Научная статья на тему 'Механизмы стимулирования инвестиционной деятельности в регионе на примере Красноярского края'

Механизмы стимулирования инвестиционной деятельности в регионе на примере Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карповская Е. Е., Старова О. В.

Анализируются инвестиционная привлекательность и аспекты стратегического развития на примере Красноярского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы стимулирования инвестиционной деятельности в регионе на примере Красноярского края»

Секция «Экономика и бизнес»

УДК 330.332.54 (571.51)

Е. Е. Карповская Научный руководитель - О. В. Старова Сибирский федеральный университет, Красноярск

МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Анализируются инвестиционная привлекательность и аспекты стратегического развития на примере Красноярского края.

Красноярский край - один из самых мощных, экономически развитых регионов России [3, с. 5].

Несмотря на финансово-экономический кризис, который существенно отразился на экономической ситуации в регионах, Красноярский край сохранил за собой лидерство среди территорий СФО и по-прежнему входит в 10 субъектов РФ по объему ВРП. Об устойчивости краевой экономики свидетельствует расширение инвестиционной деятельности. Только за последние 5 лет инвестиции в экономику края в сопоставимых ценах увеличились в 2,2 раза (по России

- в 1,9 раза). Для сохранения этой тенденции Правительство края в рамках краевого закона «О государственной поддержке инвестиционной деятельности» планирует продолжить оказание поддержки предприятиям, реализующим на территории края инвестпро-екты [3, с. 19].

Лидерство края признают аналитики - в 2010 г. рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоил красноярскому краю 8 место по показателю «инвестиционная привлекательность» среди всех регионов России, а весной 2011 г. «КБМаЛу» внес край в 10 самых инновационных регионов страны. В регионе активно используются механизмы государственно-частного партнерства.

В 2011 г., объем привлеченных средств в экономику края составил 280 млрд руб. Добыча природных ресурсов: нефти, газа, угля, леса - на первом месте среди отраслей экономики региона, куда инвестируются средства. На 2 месте - предприятия глубокой переработки. Также инвесторы начали проявлять большой интерес к сфере услуг, сельскохозяйственным проектам, строительству. Усиливается интерес инвесторов к высокотехнологичным проектам с высокой добавленной стоимостью. Лидером по объему инвестиций в 2010 г. стало строительство, на 2 месте

- обрабатывающие производства [3, с. 34].

Флагманом государственно-частного партнерства на территории края стал проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья». Министерство регионального развития РФ начало курировать его еще в 2006 г., проект внесен в список приоритетных российских инвестпроектов.

За последние 3 года в инвестиционную деятельность в крае было направлено более 80 млрд руб государственных средств, как региональных, так и федеральных. Самый долгосрочный и масштабный проект - «Комплексное развитие Красноярской агломерации». По предварительным оценкам, в этот проект в последующие 15-20 лет планируется привлечь более 700 млрд рублей [3, с. 34].

При Правительстве Красноярского края создан Инвестиционный совет. В результате принятых им решений в 2010 году были представлены государственные гарантии края на сумму 1,6 млрд руб. Также были предусмотрены средства краевого бюджета на финансирование крупных инвестиционных проектов, среди которых «Комплексное развитие Нижнего При-ангарья», «Новалэнд» [3, с. 37].

В 2010 году Красноярский край вошел в Ассоциацию инновационных регионов России, которая обеспечивает координацию деятельности различных субъектов РФ.

В части финансовой инфраструктуры поддержки инновационных проектов в крае функционирует краевой венчурный фонд, управляемый компанией «Тройка Диалог», с объемом 90 млн руб. [3, с. 38].

В рамках целевой краевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» осуществляется поддержка инновационных проектов по двум основным направлениям: субсидирование расходов на коммерциализацию разработок; субсидирование капитальных расходов [3, с. 38].

В рамках взаимодействия с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в 2010 году по программе «Развитие» были поддержаны 2 крупных проекта - в сфере биотехнологий и информатизации - объемом 17,4 млн руб.

Красноярский край стал базовой площадкой для создания технологической платформы «Национальная информационная спутниковая система» (с участием в качестве ключевых субъектов ОАО «ИСС», ОАО «Красмаш», СибГАУ). Ведется работа по созданию региональных технологических платформ.

В регионе формируется система по отбору инновационных проектов, запланирована серьезная бюджетная поддержка инновационной деятельности. Число занятых на инновационных предприятиях Красноярского края к 2015 году составит 14 тыс. чел.

В Красноярском крае реализуется проект «Красноярский технопарк».

Портфель инвестиционных проектов Красноярского края на сегодняшний день состоит более чем из 130 проектов. Их общая инвестиционная емкость -около 3 трлн руб. Реализация этих инвестиционных проектов позволит Красноярскому краю развить новые производства, в том числе наукоемкие, инновационные, обеспечить развитие смежных производств, даст толчок среднему и малому предпринимательству. Также реализация инвестпроектов обеспечит дальнейшее освоение минерально-сырьевой базы Красноярского края [3, с. 41].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

К 2015 году планируется достичь следующих эффектов в экономике Красноярского края от реализации инвестиционных проектов: создать более 25 000 рабочих мест, обеспечить дополнительные налоговые поступления в бюджет Красноярского края в размере около 20 млрд руб. [3, с. 41].

В Железногорске принято решение создать научно-производственный центр федерального масштаба. Тем самым, город укрепил свои позиции в космической и ядерной отраслях.

В крае действую такие меры поддержки инвесторов, как государственные гарантии Красноярского края, предоставление субсидий на возмещение части затрат по уплате процентных ставок по инвестиционным кредитам, различные налоговые льготы. Все эти механизмы не только дают возможность для развития

производств на территории края, но и создают условия по увеличению налоговых поступлений в краевой бюджет [2, с. 28].

Библиографические ссылки

1. Золик М .Попадание в десятку // Российская газета. 2013. № 31 (6007). 16 с.

2. Мельников С. Три вопроса для региона // Эксперт Сибирь. 2013. № 6 (362). 32 с.

3. Правительство Красноярского края. Красноярский край. Территория развития. 2011-2012 // Правительство Красноярского края (www.krskstate.ru). Красноярск, 2012. 61 с.

© Карповская Е. Е., 2013

УДК 658.3.07

М. Б. Конева Научный руководитель - И. В. Зеньков Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

В связи с дефицитом молодых кадров оборонно-промышленного комплекса России правительство проводит активную работу, направленную на повышение престижа профессий, связанных с обороной, улучшение качества образования в этой сфере, а так же стимулирование активной научной и производственной деятельности молодых специалистов.

Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации относится к числу высших приоритетов государства. Перед ОПК поставлена задача обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, обеспечения технического уровня, качества и конкурентоспособности военной и гражданской продукции

Кадровый потенциал и его состояние является одним из важнейших направлений развития ОПК.

Недостаток стимулов для развития новых идей, утрата связей между вузами, отраслевыми институтами и предприятиями ОПК приводит к отставанию в области оборонно-промышленных исследований, разрушению наукоёмких отраслей.

К настоящему времени произошло значительное сокращение количественного и качественного состава работников в отраслевых организациях, что в отсутствии возможности их восполнения на рынке труда привело к кадровому дефициту.

Смутное время 90-х - 2000-х годов привело к тому, что сейчас специалисты среднего звена в возрасте 35-45 лет стали самым большим дефицитом отечественной военной промышленности. Молодые специалисты не задерживаются на предприятиях оборонки, используя их лишь как трамплин, позволяющий набрать нужный опыт и связи для поиска более перспективной работы по специальности [1].

Преподаватели технических вузов часто жалуются на недобор студентов по специальностям, близким к обороне. Овладевать профессиями, связанными,

к примеру, с ракетной техникой, объективно тяжело. Идти на такие жертвы, чтобы затем работать на предприятии за сравнительно небольшую зарплату, готовы немногие. В результате недобор студентов по специальностям, востребованным предприятиями оборонного комплекса и ракетно-космической отрасли, в 2012 учебном году достиг 40 % [2].

Еще одна проблема обеспечения оборонно-промышленного комплекса кадрами заключается в том, что современное состояние системы многоуровневого образования и реализуемый комплекс мер по закреплению кадров в ОПК не в полной мере отвечают потребностям высокотехнологичных отраслей.

В настоящее время в России ведется активная работа по повышению престижа профессий, связанных с обороной. Так на период до 2015 года разработана стратегия создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования. В рамках этой стратегии предполагается разработка и совершенствование нормативно-правового, финансово-экономического и организационно-методического обеспечения мероприятий по формированию в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования и закрепления кадров, разработка государственных образовательных стандартов профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям) и профессиям, по которым готовятся кадры для оборонно-промышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.