Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ УСТОЙЧИВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ: ОПЫТ КАНАДЫ'

МЕХАНИЗМЫ УСТОЙЧИВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ: ОПЫТ КАНАДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАНАДА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / УСТОЙЧИВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / "ЗЕЛЕНОЕ" ФИНАНСИРОВАНИЕ / "ЗЕЛЕНЫЕ" ОБЛИГАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хорошилов Е. Е.

В статье рассматривается канадский опыт в сфере внедрения механизмов устойчивого финансирования. Характеризуется политика Канады в сфере устойчивого развития. Анализируется роль инструментов устойчивого финансирования на канадском рынке капитала. Отмечается, что применение принципов устойчивого финансирования может дискриминировать в части доступа к финансовым ресурсам предприятия, отрасли, регионы и страны, которые по тем или иным причинам не соответствуют критериям «устойчивости». Механизмы устойчивого финансирования могут быть использованы, в том числе, в качестве инструментов межгосударственной, межотраслевой и корпоративной конкурентной борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хорошилов Е. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE FINANCE IN CANADA

The article analyzes Canadian sustainable development policy and Canada’s experiences in implementing sustainable financing mechanisms. It is concluded that accelerated development of sustainable financing mechanisms is favored by large Canadian financial institutions based mainly in the provinces of Ontario and Quebec. It is also noted that sustainable finance will increasingly discriminate in terms of access to financial resources enterprises, industries, regions and countries that do not meet the criteria of sustainability. Sustainable finance mechanisms could be also used as instruments of interstate, intersectoral and corporate competition.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ УСТОЙЧИВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ: ОПЫТ КАНАДЫ»

МЕХАНИЗМЫ УСТОЙЧИВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ: ОПЫТ КАНАДЫ

Хорошилов Е.Е.

ХОРОШИЛОВ Евгений Евгеньевич - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник отдела Канады ФГБУН «Институт США и Канады РАН», Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается канадский опыт в сфере внедрения механизмов устойчивого финансирования. Характеризуется политика Канады в сфере устойчивого развития. Анализируется роль инструментов устойчивого финансирования на канадском рынке капитала. Отмечается, что применение принципов устойчивого финансирования может дискриминировать в части доступа к финансовым ресурсам предприятия, отрасли, регионы и страны, которые по тем или иным причинам не соответствуют критериям «устойчивости». Механизмы устойчивого финансирования могут быть использованы, в том числе, в качестве инструментов межгосударственной, межотраслевой и корпоративной конкурентной борьбы.

Ключевые слова: Канада, устойчивое развитие, устойчивое финансирование, «зеленое» финансирование, «зеленые» облигации.

Для цитирования: Хорошилов Е.Е. Механизмы устойчивого финансирования: опыт Канады // Экономические системы. 2020. Том 13. № 4 (51). С. 230-243. DOI 10.29030/2309-2076-202013-4-230-243.

Введение

В последние годы на мировом финансовом рынке все большее распространение получает «ответственное инвестирование», т. е. такой подход к принятию инвестиционных решений, при котором учитываются экологические и социальные факторы, а также практики корпоративного управления. Процесс реализации принципов ответственного инвестирования в хозяйственной деятельности получил название «устойчивое финансирование». С 2006 г. к международной инициативе «Принципы ответственного инвестирования» присоединилось более 3,3 тыс. финансовых институтов, причем только за первые девять месяцев 2020 г. их число увеличилось на 8,6% [1. С. 34]. Совокупные активы организаций-подписантов инициативы на 30 марта 2020 г. оценивались в 103,4 трлн долл.

На сегодняшний день основным механизмом привлечения устойчивого финансирования является выпуск «зеленых» облигаций. Согласно данным Международной некоммерческой организации «Инициатива по климатическим облигациям», в 2019 г. 496 эмитентов из 51 юрисдикции разместили 1788 выпусков «зеленых» облигаций. Сумма привлеченных через этот механизм средств по сравнению с 2018 г. увеличилась на 51% и составила 255 млрд долл. [2. С. 1].

Важной проблемой, связанной с внедрением концепции устойчивого финансирования, является определение критериев устойчивости. Российский ученый

С.Н. Бобылев отмечает, что «к сожалению, адекватного и общепринятого подхода к квантификации и количественному измерению устойчивости до сих пор нет» [3. С. 73]. Это утверждение можно в полной мере отнести и к устойчивому финансированию.

В настоящее время по всему миру ведется большая работа по разработке таксономии устойчивого финансирования. В связи с этим можно отметить деятельность Технического комитета ИСО / ТК 322 «Устойчивое финансирование» и Технической экспертной группы (ТЭГ) по устойчивому финансированию Европейской комиссии. Собственную таксономию разрабатывают такие страны, как Китай, Япония, Великобритания, Франция, Нидерланды [4]. В России таксономию «зеленых» проектов разрабатывает специальная рабочая группа при национальном институте развития ВЭБ РФ. Широкое признание на мировых рынках капитала получили принципы «зеленых», «социальных» и «устойчивых» облигаций, принятые Международной ассоциацией рынков капитала.

Активные усилия по внедрению механизмов устойчивого финансирования сегодня предпринимаются и в Канаде. Для России канадский опыт в этой сфере представляет большой интерес по целому ряду причин.

Во-первых, в канадском ВВП и экспорте высока доля добывающих и смежных отраслей. Такая структура экономики и внешней торговли, которая характерна и для Российской Федерации, несет в себе существенные риски при переходе к устойчивому развитию.

Во-вторых, как и в России, в Канаде в силу значительных диспропорций в экономическом потенциале регионов переход к устойчивому развитию будет более болезненным для одних регионов и менее болезненным для других.

В-третьих, на канадскую экономику окажет большое влияние вероятный «зеленый» поворот США при администрации Дж. Байдена, особенно если американские власти введут корректирующие углеродные сборы или квоты на угле-родоемкие товары. Похожая проблема стоит и перед Российской Федерацией, которая, по всей видимости, станет одной из наиболее пострадавших сторон от введения трансграничного углеродного регулирования Европейским союзом.

Следует отметить, что существует обширная российская научная литература, посвященная проблемам «зеленого» финансирования. В 2016-2017 гг. были опубликованы: статья Б.Н. Порфирьева о «зеленых» финансах как новом факторе мировой экономической динамики [5]; работа А.Е. Дворецкой о роли «зеленых» финансов в обеспечении экономического роста, посвященная развитию «зеленого» финансирования в России и за рубежом [6]; монография, подготовленная коллективом авторов из Финансового университета при Правительстве Российской Федерации [7]. О современных подходах к финансированию «зеленого» роста идет речь в статье исследователей из Центра международных финансов Научно-исследовательского финансового института [8]. Особенности «зеленого» кредита рассмотрели О.С. Мирошниченко и Н.А. Мостовая [9]. Обзор развития «зеленых» инвестиций в различных странах мира, включая Канаду, представлен в статье И.Д. Ракова [10]. «Зеленым» облигациям, мерам по развитию их рынка и «зеленому» финансированию в ведущих экономиках мира

посвящены несколько статей О.В. Богачевой и О.В. Смородинова [11; 12; 13]. Различные аспекты международного сотрудничества в области «зеленого» финансирования освещены Л.С. Худяковой [14]. Экологизация мировой финансовой системы стала предметом изучения В.В. Архиповой [15]. Роль суверенных фондов в создании «зеленой» экономики рассмотрел С.В. Чебанов [16]. Подходы государства к развитию «зеленого» финансирования и трудности с оценкой внешнего эффекта от «зеленых» инвестиций проанализировала Е.П. Федорова [17]. Видам «зеленых» проектов, «зеленым» финансовым инструментам и мерам государственной поддержки «зеленого» финансирования посвящена статья С.И. Коданевой [18].

При этом вопросам устойчивого финансирования в целом, в том числе в стра-новом разрезе, в отечественной научной литературе пока уделялось меньше внимания. Здесь можно отметить работы Л.С. Худяковой, в которых анализируются основные направления «устойчивого» реформирования глобальных финансов и создание системы устойчивого финансирования в Европейском союзе [19; 20], а также статью И.А. Яковлева и С.И. Никулиной, посвященную стратегии Индонезии в области устойчивого финансирования [21].

В целом проблемы использования механизмов устойчивого инвестирования сегодня являются актуальным и перспективным направлением экономических исследований.

Основная часть

Политика Канады в сфере устойчивого развития. Проблемы устойчивого развития начали привлекать внимание правящих кругов Канады с начала 1970-х гг, когда в стране увидели свет ряд научных работ и документов, поднимавших проблему необходимости перехода к эффективному использованию канадской ресурсной базы и сокращению производства отходов. В связи с этим можно отметить доклад «Вопросы политики в области природных ресурсов в Канаде», подготовленный в 1973 г. авторитетным Советом Канады по науке. В докладе, в частности, указывалось, что граждане, органы государственной власти, институты и отрасли промышленности Канады «должны начать переход от общества потребления, озабоченного эксплуатацией ресурсов, к обществу охраны природы, занятому более конструктивной деятельностью» [22. С. 39]. Интересно, что в тот период у власти находился премьер-министр П.Э. Трюдо, отец нынешнего главы канадского правительства.

В 1987 г., после того как увидел свет подготовленный к 42-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития «Наше общее будущее», правительство Канады учредило Национальный круглый стол по вопросам окружающей среды и экономики. Этот консультативный орган действовал до 2013 г. и опубликовал ряд фундаментальных докладов по вопросам экологии, сокращению выбросов углеводородных газов и устойчивому развитию различных отраслей канадской экономики.

Прочная законодательная база в сфере перехода к устойчивому развитию в Канаде образовалась в 2008 г с принятием Федерального закона «Об устойчивом развитии». Этот закон устанавливает, что «правительство Канады признает основополагающий принцип, согласно которому устойчивое развитие основывается на экологически эффективном использовании природных, социальных и экономических ресурсов, и признает необходимость учета экологических, экономических и социальных факторов при принятии всех решений правительством» [23. С. 2]. Кроме того, закон обеспечивает правовую основу для разработки и реализации Федеральной стратегии устойчивого развития, которая пересматривается каждые три года.

В настоящее время в Канаде действует четвертая Федеральная стратегия устойчивого развития, рассчитанная на период с 2019 по 2022 г. и устанавливающая 13 долгосрочных целей устойчивого развития, которые отражают канадские приоритеты при реализации одобренных ООН 17 глобальных целей устойчивого развития [24. С. п].

В 2016 г. правительство Канады опубликовало Пан-канадскую Рамочную программу по чистому росту и изменению климата. Документ описывает меры, которые необходимо предпринять федеральному правительству, а также правительствам провинций и территорий для того, чтобы Канада смогла достигнуть заявленной цели по сокращению выбросов углекислого газа на 30% по отношению к уровню 2005 г. Это «конкретный план, который, когда он будет реализован, позволит выполнить международные обязательства Канады» [25. С. 5]. Кстати, несмотря на название, программа была одобрена не всеми провинциями. Отказались ее поддержать правительства провинций Саскачеван и Манитоба.

Следует отметить, что климатическая повестка и вопросы устойчивого развития - один из приоритетов действующего кабинета Дж. Трюдо. Как отмечает российский ученый Е.Г. Комкова, «фирменным стилем либерального правительства Дж. Трюдо стало предложение о включении в состав фритредерских соглашений так называемых прогрессивных элементов, в том числе экологических норм, которые «раньше считались необязательными для торговых договоренностей, но сегодня все больше востребованы» [26. С. 181].

Вместе с тем переход к устойчивому развитию грозит Канаде серьезными проблемами экономического и внутриполитического характера. Дело в том, что значительная доля канадского ВВП производится отраслями, для которых такой переход является наиболее болезненным: добывающей промышленностью, трубопроводным транспортом, электроэнергетикой, коммунальными предприятиями, сельским и лесным хозяйством. В 2019 г. на эти отрасли канадской экономики приходилось 12,3% ВВП страны, в том числе на добычу полезных ископаемых -7,5% [27]. Причем у ряда канадских провинций зависимость от добывающего сектора намного выше среднеканадских значений. Так, в провинции Саскачеван на добычу полезных ископаемых приходится 26,9% валового провинциального продукта, Альберте - 27,2%, Ньюфаундленде и Лабрадоре - 39,4% [28].

Кроме того, канадская обрабатывающая промышленность, как отмечает ведущий отечественный исследователь экономики Канады Л.А. Немова, «отличается повышенным удельным весом обрабатывающих производств, непосредственно связанных с ресурсно-сырьевыми отраслями экономики - горнодобывающим и нефтегазовым секторами, энергетикой, сельским и лесным хозяйством»; крупнейшими комплексами в ней являются автомобилестроение, а также производство авиационной и железнодорожной техники [29. С. 25].

Учитывая, что основным рынком для канадских углеводородов является США, существенные риски для канадской нефтегазовой промышленности несут планы президента Соединенных Штатов Дж. Байдена ввести пограничный углеродный сбор или углеродные квоты на импорт.

Таким образом, переход к низкоуглеродной экономике и ужесточение экологических требований, с одной стороны, бьют по базовым отраслям экономики Канады. С другой стороны, они одновременно вносят свой вклад в обострение и без того существенных федерально-провинциальных противоречий. И это в условиях, когда, как отмечает российский специалист по внутриполитическим проблемам Канады Е.В. Исраелян, именно данные противоречия, а также «растущие претензии Западной Канады к федеральному центру» и провинциальный сепаратизм, являются главными проблемами для кабинета Дж. Трюдо [30. С. 74].

Доклад Группы экспертов по устойчивым финансам. Обращает на себя внимание тот факт, что Федеральная стратегия устойчивого развития Канады на 2019-2020 гг. практически не уделяет внимание вопросам устойчивого финансирования. В данном 135-страничном документе термин «устойчивое финансирование» употребляется только три раза, а слова «финансы» и «финансирование» встречаются всего девять раз [24].

Недостаточность проработки возможностей использования механизмов устойчивого финансирования для достижения канадских целей устойчивого развития, по всей видимости, была очевидна и правительству Канады. В связи с этим в 2018 г. оно объявило о создании Группы экспертов по устойчивому финансированию. Перед группой экспертов были поставлены задачи провести консультации с представителями канадских деловых кругов по поводу использования механизмов устойчивого финансирования, а также изучить возможности и проблемы, с которыми сталкиваются компании при добровольном раскрытии информации о финансовых рисках, связанных с изменением климата [31].

Возглавил Группу экспертов по устойчивому финансированию декан факультета управления им. Ротмана Торонтского университета, бывший старший заместитель управляющего Банком Канады Т. Мэклем. В состав этой группы вошли член совета директоров крупнейшего канадского банка «Ройял бэнк оф Кэ-нада», исполнительный вице-президент гигантского провинциального пенсионного и инвестиционного фонда «Депозиты и инвестиции Квебека» и директор по рискам и стратегии другого ведущего канадского провинциального пенсионного фонда «Пенсионный план учителей Онтарио». Таким образом, группа оказалась очень авторитетной по своему составу, но не репрезентативной -

в ней были представлены финансовые круги Онтарио и Квебека и не представлена Западная Канада, для экономики которой концепции устойчивого развития и устойчивого финансирования несут значительные риски.

Доклад, подготовленный Группой экспертов по устойчивому финансированию, увидел свет в середине 2019 г. В нем предлагается «пакет практических, конкретных рекомендаций, ориентированных на поощрение важных видов рыночной деятельности, моделей поведения и структур, необходимых для того, чтобы сделать устойчивое финансирование общепринятым» [32. С. IV]. Всего доклад содержит 15 основных рекомендаций, в том числе:

1) составление отраслевых дорожных карт перехода к экономике с низким уровнем выбросов;

2) предоставление канадцам возможности и стимулов инвестировать свои сбережения, сообразуясь с климатическими целями;

3) учреждение постоянного Совета по действиям в сфере устойчивого финансирования с межведомственным секретариатом для консультирования и оказания помощи федеральному правительству в реализации предложений, представленных Группой экспертов по устойчивому финансированию;

4) учреждение Канадского центра климатической информации и аналитики;

5) определение канадского подхода к осуществлению рекомендаций международной Рабочей группы по раскрытию связанной с климатом финансовой информации;

6) уточнение рамок фидуциарной обязанности в контексте изменения климата;

7) содействие формированию поддерживающей финансовой экосистемы;

8) включение климатических рисков в мониторинг, регулирование и надзор за финансовой системой Канады;

9) расширение «зеленого» сегмента канадского рынка ценных бумаг с фиксированным доходом и установление глобального стандарта финансирования перехода к устойчивому развитию;

10) содействие превращению устойчивого инвестирования в общепринятый подход в сфере управления активами в Канаде;

11) определение преимуществ и стратегии финансирования канадского рынка чистых технологий;

12) поддержание конкурентоспособности канадской нефтяной и газовой промышленности в условиях перехода к экономике с низким уровнем выбросов.

В частности, Группа экспертов рекомендовала определить список сберегательных и пенсионных продуктов, которые соответствуют критериям устойчивого финансирования, и разработать стандарты их аккредитации [32. С. 9]. Розничным инвесторам, вкладывающим средства в аккредитованные продукты, предлагается предоставлять дополнительные налоговые вычеты. На первом этапе аккредитованными продуктами могут стать «зеленые» облигации, отвечающие соответствующим критериям Международной ассоциации рынков капитала, а также биржевые инвестиционные фонды и паевые фонды, инвестирующие в такие облигации.

По мнению авторов доклада, в идеале Канада должна принять единую согласованную на международном уровне таксономию «зеленой» и «устойчивой» экономической деятельности, учитывающую разные классы активов. Однако поскольку такая таксономия вряд ли появится в ближайшем будущем, Канаде следует взять за основу одну из международных таксономий и совместно с другими странами со схожей структурой экономики разработать дополнительные критерии. Подчеркивалось, что канадская таксономия «должна быть детализированной, чтобы избежать двусмысленности, и в то же время достаточно гибкой, чтобы развиваться в соответствии с политикой, спросом и инновациями» [32. С. 28]. В связи с этим предлагалось поддержать создание канадского технического комитета по таксономии, который мог бы провести консультации с заинтересованными канадскими сторонами, сравнить международные таксономии и выбрать из них наиболее подходящую для Канады, а также инициировать диалог по данным вопросам с потенциальными партнерами за рубежом.

Федеральному правительству Канады в докладе также рекомендовалось ввести в действие временные стимулирующие меры, направленные на развитие канадского рынка «зеленых» облигаций, включая:

• прямое субсидирование эмитентам «зеленых» облигаций процентных платежей из федерального бюджета;

• полное или частичное освобождение от налогов купонного дохода, получаемого владельцами «зеленых» облигаций;

• возмещение из федерального бюджета расходов на первичное размещение «зеленых облигаций» [32. С. 30].

Вызовы, с которыми столкнулись мир и Канада в 2020 г., естественно, отодвинули проблемы устойчивого финансирования на второй план, и представленные в докладе предложения группы экспертов пока еще в целом ждут своего часа. Вместе с тем можно ожидать реализации ряда предложенных группой экспертов мер на практике. Не в последнюю очередь это связано и с тем, что среди главных интересантов широкого внедрения в Канаде механизмов устойчивого финансирования есть влиятельные представители канадских финансовых кругов, располагающие широкими лоббистскими возможностями.

В частности, одно из представленных в докладе предложений уже реализуется. Над канадской таксономией начал работу Технический комитет по переходному и устойчивому финансированию. Этот же комитет отвечает за участие Канады в деятельности Технического комитета ИСО / ТК 322 «Устойчивое финансирование».

Канадский рынок капитала и механизмы устойчивого финансирования. Основной механизм привлечения устойчивого финансирования в Канаде, как и в мире, - выпуск «зеленых» и «устойчивых» облигаций. Если в 2014 г. на канадском рынке были размещены такие ценные бумаги на 1,2 млрд кан. долл., то в 2019 г. - уже на 12,2 млрд кан. долл. [33]. В 2019 г. Канада занимала девятое место в мире по объему размещенных «зеленых» облигаций, уступая толь-

ко США, Китаю, Франции, Германии, Нидерландам, международным организациям, Швеции и Японии [34. С. 2].

Обращает на себя внимание тот факт, что выпуски «зеленых», «устойчивых» и «социальных» облигаций пользуются в Канаде большим спросом. Так, седьмой выпуск «зеленых» облигаций провинции Онтарио, размещенный в феврале 2020 г., при объеме в 500 млн кан. долл. был переподписан в шесть раз [35].

В списке канадских эмитентов, разместивших выпуски «зеленых» и «устойчивых» облигаций, деноминированных как в канадских долларах, так и в долларах США и евро, находятся провинции Квебек, Онтарио и Британская Колумбия, муниципалитеты Торонто и Ванкувера, Университет Конкордиа, ведущие финансовые институты страны разного профиля, включая все крупнейшие коммерческие банки и одну «коронную» (государственную) корпорацию, компании сферы недвижимости, предприятия коммунального обслуживания и транспортной инфраструктуры. Кроме того, «зеленые» облигации, деноминированные в канадской валюте, разместили Международная финансовая корпорация и Всемирный банк.

Большие надежды на механизмы устойчивого финансирования возлагает канадская инвестиционная группа «Брукфилд эссет менеджмент», под управлением которой находятся 550 млрд долл., вложенные в недвижимость, инфраструктурные проекты и «зеленую» энергетику по всему миру [36]. «Брукфилд» уже разместила несколько выпусков «зеленых» облигаций и в настоящее время формирует фонды для инвестиций в инструменты устойчивого финансирования. О финансовых ресурсах и лоббистских возможностях этой группы говорят, например, те факты, что она - самый крупный владелец коммерческой недвижимости в Нью-Йорке; курировать проекты в сфере устойчивого финансирования в должности вице-президента ею был нанят М. Карни, который в 2013-2020 гг. возглавлял Банк Англии, в 2011-2018 гг. был председателем Совета по финансовой стабильности, а в 2008-2013 гг. руководил Банком Канады. Есть основания полагать, что именно «Брукфилд» может стать одним из основных бенефициаров внедрения механизмов устойчивого финансирования в Канаде. Потенциал своего нового бизнеса группа оценивает в 50-100 млрд долл. [37].

Следует обратить внимание еще на одно направление в реализации принципов устойчивого финансирования. Все большее число финансовых институтов по всему миру принимают корпоративные политики устойчивого развития, предусматривающие отказ от инвестиций в капитал или предоставление долгового финансирования проектам, которые по тем или иным причинам не отвечают экологическим и социальным требованиями.

В Канаде крупнейшие коммерческие банки «Ройял бэнк оф Кэнада» и «Торонто-Доминион бэнк» в соответствии со своими корпоративными планами устойчивого развития уже отказываются предоставлять финансирование проектам в сфере добычи нефти и газа в Арктике [38]. Такой же политики придерживаются, кстати, американские банки «Голдман Сакс», «Джей-Пи Морган Чейз», «Уэллс Фарго», «Ситигрупп» и «Морган Стенли».

Заключение

Устойчивое финансирование представляет собой незначительный, хотя и быстро растущий сегмент канадского рынка капиталов. В его ускоренном развитии заинтересован в первую очередь крупный канадский финансовый капитал, в том числе ведущие финансовые институты страны, базирующиеся в провинциях Онтарио и Квебек.

Дополнительный импульс внедрению механизмов устойчивого финансирования в Канаде может придать назначение в июне 2020 г управляющим канадским центральным банком Т. Мэклема, который известен своим «зелеными» взглядами и возглавлял канадскую Группу экспертов по устойчивому финансированию. Мэклем уже заявил, что климатическая политика должна быть частью канадского плана восстановления экономики после кризиса, вызванного пандемией COVID-19 [39].

В целом же, анализируя перспективы развития устойчивого финансирования в глобальном масштабе, целесообразно обратить внимание на следующее.

Концепция устойчивого финансирования уже начинает оказывать существенное трансформирующее влияние на мировую экономику на структурном уровне, и этот трансформирующий эффект будет иметь долгосрочный характер.

При этом, с одной стороны, механизмы устойчивого финансирования могут внести определенный вклад в построение более чистой, более справедливой экономики. Они позволяют снижать стоимость финансирования для проектов, направленных на ограничение вреда, наносимого деятельностью человека окружающей среде, улучшение социальной инфраструктуры и качества жизни населения, борьбу с бедностью и т. п.

С другой стороны, применение принципов устойчивого финансирования, по всей видимости, будет все сильнее дискриминировать в части доступа к финансовым ресурсам предприятия, отрасли, регионы и страны, которые по тем или иным причинам не соответствуют критериям устойчивости. Причем сами эти критерии достаточно размыты, а их выработка политизирована.

Таким образом, механизмы устойчивого финансирования могут быть использованы в том числе в качестве инструментов межгосударственной, межотраслевой и корпоративной конкурентной борьбы. Связанные с этим риски необходимо учитывать при выработке национальной политики в сфере устойчивого развития и при разработке планов внедрения механизмов устойчивого финансирования.

Источники

1. PRI Update. Q4 2020. URL: https://www.unpri.org/download?ac=11599 (дата обращения: 30.11.2020).

2. 2019 Green Bond Market Summary. February 2020. URL: https://www.climatebonds.net/ system/tdf/reports/2019_annual_highlights-final.pdf?file=1&type=node&id=46731&force=0 (дата обращения: 30.11.2020).

3. Бобылев С.Н. Устойчивое развитие: новое видение будущего? // Вопросы политической экономии. 2020. № 1 (21). C. 67-83.

4. Developing Sustainable Finance Definitions and Taxonomies. URL: https://www.oecd.org/ environment/developing-sustainable-finance-definitions-and-taxonomies-134a2dbe-en.htm (дата обращения: 30.11.2020).

5. Порфирьев Б.Н. «Зеленые» тенденции в мировой финансовой системе // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т. 60. № 9. С. 5-16.

6. ДворецкаяА.Е. Зеленое финансирование как современный тренд глобальной экономики // Вестник академии. 2017. № 2. С. 60-65.

7. «Зеленые финансы» в мире и России: Монография / Б.Б. Рубцов [и др.]; под. ред. Б.Б. Рубцова. М.: РУСАЙНС, 2016.

8. Финансирование «зеленого» экономического роста: концепции, проблемы, подходы / И.А. Яковлев [и др.] // Финансовый журнал. 2017. № 3 (37). С. 9-21.

9. Мирошниченко О.С., Мостовая Н.А. «Зеленый» кредит как инструмент «зеленого» финансирования // Финансы: теория и практика. 2019. Т. 23. № 2. С. 31-43.

10. РаковИ.Д. Механизмы поддержки финансирования «зеленых» проектов: опыт стран // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11. № 2. С. 67-82.

11. Богачева О.В., Смородинов О.В. «Зеленые» облигации как важнейший инструмент финансирования «зеленых» проектов // Финансовый журнал. 2016. № 2 (30). С. 55-65.

12. Богачева О.В., Смородинов О.В. Государственные меры по организации и развитию рынка «зеленых» облигаций // Финансовый журнал. 2016. № 3 (31). С. 70-81.

13. Богачева О.В., Смородинов О.В. Проблемы «зеленого» финансирования в странах G20 // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61. № 10. С. 16-24.

14. Худякова Л.С. Международное сотрудничество в развитии «зеленого» финансирования // Деньги и кредит. 2017. № 7. С. 10-18.

15. Архипова В.В. «Зеленые финансы» как средство для решения глобальных проблем // Экономический журнал ВШЭ. 2017. Т. 21. № 2. С. 312-332.

16. Чебанов С.В. «Зеленая» экономика: роль суверенных фондов // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. № 3. С. 5-12.

17. Федорова Е.П. Роль государства в решении проблем развития «зеленого» финансирования // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 4. С. 37-51.

18. Коданева С.И. «Зеленые инвестиции» в России и за рубежом: проблемы, механизмы, перспективы // Россия и мир в XXI веке. 2020. № 3 (108). С. 68-88.

19. Худякова Л.С. Реформа глобальных финансов в контексте устойчивого развития // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 7. С. 38-47.

20. Худякова Л.С. Создание системы устойчивого финансирования в Европейском союзе // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. № 7. С. 16-22.

21. YakovlevI.A., Nikulina S.I. Indonesia's Strategy for Sustainable Finance // Financial Journal. 2019. No. 6. P. 83-95.

22. Science Council of Canada. Report 19: Natural Resource Policy Issues in Canada. Ottawa: Information Canada. 1973.

23. Federal Sustainable Development Act. URL: https://laws-lois.justice.gc.ca/PDF/F-8.6.pdf (accessed: 30.11.2020).

24. Achieving Sustainable Future. A Federal Sustainable Development Strategy for Canada. 2019 to 2022. URL: https://www.fsds-sfdd.ca/downloads/FSDS_2019-2022.pdf (accessed: 30.11.2020).

25. Pan-Canadian Framework on Clean Growth and Climate Change: Canada's plan to address climate change and grow the economy. 2016. URL: http://publications.gc.ca/collections/ collection_2017/eccc/En4-294-2016-eng.pdf (accessed: 30.11.2020).

26. Комкова Е.Г. Канада: особый путь в глобализацию // Россия и современный мир. 2020. № 2 (107). С. 169-189.

27. Statistics Canada. Table 36-10-0434-06 Gross domestic product (GDP) at basic prices, by industry, annual average, industry detail (x 1,000,000). URL: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/ en/cv.action?pid=3610043406 (accessed: 30.11.2020).

28. Statistics Canada. Table 36-10-0402-01 Gross domestic product (GDP) at basic prices, by industry, provinces and territories (x 1,000,000). URL: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/ cv.action?pid=3610040201 (accessed: 30.11.2020).

29. Немова Л.А. Экономика Канады в год 150-летия государства // США и Канада: экономика, политика, культура. 2017. № 5 (569). С. 24-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Исраелян Е.В. Персоналии и приоритеты нового правительства Канады // США и Канада: экономика, политика, культура. 2020. № 50 (2). С. 61-77.

31. Government of Canada launches Expert Panel to help Canada tap into trillion-dollar opportunity from clean growth and climate action. 12.04.2018. URL: https://www.canada.ca/en/ environment-climate-change/news/2018/04/government-of-canada-launches-expert-panel-to-help-canada-tap-into-trillion-dollar-opportunity-from-clean-growth-and-climate-action.html (accessed: 30.11.2020).

32. Final Report of the Expert Panel on Sustainable Finance: Mobilizing Finance for Sustainable Growth. 2019. URL: http://publications.gc.ca/collections/collection_2019/eccc/En4-350-2-2019-eng.pdf (accessed: 30.11.2020).

33. Sustainable Finance Bonds: 2020 Canadian Market // IR Leader. 2020. V. 30. Issue 3. URL: http://publications.ciri.org/IR-Leader/2020/Volume-30/Issue-3/Sustainable-Finance-Bonds.aspx (accessed: 30.11.2020).

34. Opportunities in the Canadian Green Bond Market v4.0. 2020. February. URL: https://iiac. ca/wp-content/uploads/0pportunities-in-the-Canadian-Green-Bond-Market-v4.0-Feb-2020.pdf (accessed: 30.11.2020).

35. IA Financial may tap ESG funding amid pledge to reduce emissions // The Financial Post. 20.02.2020. URL: https://business.financialpost.com/investing/canadas-ia-financial-may-tap-esg-funding-amid-emissions-pledge (accessed: 30.11.2020).

36. Mark Carney to head ESG investing at Brookfield Asset Management // The Financial Post. 26.08.2020. URL: https://financialpost.com/investing/mark-carney-to-head-esg-investing-at-brookfield-asset-management (accessed: 30.11.2020)

37. Brookfield to Launch Reinsurer, Distribute Shares to Investors // Bloomberg. 2020. 12.11. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-11-12/brookfield-to-launch-reinsurer-distribute-shares-to-investors (accessed: 30.11.2020).

38. TD Bank says it will not finance oil and gas activities in the Arctic // Reuters. 2020. 09.11. URL: https://ca.reuters.com/article/businessNews/idCAKBN27P2AB (accessed: 30.11.2020).

39. New Bank of Canada governor Macklem brings job familiarity with green touch // Reuters. 2020. 01.05. URL: https://ca.reuters.com/article/businessNews/idCAKBN22D5NK (accessed: 30.11.2020).

SUSTAINABLE FINANCE in Canada

Khoroshilov E.E.

KHOROSHILOV Evgeny Evgenievich - Ph.D. in economic sciences, leading research fellow, Canadian Department, Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The article analyzes Canadian sustainable development policy and Canada's experiences in implementing sustainable financing mechanisms. It is concluded that accelerated development of sustainable financing mechanisms is favored by large Canadian financial institutions based mainly in the provinces of Ontario and Quebec. It is also noted that sustainable finance will increasingly discriminate in terms of access to financial resources enterprises, industries, regions and countries that do not meet the criteria of sustainability. Sustainable finance mechanisms could be also used as instruments of interstate, intersectoral and corporate competition.

Keywords: Canada, sustainable development, sustainable finance, green finance, green bonds.

For citation: Khoroshilov E.E. Sustainable finance in Canada. Economic Systems. 2020. Vol. 13. No. 4 (51). P. 230-243. DOI 10.29030/2309-2076-2020-13-4-230-243.

References

1. PRI Update. Q4 2020. URL: https://www.unpri.org/download?ac=11599 (accessed: 30.11.2020).

2. 2019 Green Bond Market Summary. February 2020. URL: https://www.climatebonds.net/ system/tdf/reports/2019_annual_highlights-final.pdf?file=1&type=node&id=46731&force=0 (accessed: 30.11.2020).

3. Bobylev S.N. Sustainable development: a new vision of the future? Problems in Political Economy. 2020. No. 1 (21). P. 67-83.

4. Developing Sustainable Finance Definitions and Taxonomies. URL: https://www.oecd.org/ environment/developing-sustainable-finance-definitions-and-taxonomies-134a2dbe-en.htm (accessed: 30.11.2020).

5. Porfir'ev B.N. Green trends in global financial system. World Economy and International Relations. 2016. V. 60. No. 9. P. 5-16.

6. Dvoretskaya A.E. Green financial as a modern trend in the global economy. Vestnik akademii. 2017. No. 2. P. 60-65.

7. Green finance in the world and Russia: Monography / B.B. Rubtsov [et al.]; ed. by B.B. Rubtsov. M.: RUSCIENCE, 2016.

8. Financing green economic growth: conceptions, problems, approaches / Yakovlev I.A [et al.]. Financial Journal. 2017. No. 3 (37). P. 9-21.

9. Miroshnichenko O.S., Mostovaya N.A. Green loan as a tool for green financing. Finance: Theory and Practice. 2019. V. 23. No. 2. P. 31-43.

10. Rakov I.D. Mechanisms of support of «green» projects financing: experience of countries. Actual Problems of Economics and Law. 2017. V. 11. No. 2. P. 67-82.

11. Bogacheva O.V., Smorodinov O.V. Green bonds as a key instrument for financing green projects. Financial Journal. 2016. No. 2 (30). P. 55-65.

12. Bogacheva O.V., Smorodinov O.V. Government measures aimed at formation and development of green bond market. Financial Journal. 2016. No. 3 (31). P. 70-81.

13. Bogacheva O.V., Smorodinov O.V. Challenges to green finance in G20 countries. World Economy and International Relations. 2017. V. 61. No. 10. P. 16-24.

14. Hudyakova L.S. International cooperation in the development of green finance. Russian Journal of Money and Finance. 2017. No. 7. P. 10-18.

15. Arhipova V.V. «Green finance» as a recipe of solving global problems. HSE Economic Journal. 2017. V. 21. No. 2. P. 312-332.

16. Chebanov S.V. «Green» economy: role of sovereign funds. World Economyand International Relations. 2019. V. 63. No. 3. P. 5-12.

17. Fedorova E.P Role of the state in the resolution of green finance development issues. Financial Journal. 2020. V. 12. No. 4. P. 37-51.

18. Kodaneva S.I. «Green investments» in Russia and abroad: problems, mechanism and prospects. Russian and the World in the XXI century. 2020. No. 3 (108). P. 68-88.

19. Hudyakova L.S. Reform of global finance in the context of sustainable development. World Economy and International Relations. 2018. V. 62. No. 7. P. 38-47.

20. Hudyakova L.S. Launching a sustainable financial system in the European Union. World Economy and International Relations. 2019. V. 63. No. 7. P. 16-22.

21. Yakovlev I.A., Nikulina S.I. Indonesia's Strategy for Sustainable Finance. Financial Journal, 2019. No. 6. P. 83-95.

22. Science Council of Canada. Report 19: Natural Resource Policy Issues in Canada. Ottawa: Information Canada. 1973.

23. Federal Sustainable Development Act. URL: https://laws-lois.justice.gc.ca/PDF/F-8.6.pdf (accessed: 30.11.2020).

24. Achieving Sustainable Future. A Federal Sustainable Development Strategy for Canada. 2019 to 2022. URL: https://www.fsds-sfdd.ca/downloads/FSDS_2019-2022.pdf (accessed: 30.11.2020).

25. Pan-Canadian Framework on Clean Growth and Climate Change: Canada's plan to address climate change and grow the economy. 2016. URL: http://publications.gc.ca/collections/ collection_2017/eccc/En4-294-2016-eng.pdf (accessed: 30.11.2020).

26. Komkova E.G. Canada: peculiar path to globalization. Russia and modern world. 2020. No. 2 (107). P. 169-189.

27. Statistics Canada. Table 36-10-0434-06 Gross domestic product (GDP) at basic prices, by industry, annual average, industry detail (x 1,000,000). URL: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/ en/cv.action?pid=3610043406 (accessed: 30.11.2020).

28. Statistics Canada. Table 36-10-0402-01 Gross domestic product (GDP) at basic prices, by industry, provinces and territories (x 1,000,000). URL: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/ cv.action?pid=3610040201 (accessed: 30.11.2020).

29. Nemova L.A. Canada's economy at the time of the country's 150th anniversary. USA and Canada: economics - politics - culture. 2017. No. 5 (569). P. 24-42.

30. Israelyan E.V. Personalities and priorities of the new Canadian cabinet. USA and Canada: economics - politics - culture. 2020. No. 50 (2). P. 61-77.

31. Government of Canada launches Expert Panel to help Canada tap into trillion-dollar opportunity from clean growth and climate action. 12.04.2018. URL: https://www.canada.ca/en/ environment-climate-change/news/2018/04/government-of-canada-launches-expert-panel-to-help-canada-tap-into-trillion-dollar-opportunity-from-clean-growth-and-climate-action.html (accessed: 30.11.2020).

32. Final Report of the Expert Panel on Sustainable Finance: Mobilizing Finance for Sustainable Growth. 2019. URL: http://publications.gc.ca/collections/collection_2019/eccc/En4-350-2-2019-eng.pdf (accessed: 30.11.2020).

33. Sustainable Finance Bonds: 2020 Canadian Market. IR Leader. 2020. V. 30. Issue 3. URL: http://publications.ciri.org/IR-Leader/2020/Volume-30/Issue-3/Sustainable-Finance-Bonds.aspx (accessed: 30.11.2020).

34. Opportunities in the Canadian Green Bond Market v4.0. 2020. February. URL: https://iiac. ca/wp-content/uploads/Opportunities-in-the-Canadian-Green-Bond-Market-v4.0-Feb-2020.pdf (accessed: 30.11.2020).

35. IA Financial may tap ESG funding amid pledge to reduce emissions. The Financial Post. 2020. 20.02. URL: https://business.financialpost.com/investing/canadas-ia-financial-may-tap-esg-funding-amid-emissions-pledge (accessed: 30.11.2020).

36. Mark Carney to head ESG investing at Brookfield Asset Management. The Financial Post. 2020. 26.08. URL: https://financialpost.com/investing/mark-carney-to-head-esg-investing-at-brookfield-asset-management (accessed: 30.11.2020).

37. Brookfield to Launch Reinsurer, Distribute Shares to Investors. Bloomberg. 2020. 12.11. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-11-12/brookfield-to-launch-reinsurer-distribute-shares-to-investors (accessed: 30.11.2020).

38. TD Bank says it will not finance oil and gas activities in the Arctic. Reuters. 2020. 09.11. URL: https://ca.reuters.com/article/businessNews/idCAKBN27P2AB (accessed: 30.11.2020).

39. New Bank of Canada governor Macklem brings job familiarity with green touch. Reuters. 2020. 01.05. URL: https://ca.reuters.com/article/businessNews/idCAKBN22D5NK (accessed: 30.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.