Научная статья на тему 'Механизмы воспроизводства и сохранения этнокультурной идентичности выпускников российских вузов за рубежом'

Механизмы воспроизводства и сохранения этнокультурной идентичности выпускников российских вузов за рубежом Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
228
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / МИГРАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ЭТНОС / ЯЗЫК / IDENTITY / MIGRATION / YOUTH / ETHNOS / LANGUAGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Климович Людмила Валерьевна, Лукичева Любовь Юрьевна

Рассмотрены актуальные вопросы сохранения и воспроизводства этнокультурной идентичности современной русскоязычной молодежи за рубежом. Опираясь на теоретические данные, были выделены механизмы воспроизводства этнокультурной идентичности в условиях инокультурной среды. Наиболее эффективным способом сохранения этнокультурной идентичности выступает общение на русском языке, в меньшей степени действуют механизмы диаспорального сообщества, деятельность общественных организаций, что свидетельствует об индивидуальных формах сохранения этнокультурной идентичности. Зафиксировано, что родина ассоциируется с домом, семьей, страна не играет определяющей роли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Климович Людмила Валерьевна, Лукичева Любовь Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF REPRODUCTION AND PRESERVATION OF ETHNOCULTURAL IDENTITY OF GRADUATES OF THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS ABROAD

In article topical issues ofpreservation and reproduction of ethnocultural identity of modern Russian-speaking youth abroad are considered. Being based on the theoretical data mechanisms of reproduction of ethnocultural identity in the conditions of the foreign culture environment have been allocated. As the most effective way ofpreservation of ethnocultural identity communication in Russian acts, the mechanisms of the diaspora community, activity of public organizations to a lesser extent operate that testifies to individual forms ofpreservation of ethnocultural identity. It is recorded that the homeland is associated with the house, a family, the country doesn't play the determining role.

Текст научной работы на тему «Механизмы воспроизводства и сохранения этнокультурной идентичности выпускников российских вузов за рубежом»

УДК 316.733

МЕХАНИЗМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА И СОХРАНЕНИЯ

ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ ЗА РУБЕЖОМ

Л.В. Климович, Л.Ю. Лукичева

Рассмотрены актуальные вопросы сохранения и воспроизводства этнокультурной идентичности современной русскоязычной молодежи за рубежом. Опираясь на теоретические данные, были выделены механизмы воспроизводства этнокультурной идентичности в условиях инокультурной среды. Наиболее эффективным способом сохранения этнокультурной идентичности выступает общение на русском языке, в меньшей степени действуют механизмы диаспорального сообщества, деятельность общественных организаций, что свидетельствует об индивидуальных формах сохранения этнокультурной идентичности. Зафиксировано, что родина ассоциируется с домом, семьей, страна не играет определяющей роли.

Ключевые слова: идентичность, миграция, молодежь, этнос, язык.

Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ № 15-33-01044-а1

С развитием процессов глобализации, мобильности обостряется чувство идентификации индивида. Идентичность в меняющемся обществе призвана выступать отличительным признаком «свой» - «чужой», создавать чувство защищенности и комфортности. Миграционные процессы усиливают чувство этнической и культурной идентичности. В то же время демографические процессы и миграционные процессы приводят к возникновению межнациональных противоречий и конфликтов в мире.

Подходов к определению этнической идентичности несколько; мы будем придерживаться точки зрения признанного знатока в этом вопросе Л.М.Дробижевой: «Этническая идентичность, так же как государственная, нами понимается широко, не только как самоотождествление, но и представление о своем народе, его языке, культуре территории, интересах, а также эмоциональное отношение к ним и при определенных условиях готовность действовать во имя этих представлений» [1, с. 219].

Этническая идентичность выстраивает определенную схему взаимоотношений с представителями других этнических групп, помогает ориентироваться в полиэтничном сообществе. Чем выше уровень сформированности у членов группы этнической идентичности, тем выше вероятность совместных действий на защиту своей этничности. Этническая идентичность представляет собой протяженность, на одном полюсе находится «определенность» этнической идентичности (четкое осознание себя представителем своей этнокультурной общности), а на другом «неопределенность» этнической идентичности (отсутствие или низкая степень осознания себя членом определенной этнокультурной общности).

Одна из характеристик идентичности - ситуативность и изменчивость, поэтому проблема формирования и трансформации этнической и культурной

идентичности волнует многих исследователей. Процесс формирования этнической и культурной идентичности происходит на первичном этапе социализации индивида, на котором усваиваются ценности и нормы, связанные с этносом и культурой в семье, школе, в кругу друзей и родственников. Стоит отметить, что этническая идентичность, это не простое отождествление человека с определенным этносом, это проявление самоидентификации в социальной активности индивида.

Особый интерес проявление этнической и культурной идентичности представляет в инокультурной среде. В рамках исследовательского проекта «Социокультурная идентичность русскоязычной молодежи за рубежом: проблемы воспроизводства и сохранения этнической преемственности» в 2015 году был проведен интернет-опрос русскоязычной молодежи за рубежом, которая мигрировала из России в последние 10 лет. Согласно концепции швейцарского ученого Ж.Пиаже, формирование этнической идентичности происходит к 10-11 годам, когда младшие подростки осознают себя в полном объеме представителями той или иной этнической группы, видят уникальность своей истории и специфику бытовой культуры [3, С. 561-578]. Поэтому, рассматривая молодых мигрантов в возрасте 20-35 лет, мы можем говорить уже о сформировавшейся идентичности до отъезда за рубеж и о процессе сохранения и воспроизводства идентичности или ее трансформации под влиянием новой инокультурной среды.

В опросе приняло участие 106 выпускников российских вузов, мигрировавших в такие страны, как США, Великобритания, Германия, ОАЭ, Австрия, Польша, Эстония, Норвегия, Италия, Израиль, Австралия, Бельгия и др. Из них только четверть опрошенных воспринимают критически российскую государственность и 16 % респондентов не отрицают возможности отказаться от своей идентичности: этнической и культурной. При анализе полученных данных было обнаружено переходное состояние этнокультурной принадлежности мигрантов. 73 респондента считают себя русскими, гражданами России, 14 человек не смогли определиться с выбором, 12 респондентов предоставили свои варианты («европеец», «мигрант», «я не ощущаю привязанности к национальности»), 5 ответов были даны в стиле космополизма. Ответы респондентов, не идентифицирующих себя как русских, показывают, что критерием новой этнической принадлежности выступает обобщенная культурная идентичность (европеец), состояние маргинальной нестабильности. Исследование показало, что происходит стирание границ между этнической и культурной идентичностью в сознании молодых эмигрантов.

Ярче всего механизм воспроизводства этнической идентичности прослеживается в ситуации оторванности от основного этноса, проживания в ино-культурной среде. Доцент Казанского федерального университета Л. В. Низа-мова на примере диаспоры волжских татар в США выделила механизмы, способствующие воспроизводству этнической идентичности между поколениями в татарских семьях [2]. Основываясь на ее исследовании, обобщив имеющиеся теоретические данные, можно выделить следующие механизмы воспроизвод-

ства этнической идентичности, которые мы смогли проследить в нашем исследовании:

1. Сохранение родного языка посредствам общения в семье, в кругу друзей, чтение книг, просмотр фильмов на родном языке, а также разговор на родном языке с момента рождения ребенка.

Потребность в русском языке - базовая основа взаимодействия соотечественников. Особенно остро данная потребность осознается, по мнению участников опроса, в первые месяцы пребывания за границей. Респондентам был задан вопрос, ощущают ли они потребность в русском языке. Отрицательный ответ дали более четверти респондентов (27 %). 47 % опрошенных хотели бы постоянно иметь возможность общаться на русском языке. Остальные ответы свидетельствовали о том, что русский язык уходит из постоянного общения в личную сферу. Учитывая, что общение на русском языке не дает преимуществ при адаптации в инокультурной среде, желание практически каждого второго общаться на родном языке, на наш взгляд, свидетельствует о существовании механизма воспроизводства этнокультурной идентичности посредством общения на русском языке (табл. 1).

Таблица 1

Ощущаете ли Вы потребность в русском языке?

Количество Пол

Вариант ответа респондентов, % мужской женский

Да, хочется общаться на русском язы-

ке вживую 47 11 36

Нет, не ощущаю 27 11 16

Да, хочется читать новостные ленты

на русском языке 25 6 19

.Да, хочется читать русскую классику 19 2 17

Только при общении с родственниками 17 6 11

Да, хочется переписываться с русско-

говорящими соотечественниками 15 4 11

Да, хочется читать зарубежных авто-

ров в переводе на русский язык (пример 4 2 2

Другое 1 0 1

Затрудняюсь ответить 0 - -

В ходе исследования перед нами ставилась задача выяснить есть ли у молодежи из России потребность говорить на родном языке и стремление общаться с соотечественниками. 38 % респондентов самостоятельно искали соотечественников через социальные сети и знакомых, 15 % опрошенных выразили желание переписываться с русскоговорящими соотечественниками. При

ответе на вопрос о причинах, подтолкнувших выпускников-мигрантов к поиску соотечественников за рубежом, на первый план вышли «общение и дружба» -18 %, «совместный досуг» - 7 %, «поиск старых знакомых» - 7 %.

Русский язык сохраняется не только в процессе общения на нем, но и в процессе чтения книг и просмотра фильмов на русском языке. Большинство респондентов (52 %) читают в год от 3 до 10 книг на русском языке. Что касается просмотра фильмов, то исторические и документальные фильмы о России смотрит около 25 % молодежи.

2. Сохранение традиций, празднование праздников, приобщение к ним детей, объяснение значения праздников, в том числе через коллективные формы взаимодействия.

Мигранты в основном отмечают официальные российские и международные праздники за рубежом: Новый год (89 %), 8 Марта (52 %), 9 Мая (31 %), 23 февраля (27 %), традиционные русские даты празднуют значительно меньше: православная Пасха (38 %), Масленица (30 %).

Любой вид идентичности личности включает в себя когнитивный, деятельностный и эмоционально-чувственный компоненты. Респондентам был задан вопрос: «Какие чувства Вы испытываете, когда слышите русскую речь, русскую народную музыку, песни русских исполнителей за рубежом»? Положительные эмоции и переживания испытывает 54 % респондентов: «радость, гордость, любовь к России, волнение, ностальгия, вспоминаю прошлое, близость к России, русской культуре, к своим». Оставшиеся 46 % опрошенных дали отрицательные ответы: «никаких особых чувств не испытываю, зависит от обстоятельств, негативные эмоции». Еще меньше проявляется деятельностный компонент этнокультурной идентичности. Только 27 % респондентов (5 % - часто и 22 % - иногда) посещали культурные мероприятия русской диаспоры. В целом посещение культурных мест для эмигрантов является большой редкостью: редко посещают эстраду, филармонию, театр (89, 83, 68 % соответственно). Наиболее популярный, массовый, межкультурный вид досуга - кино (его посещают более половины опрошенных часто). Распределение ответов представлено в табл. 2.

Таблица 2

Посещаете ли Вы какие-нибудь культурные мероприятия или учреждения

за границей, %

Мероприятие/учреждение Редко Довольно часто Часто

Театр 68 26 6

Кино 39 34 27

Выставка 34 44 22

Музеи 40 41 20

Эстрада 89 8 4

Филармония 83 12 5

3. Формирование с детства основ брачного поведения, а также ориентации на заключение брака с представителями только своего этноса (эндогамия).

Учитывая специфику выборочной совокупности нашего исследования, в основном это молодые люди без детей или с детьми раннего возраста, проследить традиции воспитания детей в семье не представляется возможным.

4. Передача детям знаний об истории и культуре своего народа, которые отразились в литературе и искусстве.

Важное место составляет историческая память о своем народе, которая объединяет всех кто входит в эту социальную общность. Именно «память» является точкой отсчета, которая позволяет выстроить общую систему координат по отношению к будущему.

В ходе исследования было выявлено, что мигранты придерживаются позиции «Патриотом можно оставаться всегда, вне зависимости от местонахождения». 89 респондентов положительно ответили на данный вопрос, 12 человек воздержались от комментариев, 5 человек дали отрицательный ответ. Патриотизм в глазах выпускников-мигрантов это, прежде всего уважение культуры своей страны, уважение к традициям и обычаям своего народа (табл. 3).

Таблица 3

В чем проявляется патриотизм с Вашей точки зрения?

Вариант ответа Количество ре-спон- дентов, % мужской женский

Уважение культуры своей страны, ее истории, какой бы она не была 59 17 42

Уважение к традициям и обычаям народа 58 11 47

Любовь к месту рождения, малой родне 48 12 36

К стилю поведения человека, образу

мышления 36 8 28

Толерантное отношение к соотече-

ственникам 17 3 14

Активной гражданской позиции 16 6 10

Другое 2 1 1

Россия ассоциируется, в первую очередь, с домом, семьей, Родиной, во-вторых, с конкретными предметами русской культуры (валенки, баня, матрешки), а в-третьих, с богатой культурой и историей. К основным чертам «русского духа, Руси» мигранты отнесли своеобразие русского народа, его менталитет, патриотизм и гордость за Родину.

5. Создание и функционирование общественных объединений по этническому принципу, которые позволяют аккумулировать конструкты этической идентичности и передавать их последующим поколениям. Этот механизм больше действует для этнических меньшинств и представителей диаспорального сообщества.

Как уже указывалось выше, эмигранты ощущают потребность общаться с соотечественниками на русском языке. Вопросы взаимопомощи за рубежом однозначны среди соотечественников. Подавляющие большинство (70 %) опрошенных придерживаются позиции, что русские (россияне) должны оказывать поддержку друг другу: постоянно помогать (16 %), поддерживать по мере необходимости (35 %), помогать друзьям-соотечественникам (19 %), 63 % -поддерживать контакты с русскоязычной диаспорой. Готовность самих респондентов в организации сообщества находится на низком уровне: только 31% опрошенных поддержали идею создания сообщества для соотечественников, 53 % отказались от идеи такого рода. О существовании русской диаспоры знает каждый второй опрошенный (53 %), посещали такого рода мероприятия не более 27 % респондентов.

Одной из форм поддержки мигрантов за рубежом выступают общественные организации. О существовании данных организаций знают 33 % опрошенных, 21 % респондентов не знают, 28 % не интересны они. К наиболее известным организациям респонденты отнесли AER, JunOst, DJO, ассоциация русскоязычных студентов, Европейский русский альянс. Консульство/Посольство, РОССОТРУДНИЧЕСТВО, Русский дом на Фридрихштрассе в Берлине, Германо-Российский Форум, Русский проект, Центр поддержки иностранцев (не только русскоязычных). Хотя 67 % участников опроса не обращались в подобные организации, но знают об их существовании. Основные причины, по которым люди обращались в такие инстанции, оформление документов - 12 %, общение с соотечественниками - 9 %, обучение языку - 3 %, помощь в трудоустройстве -2 %. Помощь получили в таких организациях 26 %, 67 % респондентов дали ответ «кое-что подсказали». Целесообразность существования данных организаций мигранты оценили достаточно неоднозначно: 20 % ответили, что они оказывают реальную адаптационную помощь при переезде, 23 % высказались за исключительно формальный характер данных организаций, 12 % респондентов отметили развлекательную сторону общественных организаций, 13 % участников опроса не видят необходимости в подобных организациях.

Вопрос существования диаспорального сообщества не вызывает отклика и интереса среди эмигрантской молодежи. Необходимость существования диаспор за рубежом отметило 63 % респондентов. В качестве основных направлений деятельности диаспор были названы следующие: адаптация, моральная поддержка, обмен информацией, общение, организация культурных мероприятий, юридическая помощь, трудоустройство, поиск жилья.

Идентичность русскоязычной молодежи за рубежом подвергается трансформации. Можно утверждать, что идентификация себя как русского существует, но механизмы сохранения и воспроизводства своей этнокультурной идентич-

ности не работают в полной мере. Исследование показало, что индивидуальные формы сохранения идентичности: общение на русском языке, чтение книг, просмотр фильмов - преобладают над коллективными, отсутствуют реальные шаги по формированию объединений соотечественников за рубежом, высказываются негативные оценки функционирования диаспорального сообщества и официальных организаций, призванных поддерживать концепцию «Русского мира».

Список литературы

1. Дробижева Л. М. Национально-гражданская и этническая идентичность: проблемы позитивной совместимости // Ежегодник / отв. ред. М.К. Горшков. М.: Институт социологии РАН, 20 08. Вып.7. С. 214-228.

2. Низамова Л. Р. Меньшинства, ассимиляция и мультикультурализм: опыт России и США // Уч.зап. Казан.ун-та. Сер. «Гуманитарные науки». 2008. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/menshinstva-assimilyatsiya-i-multikulturalizm-opyt-rossii-i-ssha (дата обращения: 30.03.2017).

3. Piaget J., Weil A.M. The development in children of the idea of the homeland and of relations with other countries // International Social Science Bulletin. 1951. Vol. 3. P.561-578.

Климович Людмила Валерьевна, канд. ист. наук, доц., lusek84@yandex.ru, Россия, Ульяновск, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова,

Лукичева Любовь Юрьевна, мл. науч. сотр., lubonika@,mail.ru, Россия, Ульяновск, Научно-исследовательский институт экономики, истории и культуры Ульяновской области имени Н. М. Карамзина

MECHANISMS OF REPRODUCTION AND PRESERVATION OF ETHNOCULTURAL IDENTITY OF GRADUATES OF THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS ABROAD

L.V. Klimovich, L. Y. Lukicheva

In article topical issues of preservation and reproduction of ethnocultural identity of modern Russian-speaking youth abroad are considered. Being based on the theoretical data mechanisms of reproduction of ethnocultural identity in the conditions of the foreign culture environment have been allocated. As the most effective way ofpreservation of ethnocultural identity communication in Russian acts, the mechanisms of the diaspora community, activity of public organizations to a lesser extent operate that testifies to individual forms ofpreservation of ethnocultural identity. It is recorded that the homeland is associated with the house, a family, the country doesn't play the determining role.

Key words: identity, migration, youth, ethnos, language.

Klimovich Liudmila Valeryevna, candidate of historical science, associate professor, Lusek84@yandex.ru, Russia, Ulyanovsk, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov,

Lukicheva Lyubov Yurievna, research associate, lubonika@mail.ru, Russia, Ulyanovsk, Research Institute of Economics, History and Culture of Ulyanovsk Region named after NM Karamzin.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.