Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ'

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
521
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ / ПРОБЛЕМЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимов М.А., Чичерова В.Н.

В статье осуществлен анализ механизмов реализации государственных программ в субъектах России, выявлена ключевая проблематика, относящаяся к оценке эффективности данных механизмов, предложены конкретные меры по их совершенствованию. Обосновывается тезис о необходимости сопровождения государственных программ, которое должно базироваться на осуществлении ежеквартального мониторинга целевых индикаторов. Авторы статьи полагают, что для качественной оценки государственной программы следует учитывать ее логику (что даст возможность обнаружить недостатки и оценить взаимосвязь «мероприятия-индикаторы»), а также связать подпрограммы (целевые индикаторы) и цель государственной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR THE IMPLEMENTATION OF STATE PROGRAMS IN THE RUSSIAN FEDERATION IN MODERN CONDITIONS: PROBLEMS, PROSPECTS AND CRITERIA FOR EFFECTIVENESS

The article analyzes the mechanisms for implementing state programs in the constituent entities of Russia, identifies key issues related to assessing the effectiveness of these mechanisms, and proposes specific measures to improve them. The thesis about the need to support state programs, which should be based on the implementation of quarterly monitoring of target indicators, is substantiated. The authors of the article believe that for a qualitative assessment of the state program, its logic should be taken into account (which will make it possible to detect shortcomings and evaluate the relationship of “activities-indicators”), as well as link subprograms (target indicators) and the goal of the state program.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ»

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И КРИТЕРИИ

ЭФФЕКТИВНОСТИ

М.А. Максимов, канд. филос. наук, доцент В.Н. Чичерова, студент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-9-2-217-221

Аннотация. В статье осуществлен анализ механизмов реализации государственных программ в субъектах России, выявлена ключевая проблематика, относящаяся к оценке эффективности данных механизмов, предложены конкретные меры по их совершенствованию. Обосновывается тезис о необходимости сопровождения государственных программ, которое должно базироваться на осуществлении ежеквартального мониторинга целевых индикаторов. Авторы статьи полагают, что для качественной оценки государственной программы следует учитывать ее логику (что даст возможность обнаружить недостатки и оценить взаимосвязь «мероприятия-индикаторы»), а также связать подпрограммы (целевые индикаторы) и цель государственной программы.

Ключевые слова: государственные программы, механизмы реализации, государственная власть, современные условия, проблемы, перспективы развития.

В настоящее время государственные программы получили статус базового механизма государственного программно-целевого управления как на федеральном, так и региональном уровнях. Со временем всё большую практику приобретают совместные решения некоторых вопросов Российской Федерацией и ее субъектами, и, в результате - государственные программы регионов становятся всё более сопряженными по целям с государственными программами страны в целом. В данной статье проанализирована практика реализации государственных программ, выявлены проблемы и предложены рекомендации по совершенствованию.

Государственная программа, которая реализуется на конкретной территории, с одной стороны, является четко проработанным инструментом ее социально-экономического развития. Кроме того, она объединяет уровни государственной власти путем формирования объема финансового обеспечения реализации наиболее полного инструментария комплексной социально-экономической региональной политики.

Субъекты нашей страны на сегодняшний день характеризуются различной сте-

пенью распространения механизма государственных программ в организации работы органов исполнительной власти на территории, что можно оценить по ряду количественных и качественных показателей, прежде всего, доли расходов бюджета, исполняемой в ходе выполнения государственных программ [6]. Именно поэтому видится интересным проанализировать практику применения механизма государственных программ в субъектах России.

Государственные программы являются ключевым средством реализации государственной политики, воздействия на производственные, экономические и социальные процессы в пределах полномочий органов власти федерального, регионального и местного уровней. Государственные программы являются средством управления и регулирования стратегиями социального, научно-технического и экономического развития, способом аккумулирования ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

В сложившихся условиях особое значение для государственного регулирования социально-экономического развития российских регионов приобретает региональное программирование, основой которого

служит программно-целевой метод, который является признанным инструментом реализации региональной политики.

Регулирование регионального государственного развития представляет собой одну из основных задач современного государства. Посредством проведения рациональной и последовательной региональной политики правительство нацелено на повышение уровня социально-экономического развития территории, сглаживание дифференциации регионов по ключевым социально-экономическим показателям, обеспечение благоприятного инвестиционного климата в регионах и другое [1, 3].

Любая региональная программа характеризуется одновременно несколькими классификационными свойствами. К примеру: определенная региональная программа по территориальной принадлежности является областной; по функциональной ориентации - экологической; по масштабности проблемы - узкоспециализированной; по продолжительности - среднесрочной и т.д.

Непосредственно на месте управление программами социально-экономического развития реализуют исполнительные органы власти территорий. Ключевые их задачи состоят в принятии к выполнению новых программ, координации их с главными направлениями и приоритетами государственной политики нашей страны, подготовке концепции регионального развития, распределении бюджетных средств между программными и непрограммными нуждами, внесении корректировок в функционирующие программы и многое другое [4].

Общее управление и контроль за воплощением региональной программы социально-экономического развития проводит заказчик программы, который обладает необходимым набором полномочий и ресурсов для результативного руководства процессом реализации программы. Воплощение в жизнь самой программы осуществляется на базе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку товаров для государственных нужд, которые заключаются государственным заказчиком программы со всеми исполнителя-

ми программных мероприятий.

На данный момент в Калужской области реализовывается целый ряд государственных программ. Например, «Новое качество жизни», «Инновационное развитие и модернизация экономики», «Эффективное государство» и др. Данные программы охватывают среднесрочные и долгосрочные цели, приоритеты и основные направления демографической политики, политики модернизации здравоохранения и образования, развития пенсионной сферы и социальной помощи, развития культуры, формирования эффективных рынков труда и жилья, предусматривают снижение уровня преступности, повышение эффективности системы защиты граждан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [6].

Значимым компонентом в процессе контроля за выполнением программы считается процедура оценки эффективности программы, которая включает в себя следующие показатели:

- рост валового регионального продукта (далее - ВРП) и объема промышленного и сельскохозяйственного производства;

- бюджетная эффективность для федерального бюджета и бюджета региона страны.

Так, ключевая задача в процессе формировании программы социально-экономического развития заключается в формировании комплексной сбалансированной программы увеличения уровня развития региона, в которой связаны возможности и ресурсы субъекта и, кроме того, установлены перспективные направления регионального развития.

Государственные программы имеют четкий механизм оценки эффективности реализации, то есть можно вычислить количественный показатель (интегральную оценку) и по его величине сделать вывод [2]. Данный показатель аккумулирует в себе результат достижения нескольких десятков целевых показателей, освоения многих миллионов рублей бюджетных средств, усилия исполнительных органов власти по реализации мероприятий. Поэтому механизм расчета интегрального показателя чрезвычайно важен и именно

он обладает рядом определенных недостатков. К проблемам оценки эффективности государственных программ можно отнести:

1. Программа может считаться эффективной при том, что некоторые подпрограммы в ее составе неэффективны. Перед тем, как воплощать государственные программы, каждый субъект разрабатывает собственную концепцию по созданию и проведении государственных программ, в которой определяется порядок оценки эффективности реализации программы. Тем не менее, на сегодняшний день большая часть российских регионов придерживается линии стандартизации оценки эффективности государственных программ и применяет стандартный порядок оценки эффективности для всех сформированных программ. Только определенные субъекты нашей страны оценку эффективности прописывают в самих программах [4]. Так как имеет место проблема разных единиц измерения результатов и затрат, зачастую, субъекты применяют в оценке результативности индексный метод, который позволяет нивелировать влияние единиц измерения. В результате, эффективность оценивается посредством отношения степени достижения целевого индикатора к полноте финансирования программы.

По причине того, что государственная программа может состоять из определенного количества подпрограмм, число целевых индикаторов госпрограммы можно измерять десятками [1]. Таким образом, при получении более высокого значения одного индикатора, можно нивелировать воздействие другого недостигнутого индикатора (невыполненного мероприятия) и, при усреднении результатов по подпрограммам государственной программы -получить высокую оценку результативности государственной программы в целом. Появляется проблема, как в данном случае использовать итоги оценки в процессе принятия решений.

2. Сосредоточение всего функционала по разработке, выполнению и оценке программы у ответственного исполнителя государственной программы. Изучение механизмов реализации и оценки регио-

нальных программ показало, что одно и то же учреждение является одновременно создателем, исполнителем и оценщиком. При этом трудно гарантировать независимость и объективность оценки государственных программ, поскольку ведомства заинтересованы в итогах оценки. Можно сделать вывод, что в большинстве регионов оценка эффективности осуществляется на базе оценки получаемого социального эффекта путем увеличения или сокращения положительных или отрицательных показателей. Сегодня лишь некоторые регионы нашей страны отражают годовые значения конечных и непосредственных индикаторов на каждый год реализации государственных программ.

Поэтому ключевые предложения по совершенствованию механизма реализации государственных программ должны быть направлены на изменения методики оценки эффективности с целью повышения ее достоверности.

Единый порядок оценки результативности должен подразумевать оценку госпрограммы в разрезе ее компонентов. В оценке нужно учитывать логику программы (что даст возможность обнаружить недостатки и оценить взаимосвязь «мероприятия-индикаторы»), а также связать подпрограммы (целевые индикаторы) и цель государственной программы. С целью воплощения данного подхода следует развернуть многоуровневую фиксацию целевых индикаторов в разрезе структуры государственной программы. Данный аспект нуждается в постановке многофакторного анализа в каждом учреждении с ориентацией на установление показателей, воздействующих на ключевые показатели деятельности ведомства [5].

Подпрограммы и ключевые мероприятия государственных программ могут корректироваться в зависимости от приоритетов и целей государственных органов, оценки эффективности [4]. Поэтому, создание базового перечня государственных программ будет первой ступенью к формированию полноценной системы оценки эффективности, поскольку это дает возможность фиксировать во времени стоимость единицы результата. Формирование баз данных стоимости достижения целе-

вых индикаторов регионами даст возможность осуществлять оценку результативности на стадии планирования мероприятий.

Кроме того, сопровождение государственных программ должно базироваться на осуществлении ежеквартального мониторинга целевых индикаторов. С целью обеспечения объективности оценки эффективности следует функцию оценки сосредоточить в границах одной структуры, куда будет по сформированной системе отчетности поступать информация для оценки.

Для того, чтобы изучить механизмы разработки и реализации государственных программ в Калужской области были проанализированы отчеты об их реализации. В 2021 году в области осуществлялась реализация 33 государственных программ Калужской области, в том числе 92 подпрограмм. Каждая из программ имеет ответственного исполнителя, которым выступает один из органов исполнительной власти Администрации Калужской области [7].

Проведенный анализ показал, что по

ванные мероприятия, осваиваются средства федерального и регионального бюджетов, достигается преобладающее количество целевых показателей. Кроме того, государственные программы имеют четкий механизм оценки эффективности реализации, то есть можно вычислить количественный показатель (интегральную оценку) и по его величине сделать вывод [6]. Данный показатель аккумулирует в себе результат достижения нескольких десятков целевых показателей, освоения многих миллионов рублей бюджетных средств, усилия исполнительных органов власти по реализации мероприятий. Поэтому механизм расчета интегрального показателя чрезвычайно важен, и именно он обладает рядом определенных недостатков.

Можно ожидать, что реализация сделанных предложений позволит более точно оценить эффективность государственных программ. Это, скорее всего, приведет к снижению оценок по некоторым целевым программам, и позволит выявить направления деятельности органов региональной власти, которые требует особого внимания или совершенствования.

всем программам реализуются запланиро-

Библиографический список

1. Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография. - М..: Юнити, 2019. - 544 с.

2 . Гегедюш, Н..С. Государствен. н. ое и м.ун. иципальн. ое управлен. ие: Учебн. ое пособие для прикладн. ого бак. алавриата / Н..С. Гегедюш, Е.В. М. аслен. н. ик. ова, М..М. . М. океев и др.

- Люберцы: Юрайт, 2018. - 351 с.

3. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. для студ. вузов / А.Я. Быстряков, Т.Д. Викулина, В.Ф. Воля и др.; Под. общ. ред. И.Д. Мацкуляка. - М..: Изд-во Рос. акад. гос. службы, 2018. - 680 с.

4 . Жук. овск. ий А.И., Васильев СВ. Разработк. а, реализация и оцен. к. а регион альн. ых целевых программ.. Учебник. - М..: «ДИАЛОГ», 2018. - 175 с.

5. Завьялов Д.Ю. Оценка эффективности бюджетных расходов: сравнительный анализ // Финансы. - 2018. - №10. - С. 6-10.

6. Кузык. А., Симачев Ю., Чулок. А. Федеральные целевые программы: проблемы управления и потенциал применения в качестве инструмента бюджетирования по результатам. // Экономический анализ: теория и практика. - 2019. - №3. - С. 2-10.

7. Любовный В.Я., Зайцев ИФ., Воякина А.Б. Целевые программы развития регионов: реком. ен. дации по совершен ствован. ию разработк и, фин. ан. сирован. ия и реализации. - М.: Московский общественный научный фонд, 2018. - 91 с.

8 . Сём. к ин. а, О.С. Государствен н. ое и мун. иципальн. ое управление: вызовы и приоритеты: м. атериалы III м. еждун. ародн. ой н. аучн. о-прак.тическ. ой к. он. ферен. ции. Том. 1.

- М..: Русайнс, 2018. - 172 с.

9 . Черк. ашин. а Т. Ю. Оцен к а социальн. ых проектов и програм. м.: учеб.-м. етод. пособие.

- Новосибирск.: ГГУ, 2019. - 93 с.

MECHANISMS FOR THE IMPLEMENTATION OF STATE PROGRAMS IN THE RUSSIAN FEDERATION IN MODERN CONDITIONS: PROBLEMS, PROSPECTS

AND CRITERIA FOR EFFECTIVENESS

M.A. Maksimov, Candidate of Philosophy Sciences, Associate Professor V.N. Chicherova, Student

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The article analyzes the mechanisms for implementing state programs in the constituent entities of Russia, identifies key issues related to assessing the effectiveness of these mechanisms, and proposes specific measures to improve them. The thesis about the need to support state programs, which should be based on the implementation of quarterly monitoring of target indicators, is substantiated. The authors of the article believe that for a qualitative assessment of the state program, its logic should be taken into account (which will make it possible to detect shortcomings and evaluate the relationship of "activities-indicators"), as well as link subprograms (target indicators) and the goal of the state program.

Keywords: state programs, implementation mechanisms, state power, modern conditions, problems, development prospects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.