Научная статья на тему 'МЕЛКАЯ МОТОРИКА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

МЕЛКАЯ МОТОРИКА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2702
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жиркова А.М.

Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как развитие мелкой моторики рук, обусловленное тесным взаимодействием руч­ной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вслед­ствие этого – развитию речевой функции. Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЛКАЯ МОТОРИКА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

МЕЛКАЯ МОТОРИКА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Жиркова А.М.*

Педагогический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как развитие мелкой моторики рук, обусловленное тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

Мелкая моторика - это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития навыков и письма.

Уровень развития мелкой моторики руки является одним из показателей школьной зрелости ребенка. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, достаточно развиты внимание, память и связная речь.

В свою очередь недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, снижению мотивации к обучению, нарушению общения, повышения уровня школьной и общей тревожности, что в последствии может привести к школьной дезадаптации. Этот момент в дальнейшем оказывает негативное воздействие и в подростковом возрасте.

Младший школьный возраст - период от 7 до 10 лет. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении в противоречивых сочетаниях. Как любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать.

Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание не-

* Кафедра Начального образования.

обходимо направлять на выявление резервов развития младших школьников, использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода младшего школьного возраста.

Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Сухомлинский В.А. писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Однако прежде чем рука ребенка начинает в своих действиях походить на руку взрослого человека, проходит довольно значительное время.

Над правильным формированием мелкой моторики у детей необходимо работать и родителям, и педагогам. Очень важной частью являются «пальчиковые игры». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение уп-

62 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

равлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки - видимой частью полушарий головного мозга.

Не смотря на очень большое количество разнообразной информации о том, как развивать мелкую моторику у детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, по окончанию начальной школы выделяется категория детей, у которых развитие мелкой моторики находится на низком уровне. У них слабо развиты мелкие мышцы кисти, недостаточно развиты механизмы программирования сложно-координированных двигательных действий, несовершенна нервная регуляция движений, низка выносливость к статическим нагрузкам. Дети не умеют правильно строить последовательность своих действий, не умеют их оценивать, а значит, и корректировать в процессе выполнения. В первую очередь это проявляется в письме, в школьной неуспеваемости.

Комплекс по развитию мелкой моторики включает в себя упражнения: статические - удержание приданной пальцам определенной позы, динамические - развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую, расслабляющие - нормализующие мышечный тонус. Для получения максимального эффекта эти упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Исследованиями педагогов и психологов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.

В общем, проблема развития мелкой моторики у младших школьников является актуальной. Исходя из особенностей развития головного мозга человека, занятия направленные на развитие мелкой моторики у младших школьников будут способствовать: успеваемости в школе, развитию речи, развитию коммуникативных навыков, регуляции поведения, концентрации внимания и так как лобная кора находится во взаимосвязи со всеми зонами мозга, то решение проблем связанные с ее развитием будет оказывать положительное влияние на протекание всех психических процессов. Подбирать методики для развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста необходимо очень тщательно в соответствии с поставленными задачами и учитывая при этом возрастные особенности. Для развития мелкой мо-

торики существуют различные упражнения: пальчиковая гимнастика; отработка элементарных графических навыков, работа в тетрадях, прописях; упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов, а также игры с песками, водой, крупой, бусинками и другие.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Список литературы:

1. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург, 2005. - С. 46.

2. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль, 2007. - С. 89.

3. Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев. - М., 2008. -С. 103.

4. Краковский А.П. Содержание возрастного, типологического в личности младшего и старшего подростка. - М., 1970. - С. 7.

5. Придворова В.С. Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать. -М., 2008. - С. 50.

ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

© Свиридова А.Н.*

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск

Статья посвящена проблеме творческого саморазвития личности студента. Дается понятие процесса саморазвития и творческого саморазвития с точки зрения понимания автора. Представлены стадии творческого саморазвития. Рассмотрены условия творческого саморазвития студента в ВУЗе.

Ключевые слова саморазвитие, самореализация, творческое саморазвитие, стадии творческого саморазвития, условия творческого саморазвития.

Воспитание творческой личности всегда являлось одной из актуальных проблем педагогической науки. Сейчас современный социум выдвигает пе-

* Кафедра Психологии развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.