Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ (На материалах Калужской области)'

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ (На материалах Калужской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешнеэкономические связи / импортозамещение / конкурентное производство / динамика экспортно-импортных операций / инновационная активность / региональное развитие / Калужская область
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ (На материалах Калужской области)»

Ерохина Е.В.

д.э.н., доцент, профессор кафедры экономики и организации производства, МГТУ НИУ, филиал в г. Калуге

eev_bmstu@rambler.ru

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ (На материалах Калужской области)

Ключевые слова: внешнеэкономические связи, импортозамещение, конкурентное производство, динамика экспортно-импортных операций, инновационная активность, региональное развитие, Калужская область.

Стратегическая программа развития внешнеэкономических связей Российской Федерации должна базироваться на обеспечении ее суверенитета, гарантировании национальной внешнеэкономической безопасности. Всю разветвленную совокупность внешних связей следует основывать на строго эквивалентном, взаимовыгодном обмене, международном разделении и кооперации труда. Внешнеэкономические связи (ВЭС) являются важным фактором, который оказывает значительное влияние на динамику и устойчивость развития национальной и региональной экономик. Он формирует структуру экономики и определяет эффективность ее функционирования. Чем более интенсивны ВЭС, тем больший импульс, как правило, получает внутреннее экономическое развитие государства, региона, субъекта Федерации.

Сегодня, когда сохраняются внешние ограничения и санкционное давление Запада на различные отрасли российской экономики, а также необходимость реализовывать стратегию импортозамещения, остается актуальной задача развития экспортно-импортных сегментов производства в регионах РФ. В предстоящий среднесрочный период необходимо обеспечить выход на траекторию устойчивого экономического роста на уровне не менее 5%, провести технологическую модернизацию и модернизацию инфраструктуры, социальных и государственных институтов, отвечающих на вызовы современного мирового развития, сформировать конкурентоспособную и эффективную экономику и на данной основе достичь достойного уровня жизни российских граждан, соответствующего статусу России как одной из ведущих мировых держав XXI века1.

В Послании Президента Федеральному Собранию РФ2 отмечается, что для реализации наших планов и выполнения основных социальных обязательств государства, сформулированных в указах Президента в мае 2012 г., необходимо ответить на вопрос, что мы будем делать в экономике, в финансах, в сфере социального развития и, главное, каким будет стратегический курс страны. Россия, как известно, открыта для мира, для сотрудничества, для привлечения зарубежных инвестиций, для реализации совместных проектов. Но главное - понимать, что наше развитие зависит, прежде всего, от нас самих. В регионах необходимо создавать новые технологии и конкурентную продукцию.

Не секрет, что конкурентное производство до сих пор сосредоточено главным образом в сырьевом и добывающем секторах. Необходимо менять структуру экономики, решать масштабные задачи в сфере безопасности и социальном развитии, создавать современные рабочие места и повышать качество и уровень жизни людей. В регионах страны есть успешные предприятия в промышленности, в сельском хозяйстве, в малом и среднем бизнесе. Задача - обеспечить ускоренный рост числа таких компаний во всех отраслях. На достижение этой цели должны быть направлены программы импортозамещения, поддержки экспорта, технологического обновления производств и подготовки профессиональных кадров. Для решения насущных проблем необходимо сформировать дополнительный запас прочности в промышленности, в финансовой системе, в подготовке современных кадров. Для этого у нас есть ёмкий внутренний рынок и природные ресурсы, капиталы и научные заделы. Есть талантливые, умные, трудолюбивые люди, способные быстро учиться новому.

В настоящее время экспертное сообщество обсуждает различные сценарии модернизации отечественной экономики, проведение политики импортозамещения и повышение конкурентоспособности. Политика импортозамеще-ния в России осуществляется на федеральном и региональном уровне и является одной из структурных составляющих политики в области обеспечения национальной и экономической безопасности страны3.

Однако следует подчеркнуть, что тотальное импортозамещение в нашей стране сегодня невозможно и неэффективно, хотя в большинстве секторов и сфер экономики России оно является объективной необходимостью. Кроме того, положительный эффект от импортозамещения может стать заметным только в среднесрочной и долгосрочной

1 Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 г. Утверждено Председателем Правительства РФ Д. Медведевым 31.01.2013 г. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141585/

2 Ежегодное послание Президента В. Путина Федеральному Собранию 04.12.2014 г. - http://www.rg.ru/sujet/5339/index.html

3 Голубев А. Отечественные инновации как условие национальной безопасности России // Проблемы теории и практики управления. - М., 2014. - № 5. - С. 8-24.

перспективе. В краткосрочном плане замедление и падение темпов экономического роста в российских регионах, и, соответственно, снижение показателей, характеризующих уровень жизни населения, становится неизбежным. В сложившихся сложных социально-экономических условиях правительства многих регионов проводят курс на расширение межрегиональных и внешнеэкономических связей.

Направления развития внешнеэкономической деятельности Калужской области

В последние годы Правительство Калужской области проводит активную внутреннюю и открытую внешнюю политику, направленную на создание в регионе оптимальных условий для привлечения в экономику области инвестиций, инновационных технологий и создания наукоемких производств. Динамично развиваясь, Калужская область не замыкается в своих границах, а использует все возможности наладить и улучшить взаимовыгодные отношения с другими регионами, странами и зарубежными партнерами. Приоритетными направлениями развития региональной внешнеэкономической деятельности на длительную перспективу являются:

• обеспечение интеграции региональной экономики в систему мирового хозяйства;

• совершенствование товарной структуры экспортно--импортных операций (увеличение в экспорте доли продукции наукоемких производств, машиностроения, приборостроения, лесопереработки, агропромышленного комплекса);

• обеспечение доступа предприятиям региона к мировым рынкам технологий и информации, машин и оборудования, минерально-сырьевых ресурсов, капитала, трудовых ресурсов;

• использование прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества;

• продвижение экономически и инвестиционно привлекательного имиджа Калужской области за ее пределами;

• экономическая безопасность области при сохранении принципа свободы предпринимательства и соблюдении интересов региона.

Для активизации международного сотрудничества целесообразно развивать наиболее эффективные формы и инструменты: (1) организация бизнес-миссий для инновационных и экспортно-ориентированных предприятий региона; (2) формирование комплексной имиджевой политики Калужской области, в том числе брендинга региона, брен-динга экспортно-ориентированных предприятий; (3) повышение эффективности выставочно-ярмарочной и конгресс-ной деятельности; (4) развитие торгово-экономического сотрудничества по линии торгово-промышленных палат и различных международных ассоциаций1.

Торгово-экономическая деятельность Калужской области

Торгово-экономическая (внешнеторговая) деятельность представляет собой предпринимательство в области международного бизнеса и является оной из главных форм внешнеэкономической деятельности. Внешняя торговля опосредует практически все формы внешних связей и составляет основу внешнеэкономической деятельности хозяйствующего субъекта. В зависимости от направления товарных потоков в торгово-экономической деятельности выделяют различные формы: экспортные и импортные операции , реэкспортные и реимпортные операции, туризм, деловой туризм и др.

Рассматривая внешнеэкономический (торговый) потенциал региона как совокупную способность создавать и производить конкурентоспособную продукцию на экспорт, «продвигать» её на внешние рынки, выгодно реализовы-вать там товары и обеспечивать требуемый уровень обслуживания, проанализируем показатели внешней торговли Калужской области по экспорту и импорту со странами дальнего зарубежья и странами, входящими в Содружество независимых государств (СНГ) (табл. 1).

Таблица 1

Показатели внешней торговли Калужской области за 2005-2014 гг. (в фактически действовавших ценах; млн. долл. США)

Год Со странами дальнего зарубежья Со странами СНГ

экспорт импорт экспорт импорт

2005 86,2 301,1 81,6 134,6

2010 136,4 5892,2 234,4 145,1

2011 183,9 7895,0 251,7 213,2

2012 149 8234 590 155

2013 106,2 7231,6 594,8 216,2

2014 103,4 5734,7 523,4 202,0

Источник: Таблица составлена автором по материалам: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 1266 с.

Анализ показателей внешней торговли Калужской области за период 2005 - 2014 гг. со странами дальнего зарубежья показывает, что с 2005 г. по 2011 г. включительно наблюдались высокие темпы роста экспорта (213%) и импорта (2622%). Наивысший показатель по экспортным операциям приходится на 2011 г., после чего объемы экспорта

1 Приоритеты развития региональной внешнеэкономической деятельности Калужской области. - Ьйр^/^^^.айтоЫка^а. ги/8иЪ/есопот/туе81/упе8Ьесопот/

существенно сократились. Темпы роста экспорта за период 2011-2014 гг. составили 56%. За рассматриваемый период максимального объема импортные операции региона достигли в 2012 г., а затем наступил спад, связанный с общеэкономической и политической ситуацией в мировом хозяйстве.

Оценка показателей внешней торговли Калужской области за период 2005-2014 гг. со странами СНГ показывает неуклонный рост экспорта вплоть до 2014 г., а объемы импортных операция за тот же период показывали переменную динамику: то рост, то падение. За десятилетие объем экспорта вырос в 6,5 раз, а импорт увеличился в 1,5 раза.

Проведем сравнительный анализ товарной структуры экспорта и импорта Калужской области за 2013-2014 гг. (табл. 2).

Таблица 2

Товарная структура экспорта и импорта Калужской области за 2011-2014 гг. (млн. долл. США)

Группы товаров | 2011 | 2012 | 2013 | 2014

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сы рье

Экспорт 13,0 16,0 20,9 26,1

Импорт 151,1 169 184,6 211,8

Продукция топливно-энергетического комплекса

Экспорт 7,0 11,4 14,0 15,0

Импорт 137,0 23,8 57,9 93,8

Продукция химической промышленности, каучук

Экспорт 26,5 55,3 54,9 45,7

Импорт 269,4 312 370,3 409,2

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

Экспорт 36,5 32,7 39,5 40,6

Импорт 47,5 58,2 73,7 64,8

Металлы и изделия из них

Экспорт 19,9 56,9 70,0 76,6

Импорт 508,8 557 615,5 474,9

Машины, оборудование и транспортные средства

Экспорт 319,0 550 474,1 400,2

Импорт 6865,3 7110 5950,6 4469,3

Источник: Таблица составлена автором по материалам: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 1266 с.

Анализ товарной структуры внешней торговли Калужской области за 4 года показал следующее. Во-первых, темпы роста экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья превысили 200%, при этом темпы роста импорта были существенно ниже (140%). Во-вторых, также активно рос экспорт продукции топливно-энергетического комплекса (за 4 года темпы роста 214%), а объемы импортных поставок продукции ТЭК сократились на 43,2 млн. долл. В-третьих, отмечен рост экспорта продукции химической промышленности в 1,7 раза (на 19,2 млн. долл.), а рост импорта превысил 1,5 раза (на 139,8 млн. долл.). В-четвертых, значительно (по сравнению с экспортом) вырос импорт древесины и целлюлозно-бумажных изделий (за 4 года темпы роста 136%). В-пятых, экспорт металлов и изделий из них вырос на 56,7 млн. долл., а импорт в 2014 г. по сравнению с 2011 г. сократился на 33,9 млн. долл. В-шестых, наиболее существенная разница в стоимостном выражении между экспортом и импортом машин и оборудования из всех групп товарной структуры Калужской области. В 2011 г. превышение импорта машин над экспортом составляло более 20 раз. В 2014 г. по сравнению с 2011 г. доля импортных машин, оборудования и транспортных средств, ввезенных на территорию Калужской области, сократилась на 2396 млн. долл. При этом на 81,2 млн. долл. выросли экспортные поставки машин и оборудования.

Оценка внешнеторгового оборота Калужской области за 2015 г.

Анализируя внешнеэкономическую деятельность Калужского региона, следует отметить, что она существенно отличается по качественным и количественным показателям в зависимости от района. В регионе 311 муниципальных образований, в том числе 24 района, 2 городских округа, 26 городских и 259 сельских поселений. По итогам 2015 г. внешнеторговый оборот Калужской области составил 3481,5 млн. долл., что составило 57,2% по сравнению с 2014 г., в том числе экспорт - 299,9 млн. долл. (94,3%), импорт - 3181,6 млн. долл. (55,2%). Внешнеторговый оборот Калужской области со странами СНГ составил 161,9 млн. долл. (55,1%). Основная доля товарооборота приходилась на страны дальнего зарубежья (95,3%). Доля экспортируемых товаров в страны СНГ и страны дальнего зарубежья - 41,0% и 59,0% соответственно.

В 2015 г. основными товарными группами экспорта в страны СНГ были машины, оборудование и транспортные средства (70,7 млн. долл.); металлы и изделия из них (25,5 млн. долл.); продукция химической промышленности, каучук (8,5 млн. долл.). Экспортные товарные группы в страны дальнего зарубежья: машины, оборудование и транспортные средства (83,3 млн. долл.); металлы и изделия из них (28,8 млн. долл.); продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (22,1 млн. долл.). Доля импортируемых товаров из стран СНГ и стран дальнего зарубежья -1,23% и 98,77% соответственно.

В 2015 г. основными товарными группами импорта из стран СНГ были металлы и изделия из них (9,7 млн. долл.); машины, оборудование и транспортные средства (9,6 млн. долл.); минеральные продукты (8,8 млн. долл.), а из

стран дальнего зарубежья: машины, оборудование и транспортные средства (2339,1 млн. долл.); металлы и изделия из них (278,3 млн. долл.); продукция химической промышленности, каучук (257,3 млн. долл.). Сальдо торгового баланса в Калужской области сложилось отрицательное в размере - 2881,7 млн. долл.1

Перспективным для внешней торговли остается ориентация импорта на закупки передовых технологий, инвестиционного и инновационного оборудования. В ближайшем будущем область будет придерживаться главным образом импортозамещающей стратегии, особенно в отношении потребительских товаров и продовольствия.

Проанализируем динамику экспорта и импорта технологий и услуг технического характера во внешнеэкономической деятельности Калужского региона за 2005-2014 гг. (табл. 3).

Таблица 3

Оценка экспорта и импорта технологий и услуг технического характера Калужской области

за 2005-2014 гг. (тыс. долл. США)

Год Экспорт Импорт

число соглашений стоимость предмета соглашения, тыс. долл. поступление средств за год, тыс. долл. число соглашений стоимость предмета соглашения, тыс. долл. выплаты средств за год, тыс. долл.

2005 39 5062,5 2875,3 38 12 683,8 12 635,1

2010 74 11 355,3 6960,7 137 103 149,6 102 044,1

2011 86 11 780,3 6828,9 144 127 953,7 127 776,9

2012 105 12 489,1 6665,2 177 183 984,0 180 143,1

2013 75 14 084,8 4668,2 166 283 564,8 275 618,9

2014 93 26 031,5 9391,5 192 457 016,2 196 443

Источник: Таблица составлена автором по материалам: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 1266 с.

Торговля технологиями с зарубежными странами охватывает все коммерческие сделки по экспорту и импорту технологий и услуг технического характера, включая сделки филиалов, представительств подразделений действующих на территории региона иностранных организаций, имеющих самостоятельно заключенные контракты (договоры) с иностранными партнерами (нерезидентами) по обмену технологиями.

Оценка экспорта и импорта технологий и услуг технического характера в Калужской области имеет положительную динамику. За 2005-2014 гг. наблюдалось увеличение числа соглашений по экспорту (+54), постоянное увеличение стоимости предмета соглашения (+20 969 тыс. долл.) и поступлений средств (+6516,2 тыс. долл.). В течение рассмотренного периода также выросло число соглашений по импорту (+154), увеличилась стоимость предмета соглашения (+444 332,4 тыс. долл.), выплаты средств выросли (+ 183 807,9 тыс. долл.).

По итогам 2015 г. торговыми партнерами Калужского региона были 108 стран мира. Основные из них: Германия, Китай, Словакия, Япония, Венгрия, Республика Корея, Австрия, Франция, Испания, Украина, Чешская Республика, Бельгия, Польша, Италия, внешнеторговый оборот с которыми составил более 82,1% всего внешнеторгового оборота Калужской области.

Оценка внешнеторгового оборота Калужской области за 1 квартал 2016 г.

За I квартал 2016 г. внешнеторговый оборот Калужской области составил 888,9 млн. долл. (по отношению к I кварталу 2015 г. увеличение составило 9,3%), в том числе экспорт - 116,7 млн. долл. (увеличение на 95,5%), импорт -772,1 млн. долл. (увеличение на 2,4%). Внешнеторговый оборот Калужской области со странами СНГ составил 68,6 млн. долл. (увеличение на 66,8%). Основная доля товарооборота приходилась на страны дальнего зарубежья (92,3%). Доля экспортируемых товаров в страны СНГ и страны дальнего зарубежья - 40,5 и 59,5% соответственно. Основные товарные группы экспорта в страны СНГ: машиностроительная продукция (25,4 млн. долл.); металлы и изделия из них (4,8 млн. долл.); продукция химической промышленности, каучук (4,4 млн. долл.). Экспортные товарные группы в страны дальнего зарубежья: металлы и изделия из них (31,9 млн. долл.); машиностроительная продукция (24,8 млн. долл.); древесина и целлюлозно-бумажные изделия (4,4 млн. долл.).

Доля импортируемых товаров из стран СНГ и стран дальнего зарубежья - 2,8 и 97,2% соответственно. Основные товарные группы импорта из стран СНГ: машиностроительная продукция (6,1 млн. долларов США); прочие товары (5,5 млн. долларов США); металлы и изделия из них (4,0 млн. долларов США), а из стран дальнего зарубежья: машиностроительная продукция (559,6 млн. долларов США); продукция химической промышленности, каучук (65,1 млн. долларов США); металлы и изделия из них (64,9 млн. долларов США). Сальдо торгового баланса за I квартал 2016 г. сложилось отрицательное в размере - 655,4 млн. долл.

По итогам I квартала 2016 г. торговыми партнерами региона были 96 стран мира. Внешнеторговый оборот с основными партерами составил почти 81% всего внешнеторгового оборота Калужской области. К основным партнерам относятся: Германия, Китай, Словакия, Чешская Республика, Япония, Франция, Венгрия, Республика Корея, Беларусь, Украина, Казахстан, Польша, Швеция, Испания, Бельгия.

1 Приоритеты развития региональной внешнеэкономической деятельности Калужской области. - Ьйр^/^^^.айтоЫка^а. ги/8иЪ/есопот/туе81/упе8Ьесопот/

В соответствии с соглашениями о принципах торгово-экономического и культурного сотрудничества Правительство Калужской области сотрудничает с правительством Провинции Шэньси Китайской Народной Республики, Региональным советом Лимузена Французской Республики, администрацией Штата Теннеси Соединенных Штатов Америки, Гомельским областным исполнительным комитетом Республики Беларусь, Акиматом Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан и Министерством экономики Республики Молдова.

Тесные экономические, культурные и дружеские взаимоотношения Калужской области развиваются с Федеральной Землей Саксония (ФРГ). С 2004 г. действует Декларация намерений об экономическом сотрудничестве в административной и производственной сфере между Калужской областью и Рейнским округом Нойс (Германия). С 2006 г. между Калужской областью и Правительством Свободного государства Саксония (Германия) действует регламент Объединенной российско-немецкой рабочей группы по вопросам развития сотрудничества в отраслях «Машиностроение», «Автомобилестроение», «Железнодорожная техника», «Биоэнергетика» и др.

Показатели инвестиционной деятельности

В сфере инвестиционного развития, создания благоприятного инвестиционного климата Калужской области, действительно есть, чем гордиться (табл. 4).

Таблица 4

Основные показатели инвестиционной деятельности Калужской области за период:

2006 г. - июль 2016 г.

Наименование показателя Значение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество заключенных соглашений с инвесторами и инвестиционных проектов, включенных в реестр инвестиционных проектов за период 2006 г. - июль 2016 г. 169

в том числе в 2016 г. 6

Планируемый объем инвестиций по заключенным соглашениям и по инвестиционным проектам, включенным в реестр инвестиционных проектов за период: 2006 г. - июль 2016 г., млрд. руб. 472,7

в том числе в 2016 г. 3,6

Количество рабочих мест, предполагаемых к созданию по заключенным соглашениям и по инвестиционным проектам, включенным в реестр инвестиционных проектов за период: 2006 г. - июль 2016 г., чел. 45 518

в том числе в 2016 г. 278

Осуществлено капитальных вложений за период: 2006 г. - июль 2016 г., млрд. руб. 362,8

Количество созданных рабочих мест за период: 2006 г. - июль 2016 г., чел. 25 257

Количество открытых предприятий за период: 2006 г. - июль 2016 г., шт. 92

в том числе в 2016 г., шт. 5

Сегодня Калужская область - один из экономически наиболее развитых субъектов РФ. Регион занимает лидирующие позиции в России по темпам роста промышленности, объемам инвестиций на душу населения, темпам роста реальных доходов населения. За 15 лет регион из депрессивного стал территорией с лучшими условиями для развития бизнеса. Природа успеха - не только выгодное географическое положение, но и грамотная инвестиционная политика, профессионально выстроенные программы поддержки традиционных производств и пр.

На территории Калужской области реализованы 16 индустриальных парков и 2 площадки Особые экономические хоны (Боровск, Людиново). В основе социально-экономического развития области кластерный подход. Сегодня активно развиваются 7 кластеров: автомобильный, фармацевтический, транспортно-логистический, авиационно-космический, туристический, агро- и ИТ - кластеры.

Импортозамещение и инновационная активность

Не секрет, что российские регионы не являются технологическими лидерами в инновационной динамике современного мира, отставание от развитых экономик составляет от 20 до 50 лет. Реализация стратегии импортозамеще-ния в регионах РФ без опоры на инновации невозможна. Для успешного проведения политики импортозамещения необходимо провести технологическую модернизацию и модернизацию инфраструктуры, социальных и государственных институтов. Импортозамещение в условиях отсутствия развитой конкуренции ведет к деградации промышленного, сельскохозяйственного производства, к регрессу инновационной активности. Ждать быстрого положительного эффекта от импортозамещения ошибочно и говорить о существенном скором прорыве в этом направлении рано, т. к. в большинстве регионов РФ низкий уровень технологичности промышленности. Преобладает четвертый технологический уклад, в то время как ведущие страны уже активно осваивают шестой. На фоне развития глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала, в ближайшей и долгосрочной перспективе ожидается новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста1. Общеизвестный факт: если импортозамещение не подкрепляется инновационным развитием, то оно имеет объективные пределы. Известно, что инновационная активность (ИА) российских регионов за последние годы крайне сдержанна и наблюдается тенденция

1 Ерохина Е.В. Роль передовых производственных технологий в инновационном развитии регионов России // Проблемы теории и практики управления. - М., 2015. - № 12. - С. 42-51.

к ее постепенному снижению1. Это видно на примере и Калужской области, которую сегодня называют регионом-лидером. Ряд показателей, характеризующих развитие науки и инноваций в Калужской области, за последние годы представлен в табл. 5.

Таблица 5

Показатели развития Калужской области за период 2006-2014 гг.

Показатели 2006 г. 2011 г. 2014 г.

Численность исследователей с учеными степенями 992 934 855

Доктора наук, чел. 205 204 189

Кандидаты наук, чел. 787 730 666

Выпуск из аспирантуры, чел. 81 109 112

Выпуск из аспирантуры с защитой диссертации 10 24 9

Выпуск из докторантуры, чел. 2 1 -

Выпуск из докторантуры с защитой диссертации 1 - -

Подано патентных заявок на изобретения 133 124 78

Выдано патентов на изобретения 113 89 100

Инновационная активность организаций, % 13,3 7,9 9,7

Объем инновационных товаров, работ, услуг, % 5,6 4,6 2,7

Поступление прямых иностранных инвестиций, млн. долл. 2011 г. 19 2013 г. 376 46

Представленные в таблице показатели характеризуют развитие региона-лидера. Если это так, то каковы же показатели у регионов, которые в число лидеров не входят?

Заключение

В экономическом развитии регионов РФ накоплены структурные дисбалансы: во-первых, снижение доли инвестиций в структуре ВВП, во-вторых, рост зависимости экономики от нефтегазовых доходов, в-третьих, ухудшение качественных и количественных показателей расходов бюджетной системы. Что делать в этой ситуации? Необходимы реальные меры поддержки отраслей оказавшихся в зоне риска, в первую очередь автомобилестроение, легкая промышленность, строительство, железнодорожное машиностроение и др. Только изменив структуру экономики регионов, можно решать масштабные задачи в сфере безопасности, социальном развитии, создавать современные рабочие места и повышать качество жизни людей. Надо дать возможность бизнесу (и прежде всего малому и среднему) развиваться. На достижение этой цели должны быть направлены программы импортозамещения и поддержки экспорта, технологического обновления производств и подготовки профессиональных кадров.

Необходимо укреплять доверие между властью и бизнесом, улучшать деловой климат в стране, и здесь есть

большая проблема, существенное препятствие - коррупция, которая мешает инновационному развитию страны в це-

2

лом и ее регионов .

Проблемы импортозамещения, формирования эффективной инновационной модели развития экономики России в настоящее время рассматриваются на разных уровнях управления: макроэкономическом, мезо-региональном и микроэкономическом. Однако невозможно рассматривать их в отрыве от социально-политических реалий сегодняшнего дня. В зависимости от действия и масштабов факторных величин возможны различные сценарии развития страны и ее регионов. Надо четко понимать, что факторные величины накладываются друг на друга и часто дают отрицательный синергетический эффект при попытках изменить ситуацию на поле экономических, политических и в конечном счете инновационных проблем.

Процессы импортозамещения носят сложный комплексный характер, имеют как положительные, так и отрицательные стороны, о чем свидетельствует опыт зарубежных стран, широко проводивших эту политику в ХХ веке. Однако, несмотря на весьма неоднозначное отношение к политике импортозамещения, как стимулятору развития национальной экономики, следует согласиться с тем, что в условиях современной России разумное применение данной стратегии может способствовать и развитию самых высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью. Следует стремиться к тому, чтобы импортозамещение не только способствовало насыщению внутреннего рынка, но и стимулировало развитие выпуска товаров и услуг, конкурентоспособных на мировом рынке, обладающих экспортным потенциалом, а для этого необходима структурная перестройка народнохозяйственного комплекса в регионах страны.

1 Ерохина Е.В. Формирование действенных механизмов поддержки инновационного развития региона (на материалах Калужской области) // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - Липецк, 2015. - № 9 (22). - С. 82-85.

2 Ерохина Е.В. Проблемы доверия при создании российской инновационной системы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - М., 2013. - № 19 (208). - С. 32-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.