Problems of youth employment
ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ PROBLEMS OF YOUTH EMPLOYMENT
УДК/UDC 377.5 : 378.1 Н. Ю. Посталюк
N. Postatyuk
МЕХАНИЗМЫ ТРАНСЛЯЦИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ РЫНКА ТРУДА В ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ TRANSLATION MECHANISMS TO LABOR MARKET QUALIFICATION REQUIREMENTS INTO THE CONTENT OF PROFESSIONAL EDUCATION AND TRAINING
В статье рассматриваются технологии определения квалификационного запроса со стороны рынка труда и способы учета требований работодателей как заказчиков кадров в программах профессионального образования и обучения. Представлены рекомендации по использованию профессиональных и корпоративных стандартов при планировании образовательных результатов и разработке содержания образования.
The article deals with the techniques of determination of qualification requests by the labor market and ways to address the requirements of employers as personnel customers in programs of vocational education and training. Recommendations for using occupational and corporate standards when planning of educational outcomes and when developing of educational content are provided.
Ключевые слова: Национальная система квалификаций Российской Федерации, Национальная рамка квалификаций Российской Федерации, компетенции, профессиональный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт, оценка и сертификация квалификаций.
Keywords: National Qualifications System of Russian Federation, National Qualifications Framework of Russian Federation, qualifications, competences, professional/occupational standard, the federal state educational standard, educational outcomes, assessment and certification of qualifications, requirements of employers, a qualifying demand from the labor market.
Эффективность выполнения заказа работодателей на качество профессионального образования и обучения существенно зависит от действующих механизмов трансляции квалификационного запроса в региональную систему профессионального образования. Насколько точно идентифицированы потребности в квалификациях кадров для развивающейся экономики региона? Какова степень их актуальности? Ответы на эти вопросы во многом определяют меру соответствия компетенций подготовленных рабочих и специалистов запросу рынка труда.
В соответствии с теорией управления для учета требований работодателей в системе профессионального образования минимально необходимы две точки трансляции: в начале
Проблемы занятости молодежи
управленческого цикла при формировании целей (заданий, планируемых образовательных результатов) и в конце — при оценке образовательных достижений студентов (внешняя оценка — сертификация профессиональных квалификаций с участием работодателей). В этом случае необходимости в обязательном «присутствии» работодателей в процессе подготовки профессионала нет. Конечно, необходимо учитывать требование приближения условий обучения к будущей профессиональной деятельности выпускников, например, проводить производственную практику на предприятиях реального сектора экономики. Однако и в созданных в последние годы в России ресурсных центрах профессионального образования, оснащенных оборудованием, соответствующим актуальному технико-технологическому состоянию отрасли, значительная часть заявленных профессиональных компетенций может быть успешно освоена.
Если же указанные выше условия («вход»/«выход») не реализованы, то приходится подстраиваться под квалификационные запросы заказчиков кадров непосредственно по ходу обучения. Как правило, действующими механизмами такой трансляции требований работодателей в образовательный процесс выступают различные форматы участия представителей бизнес-структур в реализации образовательных программ: преподавание, руководство курсовыми и дипломными проектами, представительство в комиссиях по итоговой государственной аттестации выпускников и т. д. Данная модель фактически представляет собой слабоуправляемую систему, результаты деятельности которой трудно программировать, а тем более — гарантировать.
Как ориентировать программы профессионального образования и обучения на квалификационные запросы рынка труда? Прежде всего, потребности в квалификациях и компетенциях выпускников должны быть достоверно идентифицированы и грамотно конвертированы в планируемые образовательные результаты программ профессионального образования. Кроме того, необходимо определить, какие фрагменты осваиваемого обучающимися содержания образования должны отражать актуальные и перспективные требования заказчиков кадров.
В дополнительных профессиональных программах (повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов), освоение которых не нормируется государственными образовательными стандартами, все содержа-
ние образования формируется как технология достижения заявленных работодателями образовательных результатов (новый вид профессиональной деятельности или отдельные профессиональные компетенции). В основных программах среднего и высшего профессионального образования квалификационный запрос работодателей оформляется как дополнительные (не отраженные в обязательной части учебного плана) образовательные результаты, на достижение которых направлена вариативная составляющая программ.
Для выявления квалификационного запроса рынка труда можно провести собственное маркетинговое исследование (например, по методике Е. А. Ефимовой, Н. Ю. Посталюк [1]), инструментарий которого составляет анкетирование специалистов и менеджеров, проведение фокус-групп с экспертами-производственника-ми, анализ технико-технологической и кадровой документации конкретного предприятия и т. д. Имеющийся опыт исследования квалификационных требований конкретных рабочих мест показывает, что эти виды деятельности достаточно трудоемки и предполагают наличие исполнителей высокой квалификации.
В то же время имеются доступные источники достоверной информации о квалификациях, надежность которых обеспечена установленными процедурами стандартизации и унификации. В настоящее время в стране завершается создание национальной системы квалификаций Российской Федерации, выступающей механизмом институционального оформления непрерывного профессионального образования. Она представляет собой совокупность нормативно-правовых и институциональных механизмов регулирования спроса и предложения квалификаций работников на рынке труда и включает следующие взаимосвязанные компоненты:
— Национальная рамка квалификаций Российской Федерации — системное и структурированное по уровням описание признаваемых на территории страны квалификаций, сформированное посредством набора согласованных дескрипторов [5; 10];
— профессиональные стандарты по видам экономической деятельности — нормативные документы, отражающие минимально необходимые требования к профессиям по квалификационным уровням и профессиональным компетенциям с учетом обеспечения качества, продуктивности и безопасности выполняемых работ [9];
Problems of youth employment
— общероссийская система оценки и сертификации квалификаций с региональными и отраслевыми сегментами [3; 6].
Создано нормативно-правовое и методическое обеспечение функционирования национальной системы квалификаций [2; 4; 10]. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» регламентированы разработка и утверждение профессиональных стандартов в различных областях трудовой деятельности. С 2014 г. начался процесс поэтапной замены Единого тарифного квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих на утвержденные в установленном порядке профессиональные стандарты.
Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» внесены соответствующие изменения и дополнения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2013 № 23 утверждены «Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», за Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации закреплена ответственность по координации и организационно-методическому обеспечению указанных процедур.
Наличие актуальных (действующих) профессиональных стандартов в определенной области экономической деятельности или по конкретной профессии является решающим основанием для использования их как базы при формировании содержания образования по соответствующей профессии, специальности профессионального образования. Строго говоря, разработчики программ профессионального образования обязаны следовать требованиям действующих национальных профессиональных стандартов, поскольку они отражают актуальные запросы консолидированных работодателей, а не отдельных представителей предприятий, с которыми организовано взаимодействие образовательной организации.
Для выяснения наличия профессионального стандарта по конкретному виду профессиональной деятельности (профессии) следует обратиться к Национальному реестру профессиональных стандартов, который размещен на официальном сайте Минтруда России
в структуре Программно-аппаратного комплекса «Профессиональные стандарты» [8].
По состоянию на 15.06.2014 в нем размещено 124 утвержденных профессиональных стандарта в 13 видах экономической деятельности. В соответствии с Планом разработки профессиональных стандартов на 2012—2015 гг. к концу 2014 г. будет создано 800 стандартов [7]. В структуре базы данных Минтруда России предусмотрен также Реестр трудовых функций, на основе которого можно будет проектировать любые наборы профессиональных компетенций, составляющих квалификации рабочих и специалистов всех квалификационных уровней.
Если профессиональный стандарт национального уровня по конкретному виду деятельности отсутствует (не разработан) или устарел и не обновлен, целесообразно произвести маркетинговый анализ на выявление корпоративных стандартов в соответствующей отрасли. Вероятность наличия корпоративных стандартов достаточно велика, если в отрасли существуют крупные предприятия и корпорации (особенно в случае высокого уровня монополизации в отрасли или производственном кластере). Поскольку корпоративные профессиональные стандарты имеют существенные ограничения в использовании их в качестве основы для разработки образовательных программ, эту информацию придется уточнять и расширять в дополнительных исследованиях. Однако, как показывает опыт, не менее половины требований к персоналу предприятий одной отрасли, как правило, идентичны, даже при существенном территориальном разбросе бизнес-единиц, что связано с принципиальной схожестью технико-технологических процессов в одном производственно-экономическом кластере.
Особенностью текущего этапа в становлении национальной системы квалификаций Российской Федерации является процесс ее институционального оформления, который включает в себя создание следующих организационных структур, функционирующих на основе принципов государственно-частного партнерства:
— Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (сформирован указом Президента Российской Федерации от 16.04.2014 № 249);
— Общественно-государственный совет системы независимой оценки качества профессионального образования с участием представителей государственных органов исполни-
Проблемы занятости молодежи
тельной власти, организаций и объединений работодателей, крупных бизнес-компаний, профессиональных сообществ, общественных объединений;
— региональные центры оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных организаций, других категорий граждан;
— отраслевые экспертно-методические центры, предназначенные для научно-методического сопровождения отраслевых сегментов системы оценки и сертификации квалификаций [6].
15 мая 2014 г. состоялось первое заседание Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, на котором были согласованы цели и задачи его деятельности, утверждены рабочие группы и базовые организации, сопровождающие деятельность Совета.
Достаточно интенсивно в настоящее время происходят также процессы формирования структур-посредников между региональными рынками труда и профессионального образования. Эти организации (как правило,в статусе негосударственных некоммерческих организаций) реализуют функции «связывания» сфер образования и труда посредством прогнозирования квалификационных требований работодателей, модернизации образовательных программ в соответствии с тенденциями развития производств, оценки и сертификации компетенций выпускников, разработки предложений по перекомпоновке образовательных ресурсов под новые задачи.
1. Ефимова С. А., Посталюк Н. Ю. Технология структурнофункционального анализа профессиональной деятельности : практ. рук. — Самара : ЦПО, 2014. — 104 с.
2. Макет профессионального стандарта [Электронный ресурс] : приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 № 147н. — Ш1_: www.nosmintnud.ru/ (Зосз/т1п1пи(3/опЗег8/47.
3. Система добровольной сертификации персонала в Российской Федерации: модели и механизмы / Н. Д. Ма-шукова, Н. Ю. Посталюк, Г. В. Николаева, Ю. Б. Ащеулов. — М.: Университетская книга, 2006. — 112 с.
4. Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта» [Электронный ресурс] : приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 № 170н. — Ш_: www.nosmintnud.ru/docs/mintnud/ рго]е^/226.
5. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: рекомендации / О. Ф. Батрова, В. И. Блинов, И. А. Волошина. — М.: ФИРО, 2008. — 14 с.
6. Независимая оценка и сертификация квалификаций: сб. документов и рекомендаций. Вып. 1. Нормативные документы / под общ. ред. А. Н. Лейбовича. — М.: АНО «НАРК», 2014. — 92 с.
7. План разработки профессиональных стандартов на 2012 - 2015 гг.: приложение к Распоряжению Правительства Российской Федерации от 29.11.2012 № 2204-р.
8. Программно-аппаратный комплекс «Профессиональные стандарты» [Электронный ресурс]. — ия_: pгofstandaгt.гosmintгud.гu.
9. Прокопов Ф. Т., Муравьева А. А., Олейникова О. Н. Профессиональные стандарты: рекомендации по разработке. — М.: Виртуальная галерея, 2013. — 24 с.
10. Уровни квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов [Электронный ресурс] : приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 № 148н. — ия_: www.гosmintгud.гu/docs/mintгud/ oгdeгs/48.
УДК/UDC 331.522-053.81(571.17) Т. А. Тихомирова, А. В. Сьянов
T. Tichomirova, A. Syanov
ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО МОЛОДЕЖНОГО РЫНКА ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
TRENDS DEVELOPMENT FOR THE YOUTH LABOR MARKET (IN KEMEROVO REGION EXAMPLE)
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты функционирования и развития регионального рынка труда молодежи (16—29 лет), затрагиваются вопросы трудовой мотивации; поднимаются проблемы при трудоустройстве и предлагаются пути их решения.
The article examines the theoretical and practical aspects of the functioning and development of the regional youth labor market; position of young people aged 16—29 in the labor market; addresses issues of labour motivation; raises the problems faced by youth in employment, and proposes the ways of their solution.