Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ О КОНКУРЕНТНОЙ БИЗНЕС-СРЕДЕ'

МЕХАНИЗМЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ О КОНКУРЕНТНОЙ БИЗНЕС-СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
196
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ БИЗНЕС-СРЕДА / СБОР ИНФОРМАЦИИ / ДАННЫЕ О КОНКУРЕНТАХ / МЕХАНИЗМЫ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ / ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О КОНКУРЕНТАХ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Агеева Е.Ю., Ворона С.Г.

В статье рассматривается вопрос определения рационального подхода к организации процесса сбора информации о конкурентной бизнес-среде. На основе анализа источников данных о конкурентах определены механизмы сбора информации, порядок их выбора и условия обеспечения необходимого для дальнейшего использования при принятии решения в бизнесе качества информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ О КОНКУРЕНТНОЙ БИЗНЕС-СРЕДЕ»

УДК 004.9

Е.Ю. Агеева, С.Г. Ворона

МЕХАНИЗМЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ О КОНКУРЕНТНОЙ БИЗНЕС-СРЕДЕ

В статье рассматривается вопрос определения рационального подхода к организации процесса сбора информации о конкурентной бизнес-среде. На основе анализа источников данных о конкурентах определены механизмы сбора информации, порядок их выбора и условия обеспечения необходимого для дальнейшего использования при принятии решения в бизнесе качества информации.

Ключевые слова: Конкурентная бизнес-среда, сбор информации, данные о конкурентах, механизмы извлечения информации, источники информации о конкурентах

Изучение соперников с целью выявления их возможностей и намерений является одной из старейших форм информационной деятельности. С совершенствованием инфокоммуникационных средств и информационных технологий характер этой деятельности существенно изменился. С одной стороны, появились новые средства добывания и обработки информации, с другой - резко возрос объем информации, которую необходимо переработать для получения необходимых данных о конкурентах. Кроме того резко усложнилась конкурентная обстановка. Она приобрела глобальный характер, стала более динамичной и менее прогнозируемой.

В этих условиях необходим анализ механизмов сбора информации с целью определения рационального подхода к организации процесса добывания и обработки информации о конкурентах.

Сбор информации о конкурентах и деловой конкурентной среде является одним из этапов процесса формирования и достижения конкурентных преимуществ путем использования полученного знания для принятия эффективных и качественных стратегических и важных тактических решений в бизнесе. По оценкам специалистов [1, 2, 4] собирать необходимо все в мире бизнеса, что значимо для способности компании конкурировать. На рисунке 1 представлены ТОП-5 типов данных о конкурентах по востребованности для принятия решений в бизнесе.

Рис. 1. ТОП-5 типов данных о конкурентах

Для сбора информации о конкурентной бизнес-среде основными источниками служат Интернет, пресса, а также открытые базы данных. Но если доступ к обычным интернет-ресурсам не представляет ни каких сложностей, то, в большинстве случаев, доступ к базам данным требует применения соответствующих приемов и способов добывания информации, так как практически все они могут быть отнесены к так называемому глубинному (невидимому) веб-пространству.

© Агеева Е.Ю., Ворона С.Г., 2018.

Вестник магистратуры. 2018. № 1-1(76)

ISSN 2223-4047

Наиболее популярны для сбора данных о конкурентах базы данных таможенных, налоговых и статистических органов, органов юстиции и судов, торгово-промышленных палат, органов приватизации и фондовых рынков, информационных, рейтинговых, аналитических и других агентств [5]. Большую пользу приносят и отдельные доступные базы данных других контролирующих органов и организаций.

При поиске и сборе данных о конкурентах традиционно используются такие источники информации, как опубликованные документы открытого доступа, которые содержат обзоры товарного рынка, информацию о новых технологиях, создании партнерств, слияниях и приобретениях, объявлениях о рабочих вакансиях, о выставках и конференциях. Все более популярны базы данных на основе архивов СМИ, в том числе сетевых.

Одним из самых эффективных источников информации служат отчеты и справки аутсорсинговых компаний, профессионально занимающихся сбором сведений о коммерческих структурах и рынках [3]. Все отечественные и зарубежные информационные компании имеют свое представительство в Интернете, в связи с чем их можно отнести к специфическим, но все-таки Интернет-источникам.

Задача по перечислению всех источников информации невыполнима, но при сборе данных о конкурентах должно действовать правило - чем большим количеством независимых источников подтверждается информация - тем более она достоверна [2].

Анализ актуальных информационных ресурсов, в которых рассматриваются положения теории и практики добывания, сбора, учета, систематизации, анализа и обобщения бизнес-информации, позволяет представить все многообразие способов и приемов сбора информации о конкурентной бизнес-среде в виде четырех групп механизмов (Рис. 2):

- механизмы сбора информации по содержимому сайта;

- механизмы извлечения информации из вторичных источников;

- механизмы извлечения информации из первичных источников;

- механизмы сбора информации из глубинного (невидимого) Интернета.

Скрытие присутствия в Интернете и доступа к

конфиденциальной информации

lili

Механизмы

сбора инф-ции по содержимом у сайта

Механизмы извлечения инф-ции из вторичных

Механизмы извлечения инф-ции из первичных

Механизмы

сбора инф-ции из глубинного интернета

Принятие решения в бизнесе

Рис. 2. Механизмы сбора информации о конкурентной бизнес-среде

К первой группе относятся механизмы сбора информации об особенностях работы со ссылочным окружением сайта, данных о контент-стратегии конкурентов, сведений о продукте и бизнесе, особенностях работы с платным трафиком, данных о поведении пользователей на конкурирующих сайтах, а также информации о технических особенностях сайтов, включая дизайн и юзабилити.

Механизмы извлечения информации из вторичных источников представляют собой совокупность аппаратных и программных инструментов для сбора информации, предварительно собранной для других целей, не связанных с текущим исследованием конкурентной среды. С целью сбора вторичной информации применяются методы «кабинетного исследования», в основе которых извлечение данных из опубликованных источников.

В основе третьей группы механизмов извлечения информации количественные и качественные (прямые и косвенные) методы сбора первичной информации, причинно-следственные методы и методы интернет-маркетинга [3]. Механизмы этой группы используют информационные ресурсы потребителей продукции, поставщиков, рекламных агентств, каналы распределения продукции, инженерный и управленческий персонал организаций-конкурентов, специальные аналитические службы и агенты.

Сбор информации о конкурентной бизнес-среде из глубинного (невидимого) Интернета с применением механизмов четвертой группы предполагает:

- нахождение баз данных при помощи обычной поисковой системы введением ключевой фразы;

- использование специализированных сайтов для поиска баз данных;

- поиск информации при помощи компьютеров в академических библиотеках;

- поиск данных в проектах, которые аккумулируют и хранят цифровую информацию;

- использование специализированных поисковых систем.

Особенность применения всего многообразия механизмов сбора информации о конкурентной бизнес-среде, обращения к источникам данных о конкурентах заключается в необходимости неукоснительного выполнения требований по обеспечению скрытия присутствия в сети Интернет и доступа к конфиденциальной информации.

Таким образом, в настоящее время сбор информации о конкурентной бизнес-среде в сети Интернет обеспечивает доступность, огромный охват информации и высокую оперативность. Но для принятия серьезных решений в бизнесе необходимо использование комплексных систем, которые разрешают компоновать и обобщать информацию об объекте исследований, полученную из разных источников с применением разных механизмов.

Исследование показало, что:

- выбор источника и механизма сбора информации определяется необходимым типом данных о конкурентах;

- качество информации обеспечивается необходимостью ее получения не менее чем из трех источников;

- все действия по сбору информации о конкурентной бизнес-среде должны осуществляться в условиях обеспечения скрытия присутствия в сети Интернет и доступа к конфиденциальной информации.

Библиографический список

1. Лемке Г.Э. //Коммерческая разведка для конкурентного превосходства.// М.: Московская финансово-промышленная академия, 2015. - 352 с. (серия «Безопасность бизнеса»).

2. Доронин А.И. //Бизнес-разведка. - 5-е изд., перераб. и доп. / М.: Издательство «Ось-89», 2014 - 704 с.

3. Джилад Б.// Конкурентная разведка. Как распознать внешние риски и управлять ситуацией. // СПб.: Питер, 2010. - 320 с.: ил. - (Серия «Практика менеджмента»).

4. Мелтон Г.К., Уоллес Р., Шлеззингер Г//. Искусство шпионажа: Тайная история спецтехники ЦРУ. / М.: Альпина Нонфикшн, 2015 - 470 с.

5. http://www.amulet-group.ru/ //журнал «Бизнес разведка».

АГЕЕВА ЕКАТЕРИНА ЮРЬЕВНА - магистрант, Одинцовский филиал МГИМО МИД РФ, Россия.

ВОРОНА СЕРГЕЙ ГАВРИЛЛОВИЧ - кандидат технических наук, доцент, Одинцовский филиал МГИМО МИД РФ, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.