Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОЕКТИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА'

МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОЕКТИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

212
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
знания / навыки / компетенция / инновация / технология / информация / коммуникация / творчество / форма / метод / средство / продуктивный / структура / стандарт и.д. / skills / competence / innovation / technology / information / communication / creativity / form / method / means / productive / structure / standard / etc.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. Мавлянов, Г. Ачилов

В статье освещаются особенности и проблемы совершенствования механизмов современной организации, проектирования и моделирования учебного процесса, современное состояние учебного процесса, педагогические условия, зарубежный опыт организации учебного процесса и способы их самостоятельного использования.формирование навыков мышления, технологий обучения, структуры и особенностей учебного процесса, методов, форм и средств совершенствования организации учебного процесса, структуры учебного процесса, закономерностей и принципов учебного процесса, проблем модернизации системы образования и ее содержания и механизмов их решения, возможности индивидуализации деятельности студента в учебном процессе и уровень ее эффективности, место и роль проблемного обучения в организации учебного процесса, психология и особенности управления учебным процессом, анализ педагогической деятельности и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. Мавлянов, Г. Ачилов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR IMPROVING THE ORGANIZATION, DESIGN AND MODELING OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article highlights the features and problems of improving the mechanisms of modern organization, design and modeling of the educational process, the current state of the educational process, pedagogical conditions, foreign experience in organizing the educational process and methods of their independent use. The formation of thinking skills, teaching technologies, structure and features of the educational process, methods , forms and means of improving the organization of the educational process, the structure of the educational process, patterns and principles of the educational process, the problems of modernizing the education system and its content and mechanisms for their solution, the possibility of individualizing the student's activity in the educational process and the level of its effectiveness, the place and role of problem learning in the organization educational process, psychology and peculiarities of educational process management, analysis of pedagogical activity, etc

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОЕКТИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОЕКТИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

А. Мавлянов

Доцент филиал Астраханского государственного технического университета в

Ташкентской области

Г. Ачилов

Доцент филиал Астраханского государственного технического университета в

Ташкентской области

АННОТАЦИЯ

В статье освещаются особенности и проблемы совершенствования механизмов современной организации, проектирования и моделирования учебного процесса, современное состояние учебного процесса, педагогические условия, зарубежный опыт организации учебного процесса и способы их самостоятельного использования.формирование навыков мышления, технологий обучения, структуры и особенностей учебного процесса, методов, форм и средств совершенствования организации учебного процесса, структуры учебного процесса, закономерностей и принципов учебного процесса, проблем модернизации системы образования и ее содержания и механизмов их решения, возможности индивидуализации деятельности студента в учебном процессе и уровень ее эффективности, место и роль проблемного обучения в организации учебного процесса, психология и особенности управления учебным процессом, анализ педагогической деятельности и др.

Ключевые слова. знания, навыки, компетенция, инновация, технология, информация, коммуникация, творчество, форма, метод, средство, продуктивный, структура, стандарт и.д.

MECHANISMS FOR IMPROVING THE ORGANIZATION, DESIGN AND MODELING OF THE EDUCATIONAL PROCESS

A. Mavlyanov

Associate Professor, the branch of Astrakhan State Technical University in Tashkent

region

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 2 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 G. Achilov

Associate Professor, the branch of Astrakhan State Technical University in Tashkent

region

ABSTRACT

The article highlights the features and problems of improving the mechanisms of modern organization, design and modeling of the educational process, the current state of the educational process, pedagogical conditions, foreign experience in organizing the educational process and methods of their independent use. The formation of thinking skills, teaching technologies, structure and features of the educational process, methods , forms and means of improving the organization of the educational process, the structure of the educational process, patterns and principles of the educational process, the problems of modernizing the education system and its content and mechanisms for their solution, the possibility of individualizing the student's activity in the educational process and the level of its effectiveness, the place and role of problem learning in the organization educational process, psychology and peculiarities of educational process management, analysis of pedagogical activity, etc.

Keywords: skills, competence, innovation, technology, information, communication, creativity, form, method, means, productive, structure, standard, etc.

ВВЕДЕНИЕ

Реформы в системе образования сегодня направлены на всестороннее развитие студентов, формирование у них образовательных компетенций. Сам педагогический опыт наглядно показывает, что такая цель не может быть достигнута без современной организации и проектирования и моделирования образовательного процесса. Потому что теперь только человек, сформированный в результате учебного процесса, ориентированного на проектирование и моделирование, может внести достойный вклад в подготовку почвы для государства и его будущего.

Многие педагоги сегодня имеют ряд недостатков в своей профессиональной подготовке, в том числе отсутствие современных знаний, навыков и умений, монополию в учебном процессе, отношения между педагогами и студентами, основанные на компульсивном послушании, и учебную деятельность студентов, ориентированную на репродуктивное приобретение знаний и навыков. , остается актуальным преодоление таких

проблем, как тот факт, что деятельность студентов не ориентирована на независимое мышление.

В целях организации учебного процесса в соответствии с целью и устранения указанных недостатков педагогов необходимо:

- развитие позитивного взаимодействия между педагогами и студентами;

- достижение эффективного обучения за счет сочетания современных педагогических и информационных технологий в обучении;

- формирование самостоятельной деятельности студента;

- необходимо разработать и внедрить научно-методические основы индивидуально-инновационного подхода к обучению с учетом интересов, потребностей и способностей студентов.

Эффективное выполнение этих задач зависит от профессиональных и педагогических навыков педагога. Поэтому сегодня в образовательных учреждениях должны работать педагоги, отвечающие научным и методическим требованиям, способные выполнять перспективные задачи, обладающие творческой и социальной активностью, способностью самостоятельно ставить цели в общественно-политической жизни.

Однако в связи с этим возникают следующие проблемы:

- отсутствие взаимной интеграции между видами образования;

- низкая научно-методическая подготовка педагогов;

- недостаточная творческая и социальная активность педагога;

- неумение педагога использовать современные педагогические и информационные технологии в учебном процессе и др.

Основная проблема заключается в совершенствовании механизмов проектирования и моделирования этого процесса, определении методологической основы использования педагогических технологий и совершенствовании содержания, методов, средств и форм этого процесса с учетом основных направлений и принципов образовательного процесса. воспитать современную, независимую, инициативную, предприимчивую, творческую молодежь.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Известно, что текущий учебный процесс - это в основном монотонный процесс, направленный на передачу знаний студентов репродуктивным и фронтальным образом, а частично на формирование навыков и умений на основе этих знаний. Фактически, процесс должен быть организован в форме

обучения, изучения, практического тестирования, проектирования, моделирования, экспериментирования и т.д. Исходя из этого данный процесс может быть организован возможностей, потребностей студентов, требований государства, науки и промышленности.

Анализ показывает, что исследования, связанные с реформированием образовательного процесса, были предметом ряда исследований с 1990-х гг. Изначально идея реформирования образования на уровне государственной политики была реализована в ряде развитых стран. Парламенты таких стран, как США, Япония, Франция и Россия приняли государственные программы, направленные на реформирование образования.

В последние годы идея интеграции учебных дисциплин возникла в результате того, что объем учебников значительно расширился, в них есть повторы, количество часов в плане превышает норму, а также изучение передового зарубежного опыта в этой сфере. Научные работы П.Мусаева, П.Назаровой, Р.Сафаровой в этой области отражают специфические взгляды.

В настоящее время использование проблемного обучения в образовательных учреждениях признано одним из эффективных способов применения современных педагогических технологий. Потому что проблемное обучение стимулирует у студентов интерес к формированию и развитию навыков творческой деятельности, потребностей, самостоятельного поиска информации, активизирует мышление, учит их самостоятельно видеть проблемы, формировать их, находить и решать решения.

Проблемное обучение, его содержание и сущность, проблемная организация учебного процесса, проблемы проблемного обучения на занятиях, способы управления проблемными ситуациями, формирование у студентов знаний, умений и навыков с помощью проблемных методов освещены на работах С.Алихонова, К.Т. Олимова, А.Б. Тураева, А.Бабанского, Т.В. Гериша, С.Н. Глазунова, В.С. Идиатулина, И.А. Ильницкая, Л. Фридмана, А. Щербакова и др.

Результаты исследования и анализ проделанной работы показали, что проблема совершенствования механизмов организации, проектирования и моделирования образовательного процесса не изучена на уровне востребованности в системе образования.

Ведущие ученые страны провели множество теоретических и практических исследований по совершенствованию системы образования,

повышению качества уроков, обогащению содержания и использованию современных технологий.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Сегодня актуальны следующие задачи:

- повышать эффективность на основе требований к образовательному процессу и в связи с этим совершенствовать механизмы организации, проектирования и моделирования этого процесса;

- разработка рекомендаций, которые позволят усовершенствовать механизмы проектирования и моделирования учебного процесса;

- научно-методическое обоснование способов достижения эффективности за счет совершенствования механизмов организации, проектирования и моделирования образовательного процесса, создания педагогических условий, разработки и реализации его содержания, средств, методов и форм как методологической системы;

- выявить причины достижений и недостатков в совершенствовании организации, проектирования и моделирования механизмов учебного процесса, определить задачи на текущем этапе и на перспективу.

Безусловно, дальнейшая реализация этих и подобных задач требует разработки содержательно-методической системы совершенствования современной организации, проектирования и моделирования образовательного процесса, а также научно-методического обоснования способов достижения эффективности в этой области.служит для улучшения научных и методологических основ использования информационных технологий.

Кроме того, показание пути совершенствования механизмов организации, проектирования и моделирования учебного процесса, что позволит в будущем усовершенствовать учебные планы и учебники.

Выявленые в этой связи научные подходы, обогащение курса педагогической теории разработанными рекомендациями, совершенствование учебных планов, создание программ и учебников нового поколения, выявление возможностей индивидуализации деятельности студентов, реструктуризация учебного процесса, обогащение профессиональных навыков педагогов, педагогических знаний, можно использовать при обучении и переподготовке.

Выявленые составляющие образовательного процесса, факторы, влияющие на них, усовершенствовать и внедрить в практику научно-методическая база использования педагогических и информационных

технологий в образовательном процессе. Будет создана содержательно-методическая система совершенствования организации, проектирования и моделирования механизмов образовательного процесса в соответствии с современными требованиями. Это, безусловно, повысит эффективность учебного процесса в образовательных учреждениях в будущем.

Сегодня модернизация учебного процесса требует реализации следующих задач по совершенствованию механизмов проектирования и моделирования:

- анализ современного состояния механизмов совершенствования современной организации, проектирования и моделирования образовательного процесса;

- совершенствование составляющих образовательного процесса, разработка и внедрение эффективных форм и методов его организации;

- совершенствование механизмов проектирования и моделирования и организации учебного процесса с использованием современных педагогических и информационных технологий;

- совершенствование дидактического и информационного обеспечения учебного процесса;

- кардинально повысить квалификацию студентов и повысить их профессиональный престиж, создать конкурентную среду в их работе и т. д.

ВЫВОД

Значит, для эффективной реализации этих и других задач, прежде всего, необходимо совершенствовать принципы и законы обучения, являющиеся научно-теоретической базой организации учебного процесса по всем дисциплинам в образовательных учреждениях. Для этого необходимо проанализировать основные направления государственной политики в области образования. Успех реформ в сфере образования зависит от того, насколько принципы обучения, применяемые при организации образовательного процесса во всех видах непрерывного образования, соответствуют основным принципам государственной политики в сфере образования и принципам непрерывного образования и их реализации.

REFERENCES

1. Указ Президента Республики Узбекистан № ПФ-4947 от 7 февраля 2017 года «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., N 6, статья 70.

2. Сафарова П. Современные взгляды в области интеграции и методологические направления учебных планов / Учебные планы на базе ГОСТ: проблемы, исследования, решения / Материалы семинара. Сборник научных статей HTV. - Т .: 2002. - Б. 27-29.

3. Аликсонов С. Проблемы проблемного обучения на уроках // Профессиональное образование, 2006.-№5. - В.8-9.

4. Тураев А.Б. Формирование у студентов знаний, умений и навыков методом проблемных ситуаций // конф. материалы. -Ташкент, 2006. - С.176-177.

5. Узокова Л.П. Этапы организации проблемного обучения // Профессиональное образование.-Ташкент, 2007.- №3.- 8 с.

6. Бабанский О.Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация. // Наука и школа.- Москва, 2000. - №1 - С.19-25.

7. Гериш Т.В. Традиционное и проблемное обучение в педагогике и проблемы освоения инновационных методов // Среднее профессиональное образование. 1998. - №3.- С. 39-43.

8. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука. -Тюмень,; ТГУ, - 1990.-50 с.

9. Муравьева Галина Евгеньевна. Проектирование образовательного процесса. Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01: Шуя, 2003. -400 с.

10. Леднев Б.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы, 2-е переработанное изд. -М,: Высш. шк., 1991. - 224 с.

11. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М .: Педагогика, 1989. - 14 с.

12. Новикова Т.Г. Теоретические подходы к технологической экспертизе инновационных проектов // Школьные технологии. - 2002. - №1. -С. 161-169,

13. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М .: Педагогика, 1989.

14. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. - М .: Педагогика, 1991. - 206 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.