Научная статья на тему 'Мелос и логос Севера'

Мелос и логос Севера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
327
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ СЕВЕР / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СКОМОРОХИ / СТАРООБРЯДЦЫ / ПОМОРЬЕ / МЕЛОС / ЛОГОС / ГАРМОНИЯ / ХАОС / КОСМОС / RUSSIAN NORTH / MUSIC CULTURE / SKOMOROKHS / OLD BELIVERS / POMORYE / MELOS / LOGOS / HARMONY / CHAOS / COSMOS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Крехалева Елена Анатольевна

Статья посвящена изучению особенностей музыкального пространства Русского Севера. Север, воспринимаемый как метафизическая граница жизни и смерти, космоса и хаоса, является рубежной вехой и для мира звуков. Дополняя друг друга, звуки составляют полифоническую структуру Русского Севера и представляют собой значимую часть кода его традиционной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Melos and Logos of the North

The article is dedicated to the features of the music space of the Russian North. The North as a metaphysic boundary between life and death, space and chaos is a frontier landmark for the world of sounds as well. Supplementing each other, sounds form a polyphonic structure of the Russian North and represent a significant part of its traditional cultural code.

Текст научной работы на тему «Мелос и логос Севера»

УДК 130.2:78.01(470.1/.2)(045)

КРЕХАЛЕВА Елена Анатольевна, аспирант кафедры культурологии и религиоведения Института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, преподаватель истории мировой культуры Архангельского музыкального колледжа. Автор двух научных публикаций

МЕЛОС И логос СЕВЕРА

Статья посвящена изучению особенностей музыкального пространства Русского Севера. Север, воспринимаемый как метафизическая граница жизни и смерти, космоса и хаоса, является рубежной вехой и для мира звуков. Дополняя друг друга, звуки составляют полифоническую структуру Русского Севера и представляют собой значимую часть кода его традиционной культуры.

Ключевые слова: Русский Север, музыкальная культура, скоморохи, старообрядцы, Поморье, мелос, логос, гармония, хаос, космос.

Проблема соотношения музыки и слова, мелоса и логоса была артикулирована в Санкт-Петербурге на Третьей Международной конференции «Метафизика искусства»'. Мелос и логос Севера - это составная часть пространства русской культурной традиции со своей музыкально-звуковой эстетикой, уникальность которой объясняется этнокультурными и гео-историческими особенностями циркумполярного мира.

Поморье - это заповедная территория исторического диалога славянской, финно-угорской и скандинавской культур. Изначальность, традиционализм и уходящая корнями в гиперборейские древности архаика Севера проявились, в частности, в том, что в среде старообрядцев Поморья сохранилось раздельноречное пение

(хомония), насчитывающее не одно столетие, а используемая ими «знаменная нотация имеет уже более чем тысячелетнюю историю развития»2. Важную роль в сохранении северного архаического мелоса и логоса играли скоморохи как своеобразные хранители нордической шаманской традиции. Распространяемый скоморохами национальный былинный эпос «перешел в народную крестьянскую среду и сохранился преимущественно на севере»3. Неповторимое обаяние северному пению, с его древними формами подголосочной полифонии (гетерофонии), придает так называемая «северная говоря».

Глубинные, сокровенные «голоса» Севера были хорошо слышны людям, наделенным даром слышания и видения неслышимых

© Крехалева Е.А., 2012

и невидимых сфер мироздания. «Север (Арктика) - строгий, светлый огромнейший кафедрал. Простор напоен стройным песнопением. Свет полный, без теней. Мир только что создан. Для меня Арктика - утро Земли. Жизнь на Земле только что начинается. Там теряется мысль

о благах обычных, так загораживающих наше мышление. Если в Арктике быть одному и далеко от жилья - хорошо слушать святую тиши-ну»4, - писал патриарх северной литературы Степан Писахов.

Бескрайнее акустическое пространство Севера скрывает звук и возвращает нас к состоянию, предшествовавшему творению, - некой лишенной формы и порядка первоматерии. В экзистенциональном смысле тишина противопоставляется звуку как хаос космосу и смерть жизни. Она «содержит опасность перехода в иной мир и в модели мира соответствует оппозиции жизнь/смерть»5.

Смерть была постоянным спутником жизни поморов в силу того, что главный их промысел - добыча рыбы и морского зверя был связан со стихией северных морей, а значит, с постоянным риском для жизни. «В мифологическом универсуме восточных славян образ моря (даже этимологически) непосредственно соотнесен с областью смерти... Если море - мертвое царство, то любое передвижение в этом локусе религиозно-мифологического пространства равносильно реальному переживанию смерти, точнее, испытанию морем-смертью»6.

Поморские мелос и логос были направлены на обуздание морской стихии, на «утишение» океана-моря. Поэтому в составе поморской артели всегда был особый человек - сказитель-ба-юн, наделенный даром словесного творчества. Одним из таких поэтов на корабле был шергин-ский герой Пафнутий Осипович Анкудинов: «Смолоду сказками да песнями душу питаю. Поморы слушают - как мед пьют. Артели в море пойдут - мужики из-за меня плахами лупятся. За песни да за басни мне с восемнадцати годов имя было с отчеством. На промысле никакой работы не давали. Кушанье с поварни, дрова с топора - знай пой да говори.»7.

Наиболее полно мифологический образ Поэта на корабле разработан в трудах Н.М. Те-ребихина, который исследуя морские былины «Садко» и «Соловей Будимирович» отмечал, что главный герой былины - Садко (гусляр и певец), подобно своему греческому собрату Орфею, ритмом своего музыкально-поэтического искусства организует морскую стихию, упорядочивает ее, управляет ею. Поэт как носитель обожествленной памяти, как монопольный знаток пространственно-временной организации вселенной является главным хранителем морского знания и водителем поморов по смертным просторам моря-океана. Поэт на корабле выполняет роль кормщика - лоцмана-вожа. Сама былина может рассматриваться как своеобразная мифо-поэтическая лоция, в которой описывается не реальный ландшафт моря, а ми-фо-географическое пространство Лукоморья8.

Наряду со словом средством гармонизации хаоса служили и музыкальные инструменты, которые наделялись сверхъестественными способностями реинкарнации, подобно шаманскому бубну, который мог превращаться в транспортные средства, переносившие шамана по всем сферам мироздания. «.. .А ты ладь гусли-ти. Если не на корабле, дак на песне твоей поедем»9, - говорит поморский староста баюну в период вынужденной зимовки на острове Новая Земля.

Из всех фольклорных жанров особым уважением пользовались старины, которые выполняли функции своеобразной морской лоции, указующей спасительный путь людям, оказавшимся в снежном плену или в «относе морском».

Спасение от смертной тоски и уныния поморы-зимовщики обретали в мелосе воскрешающего праздника. «На деревянную чашу натянули жилы оленьи, гриф из вереска - вот и гудок с по-гудальцем. Два коровьих рога, в чем иглы держали, то сопелки-свирели. В праздник всякий вечер ударим в гусли; запоет гудок девическим голосом, завизжат рожки. Учинится топот-хлопот, скаканье-плясанье. Зажиг от старосты пойдет: зачнет пудовыми сапожищами в половицы бухать, перстами щелкать, закружится.»10.

В картине мира поморов на их мифогеографических картах-лоциях Дышущего Моря-Океана острова наделялись двойственной сакральной семантикой. С одной стороны, они воплощали в себе образы пространства смерти, с другой - преображенные земли «острова спасения». Опасным в поморской среде считался остров Грумант (Шпицберген), который «описывался как страна мрака и холода, скал, льдов и снега, где нет жизни, где не может жить человек»11. Европейцам этот остров «внушал такой ужас, что даже приговоренные к смерти преступники не соглашались перезимовать там одну зиму, за что им обещали помилование»12.

В мифологической географии поморской ойкумены Грумант находился под властью «старухи-цинги» и «одиннадцати ее сестер», которые показываются иногда людям во время «погод», когда ветер свистит в каменных утесах Шпицбергена. Хозяйки поют под вой ветра: «Здесь нет петья церковного, ни звона колокольного: здесь все наше. »13. Хтоническая инобы-тийность Груманта акцентируется отсутствием там спасительного православного мелоса (церковного пения и колокольного звона).

Духовной осью Северного М^ра, находящегося в эсхатологических пределах «последнего моря», являлось православие. Глашатаями и вестниками православия были странствующие иноки, подвизавшиеся в иноверческих и инородческих пустынях Края Земли. Подвижники-монахи, ищущие уединения в северной глуши, освящали молитвенными песнопениями еще недавно языческую территорию. Православный колокол возвещал о бессмертии души, звал к праведной жизни. Являясь символом, объединяющим весь православный мир, на Севере колокол звучал по-своему: отличался широтой, текучестью и плавностью мелодической линии, замысловатой узорчатостью голосоведения.

Особое место в музыкальной партитуре Севера занимает старообрядческий мелос. «Поморье, да и вообще весь русский север были особо подходящей почвой для распространения “старой веры”, так как там до начала следующего XVIII века каждый приход являлся

независимой и сильной церковной и административной единицей и выполнял почти все функции местного самоуправления»14.

Сохраняемое старообрядцами древнерусское пение с его монументальностью и величием имело особое свойство, которое отметил П.А. Флоренский: «Древнее унисонное или октавное пение... удивительно как пробуждает касание Вечности. Вечность воспринимается в некоторой бедности земными сокровищами, а когда есть богатство звуков, голосов, облачений и т. д. и т. д., наступает земное, и Вечность уходит из души куда-то, к нищим духом и бедным богатствами»15.

«Ревнители древлего благочестия» стремились оставаться в лоне старорусской церковной традиции и при этом они, как пишет С.И. Дмитриева в «Очерках этнокультурной истории Архангельского Поморья», были хранителями и носителями дохристианского предания: «Известно, что среди сказителей былин, исполнителей свадебных и похоронных причитаний -наиболее сложных и древних видов народной поэзии - было немало старообрядцев»16. Древ-лее благочестие получило на Севере статус истинной святой веры, в которую креститься можно было лишь на смертном одре. В старообрядческом религиозном социуме существовала ритуальная практика «перекрещивания» или перехода из новой «антихристовой» ни-конанской веры в старое святое и истинное исповедание.

Старообрядческое крюковое пение сохранилось в Поморье и в ХХ веке. Так, в одной из своих фольклорных экспедиций на р. Пине-гу искусствовед Т.Ф. Владышевская в с. Нюхча Архангельской области сделала записи от ста-роверки-скрытницы. «Скрытница Анна Ивановна (фамилии у скрытников не употреблялись), в 1968 году ей было 80 лет, несмотря на возраст, обладала чистым мягким тембром и отчетливо знала крюковое пение»17.

Мелос и логос Северного М^ра как микрокосма воспроизводили в земном плане бытия звучащую музыкально-поэтическую гармонию семи небесных сфер.

Значительное место в звуковом ландшафте Севера составляло также скоморошество как религиозно-культурный феномен, уходящий своими корнями в шаманистскую архаику славяно-финского мира. Большинство исследователей связывают скоморохов с областью ритуального символического антиповедения, со смеховым миром. Сакральная география скоморошества соотносится с Новгородом и его северными землями.

Известный исследователь скоморошества

А.А. Морозов отмечал, что «богатый и разнообразный репертуар скоморохов стал достоянием нашего Севера как часть старинной новгородской культуры... Скоморохи не только потешали своих слушателей веселыми и забавными песнями. Они исполняли и серьезные старины, прославлявшие подвиги русских богатырей»18.

Однако главной чертой деятельности скоморохов считается устройство «позоров и глумов» с пением и пляской. Скоморошеский мир -это мир, вывернутый наизнанку, ландшафт которого был наполнен необычайным шумом, производимым скоморохами с помощью различных музыкальных инструментов: бубнов, трещоток, сопелей, гуслей, гудков со смыками,

сурн, волынок, труб, домр и др. С точки зрения семиотики, этот шум можно истолковать как некое сообщение с провокационной целью разрушения существующего миропорядка.

«Скоморошеское зрелище на массовом празднике - это эпицентр разрушения. Вероятно, поэтому, наряду с осуждением смеха как греховности и усмотрением в скоморохе конкурента, уводящего прихожан на “позорище” вместо службы, православная церковь видела в нем отъявленного нарушителя порядка и благопристойности (“благочиния”), т. е. своего прямого оппозиционера по линии сохранения предустановленной Богом гармонии, что, в свою очередь, явилось дополнительной причиной причисления его к “бесовскому” миру»19.

Очевидно, что Север, воспринимаемый как метафизическая граница жизни и смерти, космоса и хаоса, является рубежной вехой и для мира звуков. Здесь одновременно звучат и взаимодействуют «серьезная» и «смеховая» области сакрального фундамента традиционной культуры Поморья, мелос и логос которой превратили звучащий ландшафт Русского Севера в священный хорал и «памятник отечественной и мировой культуры» (Д.С. Лихачев и

В.Л. Янин).

Примечания

1 Мелос и Логос: Диалог в истории // Метафизика искусства: материалы Третьей междунар. конф., 19-20 ноября 2004 года / под ред. проф. М.С. Уварова. СПб., 2005. Вып. 2.

2 Владышевская Т.Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006. С. 137.

3 Власова З.И. Скоморохи и фольклор. СПб., 2001. С. 18.

4 Писахов С.Г. Сказки. Очерки. Письма. Архангельск, 1985. С. 201.

5 Цивьян Т.В. Отражение звукового пейзажа в языке и тексте // Мир звучащий и молчащий. Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. М., 1999. С. 149-150.

6 Теребихин Н.М. Метафизика Севера. Архангельск, 2004. С. 8.

7 Шергин Б.В. Древние памяти: Поморские былины и сказания. М., 1989. С. 41.

8 Теребихин Н.М. Геософия Поморья // Вестн. Помор. ун-та. 2001. № 1. С. 27.

9 Шергин Б.В. Указ. соч. С. 79.

10 Там же. С. 80-81.

11 Обручев С.В. Русские поморы на Шпицбергене. М.,1964. С. 5.

12 Там же. С. 6.

13 Там же. С. 8.

14 Зеньковский С.А. Русское старообрядчество в двух томах. Т. 1. М., 2009. С. 228.

15 Цит. по ст.: Трубачев С. Музыкальный мир П.А. Флоренского // Сов. музыка. 1988. № 9. С. 102.

16 Дмитриева С.И. Очерк этнокультурной истории Архангельского Поморья // Мировоззрение и культура севернорусского населения. М., 2006. С. 37.

17 Владышевская Т.Ф. Указ. соч. М., 2006. С. 259.

18 Цит. по кн.: Власова З.И. Указ. соч. С. І39.

19 Юрков С.Е. Смеховая сторона антимира: скоморошество // Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI - нач. XX в.). СПб., 2003. С. 47.

Krekhaleva Elena Anatolyevna

Arkhangelsk Musical College

MELOS AND LOGOS OF THE NORTH

The article is dedicated to the features of the music space of the Russian North. The North as a metaphysic boundary between life and death, space and chaos is a frontier landmark for the world of sounds as well. Supplementing each other, sounds form a polyphonic structure of the Russian North and represent a significant part of its traditional cultural code.

Key words: Russian North, music culture, skomorokhs, Old Belivers, Pomorye, melos, logos, harmony, chaos, cosmos.

Контактная информация: e-mail: [email protected]

Рецензент - Требихин Н.М. доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и религиоведения Института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.