Научная статья на тему 'Механизмы развития современной информационной среды'

Механизмы развития современной информационной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН / РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ / ГЧП-ПРОЕКТЫ / INFORMATION / INFORMATION ENVIRONMENT / INFORMATION EXCHANGE / MARKET INFORMATION SERVICES / PPP PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дербина О.Д.

Изучаются тенденции формирования актуальной информационной среды. Доказывается перспективность ГЧП-проектов в развитии современной информационной среды. Обосновывается необходимость комплексного решения задачи создания конкурентного рынка информационных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дербина О.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF MODERN INFORMATION ENVIRONMENT DEVELOPMENT

Examines the trends of formation of the current information environment. Proved promising PPP projects in the development of modern information environment. The necessity of an integrated solution is the creation of a competitive information services market.

Текст научной работы на тему «Механизмы развития современной информационной среды»

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Изучаются тенденции формирования актуальной информационной среды. Доказывается перспективность ГЧП-проектов в развитии современной информационной среды. Обосновывается необходимость комплексного решения задачи создания конкурентного рынка информационных услуг.

Ключевые слова. Информация, информационная среда, информационный обмен, рынок информационных услуг, ГЧП-проекты.

Derbina O.D.

MECHANISMS OF MODERN INFORMATION ENVIRONMENT

DEVELOPMENT

Abstract. Examines the trends of formation of the current information environment. Proved promising PPP projects in the development of modern information environment. The necessity of an integrated solution is the creation of a competitive information services market.

Keywords. Information, information environment, information exchange, market information services, PPP projects.

В современном обществе информационный обмен приобретает осознанную необходимость. Разрабатываемые технические и технологические средства обеспечивают процесс хранения, переработки и передачи информации. Для дальнейшего осуществления информационного обмена необходима соответствующая информационная среда. Информационная среда может рассматриваться двояко (см.: http://jur4uck.livejournal.com/44964.html). С одной стороны, к информационной среде может быть отнесена среда, основной определяющей характеристикой которой является качество информации. С другой стороны, информационная среда представляет собой полную совокупность механизмов, таких как социальные, организационные, экономические, материально-технические, технологические, правовые, а также норм, обеспечивающих условия для налаживания информационного обмена.

Таким образом, информационная среда выступает важным элементом рынка и в складывающихся условиях должна отвечать ряду таких требований, как: интеграция функционирующих и вновь создаваемых информационных сред; единство принципов построения информационной среды, таких как организационные, технические и технологические; обеспечение единой системы передачи информации при помощи различных средств с целью последующей интеграции как информационных сред, так и компьютерных сетей; следование международным и российским стандартам в различных областях информационного обмена; доступ для различных категорий пользователей к различного рода информации; информационная безопасность и многоуровневая защита информации; формирование систем и средств коллективного доступа к компьютерной сети; обеспечение совместимыми аппаратными

ГРНТИ 06.71.51 © Дербина О. Д., 2016

Олеся Дмитриевна Дербина - аспирант кафедры экономики и менеджмента Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права.

Контактные данные для связи с автором: 191167, Санкт-Петербург, ул. Кременьчугская, д. 13, к. 1, кв. 84 (Russia, St. Petersburg, Kremenchugskaya str., 13/1, 84). Тел.: 8 (911) 268-57-68. Е-mail: o.d.derbina@mail.ru.

платформами и операционными системами пользователей; модульный принцип проектирования центров и узлов хранения и обработки информации; сертифицированные программно-технические решения и унифицированные компоненты функционирующих систем; мониторинг информатизации, учет, регистрация и сертификация информационных ресурсов; лицензирование информационных услуг (подробнее - см.: http://www.intuit.ru/ studies/courses/1055/271/lecture/6882?page=2).

Отметим, что наличие информационной среды ещё не обеспечивает ее эффективное функционирование [4]. Следовательно, необходимо таким образом формировать методическую базу, чтобы она в полной мере отвечала методологическим положениям построения отечественной информационной среды. Для обеспечения ее интеграции с зарубежными аналогами необходимо адаптировать отечественную информационную среду под соответствующие стандарты и правила. В конечном счете, именно эффективно функционирующая информационная среда должна лечь в основу осуществления анализа, текущих тенденций и перспектив развития информатизации и обеспечивать условия для проведения оценки потенциальных возможностей имеющихся инструментов в сфере информационных услуг; следования пути планового развития информатизации при применении соответствующих методов управления; осознания роли, а также комплексности и системности информации в самоорганизации систем; изучения зарубежных программ развития информационных технологий и их влияния на производственные и управленческие процессы; пересмотра приоритетов в развитии предприятий, обеспечивающих процесс развития информатизации; поддержки отечественных информационных технологий (подробнее - см.: http://www.intuit.ru/studies/ courses/1055/271/lecture/6882?page=2).

Отметим, что за последние десять лет в России было утверждено значительное количество правовых положений в области развития информатизации. Однако, большинство из них ориентировано либо на обеспечение информационной безопасности, либо на создание собственных технологических решений. Развитию информационной среды не уделяется должного внимания. В результате, происходит спонтанное развитие отечественной информационной среды без должной нормативно-правовой поддержки, что затрудняет развитие не только российского рынка информационных услуг, но и сдерживает вовлечение России в глобальное информационное пространство. Данные положения наблюдаются как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных субъектов федерации.

Так, например, реализуемые в Санкт-Петербурге Комитетом по информатизации и связи проекты сводятся к следующим: модернизация официального сайта Администрации города с целью улучшение процесса предоставления необходимой информации заинтересованным лицам в области освещения городских событий и деятельности Правительства города; создание портала «Туристический реестр Санкт-Петербурга», что обеспечит условия для информирования туристов о субъектах туринду-стрии и туристских ресурсах города; межведомственная автоматизированная информационная система «Предоставление в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде», обеспечивающая единую базу доступа к государственным и муниципальным услугам в электронном виде; государственная информационная система Санкт-Петербурга «Центр навигационно-информационного обеспечения» исполнительных органов государственной власти, в основу функционирования которой заложено использование спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС, ГЛОНАСС/ГНСС, геоинформационных и веб-технологий [1]. При этом, именно комплексная безопасность Санкт-Петербурга выступает приоритетом создания централизованной системы управления городскими ресурсами при использовании информационных технологий.

Таким образом, по мнению автора, для дальнейшего развития рынка информационных услуг необходимо использовать системный и комплексный подход, обеспечивающий всестороннюю поддержку формируемому рынку. Основное внимание должно быть уделено базовым положениям, закрепляющим такие понятия, как информационные услуги, рынок информационных услуг, информационная среда. На наш взгляд, при формировании современной информационной среды необходимо использование новых свойств уже имеющихся инструментов. Так, например, при реализации проекта «умный город» в Санкт-Петербурге была отмечена значимость государственно-частного партнерства, обеспечивающего приток инвестиционных средств к проекту, а также выполнение программы строительства инфраструктурных объектов (см.: http://www.смартгород.рф/ partners/9.html).

Отметим, что одной из основных задач создания «умного города» стала интеграция информационных технологий и систем в единую экосистему города. Основными составляющими реализуемой

концепции «умного города» стали следующие: комфортная среда для бизнеса, жителей и гостей города; оптимизация использования инфраструктуры Санкт-Петербурга; эффективное использование ресурсов города; применение действенных инструментов управления. При этом, по каждому из направлений предполагалось использование информационно-коммуникационных технологий. Эффективное использование информации при реализации данного проекта рассматривалось как основной принцип, обеспечивающий информационно-техническую поддержку. Кроме того, проект создаст условия для обеспечения координации ресурсов и налаживания обмена информацией между различными службами города [3]. В результате, будут созданы предпосылки для формирования информационной среды субъекта федерации.

Современные тенденции развития рынка в целом свидетельствуют о значительном росте стоимости заемного финансирования. И именно это положение становится определяющим при выборе такого инструмента, как государственно-частное партнерство (см.: http://www.rg.ru/2015/04/14/ partnerstvo.html). При этом, среди первоочередных рассматриваются меры по дифференциации источников инвестирования, что становится возможным при реализации программ проектного финансирования. Для этого государство инициирует решения по таким основным направлениям, как: обеспечение госгарантий на реализацию инвестиционных проектов; докапитализация крупных банков; утверждение федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 1 января 2016 года.

Вступление в силу данного закона значительно расширяет рамки государственно-частного партнерства, в частности: существенен перечень отраслей, где могут быть реализованы ГЧП-проекты, основными из них являются социальная, коммунальная, транспортная, а также энергетика и мелиорация; инвестор получает возможность подать заявку по собственной инициативе; из бюджетных источников может быть осуществлено софинансирование проектов; законодатель гарантирует неизменность условий реализации ГЧП-проектов на весь период действия соглашения [2].

Формирование методологической базы является необходимым, но не достаточным условием дальнейшего использования ГЧП. Требуется правоприменительная практика использования ГЧП, в том числе при развитии современной информационной среды. На реализацию данной задачи направлено формирование «Единой информационной системы в сфере государственно-частного партнерства в РФ». Данная система представляет собой официальный ресурс по ГЧП, созданный при информационном сотрудничестве Ассоциации «Центр развития ГЧП» и Министерства экономического развития РФ (подробнее - см.: http://pppi.ru/content/o-proekte). Основной его целью выступило обеспечение участников рынка актуальной информацией о развитии механизмов ГЧП, а также о тех проектах, которые реализуются на основе ГЧП в регионах.

Реализации данной цели должно способствовать решение ряда задач, среди основных из них выделим следующие: анализ проектов, уже принятых к реализации; анализ нормативно-правовой базы; анализ тенденций развития ГЧП; создание единого «банка» проектных решений; формирование инвестиционного потенциала; формирование инфраструктуры ГЧП; адаптация схем реализации ГЧП-проектов для органов управления и бизнеса. Перечисленные задачи будут способствовать не только достижению цели формирования «Единой информационной системы в сфере государственно-частного партнерства в РФ», но и наиболее полному удовлетворению потребителей в информации.

Отметим, что формируемая система является не только официальным ресурсом по ГЧП, но и крупнейшей базой данных в России «Инфраструктурные проекты России». Данная база аккумулирует в себе актуальные нормативно-правовые положения, является площадкой для проведения конкурсов по подготовке и реализации ГЧП-проектов, новостной площадкой о реализации ГЧП-проектов в России, а также базой, содержащей уникальную информацию о зарубежном опыте применения механизмов ГЧП. В целом, можно отметить, что реализуемые на уровне государства меры носят в большей степени инфраструктурный характер. При этом, на наш взгляд, они не представляют собой универсальный инструментарий по использованию в развитии актуальной информационной среды. Таким образом, при формировании отечественного рынка информационных услуг необходима реализация комплексных решений, распространяющихся на все аспекты создаваемого рынка [5].

ЛИТЕРАТУРА

1. Комитет по информатизации и связи Правительства Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kis.gov.spb.ru (дата обращения 27.01.2016).

2. Единая информационная система государственно-частного партнерства в РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pppi.ru/news/vstupil-v-silu-federalnyy-zakon-o-gchp (дата обращения 27.01.2016).

3. Курбанов А.Х., Плотников В.А. Направления развития институционального регулирования государственных закупок // Известия Юго-Западного государственного университета. 2011. № 2 (35). С. 22-30.

4. Авдиенко К.В. Использование средств контроля информационных систем в учетно-информационном обеспечении управления холдингом // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 3. С. 65-69.

5. Черепанов А.П. Инновационные направления развития рынка информационных услуг // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 2. С. 158-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.