Научная статья на тему 'Мем как средство коммуникации, сетевая ценность и фактор развития культуры'

Мем как средство коммуникации, сетевая ценность и фактор развития культуры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1675
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ГИПЕРТЕКСТ / HYPERTEXT / МЕМ / MEME / МЕМОКОМПЛЕКС / МЕДИАВИРУС / MEDIA VIRUS / MEME COMPLEX

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попов Дмитрий Владимирович

В основу статьи положены сложившиеся трактовки мема как культурного паттерна, инструмента влияния масс-медиа, символа языка сетевой коммуникации. Развивая данные воззрения, автор рассматривает мем как расширение грамматического языка, гибридное сетевое письмо, носителя ценностей сетевого сообщества, действенное средство политической борьбы, набор подручных средств «оперативного реагирования» в письменной разговорной речи. Многообразие сетевых ролей мема проливает свет на его эволюцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A meme as the means of communication, network value and factor of cultural development

The article is based on the developed interpretations of a meme as the cultural pattern, instrument of mass media influence and symbol of network communication language. Developing these views the author considers a meme as the extension of grammatical language, hybrid network letter, network community value carrier, effective means of political fight, toolkit for operative response in written colloquial speech. The variety of the meme network roles sheds light on its evolution.

Текст научной работы на тему «Мем как средство коммуникации, сетевая ценность и фактор развития культуры»

альная тема . Это тема автономного, свободного и ответственного самостояния человека в ситуации отчуждения, деградации культурных форм и моральной деструкции, это тема как остаться человеком в не всегда человеческих условиях . И хотя Сартр во многим не согласен с морально-этической позицией Канта, нужно отметить, что в целом в философии экзистенциализма и воззрениях Сартра проблематика морали остается одной из главных

Что же касается позднейшей философии, то в ней происходит релятивизация морали . Мораль утрачивает статус высшей, безусловно значимой инстанции, выражающей метафизическую природу человека . Она превращается в разновидность социальных норм, обычаев или же рассматривается как «частное» дело отдельного человека И такая установка не является случайным «промахом» западноевропейской философской мысли . Критика кантовского трансцендентализма в сфере морали, обвинения его в формализме и абстрактности, устранение «практического разума» из дискурса современной постмодернистской мысли своим следствием имеет подмену или замену нравственных регулятивов юридическими или эстетическими нормами или «практиками» повседневного поведения . Если же поставить вопрос о первопричине радикальной критики кантовского толкования морали, то ею окажется трансцендентальное понимание свободы, или автономность моральной воли Именно допущение нефеноменальной трансцендентной природы человека является тем пунктом, по которому

сознательно или бессознательно происходит пробле-матизация морали и ее роли в культурной жизни общества . Отрицание «двумирной» природы человека, т. е . принадлежности его не только к эмпирическому, феноменальному, но и к умопостигаемому, трансцендентному миру, своим закономерным следствием имеет упразднение морали

1 Черняк Н. А. Мораль в эпоху постмодерна // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения . 2015 . № 1. С . 76-82 .

2 Фуко М. Слова и вещи . Археология гуманитарных наук . М ., 1977. С . 420, 421.

3 Кант И. Основы метафизики нравственности . URL: http:// modernlib . ru/books/kant_i/osnovi_metafiziki_nravstvennosti/read/ (дата обращения: 30.10.2015) .

4 Там же .

5 Там же .

6 Там же .

7 Там же .

8 Там же .

9 Там же .

10 Там же .

11 Sartre J.-P. Cahiers pour une morale . P. , 1983 . P. 24 .

12 Сартр Ж. П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии М , 2000 С 75

13 Тетическое мышление (сознание) — полагающее, опосредствованное, т е выраженное в системе понятий

14 Cogito (от лат. мыслю, думаю) — понятие, обозначающее мысленный акт

15 Бахтин М. М. Человек в мире слова . М . , 1995 . С . 45 .

16 Сартр Ж. П. Указ . соч . С . 559.

17 Там же

18 Там же

УДК 340.2 © Д. В. Попов, 2016

Мем как средство коммуникации, сетевая ценность и фактор развития культуры

Д. В. Попов

В основу статьи положены сложившиеся трактовки мема как культурного паттерна, инструмента влияния масс-медиа, символа языка сетевой коммуникации. Развивая данные воззрения, автор рассматривает мем как расширение грамматического языка, гибридное сетевое письмо, носителя ценностей сетевого сообщества, действенное средство политической борьбы, набор подручных средств «оперативного реагирования» в письменной разговорной речи. Многообразие сетевых ролей мема проливает свет на его эволюцию.

Ключевые слова: коммуникация, интернет, гипертекст, мем, мемокомплекс, медиавирус.

Едва ли не каждый день на просторах всемирной паутины можно обнаружить информацию, посвященную мемам . Вот «недоумевающий Траволта» 1

стал основой для серии видеоизображений различной степени оригинальности и утонченности юмора Только схлынула волна энтузиазма по поводу

Траволты, возник мем «грустный Билл Мюррей» 2. То «кот, который встал и пошел», то «краб с ножом» неизменно вызывают волну умиления и обожания, сопровождаемую сериями текстово-графических поделок, гордо именуемых в сети мемами. На просторах world wide web все еще гуляет эхо «превед медведа» в виде множества рисунков, используемых уместно и не очень. Часто встречается знаменитый «упоротый лис», например, данный персонаж восседает на фронт-кавере альбома 2015 г. популярного современного музыкального коллектива The Prodigy. Мемы популярны, число их множится . Однако складывается впечатление, что мемы рассматриваются, в основном, как развлечение . И правда, кто всерьез будет воспринимать бестактного «медведа»?

Вместе с тем мемы — не только веселые картинки, шутливые фразы и различные удобные дополнительные символы — некие экзотические, но иногда необходимые опции. Проблематика мема гораздо шире, а значение — весомее

Пионером в исследовании мема стал Р. Докинз. В работе «Эгоистичный ген», где впервые употреблено это понятие, «мим» (изначально «мем» звучал именно так) выступает аналогом гена по отношению к культуре. Как ген является элементом онтогенеза и филогенеза человека и человечества, так мем — элементом культурного кода . Широко трактуя мем, Докинз рассматривает его в качестве любой идеи, получающей широкое распространение Мемом считается все что угодно: «мелодии, идеи, модные словечки и выражения, способы варки похлебки или сооружения арок» 3 . Религия, политика, право, искусство, наука — мемокомплексы, составляющие ме-мофонд человеческой культуры Распространяются мемы путем размножения — репликации Мемы захватывают людей и передаются от человека к человеку благодаря привлекательному для человека интеллектуальному или иному содержанию . Способом своей передачи — стремительным неконтролируемым распространением — мемы подобны вирусам, а навязчивостью, прилипчивостью и заразностью — паразитам Тем самым они могут быть уподоблены автономным примитивным живым организмам Все вместе мемы порождают новую, надындивидуальную форму эволюции, независимую от своих носителей — людей

Инстументально-медийную природу мема обосновывал Д Рашкофф Он ввел в оборот понятие «медиавируса» — субверсивного «троянского коня» инфосферы Медиавирусы вызывают социальные перемены Они — подлинные вирусы, ведущие самую настоящую борьбу за умы людей «Медиа-вирусы распространяются в инфосфере точно так же, как биологические вирусы распространяются в организме-хозяине или в целом сообществе ор-

ганизмов». «Медиа-вирусы циркулируют в сетях медиа-пространства. „Протеиновой оболочкой" медиа-вируса может быть событие, изобретение, технология, система идей, музыкальная фраза, визуальный образ, научная теория, сексуальный скандал, стиль одежды или даже поп-знаменитость — главное, чтобы оболочка привлекала наше внимание... Прикрепившись, медиа-вирус вводит в инфосферу скрытые в нем концепции в форме идеологического кода — это не гены, но их концептуальный эквивалент, который мы сейчас называем мемами Подобно настоящему генетическому материалу, эти мемы воздействуют на то, как мы строим бизнес, обучаемся, взаимодействуем друг с другом — даже на то, как мы воспринимаем реальность» 4 .

Представления Р. Докинза и Д . Рашкоффа задают широкий контекст понимания мема как культурного кода, паттерна, модели и даже мутации, определяющей изменчивость и направление развития как элементов культуры, так и цивилизации вообще

Более сдержанно о мемах отзывается известный российский лингвист М. Кронгауз: «Мемы — это речевые клише, связанные с одной конкретной ситуацией или текстом (фильм, роман и т. п.) . Становясь модными, они воспроизводятся во множестве других ситуаций, уместно или неуместно Мемы, имея реальный источник, по мере распространения обрастают новыми подробностями, достоверность которых проверить чрезвычайно сложно . Источники стираются, исчезают, важные фрагменты удаляются, а легенда становится важнее реальности» 5 .

Итак, предварительно отметим, что мем — элемент культурного кода человечества, инструмент влияния масс-медиа на человека, а также элемент языка сетевой коммуникации. Говоря о мемах, в первую очередь следует обратиться к основной современной сфере их распространения — виртуальному пространству сетевой коммуникации Именно здесь мемы выступают под своим именем, зарождаются, стремительно растут, живут короткую или относительно долгую жизнь, устаревают и сдаются в архив

Обратим внимание на существенные признаки мема К ним можно отнести гибридную природу, контекстуальность, компактность, спонтанность, массовое распространение, легкость дешифровки содержания, «захват» аудитории

Способ существования мема в сети носит комплексный характер Мем содержит в себе информацию (текст), ссылку на другую информацию (контекст), он встроен в уже существующий в сети дискурс (гипертекст), и, главное, мем устанавливает нетривиальную связь между текстом, контекстом и гипертекстом

Любой состоявшийся мем несет в себе черты оригинальности Именно эта оригинальность делает

его популярным. В меме обнаруживается новое знание, чаще всего являющееся необычной интерпретацией уже имеющегося знания Мем рождается как дополнение к существующей системе знаний Притягательным в меме является не новизна как таковая, а новый тип связи, обнаруживаемый в разрозненных до сего момента уже известных фрагментах. Новая связь может быть самой разнообразной: бессмысленной, нелепой, смешной, алогичной, парадоксальной, провокационной, субверсивной, эпатажной, утонченной

Гипертекст выступает как область известных (допустимых, возможных) значений, он включает в себя как достоверные знания, так и ходульные (распространенные заблуждения, мифологемы, идеологе-мы, сетевая мифология) мнения . Элементы гипертекста становятся контекстом для новой информации, порождаемой мемом Становление мема со своим собственным значением происходит как присвоение мему функции знака чего-либо, что уже присутствует в гипертексте.

Например, «слоупок» («медленный покемон») — персонаж японского анимэ Использование данного имени или соответствующего рисунка в общении в интернете одним человеком в отношении другого — обнаружение знака для передачи определенного отношения одного лица к скорости размышления и силе умственных способностей другого лица (тугодума) . Единичное использование не создает мема, но широкое распространение в сети данного символа-чемодана создает мем. Такой мем сам по себе становится неким иероглифом сетевой коммуникации

Мемы — дополнительные символы языка, увеличивающие возможности передачи и истолкования информации в ходе сетевой коммуникации В первую очередь мемы — символы языка сетевого общения Это сказывается на их форме Сетевое общение позволяет комбинировать текстовую и графическую (статический (графика) и подвижный (анимация) рисунок) информацию, звуковой ряд и видеоизображение Текст и переход по ссылке легко могут сочетаться Вполне реально довольно сложное сочетание всех указанных компонентов . Как результат — гибридная природа мемов, в которой нередко органически переплетаются вербальные и невербальные элементы Более того, мем часто бывает узнаваемым именно своей невербальной (например, графической) составляющей «Картинка» становится якорем, вызывающим в сознании человека логико-семантическую коннотацию, связанную с комплексом идей, скрывающихся за ней

Мем в этом отношении интересен именно тем, что является элементом совершенно иного языка Мемы в силу двойственности своей природы — слова и образа (в широком смысле слова — графика,

анимация, «гифки», «кубы») — более всего похожи на иероглифы Сетевое сообщество создает универсальное трансграничное иероглифическое письмо, позволяющее выразить ряд состояний — одновременно интеллектуальных, эмоциональных, эстетических и даже нравственных.

С одной стороны, мем в таком виде становится агентом инволюции языка Действительно, человечество двигалось в направлении от иконической через иероглифическую к символической форме передачи письменной информации Текст, основанный на алфавите, — прорывной результат в ходе многовекового развития форм письменности Но тогда возврат к новому иероглифическому письму — это деградация В определенном смысле — да Когда мы сталкиваемся в сети с текстами на «олбанском языке» (особом сетевом «диалекте», основным творческим методом формирования которого является намеренное искажение правил грамматического языка), обильно сдобренными широкоизвестными в сети мемами-словами («лол», «имхо», «лулз» и т. п .), фактически ставшими речевыми клише, если не словами-паразитами, да еще и мемами-рисунками — «копипастой» той или иной избитой темы, безусловно, мы имеем дело с упрощением, вульгаризацией, деконструкцией межчеловеческого общения

С другой стороны, если обратиться к логике развития средств коммуникации Г М Маклюэ-на, можно обнаружить и определенный прогресс Г. М. Маклюэн полагал, что человечество в ходе развития движется от форм коммуникации, основанных на приоритетном значении того или иного органа чувств к комплексному их использованию Культуру слуха и доминирование устной речи после изобретения книгопечатания вытеснила визуальная культура, которую, в свою очередь, в современности медленно, но верно заменяет «электронная эпоха» Основанная на компьютерной технологии, «электронная эпоха» расширяет нервную систему человека в масштабах компьютерных сетей, задействуя все каналы восприятия человеком мира Мем — неуклюжий результат попытки создания символов языка, воспринимаемых одновременно на слух, визуально и даже осязательно Мем идет на смену устному слову как последовательности звуков, письменному слову — как последовательности букв . В структуре мема сочетание слов, букв, дополнительных символов, рисунка, видеоизображения — потенциально в любой комбинации знаков — свой собственный способ кодировки информации, многомерный алфавит Конечно, никакой универсальной системы кода еще нет, а может, и никогда не будет Однако принцип угадывается вполне — мем многосторонне воздействует на человека по нескольким каналам восприятия Информация уплотняется, концентрируется,

порождая весьма сложный образ, воздействующий на человека комплексно: интеллектуально, эмоционально, нравственно. Конечно, устное и письменное слово выполняют ту же работу, но в большей степени задействуя воображение человека, индивидуальное и непредсказуемое . Мем же за счет визуальной составляющей минимизирует задачу воображать Воображение понадобится воспринимающему мем человеку для дальнейшей интерпретации заданной мемом темы, саму же задачу дешифровки своего содержания мем облегчает.

Способ передачи информации, характерный для мема, похож на использование процесса архивации файлов . Прежде чем мем возникает, проделывается немалая, хотя порой и незримая работа по установлению причинно-следственных связей между широким кругом явлений Случайным ли, сознательным ли образом, но автор мема проводит аналитическую работу, связанную с определенными жизненными ситуациями. Результатом является генерализация, приобретающая компактную форму, чаще всего графически оформленного текста . Это — архивация. Затем архив молниеносно передается, после чего «распаковывается» многочисленными адресатами. Учитывая контекстуальную укорененность мема, можно сказать, что он — саморазворачивающийся архив

Итак, мем — «складка» гипертекста, формирующая его «ландшафт». Одновременно информационный узел — «хаб» — выступает перекрестком информационных потоков

Мем возникает внезапно, спонтанно . Чаще всего мем — удачное сочетание идеи и оригинальной формы ее подачи Иногда идея до смешного проста Однако сопутствующие идее смысловые коннотации вызывают всплеск эмоций в сетевом сообществе, запускающий цепную реакцию творческого переосмысления содержания мема Истории «превед медведа», «йа креведко», «упоротого лиса» или «недоумевающего Траволты» именно таковы . Впрочем, мем может быть запущен не спонтанно, а намеренно (так называемый «форсед-мем» — сознательно кем-то продвигаемый в сети продукт) . В такой ситуации автор мема должен угадать именно тот эмоциональный референт события, который соответствует умонастроениям и мироощущению большинства сетевых сидельцев Это непросто, значительная часть претендентов на звание мема не проходит отбор, но некоторая часть все же становится популярной, распространенной, тиражируемой, творчески воспроизводимой — именно тем, чем мем и должен являться Таковы многие мемы, связанные с политическим дискурсом

Собственно, политика — сфера борьбы за власть — естественным образом в век развития средств массовой коммуникации в информационном

поле превращается в борьбу мемов. Политика, пожалуй, максимально точно способна проиллюстрировать концепцию Р. Докинза . В ней «эгоистичные мемы» конкурируют между собой за место в мемо-фонде человеческой культуры . Успешные конкуренты остаются в эволюционной гонке, проигравшие — сходят с дистанции. Именно в области политики вполне зримо борются идеологические кодоны, привлекающие под знамена политических партий людей. Поле боя мемов — мировоззрение. Цель — трансформация мировоззрения . Результат — сохранение (изменение) политических ценностей и политического поведения человека . В политической сфере мемы — поданные в привлекательной упаковке, компактно сформулированные политические предпочтения — становятся символами того или иного политического движения. Мем становится прямым потомком флага, герба, девиза, лозунга, слогана . Ретроспективно многие исторические явления вполне можно было бы счесть мемами своего времени. Например, «Liberte, Egalite, Fraternite». Или «Интернационал». Или символика Алой и Белой розы, флаг Конфедерации, красный флаг. Мы и сейчас обнаруживаем те же тенденции . Многие политические партии, общественные или политические движения в первую очередь приобретают уникальное название, символику, компактную словесную форму идентификации собственных основных ценностей . «Ослы» и «слоны», «орлы», «медведи», «волки», — кто только не становится эквивалентом сложных и нередко крайне противоречивых систем взглядов!

Геральдические символы — исторически успешные мемы, массово признанные и воспроизводимые формы политической коммуникации в человеческом сообществе . Принятие нового флага — форма обновления политического сознания, одновременно — декларация о намерениях и отказ от каких-либо устаревших воззрений. Свежайший пример — Новая Зеландия, в которой на новом государственном флаге устранен Union Jack — символ принадлежности к Британской империи . Устранение данного элемента может быть рассмотрено как окончательная эмансипация бывшей колонии от метрополии. Правда, имперская символика была заменена на иного рода символ, в котором также можно усмотреть мемети-ческое основание. На новом новозеландском флаге присутствует папоротник на черном фоне — знаменитый символ All Blacks — грозной сборной Новой Зеландии по регби. «Имперскость», таким образом, заменена национальной гордостью. К слову, командный спорт — форма трансляции имперских ценностей Британской империи в колониях, а регби — «игра хулиганов, в которую играют джентльмены» — важнейшая из командных игр Британской империи, и это означает, что имперские ценности на

новом флаге Новой Зеландии парадоксальным образом сохранены!

Политический дискурс порождает целые мем-мастерские . В пространстве рунета функционируют твиттер-эксклавы, такие как, например, «Усы Пескова», «Барак Обама», «Загнивающий Запад», «Ехидные новости» и др. (имя им — легион), старательно штампующие и ретранслирующие различные «мем-образные» афоризмы, высказывания и карикатуры В тредах легального пространства «комментов» интернет-ресурсов идет война гиперссылок и «ре-постов» удачливых кандидатов в мемы Вирусным образом победители на неформальном отборе наполняют сетевое пространство. Состязание тви-тов — отнюдь не отвлеченное занятие Популярные страницы посещаются значительной аудиторией, твиттер-активисты оттачивают свое риторическое мастерство парадоксальной политической афори-стики, аудитория вольно или исподволь трансформирует свое политическое сознание Привлекательная оболочка афоризма, как то и описывал Рашкофф, содержит в себе идеологический код альтернативной господствующей системы взглядов . Чем популярнее ресурс, тем в большей степени он «заражает» своими «вирусами» сетевое сообщество

Важная функция мема — индивидуализация, градуирование информации. Мемы позволяют подать информацию под определенным углом зрения Классический пример использования мема таким образом — эмотикон (от emotion (эмоция) и icon (значок)), или смайлик С недавних пор популярность набрали «эмоджи» — модификация эмотикона, учитывающая не только общечеловеческие эмоциональные состояния и когнитивные ремарки, но и коллективные особенности. Теперь, например, можно маркировать фразу не только веселым смайликом, указывающим на юмористический регистр текста, но и эмоджи, указывающем на особый, например, русский регистр текста . Для адресата это будет означать, что текст нужно понимать не только с юмором, но и еще по-русски, т е в контексте сетевой рубрики «Meanwhile In Russia» 6 .

Кроме того, есть специальные знаки, имеющие совершенно определенный смысл Задолго до эпохи компьютерной коммуникации появились особые знаки препинания, в которые их авторы заложили специальное значение . Интерробанг — знак препинания в виде совмещенных вопросительного и восклицательного знака — «вопроцательный знак» Автор знака американец М . Спектер в качестве наглядного примера, иллюстрирующего возможности применения интерробанга, приводил пример Христофора Колумба в виду открывшейся его взору Америки Восклицание «Земля» в такой ситуации одновременно можно понять и как «Земля!» и как

«Земля?» — смесь радости, надежды и сомнения — восклицания и вопрошания 7.

Уже упомянутый смайлик начал свое триумфальное шествие не в 1887 г. , когда А . Бирс «предложил обогатить пунктуацию» введением «знака хихикания (snigger point) или смеха (note of cachinnation), выглядевшего как опрокинутая скобка, что похоже на улыбку» 8 . И не в 1963 г. , когда Х . Р. Болл создал для рекламного буклета всем известный нам сейчас желтый улыбающийся круг. Смайлик возник в 1982 г. , когда С. Э. Фалман предложил в ходе компьютерной переписки «для обозначения шуток» использовать значок «:-)», а для обозначения «сообщений, которые не являются шутками» использовать значок «:-(» 9 .

Проблема выявления юмора, иронии, сарказма в тексте, по-видимому, злободневна . Именно эта проблема вызвала к жизни не только smiley face, но и другие знаки: тильду (~), предложенную Т. Лилойя для завершения саркастического предложения . Д . Грин-ман с той же целью предложил использовать перевернутый восклицательный знак (¡) . Б. Якобс создал ironieteken — зигзагообразный восклицательный знак (ironieteken — «знак иронии»), а П Сак и Д Сак разработали «саркмарк» — символ, обозначающий сарказм 10 . Неужели этим людям недостаточно возможностей обычной пунктуации :-)?

Не следует забывать и о том, что использование мема сигнализирует об интегрированности в среду (сетевую, культурную, субкультурную) . Мем намекает на знакомство с «сабжем», наделяет чертами эксперта Мем — многослойное метасообщение Мем заключает в себе тонкую игру текста и контекста, содержит аллюзии — в этом отношении он всегда ме-тасообщение, но также мем — метасообщение о личности, ее знаниях, навыках владения технологией, конгениальности эпохе

Итак, мем многофункционален . Однако самая важная функция мема — трансляция ценностей В этом мем, безусловно, приближается к его трактовке Р Докинзом Мем — вершина айсберга, он скрывает основания собственного пробуждения к жизни, коренящиеся в ценностях современных людей, вступающих в сетевое общение Эти ценности — метаязык сетевой коммуникации — и есть важнейшая информация, заключенная в меме

Целая галерея интернет-мемов: «Будь мужиком», Trollface, Forever Alone, Okay Guy, Cuteness Overload, LOL Guy, Oh God Why, Яо Мин, True Story, You Don't Say, Facepalm, Not Bad и др. — родом из комикса 11. Это сопровождаемые короткой фразой стилизованные изображения, наглядно передающие вполне определенное эмоциональное состояние Можно найти десятки микрокомиксов, в которых участвуют данные и подобные им мемы . Рожденные комиксом, мемы продолжают в них жить! Почему комикс? Комикс,

во-первых, моделирует речевую ситуацию использования мема — его контекст, во-вторых, графика мема передает то, что теряется в ходе дистанционного невизуального общения — невербальный компонент общения Мимика, жестикуляция, поза, особенности пространственного положения — все это передается в универсальном анимационном слепке «с натуры»

Эти «веселые картинки» позволяют продемонстрировать заложенное в них ценностное содержание . Например, данные мемы деконструктивны и ироничны Собственно, деконструкция и ирония — органон и аксиология культуры постмодерна, на которых строится сетевое общение Но, можно сказать, что мем — деконструкция деконструкции Разоблачая (деконструируя) чужое высказывание в ходе невизуального сетевого контакта, респондент провоцирует на выражение эмоций, вскрытие бэкграунда высказываний, ценностное обоснование аргументации Но тем самым деконструкция выполняет созидательную роль — она воссоздает необходимые параметры речевой ситуации повседневного несетевого общения, деконструируя саму деконструкцию

Кроме того, как графическое изображение, мем обладает наглядностью Специфическая образность (узнаваемость) создает условия для уникального использования мема в определенных речевых ситуациях — в этом проявляется функциональность мема Многократное воспроизведение (итерация) стандартизирует мем и встраивает его в систему символов интернет-общения . Схематизм и простота рисунка позволяет модифицировать мем и создает условия для развития его содержания Мем как символ способствует установлению обратной связи в процессе общения, и в этом его интерактивность

Следует отметить, что мемы выполняют функцию «дорожного набора» на все случаи жизни Мемы — эрзац-заместители традиционных логических и риторических средств общения Например, наличие логического противоречия в высказывании можно подчеркнуть при помощи мемов «когнитивный диссонанс» и «взаимоисключающие параграфы» Есть подручный набор тропов и риторических фигур в собственном смысле слова. Например: метафора — «печалька»; гипербола — «80М», «слоупок»; образное сравнение — «Капитан Очевидность»; оксюморон — «сферический конь в вакууме»; дисфемизм — «фимоз головного мозга», «межушный нервный узел»; эвфемизм — «няшно», «мимимишно» и т п Есть под рукой и набор оценочных средств — положительных («аффтар жжот», «зачот», «кросафчег», «ржунимагу», «отжыг», «мидаль», «жызненна», «пазитиф») и отрицательных («выпей йаду», «убей сибя ап стену», «ац-той», «низачот», «многа букафф», «ниасилел», «тема нираскрыта», «баян», «ужос») . Последние вполне могут быть использованы как некорректные приемы спора

ради его срыва. В таком контексте мемы — непрерывно расширяющийся набор речевых клише — легализованных коммуникативной средой средств общения .

Польский популяризатор науки и фантаст С. Лем в повести «Футурологический конгресс» создал концепт «лингвистическая футурология». «Бусторик» (специалист по истории будущего) применяет лингвистическую футурологию таким образом, что на основе существующих слов создает новые понятия и конструирует их содержание, что должно способствовать в том числе изобретению новых форм технико-технологического прогресса, моделей социальных отношений и т д Лингвистическая футурология проливает свет на сетевое словотворчество. «Человек в состоянии овладеть только тем, что может понять, а понять он может только то, что выражено словами Не выраженное словами ему недоступно» 12 . Сетевая коммуникация поставила людей в условия иной речевой ситуации — дистанционного, диахронного, анонимного, лишенного невербалики («слепого») общения. Мемы — инструменты адаптации новой речевой ситуации к привычным условиям межчеловеческого общения Мы создаем мемы, чтобы усовершенствовать язык сетевой коммуникации, усовершенствованный язык модифицирует нас . В этом — эволюционный потенциал мема Формируя наши взгляды в сети, мемы выходят в «офф-лайн», становясь частью нашего мировоззрения. То, что начинается как безобидная игра в словесное конструирование, продолжается как миро-отношение IRL (in real life — «в реале») . Мемы, действительно, — не только средства сетевой коммуникации и не только агенты влияния масс-медиа, они активные факторы трансформации современной технократической цивилизации. И это только начало. На наших глазах мемы стремительно трансформируются в боты .

1 URL: https://lenta.ru/news/2015/11/11/pulpfiction/ (дата обращения: 20.04.2016) .

2 URL: https://lenta. ru/news/2016/03/21/murray/ (дата обращения: 20 04 2016)

3 Докинз Р. Эгоистичный ген . М . , 2013 . С . 374-375.

4 Рашкофф Д. Медиавирус . Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание . М . , 2003. С. 15 .

5 КронгаузМ. Самоучитель олбанского . М . , 2013 . С. 29-30.

6 URL: https://lenta .ru/news/2015/11/17/emoji/ (дата обращения: 20 04 2016)

7 URL: http://www. bbc .com/russian/society/2015/11/151123 _vert_cul_punctuation_that_failed_make_its_mark (дата обращения: 20 04 2016)

8 Кронгауз М. Указ . соч . С. 49 .

9 Там же . С 48.

10 URL: http://www. bbc. com/russian/society/2015/11/151123 _vert_cul_punctuation_that_failed_make_its_mark (дата обращения: 20 04 2016)

11 URL: http://fishki.net/1268698-populjarnye-internet-memy. html (дата обращения: 20.04.2016) .

12 Лем С. Футурологический конгресс: повесть // Собр. соч.: в 10 т. М. , 1994. Т. 8 . С. 73 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.