Научная статья на тему 'Механизмы урегулирования региональных конфликтов на современном этапе (на примере Дарфурского конфликта)'

Механизмы урегулирования региональных конфликтов на современном этапе (на примере Дарфурского конфликта) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
906
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ДАРФУР / СУДАН / АФРИКАНСКИЙ СОЮЗ / УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА / МЕХАНИЗМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА / CONFLICT / DARFUR / SUDAN / AFRICAN UNION / CONFLICT RESOLUTION / MECHANISMS FOR CONFLICTS RESOLUTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сироткина Дарина Сергеевна

В данной статье анализируются теоретические аспекты понятия «региональный конфликт», его признаки и классификации. Рассматриваются причины возникновения и этапы развития конфликта в Дарфуре, его влияние на региональную и международную ситуацию, уровень вовлеченности мирового сообщества. В статье раскрываются причины неэффективности механизмов урегулирования регионального конфликта, дается прогноз последующего развития конфликта в Дарфуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms for regional conflicts resolution at the present stage (on the example of the Darfur conflict)

This article discusses the theoretical aspects of the concept of "regional conflict", its features and classifications. Analyzed the causes and stages of the conflict in Darfur, its impact on the regional and international situation, the level of involvement of the world community. Identified the reasons for the ineffectiveness of mechanisms for resolving a regional conflict, the article gives a forecast of the subsequent development of the conflict in Darfur.

Текст научной работы на тему «Механизмы урегулирования региональных конфликтов на современном этапе (на примере Дарфурского конфликта)»

Механизмы урегулирования региональных конфликтов на современном этапе (на

примере Дарфурского конфликта)

Mechanisms for regional conflicts resolution at the present stage (on the example of the

Darfur conflict)

Сироткина Дарина Сергеевна

Студент 4 курса,

Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова,

РФ, г.Архангельск e-mail: dari. sirotkina@gmail. com

Sirotkina Darina Sergeevna

4th year student,

Higher School of Social Sciences, Humanities and International Communication, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov

Russia, Arkhangelsk e-mail: dari.sirotkina@gmail.com

Аннотация.

В данной статье анализируются теоретические аспекты понятия «региональный конфликт», его признаки и классификации. Рассматриваются причины возникновения и этапы развития конфликта в Дарфуре, его влияние на региональную и международную ситуацию, уровень вовлеченности мирового сообщества. В статье раскрываются причины неэффективности механизмов урегулирования регионального конфликта, дается прогноз последующего развития конфликта в Дарфуре.

Annotation.

This article discusses the theoretical aspects of the concept of "regional conflict", its features and classifications. Analyzed the causes and stages of the conflict in Darfur, its impact on the regional and international situation, the level of involvement of the world community. Identified the reasons for the ineffectiveness of mechanisms for resolving a regional conflict, the article gives a forecast of the subsequent development of the conflict in Darfur.

Ключевые слова: конфликт, Дарфур, Судан, Африканский союз, урегулирование конфликта, механизмы урегулирования конфликта.

Key words: conflict, Darfur, Sudan, African union, conflict resolution, mechanisms for conflicts resolution.

В современном мире в рамках сосуществования множества государств, а также наций, культур и религий в них, непременно возникает проблема несовпадения интересов различных субъектов, что, соответственно, приводит к взаимным притязаниям на основе противоречий и конфликтам.

На данный момент распространенным типом конфликтов является региональный конфликт, который понимается современными исследователями как конфликт между большими социальными группами в одном государстве или же между двумя и более государствами, затрагивающий обстановку в конкретном регионе и зачастую проходящий с прямым или косвенным участием великих держав, или с вовлечением военно-политических объединений международного характера.

К ключевым особенностям таких конфликтов можно отнести основные причины их появления: несовпадение административно-политических границ с этническими, территориальные притязания народов, экономические либо идеологические (в том числе и религиозные) противоречия. Вместе с этим, они имеют следующие признаки:

1. охват большого географического пространства (региона) и значительной массы людей;

2. проявление в форме национально-этнических и религиозных столкновений, при этом конфликтное взаимодействие может протекать в формах войны, вооруженного конфликта, экономических санкций или идеологического противоборства;

3. затяжной характер, т.к. зачастую региональный конфликт проходит несколько этапов;

4. непосредственное воздействие на всю систему международных отношений и участие международного сообщества (в лице других стран либо организаций) в разрешении конфликта.

Региональные конфликты классифицируются по следующим направлениям:

1. по масштабу региональные конфликты подразделяются на конфликты между государствами и коалициями и конфликты между субъектами социального взаимодействия внутри государства;

2. по сфере проявления выделяют экономические, политические, духовно-идеологические и военные конфликты;

3. по национально-этническим особенностям конфликты разделяют на этнические, религиозные и этнополитические.

Одним из характерных региональных конфликтов является конфликт в Дарфуре, регионе, расположенном на западе Судана и являющимся самым засушливым и бедным районом данной страны. Он имеет общую границу с Чадом и Центрально-Африканской Республикой и объединяет три провинции - Северный Дарфур с центром в г. Эль-Фашер, Западный Дарфур (г. Эль-Генейна) и Южный Дарфур (г. Ньяла).

Население можно разделить на арабские племена и неарабское чернокожее население, при этом обе этнические группы в большинстве своем на сегодняшний день исповедуют ислам. Однако в это же время противоречия между двумя народами усилились с конца 1970-х годов, когда в стране были обнаружены большие запасы нефти (наиболее крупные месторождения нефти были обнаружены именно в Дарфуре). Борьба за доступ к природным ресурсам (переросшая в итоге во Вторую гражданскую войну в Судане 1983-2005 гг.), постепенно обострявшаяся в результате засух и опустынивания (при этом правительство не принимало достаточных мер для ликвидации последствий природного бедствия и помощи мигрирующим) - все это стало причиной бурного роста недовольства жителей Дарфура своим отстающим экономическим и политическим положением в сравнении с другими регионами Судана.

Чернокожее население обвиняло властей в проведении политики неравенства в отношении чернокожих и выдаче преференций арабским племенам, в том числе это касалось нахождения на руководящих постах только арабов, неравномерного разделения доходов от нефтедобычи и инвестиций в регион в целом. Усугубляла ситуацию и насильственная арабизация местного африканского населения правительством Судана.

Все вышеперечисленные аспекты стали предпосылками затяжного Дарфурского конфликта между субъектами социального взаимодействия внутри Судана (правительства и повстанцев, состоящих из африканского населения), который продолжается и в настоящее время.

Соответственно, причинами конфликта в Дарфуре является синтез политических, экономических, а также этнических факторов. Также данный конфликт обладает следующими признаками регионального конфликта: охват большого количества людей (в том числе и беженцев), принятие формы национально-этнических столкновений, затяжной характер (фактически, конфликт начался в 2003 году и официально прекращен не был), а также влияние на систему международных отношений с привлечением посредников для урегулирования ситуации.

Условно Дарфурский конфликт можно разделить на три этапа.

Хронологически первый этап можно ограничить периодом 2003-2007 гг. с момента начала конфронтации до ввода миротворческих сил под эгидой ООН и Арфриканского союза (АС).

В 2003 году против правительства выступили сразу несколько военизированных группировок: «Движение за справедливость и равенство» и «Суданское освободительное движение». В ответ, под предлогом борьбы с повстанцами, правительство Судана задействовало организованное из местных арабов ополчение «Джанджавид», которое проводило регулярные рейды против африканского гражданского населения. Данный отряд поддерживался регулярной армией, что доказывают факты бомбардировок мирного населения с использованием авиации ВВС Судана. Примечательно и то, что конфликт приобрел этническую окраску: в ходе боевых действий арабские населенные пункты оставались нетронутыми, тогда как деревни, населённые чернокожими суданцами, полностью уничтожались.

Все это привело к гуманитарному кризису, который был выражен волной беженцев, пытавшихся укрыться в соседнем государстве Чад, что привело к столкновению этой страны с Суданом. К середине февраля 2004 года туда бежало от 110-до 135 тыс. человек [3], на сегодняшний день количество беженцев достигло 3 млн. человек [2].

В том же 2004 году активизируется роль международного сообщества в урегулировании конфликта, включая и начало деятельности Африканского союза:

1. В период с июля по ноябрь 2004 года Совет Безопасности ООН принял четыре резолюции, направленные на то, чтобы правительство Судана разоружило отряды "Джанджавид" и признало необходимость размещения в Дарфуре миротворческих сил;

2. 23 августа 2004 года в столице Нигерии Абудже начались многосторонние переговоры по урегулированию дарфурского кризиса с участием представителей дарфурских повстанческих группировок, которые не принесли никакого результата;

3. 25 августа 2004 Еврокомиссия объявила о выделении Судану гуманитарной помощи на сумму 20 млн евро для преодоления кризиса в Дарфуре;

4. 18 октября 2004 в Триполи (Ливия) состоялся саммит с участием делегаций Ливии, Судана, Чада, Египта и Нигерии, а также представителей двух повстанческих группировок Дарфура, где была предпринята попытка урегулировать кризис силами самих африканцев и избежать применения к Судану международных санкций. На саммите в Ливии участники договорились, что проблему Дарфура нужно решать своими силами, без вмешательства международного сообщества.

29 марта 2005 года СБ ООН принял предложенную США резолюцию о введении санкций в отношении Судана в связи с продолжающимся конфликтом в Дарфуре. Документ предусматривал запрет на поставки оружия в Судан как для дарфурских повстанцев, так и для правительства этой страны. За резолюцию проголосовали 12 из 15 членов Совета; Алжир, Китай и Россия воздержались, объяснив свою позицию сомнениями в надежности мониторинга эмбарго на военные поставки.

В целом, деятельность международного сообщества в первый период Дарфурского конфликта можно оценить как неэффективную. Многочисленные резолюции ООН и направление миротворцев Африканским союзом не принесли какого-либо ощутимого результата в прекращении противостояния в Дарфуре.

Ситуация изменилась с июля 2007 года, когда СБ ООН принял резолюцию 1769, санкционирующую развертывание в Дарфуре крупномасштабной миротворческой операции ООН и АС. Согласно мандату, допускалось размещение около 26 тыс. военных и полицейских. С этого момента начался второй этап Дарфурского конфликта, продлившийся до 2017 года.

Он характеризуется постоянным нахождением многочисленной операции Африканского союза и ООН в Дарфуре (ЮНАМИД), которая в конце декабря 2007 года приняла на себя полномочия от африканской миротворческой миссии, а также постепенным прекращением конфликта путем начала переговорного процесса и заключением соглашений и договоров между противоборствующими сторонами.

7 апреля 2013 года в Дохе суданским властям удалось подписать соглашение с «Движением за справедливость и равенство» о трансформации группировки в политическую партию. 21 ноября 2013 года правительство Судана и повстанцы из «Движения за освобождение и справедливость» подписали соглашение о безопасности.

Третий этап конфликта ограничивается периодом с 2017 года по настоящее время, что связано с резолюцией СБ ООН 2363, в которой наряду с продлением мандата миссии постановлено значительно уменьшить (с 15,845 до 11,395 военнослужащих [11]) численность военного и полицейского персонала ЮНАМИД при тщательном отслеживании обстановки на местах. «Резолюция Совбеза ООН подтверждает, что теперь Дарфур — это пройденный этап и регион вернулся к миру», — говорится в заявлении МИД Судана. Отмечается, что министерство «окажет помощь в последовательном выводе миротворческих сил». Соответственно, данный период ознаменует окончательное прекращение Дарфурский конфликта [10].

Заинтересованность вовлеченных сторон в урегулировании конфликта можно объяснить следующим образом.

Африканский Союз, созданный в 2002 г., главную цель своей деятельности видит в укреплении мира и безопасности на континенте, в том числе это касается и урегулирования конфликта в Дарфуре [6]. К сожалению, данная организация не всегда выполняет данную миссию. Отчасти причинами неэффективности АС являются внутренние проблемы данной организации: низкий уровень военной подготовки и развития армий африканских стран-участников миротворческой операции в Дарфуре, а также дисциплины в них. В этой связи наличие миротворцев из стран Африки в Дарфуре вряд ли смогло способствовать значительному улучшению ситуации в регионе.

Наряду с этим, на отсутствие результата работы АС повлияли и внешние факторы, в частности, напряженность в отношениях между Чадом и Суданом, а также соперничество за природные ресурсы, развернувшееся между развитыми странами.

В 1991 г. Идрисс Деби Итно стал Президентом Чада во многом благодаря поддержке Президента Судана Омара аль-Башира. Вследствие этого Идрисс Деби был верным союзником Судана, что выражалось в отказе поддерживать повстанцев Дарфура и южного Судана. Более того, в феврале 2003 г. президент Чада послал войска в соседнюю страну, чтобы помочь правительству Хартума. В апреле 2004 г. президент Чада как посредник Африканского Союза сыграл важную роль в подписании соглашения о прекращении огня между правительством Судана и повстанцами Дарфура.

Однако суданское руководство стало подозревать Чад в поддержке повстанцев Дарфура. Более того, с декабря 2005 г. повстанцы Чада при поддержке Судана начали наступление на город Адре на границе с Чадом. В ответ на такие действия суданской стороны Президент Чада Идрисс Деби решил поддержать повстанцев Дарфура. С октября 2006 г. по май 2007 г. между Чадом и Суданом велись интенсивные боевые действия. Все это привело к к осложнению ситуации в Дарфуре и снижению эффективности миссии Африканского союза в регионе. С 2006 г. фиксировалось значительное увеличение распространения оружия в Дарфуре, которое в том числе поступало и из Чада.

Кроме того, обнаружение больших запасов нефти в Дарфуре привело к конкуренции между Китаем и США в Судане, являющихся крупнейшими потребителями нефти в мире. Данные страны борются за свои геополитические интересы в данной стране, но выбрав разные стороны: Китай - поддерживая суданское правительство и выступая против любых санкций в отношении этого режима, США - оказывая поддержку повстанцам Дарфура. Таким образом, конфронтация между Китаем и США в Судане можно трактовать как барьер на пути мирного урегулирования, а также как один из внешних факторов неэффективности деятельности Африканского союза по разрешению конфликтов.

Кроме того, активное участие в геополитической борьбе сыграла и Россия, наравне с Китаем с 2001 по 2007 гг. являясь основным сторонником суданского правительства и продавая ему вооружение. С 2007 года и по настоящий момент Россия предоставляет свою и авиацию в рамках обеспечения миссии ЮНАМИД в Дарфуре. Все это помогло стране установить достаточно крепкие отношения с Суданом для создания площадки для распространения влияния в данном регионе, которые сохраняются и по настоящее время.

В целом, конфликт в Дарфуре является достаточно затяжным региональным конфликтом, объединившим в себе экономические, политические и этнические причины, в разрешении которого участвуют другие страны и международные организации. Немаловажно и то, что он повлиял как на региональную ситуацию (Судан в Рейтинге слабости государств занимает 8 место [4], что говорит о неспособности его власти контролировать ситуацию в стране; также осложнены отношения с соседними государствами, например, с Чадом), так и на международную (что выразилось в борьбе США, Китая и России за ресурсы Судана).

Что касается прогноза урегулирования конфликта в Дарфуре, то здесь важно отметить, что открытого военного противостояния между сторонами нет уже несколько лет, соответственно, можно предположить, что в течение следующих нескольких лет ООН и АС будут постепенно сокращать свои миротворческие силы в данном регионе, что, в конечном счете, приведет к официальному прекращению конфликта. Судан же и в дальнейшем останется важным партнером как для России, так и для Китая.

И даже если на данный момент его можно считать фактически завершившимся, в процессе его урегулирования можно выявить ключевые недочеты.

Во-первых, резолюции Совета Безопасности ООН во время Дарфурского конфликта доказали свою несостоятельность: противоречия можно урегулировать только введением миротворческих сил и контролем за разоружением. Вместе с этим, данные миротворческие силы должны быть хорошо организованы и профинансированы, иначе они во многом буду неэффективны (что показала деятельность Африканского союза на территории Дарфура).

Также важно понимать, что многие региональные конфликты зачастую спонсируются другими государствами для достижения своих целей, как, например, Дарфур, ставший местом борьбы за нефть и геополитическое превосходство. ООН в рамках своей деятельности необходимо отслеживать такие тенденции и ограничивать их.

Данные аспекты, проявившиеся на практике урегулирования Дарфурского конфликта важны для понимания и осмысления для недопущения их при мирном процессе и прекращении противостояния в других регионах.

Список используемой литературы:

1. Гридчин, А. Методология урегулирования региональных конфликтов [Электронный ресурс] / А. Гридчин // Свободная мысль. - 2009. - № 7 (1602). - С. 121-128. - Режим доступа : https://elibrary.ru/item.asp?id=23419775, доступ из НЭБ «Е-library» (дата обращения : 20.10.2019). - Загл. с экрана.;

2. Дарфур: зона бедствия. Международная панорама [Электронный ресурс]. - Режим доступа : 1Щр$://tass.ru/mezhdunarodnaYa-panorama/1741220, свободный (дата обращения : 20.10.2019). - Загл. с экрана.;

3. Доклад о ситуации в Дарфуре (октябрь 2015 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : ://www. refworld. org/cgi-bin/texis/vtx/rwmain/opendocpdf.pdf?reldoc=Y&docid=57b717с74 , свободный (дата

обращения : 21.10.2019). - Загл. с экрана.;

4. Индекс слабости государств [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://gtmarket.ru/ratings/failed-states-index/info, свободный (дата обращения : 24.10.2019). - Загл. с экрана.;

5. Кольба, А. И. Региональный конфликт: проблемы дефиниции и управления [Электронный ресурс] / А. И. Кольба // Южно-российский журнал социальных наук. - 2006. - № 4. - С. 105-111. - Режим доступа : https://cYberleninka.rU/article/n/regionalnYY-konflikt-problemY-definitsii-i-upravleniYa, свободный (дата обращения : 20.10.2019). - Загл. с экрана.;

6. Костелянец, С. Конфликт в суданском регионе Дарфур: региональный аспект [Электронный ресурс] / С. Костелянец // Россия и мусульманский мир. - 2015. - № 9 (279). - С. 120-136. - Режим доступа : https://eПbrary.ru/item.asp?id=24336748, доступ из НЭБ «Е-ИЬгату» (дата обращения : 21.10.2019). - Загл. с экрана.;

7. Москаленко, В. А. Гуманитарные последствия региональных конфликтов и перспективы их урегулирования [Электронный ресурс] / В. А. Москаленко // Развитие профессионализма. - 2016. - № 1 (1). - С. 83-84. - Режим доступа : https://eПbrary.ru/item.asp?id=28886799, доступ из НЭБ «Е-ИЬгагу» (дата обращения : 20.10.2019). - Загл. с экрана.;

8. Роулингс, Т. Д. Внешние факторы как причины неэффективности урегулирования конфликта в Дарфуре [Электронный ресурс] / Т. Д. Роулингс // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. - 2015. - № 3. - С. 49-58. - Режим доступа : https://cYberleninka.ru/article/n/vneshnie-faktorY-kak-prichinY-neeffektivnosti-uregulirovaniYa-konflikta-v-darfure, свободный (дата обращения : 24.10.2019). - Загл. с экрана.;

9. Серегичев, С. Ю. Исламизм, военная хунта или управляемая демократия? (к вопросу о возможных вариантах развития Республики Судан) [Электронный ресурс] / С. Ю. Серегичев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. - 2009. - № 1. - С. 23-39. - Режим доступа : https://cYberleninka.ru/article/n/islamizm-voennaYa-hunta-ili-upravlYaemaYa-demokratiYa-k-voprosu-o-vozmozhnYh-variantah-razvitiya-respubПki-sudan, свободный (дата обращения : 24.10.2019). - Загл. с экрана.;

10. Судан приветствует сокращение числа миротворцев ООН в Дарфуре [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://ria.ru/20170701/1497643703.html, свободный (дата обращения : 21.10.2019). - Загл. с экрана.;

11. ЮНАМИД - фактологический бюллетень [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://peacekeeping.un.org/ru/mission/unamid, свободный (дата обращения : 28.10.2019). - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.