Научная статья на тему 'Мелодраматическая поэтика в пьесе М. Н. Муравьева «Добрый барин»'

Мелодраматическая поэтика в пьесе М. Н. Муравьева «Добрый барин» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
239
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЛОДРАМАТИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА / КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА / "СЛЕЗНАЯ" ДРАМАТУРГИЯ / ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЖАНРОВ В РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ РУБЕЖА XVIII – XIX ВЕКОВ / МЕЖЖАНРОВЫЕ СВЯЗИ / «TEARFUL» DRAMATURGY / MELODRAMATIC POETICS / COMIC OPERA / GENRE SYSTEM DEVELOPMENT PROCESS IN RUSSIAN DRAMATURGY OF THE BORDER OF THE 18 AND THE 19 CENTURIES / INTER-GENRE RELATIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пашкуров Алексей Николаевич

В статье рассматривается поэтика комической оперы М.Н.Муравьева «Добрый барин», раскрываются ее связи с жанрами мелодрамы и пасторали. Делаются выводы о влиянии данного явления на поэтику русского сентиментализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MELODRAMATIC POETICS IN COMIC OPERA «KIND BARIN» BY M.N.MURAVIEV

The article deals with the poetics of Comic Opera «Kind Barin» by M.N.Muraviev, its connection with melodrama and pastoral is analyzed. A conclusion about the influence of this phenomenon on the poetics of Russian sentimentalism is made.

Текст научной работы на тему «Мелодраматическая поэтика в пьесе М. Н. Муравьева «Добрый барин»»

УДК 82-2

МЕЛОДРАМАТИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА В ПЬЕСЕ М.Н.МУРАВЬЕВА

«ДОБРЫЙ БАРИН»

© 2012 А.Н.Пашкуров

Казанский федеральный университет

Статья поступила в редакцию 21.03.2012

В статье рассматривается поэтика комической оперы М.Н.Муравьева «Добрый барин», раскрываются ее связи с жанрами мелодрамы и пасторали. Делаются выводы о влиянии данного явления на поэтику русского сентиментализма.

Ключевые слова: Мелодраматическая поэтика, комическая опера, «слезная» драматургия, процессы развития системы жанров в русской драматургии рубежа XVIII - XIX веков, межжанровые связи.

Полижанровая природа русской драматургии последней трети XVIII - начала XIX веков - одно из характерных проявлений новых закономерностей в историко-литературном процессе. Взаимопроникают и синтезируются друг с другом в пьесах русских авторов приметы «высокой комедии» и «высокой трагедии», «слезной драмы» и водевиля, комической оперы и мелодрамы. В ситуации русской литературной культуры диалог осложняется еще и переосмыслением - вхождением в ткань пьес подобного профиля высокой просветительской идеологии, с характерными представлениями о внесословной ценности личности и воспитании Добродетели в человеке1. При мягкой гармонии высокой морали с развлекательной поэтикой, нередки в структуре пьес (особенно -приближающихся к жанровому полюсу комической оперы) - вставные, в иных размере и стилистике созданные «арии» героев2.

Начало мелодраматическое реализует себя, прежде всего, через сквозной сюжетообразую-щий мотив страданий влюбленных - в его движении к высокой просветительской теме «восстановления Добродетели». В контексте современной Михаилу Муравьеву драматургии возможны два интересных варианта. Первый -«воспитательный»: герои, бывшие преградой на пути к счастью, отступаются или сами преображаются под обаянием добродетельных. Таковы Щедров в «Розане и Любиме» (1776) Н.П.Николева, староста с подельниками в

Пашкуров Алексей Николаевич, доктор филологических наук, доцент. E-mail: anp. 72@mail. ru

1 См. об этом в т.ч.: Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. - СПб.: 1994.

2 Мелодраматическому началу это придавало эффект

«усиления впечатления от лирических эпизодов», под-

черкивались общие «драматизм действия» и «значи-

тельность происходящих на сцене событий» (Кукуш-

кина Е.Д. Сюжет «Суд Соломона» в драматургии //

XVIII век. Сб.20. - СПб.: 1996. - С.121).

«Бобыле» (1790) П.А.Плавильщикова; несколько сложнее ситуация в пьесе Вл. Лукина «Мот, любовию исправленный» (1765), заглавный герой которой не просто преодолевает порок в себе, но и, примкнув позднее к добродетельной семье персонажей положительных, вместе с ними приступает к успешной битве с прежними своими «ложными друзьями». Второй вариант - «мелодраматический», Суть его

- в том, что Добродетель и счастье возвращаются в души и судьбы героев благодаря счастливому стечению обстоятельств3. Нередок здесь классический мотив покаянного возвращения «утерянных родителей» («Анюта» (1772) М.И.Попова, «Друг несчастных» (1774) М.М.Хераскова и т.д.).

Сюжетная ситуация в комической опере М.Н.Муравьева «Доброй барин» (дата неизв.) необычна. Благодетель влюбленных, молодого солдата Василия и красавицы приказчиковой дочки Машиньки, Любимов, в действии принять участие уже никак не может и не сможет: он погиб в недавней военной кампании («... в сраженье / На берегах твоих, Кагул, / Наш батюшка без нас глаза свои замкнул.»4. Дело

- в ином: его добрые дела продолжают жить -потому-то благодарные крестьяне и продолжают отмечать день его рождения, о чем говорит невесте добрый Василий: «Сегодня же его рожденье / И дорогое мы его изображенье /

3 Жанр мелодрамы в целом, уже в пору его становления, отличался, по замечанию Е.Д.Кукушкиной, «.острой интригой, перенесенной в сферу нравственных проблем, эмоциональностью, вниманием к внутреннему миру человека.» (Кукушкина Е.Д. Сюжет «Суд Соломона» в драматургии.. - С. 121).

4 РНБ ОР, Ф.499, ед.хр.36. Л.1 (об.). Касательно общественно-патриотической проблемы Добродетели в комической опере и поддержке жанра самою Екатериной Второй - см.: Немировская И.Д. Жанр русской комической оперы последней трети XVIII века: Генезис. Поэтика. Эволюция. - Самара: 2007. - С.151 -161.

Филология

Выносим на поля: / Печально радуясь ... / Ему, как самому, являем уваженье.»5.

Любимов, его душа и его добрые дела столь важны, что сама память о них становится, для влюбленных и для всех знавших «доброго барина» добрых людей, стимулом - к новой жизни и к продолжению в жизни этой благородной стези добрых дел. «Вся жизнь моя ему продлиться в воздаянье...» - признается жениху прекрасная Машинька, трогательно и наивно терзаясь от того, что, наверное, не сможет найти на Земле такие прекрасные цветы, которые были бы достойны украшать портрет благодетеля: «С каким почтением, почти со роботеньем.»6.

К мелодраматическому мотив «союза чистых душ» присоединяется, также «овеянный» образом Доброго Барина, просветительский мотив наставления-завещания. Из признаний молодого солдата Василия мы узнаем, что Любимов, поняв его любовь к Машиньке, не только выхлопотал своему крепостному отставку из солдатчины, но и, прощаясь с ним незадолго до гибели, завещал ему счастье с любимой. Даруя солдату свободу («Ты волен: полетай (поспешай? - А.П.) к любовнице из стану.»7, по-отечески тепло радуясь юности своего подопечного («Ты молод, бодр, до-суж...»8), «боярин Командир» не забывает и о самом главном в предстоящей жизни питомца - а это не что иное, как именно «уроки Добродетели» от Доброго Барина: «. будь доброй сын и муж.»9. Интересная метонимия возникает в развитие лирической сцены: влюбленная Машинька - самого Василия воспринимает как дар: и небес и доброго барина: «В тебе я буду зреть его благодеянье.»10. Подобно тому, как в фонвизинском «Бригадире» свою Софьюшку успокаивал в житейских невзгодах благородный жених - Добролюбов («Наша же любовь основана на честном намерении и достойна того, чтоб всякий пожелал нашего счастия.»11), у Муравьева - Машинька ободряет Василия: «Ах! друг мой, поспешим друг другу быть подвластны. / Сердца, которые утехе не причастны / Добро творить / Те могут во любви согласье раззо-

5 РНБ ОР, Ф.499, ед.хр.36. Л.1 (об.). Налицо феномен, в свое время чутко и тонко названный современником М.Н.Муравьева, А.Н.Радищевым, в романе «Путешествие из Петербурга в Москву» - «соблаго-словением чувствительных душ»).

6 РНБ ОР, Ф.499, ед.хр.36. Л.2.

7 РНБ ОР, Ф.499, ед.хр.36. Л.1.

8 РНБ ОР, Ф.499, ед.хр.36. Л.1.

9 РНБ ОР, Ф.499, ед.хр.36. Л.1.

10 РНБ ОР, Ф.499, ед.хр.36. Л.2.

11 Фонвизин Д.И. Недоросль: Драматургия. Поэзия. Проза. - М.: 2007. - С.22.

рить.»12 (выделенное нами курсивом: идеал девушки, твердо ею соблюдаемый - А.П.).

Вл.Н.Топоров считал, что главную роль в поэтике замысла пьесы суждено было сыграть идиллии13, отметив, что в будущем той же сюжетной моделью - «отставной солдат возвращается в родные места за счастьем» - воспользуется А.А.Дельвиг в известной своей «русской идиллии» «Отставной солдат»14. В такое течение событий вполне органично мог бы вписаться и вдвойне неожиданно счастливый финал: Любимов - «. не погиб, вопреки сведениям Василия, и мог появиться неожиданно в финале.»15. Идиллия как мировоззрение удивительно сближает пьесу М.Н.Муравьева и с современной ему «слезной драмой» высокого сентиментализма16. В стремлении молодого драматурга запечатлеть «портрет души» своих персонажей вновь на первые роли выступает высокая психология идиллии. «Вздыхает сладкое любви забы-тие.» - проникновенно поет жениху Машинька17, а он, уже в первые мгновения действа, еще более приблизится ко взгляду на мир самого писателя: «Безделка, ничего / Когда произойдет от сердца твоего / В душе моей все чувства пробуждает.»18.

12 РНБ ОР, Ф.499, ед.хр.36. Л.2

13 Одним из первых дух идиллии на уровне пейзажных ремарок обстановки стремился передать в контексте исканий ранней русской комической оперы Н.П.Николев - см.: Витковская Л.В. Две редакции пьесы Н.П.Николева «Розана и Любим». // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Вопросы метода и стиля. - Л.: 1984. - С.85 - 96.

14 Топоров В.Н. Из истории русской литературы. - Т. II. . Муравьев М.Н.: Введение в творческое наследие. Кн. I. - М.: 2001. - С. 363.

15 Топоров В.Н. Из истории русской литературы. - Т. II. . Муравьев М.Н..... - С.357.

16 Ср. пьесы М.Хераскова, В.Федоров и ряда забытых драматургов начала XIX века (общие обзоры проблемы: Варнеке Б.В. История русского театра. Ч.1: XVII и XVIII век. Типо-литография Императорского университета. - Казань: 1908; Стенник Ю.В. Становление жанра сентиментальной драмы в России XVIII века // Русская драматургия и литературный процесс. - СПб.; Самара: 1991. - С.53 - 83; Пивоварова Н.С. Эстетический гуманизм русской сентиментальной драмы // Друг несчастных, или Пробуждение сердца.. - М.: 2005. - С.3 - 32.

17 РНБ ОР, Ф.499, ед.хр.36. Л.1 (об.).

18 РНБ ОР, Ф.499, ед.хр.36. Л.1.

MELODRAMATIC POETICS IN COMIC OPERA «KIND BARIN» BY M.N.MURAVIEV

© 2012 A.N.Pashkurov

Kazan Federal University (KFU)

The article deals with the poetics of Comic Opera «Kind Barin» by M.N.Muraviev, its connection with melodrama and pastoral is analyzed. A conclusion about the influence of this phenomenon on the poetics of Russian sentimentalism is made.

Key words: melodramatic poetics, Comic Opera, «tearful» dramaturgy, genre system development process in Russian dramaturgy of the border of the 18th and the 19th centuries, inter-genre relations.

о

Alexei Nikolaevich Pashkurov, Doctor of Philology, Assistant Professor. E-mail: anp. 72@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.