атмосфера творческого общения. Родившаяся в учебно-воспитательном процессе потребность в ней всегда будет настраивать музыкантов на поиск путей ее достижения. А это значит, что созданы реальные предпосылки для достижения успеха в дальнейшей профессиональной деятельности.
В результате проведенного анализа автор статьи приходит к выводу о том, что искусство инструментального ансамбля формируется как искусство творческого общения, опирающегося на концепцию художественно-эстетического диалога.
Литература
1. Блох В.Б. Сопереживание и сотворчество (диалектика и взаимообусловленность) // Психология художественного творчества. Хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. Минск: Хар-вест, 2003.
2. Щербакова А.И. Художественно-эстетическое воспитание молодежи // Социальная политика и социология. 2014. № 2 (103).
3. Грачева Л.В. Воспитание чувств (Еще раз о взаимодействии психологии, творчества и сценической педагогики) // Психология художественного творчества. Хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 2003.
4. Щербакова А.И. Музыка в постижении процесса рождения, самоутверждения и трансформации ценностных парадигм в пространстве отечественной культуры // Педагогика искусства. 2015. № 1.
5. Монсенжон Б. Рихтер. Диалоги. Дневники. М.: Классика - ХХ1, 2005. 480 с.
6. Сельченок К. Художество нашей жизни // Психология художественного творчества. Хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 2003.
Referenses
1. Bloch VB. Soperezhivanie i sotvorchestvo [Empathy and co-creation (dialectic and interdependence)] // Psychology of art. Reader / comp. K.V. Sel'chenok. Minsk: Harvest, 2003.
2. Shcherbakova A.I. Hudozhestvenno-esteticheskoe vospitanie molod'ozhi [Artistic and aesthetic education of youth // Social Policy and Sociology. 2014. № 2 (103).
3. Gracheva L.V. Vospitanie chuvstv (Esche ras o vzaimodejstvii psihologii, tvorchestva i stsenicheskoj pedagogiki) [Sentimental Education (Once again, the interaction of psychology, art and drama pedagogy)] // Psychology of art. Reader / comp. KV Sel'chenok. Minsk: Harvest, 2003.
4. Shcherbakova A.I. Muzika v postizhenii protsessa rozhdenia, samoutverzhdenia i transformatsii tsennostnyh paradigm v prostranstve otechestvennoj kultury [Music in the comprehension of the birth process, self-affirmation and transformation of value paradigm in the space of national culture] // Pedagogy of Art. 2015. № 1.
5. Monsaingeon B. Rihter. Dialogi. Dnevniki [Richter. Dialogues. Blogs]. Moscow: Classic -XXI, 2005. 480 p.
6. Sel'chenok K. Hudozhestvo nashej zhizni [The artistry of our lives] // Psychology of art. Reader / comp. K.V. Sel'chenok. Minsk: Harvest, 2003.
УДК 78.06:78.071.1 М.Г. КУРДЮКОВА, А.А. ПРЕДОЛЯК
МЕЛОДРАМА А. ШЕНБЕРГА «ЛУННЫЙ ПЬЕРО» И «THE DARK SIDE OF THE MOON» PINK FLOYD: ОПЫТ ДИАЛОГА
Курдюкова Маргарита Георгиевна, соискатель ученой степени кандидата искусствоведения, звукорежиссер Краснодарского МТО «Премьера» (Краснодар, ул. Стасова, 175), [email protected] Предоляк Анна Анатольевна - кандидат искусствоведения преподаватель Краснодарского музыкального колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова (Краснодар, ул. Октябрьская, д. 25а), доцент Краснодарского государственного университета культуры и искусств, [email protected]
Аннотация. В статье сопоставляются два знаковых сочинения эпохи ХХ столетия - мелодрама А. Шенберга «Луный Пьеро» и концептуальный альбом «The dark of the moon» рок-группы Pink Floyd.
В процессе сравнительного анализа выявляются характерные особенности этих произведений, актуальность диалога массовой и элитарной музыкальной культуры.
Ключевые слова: Шенберг, Pink Floyd, массовая музыкальная культура, элитарная культура, исторический диалог, мелодрама, концептуальный альбом.
УДК 78.06:78.071.1 M. KURDUKOVA, A. PREDOLYAK
ARNOLD SCHOENBERG'S MELODRAMA "PIERROT LUNAIRE" AND PINK FLOYD'S "DARK SIDE OF THE MOON": A DIALOGUE EXPERIENCE
Kurdjukova Margarita Georgievna, the competitor of a scientific degree of candidate of art criticism, the engineer of the Krasnodar's municipal creative Association «Premiere», Stasova str., 175, [email protected]. Predolyak Anna Anatolyevna - PhD (art), teacher of the Krasnodar musical College. N. And. Rimsky-Korsakov (Krasnodar, Oktyabrskaya str., 25A), associate Professor of Krasnodar state University of culture and arts, [email protected]
Abstract. In the article two indicative pieces of music are being compared: Arnold Schoenberg's melodrama "Pierrot Lunaire" and the conceptual album "Dark Side of the Moon" by rock band Pink Floyd. In the process of comparative analysis some significant features of these two pieces of music come to light, as well as the actuality of the dialogue between mass and elite musical cultures.
Keywords: Schoenberg, Pink Floyd, mass musical culture, elite culture, historical dialogue, melodrama, conceptual album.
В 2012 году с момента премьеры «Лунного Пьеро» Шенберга прошло 100 лет, в 2013 исполнилось 40 лет со дня издания альбома «The dark side of the moon» группы Pink Floyd. На первый взгляд, кажется, что может быть общего межу этими двумя столь разными сочинениями? «Лунный Пьеро» принадлежит к академическому направлению европейской музыки. «The dark side of the moon» - прогрессивный рок. Однако уже много десятилетий эти различные культурные направления ведут между собой активный диалог. Именно в наше время взаимопроникновение культурных парадигм, направлений, стилей востребовано и актуально. Переосмысливаются многие произведения, творчество композиторов, групп. Обнаруживаются, казалось бы, невозможные точки соприкосновения. К таким произведениям и относятся «Лунный Пьеро» и «The dark side of the moon».
Обратимся к понятиям массовой и элитарной культуры. В статье не предусмотрен глубокий этимологический анализ этих понятий, но без краткого экскурса в данную проблематику специфика соотношения этих произведений будет освещена не полно.
«Массовая культура - культура популярная и преобладающая среди широких масс населения. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства людей» [1].
Вся массовая культура, по сути, представляет собой упрощенный вариант «высоких» специализированных областей культуры. Пользуясь формами, идеями, профессиональными навыками специализированной культуры, массовая культура нередко имитирует, пародирует их, низводит до уровня «малокультурного потребителя». Возникновение и развитие массовой культуры ученые связывают именно с потребностью в адаптации ценностей «высокой», профессиональной культуры. Чем выше уровень профессионализма, тем актуальней необходимость «растолковывания» этой информации массовому потребителю. То есть «массовость культуры - еще не синоним низкого качества ее продукта» [2].
Здесь нельзя не упомянуть, что взаимодействие «высокого» и «низкого» искусства наблюдалось почти на протяжении всей истории музыки. В эпоху Средневековья «существовала традиция «снижения» высокой культуры, ведь последняя в сознании бродячего музыканта была связана с враждебными ему официальными государственными институтами (прежде всего c церковью и королевской властью)» [3].
Обратимся к понятию элитарной культуры. «Это высокая культура, противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию» [4].
На протяжении всего ХХ века происходит активное взаимодействие между различными направлениями, стилями. «Никогда прежде процесс подобного «речевого общения» - воспользуемся удачным выражением М. Бахтина - не был столь активен и насыщен, как в наши дни, когда обнажились небывалые контрасты между «элитарным» и «массовым» искусством, но одновременно все настойчивее заявляют о себе тенденции к сближению» [3].
Академическую музыку часто называют элитарной. Сложилось стереотипное восприятие, что это всегда «серьезная» музыка, для «посвященных» или «подготовленных», а рок относится к массовой музыке и зачастую не воспринимается как серьезное явление.
Несмотря на направление, стиль, любой жанр проходит становление от «низов» до высоких художественных высот. Такую категорию произведений, вошедших в историю музыки, оставивших свой яркий след и повлиявших на дальнейшее развитие музыкальной культуры, мы называем классикой.
«Лунный Пьеро» Шенберга является классикой в европейской академической музыке XX века, а концептуальный альбом «The dark of the moon» рок-группы Pink Floyd - классика рока.
Почему «Лунный Пьеро» уже на протяжении многих лет привлекает внимание академических музыкантов? Причем они каждый раз находят что-то новое для себя в этом произведении. За последнее десятилетие появилось еще две версии этого произведения: балетная и кинематографическая.
И почему альбом Pink Floyd оставался в «Top 200» США (Billboard 200 - хит-парад 200 наиболее популярных и в наивысшей степени продающихся музыкальных альбомов и мини-альбомов в США, издаваемый еженедельным журналом Billboard) 741 неделю и до сих пор является одним из самых продаваемых альбомов? Что делает его доступным для массового восприятия?
Несмотря на различия, у обоих произведений есть общие черты. И Шенберг, и Pink Floyd явились новаторами. Шенберг оставил одно из значительнейших произведений в атональной музыке. Pink Floyd использовали современные достижения в области звукозаписи, применили квадрофонию. Оба произведения знаковые как для их авторов, так для времени их создания. Они концептуальны по своему характеру, обращаются к вечным темам, используют образ луны как ведущий символ. Оба сочинения прошли испытание временем.
«The dark side of the moon» - яркий пример концептуального альбома в стиле прогрессивного рока. Перечислим отличительные черты этого направления:
- длинные композиции (часто называемые «эпическими») со сложными мелодиями и гармониями, многократной сменой выразительных средств,
- тяготение к циклическим формам академической музыки,
- концептуальные альбомы,
- усложнение музыкальных форм и диалог с другими направлениями,
- необычная настройка инструментов, эксперименты с обработкой звука на компьютере и с помощью специальных устройств,
- использование немузыкальных звуковых эффектов (иногда тяготеющее к конкретной музыке),
- использование ведущих инструментов, не характерных для рок-музыки, включая электронные инструменты.
Следующие черты зачастую присущи прогрессивному року, но не являются для него характерными:
- поэзия, уходящая от традиционных тем развлекательной музыки и злободневности и тяготеющая к философско-мировоззренческим «вечным темам», фантастической тематике,
- «слова, передающие сложные и иногда непонятные описания, касающиеся таких тем, как научная фантастика, фэнтези, история, религия, война, сумасшествие» [5].
Основная идея альбома - обращение к «вечным темам», осмысление тех ситуаций и явлений, которые приводят к безумию. «В основе концепции альбома лежит утверждение, что
современная жизнь является путем к безумию, и индивид должен вести суровую борьбу за сохранение рассудка» [6]. «Концепция выросла из наших дискуссий о влиянии таких факторов реальной жизни, как путешествия или деньги, но потом Роджер Уотерс расширил ее до размеров размышлений о причинах безумия» [7], - поясняет Ник Мейсон.
Идею «The dark side of the moon» хорошо выявляет комментарий Уотерса: «Здесь нет никакой загадки, имеется в виду, что нам доступно все хорошее в жизни, однако влияние темных сил нашей природы мешает нам насладиться этим» [6]. Прагматичный голос в самом конце композиции «Eclipse» под стук сердца: «There is no dark side of the Moon really, matter of fact it's all dark» («На самом деле нет никакой темной стороны Луны, в реальности она вся темная») [6], разрушает мечту быть светлым и чистым в этом мире.
В мелодраме Шенберга концепцией является проблема непонимания поэта, которая выражена через тему творчества. Поэтической основой для мелодрамы Шенберга послужил свободный немецкий перевод Хартлебена. По этому поводу С. Павлишин пишет: «Во французском подлиннике поэма «Лунный Пьеро» уже предвещает утонченное декадентское эстетство конца века и даже «садомазохистскую» философию ХХ века, «эстетику» изысканных ужасов. Стихотворения Жиро своей извращенной, садистской направленностью, копанием в человеческих пороках затрагивают сферу психоанализа. Однако в немецком переводе О. Гар-тлебена они значительно смягчены... Символика у Гартлебена романтична, с типичными лирическими нюансами. Даже чудовищные ужасы воспринимаются здесь на грани жуткой сказки» [8, с. 216].
Свобода трактовки образа Пьеро, которую заложил Хартлебен в своем переводе, позволила композитору создать свой типаж героя. Как отмечает М. Элик: «На протяжении «трехактной драмы» Пьеро - то опьяненный лунным светом и нежно влюбленный, то принимающий вид таинственного и изысканного денди или трусливого грабителя, по которому тоскует виселица, то площадного балаганного паяца, забавляющего толпу грубыми проделками, то вдруг всерьез у алтаря жертвенно разрывающего грудь, чтобы протянуть людям свое окровавленное сердце, - поэт, произносящий страстные обличительные монологи, мучительно больной, тоскующий по идеалу и по родине, зло хохочущий и тонко ироничный, изменчивый и неизменный,
- проходит он через вереницу жизненных и фантастически преломленных ситуаций, через жестокий кризис, чтобы в конце концов отплыть к «зеленому горизонту», обрести «связь времен» и веру в «завтра» [9, с. 166].
Из 50 стихотворений композитор отобрал только 21 и сгруппировал их таким образом, что получился некий сюжет. Полное название сочинения «Трижды семь стихотворений из Альбера Жиро». Жанр сочинения - мелодрама. Отсюда видно, что Шенберг разделил произведение на три части по 7 стихотворений. Каждую часть он наделил своим смыслом, образами и магистральной линией развития.
Как известно, Шенберг придавал мистическое значения числам. Число 21 «было выбрано неслучайно - равно как не случаен и авторский заголовок "Трижды семь стихотворений"» [10, с. 237]. Следовательно, в 21 стихотворение попали именно те стихи, которые с точки зрения композитора несли максимальную смысловую нагрузку в произведении и определяли его магистральную тему.
Попытаемся приоткрыть «завесу» того, что хотел сказать Шенберг миру и человечеству. Для этого обратимся к вербальному тексту и попробуем «снять» слои смыслов, заложенных в «Лунном Пьеро».
Композиция «Лунного Пьеро» 3-частна: I часть - № 1-7, II часть - № 8-14, III часть
- № 15-21.
Первая часть - это сфера прошлого. Ее можно трактовать по крайней мере с двух позиций: ностальгия по ушедшей молодости и ностальгия по романтической эпохе.
Все это ярко представлено в тексте. «Опьяненный луной» молодой поэт «жадно пьет» вино, что «ночами льет луна на землю». Его взгляд обращен к небу, к бесконечному, которое выходит за рамки земных желаний. Взгляд подобен лучу, который пронзает пространство вечности. Представим, что вино, которое льет луна на землю, - это река. Вертикальная проекция лунного вина постепенно превращается в горизонталь, ее пронзает взгляд еще юного
поэта. В самом начале сочинения происходит пересечение вертикали и горизонтали - лунного вина и взгляда поэта - что символизирует причастность поэта к особой миссии, которую он пока ощущает лишь интуитивно. В первом номере уже на вербальном уровне проявляет себя символ креста (лунное вино и взгляд поэта). В конце сочинения он появится вновь, но в другом контексте.
Далее, молодой поэт примеряет на себя различные маски этого мира, «чтоб утолить страданья». Молодой поэт идет дальше. Поддавшись воздействию «фантастически лунного», луча примеряет на себя маску Денди и понимает, кто он есть на самом деле. Он есть Пьеро, сотворенный лунным фантастическим лучом. Осталось только выбрать грим. В № 3 «Денди», во втором четверостишии, мы читаем: «В сверкающей бронзовой чаше Смех светлый фонтана металлом звенит» [11, с. 122]. Именно эти строки делят мир в сознании Пьеро на материальный и духовный. Смех является тем пределом, за которым дороги назад уже не будет. После чего развитие образа поэта, превратившегося в Лунного Пьеро, пойдет совсем по другому сценарию. Здесь ярко вплетается мистериальная линия, связанная с изменением, преображением личности. Но это только начало пути, подтверждением чего служат последующие стихотворения.
«Бледная прачка» - символ рассвета к новой жизни, к новому осознанию себя. Это воплощение кротости и смирения, это взросление молодого поэта, это полное принятие иных законов, которым следуют художники. И вот «Вальс Шопена». Вальс боли, крови, гибельных страстей, пламени счастья, боли томленья, грусти утраты. Сколько в нем чувств и страданий! И это доля поэта, который пытается быть услышанным и понятым, что маловероятно в этом мире, даже если ты принесешь себя в жертву. Остается молиться. И здесь появляется образ Мадонны - «матери всех скорбящих». Пьеро взывает: «Встань и защити!» Кого или что он просит защитить? - «мои созвучия», другими словами, мои стихи, которые проливают свет на грешный мир, указывают путь спасения. Но они неслышимы людьми, они ничто, так как «истощенными руками Тело сына подняла ты, чтоб его увидел каждый, - но скользят людские взгляды мимо...». Пьеро открылась страшная истина... Далее наступает некоторое успокоение. Луна из «пьяной» превратилась в «больную» и стала подобна больному миру прошлого и настоящего.
Вторая часть - это сфера настоящего, сфера той реальности, в которой находился сам композитор. Романтически-томные образы резко сменяются на резкие и ужасающие. Поэтический текст символически подлинно передает атмосферу начала ХХ века. «Тень гигантских черных крыльев убивает солнца блеск». Горизонт молчит, он «заколдован». Другими словами, перспектива скрыта, ее не видно, вокруг царит безысходность. «Душится» память о прошлом, «черный рой» «давит» людские сердца. И вот Пьеро взывает сам к себе. С одной стороны, он оценивает себя со стороны. Но с другой, это сам поэт молится маске Пьеро, ожидая от него спасения. Как следствие, появляются «снежный Лирик» и «лунная Светлость».
Далее Пьеро превращается в грабителя, но это ненадолго, так как он уже жрец и служит мессу. С 11 номера и до конца II части перед нами разворачиваются нешуточные страсти. В «Багряной мессе» спроецирован второй план исторической реальности. Эта реальность связана с последними днями жизни Христа. «У алтаря - Пьеро! ...Пугливым душам дарит трепещущее сердце в руке, в кровавых пальцах - для страшного причастья!» Все это напоминает тайную вечерю Христа перед распятием. Затем виселица тощая «вонзилась в мозг гвоздем». № 13 «Отсечение головы» изобилует символикой, подобно той, которая присутствовала, когда проверяли, умер Христос или нет. № 14 «Кресты», на которых горят «кровавые стихи поэта». «Рдеют раны. взгляд застыл, уста замкнуты». Словно этим поэт спрашивает: сколько еще надо жертв, чтобы быть услышанным, чтобы мир стал чище, добрее и светлее. Неужели одной жертвы, отданной за все человечество, было мало?
Третья часть - это уже совсем иное пространство и время. «Ностальгия», «Подлость!», «Пародия», «Серенада» властвуют над реальным миром. Но Пьеро смотрит на все это уже другим взглядом. «Лунное пятно» тому подтверждение. Его невозможно стереть, оно как ореол славы уже невидимого поэта, который, наконец, обрел свою родину. В № 20 мы вновь сталкиваемся с формулой креста в вербальном тексте. «Кувшинка - это лодка», она плывет
в потоке низких гамм. «Лунный луч - это весло». Здесь вновь горизонталь пересеклась с вертикалью. Мы вновь можем видеть проекцию символа креста. Это как своеобразная арка цикла, крестный путь поэта. Он стал свободным. Об этом красноречиво свидетельствуют строки из последнего стихотворения: «О, аромат далеких лет, пьянишь ты снова мои чувства! <...> Свободно я смотрю на мир в мечтах о светлых далях...».
Таким образом, драматургия пространства и времени в вербальном тексте разворачивается по следующему плану: от прошлого через жестокое настоящее к вечному будущему. Будущее достигается через обряд жертвоприношения в средней части и огромное количество превращений Пьеро, которые в конце концов приводят героя к преображению. Мистериальный мотив является внутренним стержнем сочинения.
С триадой пространственно-временных сфер Шенберг ввел еще несколько драматургических линий: лирическая (например, № 2), иронически-гротескная (например, № 10, 16, 17, 19), мистериально-ритуальная (например, № 6, 9, 11-14). В указанные драматургические ряды сочинения введена игра масок, которые Пьеро по очереди примеряет на себя. Например, маска Денди (№ 3), маска вероломного, но в то же время трусливого грабителя (№ 10), маска жреца (№ 11). Такая «слоистость» драматургического процесса выявляет себя в кульминационных точках сочинения, где «слои» сжимаются во времени, а пространство становится точкой Универсума. Обратной стороны луны нет, она как символ манящей, но холодной свободы.
Шенберг, как композитор унаследовавший традиции романтизма, - также не находит обратной стороны луны, он находит разрешение в смерти. Последний номер - это ретроспективный взгляд со стороны на уже произошедшие события.
Таким образом, в обоих произведениях затрагивается категория времени. У Шенберга цикл делится на три части в соответствии: прошлое - настоящее - будущее. У Pink Floyd эта тема раскрывается в песнях «Breathe» (где жизнь человека представлена как бесконечная, бессмысленная погоня за успехом, признанием и славой), «Time» и «Eclipse». Последние строки: «Всё, что сейчас, Всё, что прошло, Всё, что грядёт, Всё под звездой стало нотой одной, Ибо солнце затмило луной» [12] подводят итог всему альбому.
Эстетическая категория, которая выражается через тему второго порядка, косвенно объединяющую эти произведения, - это категория свободы. У Шенберга тема свободы находится в контексте грядущего тоталитарного режима. У Pink Floyd в контексте капиталистического общества и его негативных сторон, когда свобода личности в большей мере формальна, при господстве частной собственности, эксплуатации труда и социального неравенства. Эти темы раскрываются в песнях «The Great Gig In The Sky», «Money», «Us and Them» (обостренный конфликт в США между «черными» и полицией).
Еще одна эстетическая категория, которая стала знаковой не только для этих двух произведений, но и для искусства XX века в целом, - это категория безобразного. «Это одна из основных категорий эстетики, оппозиционная категории прекрасного, обозначающая ту область неутилитарных субъект-объектных отношений, которая связана с антиценностью, с негативными эмоциями, чувством неудовольствия, отвращения» [14].
Эстетику Шенберга хорошо поясняют эстетические воззрения И.К.Ф. Розенкранца, который является автором фундаментального исследования «Эстетика безобразного» (1853). Для Розенкранца «эстетика безобразного» - составная часть общей «метафизики прекрасного». «Безобразное - это «отрицательно-прекрасное», теневая сторона прекрасного». Внутренняя диалектическая связь между прекрасным и безобразным обусловлена возможностью саморазрушения прекрасного на основе несвободы человеческого духа, возникающей при переходе от духовного идеала к материальной реализации. В результате чего безобразное, указывая на полную «несвободу духа», имеет родство со злом. К проявлениям безобразного он относит аморфность, асимметрию, дисгармонию, уродство.
Для эстетической позиции Pink Floyd ближе теоретические выводы Т. Адорно в его «Эстетической теории» 1970 года, который подчеркивает роль социального зла и несправедливости в возникновении безобразного, в том числе и в искусстве. Для него безобразное -базовая негативная категория эстетики. Причины того, что в XX веке категория безобразного
становится доминирующей, Адорно видит в «бездумном развитии техники, основанном на насилии над природой и человеком» [14].
В этих двух произведениях ярко и емко представлены основные эстетические категории, такие как добро-зло, свобода, безобразное. У Шенберга - это начало XX века, наследие немецкого романтизма, преддверие тоталитарного режима. У Pink Floyd - 1970-е годы, в которых отразилась осмысленная реакция на события Второй мировой войны, а также на американское капиталистическое общество.
У Шенберга главный герой ведомый луной. Луна выступает как источник вдохновения и страданий, поисков и соблазнов, как образ негативной стороны жизни, наполненной страхом и ужасами.
У Pink Floyd нет главного героя, есть собирательный образ человека. Персонаж - lunatic (душевнобольной) появляется только в одной песне (Brain Damage). Луна так же многогранна, как символ. Через весь альбом проходят образы добра и зла, успеха и неудачи, психического здоровья и безумия, которые отражены в противопоставлении солнца и луны. Но эти образы разворачиваются в более прозаическом тоне социального контекста.
В музыкальном плане за каждым образом у Шенберга закреплены определенные средства художественной выразительности: скрипка символизирует любовь, флейта - холодные блики луны, кларнет - молитвенные чувства, виолончель - «авторское alter ego».
У Pink Floyd нет жесткого закрепления тембра за определенным образом. Используется классический состав для рок-группы: бас, гитара, клавишные, ударные, вокал. В композициях «Us And Them» и «Money» добавлен саксофон. Особенностью является использование шумов. Альбом является новаторским - записан в студии Abbey Road с использованием последних на тот момент достижений звукозаписывающей техники: мультитрекинг, квадрофония, новая модель синтезатора VCS3, а также различные эффекты с магнитными записями. «Альбом получил премию Грэмми «За лучшую технику записи альбома». А также занимает 43-ю позицию в списке 500 величайших альбомов всех времен по версии журнала Rolling Stone» [16].
Точка пересечения находится и в отношении к вокалу: и Шенберг, и Pink Floyd рассматривают голос как музыкальный инструмент.
Таким образом, столь разные произведения по стилю, направлению, жанру затрагивают общий круг актуальных проблем для каждого нового поколения в целом и отдельного человека в частности. Диссонантность мировых процессов отражается в звуковых решениях, найденных композиторами. Это влияет на слушательскую культуру. Насколько диссонансная музыка отвечает природному слуху человека, его внутреннему состоянию, насколько долго диссонанс сможет владеть умами и чувствами людей, быть структурной единицей современной культуры, его эстетической парадигмой - покажет время. Но остается неизменным следующий факт: музыка, основанная на диссонансах, которая раньше рассматривалась как музыкальное «безобразие» и какофония, сегодня воспринимается как норма. И если композиторский стиль и замысел представить как язык общения, то в итоге получается гармоничный диалог на общую тему.
Литература
1. Массовая культура. URL: http://ru.wikipedia.org
2. Баталина-Корнева Е. Массовая музыка и академическое искусство: параллели и пересечения. URL: http://gcon.pstu.ru/pedsovet/programm/spisok22.htm
3. Сыров В.Н. Стилевые метаморфозы рока, или путь к «третьей» музыке. URL: http:// japson.ru/gold/books-r/syrov.htm
4. Элитарная культура. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
5. Прогрессивный рок. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki
6. В. Слобжин, С. Климовицкий, С. Ситников. «Архитекторы звука». URL: http://pink-floyd.ru/articles/books/arhitektor/dark.html
7. Филдер Х. «The Dark Side Of The Moon» // «Classic Rock». URL: http://sitepf.narod.ru/ articles/darkside. htm
8. Павлишин С. Арнольд Шенберг: монография. М., 2001.
9. Элик М. Sprechgesang в «Лунном Пьеро» А. Шенберга. Музыка и современность. Вып. 7. М., 1971.
10. Власова Н. Творчество Арнольда Шенберга. М., 2007.
11. Шенберг А. Лунный Пьеро. Мелодрамы. Л., 1974.
12. The Dark Side Of The Moon. URL: http://pink-floyd.ru/albums/moon
13. Свобода. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki
14. Безобразное. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/960/
15. Лунный Пьеро. Трижды семь стихотворений Альбера Жиро в переводе на немецкий О.Э. Хартлебена. URL: http://www.cdvpodarok.ru/pages-classic/library/
16. The Dark Side of the Moon. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Dark_Side_Of_The_Moon
References
1. Massovaja kul'tura [Mass culture]. URL: http://ru.wikipedia.org
2. Batalina-Korneva E. Massovaja muzyka i akademicheskoe iskusstvo: paralleli i peresechenija [Mass Music and Academic Art: Parallels and Intersections]. URL: http://gcon.pstu.ru/pedsovet/ programm/ spisok22.htm
3. Syrov V. Stilevye metamorfozy roka ili put' k «tret'ej» muzyke [Stylistic Metamorphosis of Rock Music or The Way to the "Third Music"]. URL: http://japson.ru/gold/books-r/syrov.htm
4. Elitarnaja kul'tura [Elite culture]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
5. Progressivnyj rok [Progressive Rock]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki
6. Slobzhin V., Klimovizky S., Sitnikov S. Arhitektory zvuka [Architects of Sound]. URL: http://pink-floyd.ru/articles/books/arhitektor/dark.html
7. Filder H. "The Dark Side of the Moon" «Classic Rock» magazine. URL: httpHYPERLINK "http://sitepf.narod.ru/articles/darkside.htm"
8. Pavlishin, S. Arnold Schoenberg: Monograph. M., 2001.
9. Elik M. Sprechgesang in "Pierrot Lunaire" by A. Schoenberg. Music and Modernity. Vol. 7. M., 1971.
10. Vlasova N. Creativity Arnold Schoenberg. М., 2007.
11. Schoenberg, A. Pierrot Lunaire. Melodrama. L., 1974.
12. The Dark Side of the Moon. URL: http://pink-floyd.ru/albums/moon
13. Freedom. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki
14. Deformed. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/960/
15. Pierrot Lunaire. Three times Seven Poems by Albert Giraud translated to German by O.E. Hartlieben. URL: http://www.cdvpodarok.ru/pages-classic/library/
16. The Dark Side of the Moon. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Dark_Side_Of_The_Moon
УДК 784
Н.О. ПОДПОРИНОВА
СОВРЕМЕННОЕ ВОКАЛЬНОЕ ЭСТРАДНОЕ ИСКУССТВО В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ ХХ В.
Подпоринова Надежда Олеговна, аспирант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), [email protected]
Аннотация. В статье анализируются основные компоненты современного вокального эстрадного искусства, освещаются некоторые его тенденции развития в российской музыкальной традиции XX века. Ключевые слова: музыкальная эстрада, российская музыкальная традиция ХХ в., эстрадное вокальное искусство.
UDC 784
N.O. PODPORINOVA
MODERN VOCAL POP ART RUSSIAN MUSIC TRADITION IN THE TWENTIETH CENTURY
Podporinova Nadezhda Olegovna, a graduate student at Krasnodar state Institute of culture (Krasnodar, 40 years of Victory Str., 33), [email protected]