Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРПОРАТИВНОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ'

МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРПОРАТИВНОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1344
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
корпоративное мошенничество / уголовное законодательство / государственные закупки / финансовая отчетность / аудит / экономическая безопасность / корпоративная этика / corporate fraud / criminal law / public procurement / financial reporting / audit / economic security / corporate ethics

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулейманов Самалуди Камалдинович

В статье раскрываются психологическая составляющая, признаки и побуждения человека, создающего мошеннические схемы в организациях. Противодействие корпоративному мошенничеству с каждым годом приобретает все большую актуальность. Формы и методы мошенничества трансформируются и видоизменяются параллельно с динамикой социально-экономической ситуацией в стране. Проблема корпоративного мошенничества является существенной в общем наборе организационных рисков ведения бизнеса из-за масштаба его негативных последствий, которые принимают как материальный, так и нематериальный характер. Автор анализирует подходы к определению корпоративного мошенничества, его типы, а также рассматривает превентивные и профилактические механизмы противодействия этому противоправному деянию. В статье противодействие корпоративному мошенничеству представляется в разрезе двух подходов: в качестве запретительных мер и превентивного метода формирования «корпоративного духа». Автор считает, что в настоящее время возрастает потребность в эффективном интегрированном системном подходе, который должен включать в себя как внутренний контроль, так и благоприятную корпоративную культуру. Автор приходит к выводу, что российская практика противодействия корпоративному мошенничеству направлена на высокоэффективный внутренний контроль, а мировая практика на выработку регулятивных норм корпоративной культуры, и для наиболее эффективного противодействия корпоративному мошенничеству необходимо реализовывать комплексный подход, сочетающий в себе механизмы внутреннего контроля корпоративной культуры. Статья имеет практическое значение для собственников предприятий, сотрудников служб безопасности организаций, аудиторов и всех, кто связан с защитой бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE FRAUD PREVENTION MECHANISMS

The article reveals the psychological component, signs and motivations of a person who creates fraudulent schemes in organizations. Forms and methods of fraud are transformed and modified in parallel with the dynamics of the socio-economic situation in the country. The problem of corporate fraud is essential in the overall set of organizational risks of doing business because of the scale of its negative consequences, which take on both tangible and intangible nature. The author analyzes the approaches to the definition of corporate fraud, its types, and also considers the preventive and preventive mechanisms to counter this illegal act. The article counteracts corporate fraud in the context of two approaches: as prohibitive measures and a preventive method of creating a “corporate spirit”. The author believes that the need for an effective integrated system approach, which should include both internal control and a favorable corporate culture, is currently growing. The author concludes that the Russian practice of combating corporate fraud is aimed at highly effective internal control, and the world practice is aimed at developing regulatory standards for corporate culture, and for the most effective counteraction to corporate fraud, it is necessary to implement an integrated approach that combines the mechanisms of internal control of corporate culture. The article is of practical importance for owners of enterprises, employees of security services of organizations, auditors, and all those involved in protecting the business.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРПОРАТИВНОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10651

СУЛЕЙМАНОВ Самалуди Камалдинович,

старший следователь СЧ по РОПД ГСУ ГУ МВД России по Ставропольскому краю, г. Ставрополь

e-mail: sksuleymanov@bk.ru

МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРПОРАТИВНОМУ

МОШЕННИЧЕСТВУ

Аннотация. В статье раскрываются психологическая составляющая, признаки и побуждения человека, создающего мошеннические схемы в организациях. Противодействие корпоративному мошенничеству с каждым годом приобретает все большую актуальность. Формы и методы мошенничества трансформируются и видоизменяются параллельно с динамикой социально-экономической ситуацией в стране. Проблема корпоративного мошенничества является существенной в общем наборе организационных рисков ведения бизнеса из-за масштаба его негативных последствий, которые принимают как материальный, так и нематериальный характер. Автор анализирует подходы к определению корпоративного мошенничества, его типы, а также рассматривает превентивные и профилактические механизмы противодействия этому противоправному деянию. В статье противодействие корпоративному мошенничеству представляется в разрезе двух подходов: в качестве запретительных мер и превентивного метода формирования «корпоративного духа». Автор считает, что в настоящее время возрастает потребность в эффективном интегрированном системном подходе, который должен включать в себя как внутренний контроль, так и благоприятную корпоративную культуру. Автор приходит к выводу, что российская практика противодействия корпоративному мошенничеству направлена на высокоэффективный внутренний контроль, а мировая практика - на выработку регулятивных норм корпоративной культуры, и для наиболее эффективного противодействия корпоративному мошенничеству необходимо реализовывать комплексный подход, сочетающий в себе механизмы внутреннего контроля корпоративной культуры. Статья имеет практическое значение для собственников предприятий, сотрудников служб безопасности организаций, аудиторов и всех, кто связан с защитой бизнеса.

Ключевые слова: корпоративное мошенничество, уголовное законодательство, государственные закупки, финансовая отчетность, аудит, экономическая безопасность, корпоративная этика.

SULEYMANOV Samaludi Kamaldinovich,

senior investigator SCH on ROPD GSU GU Ministry of Internal Affairs of Russia in the Stavropol Territory, Russia

CORPORATE FRAUD PREVENTION MECHANISMS

Annotation. The article reveals the psychological component, signs and motivations of a person who creates fraudulent schemes in organizations. Forms and methods of fraud are transformed and modified in parallel with the dynamics of the socio-economic situation in the country. The problem of corporate fraud is essential in the overall set of organizational risks of doing business because of the scale of its negative consequences, which take on both tangible and intangible nature. The author analyzes the approaches to the definition of corporate fraud, its types, and also considers the preventive and preventive mechanisms to counter this illegal act. The article counteracts corporate fraud in the context of two approaches: as prohibitive measures and a preventive method of creating a "corporate spirit". The author believes that the need for an effective integrated system approach, which should include both internal control and a favorable corporate culture, is currently growing. The author concludes that the Russian practice of combating corporate fraud is aimed at highly effective internal control, and the world practice is aimed at developing regulatory standards for corporate culture, and for the most effective counteraction to corporate fraud, it is necessary to implement an integrated approach that combines the mechanisms of internal control of corporate culture. The article is of practical importance for owners of enterprises, employees of security services of organizations, auditors, and all those involved in protecting the business.

Key words: corporate fraud, criminal law, public procurement, financial reporting, audit, economic security, corporate ethics.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

Российское уголовное законодательство определяет мошенничество как «хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием» [4, с. 350]. Однако данную формулировку нельзя экстраполировать на корпоративное мошенничество, поскольку оно имеет несколько иные квалификационные признаки.

Корпоративное мошенничество представляет собой многогранную квинтэссенцию современных экономических преступлений, не имеющих строгую, нормативно-правовую характеристику. В то же время, опираясь на его уголовно-правовую природу, Д.Л. Скрипин дал следующее определение этого феномена: «Корпоративное мошенничество - это умышленное, продуманное неправомерное действие сотрудников компании, связанное непосредственно с их должностным положением и обязанностями, направленное на получение личной выгоды и удовлетворения собственных интересов, вопреки интересам компании, путем воздействия на финансово-хозяйственную деятельность, хищение ее активов, несанкционированное использование преимуществ на рынке» [3, с. 2299 - 2310].

Корпоративное мошенничество на современном этапе проявляется в совершенно многообразных формах. Оно обладает свойствами трансформации и имеет возможность приобретать все новые и новые черты в зависимости от динамики экономических тенденций. В то же время его характеристика не отражается ни в одной из статей уголовного законодательства.

Таким образом, корпоративное мошенничество можно разделить на три основных категории: незаконное присвоение имущества, коррупция и мошенничество с финансовой отчетностью.

Хотя корпоративное мошенничество может осуществляться различными способами, данные действия зачастую осуществляются путем использования конфиденциальной информации или доступа к закрытым активам с последующим их использованием для получения прибыли. Чтобы скрыть незаконную деятельность, мошенничество часто скрывается за законной деловой практикой.

Например, бухгалтерский учет компании может быть изменен, чтобы создать иллюзию высокой выручки и прибыли по сравнению с фактическими финансовыми результатами. Эти действия могут быть предприняты, чтобы скрыть недостатки, в виде чистого убытка, медленного дохода, снижения продаж или больших расходов. Фальсифицированный учет может быть сделан для того, чтобы позиционировать компанию более привлекательной для потенциальных покупате-

лей или инвесторов, а также для защиты акций компании от падения.

Другие формы корпоративного мошенничества могут быть направлены на то, чтобы замаскировать или исказить услугу или продукт, который компания производит, скрывая его недостатки или дефекты. Вместо того чтобы вкладывать средства в ремонт, переоборудование или модернизацию продукта, те, кто отвечает за продукт, пытаются скрыть эти проблемы. Это может быть сделано, если у отдела или у компании в целом нет средств для решения проблемы или если обнаружение проблемы может оттолкнуть клиентов и инвесторов.

Также имеются случаи, когда компания заявляет о направлении части своих средств на инвестиции или другие виды денежных резервов, а на самом деле эти средства израсходованы или направлены на иные цели, то это также считается видом корпоративного мошенничества.

Стоит отметить, что, по мнению проф. А.Н. Тарасова, изложенного в учебном пособии «Психология корпоративного мошенничества», из всех выявленных случаев корпоративного мошенничества только 4% преступников ранее имели судимость. Портрет типичного корпоративного мошенника имеет следующие усредненные характеристики: мужчины в возрасте 36-45 лет, работающие в компании более 6 лет, имеющие высшее образование, ранее не привлекающиеся к дисциплинарной или уголовной ответственности [6, с. 320].

Материальные потери и потери финансовых активов являются значительными ущербом, но они не являются единственным следствием корпоративного мошенничества. Более того, финансовые средства на проведение расследований могут более чем удвоить сумму прямого ущерба, причиненного мошенничеством.

Увеличение количества корпоративных финансовых преступлений и как следствие проявления негативных последствий от них актуализирует необходимость изучения путей и механизмов выявления и предотвращения мошеннических действий. Однако для того, чтобы правильно выстроить системы предотвращения и расследования корпоративного мошенничества, необходимо рассмотреть причины его возникновения.

Проблема корпоративного мошенничества является существенной в общем наборе организационных рисков ведения бизнеса из-за масштаба его негативных последствий, которые принимают как материальный, так и нематериальный характер.

Парадокс этого явления заключается в том, что главным источником угрозы является человеческий фактор, один из ключевых ресурсов развития бизнеса. Существуют три основные причины,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

побуждающие сотрудников совершать преступные действия внутри компании: давление, возможности и оправдание. Эти факторы можно назвать «краеугольным камнем» корпоративного мошенничества: 1) давление внешних обстоятельств, вызванное множеством причин, которые человек не способен преодолеть; 2) благоприятная возможность на некоторое время осуществить и скрыть мошенничество, используя доход в личных целях (неэффективный внутренний контроль, низкая трудовая дисциплина, равнодушие к тому, что происходит со стороны руководства); 3) оправдание мошенничества, например, трудная жизненная ситуация.

Раскрытие корпоративных преступлений зачастую становится «делом случая» и внешним аудитом, а не систематическими действиями, направленными на выявление этих преступлений.

По мнению Л.С. Агеевой, «слабая система контроля или полное ее отсутствие побуждают работников совершать экономические преступления. Одной из основных причин корпоративного мошенничества является возможность безнаказанно совершать эти незаконные деяния (слабо развита система внутреннего контроля). В этом отношении корпоративная культура, которая сложилась в коллективе, имеет большое значение, так как она устанавливает стандарты поведения: что допустимо, а что нет. Для борьбы с корпоративным мошенничеством важно определить, в какой атмосфере существует вероятность мошеннических операций внутри компании. Данный шаг должен быть сделан в превентивных целях, как для пресечения, так и для предотвращения мошеннических действий» [5, с. 30 - 34].

Контроль за выявлением тех или иных схем корпоративного мошенничества осуществляется как на государственном уровне, так и на локальном внутри компаний. В первом случае имеется в виду прежде всего антимонопольное регулирование и контроль, осуществляемый Федеральной антимонопольной службой России за соблюдением соответствующего законодательства, а также деятельность правоохранительных органов - прокуратуры и следственных органов. Во втором случае речь идет о работе внутренних отделов компаний: служб безопасности, внутреннего аудита и комплаенса [8].

Существует множество механизмов противодействия корпоративному мошенничеству для его своевременного выявления. Рассмотрим некоторые аспекты практики по борьбе с экономическими преступлениями, включая корпоративное мошенничество.

Многие отечественные компании вкладывают огромные ресурсы для борьбы с мошенничеством, но это не решает проблему кардинально

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

и оставляет множество возможностей для совершения преступлений. Мировая практика направлена на предотвращение мошенничества путем создания «корпоративного духа». Более того, важно четко понимать, на что направлены меры по предотвращению экономических преступлений: устранение мотива или оправдания корпоративного мошенничества. Следует отметить, что основная цель российской практики - устранение возможности корпоративного мошенничества, а мировая практика направлена на устранение его оправдания.

В настоящее время возрастает потребность в эффективном интегрированном системном подходе, который должен включать в себя как внутренний контроль, так и благоприятную корпоративную культуру. Механизмы внутреннего контроля состоят из внутреннего аудита, мониторинга подозрительной активности, корпоративной и информационной безопасности, анализа данных, ротации персонала и т.д. А инструменты корпоративной культуры имеют дело с коммуникацией из внешнего или внутреннего источника и анонимной горячей линией для получения конфиденциальной информации. Сотрудники должны не только нести материальную ответственность за выявленные нарушения, но и осознавать аморальные качества своих действий по отношению к коллегам и компании [5, с. 30 - 34].

Более того, при создании системы противодействия корпоративному мошенничеству необходимо, чтобы она соответствовала двум критериям: необходимость и достаточность. Формирование и реализация такой системы не должно стоить дороже, чем убытки от наступления потенциальных рисков мошенничества. Стоит также помнить, что крупная компания (в отличие от маленькой) может позволить себе создать структуру по экономической безопасности, поскольку на малом предприятии это дорого, непрактично и не соответствует вышеупомянутым критериям.

Корпоративное мошенничество во многом актуализирует проблему теневой экономики, поскольку оно является частью ее особого типа, т.н. «белых воротничков». Следует также отметить, что к числу наиболее распространенных элементов теневой экономики, как раз относятся незаконное присвоение активов, коррупция и мошенничество с финансовой отчетностью, что также является одними из основных видов корпоративного мошенничества. Последствия мошенничества в первую очередь измеряются финансовыми потерями. Однако не следует забывать об их негативном влиянии на корпоративный морально-психологический климат, деловые отношения и имидж компании.

Министерство финансов РФ разработало рекомендации по осуществлению оценки риска всевозможных злоупотреблений, связанных с приобретением новых активов, ведением бухгалтерской отчетности, совершением тех или иных действий, причиной которых могут стать мошеннические действия [9].

Таким образом, одним из распространенных видов корпоративного мошенничества является мошенничество на торгах, которое составляет неотъемлемую часть российской экономики, что обусловливает чрезвычайную важность принятия мер по предотвращению мошенничества в этой сфере.

Как отмечает начальник управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы России А.П. Тенишев на конференции «Корпоративное мошенничество 2019», экономика России устроена таким образом, что более 30% ВВП распределяется через систему госзакупок. Так, в 2019 г. по № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» были осуществлены закупки на сумму около 7 трлн руб., а по № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» компании с государственным участием закупили продукцию на 16 трлн руб. [11].

Процесс выявления нарушений на торгах требует значительных усилий. Однако в последнее время, как в своем докладе указывает А.П. Тенишев, стало легче этим заниматься благодаря тому, что все большее количество торгов осуществляется на электронных торговых площадках, на которых заказчики не видят, кто подает заявки на участие, а участники закупки не могут идентифицировать друг друга. Таким образом, создаются технические барьеры для осуществления мошеннических действий на торгах. Однако такие барьеры являются условными, поскольку в некоторых случаях, не чистым на руку экономическим субъектам не составляет труда идентифицировать «нужных» участников [1, с. 61].

Отсюда следует, что необходимо реализо-вывать не только законодательные меры и меры ответственности по борьбе со сговорами на торгах, но и утверждать внутри самих компаний нетерпимое отношение к разным видам корпоративного мошенничества, включая заключение картельных соглашений.

Как показывает практика, компаниям в зависимости от их обеспеченности соответствующими ресурсами необходимо внедрять в организацию своих бизнес-процессов те или иные механизмы контроля. Как уже отмечалось ранее, рекомендуется использовать горячую линию, при обращении через которую должна гарантироваться аноним-

ность (либо анонимное обращение через электронную почту), а также тщательно разрабатывать локальные нормативные акты и заключать с сотрудниками соглашения о неразглашении информации и подписывать согласие на обработку персональных данных [6, с. 320].

По словам проф. Е.Д. Федотовой, среди корпоративных мошенников 50% являются менеджерами среднего звена, 30% принадлежат к высшему руководящему составу и 20% - это младшие менеджеры. Компаниям важно обращать внимание в первую очередь на деятельность топ-менеджмента, но при этом не забывать о рисках совершения правонарушений и рядовыми сотрудниками [11].

Мошенники становятся изобретательнее по мере развития информационных технологий и принципов бизнес-управления, поэтому организациям стоит внимательно относиться к минимизации рисков корпоративного мошенничества, в частности к комплаенс-контролю.

Можно выделить четыре основных этапа в борьбе с корпоративным мошенничеством:

во-первых, реализация превентивных мероприятий. а именно: регламентация полномочий сотрудников в локальных нормативных актах, ограничение доступа некоторых работников и третьих лиц к информации. Так же можно воспользоваться техническими средствами контроля, в т.ч. системой видеонаблюдения [2, с. 430];

во-вторых, определение фактов корпоративного мошенничества. В этом случае необходимо обратить внимание на поведение сотрудников. В случае, если кто-либо из сотрудников настойчиво убеждает руководство в необходимости заключения контракта с определенным контрагентом либо владеет имуществом, не равнозначным уровню зарплаты, следует насторожиться;

в-третьих, в случае выявления факта противозаконной деятельности, следует обратиться с заявлением о совершении преступления в правоохранительные органы в целях возбуждения уголовного дела. На данном этапе производится сбор и анализ информации, опрос свидетелей, выстраивание гипотезы обвинения;

в-четвертых, наказание нарушителя. В случае, если действия сотрудника не нанесли ущерба компании, его можно привлечь только лишь к дисциплинарным взысканиям. Если присутствует наличие ущерба, необходимо передать информацию в правоохранительные органы для решения вопроса о привлечении нарушителя к уголовной ответственности.

Подводя итог, можно сделать вывод, что российская практика противодействия корпоративному мошенничеству направлена на сокращение возможностей за счет высокоэффективного вну-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

треннего контроля, а мировая практика - на устранение оправданий, формирующее безупречную корпоративную культуру. Однако ни одна из вышеперечисленных практик не может решить проблему в одиночку, поэтому необходим новый комплексный подход, который эффективно сочетает механизмы как внутреннего контроля, так и формирования корпоративной культуры для противодействия корпоративному мошенничеству.

Список литературы:

[1] Долинская В.В. Корпоративные конфликты и их криминализация // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2015. - № 3. - С. 61.

[2] Карпович О.Г. Некоторые вопросы корпоративного мошенничества // Юридический мир. -2015. - № 9. - С. 430.

[3] Скипин Д.Л., Сахно Ю.С., Баденова Л.А., Кузнецов М.О. Корпоративное мошенничество: понятие, сущность, риски, влияние на экономическую безопасность // Экономические отношения. - 2019. - Т. 9. - № 3. - С. 2299-2310.

[4] Уголовное право: учеб.-метод. пособие / Н.Е. Крылова, А.В. Малешина, А.В. Серебренникова; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, юрид. ф-т. - М.: Статут, 2019. - С. 350.

[5] Агеева Л.С. Современные подходы к минимизации рисков корпоративного мошенничества в финансовой отчетности / Агеева Л.С., Коновалова О.В. // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 28. - С. 30-34.

[6] Тарасов А.Н. Современные формы корпоративного мошенничества: практ. пособие / А.Н. Тарасов - М.: Изд-во «Юрайт», 2020. - 320 с.

[7] Тарасов А.Н. Психология корпоративного мошенничества: учебник и практикум по вузам / А.Н. Тарасов - М.: Изд-во «Юрайт», 2020. - 320 с.

[8] Урошлева А. Корпоративное мошенничество [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant. ru/#/document/77570116

[9] Корпоративное мошенничество: факторы угрозы и риски неиспользования систем противодействия [Электронный ресурс]. URL: https:// medwedsk.ru/fakt-korporativnogo-moshennichestva-nuzhno-znat/

[10] Выступление начальника Управления по борьбе с картелями антимонопольного ведомства Андрея Тенишева в рамках конференции «Корпоративное мошенничество» [Электрон-

ный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru/photo_ albums/1001

[11] Урошлева А. Корпоративное мошенничество [Электронный ресурс]. URL: http:// ivo.garant.ru/#/document/7757011

Spisok literatury:

[1] Dolinskaya V.V. Korporativnye konflikty i ih kriminalizaciya // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika.

- 2015. - № 3. - S. 61.

[2] Karpovich O.G. Nekotorye voprosy korporativnogo moshennichestva // Yuridicheskij mir.

- 2015. - № 9. - S. 430.

[3] Skipin D.L., Sahno Yu.S., Badenova L.A., Kuznecov M.O. Korporativnoe moshennichestvo: ponyatie, sushchnost', riski, vliyanie na ekonomicheskuyu bezopasnost' // Ekonomicheskie otnosheniya. - 2019. - T. 9. - № 3. - S. 2299-2310.

[4] Ugolovnoe pravo: ucheb.-metod. posobie / N.E. Krylova, A.V. Maleshina, A.V. Serebrennikova; Mosk. gos. un-t im. M.V. Lomonosova, yurid. f-t. - M.: Statut, 2019. - S. 350.

[5] Ageeva L.S. Sovremennye podhody k minimizacii riskov korporativnogo moshennichestva v finansovoj otchetnosti / Ageeva L.S., Konovalova O.V. // Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. -2020. - № 28. - S. 30-34.

[6] Tarasov A.N. Sovremennye formy korporativnogo moshennichestva: prakt. posobie / A.N. Tarasov - M.: Izd-vo «Yurajt», 2020. -320 s.

[7] Tarasov A.N. Psihologiya korporativnogo moshennichestva: uchebnik i praktikum po vuzam / A.N. Tarasov - M.: Izd-vo «Yurajt», 2020. - 320 s.

[8] Uroshleva A. Korporativnoe moshennichestvo [Elektronnyj resurs]. URL: http://ivo.garant.ru/#/ document/77570116

[9] Korporativnoe moshennichestvo: faktory ugrozy i riski neispol'zovaniya sistem protivodejstviya [Elektronnyj resurs]. URL: https://medwedsk.ru/fakt-korporativnogo-moshennichestva-nuzhno-znat/

[10] Vystuplenie nachal'nika Upravleniya po bor'be s kartelyami antimonopol'nogo vedomstva Andreya Tenisheva v ramkah konferencii «Korporativnoe moshennichestvo» [Elektronnyj resurs]. URL: https://fas.gov.ru/photo_albums/1001

[11] Uroshleva A. Korporativnoe moshennichestvo [Elektronnyj resurs]. URL: http:// ivo.garant.ru/#/document/7757011

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.