Научная статья на тему 'Механизмы промышленной политики, влияющие на импортозамещение и инновационную стратегию предприятий'

Механизмы промышленной политики, влияющие на импортозамещение и инновационную стратегию предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / СИСТЕМА МЕЖОТРАСЛЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / МЕХАНИЗМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ / IMPORT SUBSTITUTION / SYSTEM OF INTER-SECTOR INTERACTIONS / MECHANISMS OF THE ECONOMIC SYSTEM / ECONOMIC EFFICIENCY / TECHNICAL AND ECONOMIC ANALYSIS / INTEREST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коновалов Юрий Викторович

В статье рассмотрены системные возможности взаимодействия предприятий различных отраслей промышленности в целях реализации промышленной политики импортозамещения. В ходе анализа требований законодательства и выполненных ранее научных исследований идентифицированы возможности повышения эффективности в области экономики и управления инвестиционной деятельностью предприятий. Предложена межотраслевая система, включающая три механизма заинтересованного сотрудничества между производителями оборудования, потребителями и инвесторами. В качестве связующего механизма в системе партнерского взаимодействия выступает технико-экономический анализ. На основе экономической заинтересованности партнеров подготовлены предложения по созданию и правилам функционирования межотраслевых рабочих групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коновалов Юрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms of industrial policy affecting the import substitution and innovative enterprise strategy

The article considers the system capabilities of interactions between different industrial enterprises in order to implement industrial policy of import substitution. During the analysis of legislative requirements and previous scientific studies we identified the opportunities to improve the efficiency in economics and in management of investment activity of enterprises. We propose the intersectoral system, which includes three mechanisms of cooperation between equipment manufacturers, consumers and investors. Technical and economic analysis serves as a binding mechanism in the system of partnership. On the basis of the economic interest of the partners we prepared proposals for the establishment and rules of functioning of the intersectoral working groups.

Текст научной работы на тему «Механизмы промышленной политики, влияющие на импортозамещение и инновационную стратегию предприятий»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 5 • март 2017 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

механизмы промышленной политики, влияющие на импортозамещение и инновационную стратегию предприятий

Коновалов Ю.В. 1

1 Проектный институт АО «Гипрогазцентр», Нижний Новгород, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье рассмотрены системные возможности взаимодействия предприятий различных отраслей промышленности в целях реализации промышленной политики импортозамещения. В ходе анализа требований законодательства и выполненных ранее научных исследований идентифицированы возможности повышения эффективности в области экономики и управления инвестиционной деятельностью предприятий. Предложена межотраслевая система, включающая три механизма заинтересованного сотрудничества между производителями оборудования, потребителями и инвесторами. В качестве связующего механизма в системе партнерского взаимодействия выступает технико-экономический анализ. На основе экономической заинтересованности партнеров подготовлены предложения по созданию и правилам функционирования межотраслевых рабочих групп.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: импортозамещение, система межотраслевого взаимодействия, механизмы экономической системы, экономическая эффективность, технико-экономический анализ, заинтересованность.

Mechanisms of industrial policy affecting the import substitution and innovative enterprise strategy

Konovalov Yu.V.]

1 Institute of JSC "Giprogaztsentr", Nizhny Novgorod, Russia

введение

Начавшиеся в 2014 году преобразования российской промышленности, связанные с реализацией государственной протекционистской политики1, создают благоприятные институциональные условия выхода предприятий на новый уровень развития. Однако управленческие отношения, выстраиваемые бизнесом при замене импортного оборудования на отечественное, а также в процессе закупок товаров, работ,

1 Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [Федер. закон: принят Гос. Думой 16 декабря 2014 г.; одобр. Сов. Федерации 25 декабря 2014 г.: по состоянию на 3 февраля 2017 г.].

услуг2, находятся не только в области государственного регулирования, но и в сфере свободы предпринимательства. Поэтому деловые отношения между предприятиями различных отраслей промышленности могут приобретать самые разнообразные формы, включая межотраслевое сотрудничество и партнерство.

Одной из практических задач, решаемой менеджментом каждого предприятия в процессе импортозамещения, является обеспечение информационной объективности и экономической обоснованности замены используемого в технологических процессах оборудования. От достоверности результатов технико-экономического анализа и применяемой методологии зависит качество управленческих решений. Расширение перечней отдельных видов продукции машиностроения, которые не могут быть применены в инвестиционных проектах без согласования эксплуатационных характеристик с Правительственной комиссией по импортозамещению3, обеспечивает перманентную актуальность затронутой темы для заказчиков и отраслевых проектных организаций.

2 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [Федер. закон: принят Гос. Думой 18 июля 2011 г.; одобр. Сов. Федерации 13 июля 2011 г.: по состоянию на 3 февраля 2017 г.].

3 Постановление Правительства РФ от 04.08.2015 № 785 «О Правительственной комиссии по импортозамещению».

ABSTRACT:_

The article considers the system capabilities of interactions between different industrial enterprises in order to implement industrial policy of import substitution. During the analysis of legislative requirements and previous scientific studies we identified the opportunities to improve the efficiency in economics and in management of investment activity of enterprises. We propose the intersectoral system, which includes three mechanisms of cooperation between equipment manufacturers, consumers and investors. Technical and economic analysis serves as a binding mechanism in the system of partnership. On the basis of the economic interest of the partners we prepared proposals for the establishment and rules of functioning of the intersectoral working groups.

KEYWORDS: import substitution, system of inter-sector interactions, mechanisms of the economic system, economic efficiency, technical and economic analysis, interest.

Received: 06.03.2017 / published: 31.03.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Konovalov Yu.V. ([email protected])

CITATION:_

Konovalov Yu.V. (2017) Mekhanizmy promyshlennoy politiki, vliyayuschie na importozameschenie i innovatsionnuyu strategiyu predpriyatiy [Mechanisms of industrial policy affecting the import substitution and innovative enterprise strategy]. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 18(6), 957-970. doi: 10.18334/rp.18.6.37653

Однако рассмотрение неизбежности интеграционных процессов в российской промышленности только с точки зрения адекватной реакции бизнеса на институциональные изменения может ограничивать результативность импортозамещения. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ на февраль 2017 года, доля инвестиций в основной капитал в ВВП составляет около 20%. При этом величина этой доли не превышала уровня 20,4%, достигнутого в 2014 году4.

Известно, что резко возрастающий спрос в краткосрочном периоде не может быть удовлетворен в момент его возникновения, а проходит через инвестиционный период, определенное время, необходимое для развития производства, и краткосрочный всплеск цен. Размер временного лага между ростом спроса на отечественное оборудование и его удовлетворением определяется объективными технологическими причинами и конкретными управленческими решениями на уровне предприятий. Поэтому достижение преимуществ роста производственных возможностей страны, возникающих в результате импортозамещения, может проходить через точку бифуркации, в которой от участвующих предприятий зависит, будут ли достигнуты цели новой индустриальной политики или проявятся сдерживающие элементы иждивенчества.

Результаты ранее выполненных научных исследований

Если обозначенную выше разнонаправленность решений рассматривать с точки зрения экономической устойчивости конкретного предприятия в конкурентной среде без учета теоретических основ государственного протекционизма, то институциональные условия импортозамещения могут восприниматься бизнесом не только с точки зрения позитивных возможностей развития, но и как барьеры для преодоления. Возможны иные пути развития, включающие заинтересованное партнерство, в котором промышленная политика государства играет целеполагающую и нормативно-регулирующую роли, а также создает условия для возникновения межотраслевых организационно-управляющих систем, определяющих условия взаимовыгодного партнерства. При создании подобных экономических систем необходимо предусма-

4 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: http://www/gcs.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/efficiency/# (дата обращения: 10.02.2017).

ОБ АВТОРЕ:_

Коновалов Юрий Викторович, кандидат экономических наук; начальник отдела технико-экономического обоснования проектов (konova1ov0ggc.nnov.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Коновалов Ю.В. Механизмы промышленной политики, влияющие на импортозамещение и инновационную стратегию предприятий // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 6. -С. 957-970. - doi: 10.18334/rp.18.6.37653

тривать механизмы, устраняющие возможную инвестиционную пассивность предприятий, а также учитывать мировой опыт протекционистской политики государства.

Теория государственного протекционизма была предложена в XIX веке Ф. Листом5. Необходимость межотраслевого метода анализа эффективности протекционизма обоснована в XIX веке такими авторами, как Г. Мюрдаль, Х. Зингер, Р. Пребиш, которые предупреждали о негативном влиянии международных сил и необходимости развития протекционизма как формы защиты от негативных воздействий (Хрящева, 1976) [12]. Существуют различные оценки перспектив импортозамещения и его влияния на национальную экономику, зависящие от социально-экономических и политических взглядов авторов, рассматривающих данную меру в контексте конкретных исторических условий. Исследования проблем эффективности протекционистской политики в ряде стран заостряют внимание на ее невысокой эффективности и необходимости ориентации на экспортную платформу (Шахмалов, 2010) [14] (Shakhmalov, 2010). Таким образом, методология замены импортного оборудования на отечественное не должна ограничиваться стоимостными характеристиками оборудования, но охватывать и вопросы эффективности инвестиций при импортозамещении.

Значительный научный вклад в развитие теоретических и практических аспектов импортозамещения внесли российские ученые. Современные исследования российских ученых затрагивают проблемы низкой результативности импортозамещения в производстве машин и оборудования (Гнидченко, 2016) [4] (Gnidchenko, 2016). В достаточной степени разработаны классификационные признаки импортозамещения, предложены системы макроэкономических показателей и подходы к оценке потенциала (Васильева, 2016) [3] (Vasileva, 2016). Исследованы институциональные аспекты инновационного развития в России и за рубежом, а также способы решения поднятой проблемы (Богачев, 2016 [2] (Bogachev, Oktyabrskiy, Popadyuk, Vasileva, 2016); Васильева, 2016 [3] (Vasileva, 2016); Загашвили, 2016 [6] (Zagashvili, 2016); Кадочников, 2006 [7] (Kadochnikov, 2006); Татаркин, 2016 [10] (Tatarkin, Andreeva, Ratner, 2015)), интеграции и создания систем на высокотехнологичных предприятиях (Баранов, Баранова, Зайцев, Карпова, 2015 [1] (Baranov, Baranova, Zaytsev, Karpova, 2015); Чиналиев, 2015 [13]). Разносторонние взгляды перечисленных авторов на политику протекционизма не отрицают преимуществ в реализации возможностей экономического развития страны, обозначают критические точки (Фальцман, 2015) [11] (Faltsman, 2015) и перспективы развития в отдельных отраслях промышленности (Гнидченко, 2016 [4] (Gnidchenko, 2016); Ряховская и Ряховский, 2014 [9] (Ryakhovskaya, Ryakhovskiy, 2014); Лаврикова и Аверина, 2015 [8] (Lavrikova, Averina, 2015)), предупреждают о возможном иждивенчестве организаций, нерационально использующих инвестиционные ресурсы (Шахмалов, 2010) [14] (Shakhmalov, 2010). Поэтому в трансформируемом про-

5 Лист Ф. Национальная система политической экономии [Электронный ресурс] // Электронная библиотека RoyalLib.Com, 2010-2017. - URL: http://royallib.com.copyright.html (дата обращения: 02.02.2017).

странстве новой промышленной политики необходимо учитывать накопленный опыт, возможные преимущества и сдерживающие факторы.

Цель и задачи исследования

Результаты исследований ученых создают благодатную почву для углубления темы импортозамещения на микроуровне и позволяют раскрывать новые грани деятельности участвующих в процессах предприятий как объектов исследования, включая такую предметную область знаний, как механизмы совершенствования управленческих отношений между субъектами бизнеса, возникающие в процессе создания межотраслевых экономических систем. В работе предложен инструментарий интеграционных процессов, научная новизна которого заключается в преобразовании протекционистской промышленной политики государства на микроуровне в процессы заинтересованного межотраслевого взаимодействия инвесторов, потребителей и поставщиков замещаемого оборудования, позволяющий посредством набора механизмов преодолевать факторы неопределенности в организации партнерского взаимодействия.

Можно предположить, что достижению положительных результатов при осуществлении промышленной политики импортозамещения будут способствовать надотраслевые структуры, вырабатывающие инструментарий заинтересованности предприятий в партнерстве и инвестиционной привлекательности сотрудничества. Для достижения поставленной цели, заключающейся в определении дополнительных инструментов управления процессами замены импортного оборудования на отечественное, решены задачи обобщения теоретических и практических аспектов протекционистской политики, выявлены потенциальные возможности импортозамещения, смоделированы трудности межотраслевого взаимодействия, подготовлены предложения эффективного инструментария партнерского взаимодействия. Методологически исследование построено на последовательном аргументированном движении от затрагиваемых проблемных вопросов к их практическому решению с использованием современных научных знаний. Применены диалектический метод, метод анализа научных достижений и их индукционного обобщения, ситуационного анализа, моделирования, построения таблиц сопряжения и алгоритмов. В процессе подготовки предложений проанализированы научные публикации по темам «импортозамещение», «инновационное развитие», «индустриализация», размещенные на официальном сайте ВАК (vak. ed.gov.ru) и таких электронных источниках информации, как ciberleninka.ru, elibrary. ru, rbk.ru и др.

На рисунке 1 показана укрупненная схема взаимодействия субъектов, реализующих инновационно направленную промышленную политику в процессе закупок оборудования. Законодательная платформа позволяет субъектам, являющимся участниками процессов импортозамещения, осуществлять практические шаги по достижению поставленных государством целей, включая «формирование высокотехнологичной,

Рисунок 1. Укрупненная схема взаимодействия субъектов, реализующих инновационно направленную промышленную политику в процессе закупок Источник: составлено автором

конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития»6. Для решения задач новой индустриальной политики государством предусмотрена финансовая, научно-техническая и другие виды поддержки.

Законодательство стимулирует «научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», «внедрение в производство результатов интеллектуальной деятельности, относящихся к приоритетным направлениям развития науки», «использование наилучших доступных технологий в промышленном производстве» и другие инновационные направления. Перечисленные факторы мотивации призваны создавать общие условия для функционирования предприятий в условиях новой промышленной политики импортозамещения.

Однако на пути перехода потребителей к применению отечественного оборудования существуют сложности, которые представлены ниже с использованием ситуационного анализа. Первой ситуацией и сдерживающим фактором является неопределенность выбора предприятием - покупателем импортного оборудования собственной

6 Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»: [Федер. закон: принят Гос. Думой 16 декабря 2014 г.; одобр. Сов. Федерации 25 декабря 2014 г.: по состоянию на 3 февраля 2017 г.].

технологической стратегии развития. Инвестиционные проекты, основанные на типовых решениях, дешевле и значительно проще реализуются, но не исключают потребности в замене импортного оборудования, которое может отсутствовать. Проекты инновационной направленности могут практически полностью реализовы-ваться на отечественном оборудовании, но требуют поиска альтернативных решений. Потребителю оборудования необходимо сделать выбор, в результате которого может произойти снижение инвестиционной активности или переход на более высокий уровень развития.

Второй ситуацией и барьером на пути интеграции может оказаться отраслевая замкнутость. Каждое предприятие, выполняя требования законодательства, может стоять перед выбором: самостоятельно или посредством налаживания партнерских отношений решать задачи импортозамещения. В первом случае инвестиционные процессы отличаются инерционностью по времени и консервативностью по направленности. Во второй ситуации возможны высокие риски неисполнения обязательств. При этом стимулы к интеграции усилий не имеют четких алгоритмов. Если процессы импортозамещения будут проблемой отдельно взятых предприятий, то, вероятно, отсутствие оборудования аналогичного импортному «снизит инвестиционную активность российских предприятий»7. Тактическая задача повышения инвестиционной заинтересованности российских организаций должна подкрепляться действенным инструментарием принятия межотраслевых экономически выгодных решений. Для каждого бизнеса могут быть сформированы собственные внутрикорпоративные механизмы заинтересованного взаимодействия управленческих подсистем. Использование преимуществ межотраслевого взаимодействия над дезинтеграцией, наряду с другими факторами, способствует «осуществлению перехода к неоиндустриальной модели развития страны» (Губанов, 2014) [5] (Gubanov, 2014).

Третьей исключающей потребность в импортозамещении ситуацией может быть переход потребителей на альтернативные конструктивно-технологические решения с применением отечественного оборудования. При таком пересмотре потребителями структуры поставщиков оборудования исчезает потребность в импорте и необходимости производить аналогичное оборудование.

Таким образом, для организации производства оборудования аналогичного импортному необходимо не только нормативно-регулирующая, но и побуждающая к действию надотраслевая управляющая функция, способствующая возникновению межотраслевых экономических систем, условиями эффективного функционирования которых являются действенные механизмы, основанные на мотивирующих стимулах. Под воздействием надстроечной управляющей функции потребности в импортоза-мещаемом отечественном оборудовании преобразуются экономической системой

7 Цухло С. Процесс пошел: как происходит импортозамещение в промышленности [Электронный ресурс] // Rbk.ru. - 2015. - URL: http://www.rbk.ru/opinions/ economics/05/10/2015/561273db9a79475dae1d7ae3 (дата обращения: 03.02.2017).

межотраслевого взаимодействия в инвестиционные решения по производству и гарантированному потреблению произведенного оборудования. Межотраслевая экономическая система включает трех основных партнеров: производителя оборудования, потребителя и инвестора. При отсутствии системы предприятия находятся под влиянием сложившейся внешней рыночной среды, конкурентных отношений, инвестиционных условий. Системное взаимодействие появляется вместе с потребностью в том или ином оборудовании, обеспечивает оптимальные условия заинтересованности и партнерства для каждого участника, осуществляет замену импортного оборудования на отечественное в рамках новой индустриальной политики.

Система межотраслевого взаимодействия

Функционирование системы, нацеленной на производство и использование отечественного оборудования в проектах нефтегазовой отрасли, обеспечивается тремя механизмами. Первый механизм, возникающий в результате генерации экономически эффективных проектов, обозначает начальные потребности системы в импортозаме-щении оборудования. Второй механизм технико-экономического анализа является связующим звеном в процессе принятия решений. Третьим механизмом внутреннего функционирования системы выступает экономическая заинтересованность субъектов, которая достигается посредством согласования экономических условий взаимодействия. Изложенные выше элементы системы и механизмы ее функционирования представлены на рисунке 2. Начальной функцией системы является генерация потреб-

4. Согласование предложений

6. Инвестиционная политика партнеров,

нацеленная на импортозамещение

5, Доработка предложений до практической реализации

а

Рисунок 2. Система межотраслевого взаимодействия Источник: составлено автором

ности в оборудовании. Посредством инструментов технико-экономического анализа разрабатываются предложения, позволяющие заинтересовать каждого из партнеров. После рассмотрения предложений партнерами и уточнения деталей взаимодействия вырабатывается экономически выгодный для участников системы план действий, приводящий к конечной цели импортозамещения.

Первый механизм генерации потребностей в замене оборудования предприятиями, потребителями, рассмотрен посредством формирования инвестиционной программы из экономически эффективных инвестиционных проектов. Потребители оборудования, находясь в сложных ситуациях отсутствующего оборудования и необходимости нового строительства, реконструкции или капитального ремонта, стоят перед выбором принятия решений. Решения могут приниматься в соответствии со сложившимися или вновь создаваемыми технологическими связями между существующими и новыми партнерами. Абстрагируясь от возможных оппортунистических тенденций, для осуществления импортозамещения необходимо увеличить количество рассматриваемых проектов, осуществлять отбор по признакам эффективности и увеличивать количество экономически эффективных инвестиций.

Как правило, технически сложные проекты подготавливают проектные организации. Предприятие как инвестор, осуществляя отбор проектов для финансирования, сталкивается с проблемой количества проектов и их окупаемостью. Функционирование данного механизма можно представить в форме схемы, построенной с использованием таблицы сопряжения (рис. 3). Стрелками, переходящими из квадранта в квадрант, показано движение от низкой инвестиционной активности к новой промышленной политике.

В результате работы первого механизма системы должно существенно возрасти количество рассматриваемых предынвестиционных предложений, из которых потребителю оборудования можно будет отобрать ряд экономически эффективных решений и, в последующем, перевести их на проектную стадию. Одновременно с этим механизм генерации потребностей в замене оборудования обеспечивает межотраслевые рабочие группы исходной информацией о возникшей потребности.

Второй механизм технико-экономического анализа включается после того, как механизмом генерации потребности в замещаемом оборудовании предложены экономически эффективные проекты и обозначен круг потенциальных участников. Он предназначен для нахождения позитивных экономически выгодных решений в реализации политики импортозамещения для каждого из потенциальных партнеров в формируемой экономической системе. Сформированные из профессионалов межотраслевые рабочие группы выполняют всесторонний технико-экономический анализ ситуации. Члены рабочей группы, представляющие интересы своих отраслей, способны донести информацию о целесообразности осуществления инвестиций до каждого руководителя создаваемого партнерства. Следует отметить, что действие второго механизма является функцией, исполнение которой, как правило, возлагается

Количество проектов

Много Мало

Осуществление Возрастающая инвестиционная

и о н собственных т участие в активность ограничивается

межотраслевых финансовыми возможностями

и ^ инвестиционных предприятия. Необходимо

а д Высокая проектах с привлечением увеличивать количество

Л заемных источников. экономически эффективных

О о Результативное проектов и участие в

я и осуществление политики межотраслевых проектах.

к н и ^ тмпораозамещентя. 4 7 3

Возможно 1 Низкая тнвееатЕТонная

нерациональное активность предприятий.

§ использование Необходимо увеличить

и о м г я о инвестиционных количество раеемаартваемых

Низкая ресурсов. Необходим поиск экономически проектов. Возможна иждивенческая позиция,

я о эффективных проектов. оартЕааельно влияющая на

и т Возможно снижение инвестиционной активности. тмпораозамещенте.

Рисунок 3. ¡Механизм генерации потребностей в з амене оборудования Источник: составлено автором

на проектную организацию, ко нструкторское бюро или другой институт,способный выполнять технико-экономический анализ и предложения, бизнес-планы и другие виды инженерно-экономических расчетов, позволяющих адекватно оценивать предлагаемые решение и альтернативы.

Связующая роль механтз ма технико-экон омвческого анализа в экономической системе импортозамещения проявляется как по отношению к механизму генерации потребности в замене оборудования, так и к механизму экономической заинтересованное™ парннеров. Вспомогательными звеньями механизма текнико-экономиче-ского анализа являются промежуточные этапы согласования и доработки предложений с потенциальными участниками. Важность промежуточных этапов заключается в запуске механизма экономической заинтересованности партнеров. Первой особенностью механизма технико-экономического анализа является его первоначальная зависимость от возникновения потребностей в отечественном оборудовании и отсутствие возможности повлиять на процесс генерации. Вторая особенность выражается в активном влиянии технико-экономического анализа на ситуацию, способность находить взаимоприемлемые решения для участников.

Третий механизм экономической заинтересованности партнеров начинает функционировать после достижения согласованных параметров взаимодействия между поставщиками, потребителями и инвесторами. Результатом действия этого механизма является измененная инвестиционная политика, реализуемая во взаимовыгодных

партнерских отношениях. Каждый из экономически заинтересованных участников системы выполняет согласованный план мероприятий по достижению целей промышленной политики России.

Заключение

Достигнутые цели и решенные в процессе исследования задачи позволяют дополнить процессы управления импортозамещением системным инструментарием, скрепляющим партнерские отношения и преобразующим намерения в инвестиционную политику перехода предприятий на отечественное оборудование. Механизм технико-экономического анализа играет связующую роль в достижении инвестиционной привлекательности комплексных совместных межотраслевых мероприятий, а открытый информационный обмен между заинтересованными производителями, потребителями и инвесторами в рабочих группах и секциях позволит синтезировать новые возможности их эффективного сотрудничества. Если отказ от импортного оборудования за счет принципиально новых технико-технологических решений не возможен, то актуальные вопросы замещения импортного оборудования отечественным могут быть решены посредством налаживания отношений в системе межотраслевого взаимодействия.

Практические формы воплощения предложенной системы межотраслевого взаимодействия зависят от субъектов бизнеса и их нацеленности исключительно на решение задачи импортозамещения по каждому конкретному виду или группе оборудования. Для обеспечения системной устойчивости необходимо следовать определенным правилам созидательного партнерства.

Надотраслевая структура, являясь инициатором создания рабочих групп или секций по импортозамещению, обеспечивает представительство в рабочих группах от потребителей и производителей оборудования, а также от потенциальных инвесторов.

Состав рабочих групп или секций по видам оборудования формируется из профессиональных технологов соответствующей отрасли, проектировщиков, конструкторов, финансистов.

Рабочая группа функционирует в жестко заданном временном интервале, по окончании которого предоставляются конкретные экономически эффективные решения по импортозамещению.

Работа каждой секции обеспечивается модератором, организующим «мозговые штурмы» по обсуждаемым проблемам. Цели модераторов заключаются в подготовке взаимоприемлемых предложений через постановку проблемных технических и экономических вопросов перед участниками обсуждения и управление процессом нахождения позитивных решений.

Техническое обеспечение работы секций обеспечивается специалистами в области технико-экономического анализа, выполняющими необходимые расчеты по предлагаемым секцией вариантам.

В рабочей группе осуществляется открытый информационный обмен между заинтересованными производителями, потребителями и инвесторами для генерирования идей в области новых технологий, инновационных решений и экономической выгоды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Входящие в состав рабочих групп или секций специалисты предлагают способы решения технологических, конструктивных, экономических проблем для обеспечения взаимной заинтересованности партнеров, включающих представителей пользователей оборудования, заводов-изготовителей соответствующих отраслей промышленности и потенциальных инвесторов.

Предложения и результаты расчетов докладываются на соответствующей секции. Членами секции выносится решение по приемлемым вариантам развития о целесообразности их осуществления. При необходимости доклады заслушиваются в нескольких секциях.

Окончательные предложения рабочих групп оформляются в удобной для принятия отраслевых решений форме (бизнес-план; технико-технологические, технико-коммерческие, маркетинговые и иные инвестиционные предложения).

Членами секции рекомендуется результаты расчетов по приемлемым вариантам развития донести до каждой из заинтересованных сторон в отрасли через соответствующие органы управления или исполнительной власти предприятий.

Организации, заинтересованные в реализации предложенных вариантов развития, вырабатывают инструменты межотраслевого взаимодействия и координируют деятельность подчиненных им предприятий в отрасли с учетом принятых решений.

Координация деятельности подчиненных внутриотраслевых структур заключается в подготовке целевых заданий на научные, конструкторские, технологические и другие необходимые разработки, выполняемые с учетом межотраслевых договоренностей и синхронизации сроков исполнения.

ИСТОЧНИКИ:

1. Баранов В.В., Баранова И.В., Зайцев А.В., Карпова В.Б. Модернизация производства

на основе создания и интеграции системы инноваций в стратегию развития высокотехнологичного предприятия // Вопросы инновационной экономики. - 2015. - Т. 5. - № 3. - C. 95-126. - doi: 10.18334/inec.5.3.589.

2. Богачев Ю.С., Октябрьский А.М., Попадюк Т.Г., Васильева Л.В. Институциональные

механизмы поддержки инновационной экономики в России // Вестник Финансового университета. - 2016. - № 1. - C. 24-32.

3. Васильева Л.В. О совершенствовании системы показателей, характеризующих им-

портозамещение в России // Инновационное развитие российской экономики: Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. -Москва, 2016. - C. 228-231.

4. Гнидченко А.А. Импортозамещение в российской промышленности: текущая си-

туация и перспективы // Журнал новой экономической ассоциации. - 2016. - № 4. - C. 154-161.

5. Губанов С.С. Неоиндустриальная модель развития и ее системный алгоритм //

Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - № 3.

- C. 23-44.

6. Загашвили В.С. Зарубежный опыт импортозамещения и возможные выводы для

России // Вопросы экономики. - 2016. - № 8. - C. 137-148.

7. Кадочников П.А. Анализ импортозамещения в России после кризиса 1998 года:

Монография. - М.: ИЭПП, 2006. - 148 с.

8. Лаврикова Ю.Г., Аверина Л.М. Стратегические основы реализации потенциала импортощамещения на примере железнодорожного машиностроения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2015. - № 3.

- C. 85-99.

9. Ряховская А.Н., Ряховский Д.И. Решение проблемы импортозамещения России в

условиях действия экономических санкций // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2014. - № 4. - C. 71-76.

10. Татаркин А., Андреева Е., Ратнер А. Инструменты импортозамещения: перспективы российских регионов // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 6.

- C. 45-53.

11. Фальцман В.К. Критические точки политики импортозамещения // Российское предпринимательство. - 2015. - Т. 16. - № 2. - C. 241-262. - doi: 10.18334/rp.16.2.73.

12. Хрящева Н.М. Новая стратегия неоколониализм [Электронный ресурс] // Knigi. link. - 1976. - URL: http://www.knigi.link/economicheskiy-ucheniy-istoriya/dilemma-svobodnaya-torgovlya-ili-8154.html (дата обращения: 02.02.2017).

13. Чиналиев В.У. Формирование и реализация политики импортозамещения в России: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - Москва, 2016. - 39 с.

14. Шахмалов Ф.И. Опыт импортозамещения продукции оборонной промышленности в зарубежных странах // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2010. - № 1-1. - C. 256-269.

REFERENCES:

Baranov V.V., Baranova I.V., Zaytsev A.V., Karpova V.B. (2015). Modernizatsiya proizvodstva na osnove sozdaniya i integratsii sistemy innovatsiy v strategiyu razvitiya vysokotekhnologichnogo predpriyatiya [Upgrading production through creation and integration of the innovation system in high-tech enterprise development strategy]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki, 5(3), 95-126. (in Russian). doi: 10.18334/inec.5.3.589.

Bogachev Yu.S., Oktyabrskiy A.M., Popadyuk T.G., Vasileva L.V. (2016). Institutsionalnye mekhanizmy podderzhki innovatsionnoy ekonomiki v Rossii [Institutional mechanisms of supporting of innovative economy in russia]. Vestnik Finansovogo universiteta, 1, 24-32. (in Russian).

Faltsman V.K. (2015). Kriticheskie tochki politiki importozamescheniya [Critical Points of Import Substitution Policy]. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 16(2), 241262. (in Russian). doi: 10.18334/rp.16.2.73.

Gnidchenko A.A. (2016). Importozameschenie v rossiyskoy promyshlennosti: tekuschaya situatsiya i perspektivy [Import Substitution in Russian Industry: Current Situation and Prospects]. Zhurnal novoy ekonomicheskoy assotsiatsii, 4, 154-161. (in Russian).

Gubanov S.S. (2014). Neoindustrialnaya model razvitiya i eyo sistemnyy algoritm [Neo-industrial development model and its system algorithm]. Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz, 3, 23-44. (in Russian).

Kadochnikov P.A. (2006). Analiz importozamescheniya v Rossii posle krizisa 1998 goda [Analysis of import substitution in Russia after the 1998 crisis]. Moscow: IEPP. (in Russian).

Lavrikova Yu.G., Averina L.M. (2015). Strategicheskie osnovy realizatsii potentsiala importoschamescheniya na primere zheleznodorozhnogo mashinostroeniya [Strategic Framework for Implementing the Potential of Import Substitution on the Example of Railway Engineering]. Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz, 3, 85-99. (in Russian).

Ryakhovskaya A.N., Ryakhovskiy D.I. (2014). Reshenie problemy importozamescheniya Rossii v usloviyakh deystviya ekonomicheskikh sanktsiy [Strategic Framework for Implementing the Potential of Import Substitution on the Example of Railway Engineering]. MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitie), 4, 71-76. (in Russian).

Shakhmalov F.I. (2010). Opyt importozamescheniya produktsii oboronnoy promyshlennosti v zarubezhnyh stranakh [Experience of import substitution of products of the defense industry in foreign countries]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki, 1-1, 256-269. (in Russian).

Tatarkin A., Andreeva E., Ratner A. (2015). Instrumenty importozamescheniya: perspektivy rossiyskikh regionov [Import Substitution Tools: Perspectives for Russian Regions]. Problemy teorii i praktiki upravleniya, 6, 45-53. (in Russian).

Vasileva L.V. (2016). O sovershenstvovanii sistemy pokazateley, kharakterizuyuschikh importozameschenie v Rossii [On the improvement of the system of indicators, characterizing import substitution in Russia]. In Innovative development of the Russian economy (P. 228-231). Moscow. (in Russian).

Zagashvili V.S. (2016). Zarubezhnyy opyt importozamescheniya i vozmozhnye vyvody dlya Rossii [Foreign experience of import substitution and possible conclusions for Russia]. Voprosy Ekonomiki, 8, 137-148. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.