От редакции:
Выступая с Посланием Федеральному собранию 1 марта 2018 года Президент России В. Путин поставил задачу сделать прорыв в лечении онкологических заболеваний. Это комплексная многогранная задача, на решение которой должна быть ориентирована и система обязательного медицинского страхования, включая ее новый элемент - институт страховых представителей. В предлагаемой статье рассматриваются механизмы взаимодействия участников обязательного медицинского страхования для совершенствования системы оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями.
Шеф-редактор Куракова Н.Г.
А.А. Модестов,
к.м.н., доцент, главный врач КГБУЗ «Красноярского краевого клинического онкологического диспансера им. А.И. Крыжановского», г. Красноярск, Россия, priem@onkolog24.ru Е.В. Слепов,
к.б.н., заведующий отделом прогностических и молекулярных методов КГБУЗ «Красноярского краевого клинического онкологического диспансера им. А.И. Крыжановского»,
г. Красноярск, Россия, slepov99@mail.ru А.С. Ямщиков,
д.э.н., профессор, первый заместитель генерального директора АО МСО «Надежда», г. Красноярск, Россия, yamshikov_as@msonad.ru
МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ С ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
УДК 614.2
Модестов А.А., Слепов Е.В., Ямщиков А.С. Механизмы взаимодействия участников обязательного медицинского страхования для совершенствования системы оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями (КГБУЗ «Красноярский краевой клинический онкологический диспансер им. А.И. Крыжановского», г. Красноярск, Россия)
Аннотация. В статье описаны сложности, возникающие при взаимодействии всех участников обязательного медицинского страхования при оказании специализированной медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями. На примере территории Красноярского края предложены алгоритмы взаимодействия онкологического диспансера, медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, страховых медицинских организаций и Территориального фонда обязательного медицинского страхования. Разработаны регламенты взаимодействия участников обязательного медицинского страхования по информационному сопровождению застрахованных лиц с впервые выявленными онкологическими заболеваниями и при проведении онкоскрининга.
Ключевые слова: злокачественные новообразования, участники обязательного медицинского страхования, специализированная медицинская помощь, страховые поверенные, онкоскрининг
© А.А. Модестов, Е.В. Слепов, А.С. Ямщиков, 2018 г.
Менеджер
k 13 -
Введение. Заболеваемость злокачественными новообразованиями (ЗНО) в мире неуклонно растет, и к 2020 году прогнозируется рост числа заболевших до 20 млн. человек [1, 2]. Подавляющее большинство случаев злокачественных новообразований регистрируется еще в трудоспособном возрасте: 55-60 лет.
В настоящее время ЗНО являются второй по значимости причиной смертности населения в Российской Федерации после заболеваний сердечно-сосудистой системы [3]. Заболеваемость и смертность вследствие онкологических заболеваний имеют не только медицинское, но и огромное социально-экономическое значение. Отмечается высокий уровень инва-лидизации от онкологических заболеваний: ежегодно в России около 200 тыс. человек впервые признаются инвалидами вследствие ЗНО (17,6% от общего числа инвалидов), около 40% из них - в трудоспособном возрасте.
В абсолютных числах в 2015 г. в Российской Федерации впервые в жизни выявлено 589 341 случаев ЗНО [4, 5]. Прирост данного значения с 2011 г. составил 12,8%, прирост «грубого» показателя заболеваемости -10,1%. Высокая заболеваемость отмечается в ряде субъектов РФ, в том числе и в Красноярском крае [4, 6]. Так, в 2015 г. среди 12 территорий Сибирского федерального округа Красноярский край по показателям заболеваемости ЗНО находился на шестом месте - 431,6 на 100 000 населения (Алтайский край - 508,5; Омская область - 459,8; Новосибирская область - 448,6; Иркутская область - 447,6; Томская область - 433,8) [7].
В 2016 году в Красноярском крае выявление ЗНО на ранних стадиях (1-11 стадия) составляет 51,7%. Данный показатель существенно вырос за последние пять лет - на 22,8% (2012 год - 42,1%) но, тем не менее остается ниже, чем в ряде регионов РФ и России в целом (РФ в 2015 году - 53,7%). Выявление на поздних стадиях (IV стадия) составляет 18,4% от всех выявленных злокачественных новообразований (2012 год - 21,2%) [6].
Все это свидетельствует о необходимости улучшения организации первичной диагностики и профилактических мероприятий (включая выявление факторов риска развития заболеваний) [8, 9].
Целью работы стала разработка алгоритмов взаимодействия всех участников обязательного медицинского страхования, направленных на совершенствование системы оказания специализированной медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями.
Методы. Наблюдение осуществлялось за пациентами, обращавшимися в медицинские организации Красноярского края с 2011 по 2016 годы.
Участниками взаимодействия при сопровождении застрахованных лиц с впервые выявленными онкологическими заболеваниями являлись: КГБУЗ «Красноярский краевой клинический онкологический диспансер им. А.И. Крыжановского» (КККОД); медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь в сфере обязательного медицинского страхования на территории Красноярского края (МО); страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность на территории Красноярского края (СМО); Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Красноярского края (ТФОМС).
Для конкретизации обязанностей участников обязательного медицинского страхования по информационному сопровождению граждан с впервые выявленными онкологическими заболеваниями, при проведении онкоскринин-га и выявлении по результатам онкосринин-га подозрения на онкозаболевание, а также в целях обеспечения прав и законных интересов указанных застрахованных граждан участники взаимодействия при сопровождении застрахованных лиц руководствовались Регламентом взаимодействия участников обязательного медицинского страхования по информационному сопровождению застрахованных при проведении онкоскрининга и Регламентом
взаимодействия участников обязательного медицинского страхования при информационном сопровождении застрахованных лиц с впервые выявленными онкологическими заболеваниями.
Информационный обмен между участниками взаимодействия при сопровождении застрахованных лиц с впервые выявленными онкологическими заболеваниями осуществлялся на основе данных счетов-реестров, предоставляемых МО и КККОД, данных информационного ресурса по направлению пациентов в консультативную поликлинику КККОД, сапсег-регистра, формируемого и поддерживаемого КККОД, содержащего персонифицированные сведения о застрахованных лицах с онкологическими заболеваниями.
Регистрация и учет поступивших обращений граждан осуществлялся в порядке, предусмотренном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования № 88 от 11.05.2016 г. «Об утверждении Регламента взаимодействия участников обязательного медицинского страхования при информационном сопровождении застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи», приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 24.12.2015 № 271 «О создании Контакт-центров в сфере обязательного медицинского страхования», Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [10, 11, 12, 13, 14].
Результаты и обсуждение. В Красноярском крае специализированная онкологическая медицинская помощь оказывается по трехуровневой системе.
К первому уровню относятся учреждения первичной медико-санитарной сети - фельдшерско-акушерские пункты, врачебные
амбулатории, общие врачебные практики, участковые больницы, ЦРБ. Среди задач этих организаций - профилактика ЗНО и формирование групп риска предраковых заболеваний, проведение онкоскрининга наружных локализаций для лиц старше 50 лет, диспансерное наблюдение групп риска и онкологических больных, первичное выявление ЗНО, своевременное направление пациентов в ЦРБ (до 3 рабочих дней), паллиативная помощь (в т.ч. обезболивающая терапия) пациентам с выявленным онкологическим заболеванием.
Межрайонные центры, относящиеся ко второму уровню оказания онкологической помощи, осуществляют выполнение отдельных технологий диагностики и лечения ЗНО, а также направляют пациентов в КККОД на дообследование и оказание специализированной помощи. Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами первичного онкологического кабинета или онкологических отделений непрофильных МО в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1273.
Оказание специализированной медицинской помощи пациентам с ЗНО осуществляется в организации 3-го уровня - КККОД. Кроме того, задачами КККОД являются уточнение диагноза (в срок до 10 рабочих дней), методическое сопровождение, формирование и ведение канцер-регистра, контроль за соблюдением стандартов лечения и проведения скрининговых мероприятий в медицинских организациях других уровней. Также КККОД, наряду с федеральными специализированными центрами, оказывает пациентам высокотехнологичную медицинскую помощь.
Одним из инструментов, позволяющих сделать эту работу более эффективной, является создаваемый в российском здравоохранении институт страховых поверенных. В данном направлении работа организаций, относящихся к первому и второму уровням оказания специализированной онкологической медицинской помощи, может контролироваться страховыми поверенными 2-го уровня.
Менеджер
к 15 -
У медицинских организаций и у страховых организаций миссия одна - обеспечение оказания пациенту своевременной и качественной медицинской помощи. Безусловно, перекладывать достижение этой цели только на плечи медицинских организаций несправедливо и неверно. Важную роль здесь могут и должны играть страховые компании.
В рамках выполнения этой миссии в Красноярском крае был создан институт страховых поверенных (СП), который призван сопровождать застрахованных в достаточно сложной, но такой необходимой области здравоохранения, оказывать содействие медицинским организациям, развивать у пациентов приверженность к лечению и здоровому образу жизни.
Институт СП представляет собой многоуровневую систему, в рамках которой каждый специалист выполняет четко определенные функции по защите и информационному сопровождению застрахованных.
1-й уровень - специалисты Контакт-центра СМО, которые принимают обращения в круглосуточном режиме, консультируют граждан по вопросам ОМС, а в случае необходимости, если ситуация не является типичной и требует своего индивидуального разрешения -передают обращение застрахованного для дальнейшего сопровождения уже СП 2 уровня. За 2016 год СП 1-го уровня в рамках Контакт-центра предоставили больше 26 тыс. консультаций застрахованным по вопросам здравоохранения, рассмотрели около 400 жалоб, по которым было проведено более 1800 медицинских экспертиз. Представители СМО приняли участие в 9 судебных медицинских делах. По 7 делам уже вынесено решение и в пользу пациентов взыскано более 4 млн. рублей компенсации вреда здоровью.
Поверенные 2 уровня выполняют роль организаторов и обеспечивают информационное сопровождение пациентов при получении ими медицинской помощи на всех его этапах. Именно СП 2 уровня помогают нам с вами ориентироваться в сфере
здравоохранения и сопровождают по трем основным направлениям:
- информационное сопровождение застрахованных в системе ОМС: от консультирования и просветительской работы до рассмотрения жалоб застрахованных;
- сопровождение диспансеризации застрахованных. Именно СП должны напомнить гражданину о необходимости прохождения диспансеризации, при необходимости разъяснить порядок ее проведения и промонито-рировать - прошли ли застрахованные диспансеризацию;
- сопровождение госпитализации. СП обеспечивают своевременную госпитализацию пациента, если она ему показана, согласовывают сроки переноса госпитализации, если она не состоялась. Проводят проверку, если застрахованный своевременно не попал на стационарное лечение.
А с 2017 года начнется обучение СП 3 уровня, которые будут выполнять функции врачей-экспертов и оценивать медицинскую помощь, предоставляемую своим застрахованным гражданам.
Для совершенствования системы оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями, а также, в рамках реализации поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец в III квартале 2016 г. была проведена контрольно-экспертная работа, направленная на выявление нарушений в оказании медицинской помощи пациентам со злокачественными новообразованиями, сопровождающимися выраженным болевым синдромом с проведением анализа нарушений.
Так, были выявлены системные нарушения качества оказания медицинской помощи пациентам с ЗНО, в том числе с болевым синдромом: несоблюдение методических рекомендаций «Алгоритм оказания лекарственной терапии при хроническом болевом синдроме (ХБС) пациентам, страдающим ЗНО», в том числе неадекватная коррекция обезболивающей терапии; в дневниках отсутствуют
указания на наличие боли, описания характера боли и ее связи с приемом препаратов, болевой синдром не выносится в диагноз даже при выписке обезболивающих препаратов, что снижает доказательную роль первичной медицинской документации в оценке качества медицинской помощи; шкала боли (ВАШ/ ШВО) присутствует в единичных медицинских организациях, но даже в тех МО, где она внедрена - наличие однократного оформления оценки шкалы боли в некоторых случаях без указания даты; отсутствие шкалы боли у пациентов еще не получающих обезболивающую терапию, что не позволяет оценить своевременность назначения терапии; несвоевременное назначения обезболивающей терапии при нарастании болевого синдрома - неактуальные данные в сапсег-регистре.
Эта работа с 2017 года становится постоянной и включена в программы комплексных проверок МО.
Проблемы в доступности и качестве оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями выявляются как на этапе профилактики, раннего выявления ЗНО, так и при работе на этапе лечения и диспансерного наблюдения.
Для совершенствования этой работы были разработаны алгоритмы взаимодействия
СМО, в частности СП 1 и 2 уровней, а также КККОД, МО, ТФОМС и министерства здравоохранения Красноярского края (МЗ КК).
Упор в этой работе делается на раннее выявление ЗНО и систематизации работы в этом направлении всех участников.
Данный алгоритм работает в условиях наличия в медицинской организации нормативно-правовых актов работы по онкоскринингу.
1. СП 2 уровня формируют списки ЗГ, подлежащих онкоскринингу (люди от 50 до 65 лет, более 3-х лет не обращавшиеся в поликлинику за медицинской помощью).
2. СП 1 уровня информируют ЗГ любым способом связи.
3. СМО согласовывает с МО объем приглашаемых на онкоскрининг граждан с поквартальной разбивкой.
4. МО разрабатывает оптимальную схему маршрутизации пациентов нутри МО при прохождении онкоскрининга.
5. СП 2 уровня накладывает списки проинформированных об онкоскрининге и реестры АПУ.
Выделена целевая группа пациентов для приглашения на онкоскрининг (пациенты старше 50 лет, не обращавшиеся за медицинской помощью более 3-х лет), и разработан алгоритм работы с ней СП (рис. 1).
Рис. 1. Алгоритм работы страховых представителей по онкоскринингу
Менеджер
к 17 -
ш
Данной категории пациентов были направлены SMS-сообщения с приглашением на он-коскрининг. В настоящее время уже сформирована обратная связь от этих граждан. СП ведут с ними разъяснительную работу и обеспечивают их дальнейшее сопровождение.
Для повышения эффективности выявления ЗНО на территории Красноярского края был разработан ряд документов, регламентирующих работу МО региона при обращении пациентов с подозрением на онкологическое заболевание: концепция снижения инвалиди-зации и смертности, повышения продолжительности и качества жизни граждан с онкологическими заболеваниями в Красноярском крае на 2016-2025 годы; приказы МЗ КК № 725-орг от 23.11.2015 г., № 316-орг от 16.06.2016 г. и № 379-орг от 27.07.2016 г.; письма МЗ КК № 71/02-12/13368 от 29.08.2016 г. и № 71/02-12/14170 от 15.09.2016 г.
Так, при наличии настороженности и предположения врачом ЗНО у пациента с любой целью посещения (в т.ч. при проведении профилактических, целевых медицинских осмотров, диспансеризации и онкоскрининга), врач проводит сбор жалоб, анамнеза, осмотр, минимальную диагностику. В случае сохранения подозрения на наличие ЗНО врач организует обследование пациента в течении 10 рабочих дней (в соответствии с приказом МЗ КК № 725-орг от 25.11.2015). Причем проведение всех дополнительных обследований осуществляется в соответствии с правилом т.н. «зеленого коридора» - когда работа с пациентом, у которого заподозрено ЗНО, осуществляется в приоритетном порядке, вне внутренних очередностей МО.
Для оптимизации работы врачей первичного звена по раннему выявлению ЗНО был разработан алгоритм взаимодействия внутри МО, направленный на сокращение сроков ожидания специализированного приема в КККОД, а именно:
1. Кабинет диспансеризации. Пациенты, проходящие диспансеризацию, направляются
в смотровой кабинет для прохождения недостающих исследований. На оплату подается только случай диспансеризации.
2. Прием врача. С приема врача-терапевта либо узкого специалиста пациенты направляются в смотровой кабинет для осмотра на раннее выявление ЗНО видимых локализаций.
3. Регистратура. При обращении пациентов, которые в течение года не обращались за медицинской помощью (данная категория высвечивается в базе данных), они направляются в смотровой кабинет для проведения осмотра и обследования.
4. Диагностические подразделения. Во всех параклинических подразделениях (ФЛГ, УЗИ, лаборатория и др., а также смотровой кабинет) при наличии в результатах исследований подозрений на патологические изменения характерные для новообразований, специалистами делаются копии результатов исследований и передаются заведующим терапевтическими отделениями для организации дальнейшей работы с данными пациентами.
5. Смотровой кабинет. В смотровом кабинете проводится осмотр пациентов, направленный на раннее выявление ЗНО видимых локализаций. Профилактический осмотр женщин включает осмотр кожных покровов и видимых слизистых оболочек, осмотр и пальпацию молочных желез, осмотр и пальпацию области щитовидной железы, периферических лимфоузлов, осмотр в зеркалах шейки матки и влагалища, бимануальное обследование мотки и придатков, пальцевое обследование прямой кишки женщинам старше 40 лет и при наличии жалоб. Профилактический осмотр мужчин включает осмотр кожных покровов и видимых слизистых оболочек, осмотр и пальпацию области щитовидной железы, грудных желез, периферических лимфоузлов, живота, наружных половых органов, пальцевое обследование прямой кишки и предстательной железы.
6. Заведующий поликлиникой (филиалом). Контролирует соблюдение порядка работы с пациентами с подозрением на ЗНО. В диагностических подразделениях специалистами
делаются копии результатов исследовании и передаются заведующим терапевтическими отделениями для организации дальнейшей работы с данными пациентами. Это позволяет не выпускать данную категорию пациентов из внимания, в кратчайшие сроки проводить дополнительные виды исследований и консультаций для направления пациента в онкологический диспансер. Также зав. поликлиникой держит на постоянном контроле пациентов, которым онкологический диспансер отказал в проведении консультации ввиду неполного обследования. Дополнительное обследование данных пациентов должно проводиться в кратчайшие сроки (по cito).
7. Участковый терапевт. На участкового врача возлагается функция основного координирующего звена в скорейшем обследовании и направлении пациента с подозрением на ЗНО в онкологический диспансер.
8. Дополнительные исследования. Задача МО провести дополнительные обследования, необходимые для направления на консульта-
цию в онкологическим диспансер пациентов с подозрением на ЗНО в кратчайшие сроки.
9. Направление в онкологический диспансер. При положительном ответе на электронную заявку пациент в назначенное время попадает на консультацию к онкологу. При отрицательном ответе (недостаточный объем обследований) данные о таких пациентах передаются участковому терапевту (для организации дополнительного обследования) и заведующей поликлиникой (для контроля за сроками проведения дополнительных исследований и повторного направления на консультацию в онкологический диспансер).
Предполагается, что контроль и управление по таким пациентам должен взять на себя заместитель главного врача МО, ответственный за данное направление работы. После этого врачом МО направляется заявка в электронном виде на консультацию пациента в поликлинике КККОД. На схеме представлен пример ведения пациента с подозрением на колорек-тальный рак в МО Красноярского края (рис. 2).
Рис. 2. Алгоритм эффективной маршрутизации пациента при подозрении колоректального рака
W W
№4
2018
Менеджер
Поликлиника КККОД производит отсмотр заявки в течение 1 рабочего дня и назначает дату консультации. Период ожидания пациентом приема специалиста при такой схеме работы составляет до 4 дней с учетом того, что часть направляемых пациентов прибывает в КККОД из отдаленных районов Красноярского края.
Период проведения консультаций и дообследований в поликлинике КККОД осуществляется в течении 4 дней. На данном этапе проводится гистологическая верификация заболевания. В случае подтверждения диагноза ЗНО пациент направляется на врачебную комиссию, где определяется тактика лечения и постановка на очередь в отделения КККОД. На схеме представлен пример формирования плана лечения пациента с ЗНО молочной железы врачебной комиссией КККОД (рис. 3).
Консультативно-диагностический этап в КККОД занимает до 10 рабочих дней (при
необходимости проведения дополнительных иммуногистохимических исследований срок может незначительно увеличиться).
Задачей является оптимизация текущей работы за счет увеличения оборота коечного фонда, сокращения предоперационного периода, совершенствования взаимодействия всех служб для того, чтобы период ожидания госпитализации в отделения КККОД составлял до 10 рабочих дней после проведения врачебной комиссии с определением плана лечения.
После проведения всего комплекса лечебных мероприятий в КККОД пациент возвращается под контроль МО по месту жительства. Разработанные алгоритмы для каждой локализации ЗНО регламентируют частоту посещения пациентом врача, а также объем необходимых обследований при каждом посещении.
Например, ведение пациента после проведения лечения рака шейки матки. Алгоритм
Рис. 3. Формирование плана лечения пациента на врачебной комиссии КККОД на примере ЗНО молочной железы
предписывает осуществлять пожизненные ежегодные обследования таких пациентов с обязательным проведением гинекологического осмотра, взятия мазков на цитологическое исследование, КТ/МРТ или УЗИ брюшной полости, малого таза и забрюшинного пространства, определение уровня SCC (если гистологически верифицирован плоскоклеточный рак) и рентгенографии органов грудной клетки. На протяжении первых 4-х лет после проведенного лечения 1 раз в 6 месяцев пациенту также должен быть проведен гинекологический осмотр, проведение цитологического исследования мазков, КТ/МРТ или УЗИ брюшной полости, малого таза и забрюшинного пространства и определение уровня SCC, если ранее уровень данного маркера был повышен. Кроме того в течение первых 2-х лет после специализированного лечения ежеквартально пациент должен проходить гинекологический осмотр и исследование биохимических показателей крови с выявлением онкомаркера SCC, при исходном повышении его уровня (рис. 4).
При проведении каждого осмотра врач должен обращать внимание на определенные индикаторы, отражающие текущее состояние пациента или развитие рецидива заболевания. Если индикаторов нет, то в МО
О
■■■ _■>■. 1,1
Т | Т о Т I Т о-•—I—I-
1-
а нес, Змее, в мес. 9 иве. 1 год 15 иве. 18 мес. Z1 мвс. ^пим
о
о
1 раз г 3 мес.
2,5 юца 3 гада 3,51таа 4 г< 1 раз в б мес.
5 лет 5 пег
1 раз в 12 мес.
•Гинекологический осмотр*
•Взятие мазков на цитологическое исследование"
•КТ/МРТ или УЗИ брюшной полос™ малого таза и забрюшинного пространства"* •Определение уровня БСС (при плоскоклеточном раке) •Рентгенография органов грудной клетки*"'*
•Определение уровня SCC (при плоскоклеточном раке) при исходном повышении
•Гинекологический осмотр *
•Взятие мазков на цитологическое исследование * *
•КТ/МРТ или УЗИ брюшной полости, малого таза и забрюшинного пространства * * *
•Определение уровня SCC (при плоскоклеточном раке) при исходном повышении •Гинекологический осмотр *
Рис. 4. Алгоритм обследования больных с кратностью явок к врачам МО Красноярского края для оценки состояния пациента
и динамики развития ЗНО
формируется пакет документов и направляется специалистам КККОД для заочной консультации онколога. При выявлении признаков, свидетельствующих о развитии ЗНО, пациент направляется в КККОД для очной консультации.
Повышение эффективности маршрутизации пациентов достигнуто, в т.ч. за счет внедрения и развития информационных технологий, позволяющих контролировать и управлять потоками пациентов. Так, информационно-справочная система позволяет осуществлять дистанционную электронную запись и консультирование пациентов в районах Красноярского края. Функционал медицинской информационной системы, установленной в КККОД (qMS), включает в себя ведение электронных карт пациентов, электронную регистратуру с использованием технологий штрихкодирования, организует оперативное взаимодействие врачей КККОД через межкабинетную запись, межбольничное консультирование и запись на параклинические исследования, доступ к локальному и региональному архиву медицинских изображений. Кроме того работает формирование единого листа ожидания на госпитализацию и отправка в МО Красноярского
Литература
края заключений, справок и выписок по пролеченным пациентам по защищенным каналам связи. Также участие КККОД в ведении федеральной программы «Раковый регистр» и видеоконференцсвязь с национальными специализированными онкологическими центрами позволяет пациентам со ЗНО в Красноярском крае получать сегодня самое эффективное лечение.
В настоящий момент подобная информационная система реализована в крупных МО Красноярского края. Стоит сделать акцент на необходимость разработки и внедрения индивидуальных модулей медицинской информационной системы (qMS) на каждом рабочем месте врача. Отдельно стоит сказать о необходимости внесения в такую базу пациентов с подозрением на ЗНО и осуществления контроля за ней со стороны КМИАЦ, КККОД и страховых компаний.
Еще одна целевая группа, работать с которой будут все участники системы ОМС, в т.ч. страховые поверенные - это пациенты с впервые выявленными онкозаболеваниями. В рамках совместной рабочей группы сотрудников ТФОМС и представителей СМО на базе ТФОМС разработан регламент межведомственного взаимодействия по сопровождению пациентов с ЗНО.
В рамках рабочей группы был обсужден алгоритм информационного сопровождения больных данной целевой группы, разработана памятка пациенту и скрипт общения страхового поверенного с застрахованным.
Разработанный регламент предполагает определенный функционал страхового представителя и включает информирование застрахованных о возможности обращения в случае необходимости оказания содействия в получении медицинской помощи, рассмотрение обращений пациентов. Кроме того в плановом порядке осуществляется постоянный мониторинг - встал ли пациент на диспансерный учет по заболеванию, посещает ли врача в рамках указанного наблюдения. Если данных о диспансерном наблюдении подобных пациентов нет, или видны сведения о задержке стационарного лечения, страховой представитель связывается с застрахованным и с МО для выяснения причин и их устранения.
В дальнейшем планируется взять в работу еще целевую группу пациентов, нуждающихся в диспансерном наблюдении с ЗНО (постановка на диспансерный учет в теч. 30 дней после оперативного лечения, дальнейшее ежеквартальное диспансерное наблюдение).
Выводы. Таким образом, разработка и, главное, реализация эффективных механизмов взаимодействия участников обязательного медицинского страхования, направленных на совершенствование системы оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями позволит добиться снижения инвалидизации и смертности, повышения продолжительности и качества жизни граждан с онкологическими заболеваниями в регионе.
1. Ferlay J., Soerjomataram I., Ervik M, Dikshit R, Eser S, Mathers C, Rebelo M., Parkin D.M., Forman D, Bray F. GLOBOCAN2012 v1.1, Cancer Incidence and Mortality Worldwide: IARC CancerBase No. 11 [Internet]. Lyon, France: International Agency for Research on Cancer; 2014. Available from: http://globocan.iarc.fr.
2. Torre L.A., Bray F., Siegel R.L., Ferlay J., Lortet-Tieulent J., Jemal A. Global cancer statistics, 2012 // CA - A Cancer Journal for Clinicians. - 2015. - Vol. 65. - № 2. - P. 87-108.
3. Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2014 год.
1енеджер № 4
здравоохранения 2018
https://www.rosminzdrav.ru/ministry/programms/doklad-o-sostoyanii-zdorovya-naseleniya-i-organizatsii-zdravoohraneniya-po-itogam-deyatelnosti-organov-ispolnitelnoy-vlasti-sub-ektov-rossiyskoy-federatsii-za-2014-god.
4. Злокачественные новообразования в России в 2015 году (заболеваемость и смертность) / Под ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, Г.В. Петровой. - М.: МНИОИ им. П.А. Герцена -филиал ФГБУ «НМИРЦ» Минздрава России, 2017. - 250 с.
5. Состояние онкологической помощи населению России в 2015 году. / Под ред. А.Д. Ка-прина, В.В. Старинского, Г.В. Петровой. - М.: МНИОИ им. П.А. Герцена - филиал ФГБУ «НМИРЦ» Минздрава России, 2016. - 236 с.
6. Модестов А.А., Сафонцев И.П., Зуков Р.А., Слепов Е.В., Клименок М.П., Гаас Е.Н. Онкологическая заболеваемость в Красноярском крае // Российский онкологический журнал. -2016. - Т. 21. - № 1-2. - С. 76-80.
7. Писарева Л.Ф., Ананина О.А., Одинцова И.Н., Перинов Д.А., Хряпенков А.В. Заболеваемость злокачественными новообразованиями населения административных центров Сибири и Дальнего Востока (1998-2012 гг.) // Сибирский онкологический журнал. - 2014. - Т. 4. -С. 5-10.
8. Шестаков Г.С., Байсултанов И.Х. Организация взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и страховых медицинских организаций на основе стандартов // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2012. - № 9-10. - С. 40-42.
9. Рыжаков А.Д., Березников А.В., Лебедева А.М., Промин М.Е, Онуфрийчук Ю.О. Качество медицинской помощи: принципы взаимодействия медицинских организаций и страховых медицинских организаций // Вестник Росздравнадзора. - 2014. - № 4. - С. 30-35.
10. Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 11 мая 2016 года № 88 http://www.ffoms.ru/documents/the-orders-oms/prikaz-federalnogo-fonda-obyazatelnogo-meditsinskogo-strakhovaniya-ot-11-maya-2016-88/?sphrase_id=39743.
11. Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 24 декабря 2015 № 271 http://www.ffoms.ru/documents/the-orders-oms/prikaz-federalnogo-fonda-obyazatelnogo-meditsinskogo-strakhovaniya-ot-24-dekabrya-2015-271/?sphrase_id=39746.
12. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» https://rg.ru/2006/05/05/obraschenie-dok.html.
13. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» https://rg.ru/2006/07/29/personaljnye-dannye-dok.html.
14. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» https://rg.ru/2010/12/03/oms-dok.html.
UDC 614.2
Modestov A.A., Slepov E.V., Yamschikov A.S. Interaction tools between participants in medical insurance for improving medical care for patients with cancer RSBIH "Krasnoyarsk Regional Clinical Oncology Dispensary named after AI Kryzhanovsky", Krasnoyarsk, Russia)
Abstract. The article describes the difficulties between all participants in health insurance in the provision of specialized medical care to patients with oncological diseases. Algorithms for interaction of the oncological dispensary, medical organizations, providing primary health care, insurance medical organizations and the Territorial Fund of Mandatory Medical Insurance proposed on the example of the Krasnoyarsk Territory. Rules for interaction of participants in medical insurance for informational support of insured persons with newly diagnosed oncological diseases and during oncoscreening process have been developed and implemented.
Keywords: malignant neoplasms, participants in medical insurance, specialized medical care, insurance attorneys, oncoscreening.
Менеджер
k 23 -