Научная статья на тему 'Механизмы регулирования развития предпринимательства на региональном уровне'

Механизмы регулирования развития предпринимательства на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGIONAL BUSINESS / DEVELOPMENT MECHANISMS / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мохначева Е. С.

В настоящее время резко активизировался интерес исследователей к поиску адекватных воздействию факторов нестабильности инструментов механизма экономической политики, в том числе государственных регуляторов. Формирование эффективных направлений государственного регулирования предпринимательской активности в регионе является актуальной проблемой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мохначева Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF REGULATION OF DEVELOPMENT OF BUSINESS AT REGIONAL LEVEL

Now sharply interest of researchers to search of factors of instability of tools of the mechanism of economic policy adequate to influence, including the state regulators became more active. Formation of the effective directions of state regulation of enterprise activity in the region is an actual problem.

Текст научной работы на тему «Механизмы регулирования развития предпринимательства на региональном уровне»

мониторинга состояния предпринимательства с позиций анализа тенденций и региональных проблем развития бизнеса и благоприятности условий для его функционирования; оценки эффективности взаимодействия хозяйствующих субъектов, институтов государственной власти и общественных институтов; результативности проводимых мероприятий по стимулированию предпринимательской активности; уровня благоприятности условий для развития бизнеса.

Данные мероприятия позволят выявить возможности для повышения преимуществ региона в направлениях развития действующих хозяйственных связей, привлечения инвестиций и создания новых

производств, повышения уровня занятости и инфраструктурной обеспеченности региона.

Список литературы:

1. Республиканская программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2012 год / http://www.mbis. bashkortostan.ru.

2. По данным официального сайта Министерства промышленности и инновационной политики РБ / http://www.minpromrb.ru.

3. Ростовцева Н.В. О некоторых формах взаимодействия экономических субъектов с органами публичной власти / http://www.lawmix.ru.

Мохначева Е.С.

аспирант кафедры менеджмента Камского института инженерных и гуманитарных технологий,

Россия, г. Ижевск

УДК 334-043.86:332.14 (470.51)

МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

В настоящее время резко активизировался интерес исследователей к поиску адекватных воздействию факторов нестабильности инструментов механизма экономической политики, в том числе государственных регуляторов. Формирование эффективных направлений государственного регулирования предпринимательской активности в регионе является актуальной проблемой.

Ключевые слова: региональное предпринимательство, механизмы развития, государственное регулирование.

MECHANISMS OF REGULATION OF DEVELOPMENT OF BUSINESS AT REGIONAL LEVEL

Now sharply interest of researchers to search of factors of instability of tools of the mechanism of economic policy adequate to influence, including the state regulators became more active. Formation of the effective directions of state regulation of enterprise activity in the region is an actual problem.

Key words: regional business, development mechanisms, state regulation.

Государственные регуляторы - это формы, меры, инструменты, способы воздействия на субъекты, направления их на решение определенных целей. Другими словами, это все то, что регулирует, направляет развитие экономики в определенном векторе. Данные регуляторы, как правило, должны

строиться на принципах целостности, комплексности, адаптивности. Государственные регуляторы принимают различные виды и формы. Виды государственных регуляторов: налоговые, бюджетные, структурные, социальные, институциональные. К формам государственных регуляторов относятся:

целевые бюджетные фонды, субсидии, налоговые льготы, госзаказ, гарантии. С помощью регуляторов осуществляется целенаправленное воздействие на экономические субъекты на различных уровнях экономики.

Характеризуя особенности региональной экономики Удмуртской Республики, необходимо отметить сохранение ее промышленной специализации: производство стратегического вооружения и специальных средств связи, машиностроение, металлургия и производство электрооборудования, а также добыча нефти. Одновременно происходит интенсивное развитие сопутствующих отраслей и малого бизнеса при активной поддержке государства [7-9].

На протяжении ряда лет из средств бюджета Удмуртской Республики предоставляются субсидии субъектам малого предпринимательства на возмещение части затрат по оплате предоставленных им банковских гарантий и договоров поручительства [5, 6]. Для получения субсидии субъект малого предпринимательства представляет в Министерство экономики Удмуртской Республики необходимые документы. Субсидии предоставляются субъектам малого предпринимательства единовременно в размере 90% произведенных ими затрат по оплате предоставленных им банковских гарантий и договоров поручительства [1], обеспечивающих исполнение обязательств по одному кредитному договору (договору займа) или договору лизинга, но не более 200 тысяч рублей.

С 2009 года субъектам малого предпринимательства и организациям инфраструктуры предоставляются субсидии на возмещение части затрат по оплате процентных ставок по кредитам (займам) и оплате части лизинговых платежей по договорам лизинга в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики. По каждому кредитному договору (займа) или договору лизинга субсидия предоставляется только один раз, при этом размер субсидии не может превышать 200 тысяч рублей [2]. Субъекту малого предпринимательства или организации инфраструктуры предоставляется не более одной субсидии в течение финансового года. Министерством экономики Удмуртской Республики в 2010 году оказана финансовая поддержка 32 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 4,165 млн. рублей в виде субсидий: на компенсацию лизинговых платежей, инновационным компаниям, субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим и реализующим товары на экспорт. В целом объем субсидий в 2011 году на эти направления увеличился по сравнению с предыдущим годом почти в 7 раз и составил более 28 млн. рублей.

В последние годы существенно изменилось соотношение между источниками средств, направляемых на развитие малого и среднего бизнеса региона. К примеру, в 2011 году на реализацию мероприятий республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства направлено свыше 231 млн. рублей, из которых около 179 млн. рублей федеральных средств, а в 2010 году поступления на реализацию мероприятий по развитию предпринимательства из федерального бюджета в пять раз превысили аналогичные ассигнования из регионального бюджета (из федерального бюджета направлено 167,191 млн. рублей, а из бюджета Удмуртской Республики - 33,272 млн. рублей).

Кроме этого, Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства (УГФПМП) как победитель в проводимом ОАО «Российский банк развития» (ОАО «РосБР») конкурсе по отбору организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства для кредитования ими субъектов малого и среднего бизнеса направил полученные от ОАО «РосБР» кредитные ресурсы на поддержку проектов субъектов малого бизнеса в Удмуртской Республике с соблюдением ряда условий: срок предоставления средств до трех лет, объем финансирования одного проекта до 1 млн. рублей. Преимущество в финансировании имели проекты, направленные на создание новых и сохранение существующих рабочих мест. В 2010 году поддержку получил 151 проект субъектов малого и среднего предпринимательства региона. За 2011 год Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства профинансировал 210 бизнес-проектов субъектов малого и среднего предпринимательства на сумму 174,5 млн. рублей. В результате их реализации создано и сохранено более 1200 рабочих мест.

Среди муниципальных образований Удмуртской Республики проводятся конкурсы на право предоставления субсидий на софинансирование муниципальных целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства.

В мае 2010 года создан Гарантийный фонд содействия кредитованию субъектов малого предпринимательства в Удмуртской Республике. За время его деятельности выдано 80 поручительств на общую сумму 163,8 млн. рублей, что позволило субъектам малого и среднего предпринимательства получить кредитов на общую сумму более 424 млн. рублей.

Субсидии в пределах средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики на развитие животноводства, предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые соответствуют требованиям,

предусмотренным частью 1 статьи 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», организациям агропромышленного комплекса Удмуртской Республики, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, крестьянским (фермерским) хозяйствам: 1) на производство молока; 2) на производство и отлов рыбы; 3) на производство мяса свиней; 4) на приобретение племенных животных; 5) на реконструкцию и (или) капитальный ремонт животноводческих помещений [3].

Министерством промышленности и транспорта Удмуртской Республики утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам и части затрат по уплате лизинговых платежей для реализации инвестиционных проектов» [4]. В перечень правовых актов, непосредственно регулирующих предоставление этой государственной услуги, в числе прочих включены:

- Республиканская целевая программа «Развитие текстильной и легкой промышленности Удмуртской Республики на 2004-2010 годы», утверждена Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 18 мая 2004 года № 229-Ш (с последующими изменениями);

- Республиканская целевая программа «Развитие машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике на 2006-2010 годы», утверждена Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 13 декабря 2005 года № 545-Ш (с последующими изменениями).

Государственная услуга предоставляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики для реализации инвестиционных проектов в форме субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и части лизинговых платежей (в части платежей по уплате процентов за привлеченные лизингодателем кредитные ресурсы) по договорам лизинга, заключенным с лизинговыми компаниями.

В республике с момента начала реализации поддержки инвестиционной деятельности программноцелевым методом (путем реализации республиканской целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику на 2007-2009 годы») наметился резкий рост в объеме инвестиций в основной капитал организаций всех форм собственности.

В 2010 году начата реализация республиканской целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику на 2010-2014 годы», которая обеспечивает системную государственную поддержку инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике.

В течение 2010 года был внесен ряд изменений в законодательство об инвестиционной деятельности. Принята новая редакция Закона Удмуртской Республики «Об участии Удмуртской Республики в государственно-частных партнерствах», которая устанавливает цели, принципы, формы участия Удмуртской Республики в государственно-частных партнерствах, полномочия органов государственной власти Удмуртской Республики, связанные с таким участием.

Приняты изменения к Закону Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике», в соответствии с которыми введено единое и понятное правило определения момента времени, с которого организации могут пользоваться льготой: с начала налогового периода, в котором принято решение об утверждении победителей конкурса инвестиционных проектов, до достижения срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более пяти лет.

Кроме того, для поддержки малых инновационных организаций, созданных при вузах и научных институтах республики, с 2010 года предусмотрено освобождение таких организаций от налога на имущество на срок до пяти лет с момента их государственной регистрации. Внесены изменения, касающиеся освобождения от налогообложения организаций, осуществляющих лизинговые операции.

Победителями одиннадцатого конкурса инвестиционных проектов на право получения льгот по налогу на имущество организаций определены инвестиционные проекты 18 организаций республики. В результате реализации этих проектов в экономику республики будет привлечено более 3 млрд. рублей инвестиций, 1,3 млрд. рублей налоговых поступлений, будет создано более 500 новых рабочих мест.

В течение 2010 года в целях улучшения инвестиционного климата в Удмуртской Республике и оптимизации взаимодействия Удмуртии с федеральными институтами развития подписаны соглашения о сотрудничестве с Министерством регионального развития Российской Федерации и с Центром ГЧП Внешэкономбанка (по программе типовых проектов государственно-частного партнерства).

Действует Соглашение о сотрудничестве между Правительством Удмуртской Республики и ОАО «Сбербанк России», в рамках которого предусмотрено привлечение Сбербанка России к финансированию ряда инвестиционных проектов, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития Удмуртской Республики.

С целью поощрения организаций, осуществляющих реализацию значимых инвестиционных проектов, в республике с 2008 года проводится конкурс «Лучший инвестор года Удмуртской Республики». С 2010 года расширен перечень номинаций конкур-

са и введены новые номинации: «Лучший инвестор в области транспорта и связи» и «Лучший инвестор в области торговли и общественного питания».

Оценочно объем инвестиций в основной капитал в 2011 году составил 48,5 млрд. рублей, что выше уровня 2010 года на 14,5 %, а объем инвестиций на душу населения - 30,5 тыс. рублей.

Посткризисный рост экономики и активизация инвестиционной деятельности предприятий способствовали увеличению валового регионального продукта республики, объем которого в 2011 году превысил 296 млрд. рублей.

Таким образом, формирование эффективных направлений государственного регулирования предпринимательской активности в регионе осуществляется с учетом современного состояния национальной экономики, влияния факторов мирового финансово-экономического кризиса. За последние годы заметно возросла роль бюджета Удмуртской Республики и федерального бюджета в поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства региона. Дальнейшее грамотное регулирование структурными элементами современной региональной экономики позволит в кратчайшие сроки поднять качество и уровень жизни населения региона.

Список литературы:

1. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 18 мая 2009 года № 127 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета Удмуртской Республики субъектам малого предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения части затрат по оплате предоставленных им банковских гарантий и договоров поручительства» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

2. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 июня 2009 года № 152 «Об утверждении Положения о порядке предоставления за счет средств бюджета Удмуртской Республики субъектам малого предпринимательства, организациям инфра-

структуры поддержки малого предпринимательства

- производителям товаров, работ, услуг субсидий на возмещение части затрат по оплате процентных ставок по кредитам (займам) и оплате части лизинговых платежей по договорам лизинга» // Справочноправовая система «КонсультантПлюс».

3. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 2 марта 2009 года № 42 «Об утверждении положений о предоставлении субсидий из бюджета Удмуртской Республики на поддержку сельскохозяйственного производства» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

4. Приказ Министерства промышленности и транспорта Удмуртской Республики от 9 октября 2008 года № 05-146 «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством промышленности и транспорта Удмуртской Республики государственной услуги «предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам и части затрат по уплате лизинговых платежей для реализации инвестиционных проектов» // Справочноправовая система «КонсультантПлюс».

5. Мохначев С.А., Мохначева Е.С. Региональная схема разделения рисков при кредитовании субъектов малого предпринимательства // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 26. С. 9-11.

6. Мохначев С.А., Мохначева Е.С. Концепция финансового маркетинга и ее реализация на региональном уровне // Журнал экономической теории. - 2009. -№ 2. С. 206-210.

7. Мохначев С.А., Мохначева Е.С. Государственные регуляторы в региональной системе предпринимательства в условиях кризиса // Право и экономика.

- 2009. - № 8. С. 68-71.

8. Мохначев С.А., Мохначева Е.С. Тенденции кластеризации в региональной хозяйственной системе // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. -№ 8. С. 49-52.

9. Мохначев С.А., Мохначева Е.С. Тенденции кластеризации в социально-экономическом развитии региона// Регионология. - 2009. - № 3. С. 93-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.