Научная статья на тему 'Механизмы развития инновационной экономики в современных условиях'

Механизмы развития инновационной экономики в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1089
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТИ / СИНЕРГИЯ / ИННОВАЦИИ / НАНОБИО-ИНФОИ КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богачёв Юрий Сергеевич, Октябрьский Александр Михайлович, Рубвальтер Дмитрий Александрович

В настоящее время происходит смена типа состояния развития мировой экономики другим. Это обусловлено неспособностью сложившегося технологического уклада демпфировать конъюнктурные колебания, генерируемые нарастающим дефицитом стратегически важных для мировой экономики ресурсов. На повестке дня формирование такого технологического уклада, который обеспечивал бы качественно новый уровень эффективности использования природных ресурсов, защиты окружающей среды, решение фундаментальных проблем социально-экономического развития. В условиях переходного периода, для которого характерны неустойчивые и нелинейные экономические процессы, необходимы новые принципы организации и механизмы развития инновационной экономики. В работе рассматривается модель организации инновационной экономики на основе сетевых методов управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богачёв Юрий Сергеевич, Октябрьский Александр Михайлович, Рубвальтер Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms of Development of Innovative Economy in Modern Conditions

Now days we're witnessing a global change in a state of economy. That change is caused by the incapability of the modern economy to dump the fluctuations generated by the lack of some vital resources. The situation requires creation of a new economical system capable of guaranteeing a new level of efficiency in use of natural resources, protection of environment, presenting a new solution to the problems of economical and social growth. In a time of change characterized by the unstable and non-linear economical processes we require a new organizational principles and mechanisms for development of the innovative economy. Within this work we overlook the new model of innovative economy based on the network techniques

Текст научной работы на тему «Механизмы развития инновационной экономики в современных условиях»

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ

ИННОВАЦИОННОЙ

ЭКОНОМИКИ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Ю.С. Богачёв, А.М. Октябрьский, Д.А. Рубвальтер

В настоящее время происходит смена типа состояния развития мировой экономики другим. Это обусловлено неспособностью сложившегося технологического уклада демпфировать конъюнктурные колебания, генерируемые нарастающим дефицитом стратегически важных для мировой экономики ресурсов. На повестке дня формирование такого технологического уклада, который обеспечивал бы качественно новый уровень эффективности использования природных ресурсов, защиты окружающей среды, решение фундаментальных проблем социально-экономического развития. В условиях переходного периода, для которого характерны неустойчивые и нелинейные экономические процессы, необходимы новые принципы организации и механизмы развития инновационной экономики. В работе рассматривается модель организации инновационной экономики на основе сетевых методов управления. Ключевые слова: сети, синергия, инновации, нанобио-инфо- и когнитивные технологии.

ВВЕДЕНИЕ

За последние 30 лет конкурентоспособность наиболее развитых национальных экономик определялась факторами, способствующими развитию их инновационных сегментов (Industrial Development Report..., 2002; Емельянов, 2001; Денисов, 2004).

Классический механизм развития инновационной экономики, воплощенный в инно-

вационном цикле «исследование - разработка технологий - промышленное производство -продвижение на рынок - сбыт инновационной продукции», способствовал интеграции науки в реальную экономику. Следствием ее стало повышение интенсивности и результативности исследований, восприимчивости бизнес-структур к технологическим нововведениям. Развитые страны посредством совершенствования законодательства, направленного на защиту интеллектуальной собственности и обеспечение преференциями, в том числе налоговыми льготами, участников инновационного процесса, стимулировали инновационную активность, способствовали формированию малого и среднего инновационного предпринимательства, которое стало «локомотивом» развития экономики ведущих стран.

Глобализация мировых рынков содействовала формированию технологических цепочек, которые существенно повысили эффективность бизнес-процессов в инновационной экономике.

В настоящее время наблюдается кризис мировой экономики, эпицентром которого стали экономики ведущих стран ЕС, Японии и США. Это обусловлено рядом фундаментальных факторов. К ним прежде всего относятся:

• разрыв в масштабах реального и гипертрофированного финансового секторов экономики;

• дефицит продовольственных и энергоресурсов, важных для промышленного производства видов сырья и материалов, который, по прогнозам ведущих экспертов, в перспективе будет только углубляться;

• экологические последствия роста промышленного производства, имеющие по ряду направлений кризисный характер.

Масштаб проблем, генерируемых этими факторами, достиг такого уровня, при котором происходит лавинообразное распределение кризисных ситуаций на различные сегменты мирового рынка. Частота возникновения кризисных ситуаций такова, что устойчивая цикличность развития мировой

экономики сменяется нелинейными и неустойчивыми экономическими процессами. Это дало повод ряду экономистов утверждать, что в настоящее время классическая теория не в состоянии описать динамику действующих экономических процессов (Занг, 1999). По их мнению, выход из сложившейся ситуации лежит в формулировании оснований «так называемой синергетической экономики». В синергетической экономике нелинейность и неустойчивость бизнес-процессов трактуется как источник многообразия и сложности экономической динамики, которые не учитываются в классической экономике.

Все это свидетельствует о том, что указанные фундаментальные факторы сформировали ситуацию, которую невозможно разрешить известными институциональными преобразованиями и инструментами, поскольку сложившаяся в настоящее время структура мировой экономики не в состоянии обеспечить необходимую эффективность использования природных ресурсов, в том числе энергоресурсов. Необходим переход на качественно новый уровень технологий и техники, соответствующий потребностям социально-экономического развития.

Таким образом, на повестке дня радикальное изменение сложившегося в настоящее время технологического уклада. В этом отдают себе отчет администрации многих развитых стран, выступивших с инициативами по технологическому развитию национальных экономик. С их точки зрения, перспективными направлениями формирования нового технологического уклада являются: нанотехноло-гия, водородная энергетика, альтернативные источники энергии, включая принципиально новые виды энергоресурсов, биоинженерия и медицинские технологии.

На основании подобных положений были сформированы программа «Национальная нанотехнологическая инициатива», программа по водородной энергетике США и рамочные программы ЕС, которые стали действенным инструментом по обеспечению лидирующих позиций этих стран по научно-

техническому и технологическому развитию в мире (Инновационная политика..., 2008).

По мнению экспертов, к 2020 г. половина мировой экономики будет связана с нанотех-нологиями. Такой прогноз основан на бурном развитии рынка нанопродукции (среднегодовые темпы роста около 40% в год) (The National Nanotechnology Initiative., 2004; Helt, 2003). Другими прогрессивными направлениями являются: реструктуризация энергетической базы развития экономики ЕС, Японии, США на основе широкого использования возобновляемых источников энергии, прежде всего за счет водородной энергетики; прогресс биоинженерии и медицинских технологий, что позволит обеспечить прорыв в лечении социально значимых болезней, в первую очередь онкологических. В развитых странах стоит практическая задача: увеличить долю пациентов, проживших 5 лет после лечения рака, в среднем до более чем 70% для всех видов рака.

Другими приоритетными направлениями в области медицины являются заболевания в области сердечно-сосудистой и иммунной систем, туберкулеза, СПИДа, гриппа, гепатита, болезней Альцгеймера, Паркинсона и психических заболеваний.

Как отмечал известный американский специалист в области инновационных технологий Д. Марбургер, «фундаментальная наука двадцать первого столетия - это не биология, не физика, это - междисциплинарное соединение этих и других традиционных областей. Продолжающееся развитие данного направления во многом способствует развитию информационных технологий и многого другого» (Марбургер, 2008).

Для решения проблем формирования нового технологического уклада необходимо создать комплекс связанных между собой технологий, включающих в себя принципиально новые как методы воспроизводства соответствующего инновационного продукта (материал, изделие, технологический узел, агрегат и пр.), так и средства производства на их основе. Это невозможно при классическом механизме развития инновационной экономики.

Требуется переход:

• от исследований в рамках отдельной научной дисциплины к междисциплинарным исследованиям;

• от совершенствования или создания новой технологии производства инновационного продукта к формированию принципиально новых технологических платформ (линеек производства) определенного класса продукции (Марбургер, 2008);

• от формирования производственной цепочки, сопрягающей производителей конечной продукции с поставщиками комплектующих изделий, сырья, материалов, к созданию кластера на основе компаний и организаций научной, технологической, производственной, финансовой и организационной сфер для аккумулирования имеющихся ресурсов, для устойчивого позиционирования на высокотехнологических сегментах мирового рынка.

В этих условиях интеграционные процессы на основе интенсивных кооперационных взаимодействий на всех стадиях инновационного цикла ученых, инженеров, технологов, специалистов по маркетингу, менеджеров, инвесторов, бизнесменов обеспечат получение синергетических эффектов, несопоставимых с эффектами при классическом механизме инновационного развития.

Для реализации нового механизма развития инновационной экономики необходимо сформировать такие организационные формы, в рамках которых возможны следующие функции.

1. Аккумулирование национального научно-технического и организационного потенциала для решения системных проблем формирования нового технологического уклада.

2. Выбор перспективных направлений формирования и развития высокотехнологичных секторов экономики на основе нового технологического уклада с учетом государственных интересов и интересов бизнес-структур в обеспечении на практике принципов государственного-частного партнерства.

3. Формирование и реализация крупных инновационных проектов, направленных

на создание технологических, организационных, социально-экономических условий кластеризации в рамках сегментов инновационной экономики на основе обеспечения устойчивого позиционирования отечественных бизнес-структур на мировом рынке.

4. Реализация образовательных программ для подготовки специалистов высокой квалификации, повышения квалификации и приобретения новых специальностей, например, на базе создаваемых научно-образовательных центров (реализация принципов непрерывности образования).

5. Взаимодействие с внешней инновационной средой на основе передовых научно-технологических достижений.

6. Организация устойчивого воспроизводства конкурентоспособных технологий и продукции, имеющих значительный диверси-фикационный потенциал.

В отечественной практике организации инновационной деятельности отсутствуют эффективные механизмы реализации этих функций. Государственные органы управления акцентируют свое внимание на решении частных задач, имеющих локальное внутриведомственное значение, а не на использовании таких действенных инструментов, как крупные инновационные проекты на основе национального научно-технологического потенциала мирового уровня. Следствие этого -незначительный вклад сектора инновационной экономики в объем отгруженной продукции промышленного производства в размере 5-6% (Портер, 2006). В настоящее время реальный сектор экономики не использует в полной мере национальный научно-технологический потенциал, а наука в отсутствие эффективного государственно-частного партнерства и соответствующего ресурсного обеспечения не в состоянии получить социально значимые для развития государства результаты.

Вместе с тем предварительный анализ данных (Российский статистический ежегодник, 2007) показал, что в России по 30 научным дисциплинам: в области физики (14 дисциплин), химии (6), математики (1) и науки о

жизни и медицине (9) имеются достижения мирового уровня, определяющие по ряду направлений развитие инновационной экономики.

В развитых странах для реализации указанных функций в области совершенствования научной, технологической и производственной деятельности созданы системы на основе различного рода координирующих сетевых структур.

Сетевая структура - это объединение физических и юридических лиц, функционирующих в структурах различной организационно-правовой формы, координирующих свою деятельность и совместно использующих финансовые, материально-технические, интеллектуальные и иные ресурсы для решения конкретных проблем развития сектора науки и инноваций в сфере высоких технологий на федеральном (в этом случае мы имеем национальную сетевую структуру) или региональном уровнях.

Примером специализированной сетевой структуры является европейская лаборатория электронно-лучевой микроскопии, состоящая из 16 партнеров, 14 из которых представляют объединения исследовательских групп Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Швейцарии, Германии, Испании, Венгрии, Польши, Словении и Норвегии. В каждом объединении количество групп варьируется от 1 до 9. Всего создано 80 коллективов, объединяющих 300 ученых, использующих 150 электронных микроскопов последнего поколения оп CD 2000-2005).

В США в течение 2001-2007 гг. была сформирована национальная нанотехноло-гическая сеть из 29 центров, распределенных по территории США и координирующих 11 направлений развития наноиндустрии и нанонауки, в том числе: нанобиология и на-нопроизводство по шести центрам; наноин-форматика - по четырем; наноматериалы - по трем; наносистемы в оборудовании, нанонау-ка, нанотехнологии по два центра в каждом направлении; молекулярные наноструктуры, диагностика на наноуровне, нанотехнологии экстремального ультрафиолетового излуче-

ния, обучение в области нанонауки и наноин-женерии по одному в каждом (Занг, 1999).

В то же время следует отметить, что в рамках приведенных организационных форм деятельность ограничена только специализированными сегментами научно-технологической сферы. Это не позволяет обеспечить на новом качественном уровне взаимодействие научно-технологической сферы с производственной и финансовой сферами и не может не сказаться на эффективности инновационной деятельности.

Для повышения эффективности программно-целевого метода необходимо обеспечить совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы на основе организационных форм, в рамках которых могут быть реализованы указанные функции.

МОДЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

В рамках инновационного цикла осуществляется преобразование научно-технической идеи в инновационную продукцию. Можно выявить три уровня преобразования: новшество, нововведение и инновация (Центры коллективного пользования..., 2007; Инновационный менеджмент, 1997; Шумпе-тер, 1982; Менеджмент организации, 1995).

Новшество — это признанный государством, корпорацией или организацией способ воплощения научно-технической идеи, оформленной в виде патентов на изобретения, свидетельств на полезные модели, селекционные достижения, программы ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем и ноу-хау (технологический процесс и т.п.). На их основе формируются объекты интеллектуальной собственности, которые могут быть реализованы на рынке.

Нововведение — это выведенный на рынок материализованный результат производственно-технологического освоения

новшества в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Инновация — признанный рынком конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (Центры коллективного пользования..., 2007).

Каждому уровню преобразования идеи в инновационную продукцию соответствует определенный вид инновационной деятельности.

Новшество - результат научно-технической деятельности, направленной на генерацию идеи и ее технологическое воплощение.

Нововведение - результат производственно-технологической деятельности, направленной на создание платформы воспроизводства инновационного изделия на основе новшества.

Инновация - результат маркетинга, направленный на формирование и реализацию стратегии устойчивого позиционирования нововведения на рынке высокотехнологичной продукции.

С учетом доминирования определенного вида инновационной деятельности можно выделить три стадии инновационного цикла. Качественно каждой стадии соответствует своя функциональная зависимость накопления информации от времени причем точки перегиба на интегральной кривой процесса преобразования идеи в инновационную продукцию характеризуют окончание одной стадии и начало другой (рис. 1).

Необходимо отметить, что указанные стадии этого процесса - не строго последовательные этапы создания и выведения инновационного продукта на рынок, а параллельно во времени осуществляемые виды инновационной деятельности с учетом промежуточных результатов каждой стадии цикла. Таким образом, между исполнителями стадий инновационного цикла происходит постоянный обмен информацией. Следовательно, накопление

3 уровень

2 уровень

1 уровень

I,

объем

информации

1 стадия § 2 стадия Й I

3 стадия

Время

Рис. 1. Качественная картина накопления информации при преобразовании идеи в инновационный продукт

информации в течение инновационного цикла носит нелинейный характер в синергетиче-ском понимании его природы (Занг, 1999).

При организации инновационного цикла необходимо учитывать:

• вид инновационной деятельности на каждой стадии;

• механизмы интеграции различных видов инновационной деятельности.

Структурной единицей организации инновационного цикла (его стадий) является консорциум, в котором на принципах самоорганизации осуществляется кооперационное взаимодействие субъектов инновационной деятельности. При этом каждой стадии инновационного цикла отвечает определенный тип консорциума.

На базе консорциумов трех типов формируется холдинг для интеграции результатов инновационной деятельности и определения стратегии развития.

В рамках консорциума первого типа (консорциум 1) основными принципами организации научно-технологической деятельности являются междисциплинарность и межведомственность. При этом кадровый потенциал консорциума 1 — это признанные мировым сообществом ученые и специалисты, чьи научно-технические достижения значимы для современного состояний науки, технологий и техники, а материально-техническая база исследований и разработок должна соответствовать мировому уровню.

Консорциум второго типа (консорциум 2) осуществляет производственно-технологическую деятельность на принципах кооперации поставщиков сырья, комплектующих изделий, материалов, производителей конечной продукции, а также разработчиков технологического продукта, инвесторов, менеджеров и пр.

Основой его кадрового потенциала служат специалисты ведущих промышленных компаний, а также организаций малого и среднего бизнеса. Производственная база должна быть сформирована на принципах:

• сопряженности всех элементов технологической цепочки;

• гибкости производства на основе модульного его построения;

• специализации производства (организации производства конечной продукции на основе предприятий, ориентированных на воспроизводство определенного вида комплектующих изделий, материалов или организации аутсорсинга);

• унификации (стандартизации, предусматривающей приведение объектов техники к однотипности на основе установления рационального числа их разновидностей).

В рамках консорциума третьего типа (консорциум 3) осуществляются кооперационные взаимодействия научных, конструкторских, проектных, производственных, маркетинговых организаций и иных структур малого, среднего и крупного бизнеса, государственного и предпринимательского секторов экономики с целью реализации долгосрочной

стратегии устойчивого позиционирования на рынках высокотехнологичной продукции. Их рыночная стратегия основана на сетевых принципах управления научно-техническим, технологическим, производственным развитием и совершенствованием маркетинговой политики, например, в области наноиндустрии.

Если в консорциуме 3 кооперация осуществляется на уровне организации технологической платформы, то в консорциуме 2 — на уровне производства мелких партий опытных образцов инновационной продукции.

Необходимо отметить при этом следующие обстоятельства. Только в условиях кооперации с крупным бизнесом малые и средние инновационные предприятия могут экономически устойчиво развиваться, используя свои положительные характеристики, к которым относятся наличие высококвалифицированного персонала, мобильность в освоении новых технологий, универсальность имеющейся материально-технической базы и пр.

В свою очередь для внедрения высоких технологий в экономику необходимо в рамках консорциума 3 создание сети специализированных центров, работающих в широком спектре сегментов рынка. В этом случае используются в максимальной степени преимущества каждой высокой технологии, что создает условия для получения синергетиче-ского эффекта. В противном случае затраты на освоение и эксплуатацию этих технологий не будут компенсированы.

С учетом сложности решаемых в рамках консорциумов проблем специализации и интеграции инновационной деятельности предлагается четырехуровневая система управления.

Базовой структурой специализации является коллектив (команда, специализированный центр) во главе с ведущим ученым или специалистом (лидером), а базовой единицей интеграции — узел.

Система управления формируется на принципах самоорганизации, основными единицами управления являются координационные советы и управляющая компания.

Структура консорциума 1 формируется из четырех структурных элементов, расположенных в следующей иерархической последовательности:

• управляющая компания, которая осуществляет управление и координацию в рамках всего консорциума, а также взаимодействие с внешними по отношению к консорциуму организациями, в том числе с государственными органами власти;

• секция проблем перспективных направлений развития — в ее рамках решается отдельная проблема в русле развития конкретного перспективного направления;

• территориальный узел секции — в его рамках решается определенная задача в составе конкретной проблемы перспективного направления развития;

• команда коллективов исполнителей — в ее рамках рассматриваются конкретные вопросы при решении определенных задач территориального узла, конкретной проблемы перспективных направлений развития.

В структуре консорциума 1 предусматривается создание:

1) секций на базе коллективов - исполнителей междисциплинарных исследований и разработок;

2) узлов секций, организованных по территориальному признаку. Их количество определяется спецификой проблемы и географическим распределением коллективов исследователей;

3) специализированных команд исполнителей для комплексного решения задач.

Формирование инфраструктуры консорциума 1 осуществляется на базе опытно-экспериментальной базы сектора исследований и разработок, в частности центров коллективного пользования научным оборудованием (ЦКП) (The National Nanotechnology Initiative., 2004), как путем заключения соглашений консорциума 1 с организациями (собственниками этого оборудования) о его передаче во временное пользование в консорциум 1, так и путем приобретения нового оборудования и поставку его на баланс консорциума 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структура консорциума 2 включает специализированное объединение, производственно-технологические узлы и производственно-технологические центры, которые определяются следующими признаками:

• специализированное объединение — совокупность производственно-технологических узлов, ориентированных на производство функциональных устройств (агрегатов) определенного типа, формирующих соответствующие линейки по эксплуатационным и технологическим характеристикам;

• узел производственно-технологический — совокупность производственно-технологических центров, специализирующихся на изготовлении комплектующих изделий для функциональных устройств (агрегатов) определенного типа;

• производственно-технологический центр — предприятие, специализирующееся на производстве определенного типа комплектующего изделия или материала.

Организация производственно-технологической инфраструктуры консорциума 2 осуществляется на основе подписания соответствующих соглашений между организациями государственного сектора, предприятиями малого, среднего и крупного бизнеса об использовании оборудования, приобретения нового оборудования и постановки его на баланс консорциума 2, использования возможностей соответствующих сервисных служб.

Консорциум 3 состоит из технологической платформы серийного производства, узлов технологических платформ и их производственно-технологических центров.

Этапы создания консорциума 3:

• формирование технологической платформы серийного производства (технологическая платформа серийного производства - система гибкой организации серийного производства линеек (рядов) продукции на основе модульного построения производственной инфраструктуры);

• создание узлов технологических платформ на базе производственно технологических узлов консорциумов второго типа

(узел технологической платформы — модуль платформы для серийного производства линейки (ряда) функциональных узлов (агрегатов) продукции);

• формирование в рамках модуля платформы производственно-технологических центров (производственно-технологические центры узла технологической платформы — предприятия серийного производства комплектующих изделий и материалов определенного типа).

Для координации деятельности консорциумов в рамках крупного инновационного проекта (далее - Проект) на их базе формируется холдинг.

Управление в рамках холдинга осуществляется управляющей компанией Проекта. Ее основные функции заключаются в совместной разработке и принятии решений, организации операционной деятельности и операционного контроля в рамках инновационного проекта.

Реализация этих функций позволит обеспечить на разных стадиях осуществления инновационного Проекта формирование прочных отношений как внутри консорциумов 1, 2, 3 и между ними, так и с внешней средой (государством, потребителями, конкурентами и т.д.).

Управляющая компания холдинга формируется на базе представительства каждого консорциума.

Предлагается модель национальной инновационной системы (НИС), базовыми элементами которой являются холдинги как формы организации кооперационных

взаимодействий участников инновационной деятельности для решения сложных научно-технических, технологических, производственных и организационных проблем.

Классификация иерархической структуры НИС организована посредством идентификаторов ее подсистем, представленной в табл. 1.

В табл. 1 представлена схема идентификации консорциума, ориентированного на определенное направление деятельности соответствующей подсистемы. Структура консорциумов идентифицируется как набор показателей к, I, т, п, р, где:

к — номер подсистемы, при этом к изменяется от 1 до 3;

I — номер консорциума, при этом I изменяется от 1 до q, где q — максимальное значение, равное числу консорциумов в подсистеме к;

т — номер структурной единицы первого иерархического уровня консорциума к, I, при этом т изменяется от 1 до у, где у — максимальное значение, равное числу этих структурных единиц;

п — номер структурной единицы второго иерархического уровня консорциума к, I, при этом п изменяется от 1 до g, где g — максимальное значение, равное числу этих структурных единиц в первом иерархическом уровне т;

р — номер структурной единицы третьего иерархического уровня консорциума к, I при этом р изменяется от 1 до где /- максимальное значение, равное числу этих структурных единиц во втором иерархическом уровне п.

Таблица 1

Структура консорциумов различных подсистем НИС

Идентификатор Номер подсистемы

структуры к =1 к = 2 к = 3

к, 1, т Секция проблем перспективных направлений развития Специализированное объединение Технологическая платформа серийного производства

к, 1, т, п Узлы территориальные Узлы производственно-технологические Узлы технологической платформы

к, 1, т, п, р Команды коллективов-исполнителей Производственно-технологические центры Производственно-технологические центры узла технологической платформы

СЕТЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Организация функционирования национальной инновационной системы предполагает выбор перспективных направлений деятельности в рамках холдинга, определение целей и задач, ресурсов, разработку плана деятельности и отбор команд исполнителей.

При этом учитывается мировой опыт использования программы Форсайта с применением метода Дельфи.

В настоящей работе под понятием «перспективное направление» понимается такое направление, в рамках которого обеспечивается с минимальными рисками формирование конкурентного преимущества отечественного товаропроизводителя на мировом рынке высоких технологий и повышение качества жизни населения в соответствии с мировыми тенденциями, обеспечение национальной безопасности.

Применяемые в мировой практике в настоящее время методы выбора перспективных (критических, приоритетных) направлений имеют существенный недостаток — подбор экспертов носит субъективный характер. Это проявляется и в классификации приоритетов (Денисов, 2004).

Выбор перспективных направлений развития в научно-технической сфере, по нашему мнению, должен осуществляться на основе результатов исследований и разработок, получивших мировое признание, с учетом следующих требований:

• в этом процессе должны принимать участие лидеры в соответствующем сегменте научно-технической сферы. Этими лидерами могут быть как юридические организации различной ведомственной подчиненности и форм собственности, так и физические лица (в том числе основатели и лидеры отечественных научных школ), достигшие мирового признания при выполнении фундаментальных, поисковых научных исследований, ОКР, важнейших ин-

новационных проектов, а также в организации мелкосерийного или серийного производства высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции. При отборе лидеров тех или иных сегментов в научно-технической сфере наряду с остальными факторами учитывается индекс цитируемости публикаций авторов в ведущих зарубежных изданиях за последние три года. Таким образом, экспертом при отборе лидеров выступает мировое научное сообщество. Это обеспечивает преодоление субъективности оценок персонифицированной экспертизы, используемой в методе Дельфи;

• участие в формировании перечня перспективных направлений ведущих промышленных компаний и предприятий, имеющих успешный опыт работы на мировом рынке высоких технологий независимо от их форм собственности. Выбор специалистов в производственно-технологической сфере осуществляется на основе объективной оценки доли инновационной продукции промышленных компаний на том или ином высокотехнологичном сегменте мирового рынка;

• выбор перспективных направлений осуществляется путем статистической обработки результатов опроса лидеров в научно-технической, производственно-технологической и коммерческой сферах о перспективах создания инновационного продукта, конкурентоспособного на мировом рынке высоких технологий или существенно влияющего на улучшение качества жизни в стране.

Процесс выбора этих перспективных направлений создания конкурентного преимущества определенного сегмента инновационной экономики — многоэтапный процесс, включающий:

1) выявление направлений формирования и развития конкурентного преимущества отечественной инновационной экономики на основе научно-технических, технологических и производственных достижений мирового уровня;

2) формирование научно-технической, производственно-технологической и коммерческой составляющих конкурентного преимущества;

3) определение команд исполнителей Проекта и формирование сетевых структур в рамках холдинга;

4) разработку Проекта инновационной деятельности в рамках холдинга;

5) согласование и утверждение Проекта федеральными органами исполнительной власти.

ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И КООРДИНАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Система управления и координации НИС имеет следующую иерархическую структуру:

1) высший федеральный (стратегический) уровень;

2) программный уровень;

3) сетевой уровень.

Распределение функциональных обязанностей между различными уровнями управления НИС при формировании Проекта иллюстрируется табл. 2.

1. Высший федеральный (стратегический) уровень

На этом уровне определяются:

• долго- и среднесрочные перспективные направления развития НИС;

• соответствующие государственные обязательства по ресурсному обеспечению сети;

• нормативная правовая база ее формирования и функционирования.

На основе соглашений о совместной инновационной деятельности ученых, специалистов и представителей бизнес-структур, которые были подготовлены на этапах 1-4 формирования Проекта, на этапе 5 осуществляется его согласование и утверждение на высшем федеральном (стратегическом) уровне. Принятие решения на этом уровне, по нашему мнению, целесообразно возложить на недавно

Таблица 2

Распределение функций управления при формировании крупного инновационного проекта

Этапы формирования

проекта Уровень 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й

управления НИС ^ \

Высший федеральный (стратегический) □

Программный □ □ □ □ □

Сетевой □ □ □

сформированную Правительственную комиссию по высоким технологиям и инновациям.

Для обеспечения ее деятельности необходимо сформировать Центр стратегического планирования, задачи которого — проводить мониторинг состояния НИС и вырабатывать рекомендации по стратегическим направлениям ее развития на основе учета государственных интересов, необходимого ресурсного, нормативного и правового обеспечения с привлечением к работе независимых экспертов из числа известных ученых, инженеров и представителей бизнес-структур.

2. Программный уровень

На этом уровне совместно с заинтересованными органами государственной власти, в том числе региональными, а также с научным, инженерным сообществом, производственниками и представителями бизнес-структур вырабатываются:

• проекты планов, программ, мероприятий развития НИС;

• предложения по государственным обязательствам ресурсного обеспечения НИС;

• проекты законов, регламентов и иных нормативных правовых документов, регулирующих формирование и функционирование НИС.

На нем также координируется реализация планов, программ государственных обязательств по ресурсному обеспечению НИС, принятых на федеральном уровне.

На этом уровне управления данные обязанности в части формирования подсистемы 1

осуществляет Министерство науки и образования Российской Федерации, а подсистем 2 и 3 — российские государственные корпорации, ответственные за соответствующее направление развития (см. табл. 1).

3. Сетевой уровень

С участием представителей консорциумов 1, 2 и 3 на принципах самоорганизации формируется сетевая управляющая компания (КСУ), которая имеет следующую структуру:

• координационный совет из представителей консорциумов;

• исполнительный комитет (правление);

• финансовая служба;

• информационный центр;

• ревизионная комиссия.

Программный уровень осуществляет координацию на основе мониторинга эффективности инновационной деятельности и взаимодействие с КСУ Эффективность НИС характеризуется системой показателей ее функциональной результативности. В частности, для наноиндустрии авторами разработана и апробирована следующая система показателей (табл. 3).

Численные значения показателей, представленных в табл. 3, определяются на основе системы структурных моделей оценки развития наноиндустрии в Российской Федерации (Ней, 2003).

В заключение отметим, что анализ инструментов формирования НИС показал отсутствие в настоящее время системного подхода к определению направлений ее развития. При этом не в полной мере учитываются:

• реальные проблемы формирования НИС, мировые тенденции развития рынка высоких технологий и прогнозные оценки динамики мировой экономики;

• обстоятельства, связанные с необходимостью решения проблем общественной значимости, в частности радикального улучшения демографической ситуации, повышения качества жизни населения и пр.

Сложности решения проблем создания НИС усугубляются набирающим силу эконо-

мическим мировым кризисом, который подрывает материально-технические условия ее развития. На фоне ухудшающейся внешнеэкономической конъюнктуры необходимым признаком реализации НИС является эффективность механизмов и методов достижения поставленных перед ней целей и задач. Большое значение приобретает создание полноценной законодательной правовой базы развития НИС. С особой остротой возникают проблемы кадрового и материально-технического обеспечения, создания адаптивных управленческих структур, обеспечивающих концентрацию интеллектуального потенциала на решении базовых проблем развития НИС, что наиболее эффективно реализуется на основе сетевых методов взаимодействия науки и производства.

Разработанная модель развития НИС позволяет эффективно использовать научно-технический, технологический и производственный потенциал в рамках кооперации и интеграции. Это позволяет реализовать непрерывный процесс формирования инновационного цикла от научной идеи до разработки технологии, организации производственной базы и продвижения инновационной продукции на внутренний и внешний рынки. В институциональном отношении в рамках указанной модели НИС предложен механизм организации инновационной экономики на основе нового технологического уклада, точки роста которого создаются сетевыми структурами.

НИС — это открытая система, структуры которой формируют сеть на принципах самоорганизации и саморазвития.

Для организации НИС предлагаются: механизмы и инструменты управления; система сетевых структур в форме холдинга, объединяющего соответствующие консорциумы; архитектура консорциумов; базовые элементы построения консорциумов; организационная структура управления холдингом; порядок формирования сетевых структур; принципы и процедуры формирования стратегического плана развития НИС. В рамках предлагаемой модели развития НИС естественным образом реализуется взаимодействие государства и экс-

Таблица 3

Показатели функциональной результативности НИС

Функции НИС Показатели функциональной результативности НИС

I. Исследовательская 1. Доля уникальных, высокоточных, измерительных, аналитических комплексов приборов и оборудования, уникальных стендов и комплексов не старше 8 лет (с учетом их модернизации) в общей стоимости машин и оборудования в НИС. 2. Средний возраст научного и специального оборудования, приборов и устройств консорциумов в составе НИС. 3. Объем внутренних затрат на выполнение исследований и разработок по перспективным направлениям развития наноиндустрии в рамках НИС. 4. Объем средств федерального бюджета на выполнение исследований и разработок по перспективным направлениям наноиндустрии в НИС. 5. Удельный вес публикаций НИС по проблематике наноиндустрии в общем числе публикаций ученых и специалистов в ведущих по индексу цитируемости научных зарубежных изданиях по наноиндустрии

II. Инновационно-технологическая 1. Выданные в России и за рубежом патенты на изобретения в рамках НИС в области нанотех-нологий. 2. Доля уникальных технологических комплексов, уникальных стендов и комплексов НИС не старше 8 лет (с учетом их модернизации) в общей стоимости машин и оборудования. 3. Средний возраст технологического и специального оборудования консорциумов в составе НИС. 4. Объем внутренних затрат на выполнение технологических разработок по перспективным направлениям развития наноиндустрии в НИС. 5. Объем средств федерального бюджета на выполнение технологических разработок по перспективным направлениям наноиндустрии в НИС

III. Трансфер технологий 1. Стоимость лицензионных платежей при введении в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности НИС в области наноиндустрии. 2. Финансирование формирования технологической инфраструктуры введения в хозяйственный оборот перспективных нанотехнологий в НИС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IV Кластеризация высокотехнологичных секторов экономики 1. Финансирование формирования производственно-технологической инфраструктуры наноиндустрии НИС. 2. Объем продаж российской продукции наноиндустрии НИС. 3. Удельный вес продукции наноиндустрии НИС в общем объеме отечественной продукции на мировом рынке высоких технологий. 4. Объем экспорта продукции наноиндустрии НИС. 5. Доля внебюджетных средств в финансировании инновационных проектов в области наноин-дустрии в общем объеме финансирования проектов наноиндустрии НИС

V Образовательная 1. Численность персонала НИС, проводящего исследования в области наноиндустрии, в том числе исследователей - докторов наук, кандидатов наук 1.1. Доля исследователей до 39 лет, проводящих исследования в области наноиндустрии, в общей численности исследователей; Доля исследователей - докторов наук до 39 лет в общей их численности; Доля исследователей - кандидатов наук до 39 лет в общей их численности; 2. Численность промышленного производственного персонала НИС в области наноиндустрии, в том числе инженеров; техников; операторов. 2.1. Доля инженеров до 39 лет, в общей их численности; Доля техников до 39 лет, в общей их численности; Доля операторов до 39 лет, в общей их численности

Продолжение табл. 3

Функции НИС Показатели функциональной результативности НИС

VI. Информационная Количество обращений к инновационной системе НИС со стороны инновационной среды Рос-

сии и зарубежья, в том числе по:

- научно-технической деятельности;

- технологической деятельности;

- производственной деятельности;

- образовательной деятельности;

- коммерческой деятельности;

- управлению;

- мониторингу

пертного сообщества в научно-технической и предпринимательской сферах.

Литература

Денисов Ю.А. Японские прогнозы мирового инновационного развития // Наука Москвы и регионов. 2004. № 3. С. 49-55.

Емельянов С.В. США: международная конкурентоспособность национальной промышленности. 90-е годы XX века. М.: Международные отношения, 2001.

Занг В.-Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории: Пер. с англ. М.: Мир, 1999.

Инновационная политика в области нанотехнологий: опыт США и ЕС / Киселев В.Н., Рубваль-тер Д.А., Руденский О.В. // Информационно-аналитический бюллетень. № 1. М.: ЦИСН, 2008.

Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997.

Марбургер Д. Программная речь: «Адаптация политики к новым направлениям в науке, технологиях и инновациях» ОЭСР «Встреча Высокого уровня Комитета по научной и технологической политике». Осло, Норвегия, 4 марта 2008.

Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 1995.

Портер М.Э. Конкуренция: Пер. с англ. М.: ИД «Ви-льямс», 2006.

Российский статистический ежегодник, 2007 // www. gks.ru/bgd/regl/b07_13/Min.htm.

Система структурных моделей оценки развития на-ноиндустрии в Российской Федерации / Бога-чев Ю.С., Октябрьский А.М., Остапюк С.Ф. // Альманах «Наука. Инновации. Образование». Вып. 5. Форсайт: основы и практика применения. М.: Знак, 2008.

Центры коллективного пользования научным оборудованием, выполняющие в 2007-2008 годах работы в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы»: Информационные материалы. М.: Информационно-аналитический центр НИФХИ им. Л.Я. Карпова, 2007.

Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

CSI on CD 2000-2005.

Helt A.R. Risk associated with nanotechnology / Swiss Re, Risk Engineering Service, Soner Research 30.09.2003.

Industrial Development Report, 2003/2003, «Competing through innovation and learning». United Nations Industrial Development Organization, Vienna, 2002.

The National Nanotechnology Initiative. Strategic Plan Developed by the Nanoscale Science, Engineering, and Technology Subcommitee, Commitee on Technology, National Science and Technology Council, USA, December 2004 // http://europa. eu.int/comm/research/future/index_en.cfm.

Рукопись поступила в редакцию 18.02.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.