Научная статья на тему 'Механизмы регулирования миграционных процессов'

Механизмы регулирования миграционных процессов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1746
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Намдаков А. З.

Рассматривается проблема регулирования миграционных процессов на современном этапе развития общества. Показывается, что эффективность миграционной политики зависит от сущности факторов, формирующих миграционный процесс. Обосновывается деление механизмов регулирования миграционных процессов на две группы: политические и социокультурные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Methods of Migration Processes Regulation

It is observed the question of migration processes regulation in the condition of modern society development. The author proves suggestion that the effectiveness of migration policy depends on nature of factors forming migration processes. All methods of migration processes regulation are divided into two groups: political and social-cultural

Текст научной работы на тему «Механизмы регулирования миграционных процессов»

должны тщательно проанализировать свои будущие взаимоотношения, поскольку в результате соглашений стороны планируют процесс по определению сценария будущего развития и тем самым усиливают свою взаимозависимость. При этом наиболее высокая степень взаимозависимости возникает в том случае, если стороны создают совместные структуры и организации. В этой ситуации созданные институты и механизмы, как результаты проведенных переговоров, выступают регуляторами взаимоотношений сторон и предоставляют широкие возможности для развития сотрудничества и реализации совместного анализа возникающих проблем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исраэлян В.Л. Дипломаты лицом к лицу / В.Л. Исраэлян. - М., 1990. - 351 с.

2. Ковалев А.Г. Азбука дипломатии / А.Г. Ковалев. - М., 1988. - 5-ое. изд.

3. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры / М.М. Лебедева. - М., 1993. - 156 с.

4. Лебедева М.М. Некоторые психологические аспекты проведения имитационных игр / М.М. Лебедева // Вестник МГУ. - Серия 14. - Психология, 1980. - № 3. - С. 7278.

5. Маликова Н.Р. Переговоры в интересах национальной безопасности / Н.Р. Маликова. - М., 1997.

6. Нергеш Я. Поле битвы - стол переговоров / Я. Нергеш. - М., 1989. - 264 с.

7. Нэх В.Ф. Политический конфликт, технология инициирования, регулирования, разрешения / В.Ф. Нэх // Вестник МГУ. -Серия 12. - Политические науки, 1995. - №

5. - С. 59-75.

8. Обухов А. А. Профессия: переговорщик / А. А. Обухов // Вестник МИД СССР, 1991. -№ 10.

9. Mitchell Ch.R. The Structure of International Conflict. - N.Y.: 1981. - 280 p.

10. Zartman I.W., Berman M.R. The Practical Negotiator. - New Haven: Yale University Press, 1982. - 259 p.

А.З. Намдаков, и.о. начальника отдела федеральной миграционной службы Агинского Бурятского

автономного округа

МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Научные интересы: современные миграционные процессы.

Рассматривается проблема регулирования миграционных процессов на современном этапе развития общества. Показывается, что эффективность миграционной политики зависит от сущности факторов, формирующих миграционный процесс. Обосновывается деление механизмов регулирования миграционных процессов на две группы: политические и социокультурные ■

A. Namdakov ,

THE METHODS OF MIGRATION PROCESSES REGULATION

It is observed the question of migration processes regulation in the condition of modern society development. The author proves suggestion that the effectiveness of migration policy depends on nature of factors form-

A

1*1

ing migration processes. All methods of migration processes regulation are divided into two groups: political and social-cultural ■

* * *

Современные исследования миграционных процессов фокусируются на новых аспектах их функционирования. Отношения между миграциями и социальными изменениями стали более сложными, чем на предыдущих исторических этапах. В модернизации общественных отношений миграционные процессы стали одним из факторов социального преобразования и развития, что отразилось на экономическом, политическом, культурном развитии и стран-доноров, и принимающих стран.

Активизация изучения миграционных процессов проявляется в рассмотрении их с точки зрения национальной, экономической, политической, этнической безопасности страны. В современных исследованиях прослеживается тенденция, где все чаще вопрос национальной безопасности увязывается с миграционными процессами. В связи с этим становится особенно важной проблема регулирования миграционных процессов, поиск эффективных механизмов их регулирования.

Необходимость управления миграционными процессами объясняется теми последствиями, к которым они могут приводить. Среди основных можно назвать изменение этнического состава населения, угрозу национальной безопасности, повышение уровня безработицы и преступности и т.д. Для выявления наиболее эффективных механизмов регулирования миграционных процессов необходимо иметь в виду как отрицательные, так и положительные их последствия, а также оценить детерминирующие миграционные процессы.

В научной литературе получила распространение трехчастная структура миграции, разработанная Л. Л. Рыба-ковским. В рамках данной концепции миграционный процесс рассматривается как последовательная смена трех стадий: исходной, основной и заключительной. Исходная стадия (или подготовительная) - процесс формирования территориальной подвижности населения, основная стадия - собственно перемещение, завершающая (заключительная) - приживаемость мигрантов на новом месте.

Управление миграцией, с нашей точки зрения, возможно только на первой и третей стадиях, когда формируется желание переехать (мобильность) и происходит процесс адаптации новосела (приживаемость). На первом этапе возможно создать ситуацию, стимулирующую переезд или наоборот - желание остаться на старом месте. На третьем -создание таких условий, когда человек без каких-либо осложнений адаптируется к новым условиям или понимает временность своего положения, необходимость вторичной миграции. Легкость приживаемости в данном случае может стать основанием появления миграционного потока, но это возможно только при условии сохранения связей мигранта со своими прежними соотечественниками.

Выявляя субъектов, способных влиять на формирование миграционной ситуации, С. Панарин называет три основные категории участников миграционной политики (7, 13-14). Первая категория - государственные служащие, в наибольшей степени оказывающие политическое воздействие на миграцион-

ную ситуацию. По сути, речь идет о формировании идеологии миграционной политики, под которой понимается отношение к тем, кто покидает Родину, и к тем, кто приезжает. Так, например, в свое время И.Б. Тито поощрял югославов, уезжающих на заработки в западные страны, что в других социалистических странах рассматривалось как предательство.

Вторая категория - отдельные личности или группы, сформированные по возрастным, конфессиональным, этническим, классовым признакам. В принципе, это может быть просто демонстрация или толпа, осуществляющая акт насилия. Но сколь бы краткосрочными ни были группы, они зачастую обладают большой силой влиять на политическую ситуацию в регионе или стране.

Третью категорию образуют люди коммуникационной сферы, которые в основном являются представителями средств массовой информации. Они имеют непосредственный доступ к информации. Следовательно, даже в условиях, когда работники СМИ не представляют непосредственно интересы конкретной группы, они так или иначе манипулируют информацией.

Среди наиболее очевидных факторов, влияющих на процесс регулирования миграционных процессов, являются законы рыночной экономики. Некоторые авторы считают их первичными в формировании миграционной политики: «Если правительство пытается сдержать миграцию, в этот процесс вступает рыночный механизм, противодействующий этому. Заинтересованной стороной здесь выступают агентства по трудоустройству и международной миграции, которые получают прибыль как от легальной, так и от нелегальной миграции. Этот рынок связан с неформальными социальными структурами, сформиро-

вавшимися внутри миграционного процесса. Именно поэтому сеть миграционных учреждений может оказывать более значимое влияние на формы и интенсивность миграционного движения, чем политика правительства» (4, 66). Безусловно, формулирование миграционной политики напрямую зависит от законов, регулирующих рынок, но абсолютизировать их не стоит.

Сегодня теория управления обогащается новыми концепциями. Новыми их можно назвать довольно условно, поскольку таковыми они являются для российской науки, в то время как за рубежом в этой области накоплен богатый практический и теоретический опыт. Наибольшую эффективность показали методы управления проектами. Здесь необходимо учитывать не только институциональные составляющие миграционного процесса, но и факторы, которые, на первый взгляд, напрямую не относятся к природе миграции. Но именно умение опосредованно влиять на миграционные процессы через контекст их протекания позволяет добиться заметных результатов.

Выделение и описание сущности миграционных процессов раскрывается в обнаружении и анализе факторов и причин, приводящих в движение население отдельных регионов или даже целых стран. Т.И. Заславская под факторами миграции понимает всю совокупность социальных условий, в которых протекает данный процесс и который оказывает значительное влияние на его объем, интенсивность, направления, каналы и другие параметры (6, 9). Л.Л. Рыбаковский считает, что фактор есть некая совокупность условий и обстоятельств, которые, благодаря особому сочетанию и воздействию, влияют на территориальную подвижность населения (10, 67). В.И. Переведенцев предла-

гает следующее определение этого термина: «Фактор - достаточно глубокие и общие, и специфичные именно для миграции населения причины» (8, 19). Т.Г. Доржиева определяет факторы миграции как «совокупность условий и обстоятельств, которые благодаря особому сочетанию и взаимодействию, заставляют население совершать территориальные перемещения, то есть факторы миграции - это реальные движущие силы данного процесса» (5, 19).

Приводимые определения фактора практически не учитывают роль человека, который выступает как своего рода субъективный фактор в миграционном процессе.

В процессе изучения современных факторов, порождающих миграционные процессы, можно выделить две закономерности. С одной стороны, во многом эти факторы группируются в зависимости от субъективного исследовательского подхода. С другой, несмотря на глобализационный характер современных миграционных процессов можно говорить, что с методологической точки зрения они могут быть изучены только в определенном региональном контексте. Это объясняется тем, что причины, провоцирующие миграцию, порождаются в конкретном месте, в конкретном случае, в конкретный период. Таким образом, конкретизация миграции обусловливается выявлением места, времени, условий и ее участников.

Одновременно с выявлением новых факторов ученые стали обращать больше внимания и на те, которые прежде считались несущественными. Последние исследования показали, что миграции может способствовать наличие или отсутствие такого феномена как региональная идентичность. Так, А.П. Клемешев, Г.М. Федоров на примере

формирования социально-территориальной общности «калиниградцы» доказали, что незначительное количество автохтонного населения ведет к повышенной мобильности населения. Это связано с объективными причинами, поскольку зарождение данной региональной идентичности началось всего лишь немногим более полувека назад. «В настоящее время местные уроженцы, по нашим подсчетам, составляют лишь 43 % населения области. Из них 24 % относится к первому поколению, 19 % -ко второму» (9, 4). Одним из главных следствий повышенной мобильности калининградцев является высокий уровень миграции.

Попытки рассмотреть природу миграции подталкивают некоторых исследователей рассмотреть психологический аспект поведения людей в соотношении с предъявляемыми притязаниями к себе и условиям жизни. В любом открытом, глобализирующемся обществе выбор осуществляет не только государство, но и мигранты.

В частности, С.К. Бондырева и Д.В. Колесов рассматривают миграцию как специфическую форму проявления мобильности, где мобильность понимается как «свойство индивида (существа) менять место (географические координаты) своего пребывания» (1, 23). Уровень данной характеристики человека зависит от наличия неудовлетворенных потребностей. Авторы концепции приходят к следующему пониманию миграции: «Миграция - естественное проявление мобильности человека, мотивированное его стремлением к улучшению условий своего существования, к более полному и надежному удовлетворению своих потребностей» (1, 39). Следовательно, природа миграции у данных авторов носит «потребностный характер», поскольку «главным мотивом миграции

является поиск благополучной жизни» (1, 45). Это позволяет автору выявить следующую группу субъективных факторов, которые обосновывают переезд тех или иных индивидов: стремление к «лучшей доле», миграция из зависти, миграция из-за комплекса неполноценности, миграция из-за стремления более полно реализовать свой (творческий, интеллектуальный) потенциал, миграция из соображения безопасности, миграция по политическим мотивам. Ученые приходят к следующему пониманию сущности миграции: «Миграция - это проблема именно неудовлетворенных потребностей, энергия которых преобразуется в энергию перемещения» (1, 51).

Сочетание объективных и субъективных факторов, порождающих миграцию, позволяет современным исследователям выделить субъективизиро-ванный фактор (3, 33). Поскольку перемещения могут происходить по разным причинам (добровольно и принудительно), то к перемещению могут принуждать различные по содержанию факторы (экологические, экономические, политические, личностные и т.д.), а возможно и их комбинации. При этом выделяют объективные факторы - территориальные различия в значимых для человека условиях жизни (природноклиматические, экономические, социальные, политические, этнические, демографические) и субъективные - психологические особенности конкретного человека, различия в образовании, воспитании, поведенческих установках и т.д.

Обобщая изложенное, следует отметить, что все механизмы регулирования миграционных процессов могут быть объединены в две большие группы: поддающиеся регулированию со стороны политических властей и индивидуально-инициативные, носящие социокультурный характер. В первую

группу (политические механизмы регулирования) войдут те, которые находятся в компетенции политики. Это законодательные акты, к которым относятся, прежде всего, законы, указы, приказы и т. д., а также сама структура Миграционной служба России. Ко второй группе (социокультурные механизмы регулирования) относятся те, которые могут не принимать форму политической воли и, возможно, даже не находиться в компетенции Миграционной службы, но так или иначе влияющие на формирование миграционной политики страны и регионов. Тем не менее, нельзя отрицать возможность регулирования миграционных процессов через субъективные факторы. Воздействие в данном случае будет носить опосредованный характер, который проявляется в необходимости создания социальной, политической, экономической и культурной ситуаций, которые и детерминируют внутренние интенции личности к мобильности. По сути, это и есть те детерминанты, характеристики которых определяют мобильность каждого отдельного человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондырева С.К. Миграция (сущность и явление) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. -М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

2. Гимбатов Ш.М. Миграционные процессы в республике Дагестан и их этнорегио-нальные особенности: Дис. ... канд. эконом. наук: 08. 00. 05. - М.: РАН Ин-т соц.-экон. проблем народонаселения, 2006.

3. Гунтыпова Э.С. Миграционные процессы в республике Бурятия на современном этапе (по материалам исследования студентов и молодых специалистов): Дисс. ...

канд. соц. наук. - Улан-Удэ: БГУ, 2005.

4. Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение / А.В. Дмитриев. - М.: АльфаМ, 2006.

5. Доржиева Т.Г. Трудовая иммиграция в приграничных регионах России и ее социально-экономические последствия: Дис. ... канд. экон. наук. - М.: РАГС, 2003.

6. Заславская Т.И. Методологические проблемы исследования и моделирования мобильности трудовых ресурсов / Т.И. Заславская. - М., 1968.

7. Панарин С. Центральная Азия: этническая миграция и политические субъекты воздействия на миграционную ситуацию // Современные этнополитические процессы и миграционная ситуация в Центральной

Азии / Под ред. Г. Витковской. - М.: Моск. центр Карнеги, 1998.

8. Переведенцев В.И. Методы изучения миграции населения / В.И. Переведенцев. -М., 1975.

9. Регион сотрудничества. Вып. 6 (31): Кле-мешев А.П., Федоров Г.М. Калининградский социум: по результатам социологических обследований 2001 - 2004 гг. / Под общ. ред. А.П. Клемешева. - Калининград: КГУ, 2004.

10. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика / Л.Л. Рыбаковский. - М., 1987.

11. Рыбаковский Л.Л. Стадии миграционного процесса / Л.Л. Рыбаковский // Миграция населения. Вып. 5. - М., 2001.

Е.Е. Нечай, доцент каф. политических и правовых учений, ТИПП, ДВГТУ

ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ

Научные интересы: политическая реклама в системе политического маркетинга, генезис и виды политической рекламы, правовое регулирование политической рекламы и политической агитации в современной России.

Реклама в политике на сегодняшний день является одной из ключевых тем, отражающих качественный уровень протекания политического процесса в современной России. В условиях постепенной стабилизации социально-экономической ситуации происходит усиление роли политической рекламы, что сказывается на качестве проведения предвыборных кампаний и ведении политической борьбы в целом ■

E. Nechaj, Pacific institute of politics and law Far Easten national Technical university (FEPI by V.V. Kuibyshev) THE PURPOSE AND RESULT OF POLITICAL ADVERTISING

Advertising in the politician for today is one of the key themes reflecting a qualitative level of course of political process in modern Russia. In conditions of gradual stabilization of a social and economic situation there is a strengthening a role of political advertising that affects quality of carrying out of pre-election campaigns and conducting political strike, as a whole ■

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.