Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ РАЗЛОМОВ НА АВАРИЙНОСТЬ НА ТРУБОПРОВОДАХ'

МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ РАЗЛОМОВ НА АВАРИЙНОСТЬ НА ТРУБОПРОВОДАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

43
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАРИИ / ACCIDENTS / ТРУБОПРОВОДЫ / PIPELINE / ЗОНА ВЛИЯНИЯ РАЗЛОМА / ZONE OF INFLUENCE OF BREAK

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Кобылянский Ю.Г., Цирель С.В.

Рассмотрены причины аварий на трубопроводах. Выделены отличительные характеристики аварийных участков и группы факторов, способствующих повышению аварийности в зонах влияния разломов. Результаты исследований были доложены на международной конференции «Современная геодинамика недр и эколого-промышленная безопасность объектов нефтегазового комплекса» (Москва, 7-9 декабря 2009 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Кобылянский Ю.Г., Цирель С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms of influence of faults on pipeline accidents

The causes of pipeline accidents are viewed. The distinctive characteristics of the emergency areas and groups of factors contributing to the increase of accidents in the zones of influence of faults are given.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ РАЗЛОМОВ НА АВАРИЙНОСТЬ НА ТРУБОПРОВОДАХ»

МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ РАЗЛОМОВ НА АВАРИЙНОСТЬ НА

ТРУБОПРОВОДАХ

Ю.Г. Кобылянский, С.В. Цирель СПГГИ (ТУ), г. Санкт-Петербург

Аварии на газо- и нефтепроводах приводят к человеческим жертвам, суммарному экологическому ущербу и потерям ценного сырья (рис.1). Например, в США аварии на газопроводах ведут к потере 1-2 % добываемого газа, при этом в период c 1985 по 1995 г. было зафиксировано 42 смертельных случая и 176 серьезных повреждений материальных объектов. В России и других странах Восточной Европы аварийность на трубопроводах в среднем выше, чем Западной Европе и США, и последствия здесь еще более серьезные. Следует, однако, заметить, что мы не располагаем полной информацией: данные добывающих компаний и экологических организаций существенно расходятся.Российские ученые до сих пор не могут прийти к согласию относительно причин аварий на трубопроводах. Одни исследователи утверждают, что аварии вызываются только техногенными факторами (дефекты материала или строительства, механические воздействия и т.д.) или катастрофическими явлениями (землетрясения, разливы рек, карст и т.д.). Другие исследователи к числу причин данных аварий относят также неблагоприятные природные условия, к которым прежде всего относятся зоны разломов земной коры. При этом и те, и другие констатируют весьма труднообъяснимый факт - это концентрацию аварий около одних разломов и безопасность вблизи других, даже более мощных и активных.

В настоящей работе предпринята попытка объяснить причины возникновения зон повышенной опасности вблизи разломов.

Наиболее показательны исследования, проведенные на Краснотурьинском участке газопроводных трасс, расположенном на восточном склоне Северного Урала и характеризующемся большим количеством «беспричинных» аварий. При суммарной протяженности трасс (до 10 ниток газопровода) всего в 37 км в этом районе произошло 16 аварий и еще 37 прорывов труб при профилактических гидроиспытаниях. Большинство из них (44 повреждения из 53, или 83%) сгруппированы в 11 «кустов», объединяющих от 2 до 5-10 аварий на участках длиной от 100 до 500-1000 м. Общая длина этих наиболее опасных участков в сумме не превышает 4 км, или 11% от суммарной протяженности трасс. Лишь 9 нарушений труб не входят в эти «кусты».

*

«V

Рис. 1. Авария на трубопроводе под Санкт-Петербургом

Сопоставление Краснотурьинского участка с другими, менее аварийными участками трасс позволяет выделить три его отличительные характеристики.

Первой из них является расположение этого участка целиком в пределах рудного узла цветных металлов. На Краснотурьинском участке проявляются площадное распространение сульфидной минерализации палеозойских толщ, а также осадочные руды в краевой зоне мезо-кайнозойского чехла платформенных отложений. (Эту краевую зону тоже местами пересекают газопроводы.) В юрских и меловых толщах обнаружены гидроокисные и окисные руды железа, а в палеогеновых и миоценовых - горизонты марганцевого оруднения.

Второй важной особенностью Краснотурьинского участка выступает его приуроченность к зоне крупнейших рельефообразующих, геодинамически активных разломов на стыке Уральских гор и Западно-Сибирской низменности.

Наконец, третьей особенностью данного участка является широко развитая сеть мощных и сверхмощных электролиний, способных вызывать электролитные свойства минерализованных трещинных вод.

Полученные в ходе исследований зависимости показали связь аварийности на трубопроводах с указанными выше особенностями Краснотурьинского района. На наличие аварий в зонах разломов более всего влияют три фактора: минерализация, обводненность и геодинамическое состояние разлома.

На плотность аварий влияет большее количество факторов. Наиболее важным из них оказывается близость к ЛЭП; по-видимому, электромагнитные поля, создаваемые ЛЭП, и утечки тока в значительной степени усиливают коррозионные процессы. Несколько меньшее влияние оказывают тип минерализации, тип и активность разломов.

Сопоставление коэффициентов корреляции наличия и плотности аварий позволило разделить факторы на две группы. Первая группа включает обязательные, мультипликативные факторы, способствующие повышению аварийности в зонах влияния разломов: наличие минерализованных трещинных вод (характерно для всего Краснотурьинского района), разгруженное геодинамическое состояние разлома и отсутствие повышенной обводненности. Вторая группа включает аддитивные факторы, не являющиеся необходимыми для повышения аварийности, но усиливающие действие первых.

На основании данной классификации факторов была определена структура эмпирической формулы и методом наименьших квадратов подобраны коэффициенты. При этом было принято, что на участках, не испытывающих влияния минерализованных трещинных вод, плотность аварий и нарушений при гидроиспытаниях составляет 0,3 аварии на пог. км:

Р = Ро 1 + кминкводкпригр (1 + К акт ) (1 + К лэп )] (1)

N = Р 1

где р - плотность аварий, р0 = 0,3 аварии/км, N - количество аварий на участке длиной 1;

0, при отсутствии минерализации

; (2)

КМИН

2, для SO3

3,5, для SO3, ОН-5,5, для SO3, ОН-, Мп4

0, для болот и русел рек

Квод = \ ; (3)

1, для сухих мест

Г 0 (0,25) для пригруженных разломов

КПРИГР ~ 1 г г . (4)

11, для ослабленных разломов и зон дробления

Примечание: так как во многих случаях затруднительно определить, к какому типу относится разлом, то пригруженным разломам следует придавать ненулевое значение коэффициента КПРИГР.

Г 0,2, для активных разломов

К АКТ =\ ^ (5)

[0, для малоактивных разломов Г 3,7, при расстоянии до ЛЭП менее 3 км

клэп =\ . (6)

[0, при расстоянии до ЛЭП более 3 км

Формула (1) учитывает 71% дисперсии плотности аварий и 82% дисперсии количества аварий.

12 10 4

В 6 3

2 --

О

И|■ 1 . |1

1«|И|,|И|И|И|И|«1*|,|И|.|И|И|.|—|И|■|■|И|И|*|И|■|■|И|,

4----[-»-4-I ■ I ■ I + I * I 1 —■-¡-■-I- I ■ 1

1 2 3 4 5 6 1 % 9 10 11 12 131415 16 17 13192021 22 23 242526 27 23 29

Номера разломов

Фактическое количество аварий и порьшов • Расчетное количество аварий

Рис. 2. Сопоставление расчетного и фактического количества аварий

Другой механизм наблюдается в зонах многолетней мерзлоты. Так как многие магистральные трубопроводы в России (а также в Канаде, США и Скандинавских странах) находятся в этих зонах, то коротко остановимся и на этом типе влияния геодинамики на аварийность. Наиболее опасными для трубопроводов являются зоны сильного проявления пучения, а также талики и участки погребенного льда. Именно на таких участках имеют место наибольшие деформации трубопроводов, способные привести к нарушениям их целостности. Исследования, проведенные на Таймыре,

показали отчетливую связь распространения таликов и погребенного льда с геодинамическим положением блоков. Предварительный геодинамический анализ трасс будущих трубопроводов и проведение необходимых корректировок позволили бы уменьшить трудоемкость изыскательских работ и существенно снизить вероятность аварий. Кроме того, подобный анализ помогает решать сложную проблему выбора оптимальной температуры перекачиваемых углеводородов в районах распространения вечной мерзлоты.

Еще одна проблема, возникающая при строительстве и эксплуатации трубопроводов в районах многолетней мерзлоты, связана с наблюдающимся изменением климата. Как показывают исследования, наибольшая деградация многолетней мерзлоты происходит на границах зон ее распространения, в тех местах, где в настоящее время существуют локальные участки многолетнемерзлых грунтов мощностью от нескольких метров до первых десятков метров. Существенную роль в разрушении мерзлоты играют минерализованные флюиды, поступающие через разгруженные разломы и зоны дробления. Таким образом, хотя причиной таяния мерзлых пород является повышение зимних температур, сам механизм таяния существенно зависит от процессов массо- и теплопереноса, сконцентрированных в приразломных зонах. При переходе мерзлых пород в пластическое или текучее состояние их несущая способность сокращается во много раз, а коэффициенты фильтрации могут возрастать на три порядка и более. При проектировании и строительстве трубопроводов с большим сроком службы необходимо учитывать оба состояния грунтов.

Как показывают исследования, перечисленные выше механизмы не исчерпывают всех форм влияния геодинамических факторов на состояние трубопроводов и других подземных сооружений. Например, приразломные зоны часто представлены тиксотропными грунтами. При наличии мощных техногенных источников вибрации происходит разжижение подобных грунтов и резкое снижение их несущей способности. Отметим, что и в данном случае источником повышенной опасности выступает сочетание природных и техногенных факторов. Весьма вероятно, что существует и иные не изученные на сегодняшний день механизмы влияния геодинамических факторов на состояние трубопроводов. В первую очередь опасность могут представлять агрессивные газы (Н2 и др. ), просачивающиеся через разломы, а также биота (микробы, водоросли), сосредоточенная на обводненных приразломных участках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.