Научная статья на тему 'Мемориальные даты как элемент гражданской религии: секулярное и конфессиональное измерения'

Мемориальные даты как элемент гражданской религии: секулярное и конфессиональное измерения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
290
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕМОРИАЛЬНАЯ ДАТА / ГРАЖДАНСКАЯ РЕЛИГИЯ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / КАЛЕНДАРЬ / ЦЕРКОВЬ / ГОСУДАРСТВО / КОНСОЛИДАЦИЯ / MEMORIAL DATE / CIVIL RELIGION / COLLECTIVE MEMORY / HISTORICAL MEMORY / CALENDAR / CHURCH / GOVERNMENT / CONSOLIDATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Егоров В. А.

В статье рассматривается перспектива конструирования так называемой гражданской религии в современной России. Феномен мемориальных дат рассмотрен как один из элементов гражданской религии. В постсоветский период мемориальные даты стали играть важную роль и иметь большое значение для проводимой государством политики консолидации общества, основанной на общей исторической и коллективной памяти. Автор анализирует включенность мемориальных дат в государственный и православный календари.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the prospect of constructing the so-called civil religion in modern Russia. The phenomenon of memorial dates is considered as one of the elements of the civil religion. In the post-Soviet period, memorial dates began to play an important role and have great importance for the state's policy of consolidation of society based on a common historical and collective memory. The author analyzes the inclusion of memorial dates in the state and Orthodox calendars

Текст научной работы на тему «Мемориальные даты как элемент гражданской религии: секулярное и конфессиональное измерения»

УДК 2 - 84

В. А. Егоров

Мемориальные даты как элемент гражданской религии: секулярное и конфессиональное измерения

В статье рассматривается перспектива конструирования так называемой гражданской религии в современной России. Феномен мемориальных дат рас-

\J ГЛ \J

смотрен как один из элементов гражданской религии. В постсоветский период мемориальные даты стали играть важную роль и иметь большое значение для проводимой государством политики консолидации общества, основанной на общей исторической и коллективной памяти. Автор анализирует включенность мемориальных дат в государственный и православный календари.

The article deals with the prospect of constructing the so-called civil religion in modern Russia. The phenomenon of memorial dates is considered as one of the elements of the civil religion. In the post-Soviet period, memorial dates began to play an important role and have great importance for the state's policy of consolidation of society based on a common historical and collective memory. The author analyzes the inclusion of memorial dates in the state and Orthodox calendars.

Ключевые слова: мемориальная дата, гражданская религия, коллективная память, историческая память, календарь, церковь, государство, консолидация.

Key words: memorial date, civil religion, collective memory, historical memory, calendar, Church, government, consolidation.

Современная Россия после распада Советского Союза продолжает находиться в процессе поиска своей идентичности, собственной метаидеи, которая смогла бы стать консолидирующей для всех народов, населяющих Российскую Федерацию, в условиях миграционных процессов, которые изменили и продолжают менять национальную и конфессиональную картину страны.

Малые республики, ранее входившие в состав Советского Союза, находятся на том же этапе. Но у большинства из них, в отличие от России, не настолько длительна «персональная генеалогия», нет того исторического бэкграунда, что есть у России с ее интенсивным историческим проживанием. Быть империей с мессианскими амбициями, значит иметь сформированное и проговоренное особенное самопрочувствование, самоидентификацию, которые проявляются, в том числе, и в конструировании чего-то вроде гражданской религии,

© Егоров В. А., 2019

выходящей за границы конфессиональной и этнической идентичности, которая становится паттерном, прорезанным линиями социального бытия.

Разумеется, в принятом смысле термина [10, с. 67-71] «гражданская религия» применительно к России это, скорее, теоретическая модель, нежели социальная реальность [9, с. 124]. Но для описания разного рода феноменологии сакрального в постсоветском обществе этот термин представляется уместным.

Элементы того, что можно назвать гражданской религией, наличествовали на разных этапах отечественной государственности, включая в себя различные символы, идеи, установки, государственные праздники, ритуалы и т. д., необходимые для объединения страны, укрепления государства, жизнеспособности, цивилизационного выживания.

Наиболее выраженно гражданская религия проявила себя после революции 1917 г. У нового государства с высвободившейся энергией народных масс, с грандиозными планами строительства новой страны и далее нового мира, вне национальных и территориальных границ, с идеей и практикой формирования нового человека насущно появилась потребность в консолидирующих сакральных смыслах, символах и атрибутах. Новые мемориальные праздники, сакрализация героев-мучеников, отдавших жизнь за право на светлое будущее в борьбе с «темными силами», священные топосы нового политического пространства, сакральные тексты коммунистической идеологии - были призваны объединять граждан страны.

В своей работе 1967 г. «Гражданская религия в Америке» [5] Роберт Белла обозначил важнейшим элементом гражданской религии особые памятные даты, принимаемые большинством населения страны как знаковые, священные, имеющие важное символическое значение для собственной самоидентификации в определенных исторических условиях. Р. Белла перечисляет такие даты для Америки: День Памяти, который вышел из Гражданской войны (память о павших), День Благодарения (стал отмечаться с 1789 г. во время президентства Джорджа Вашингтона), и День Независимости. Эти мемориальные даты неразрывно связаны с историей США, являются ключевыми точками исторического пространства и времени.

Распад Советского Союза вызвал глубокие внутренние и внешние политические, экономические, социальные изменения, в том числе и изменение символического пространства. Новая эпоха требует новых элементов гражданской религии, которые смогли бы стать интегрирующим фактором взамен утерянных для народов современной Рос-

сии. Символы и элементы советской гражданской религии, ранее носившие характер безусловных (великомученик «святой» Ленин, коммунизм как единственно возможное политическое и социальное устройство, мессианский экспорт идей коммунизма, метаидея интернационализма и борьба с мировым империализмом, торжественный прием в октябрята и пионеры, праздники 7 ноября и 1 мая и др.) ушли с передовых рубежей гражданской религии. Появившаяся пустота требовала заполнения мировоззренческих и идейных лакун, поиска новых смыслов и нарративов в условиях ориентации на политическую и социальную стабильность, на демократические ценности, рыночные отношения и стремления к укреплению международного авторитета страны.

Если новые элементы гражданской религии при ушедших/исчезнувших ранее бывших оказались не найденными или не сформировались, то их заимствуют из прошлого, разыскивая в том фундаментальном, что транслировалось и транслируется в памяти поколений с их константными смыслами, принимаемыми большинством населения как имеющие онтологические и аксиологические основания личного и коллективного бытия, вне контекста меняющихся политических устройств.

В публичном дискурсе наметившийся разворот к славному прошлому, курс на традиционализм, где новая роль и особое место отводится традиционным религиям, в первую очередь русскому православию, сейчас является общим местом и поддерживается большинством россиян. На современном этапе истории России большую роль стали играть мемориальные даты, связанные со становлением российского государства, с борьбой за его свободу и независимость, его укреплением и территориальными приращениями.

Мемориальные даты - зафиксированная память страны, народов ее населяющих, имеющая ценностное измерение как в прошлом, так и в настоящем. По-новому осмысляется роль и значение в истории страны таких персон, как Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Иван Грозный, Николай II, Владимир Ленин, Иосиф Сталин, Борис Ельцин, Владимир Путин, а также воинские победы над врагами (явными и скрытыми) в борьбе за независимость и свободу (татаро-монгольское иго, псы-рыцари, немецко-фашистские захватчики). Такие даты имеют не только историческое измерение, они становятся сакральными в контексте политического момента, их символическое наполнение предполагает наличие горизонтальной связи между эпохами и поколениями и вертикальной связи между небесами и государством.

«Память является одной из важнейших черт ментальности, отличающей конкретное общество от других, не только аккумулирует образы прошлого и имеющийся опыт, но и обеспечивает через сложившуюся систему символов передачу накопленных знаний и выработанного к ним отношения. Общество мобилизует память и реконструирует прошлое, чтобы обеспечить функционирование в настоящем, прогнозировать будущее» [1].

Мемориальные даты могут иметь как светский (гражданский), так и конфессиональный характер, присутствовать как в государственном календаре, так и в церковном, или в обоих, и являются проговоренной исторической коллективной памятью. Как отмечает Алейда Ассман:

«Благодаря включению в коммуникацию и совместное воспроизводство традиции формируется та или иная групповая память, различающаяся степенью устойчивости, обязательности, а также широтой охвата», «коллективная память позволяет членам сообщества сохранять ценностные ориентиры и системы координат» [4].

Кризис ценностных ориентиров приводит к историческим разломам, сменам эпох и появлению новых парадигм. Новая система координат требует новых смыслов и новых нарративов рефлексируемого прошлого, новых значимостей, нового наполнения, нового коллективного толкования, которые становятся новым, а иногда новым старым символическим капиталом.

По словам Сергея Антоненко: «В православной практике одной из форм увековечивания памяти о ключевых моментах светской истории, пересекающихся с историей религиозной, является внесение тех или иных дат в церковный календарь как самостоятельных торжеств или соотнесение их с известными церковными праздниками. Календарь православной церкви хранит свидетельства о многих гражданских или военных событиях <...>» [2].

В числе таких «переплетений» и Дмитровская «родительская» суббота перед 8 ноября - день поминовения павших на Куликовом поле, 4 ноября - день освобождения Москвы от поляков в 1612 г. (сейчас отмечаемый как День народного единства) и день Казанской иконы Божьей матери, 7 января - это Рождество Христово и воспоминание о наполеоновском нашествии 1812 г. и т. д.

В. В. Глебкин в своей книге «Ритуал в советской культуре» замечает, что «наибольшее число крестных ходов было связано с определенными историческими событиями. Они устраивались в честь победы над неприятелем, в память об избавления чумы или холеры и т. д.» [8]. Говоря о крестных ходах, связанных с воинскими победами, можно привести следующие примеры: 21 мая - крестный ход во Владимирскую церковь у Китайгородской стены в память об избавлении

Москвы от крымских татар в княжение Василия Иоановича XVI век; 8 июня - крестный ход в честь Казанской иконы Богоматери, «укреп-

^ ^ Л /Л ^

лявшей веру москвичей в период междуцарствия»; 23 июня - крестный ход в благодарность за «избавление Отечества от татарского ига» в 1480 г.

Отметим, что в конце имперского периода Закон от 2 июня 1897 г. «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности» установил обязательные для всех работодателей нерабочие праздничные дни (по юлианскому календарю), которые относятся к православной традиции и православным праздникам, за исключением Нового года, который считался «объявленным по Высочайшему повелению» (хотя и в этот день православная церковь отмечает праздник, отнесённый к разряду великих, Обрезание Господне и память святителя Василия Великого): 1 января - Обрезание Господне (также Новый год); 6 января - Крещение Господне; 25 марта - Благовещение Пресвятой Богородицы; 6 августа - Преображение Господне; 15 августа - Успение Богородицы; 8 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы; 25-26 декабря - рождественские дни (Рождество Христово), пятница и суббота Страстной недели, понедельник и вторник пасхальной недели, День Вознесения Господня, второй день Праздника Сошествия Святого Духа. Согласно Закону, праздничный календарь не имел ни одного праздника, относящегося к мемориальным историческим датам, и только один, который можно отнести к разряду светских - Новый год.

Вписывание важных исторических дат в церковный календарь несомненно сохраняет и транслирует историческую и коллективную память, формирует самоощущение включенности человека в ход отечественной и мировой истории, символическое проживание славных страниц истории.

Начавшиеся после революции 1917 г. политико-социальные преобразования радикально изменили строй праздничных дат. Новая система привнесла новые смыслы, иные прочтения прошлого, которые изменили набор элементов гражданской религии новой России, в том числе и набор праздничных дат. Христианская основа праздников исчезла, освободив место для политического высказывания.

2 декабря 1918 г. Совнаркомом были приняты следующие праздничные дни, которые становились неработающими и включали в себя шесть дат: 1 января - Новый год; 22 января - день 9 января 1905 г.; 12 марта - низвержение самодержавия; 18 марта - день Парижской коммуны; 1 мая - день Интернационала; 7 ноября - день Пролетарской революции.

Новый праздничный календарь не оставил ни одного христианского праздника, все праздничные даты носили светский характер и формировали новую историческую память и идентичность. Со временем календарь менялся, но неизменным оставалось отсутствие христианским праздников и мемориальных дат досоветской истории. К началу перестройки в СССР были следующие государственные праздники, являвшимися выходными днями: 1 января - Новый год; 8 марта - Международный женский день; 1 мая - День международной солидарности трудящихся; 9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне; 7 октября - День Конституции СССР; 7 ноября - День Великой Октябрьской социалистической революции.

Отсутствуя в светском календаре, памятные исторические даты сохранились в церковном календаре Русской православной церкви. Как отмечал С. Антоненко: «Характерно, что на протяжении всего советского периода память о многих важных для России исторических датах, практически утраченная в светской сфере, удерживалась многими церковными людьми» [2].

Иное отношение к праздничным датам и очередной новый строй элементов гражданской религии сложились в современной России. В новейшей истории Российской Федерации нет каких-либо особых исторических событий, содержащих необходимый символический капитал, для того чтобы их можно было бы вписать в летопись страны, или которые стали бы важными для большинства россиян. Многие праздничные даты сохранились с советского периода, но получили новое наполнение, а сам календарь претерпел изменения. Формируется тип коллективной памяти, которая находит большее значение для истории государства важных событий в славном прошлом, чем в непроясненном настоящем. Такой тип памяти можно обозначить как ретроспективный [7. с. 194].

В современном государственном календаре праздничными днями по закону 2014 г. стали: 1-6 и 8 января - новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово; 23 февраля - День защитника Отечества; 8 марта - Международный женский день; 1 мая - праздник весны и труда; 9 мая - День Победы; 12 июня - День России; 4 ноября -День народного единства. В календаре присутствуют два праздника, которые зафиксировали исторические события: День России (принятие Декларации о государственном суверенитете в 1990 г.) и День народного единства (освобождение Москвы от польских интервентов в 1612 г.), но они являются слабыми элементами гражданской религии и не обладают консолидирующими свойствами.

Из всех ныне имеющихся праздничных мемориальных дат в государственном календаре только День Победы является сильным элементом гражданской религии современной России. Каждый год в стране проходят широкомасштабные мероприятия по подготовке и празднованию этого дня: приводятся в порядок старые и возводятся новые памятники и монументы, проходят красочные и массовые парады Победы с демонстрацией современной военной техники во многих городах России, появились и закрепились в сознании новые элементы празднования (гвардейская ленточка, шествие «Бессмертного полка»). В работе Е.Б. Арслановой (Михайленко) «Великая Победа 1945 г. как основополагающий ритуал России (в контексте национальной идентичности)» отмечается особая роль и значение этого праздника:

«Культ Великой Отечественной войны, несомненно, является одним из составляющих символического капитала России». 85% населения России считают этот праздник самым главным среди других праздников (опрос проводившийся к 65-летию Победы) [3].

Такое отношение к этой дате не появилось в наше время, а транслируется из недавнего исторического прошлого, когда День Победы играл консолидирующую роль, ясную и принимаемую всеми гражданами Советского Союза, как единый праздник освобождения страны от напавшей на нее армии нацистской Германии и ее союзников, сохранения своей суверенности.

В праздновании Дня Победы в различных формах принимают участие и религиозные организации страны: от тех, что в последнее время называют традиционными (православие, ислам, буддизм, иудаизм), до различных деноминаций, «составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России» (по преамбуле Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»), и новых религиозных образований, чья история исчисляется несколькими десятилетиями.

В 2015 г., юбилейном от окончания Великой Отечественной войны, появился новый элемент в церковном календаре РПЦ. По решению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, начиная с 2015 г. и далее во всех храмах РПЦ (МП) будет совершаться заупокойный колокольный звон в течение пятнадцати минут в память о погибших в годы Великой Отечественной войны, а перед этим «... за Божественной литургией верующие совершат молитвенное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» [6].

Важными событиями в жизни РПЦ в юбилейный год Победы стало привезение мощей православных святых, имеющих отношение к воинству. В феврале в Москве была выставлена для посещения нетленная десница святого великомученика Димитрия Солунского, а в апреле прибыл ковчег с десницей святого великомученика Георгия Победоносца. Оба события были приурочены к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Как видим, в условиях современной России православная церковность активно включена в трансляцию и воспроизводство наиболее сильного элемента гражданской религии - Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и претендует на роль хранителя исторической коллективной памяти.

Список литературы

1. Агеева Г. М. Медиатизация памяти: мемуарные свидетельства в блогах и социальных сетях // Вестн. Томского гос. ун-та. - 2012 - № 363. - С. 68-74. [Электронный ресурс]. - URL: http://journals.tsu.ru/uploads/import/876/files/363-068.pdf (дата обращения: 25 июля 2018 г.)

2. Антоненко С. Юбилей Победы в жизни Русской православной церкви и российских конфессий. [Электронный ресурс]. - URL: http://gefter.ru/archive/15551 (дата обращения: 1 августа 2018 г.)

3. Арсланова (Михайленко) Е. Б. Великая Победа 1945 года как основополагающий ритуал России (в контексте национальной идентичности). [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15665348 (дата обращения: 5 сентября 2018).

4. Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой. Отрывок из книги. [Электронный ресурс]. - URL: https://snob.ru/selected/entry/104605 (дата обращения: 30 сентября 2018).

5. Белла Р. Гражданская религия в Америке / пер. с англ. С. Б. Веселовой,

B. А. Егорова // Вестн. Рус. христ. гуманит. акад. - 2014. - Т. 15. - Вып. 3. - C. 162-182.

6. В храмах Русской Православной Церкви 9 мая будет совершаться колокольный звон. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4072739.html (дата обращения 20 августа 2018 г.)

7. Волкова Е. Религия и художественная культура: худой мир лучше доброй ссоры. Двадцать лет религиозной свободы в России / под ред. А. Малашенко и

C. Филатова. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2009.

8. Глебкин В. В. Ритуал в советской культуре. - М.: Янус-К, 1998. [Электронный ресурс]. - URL: http://bezogr.ru/v-v-glebkin-ritual-v-sovetskoj-kuleture.html (дата обращения 20 июля 2018 г.)

9. Смирнов М. Ю. Гражданская религия как модель и как реальность // Классификация религий и типология религиозных организаций / под ред. И. Я. Кантерова, Е. С. Элбакян, И. Н. Яблокова, М. Н. Ситникова. - М.: Изд-во АТиСО, 2008. - С. 119-124.

10. Энциклопедический словарь социологии религии / под ред. М. Ю. Смирнова. - СПб.: Платоновское философское общество, 2017.

Статья поступила: 24.12.2018. Принята к печати: 31.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.