Научная статья на тему 'Механизмы укрепления гражданской идентичности в контексте реализации государственной культурной политики и организация работы органов государственной власти с молодежными общественными объединениями в сфере законотворческой деятельности: анализ взаимосвязи'

Механизмы укрепления гражданской идентичности в контексте реализации государственной культурной политики и организация работы органов государственной власти с молодежными общественными объединениями в сфере законотворческой деятельности: анализ взаимосвязи Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
315
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ЗАКОН / ДЕМОКРАТИЧНОСТЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Литовченко А.И., Артеменко Д.Д.

В статье, с опорой на научную литературу, рассмотрено понятие «гражданское общество» и изучены механизмы формирования гражданской идентичности у молодого поколения, рассматриваются вопросы укрепления гражданской идентичности в контексте реализации государственной культурной политики и организация работы органов государственной власти с молодежными общественными объединениями в сфере законотворческой деятельности и взаимосвязь между ними; представлен перечень некоторых молодежных и студенческих организаций в сфере законотворческой деятельности, выявлены главные цели прогрессивных молодежных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Литовченко А.И., Артеменко Д.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы укрепления гражданской идентичности в контексте реализации государственной культурной политики и организация работы органов государственной власти с молодежными общественными объединениями в сфере законотворческой деятельности: анализ взаимосвязи»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34347

Литовченко А.И.

Магистр ЮРГПУ(НПИ) им. М.И.Платова г.Новочеркасск,РФ E-mail: nastya.serdobintseva.96@mail.ru Артеменко Д.Д.

Магистр ЮРГПУ(НПИ) им.М.И.Платова г.Новочеркасск,РФ E-mail: Filatova.dd@mail.ru

МЕХАНИЗМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ С МОЛОДЕЖНЫМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ В СФЕРЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ

Аннотация

В статье, с опорой на научную литературу, рассмотрено понятие «гражданское общество» и изучены механизмы формирования гражданской идентичности у молодого поколения, рассматриваются вопросы укрепления гражданской идентичности в контексте реализации государственной культурной политики и организация работы органов государственной власти с молодежными общественными объединениями в сфере законотворческой деятельности и взаимосвязь между ними; представлен перечень некоторых молодежных и студенческих организаций в сфере законотворческой деятельности, выявлены главные цели прогрессивных молодежных организаций.

Ключевые слова:

гражданская идентичность, государственная власть, молодежные общественные объединения, закон, демократичность, молодежная политика, взаимодействие.

Annotation

Based on the scientific literature, the article examines the concept of "civil society" and explores the mechanisms of formation of civic identity among the young generation, examines issues of strengthening civic identity in the context of the implementation of state cultural policy and the organization of work of public authorities with youth public associations in the field of legislative activity and the relationship between them; a list of some youth and student organizations in the field of legislative activity is presented, the main goals of progressive youth organizations are identified.

Key words:

civic identity, state power, youth public associations, law, democracy, youth policy, interaction.

Annotation

The article deals with issues of linguistic and communicative competence, which are largely determined by the strategy of communicative behavior and, in particular, the choice of tactics of verbal interaction. The current trends in the choice of strategies and tactics of linguistic and communicative behavior in the sphere of international relations, politics, business are covered, the problems of intercultural communication are considered.

Keywords:

communication, strategy, issues, interaction, intercultural, communicative behavior, tactics, international relations, mass media, culture, intercultural communication, popular culture, ethnicity, cultural dominance,

languages.

Актуальность статьи обусловлена тем, что укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа РФ является одной из главных целей государственной национальной политики Российской Федерации, определенных в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, при этом укрепление единства российского общества и гражданской идентичности определено в числе основных целей государственной культурной политики Российской Федерации - Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года. Важнейшим условием развития России сегодня является эффективное взаимодействие формирования гражданского общества и сильного демократического государства; формирование идентичности у молодого поколения.

Процесс становления таких отношений - дело долгое, сложное, поскольку в современной России еще далеко не весь спектр законных интересов граждан пред-ставлен в деятельности оформленных сообществ. От качества этого общественного диалога зависит в итоге качество демократии.

Речь идет не о типе общества, а о совокупности его элементов, обес-печивающих открытость, демократичность и гражданственность данного общества.

Об актуальности и социальной значимости рассматриваемой темы свидетельствует указание Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации обратить особое внимание при разработке национальной программы в сфере культуры на необходимость укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации (пункт 12 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»).

Цель настоящей статьи - проанализировать механизмы укрепления гражданской идентичности в контексте реализации государственной культурной политики и организация работы органов государственной власти с молодежными общественными объединениями в сфере законотворческой деятельности и выявить взаимосвязь между ними.

The relevance of the article is due to the fact that the strengthening of the all-Russian civil identity and unity of the multinational people of the Russian Federation is one of the main goals of the state national policy of the Russian Federation, defined in the Strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period until 2025, while strengthening the unity of Russian society and civil identity is determined among the main goals of the state cultural policy of the Russian Federation is the State Culture Strategy urn policy for the period up to 2030. The most important condition for the development of Russia today is the effective interaction of the formation of civil society and a strong democratic state; the formation of identity in the young generation.

The process of establishing such relations is a long, complicated matter, since in modern Russia far from the whole spectrum of the legitimate interests of citizens is represented in the activities of formalized communities. As a result, the quality of democracy depends on the quality of this public dialogue.

This is not about the type of society, but about the totality of its elements, ensuring the openness, democracy and citizenship of this society.

The relevance and social significance of this topic is evidenced by the instruction of the President of the Russian Federation to the Government of the Russian Federation to pay special attention when developing a national cultural program to the need to strengthen Russian civil identity on the basis of spiritual, moral and cultural values of the peoples of the Russian Federation (paragraph 12 of the Decree of the President of the Russian Federation from May 7, 2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation at the od until 2024 ").

The purpose of this article is to analyze the mechanisms for strengthening civil identity in the context of the implementation of state cultural policy and the organization of work of public authorities with youth public associations in the field of lawmaking and to identify the relationship between them.

Гражданское общество является синонимом открытого демократического гомударства. Политическая модернизация невозможна без активного гражданского участия каждого человека, особенно молодежи.

Необходимо сформировать новый тип взаимо действия общества и власти: тесное сотрудниче-ство, реальное и конструктивное влияние населения на управленческие решения всех уровней. Для решения такой глобальной задачи прежде всего необходимо определиться с понятием «Гражданское общество».

Гражданское общество - это сфера свободного самопроявления граждан, свободная от произвольного вмешательства со стороны государства.

Несмотря на кажущуюся свободу выбора, деятельность любой молодежной организации находится под жестким контролем.

В таблице представлен перечень некоторых молодежные и студенческие организации в сфере законотворческой деятельности.

Таблица 1

Молодежные и студенческие организации в сфере законотворческой деятельности

№ Молодежные и студенческие организации в сфере законотворческой деятельности

1 Молодежное демократическое антифашистское движение «НАШИ»

2 Молодая Гвардия Единой России

3 Российский Социал-демократический союз молодежи

4 Российский Коммунистический Союз Молодежи

5 Народно-Демократический Союз Молодежи

6 Движение молодых политических экологов «Местные»

Уровнями взаимодействя молодежных организаций и госорганов являются:

1. Совместные мероприятия.

2. Участие в проектах, направленных на молодежь.

3. Участие в консультативно-совещательных органах.

4. Участие в мониторинге молодежной политики.

5. Участие в разработке государственных программ, законов.

Молодежная политика РФ мало внимания уделяет вопросам общественно-политического развития молодежи, ее политической социализации и участию в формировании гражданского общества. Между тем осознанная общественная гражданская активность подрастающего поколения, основанная на демократической политической культуре, является средством формирования в России правового государства.

Главная цель прогрессивных молодежных организаций, которые действуют в русле требований и рекомендаций гражданского общества, заключается в активизации социального развития молодежи, то есть в повышении социальной субъ-ектности молодежи, предотвращении тенденций ее социального отчуждения и маргинализации, активизации социального участия на основе самоопределения и укрепления гражданской идентичности. Социальные противоречия определяют существование разнонаправленных социальных векторов и тенденций развития гражданских и сугубо политических процессов в молодежных организациях, которые осложняют развитие молодежного движения в целом, однако, тем не менее, соответствуют плюралистическим ценностям демократического общества.

Рассматривая проблему функционирования детских и молодежных организаций за рубежом, необходимо сказать о Всемирной организации скаутского движения (World Organization of the Scout Movement (WOSM). Всего в нее входит 151 национальная организация, из них 34 также являются членами Мировой ассоциации девочек-скаутов (The World Association of Girl Guides and Girl Scouts (WAGGGS). Во Всемирную организацию входит только одна скаутская организация от одной страны, поэтому многие из них, по сути, являются Федерациями национальных скаутских организаций. В современном демократическом мировом сообществе наиболее широко используются краткосрочные технологии субъектной гражданской активизации автономного типа.

Осмысление опыта ряда государств по активизации молодежного движения показало, что долгосрочные технологии используются в основном государством или политическими партиями, но в формах технологий тоталитарных и демократических режимов наблюдаются существенные различия. Если работа с молодежью, проводимая в тоталитарном государстве, жестко регламентирована и контролируема,

она охватывает все слои молодежи, исключая некоторых самостоятельных субъектов молодежной политики, проявляется в жестких формах, используя жест-кие методы, то в демократическом государстве области молодой человек сам является субъектом молодежной политики, вступая с государством или с общественной организацией в субъектные отношения.

Исследование общественных объединений молодежи должно опираться на анализ основных тенденций и противоречий, связанных с формированием гражданского общества в нашей стране. На сегодняшний день в науке не сложилось единого понимания феномена гражданского общества - здесь существует большое количество разнообразных подходов. На теоретикометодологическом уровне интерпретация условий и принципов формирования гражданского общества разрабатывалась Р. Дарендорфом, М. Фуко, Ю. Хабермасом, Ф. Шмиттером. Кроме того, многими учеными рассматривались отдельные элементы в структуре гражданского общества: такие, как некоммерческие организации, социальные движения (Н. Смелзер, А. Турен, Э. Хоффер, П. Штомпка).

Провозглашение резолюцией 34/151 Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1979 г. Международного года, молодежи под девизом «Участие, развитие, мир» сыграло видную роль в том, что различные по своим экономическим, социальным, политическим, культурным характеристикам страны сосредоточили свое внимание на трех аспектах молодежной политики, при этом наметилось определенное, хотя и далеко не полное сближение на межгосударственном уровне в понимании каждого из трех ключевых понятий, или, как это обозначалось в документах ООН, каждой из трех тем. В Руководящих принципах для дальнейшего планирования и осуществления последующих мер, касающихся молодежи, включенных в доклад Генерального секретаря ООН «Международный год молодежи: участие, развитие, мир» на 40-й сессии ООН (1985 г.), отмечалось: «Три темы Международного года, молодежи: участие, развитие, мир носят самостоятельный, но взаимосвязанный характер», и дальше специально характеризовалась тема участия применительно к данному направлению деятельности в рамках проектирования и осуществления молодежной политики на национальном, региональном и всемирном уровнях: «Участие означает признание в рамках всего общества того факта, что каждый человек в состоянии оценивать и решать проблемы, имеющие для него жизненно важное значение, и имеет все возможности для этого. Для этого нужно также, чтобы каждый человек сознавал такие возможности, имел доступ к средствам, необходимым для их использования, и чувствовал удовлетворения в связи с тем, что его вклад является и эффективным, и признанным в качестве такового. Молодежь не может принимать конструктивного участия в жизни общества в условиях, когда она является объектом эксплуатации в любой форме. Вместе с тем, полное участие молодежи в жизни страны имеет большое значение для достижения социальной справедливости и целей национального развития. Обобщенный подход ООН к проблеме участия молодежи до определенного времени воспринимался у нас в стране с некоторым сомнением.

Но в рамках концепции ООН тема участия отражала совсем другую реальность, а именно реальность капиталистического общества, где условий для участия молодежи практически во всех сферах общественной жизни, кроме сфер культуры и повседневного быта, не создается, если это не приносит прибыли или не вынуждается общественным давлением на власть. С начала 1990-х годов, когда Россия пошла по пути политического либерализма и капитализма в экономике, ранее непонятные положения относительно участия молодежи стали вполне понятными и актуальными. Более того, раскрылся смысл задачи ГМП, направленной на участие молодежи в общественной жизни. Эта задача основывается на коллективистских ценностях, в то время как основные ценностные ориентации молодежи в условиях капиталистического общества по своей сути индивидуалистические. Тем, что ООН выдвигает среди трех основных тем молодежной политики «участие», подтверждается, что индивидуалистические ценности не обеспечат молодежи как большой социальной группе (а не отдельным стратам молодежи) эффективного развития своих потенциалов, из превращения в реальный фактор общественной жизни и личного роста. С учетом этого подсистема молодежного участия стала важной частью государственной молодежной политики и требует особого внимания и поддержания как реального средства, обеспечивающего достижение целей ГМП. В этом аспекте принцип участия молодежи в числе принципов ГМП выдвинулся

на передний план.

Таким образом, укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа РФ является одной из главных целей государственной национальной политики Российской Федерации, определенных в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, при этом укрепление единства российского общества и гражданской идентичности определено в числе основных целей государственной культурной политики Российской Федерации. Важнейшим условием развития России сегодня является эффективное взаим одействие формирования гражданского общества и сильного демократического государства; формир ование идентичности у молодого поколения.Процесс становления таких отношений дело долгое, сло жное поскольку в современной России еще далеко не весь спектр законных интересов граждан предс тавлен в деятельности оформленных сообществ.

Уровнями взаимодействия молодежных организаций и госорганов являются:

1. Совместные мероприятия.

2. Участие в проектах, направленных на молодежь.

3. Участие в консультативно-совещательных органах.

4. Участие в мониторинге молодежной политики.

5. Участие в разработке государственных программ, законов.

Главная цель прогрессивных молодежных организаций, которые действуют в русле требований и рекомендаций гражданского общества, заключается в активизации социального развития молодежи, то есть в повышении социальной субъ-ектности молодежи, предотвращении тенденций ее социального отчуждения и маргинализации, активизации социального участия на основе самоопределения и укрепления гражданской идентичности.

Осмысление опыта ряда государств по активизации молодежного движения показало, что долгосроч ные технологии используются в основном государством или политическими партиями, но в формах техно логий тоталитарных и демократических режимов наблюдаются существенные различия.

Civil society is synonymous with open democracy. Political modernization is impossible without the active civic participation of every person, especially youth. It is necessary to form a new type of interaction between society and government: close cooperation, real and constructive influence of the population on managerial decisions at all levels. To solve such a global problem, first of all, it is necessary to determine the concept of "Civil Society".

Civil society is a sphere of free self-expression of citizens, free from arbitrary interference from the state.

Despite the apparent freedom of choice, the activities of any youth organization are under tight control.

The table provides a list of some youth and student organizations in the field of lawmaking.

The youth policy of the Russian Federation pays little attention to the issues of socio-political development of youth, its political socialization and participation in the formation of civil society. Meanwhile, the conscious social civic activity of the younger generation, based on a democratic political culture, is a means of forming a rule of law state in Russia.

The main goal of progressive youth organizations, which act in line with the requirements and recommendations of civil society, is to enhance the social development of youth, that is, to increase the social subjectivity of youth, to prevent trends in its social exclusion and marginalization, to enhance social participation based on self-determination and strengthening civic identity. Social contradictions determine the existence of multidirectional social vectors and trends in the development of civil and purely political processes in youth organizations, which complicate the development of the youth movement as a whole, but nevertheless correspond to the pluralistic values of a democratic society.

Levels of interaction between youth organizations and government agencies are:

1. Collaborative activities.

2. Participation in projects aimed at young people.

3. Participation in Advisory bodies.

4. Participation in youth policy monitoring.

5. Participation in the development of state programs and laws.

Considering the problem of the functioning of children's and youth organizations abroad, it is necessary to talk about the World Organization of the Scout Movement (WOSM). In total, it includes 151 national organizations, of which 34 are also members of the World Association of Girl Scouts ( The World Association of Girl Guides and Girl Scouts (WAGGGS): There is only one scout organization from one country in the World Organization, which is why many of them are essentially Federations of National Scout Organizations. In society, the short-term technologies of the subjective civil activation of an autonomous type are most widely used.

Understanding the experience of a number of states in activating the youth movement showed that long-term technologies are mainly used by the state or political parties, but significant differences are observed in the forms of technologies of totalitarian and democratic regimes. If work with young people carried out in a totalitarian state is strictly regulated and controlled, it covers all sectors of youth, excluding some self-acting subjects of youth policy, manifests itself in harsh forms using hard methods, then in a democratic state of the region a young person himself is a subject of youth policy entering into a subjective relationship with the state or community organization. Levels of interaction between youth organizations and government agencies are:

1. Collaborative activities.

2. Participation in projects aimed at young people.

3. Participation in Advisory bodies.

4. Participation in youth policy monitoring.

5. Participation in the development of state programs and laws.

The study of youth public associations should be based on an analysis of the main trends and contradictions associated with the formation of civil society in our country. To date, science has not developed a unified understanding of the phenomenon of civil society - there are a large number of diverse approaches. At the theoretical and methodological level, the interpretation of the conditions and principles of the formation of civil society was developed by R. Darendorf, M. Foucault, J. Habermas, F. Schmitter. In addition, many scientists considered individual elements in the structure of civil society: such as non-profit organizations, social movements (N. Smelser, A. Turen, E. Hoffer, P. Stompka).

The proclamation by General Assembly resolution 34/151 of December 17, 1979, of the International Year of Youth under the motto "Participation, Development, Peace" played a prominent role in the fact that countries with different economic, social, political, cultural characteristics focused on three aspects of youth policy, while there has been a certain, although far from complete, rapprochement at the interstate level in the understanding of each of the three key concepts, or, as

Список использованной литературы: Книга одного автора

1. Парасюк Е.А. Общественные объединения и органы государственной власти в России: становление и развитие механизма взаимодействия // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2019. - № 9. - С. 18-21.

Книга трех авторов

2. Давыдов А. В., Коряковцева О. А., Парасюк Е.А. Опыт формирования гражданской и политической идентичности молодежи: современный взгляд // Ярославский педагогический вестник - 2019. - № 19. - С. 435.

3. Ильинский И.М., Некрасова Е.А., Нинов А.А. Молодежь и молодежная политика. История. Теория. - М.: Государство, 2018.- С. 123-221.

Электронный ресурс удаленного доступа:

4. http://cheloveknauka.com

List of used literature: Book by one author

1. Parasyuk E. A. Public associations and public authorities in Russia: formation and development of the

mechanism of interaction // Bulletin of the Adyghe state University. - 2019. - № 9. - Pp. 18-21. Book by three authors

2. Davydov A.V., Koryakovtseva O. A., Parasyuk E. A. Experience of formation of civil and political Parasyuk E. A. Public associations and public authorities in Russia: formation and development of the mechanism of interaction // Bulletin of the Adyghe identity of youth: modern view // Yaroslavl pedagogical Bulletin - 2019. - № 19. - P. 435.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ilyinsky I. M., Nekrasova E. A., Ninov A. A. Youth and youth policy. History. Theory. - Moscow: State, 2018. - P.123-221.

Remote access electronic resource:

4. http://cheloveknauka.com

© ^HTOBHeHKO A.H., ApTeMeHKO fl.fl., 2019

УДК32

М. Н. Орешко

магистрант ЮЗГУ г. Курск

E-mail: staly2594@mail.ru

КРИЗИС МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЕС Аннотация

В современном мире миграционная политика имеет одну из важнейших ролей в обеспечении безопасности и благополучия государства. Мягкий курс миграционной политики выбранный Европейским Союзом привел к ряду отрицательных последствий. Данная статья посвящена миграционной политике ЕС. Автором рассмотрены основные угрозы, связанные со слабо контролируемой миграцией.

Ключевые слова: миграция, миграционная политика, ЕС, Европа, кризис, причины.

Oreshko M.N.

undergraduate, South-west state university,

Kursk

Email: staly2594@mail.ru

CRISIS OF MIGRATION POLICY OF THE EU Summary

In the modern world migration policy has one of the major roles in safety and wellbeing of any state. The political course taken by the EU has led to a number of problems. This article is devoted to migration policy of the EU. The author of this article looks into the main threats connected with poorly controlled migration.

Keywords:

migration, migration policy, EU, Europe, crisis, reasons.

Миграционная политика играет исключительно важную роль в жизни каждого государства. От выбранного курса регулирования миграционных потоков зависит обеспечение безопасность как внутриполитическую, так и безопасность на международном уровне. В рамках миграционного кризиса ЕС, который по сей день, имеет глобальный характер, многие европейские страны столкнулись с угрозой национальной и региональной безопасности. Отсутствие необходимого контроля и мягкая политика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.