часть 2. 1999. 319 с.

13. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических

выражений. [27-е издание, испр.]. Санкт-Петербург : Ленинградское изд-во, 2012. 1357, [2] с.

14. Фокин М. М. Против течения : воспоминания балетмейстера. Сценарии и замыслы балетов.

Статьи, интервью и письма / [вступит. статья, с. 5-25, и коммент. Г. Н. Добровольской]. 2-е издание, доп. и испр. Ленинград : Искусство. Ленинградское отд-ние, 1981. 510 с.

References

1. Valberkh I. I. From archive choreographer. Diaries. Correspondence. Scripts. 2nd edition. St. Petersburg,

Publishing House "Lan", Music Planet, 2010. 336 p. (In Russ.)

2. Gvozdeva I. V. From the publishing house. In: Vazem E. O. Notes of the ballerina of the St. Petersburg

Bolshoy Theater. 1867-1884. St. Petersburg, Publishing House "Lan", Music Planet, 2009. 448 p. (In Russ.)

3. Georgieva N. G. Memoirs as a cultural phenomenon and as a historical source. RUDN Journal of Russian

History. 2012, no. 1, pp. 126-138. (In Russ.)

4. Glushkovskiy A. P. Memoirs of a choreographer. 2nd edition. St. Petersburg, Publishing House "Lan",

Music Planet, 2010. 576 p. (In Russ.)

5. Grigoryev S. L. Diaghilevs ballet, 1909-1929. Moscow, ART Publishing House, 1993. 382 p. (In Russ.)

6. Karsavina T. P. Teatralnaya street: memories. Moscow, Centrpoligraf Publishing House, 2010. 317 p.

(In Russ.)

7. Kshesinskaya M. F. Memories. Moscow, Centrpoligraf Publishing House, 2009. 414 p. (In Russ.)

8. Lifar S. M. Diaghilev and with Diaghilev. Moscow, Vagrius Publishing House, 2005. 588 p. (In Russ.)

9. Lifar S. M. Memoirs of Icarus. Moscow, Art Publishing House, 1995. 358 p. (In Russ.)

10. Memoirs of Marius Petipa, soloist of His Imperial Majesty and choreographer of the Imperial theaters.

St. Petersburg, 1906. 114 p. (In Russ.)

11. Marius Petipa: Materials. Memories. Articles. Leningrad, Art Publishing House, 1971. 446 p. (In Russ.)

12. Nizhinskaya B. F. Early memoirs. In 2 parts. Moscow, ART Publishing House, 1999. (In Russ.)

13. Ozhegov S. I. Explanatory dictionary of the Russian language: about 100,000 words, terms and

phraseological expressions. 27th edition. St. Petersburg, 2012. 1357 p. (In Russ.)

14. Fokin M. M. Against the current: Memoirs of a choreographer. Scripts and designs for ballets. Articles,

interviews and letters. Leningrad, Art Publishing House, 1981. 510 p. (In Russ.)

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.