Научная статья на тему 'Мемуары без купюр'

Мемуары без купюр Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
209
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Неизвестный Достоевский
WOS
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кибальник Сергей Акимович

Статья знакомит с порталом Пушкинского Дома «Русские писатели 1860-х 1880-х годов в забытых воспоминаниях, записных книжках и дневниках». Здесь размещен ряд материалов по данной теме: 1) мемуарные книги С. А. Берс, П. А. Гнедича, Г. К. Градовского, Д. В. Григоровича, А. Г. Достоевской, А. Ф. Кони, В. Г. Короленко, А. Лескова, В. П. Мещерского, И. И. Панаева, Л. Ф. Пантелеева, А. А. Плещеева, М. К. Салтыкова, С. Л. Толстого, А. П. Сусловой, Н. А. Тучковой-Огаревой, Н. В. Успенского, А. А. Фета, Е. А. Штакеншнейдера, В. Микулич, И. И. Ясинского и др. (к книгам В. Микулич и И. И. Ясинского представлены новые и весьма обширные комментарии Б. Н. Тихомирова); 2) ряд журнальных и газетных очерков, причем некоторые из них, в частности: Д. Н. Садовникова, Н. М. Павлова, П. Райского (И. И. Колышко), Ф. П. Чуфрина и Н. Миляева в сопровождении детального текстологического и историко-литературного комментария; 3) полный текст «Воспоминаний о Достоевском» А. И. Сувориной и комментарии к ним С. А. Кибальника; 4) мемуарные очерки о Достоевском А. А. Зеленецкого и Л. В. Головиной (публикуются С. А. Кибальником по рукописям ИРЛИ РАН, ранее печатались по другим спискам); 4) из рукописных материалов по невоспроизводимому ранее варианту размещена статья В. А. Савостьяновой «В дополнение к Воспоминаниям Анны Григор<ьевны> Достоевской» (подготовка текста и комментарий Б. Н. Тихомирова); 5) впервые опубликован ряд рукописных материалов, относящихся к биографии и творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина, К. Н. Леонтьева и А. П. Чехова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мемуары без купюр»

111

Кибальник Сергей Акимович

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) (Российская Федерация, Санкт-Петербург)

kibalnik007@mail.ru

DOI: 10.15393/j10.art. 2014.9

МЕМУАРЫ БЕЗ КУПЮР:

ДОСТОЕВСКИЙ В ВОСПОМИНАНИЯХ, ЗАПИСНЫХ КНИЖКАХ И ДНЕВНИКАХ НА САЙТЕ ПУШКИНСКОГО ДОМА

Аннотация: На портале Пушкинского Дома размещен ряд материалов по теме «Русские писатели 1860-х — 1880-х годов в забытых воспоминаниях, записных книжках и дневниках»: помещены мемуарные книги М. А. Антоновича и Г. З. Елисеева, Х. Д. Ал-чевской, С. А. Берс, П. Д. Боборыкина, П. В. Быкова, Е. Н. Водовозова, П. А. Гнеди-ча, г. К. Градовского, Д. В. Григоровича, А. Г. Достоевской, А. Ф. Кони, В. Г. Короленко, А. Лескова, С. Ф. Либровича, В. П. Мещерского, В. Микулич, Н. А. Лейкина, А. П. Михайловского, А. П. Милюкова, Н. К. Михайловского, А. Н. Мошина, А. В. Никитенко, И. И. Панаева, Л. Ф. Пантелеева, А. А. Плещеева, А. Н. Пыпина, М. К. Салтыкова, А. М. Скабичевского, Н. Я. Стечкина, С. Л. Толстого, А. П. Сусловой, Н. А. Тучковой-Огаревой, Н. В. Успенского, Е. М. Феоктистова, А. А. Фета, Н. В. Шелгунова и Л. П. Шелгуно-вой, Е. А. Штакеншнейдера, И. И. Янжула, И. И. Ясинского и др. (к книгам В. Микулич и И. И. Ясинского отдельно помещены новые и весьма обширные комментарии Б. Н. Тихомирова), воспроизведен ряд журнальных и газетных очерков, причем некоторые из-них, в частности: Д. Н. Садовникова, Н. М. Павлова, П. Райского (И. И. Колышко), Ф. П. Чуфрина и Н. Миляева - в сопровождении детального текстологического и историко-литературного комментария, размещены «Воспоминания о Достоевском» А. И. Сувориной, ранее публиковавшиеся неполностью, осуществлена подготовка полного текста этих воспоминаний и комментария к ним, выполненная С. А. Кибальником. Им же публикуются по рукописям ИРЛИ РАН мемуарные очерки о Достоевском А. А. Зеленец-кого и Л. В. Головиной, ранее напечатанные по другим спискам. Из рукописных материалов по невоспроизводимому ранее варианту размещена также статья В. А. Савостьяновой «В дополнение к Воспоминаниям Анны Григор<ьевны> Достоевской» (подготовка

112

С. А. Кибальник

текста и комментарий Б. Н. Тихомирова). Впервые опубликованы некоторые рукописные материалы, относящиеся к биографии и творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина, К. Н. Леонтьева и А. П. Чехова.

Ключевые слова: мемуары, записные книги, дневники, Достоевский, архивы, рукописи.

Что дает исследователю Достоевского знакомство с Интернет-ресурсом «Русские писатели 1860-х — 1880-х годов в забытых воспоминаниях, записных книжках и дневниках»?

В общем-то, многое: прежде всего проект делает огромное количество хорошо известных материалов (таких, например, как дневники Аполлинарии Сусловой или воспоминания Александра Милюкова) намного доступнее. Он же открывает и некоторые новые страницы в биографии Достоевского.

Так, например, в варианте воспоминаний племянницы Достоевского Варвары Андреевны Савостьяновой, впервые опубликованном на страницах Интернет-проекта Б. Н. Тихомировым, с важнейшими указаниями на контаминированный и в то же время сокращенный вариант текста другого их варианта, опубликованного в антологии «Ф. М. Достоевский в забытых и неизвестных воспоминаниях современников», находим следующую выразительную бытовую деталь:

Начался разговор, не помню о чем; но дядя (т. е. - Ф. М. Достоевский. - С. К.) был нервен, его видимо беспокоил насморк А<нны> Гр<игорьевны>, и он несколько раз обращался к ней: <“>А<нна> Гр<игорьевна>, утри нос”. - <“>Ах, Ф<е-дор> М<ихайлович>, но что ж я буду делать, у меня такой сильный насморк” -и продолжала болтать. - <“>Ан<на> Гр<игорьевна>, утри нос<”>, - еще <с. 3> раз напомнил он ей, перебивая ее болтовню.

Это, конечно же, всего лишь мелочь, лишь отчасти характеризующая отношения Достоевского с женой, но насколько содержателен комментарий Б. Н. Тихомирова к этому тексту, в котором он показывает, что некоторые из свидетельств В. А. Савостьяновой (в частности, о сыне Достоевского Леше) навеяны воспоминаниями Л. Ф. Достоевской и вряд ли основаны на реальных событиях!

Другой пример. В воспоминаниях жены А. С. Суворина Анны Ивановны Сувориной впервые воспроизведено место, в котором рассказывается о том, что Достоевский присутствовал на любительском спектакле:

На одном из наших домашних спектаклей присутствовал и Фед<ор> Мих<ай-лович> Достоевский. Играли Островского “Доходное место”. Тогда эта пиеса имела громадный успех, роль либерального Жадова находила отклик у молодого поколения, всегда имела успех и была благодарнейшая роль для актера. Ставил пьесу у нас большой наш приятель Ник. Фед. Сазонов, Жадова играл Н. Пл. Ка-рабчевский - красавец и знаменитый адвокат, очень талантливый актер и покоритель дамских сердец. И это была одна из его лучших ролей! Жену его, глупенькую, но милую Полиньку, или Полину, играла я, мою мать, т. е. тещу (типаж) Жадова играла жена Ив<ана> Ник<олаевича> Крамского С. Н. Крамская. Сестру

Мемуары без купюр: Достоевский в воспоминаниях, записных книжках и дневниках... 113

мою Юленьку играла дочь моего мужа, моя belle fille А. Ал. Коломнина и Вик-т<ор>Петр<ович> Буренин играл роль генерала Вышневского.

Вся пьеса держится на Жадове. Он дает тон всей пьесе. Затем идут роли Полины и матери. Со всеми нами, кроме, конечно, Жадова-Карабчевского, проходил Сазонов. Я никогда никого в этой роли не видела, и хотя я была бесстрашная и готова была играть, не читая даже пьесы, любую роль, хотя бы Леди Макбет, и начать спектакль пляской и пением простушки невоспитанной <?>, - но в этот раз я очень боялась, главное, боялась подвести Жадова, т. к. почти что лучшие его места все с “Полиной”. На репетиции он не вполне играл, я читала свою роль по указаниям режиссера. Одна Крамская играла на репетиции, и мне ужасно нравился ее тон. На генеральной репетиции было довольно много народу, но подъему не было, и я совершенно потерялась, тем более что слышала со сцены голос Н. Петр. Вагнера про меня, что я очень мила, - что-то в этом роде, а муж сказал, что, по его мнению, “она (т. е. я) как-то очень легкомысленно играет”. Услыхав это, я еще больше потерялась, ценя ужасно строгие, взыскательные, беспощадные, но искренние всегда и верные мнения Ал. Сергеевича. Я решила, что завтра буду играть, т. е. стараться играть Полину серьезнее и была совершенно какой-то потерянной. Жадов был недоволен мною.

Я смертельно боялась и с наслаждением бы отказалась, но это было невозможно уже. На спектакле была масса приглашенных, и когда я посмотрела в отверстие занавеса, то меня прямо сковал ужас. Первое лицо, что я увидела, это было лицо Достоевского, беседующего с Григоровичем, потом Я. П. Полонского в первом ряду из-за своих длинных костылей, Н. С. Лескова, Вагнера, <нрзб.> да много из наших отличных приятелей и посетителей наших воскресений, но Ф<е-дор> М<ихайлович> меня прямо подкосил! Я кинулась к Н. Ф. Сазонову, гримировавшему кого-то из наших, и 15 говорю, что я не могу играть, что умру, умираю, а он совершенно спокойно выводил какие-то тени на лице актера, говорит:

“Только, дорогая, не здесь, а на сцене... Там я не отвечаю...”. Я взглянула на себя в зеркало и ахнула: там в голубеньком открытом платьице была не провинциалка Полинька, а какая-то трагическая маска. Сазонов просто расхохотался и прибавил, что прямо хоть сейчас трагедию ставь и гримировать не надо. Потом сжалился, страшно ласково-любовно клялся мне, что буду мило играть и буду иметь успех, а я твердила, что если бы только не Достоевский! Мне совестно перед ним наивничать, да и всех, сколько я помню, смутила моя весть о прибытии Достоевского, но все равно раздался звонок, взвился занавес, и надо было идти “умирать”!

Но странная вещь! Когда я очутилась на сцене, когда я поняла, что спасения мне нет, я твердо решила играть, как только могу веселее и живей, чтобы только не быть деревянной - умру, но сыграю! Слова Вагнера и Ал<ексея> Сергеевича исчезли из головы. Я всегда восхищалась на игру Крамской, эта ее упрямая, ничему не поддающаяся пошлость воззрений и взглядов на жизнь в сравнении с благородством, может быть, немножко и надуманным, Жадова, восхищала меня, и я твердо решила быть достойной дочкою своей маменьки.

114

С. А. Кибальник

И действительно приводила в ужас бедного моего мужа. Несмотря на его благороднейшие речи и монологи, я упрямо повторяла: “А маменька говорит, что ты можешь это сделать!.. Маменька лучше нашего с тобой знает!” После этих сцен я несколько раз слышала тихо “браво! браво!”, но я совершенно не понимала, за что? и кому? И неслась по течению. Несколько раз смеялись после моих наивных поучений мужу, мне даже самой было жаль Карабчевского-Жадова, когда его милая, глупенькая, но в сущности добрая Полинька доводила его до гнева.

Но все хорошо, что хорошо кончается, и мы, наконец, окончили под аплодисменты наше представление, выходим все, конечно, вместе за руки. В один из вызовов вижу, Достоевский взбирается к нам по лестнице из зрительного зала на сцену, по этой лестнице то взбирался, то спускался наш режиссер, мы, конечно, были польщены его к нам визитом. Поздоровавшись со сцены, он подошел к нам по лестнице из зрительного зала на сцену; по этой лестнице то взбирался, то спускался наш режиссер. Мы, конечно, были польщены его к нам визитом. Поздоровавшись со всеми, он подошел ко мне, смотрит, как всегда, как-то строго и серьезно говорит: “вы мне очень понравились, у вас настоящий драматический талант... Вы должны работать и изучать эстетику”. Потом, обращаясь к мужу, говорит: “А<лексей> С<ергеевич>, настоите, заставьте вашу жену заняться серьезно драматическим искусством!”. Ал<ексей> Сер<геевич> на это ответил, что я такая лентяйка, каких еще свет не производил. И после, за каждой нашей встречей с Ф<едором> М<ихайловичем> он всегда меня спрашивал: “Ну что? занимаетесь эстетикой?”. Я очень конфузилась всегда и не могла дать желанного ответа.

Не правда ли этот эпизод, к сожалению, опущенный в первой публикации очерка1, вполне заслуживает быть восстановленным? Отношения Достоевского с А. С. Сувориным и его женой, характер и манера обращения писателя с его знакомыми здесь отразились в живом эпизоде, который производит весьма яркое впечатление.

Таких вот небольших ярких деталей и эпизодов, впервые представленных читателю, в рамках данного Интернет-проекта, не так уж мало. Что же говорить о забытых текстах - таких, как, например, «Воспоминания» студента Алексея Зеленецкого, ранее печатавшиеся, но воспроизведенные на страницах Интернет-проекта по иному списку.

Вот что говорит этому студенту Достоевский в ответ на его признание в неверии:

— Знаете что? Я бы и вас, и всех молодых людей с вашими взглядами сослал в каторгу. Что вы улыбаетесь? Право, сослал бы! От народа вы там научились бы веровать в Бога и чтить святую правду Его. Прежде всего уверуйте в Бога всеми фибрами вашего существа, в Христа-Искупителя, в Христа-Любовь. А затем, если вы почувствовали, что вам тяжело есть, пить и ничего не делать, и если действительно вам стало жаль бедных, которых так много, то отдайте им свое имение и идите работать на общую пользу и получите «сокровище на небеси там, где не копят и не собирают». Но не раздача имения обязательна, не надевание зипуна,

Мемуары без купюр: Достоевский в воспоминаниях, записных книжках и дневниках... 115

- все это лишь буква и формальность: обязательна и важна лишь решимость ваша делать все ради деятельной любви, все, что вы сами искренно признаете для себя возможным. Все эти старания «опроститься» - лишь одно переряживанье, вас унижающее. Вы слишком «сложны», чтобы опроститься. Лучше мужика вознесите до вашей «осложненности». Будьте только искренни и простодушны; это лучше всякого опрощения. Не говорите также: «не дают ничего делать», «связывают руки» и проч. Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может сделать бездну добра. У нас одно изучение России сколько времени займет, потому что ведь редко какой человек у нас знает Россию. У нас, в России, надо насаждать истинные понятия о свободе, равенстве и братстве. Ныне полагают свободу в разнузданности страстей, тогда как истинная свобода состоит лишь в одолении себя и воли своей, так чтобы под конец достигнуть такого нравственного совершенства, чтобы всегда быть настоящим хозяином самому себе. Ныне полагают свободу в денежном обеспечении, а в сущности это не свобода, а рабство деньгам.

Звучит весьма актуально, не правда ли?

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Перлина Н. М. Достоевский в воспоминаниях современников // Достоевский и его время. Л., 1971. С. 295-304.

© Кибальник С. А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.