DOI: 10.31249/rsm/2024.02.05
В.А. Голиней, В. С. Джумашева
МЕКСИКА В СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ В ПРЕДДВЕРИИ ЗО-ЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ
Аннотация. В статье рассматриваются основные черты и этапы интеграционных процессов в Северной Америке и вовлечённости в них Мексики. Авторы приводят примеры неоднозначных для страны последствий участия Мексиканских Штатов в североамериканской зоне свободной торговли - NAFTA и переформатированном формате - USMCA.
За 30 лет происходящих в регионе интеграционных процессов Мексике удалось значительно нарастить взаимную торговлю с Канадой и США, увеличить потоки прямых иностранных инвестиций в страну, диверсифицировать номенклатуру экспорта, но в то же время попасть в значительную экономическую зависимость от США, стать окном для азиатских компаний на рынок северного соседа и превратиться в транзитную территорию для нелегальных мигрантов из соседних латиноамериканских стран. Распределение экономических выгод оказалось не однородным для всей страны, разделив её на богатый Север и бедный Юг и сказавшись на социально-экономической ситуации в регионах.
Как показала статистика визитов глав государств (из Мексики в США и наоборот), а также темы соглашений, заключённых между странами Северной Америки, важной сферой сотрудничества помимо экономики является миграционная политика. Именно это направление стало одной из ключевых болевых точек, которые США использовали против Мексики в процессе переговорного процесса по реформированию NAFTA. Она же, оставшись нерешённой, продолжает негативно влиять на интеграционные процессы не только в Северной Америке, но и во всём Западном полушарии. Поэтому представляется, что именно от решения вопроса нелегальной миграции во многом будет зависеть дальнейшее развитие интеграции в Северной Америке и место Мексики в этих процессах.
Ключевые слова: Мексика; США; NAFTA; USMCA; интеграция.
Голиней Владимир Андреевич - кандидат политических наук, старший научный сотрудник Института Латинской Америки Российской академии наук (ИЛА РАН); преподаватель экономического факультета Российского университета дружбы народов им. П. Лумумбы. Россия, Москва.
E-mail: natli2009@yandex.ru Scopus Author ID: 58030249600 Researcher ID: GYE-2156-2022
Джумашева Виктория Сергеевна - студентка 4 курса бакалавриата экономического факультета Российского университета дружбы народов им. П. Лумумбы. Россия, Москва. E-mail: victoria.djum@yandex.ru
Goliney V.A., Dzhumasheva V.S. Mexico in North American integration: new challenges ahead of the 30th anniversary
Abstract. The article examines the main features and stages of integration in North America and Mexico's involvement in them. The authors give examples of ambiguous consequences of the country's participation in NAFTA and the new USMCA framework.
The region has experienced long integration processes over the last 30 years, during which Mexico has managed to significantly increase mutual trade with Canada and the US, increase FDI flows into the country, and diversify the range of exports. At the same time, Mexico became significantly economically dependent on the US, became a «window» for Asian companies to the American markets, and turned into a transit territory for illegal migrants from neighboring Latin American states. The distribution of economic benefits was not uniform for the whole country, dividing it into the rich North and the poor South and affecting the socio-economic conditions.
As the statistics of the presidential visits (from Mexico to the US and vice versa), as well as the subjects of agreements signed between the countries of North America showed, an important area of cooperation in addition to the economy is migration policy. This direction became one of the key points that the US used against Mexico during the negotiation process on the reform of NAFTA. It remains unresolved and continues to negatively affect the integration processes not only in North America, but also throughout the Western hemisphere. Therefore, it seems that further development of integration in the region and Mexico's place in these processes will largely depend on solving the issue of illegal migration.
Keywords: Mexico; USA; NAFTA; USMCA; integration.
Goliney Vladimir Andreevich - Candidate of Sciences (Political), Senior Researcher, Institute of Latin American Studies Russian Academy of Science; Lecturer at the Faculty of Economics, Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia. Russia, Moscow. E-mail: natli2009@yandex.ru Scopus Author ID: 58030249600 Researcher ID: GYE-2156-2022
Dzhumasheva Victoria Sergeevna - 4th year undergraduate student
of the Faculty of Economics, Patrice Lumumba Peoples' Friendship
University of Russia. Russia, Moscow.
E-mail: victoria.djum@yandex.ru
Характерные черты интеграции в Северной Америке
Интеграционные процессы, происходившие во второй половине ХХ в. в Северной Америке, длительное время затрагивали лишь США и Канаду. Так, хозяйственное сближение между этими двумя странами было заложено «планом Эббота» 1947 г., «который предусматривал стимулирование инвестиций американских промышленных корпораций в предприятия ряда ведущих секторов экономики Канады» [Яковлев 2018, с. 72], затем последовало налаживание тесного сотрудничества в торговой и военно-промышленной сфере в 1956 г. (Соглашение о разделе оборонной продукции между Канадой и США, [DPSA]), а уже в 1965 г. страны смогли заключить соглашение по торговле в области автомобилестроения, с целью «создания более широкого рынка автомобильной продукции, в рамках которого можно было бы достичь всех преимуществ специализации и крупномасштабного производства» [Crane 2017].
Всё это послужило стимулом к активизации интеграционных процессов в других отраслях экономики и способствовало постепенному переплетению коммерческих интересов и связей между компаниями как в США, так и в Канаде, что создало базу для необходимого выхода на новый уровень отношений в 1980-е годы - создание полноценной зоны свободной торговли (ЗСТ). С 1986 по 1988 г. страны провели серию переговоров, увенчавшихся успешным заключением договора о ЗСТ, который вступил в силу 1 января 1989 г. (Canada-U.S. Free Trade Agreement [CUSFTA]) и который предусматривал упрощение механизмов торговли и взаимных инвестиций.
Желание стран проводить постепенную либерализацию торговли, снятие таможенных барьеров, ограничений для движения капитала происходило не на пустом месте. В основе интеграционных процессов этого времени лежали принципы Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), частью которого также была Мексика. США, видя в последней дешевую рабочую силу и более ёмкий, чем Канада, рынок, решили расширить действие CUSFTA, начав создание в 1990-х годах более широкой ЗСТ, которая бы охватила почти весь материк Северной Америки. Выбор в пользу формата интеграции по модели ЗСТ был сделан неспроста.
США не собирались создавать таможенный союз и тем более переходить к оформлению каких-либо наднациональных структур, которые бы оказывали влияние на принятие суверенных решений. За плечами у них уже были неудачные попытки создания таможенного союза с латиноамериканскими странами в русле политики панамериканизма: с 1890 по 1910 г. существовал 74
Международный союз американских республик, в рамках которого действовали Международное бюро американских республик и Комитет по таможенному регулированию [Bevans], которые так и не смогли сформировать таможенный союз. Учитывая отрицательный опыт прошлых лет, США не собирались наступать повторно на грабли в 1990-е годы и создавать какое-либо объединение, где требовалось бы принимать единый внешний тариф для членов, поэтому «таможенный союз не являлся реальной возможностью для североамериканской интеграции» [Kreinin 1981, p. 14]. Формат ЗСТ, напротив, полностью соответствовал чаяниям США по экономическому сотрудничеству, также как это соответствовало интересам Канады и Мексики, которая постепенно отошла от проводимой до середины 1980-х годов «протекционистской политики, ориентированной на импортозамещение» [Яковлев 2020, с. 150].
Пересечение интересов трёх держав позволило оформить к 1994 г. новую североамериканскую ЗСТ (North American Free Trade Agreement, NAFTA), которая на тот момент «оказала влияние на последующие соглашения, заключенные США и другими странами, особенно на многостороннем уровне, в свете ожидавшегося тогда Уругвайского раунда многосторонних переговоров по либерализации торговли» [USMCA 2023, p. 4] и встала в один ряд с другими интеграционными инициативами в мире, в частности ЦАИС (1991), МЕРКОСУР (1991), ЗСТ АСЕАН (1992), Европейским союзом (1993) и др.
В то же время NAFTA была куда более масштабным проектом, чем любое другое интеграционное объединение 1990-х годов ввиду того, что североамериканская ЗСТ была лишь частью задуманной ЗСТ обеих Америк (Free Trade Area of the Americas), в основе которой лежала «Компания для инициативы Америк», запущенная в США в 1990 г. Для реализации этого проекта с 1994 г. США организовали формат встреч глав государств Западного полушария - Саммит Америк, работа которого была направлена на оформление ЗСТ к 2005 г. Тем не менее из задуманного многостороннего формата США удалось воплотить в жизнь только NAFTA. Таким образом, Мексика из всего многообразия интеграционных процессов, происходивших в 1990-е годы, оказалась активно вовлеченной в североамериканскую интеграцию.
Мексика и NAFTA
В рамках NAFTA страны согласовали правила происхождения товаров, обязательства по торговле услугами и иностранным инвестициям, защиту прав интеллектуальной собственности, правила государственных закупок и разрешение споров, а также специальную программу, направленную на устранение тарифных барьеров и состоявшую из четырех уровней, для каждого из которых были прописаны отдельные перечни товаров категорий от «А» до «С+» [Chapter 3].
Предполагалось, что страны в соответствии со схемой, описанной в приложении к статье 302(2) договора NAFTA, в течение 15 лет ежегодно будут снимать тарифные ограничения, делая беспошлинными товары из перечня «А» одномоментно с 1.01.1994 г., перечня категории «В» с 1.01.1998 г., перечня категории «С» с 1.01.2003 г. перечня категории «C+» в оставшееся время. Таким образом, к 2008 г. тарифные ограничения между странами снимались окончательно.
В течение обозначенных этапов NAFTA оказала значительное влияние на Мексику. Сторонники процесса интеграции утверждали, что подобное соглашение с развитыми Канадой и США будет способствовать притоку иностранных инвестиций и технологий в страну, а также поможет справиться с ключевыми мексиканскими проблемами - бедностью, экономическим отставанием из-за «потерянного десятилетия» 1980-х годов и зависимостью от торговли энергоресурсами.
Противники интеграции говорили об огромной разнице экономического потенциала стран и указывали на то, что экономика США стремится поглотить мексиканскую экономику. Они также заостряли внимание на том, что иностранные партнеры не будут легко делиться своими инновациями и технологиями, а особую опасность видели в возможности крупных иностранных ТНК скупать общинные мексиканские земли, богатые природными ресурсами.
Участие страны в NAFTA является прямым отражением проводимой в Мексике политики неолиберализма. Она проявлялась в создании некоторого количества хорошо оплачиваемых рабочих мест; ускорении роста экономики и производительности труда; увеличении притока ПИИ; модернизации производственного комплекса и повышении его конкурентоспособности. Подобные меры привели к получению ряда положительных результатов (табл. 1 и 2).
Таблица 1
Характеристика стран - членов NAFTA (1994-2017)
Мексика Канада США
1994 2008 2017 1994 2008 2017 1994 2008 2017
Население (млн чел.) 88,3 110 123 29 33,2 36,5 263 304 325
ВВП ППС (трлн долл.) 0,81 1,65 2,46 0,66 1,34 1,77 7,29 14,8 19,5
ВВП на душу населения (тыс. долл.) 6 10,1 9,4 20 46,7 45,1 27,7 48,6 60
Импорт (млн долл.)* 56,4 161,1 204,7 103,5 234,4 253,2 182,2 557,1 621,8
Экспорт (млн долл.)* 52,7 240,8 338,7 136,5 359,2 325,4 165,1 412,4 526,4
Источник: World Bank [GDP PPP], World Bank[GDP per capita], [IMF]*.
Таблица 2
ПИИ в Мексику со стороны членов NAFTA в период 1994-2022 гг., в млрд долл.
Годы США Канада
i994-i998 28,57 2
i999-2GG3 6i,98 2,7G
2GG4-2GG8 63,89 8,5 i
2GG9-2Gi3 56,74 i2,G2
2Gi4-2Gi7 55,4G iG,8G
2Gi8-2G22 69,25 i5,i8
Всего 335,83 5i,2i2
Источник: Secretaría de Economía СоЫегпо de Mexico [Secretaría de Economía].
Так, за первое десятилетие объём ПИИ в экономику Мексики увеличился из США более чем в 2,5 раза. Причем в целом для NAFTA наблюдалась положительная динамика поступлений ПИИ в страны объединения, и согласно данным ЮНКТАД, в период 1993-2015 гг. «наибольшие потоки ПИИ в мировой экономике пришлись на ЕС и НАФТА» [Кукушкин 2018, с. 121]. Продукция мексиканского производства стала привлекательной не только для американских фирм, но и для азиатских компаний - японских и китайских. Хотя, нужно отметить, что для них мексиканский рынок выступал в качестве прохода на рынок США. За 15 лет участия в ЗСТ Мексика получила порядка 12,5 млн новых рабочих мест [Костюнина 2015, с. 235], увеличился ВВП страны. Кроме того, возрос объем денежных переводов из США от мексиканских мигрантов, став одной из основных статей дохода мексиканской экономики (табл. 3).
Таблица 3
Личные денежные переводы мигрантов в Мексику
Годы Полученные переводы (млрд долл.) Полученные переводы (% от ВВП)
i 994 4,12 G,8
2GG4 19,86 2,5
2Gi4 24,8 i,9
2G22 61,1 4,3
Источник: World Bank [Personal remittances].
Благодаря ПИИ в промышленность и инфраструктуру латиноамериканская страна уменьшила свою зависимость от экспорта энергоресурсов за счет развития других секторов экономики. Так, в 1985 г. энергетическое сырьё составляло 68,16% в экспорте страны [Banco de Mexico 1986], а в 2022 г. уже 6,8% [Banco de Mexico 2022].
Помимо положительного эффекта, вступление Мексики в NAFTA имело и ряд негативных факторов. В первую очередь, увеличилась зависимость мексиканского банковского сектора и её экономики от США, что ярко показал экономический кризис 1995 г., в процессе решения которого происходило ускоренное слияние банковских секторов этих стран. В дальнейшем «её внешнеэкономическая зависимость от рынка США и интеграция производственного процесса с экономикой северного соседа стали одной из основных причин падения макроэкономических показателей в период глобального финансово-экономического кризиса в 2008 г., когда экспорт Мексики в США сократился почти на 50 млрд долл.» [Школяр 2019, с. 39].
Также неоднозначной была ситуация в мексиканской промышленности. Вследствие наличия дешевой рабочей силы и отсутствия жестких экологических норм, в страну стал стекаться капитал из США. Таким образом, активно стали распространяться «макиладорас»1. Эти предприятия были сконцентрированы, главным образом, на севере Мексики и занимались сборкой готовой продукции из импортных частей. Далее эти товары беспошлинно перевозилась в США. В основном это касалось автомобильной промышленности, куда шла значительная часть инвестиций на строительство новых предприятий. Также сюда включалась продукция электроники и приборов для различных отраслей промышленности. В 1996-2006 гг. «"макиладорас" создавали около 25% продукции обрабатывающей промышленности (на 80% для вывоза за рубеж), "потребляли" около 35% национального импорта и давали 40-48% всего экспорта» [Давыдов 2009, с. 86].
Однако негативным фактом стало слияние мексиканской инфраструктуры северных штатов с американской, что привело к экономическому и технологическому разделению Мексики на две части: промышленный Север и отсталый Юг. Так, например, доля ПИИ за период 1994-2015 гг. в десяти северных и центральных штатах суммарно составила 83,7%, а на оставшиеся 21 штат -16,3% [INEGI]. Это повлекло за собой как социальные, так и политические проблемы.
Стоит отметить, что, в то же время, поток иностранного капитала в Мексику, не способствовал росту доходов мексиканских рабочих. Это является доказательством невыполнения одной из задач, которую ставила Мексика в рамках NAFTA, а именно повышение заработной платы и сокращение уровня безработицы. Ожидаемого успеха не произошло, так как рост мексиканского
1. «Макиладорас» - сборочные предприятия. Применительно к промышленному производству, начиная со второй половины ХХ в., этим термином стала обозначаться система субподряда, по которой субподрядчик выполняет частичную или полную работу по изготовлению товара из материала или отдельных элементов главного подрядчика.
дохода на душу населения был очень медленным и за период с 1993 по 2018 г. составлял всего 1,2% ежегодно, а средний рост мексиканской экономики - 1,3% [Chatzky, McBride, Sergie 2020].
В то же время торговля Мексики с США и Канадой обладала неоднозначной динамикой. Привычный тезис об экономической зависимости Мексики от рынка США является бесспорным, но эта зависимость была и до создания NAFTA. NAFTA лишь усилила эту зависимость. Например, в период 1994-2004 гг. на долю объединения приходилось порядка 80% мексиканского товарооборота.
100
50 40 30
го ю о
oaœoooaoammmcTiCTioooooFiiHrHFiiHriEN
-Африка Латинская Америка ■ США и Канада
Ближний Восток Европа Азия
Океания
Рис. 1. Доля регионов в экспорте Мексики в 1980-2022 гг.
Источник: Составлено авторами по данным: IMF [The Direction ].
i"i PJ "3- Щ i"i PJ Щ i"i PJ "3- Щ i"i f'-J "3- Щ i"i PJ
(в m oa (в (в a, 01 01 a, >5 z; о о зо^^н^н^^гчгч
aaaaaaaaaaRRRRRRRRRRRR
-Африка -США и Канада
Европа -Океания
-Л эти некая Аме р и ка -Ближний Восток -Азия
Рис. 2. Доля регионов в импорте Мексики в 1980-2022 гг.
Источник: Составлено авторами по данным: IMF [The Direction ].
Как видно из рисунков 1-2 доля экспорта и импорта США и Канады в Мексику всегда превосходила показатели других стран, и находилась до создания NAFTA в прямой корреляции с европейским направлением, а после создания ЗСТ коррелировала уже с азиатским направлением. Представляется, что подобная картина высокой зависимости от США вполне могла продолжаться и без участия Мексики в NAFTA. В то же время до создания этого интеграционного объединения сальдо торгового баланса в торговле с США почти всегда было отрицательным для Мексики, а после - всегда положительным.
В связи с этим существуют разные мнения, касаемо эффективности ЗСТ для стран-участниц. Так, Г.М. Костюнина утверждает, что соглашение стало причиной динамичного увеличения взаимной торговли и притоку ПИИ [Кос-тюнина 2015]. Мауро Гильэн считает, что «с момента создания NAFTA мы увидели, что производительность выросла практически во всех экспортно-ориентированных отраслях в Мексике, особенно в обрабатывающей промышленности, где она выросла более чем вдвое» [Guillen, Cohen 2014].
В свою очередь П.П. Яковлев обращает внимание на немалое количество проблем и сложностей, с которыми столкнулись страны. Несовпадение деловых интересов фирм каждого из государств в общей сложности с колебаниями конъюнктурного и долговременного характера привели ко многим острым спорам, в частности касающихся торговли отдельных видов продукции, трансграничных трудовых отношений, миграции и регулирования инвестиционной деятельности. В связи с этим стала очевидной необходимость пересмотра соглашения и его модернизации [Яковлев 2019]. Справедливости ради необходимо отметить, что вопрос о пересмотре соглашения со стороны США начал подниматься еще в 2008-2009 гг. Б. Обамой, но достиг своей кульминации при Д. Трампе путем переформатирования NAFTA в USMCA (United States-Mexico-Canada Agreement).
Мексика в USMCA:
новые «старые» вызовы
Переговорный процесс об изменении положений NAFTA стартовал в 2017 г., сопровождался поднятием пошлин на сталь и алюминий со стороны США, угрозами Д. Трампа на введение автомобильных пошлин и завершился в 2020 г. путем создания новой ЗСТ - USMCA. С одной стороны, USMCA воспринимается как обновлённое соглашение о североамериканской интеграции, которое учитывает в большинстве своём интересы американской стороны. С другой стороны, USMCA обладает рядом ключевых отличий от NAFTA, что позволяет считать новый договор некоторой «самостоятельной» единицей.
Отличительной особенностью USMCA от NAFTA является количество глав: бывшее соглашение о ЗСТ состояло из 22, в то время как в USMCA их число увеличилось до 34 глав, к которым добавилось несколько приложений и 16 дополнительных писем [USMCA 2020]. Также был отменён бессрочный характер соглашения и установлен 16-летний срок действия договора, причём каждые шесть лет страны обязаны проводить консультационные встречи о необходимости обновления соглашения и внесения корректировок.
Существенные изменения были достигнуты по вопросам финансовых услуг, автомобильной и текстильной промышленности, оплаты труда и рынка рабочей силы, сельского хозяйства и продовольственной продукции, интеллектуальной собственности и электронной торговли, валютных курсов, инвестиционной деятельности, упрощения таможенных процессов и процедуры разрешения торгово-инвестиционных споров. Были утверждены ключевые положения по тарифам и уделено внимание правилам происхождения товаров [U.S.-Mexico-Canada 2023].
В переговорном процессе вопросы по правилам происхождения товаров, трудовому законодательству и миграционному вопросу являлись наиболее щепетильными и использовались США в виде способов манипулирования Мексикой и давления на неё. При этом во время пересмотра существующих договоренностей США прибегали к одностороннему подходу, тем самым снижая значимость мнения своих партнёров и продавливая интересы американского капитала.
Особое внимание привлекали заявления президента США, которые касаются миграционного вопроса, безопасности, строительства стены на южной границе США с Мексикой, изменения трудового законодательства Мексики, введения таможенных тарифов на мексиканскую продукцию [Кравцов 2022]. Так, например, в мае 2019 г. с целью усиления давления на мексиканский Конгресс по поводу ускорения ратификации USMCA, американский президент заявил о введении с 10 июня 2019 г. 5%-ного тарифа на импорт мексиканской продукции и постепенное его увеличение до тех пор, пока латиноамериканская страна не предпримет меры по борьбе с миграционным кризисом и не устранит его [US announces 2019].
При этом стоит отметить, что, несмотря на односторонние действия США, Мексика оказалась более сговорчивой, чем Канада, и также проявила заинтересованность в пересмотре NAFTA. В ходе переговоров мексиканское правительство подтверждало свою приверженность в улучшении положения соглашения и его пунктов, созданию взаимовыгодных для стран условий. Кроме того, пересмотр соглашения был интересен и важен для Мексики с точки зрения избирательной кампании.
Действующая на тот момент администрация Энрике Пеньи Ньето (2012— 2018) стремилась извлечь выгоду из переговорного процесса. Так, например,
укрепляя позицию Мексики в переговорах, президент страны не соглашался на повторное введение тарифов, квот и других ограничительных для мексиканского экспорта в США механизмов. Кроме того, бывшее правительство, в ситуации роста популярности кандидата оппозиционной партии MORENA (Движение национального возрождения) Андреса Мануэля Лопеса Обрадора (АМЛО), стремилось осуществить завершение переговоров и ратификацию соглашения как можно скорее. Однако опасения Ньето и его команды не оправдались: договор USMCA, подписанный в последний день его президентства, был ратифицирован в июне 2019 г. уже президентом АМЛО.
Первые результаты от заключённого нового соглашения были омрачены начавшейся пандемией COVID-19, что послужило причиной снижения показателя ВВП Мексики и незначительному уменьшению её торгового оборота с Канадой и США. Однако по мере смягчения общемировых ограничений вследствие пандемии мексиканская экономика показала рост, её инвестиционное и торговое сотрудничество в рамках USMCA получило новый импульс, достигнув в 2022 г. рекордных показателей в абсолютных цифрах (табл. 4).
Таблица 4
Торговые показатели Мексики со странами ивМОД и ПИИ из США и Канады за период 2019-2022 гг., в млрд долл.
Годы | Экспорт | Импорт | Итого | Сальдо | ПИИ*
США
2019 370,8 218,1 588,8 152,7 12,9
2020 338,7 177,8 516,5 160,9 10,2
2021 399 234,2 633,3 164,8 10,7
2022 472,6 280,9 753,5 191,7 20,4
Канада
2019 14,3 10,4 24,8 3,9 2,22
2020 11,1 8,8 20 2,3 3,92
2021 13,1 11,9 25 1,2 2,05
2022 15,6 14 29,6 1,6 3,15
Составлено авторами по данным: IMF [The Direction], Secretaría de Economía СоЫегпо de Mexico [Economía].
В то же время можно заметить, что продвигаемый Вашингтоном «новый зеленый курс», увеличение потоков синтетических наркотиков (фентонила) в США через Мексику и нерешенные вопросы миграции до сих пор негативно сказываются на интеграционных процессах в И8МСА и отрицательно влияют на отношения между странами-участницами. Особенно остро стоит вопрос с нелегальными мигрантами, занимая центральное место в повестке дня на протяжении более чем 30 лет, о чём косвенно свидетельствуют двусторонние договоры, заключённые между странами (табл. 5).
Таблица 5
Двусторонние договоры Мексики с США и Канадой, заключенные в период 1989-2023 г., сферы и количество
Сферы Содержание сотрудничества США Канада
Национальные границы Вопросы сухопутной границы и пограничных вод; воздушный и наземный транспорт; миграция и беженцы. 27 6
Телекоммуникации Спутниковые услуги; использование телекоммуникационных услуг. 19 4
Гуманитарное сотрудничество Окружающая среда; научно-техническое сотрудничество; культурный обмен; образование; здравоохранение; туризм. 17 4
Особые сферы сотрудничества Ядерная энергетика; правоохранительные органы; гражданские дела, чрезвычайные ситуации и оборона; дипломатические и консульские отношения. 15 4
Экономическое сотрудничество Торговля и инвестиции; налогообложение; финансы; сельское хозяйство. 13 6
Итого 91 24
Источник: составлено авторами по данным: TIAS [TIAS] и CTLD [CTLD].
Незаконное пересечение южной границы США стало головной болью не только для последних, но и для самой Мексики, так как за прошедшие несколько лет доля нелегальных мигрантов в США увеличивается не столько за счет мексиканцев, сколько за счет так называемых «караванов мигрантов» из Латинской Америки (преимущественно Центральной), стремящихся попасть в США и использующих Мексику как транзитную территорию. Канада в этом вопросе часто оставалась в стороне от этих потоков.
В период 2017-2020 гг. Вашингтон пресекал различными методами переход южной границы, затем с 2020 по 2023 г. существовали ограничения из-за пандемии коронавируса (ст. 42 Кодекса США), вследствие чего в Центральной Америке и Мексике скопилось значительное количество мигрантов, которые единым потоком в 80 000 человек направились к Рио-Гранде в мае 2023 г. [Melugin, Wehner 2023]. За последние пять лет Мексика показала, что не обладает свободными средствами для того, чтобы «интегрировать» подобные масштабы мигрантов в свое общество, что привело к повышению показателей преступности и насилия в стране. В связи с этим она старается призвать США также взять на себя часть ответственности для решения миграционных вопросов.
Так, по итогам Саммита Америк, состоявшегося летом 2022 г., странами Западного полушария была принята Лос-Анджелесская декларация, по которой государства признавали общий подход к сокращению и управлению нелегальной миграцией [Declaración 2022], а конкретно Мексика и США подтвердили обязательство создать двустороннюю рабочую группу по трудовой
миграции и защите работников. Позже Мексика начала выдавать рабочие визы для мигрантов из Центральной Америки, что облегчило их путь в США. Осенью 2023 г. АМЛО организовал саммит латиноамериканских стран по решению миграционного кризиса, на котором присутствовали делегаты из 11 стран.
С одной стороны, можно говорить о новой роли Мексики как своеобразного субрегионального лидера. С другой стороны, подобные действия несколько напоминают события 1980-х годов, когда для решения кризиса в Центральной Америке Мексика и ряд других стран создали Контадорскую группу, а затем и Группу Рио, которые дали в 2000-е годы импульс для интеграционных процессов в регионе и легли в основу Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (Comunidad de Estados Latinoamericanos y Caribeños, CELAC). Представляется, что новые инициативы Мексики по решению миграционного кризиса при активном участии США могут схожим образом оживить интеграцию в Северной Америке.
Подводя итог, можно сказать, что участие Мексики в североамериканских интеграционных процессах наполнено как положительными, так и негативными сюжетами, однако необходимое тесное сотрудничество с США неизбежно. Как говорил знаковый президент Мексиканских Штатов - Порфирио Диас - «Бедная Мексика! Ты так далеко от Бога и так близко к США».
Библиография
Давыдов В.М., Бобровников А.В. Роль восходящих гигантов в мировой экономике и политике (шансы Бразилии и Мексики в глобальном измерении). М.: ИЛА РАН, 2009. 234 с.
Костюнина Г.М. Североамериканская интеграция: 20 лет спустя // Вестник МГИМО-Университета. 2015. № 2. С. 231-241.
Кравцов Д. Мексика: от NAFTA до T-MEC (USMCA) // РСМД. 2022. 15 нояб. URL: https:// russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/meksika-ot-nafta-do-t-mec-usmca/ (дата обращения: 17.11.2023).
Кукушкин Д.С., Жихарева А.К. Опыт регулирования потока прямых иностранных инвестиций в мировых интеграционных группировках // Россия и современный мир. 2018. № 2. C. 119-128.
Школяр Н.А., Пивикова Е.К. Стратегия выхода на рынок Мексики. М.: Издательство «Весь Мир». 2019. 192 c.
Яковлев П.П. Латиноамериканские модели участия в глобализации: региональные черты и страновые особенности // Россия и современный мир. 2020. № 2. С. 135-157.
Яковлев П.П. НАФТА 2.0: торговый эквивалент геополитических трансформаций // Перспективы. Электронный журнал. 2018. № 3 (15). С. 71-85. URL: https://www.perspektivy.info/ oykumena/amerika/nafta_2_0_torgovyj_ekvivalent_geopoliticheskih_transformacij_2018-10-04.htm (дата обращения: 20.10.2023).
Яковлев П.П. От НАФТА к ЮСМКА: реформа североамериканской интеграции // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 1. С. 75-87.
Agreement between the United States of America, the United Mexican States, and Canada. 7/1/20 Text // Office of the United States Trade Representative. URL: https://ustr.gov/trade-84
agreements/free-trade-agreements/united-states-mexico-canada-agreement/agreement-between (дата обращения: 14.11.2023).
Banco de Mexico. Comercio Exterior, Reporte Analítico. Enero-Diciembre. 2022. 9 р.
Banco de Mexico. Informe Anuale 1985. México D.C. 1986. 179 p.
Bevans C.I. United States Treaty Series (1795-1945), Multilateral treaties Volumes 1 (17761917) and 2 (1918-1930) // Library of Congress. URL: https://www.loc.gov/collections/united-states-treaties-and-other-international-agreements/about-this-collection/ (дата обращения: 5.09.2023).
Chapter 3: National Treatment and Market Access for Goods, Annex 302.2: Tariff Elimination // NAFTA. URL: http://www.sice.oas.org/trade/nafta/chap-033.asp#An302.2 (дата обращения: 12.10.2023).
Chatzky A., McBride J., Sergie M. NAFTA and the USMCA: Weighing the Impact of North American Trade // Council on Foreign Relations. 2020. 01 Jul. URL: https://www.cfr.org/ backgrounder/naftas-economic-impact (дата обращения: 20.10.2023).
Crane D. Canada-US Auto Pact // The Canadian Encyclopedia. 12 Jun. 2017. URL: https:// www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/canada-us-automotive-products-agreement (дата обращения: 2.09.2023).
CTLD: Canada Treaty Law Division // Government of Canada. URL: https://treaty-accord.gc.ca/ section.aspx?lang=eng (дата обращения: 17.11.2023).
CUSFTA: Canada-United States Free Trade Agreement // Government of Canada. URL: https:// www.international.gc.ca/trade-commerce/assets/pdfs/agreements-accords/cusfta-e.pdf (дата обращения: 03.09.2023).
Declaración sobre Migración y Protección de Los Ángeles // La Casa Blanca. 2022. 10 Jun. URL: https://www.whitehouse.gov/es/prensa/declaraciones-comunicados/2022/06/10/declaracion-sobre-migracion-y-proteccion-de-los-angeles/ (дата обращения: 23.11.2023).
DPSA: Defence Production Sharing Agreement between Canada and the United States of America // ССС. URL: https://www.ccc.ca/wp-content/uploads/2019/05/defence-production-sharing-agreement-en.pdf (дата обращения: 2.09.2023).
Economía. Secretaría de Economía Cobierno de Mexico // Cobierno de Mexico. URL: https:// www.gob.mx/se/ (дата обращения: 09.10.2023).
GDP per capita, PPP (current international $) - Canada, Mexico, United States // World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.PP.CD?view=chart&locations=CA-MX-US (дата обращения: 16.10.2023).
GDP, PPP (current international $) - Canada, Mexico, United States // World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.PP.CD?locations=MX-CA-US (дата обращения: 16.10.2023).
Guillén M., Cohen M. NAFTA, 20 Years Later: Do the Benefits Outweigh the Costs? // Knowledge at wharton. 2014. 19 Feb. URL: https://knowledge.wharton.upenn.edu/article/nafta-20-years-later-benefits-outweigh-costs/ (дата обращения: 17.10.2023).
Instituto Nacional de Estadística y Geografía // INEGI. URL: https://www.inegi.org.mx/ (дата обращения: 22.10.2023).
Kreinin M.E. North American Economic Integration // Law and Contemporary Problems. 1981. № 44. P. 7-31.
Melugin B., Wehner G. Texas rep says Guatemalan president told him 80,000 migrants headed to border with Title 42 set to expire. Fox News. May 9, 2023. URL: https://www.foxnews.com/ politics/texas-rep-guatemalan-president-told-him-80000-migrants-headed-border-title-42-set-expire (дата обращения: 10.11.2023).
Personal remittances, received (current international $) - Mexico // World Bank. URL: https:// data.worldbank.org/indicator/BX.TRF.PWKR.CD.DT?locations=MX (дата обращения: 17.10.2023).
Readout of President Joe Biden's Meeting with President Andrés Manuel López Obrador of Mexico // The White House. 2023. 17 Nov. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/11/17/readout-of-president-joe-bidens-meeting-with-president-andres-manuel-lopez-obrador-of-mexico/ (дата обращения: 18.11.2023).
The Direction of Trade Statistics (DOTS)// IMF: International Monetary Fund, Data. URL: https://data.imf.org/?sk=9d6028d4-f14a-464c-a2f2-59b2cd424b85 (дата обращения: 06.10.2023).
The Summit of the Americas: Half Full or Half Empty? // Global Americans. URL: https:// theglobalamericans.org/reports/the-summit-of-the-americas/ (дата обращения: 16.09.2023).
TIAS. Treaties and Other International Acts Series // U.S. Department of State. URL: https:// www.state.gov/tias/ (дата обращения: 16.11.2023).
U.S.-Mexico-Canada Trade Agreement. Report IF10997 // Congressional Research Service. 2023. 5 Sep. URL: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/IF/IF10997 (дата обращения: 16.11.2023).
US announces new import tariffs on Mexico, delays tariff increase on certain China goods and formalizes removal of India from GSP // Ernst & Young Tax News Update. 2019. 3 Jun. URL: https:// taxnews.ey.com/news/2019-1028-us-announces-new-import-tariffs-on-mexico-delays-tariff-increase-on-certain-china-goods-and-formalizes-removal-of-india-from-gsp (дата обращения: 10.11.2023).
USMCA: The United States-Mexico-Canada Agreement. Report R44981, Congressional Research Service. Updated September 29, 2023. 48 р. // Congressional Research Sevice. URL: https:// crsreports.congress.gov/product/pdf/R/R44981 (дата обращения: 16.10.2023).
References
Agreement between the United States of America, the United Mexican States, and Canada. 7/1/20 Text. Office of the United States Trade Representative. URL: https://ustr.gov/trade-agreements/free-trade-agreements/united-states-mexico-canada-agreement/agreement-between (date of access: 14.11.2023).
Banco de Mexico. Comercio Exterior, Reporte Analitico. Enero-Diciembre. 2022. 9 р.
Banco de Mexico. Informe Anuale 1985. México D.C. 1986. 179 p.
Bevans C.I. United States Treaty Series (1795-1945), Multilateral treaties Volumes 1 (17761917) and 2 (1918-1930). Library of Congress. URL: https://www.loc.gov/collections/united-states-treaties-and-other-international-agreements/about-this-collection/ (date of access: 5.09.2023).
Chapter 3: National Treatment and Market Access for Goods, Annex 302.2: Tariff Elimination. NAFTA. URL: http://www.sice. oas.org/trade/nafta/chap-033.asp#An302.2 (date of access: 12.10.2023).
Chatzky A., McBride J., Sergie M. NAFTA and the USMCA: Weighing the Impact of North American Trade. Council on Foreign Relations. 2020. 01 Jul. URL: https://www.cfr.org/ backgrounder/naftas-economic-impact (date of access: 20.10.2023).
Crane D. Canada-US Auto Pact. The Canadian Encyclopedia. 12 Jun. 2017. URL: https:// www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/canada-us-automotive-products-agreement (date of access: 2.09.2023).
CTLD: Canada Treaty Law Division. Government of Canada. URL: https://treaty-accord.gc.ca/ section.aspx?lang=eng (date of access: 17.11.2023).
CUSFTA: Canada-United States Free Trade Agreement. Government of Canada. URL: https:// www.international.gc.ca/trade-commerce/assets/pdfs/agreements-accords/cusfta-e.pdf (date of access: 03.09.2023).
Davy'dov V.M., Bobrovnikov A.V. Rol' vosxodyashhix gigantov v mirovoj e'konomike i politike (shansy' Brazilii i Meksiki v global'nom izmerenii) [The role of rising giants in the world
economy and politics (the chances of Brazil and Mexico in the global dimension)]. M.: ILA RAN, 2009. 234 p. (In Russ.)
Declaración sobre Migración y Protección de Los Ángeles. La Casa Blanca. 2022. 10 Jun. URL: https://www.whitehouse.gov/es/prensa/declaraciones-comunicados/2022/06/10/declaracion-sobre-migracion-y-proteccion-de-los-angeles/ (date of access: 23.11.2023).
DPSA: Defence Production Sharing Agreement between Canada and the United States of America. CCC. URL: https://www.ccc.ca/wp-content/uploads/2019/05/defence-production-sharing-agreement-en. pdf (date of access: 2.09.2023).
Economía. Secretaría de Economía. Cobierno de Mexico. URL: https://www.gob.mx/se/ (date of access: 09.10.2023).
GDP per capita, PPP (current international $) - Canada, Mexico, United States. World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.PP.CD?view=chart&locations=CA-MX-US (date of access: 16.10.2023).
GDP, PPP (current international $) - Canada, Mexico, United States // World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.PP.CD?locations=MX-CA-US (date of access: 16.10.2023).
Guillén M., Cohen M. NAFTA, 20 Years Later: Do the Benefits Outweigh the Costs? Knowledge at wharton. 2014. 19 Feb. URL: https://knowledge.wharton.upenn.edu/article/nafta-20-years-later-benefits-outweigh-costs/ (date of access: 17.10.2023).
Instituto Nacional de Estadística y Geografía. INEGI. URL: https://www.inegi.org.mx/ (date of access: 22.10.2023).
Kostyunina G.M. Severoamerikanskaya integraciya: 20 let spustya [North American integration: 20 years later]. Vestnik MGIMO-Universiteta [Bulletin of MGIMO University]. 2015. N 2. P. 231241. (In Russ.)
Kravczov D. Meksika: ot NAFTA do T-MEC (USMCA) [Mexico: from NAFTA to T-MEC (USMCA)]. RSMD. 2022. 15 Noyab. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ analytics/meksika-ot-nafta-do-t-mec-usmca/ (date of access: 17.11.2023). (In Russ.)
Kreinin M.E. North American Economic Integration // Law and Contemporary Problems. 1981. N 44. P. 7-31.
Kukushkin D.S., Zhixareva A.K. Opy't regulirovaniya potoka pryamy'x inostranny'x investicij v mirovy'x integracionny'x gruppirovkax [Zhikhareva A.K. Experience in regulating the flow of foreign direct investment in global integration groups] // Rossiya i sovremenny'j mir [Russia and the modern world]. 2018. N 2. P. 119-128. (In Russ.)
Melugin B., Wehner G. Texas rep says Guatemalan president told him 80,000 migrants headed to border with Title 42 set to expire. Fox News. May 9, 2023. URL: https://www.foxnews.com/ politics/texas-rep-guatemalan-president-told-him-80000-migrants-headed-border-title-42-set-expire (date of access: 10.11.2023).
Personal remittances, received (current international $) - Mexico. World Bank. URL: https:// data.worldbank.org/indicator/BX.TRF.PWKR.CD.DT?locations=MX (date of access: 17.10.2023).
Readout of President Joe Biden's Meeting with President Andrés Manuel López Obrador of Mexico. The White House. 2023. 17 Nov. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/11/17/readout-of-president-joe-bidens-meeting-with-president-andres-manuel-lopez-obrador-of-mexico/ (date of access: 18.11.2023).
Shkolyar N.A., Pivikova E.K. Strategiya vy'xoda na ry'nok Meksiki [Strategy for entering the Mexican market]. M.: Izdatel'stvo «Ves' Mir». 2019. 192 p. (In Russ.)
The Direction of Trade Statistics (DOTS). IMF: International Monetary Fund, Data. URL: https://data.imf.org/?sk=9d6028d4-f14a-464c-a2f2-59b2cd424b85 (date of access: 06.10.2023).
The Summit of the Americas: Half Full or Half Empty? Global Americans. URL: https:// theglobalamericans.org/reports/the-summit-of-the-americas/ (date of access: 16.09.2023).
TIAS. Treaties and Other International Acts Series. U.S. Department of State. URL: https:// www.state.gov/tias/ (date of access: 16.11.2023).
U.S.-Mexico-Canada Trade Agreement. Report IF10997. Congressional Research Service. 2023. 5 Sep. URL: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/IF/IF10997 (date of access: 16.11.2023).
US announces new import tariffs on Mexico, delays tariff increase on certain China goods and formalizes removal of India from GSP. Ernst & Young Tax News Update. 2019. 3 Jun. URL: https:// taxnews.ey.com/news/2019-1028-us-announces-new-import-tariffs-on-mexico-delays-tariff-increase-on-certain-china-goods-and-formalizes-removal-of-india-from-gsp (date of access: 10.11.2023).
USMCA: The United States-Mexico-Canada Agreement. Report R44981, Congressional Research Service. Updated September 29, 2023. 48 р. Congressional Research Sevice. URL: https:// crsreports.congress.gov/product/pdf/R/R44981 (date of access: 16.10.2023).
Yakovlev P.P. Latinoamerikanskie modeli uchastiya v globalizacii: regional'ny'e cherty' i stranovy'e osobennosti [Latin American models of participation in globalization: regional features and country characteristics]. Rossiya i sovremenny'j mir [Russia and the modern world]. 2020. N 2. P. 135-157. (In Russ.)
Yakovlev P.P. NAFTA 2.0: torgovy'j e'kvivalent geopoliticheskix transformacij [NAFTA 2.0: the trade equivalent of geopolitical transformations]. Perspektivy'. E'lektronny'j zhurnal [Perspectives. Electronic journal]. 2018. N 3 (15). P. 71-85. URL: https://www.perspektivy.info/oykumena/ amerika/nafta_2_0_torgovyj_ekvivalent_geopoliticheskih_transformacij_2018-10-04.htm (date of access: 20.10.2023). (In Russ.)
Yakovlev P.P. Ot NAFTA k YuSMKA: reforma severoamerikanskoj integracii [From NAFTA to USMCA: reform of North American integration]. Rossijskij vneshnee'konomicheskij vestnik [Russian Foreign Economic Bulletin]. 2019. N 1. P. 75-87. (In Russ.)