Научная статья Original article УДК 33
doi 10.55186/2413046X_2023_8_3_125 МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ЗАКУПОК
MECHANISMS FOR THE IMPLEMENTATION OF STATE AND MUNICIPAL
PROCUREMENT
Ь й МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
^jUyPHM
Статья подготовлена в рамках государственного задания № FUUU-2023-0002 «Разработать методологию управления и механизм обеспечения производства сельскохозяйственной продукции, программу сохранения, совершенствования и использования генофонда местных популяций сельскохозяйственных животных Республики Коми», регистрационный номер НИОКР 1022033100156-4 The article was prepared within the framework of the state task No. FUUU-2023-0002 «To develop a management methodology and a mechanism for ensuring agricultural production, a program for preserving, improving and using the gene pool of local populations offarm animals
of the Komi Republic», R&D registration number 1022033100156-4 Юдин Андрей Алексеевич, кандидат экономических наук, научный сотрудник Института агробиотехнологий им. А.В. Журавского - обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар
Тарабукина Татьяна Васильевна, кандидат экономических наук, научный сотрудник Института агробиотехнологий им.А.В. Журавского - обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар
Облизов Алексей Валерьевич, кандидат экономических наук, научный сотрудник Института агробиотехнологий им.А.В. Журавского - обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар
Yudin Andrey Alekseevich, Candidate of Economic Sciences, Researcher at the A.V. Zhuravsky Institute of Agrobiotechnologies - a separate division of the Federal State Budgetary
Institution of the Komi National Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar
Tarabukina Tatyana Vasilyevna, Candidate of Economic Sciences, Researcher at the Institute of Agrobiotechnologies named after A.V. Zhuravsky - a separate division of the Federal State Budgetary Institution of the Komi National Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar
Oblizov Alexey Valeryevich, Candidate of Economic Sciences, Researcher at the Institute of Agrobiotechnologies named after A.V. Zhuravsky - a separate division of the Federal State Budgetary Institution of the Komi National Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar
Аннотация. Способы определения поставщиков при проведении государственных и муниципальных закупок отражаются в Законе № 44-ФЗ, каждому из них характерны свои особенности, преимущества, недостатки, ограничения, что необходимо учитывать, выбирая тот или иной способ закупки. При выборе способа определения поставщика, заказчик должен указать причину выбора.С 01 января 2022 года вступили в силу основные изменения в Закон № 44-ФЗ, внесенные Законом от 02.07.2021 № ЗбО-ФЗ, посредством которого было сокращено количество конкурентных способов закупок. Государство стремится ограничить наиболее коррупционный способ закупки, когда напрямую, без конкуренции заключается контракт. В то время как конкурентные способы закупки позволят противостоять коррупции. Задачами, решение которых приводит к цели по созданию механизмов реализации государственной закупочной политики, являются: экономия, эффективность закупок, борьба с коррупцией, развитие максимального уровня конкуренции, равноправие всех участников закупки, повышение уровня открытости и объективности процедуры закупки.
Abstract. Methods of determining suppliers during state and municipal procurement are reflected in Law No. 44-FZ, each of them has its own characteristics, advantages, disadvantages, limitations, which must be taken into account when choosing one or another method of procurement. When choosing the method of determining the supplier, the customer must indicate the reason for the choice.From January 01, 2022, the main amendments to Law No. 44-FZ, introduced by Law No. 360-FZ of 02.07.2021, entered into force, through which the number of competitive procurement methods was reduced. The state seeks to limit the most corrupt method of procurement when a contract is concluded directly, without competition. While competitive procurement methods will allow to resist corruption. The tasks, the solution of which leads to the
goal of creating mechanisms for the implementation of public procurement policy, are: economy, procurement efficiency, the fight against corruption, the development of the maximum level of competition, equality of all procurement participants, increasing the level of openness and objectivity of the procurement procedure.
Ключевые слова: закупки, конкурс, механизмы реализации, экономика, электронный конкурс
Keywords: procurement, competition, implementation mechanisms, economics, electronic competition
Выбор поставщика происходит на основе критериев, представленных на рисунке 9. С 01 января 2022 года вступили в силу основные изменения в Закон № 44-ФЗ, внесенные Законом от 02.07.2021 № З60-ФЗ, посредством которого было сокращено количество конкурентных способов закупок [ 1].
Были исключены: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, запрос предложений (рисунок 1).
Критерии
-К объект закупки и существенные условия проекта
контракта
—► начальная (максимальная) цена контракта (Н(М)ЦК)
—► критерии для выбора победителя
—► оптимальные сроки поставки продукции
Рисунок 1 - Критерии выбора способа определения поставщика
На рисунке 2 представлены конкурентные способы закупок, действующие с 01.01.2022.
Рисунок 2 - Классификация конкурентных способов определения
поставщиков
К неконкурентным способам по-прежнему относятся только закупки у единственного поставщика.
Таким образом, государство стремится ограничить наиболее коррупционный способ закупки, когда напрямую, без конкуренции заключается контракт. В то время как конкурентные способы закупки позволят противостоять коррупции [2-3].
Задачами, решение которых приводит к цели по созданию механизмов реализации государственной закупочной политики, являются: экономия, эффективность закупок, борьба с коррупцией, развитие максимального уровня конкуренции, равноправие всех участников закупки, повышение уровня открытости и объективности процедуры закупки
[4].
Под конкурсом понимают способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший наилучшие условия контракта, заявка на участие которого соответствует требованиям, установленным в извещении и документации о закупке.
Рассмотрим порядок закупок с помощью электронного конкурса.
Заказчик размещает извещение о проведении электронного конкурса в ЕИС не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, (п. 1 ч. 3. ст. 42 Закона № 44-ФЗ), которые включают три части (ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ).
Не позднее 2 рабочих дней (за исключением ч. 4 ст. 48 Закона № 44-ФЗ) со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок, установленной в извещении, членами комиссии и заказчиком осуществляются действия, представленные на рис. 3 (ч. 3 ст. 48
Закона № 44-ФЗ).
Члены комиссии (п. I ч. 3 ст. 48 Закона № 44-ФЗ)
рассматривают первые части заявок, направленные оператором ЭП: и принимают решение о Признании первой части заявки на участие в заьл'пке соответствующей извещению или об отклонении заявки
Рисунок 3 -Действия, осуществляемые членами комиссии и заказчиком в ходе электронного конкурса при рассмотрении и оценки первой части
заявок
осуществляют оценку первых частей заявок, признанных соответствующими извещению, по критериям
Участники закупки, допущенные по первой части, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги подать с использованием ЭП одно предложение о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (ч. 8 ст. 48 Закона № 44-ФЗ).
Прием ценовых предложений осуществляется в течение часа.
Если участник закупки не подал предложение, ценовым предложением участника закупки считается предложение, содержащееся в третьей части заявки (ч. 9 ст. 48 Закона № 44-ФЗ)[5].
Не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок, информации и документов, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и
оценки вторых частей заявок, установленной в извещении об осуществлении закупки, членами комиссии и заказчиком осуществляются действия, представленные на рисунке 4 (ч. 11 ст. 48 Закона № 44-ФЗ).
Члены комиссии (п. 1ч. 11 ст. 4£ Закона. № 44-ФЗ)
рассматривают вторые части заявок, а талске информацию и документы, направленные оператором ЭП: и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей икоценню или оо ее отклонении
Т
осуществляют опенку вторых частей заявок, признанных со ответствующимн извещению, по критериям
Заказчик формирует с использованием ЭП протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закчттке (п. 2 ч. 11 ст. 48 Закона № 44-ФЗ)
Члены комиссии подписывают усиленными электронны^ш подписями протокол рассмотрения и опенки вторых часто! заявок (п. 2 ч. 11 ст. 48 Закона № 44-ФЗ)
Заказчик подписывает усиленной электронной подписью протокол рассмотрения и опенки вторых частей заявок и направляет оператору ЭП (н, 2 ч 11 ст. 48 Закона
№ 44-ФЗ)
Рисунок 4 - Действия, осуществляемые членами комиссии и заказчиком в ходе рассмотрения и оценки: второй части заявок при осуществлении закупок с помощью электронного конкурса
Не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов, члены комиссии и заказчик осуществляют действий представленные на рисунке 5 (ч. 15 ст. 48 Закона № 44-ФЗ).
Чтены комиссии (п. 1 ч. 15 ст. 48 Закона № 44-ФЗ)
присваивают халдой заявке на участие в закупке, первая и вторая части которой признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, порядковый номер
Рисунок 5 — Действия, осуществляемые членами комиссии и заказчиком для заключения контракта при осуществлении закупок с помощью электронного
конкурса
Если электронный конкурс признан несостоявшимся, то такой конкурс проводится, учитывая особенности, установленные в ч. 2-4 и 7 ст. 52 Закона № 44-ФЗ (ч. 20 ст. 48 Закона № 44-ФЗ).
Заключение контракта с победителем определения поставщика осуществляется не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (ч. 1 ст. 51 Закона № 44-ФЗ)[6].
Схема проведения электронного конкурса представлена на рисунке 6.
Оценка искомых предложений * подведение итога« Процедура заключения контракта
1 1 Подача _ тлмаок Рассмотрение и оценил 1 члегей эшкж Полачл мпкишх предложений (раб лень) 1 Рассмотрение и оптика 2 частей заявок * 1
15 дней 2 (5) раб. дней , 1 час ' (п. 23 ч. 1 ст. 42 г ♦ ч. 8 ст. 48) 2 раб. дня 1 раб. день 10 дней ' 10 дней
Протокол рассмотрения и оценки 1 частей здиок Протокол рассмотрения и осанки 2 частей ъаяяпк Протокол подведем и я итого«
Не позднее 20 дней со дня проведения торгов (ч. 4 ст. 528 ГК РФ)
Рисунок 6 — Схема проведения электронного конкурса [36]
о существ.тяют оценку неновых предложений
Недостатки и преимущества электронного конкурса представлены на рисунке 7.
Под аукционом понимают способ определения поставщика, при котором победителем становится участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным в извещении о закупке, документации о закупке, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги наиболее низкую цену контракта, либо наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта[7-8].
Заказчик обязан проводить электронный аукцион, если осуществляются закупки товаров, работ и услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ [9], либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок для нужд субъекта РФ, кроме случаев закупок с помощью запроса котировок, закупок у единственного поставщика, учитывая требования Закона № 44-ФЗ [10].
Не позже 1 часа с момента завершения подачи ценовых предложений оператор электронной площадки (ЭП) выполняет действия, представленные на рисунке 19 (ч. 4 ст. 49 Закона № 44-ФЗ).
Не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика, установленной в извещении об осуществлении закупки, членами комиссии и заказчиком осуществляются действия, представленные на рисунке 8 (ч. 5 ст. 49 Закона № 44-ФЗ).
Ч1ены кймлссин (п. 1ч. 5 ст. 49 Закона № 44-ФЗ)
рассматривают заявки' соответствует илн
отклснястся
на основании информант! протокола подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, присваивают каждой заявке порядковый номер
'Заказчик формирует с использованием (средствами) электронной площадки подведения определения Еостакщиьа
(подрядчика, исполнителя) (п.. 2 ч 5 ст. "Закона Кг 44-ФЗ)
Члены комиссии подписывают усилетными электронными подписями протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 2 ч 5 ст. 49 Закона Кг 44-ФЗ)
Заказчик подписывает усиленной электронной подписью протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (п , 2 ч 5 ст, 49 Закона № 44-ФЗ)
Рисунок 8 - Действия, осуществляемые членами комиссии и заказчиком для заключения контракта при осуществлении закупок с помощью электронного
аукциона
Если электронный аукцион признан несостоявшимся, то такой аукцион осуществляется, учитывая особенности, установленные ч. 2, 5 и 7 ст. 52 Закона № 44-ФЗ (ч. 9 ст. 49 Закона № 44-ФЗ).
По результатам электронного аукциона заключение контракта с победителем определения поставщика осуществляется не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов (ч. 1 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).
Схема проведения открытого электронного аукциона представлена на рисунке 9.
Не шнлни' 20 диен со дня нрошгдення торгов (ч. 4 ст, 52В ГК. РФ)
Рисунок 5 - Схема проведения открытого электронного аукциона
Рассмотрим порядок закупок с помощью электронного запроса котировок.
Заказчик размещает извещение о проведении электронного запроса котировок в ЕИС не менее чем за 4 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок (п. 3 ч. 3. ст. 42 Закона № 44-ФЗ)[11-12].
Не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика, установленных в извещении об осуществлении закупки, членами комиссии и заказчиком осуществляются действия, представленные на рис. 23 (ч. 3 ст. 50 Закона № 44-ФЗ)[13-14].
По результатам электронного запроса котировок контракт заключается с победителем определения поставщика не ранее чем через 2 дня с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов (п. 3 ч. 6 ст. 50 Закона № 44-ФЗ).
Схема проведения электронного запроса котировок представлена на рисунке 10. Недостатки и преимущества электронного запроса котировок представлены на рисунке 11.
Под закрытыми способами определения поставщиков понимают закрытый конкурс, закрытый электронный конкурс, закрытый аукцион, закрытый электронный аукцион, при которых сведения о закупках сообщаются заказчиком посредством направления приглашений принять участие, документации о закупках ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям Закона № 44-ФЗ, и способны осуществить поставки товаров, являющихся объектами закупок, в случаях, предусмотренных ч. 11, 12 ст. 24
Законом № 44-ФЗ[15].
Преимущества
Недостатки
по сравнению с аукционом и конкурсом определение поставщика происходит быстрее
минимальные риски возникновения претензии, связанных с ошибками в
ходе процедуры, благодаря ее доступности и четкой регламентации проведения
высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика, так как установлены ограничения на проведение запроса котировок
оолее широкая зона ответственности заказчика по сравнению с др\тнми способами определения поставщика
отсутствие возмоллости выделять лоты при осуществлении закупки
Рисунок 11 - Недостатки и преимущества электронного запроса котировок
Закрытые способы определения поставщиков применяются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на реализацию данных функций.
Список источников
1. Мячин, Н.В. Понятие контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных нужд России / Н.В. Мячин // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. - 2016. - № 12. - С. 22-26.
2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // Собр. законодательства РФ. - 2013. - № 14. - Ст. 1652.
3. Митьковская, И.В. Понятие и сущность контрактной системы в сфере закупок / И.В. Митьковская // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 10-2 (42). -С.76-80.
4. Косарев, К.В. Некоторые проблемы Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / К.В. Косарев // Право и экономика. - 2013. - № 7. - С.21-26.
5. Андреева, Л.В. Формирование контрактной системы в России в условиях экономической интеграции / Л.В. Андреева // Юрист. - 2013. - № 14. - С.3-8.
6. Тасалов, Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование: монография / Ф.А. Тасалов. - М.: Издательство «Проспект», 2016. - 240 с.
7. Федорович, В.А. Федеральная контрактная система: механизм регулирования государственного хозяйствования / В.А. Федорович // Институт США и Канады. - М.: Наука, 2010. - 1054 с.
8. Чорновол, Е.П. Понятие контрактной системы России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд / Е.П. Чорновол // Право и экономика. - 2015. - № 4. - С.42-46.
9. Шмелева, М.В. Разработка новой концептуальной модели государственных закупок через теоретическое познание основных категорий / М.В. Шмелева // Российская юстиция. - 2019. - № 6. - С.48-51.
10. Рябова, М.А. Обзор принципов, заложенных в основу контрактной системы / М.А. Рябова // Практическая реализация Закона о контрактной системе на территории Ульяновской области: вопросы законодательного обеспечения и правоприменительная практика. Сборник научных трудов по материалам I Региональной научно-практической конференции (г. Ульяновск, 17 мая 2018 года). - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2018. - С. 69-76.
11. Григорян, Т.Р. Некоторые вопросы применения принципов контрактной системы в сфере закупок / Т.Р. Григорян // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2015. -№ 3. - С. 37-39.
12. Полбицына, Л.Г. Профессионализм заказчика как необходимое условие оптимизации государственных и муниципальных закупок / Л.Г. Полбицына // Муниципалитет: экономика и управление. - 2015. - №1 (10). - С.49-54.
13. Гринев, В.П. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции / В.П. Гринев // Госзакупки.ру. - 2014. - № 10. - С.22-31.
14. Савина, А.М. Реализация принципа стимулирования инноваций в контрактной системе / А.М. Савина // Сотрудничество Республики Беларусь и Оренбургской области в инновационной деятельности. Материалы международной научно-практической конференции (г. Оренбург, 20 ноября 2018 года), 2018. - С.127-131.
15. Хатунцев, О.А. Контрактная система государственных закупок / О.А. Хатунцев // Проблемы экономики и юридической практики. - 2018. - №2. - С.221-224.
MOCKOBCRHH экономннескнн ^ypmn №3 2023
References
1. Myachin, N.V. The concept of a contract system in the field of procurement to meet the state needs of Russia / N.V. Myachin // Infrastructural branches of the economy: problems and prospects of development. - 2016. - No. 12. - pp. 22-26.
2. On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for State and Municipal Needs: Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013 (ed. of 04.11.2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2013. - No. 14. - Article 1652.
3. Mitkovskaya, I.V. The concept and essence of the contract system in the field of procurement / I.V. Mitkovskaya // Modern scientific research and innovation. - 2014. - № 10-2 (42). - Pp.76-80.
4. Kosarev, K.V. Some problems of the Federal Law «On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs» / K.V. Kosarev // Law and Economics. — 2013. - No. 7. - pp.21-26.
5. Andreeva, L.V. Formation of the contract system in Russia in the conditions of economic integration / L.V. Andreeva // Lawyer. - 2013. - No. 14. - pp.3-8.
6. Tasalov, F.A. Contract system in the field of public procurement in Russia and the USA: comparative legal research: monograph / F.A. Tasalov. — M.: Publishing house «Prospect», 2016. - 240 p.
7. Fedorovich, V.A. Federal contract system: mechanism of regulation of state management / V.A. Fedorovich // Institute of the USA and Canada. - M.: Nauka, 2010. - 1054 p.
8. Chornovol, E.P. The concept of the contract system of Russia in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs / E.P. Chornovol // Law and Economics. — 2015. - No. 4. - pp.42-46.
9. Shmeleva, M.V. Development of a new conceptual model of public procurement through theoretical knowledge of the main categories / M.V. Shmeleva // Russian justice. - 2019. - No. 6. - pp.48-51.
10. Ryabova, M.A. Review of the principles underlying the contract system / M.A. Ryabova // Practical implementation of the Law on the contract system in the Ulyanovsk region: issues of legislative support and law enforcement practice. Collection of scientific papers based on the materials of the I Regional Scientific and Practical Conference (Ulyanovsk, May 17, 2018). -Ulyanovsk: Publisher Kachalin Alexander Vasilyevich, 2018. - pp. 69-76.
11. Grigoryan, T.R. Some issues of application of the principles of the contract system in the field of procurement / T.R. Grigoryan // Black holes in Russian legislation. — 2015. - No. 3. -pp. 37-39.
12. Polbitsyna, L.G. Professionalism of the customer as a necessary condition for optimization of state and municipal procurement / L.G. Polbitsyna // Municipality: economics and management. - 2015. - №1 (10). - Pp.49-54.
13. Grinev, V.P. Criteria for attributing goods, works, services to innovative and high-tech products / V.P. Grinev // <url> - 2014. - No. 10. - pp.22-31.
14. Savina, A.M. Implementation of the principle of stimulating innovation in the contract system / A.M. Savina // Cooperation of the Republic of Belarus and the Orenburg Region in innovation activities. Materials of the international scientific and practical conference (Orenburg, November 20, 2018), 2018. — pp.127-131.
15. Khatuntsev, O.A. Contract system of public procurement / O.A. Khatuntsev // Problems of Economics and legal practice. - 2018. - No. 2. - pp.221-224.
Для цитирования: Юдин А.А., Тарабукина Т.В., Облизов А.В. Механизмы реализации государственных и муниципальных закупок // Московский экономический журнал. 2023. № 3. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2023-
ш
© Юдин А.А., Тарабукина Т.В., Облизов А.В., 2023. Московский экономический журнал,
2023, № 3.