Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАЗОБЩЕННОСТИ В КУРСАНТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ДИСКУС'

МЕХАНИЗМЫ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАЗОБЩЕННОСТИ В КУРСАНТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ДИСКУС Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
82
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РАЗОБЩЕННОСТИ / ВОЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ / ВОЕННО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / КУРСАНТЫ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА / КУРСАНТСТКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ / ВОЕННО-СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / MILITARY SOCIAL ORGANIZATION / SOCIAL COHESION / SOCIAL DISUNITY / MILITARY SOCIOLOGY / MILITARY SOCIAL PROFESSIONAL GROUPS / CADETS / IDENTIFICATION / INTERIORIZATION / SOCIAL DIAGNOSTICS / CADET COLLECTIVES / MILITARY SOCIAL MANAGEMENT / INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Евенко Сергей Леонидович, Бардаков Роман Игоревич

В статье обоснован современный социально-управленческий подход к пониманию сущности, содержания и специфики социальной разобщенности малых социальных групп обучающихся (курсантов) в военных образовательных организациях, а также механизмах ее профилактики, снижения и преодоления. Обоснована актуальность рассматриваемой проблемы и описана источниковая база, структурированная по предмету раскрытия проблем обеспечения социальной сплоченности, солидарности и социальных деструкций совместной деятельности в форме социальной дезорганизации, изолированности и разобщенности. Представлен авторский взгляд на перечень и группы механизмов профилактики социальной разобщенности курсантских коллективов, которые могут быть использованы субъектами военно-социального управления для обеспечения функциональности военно-социальных отношений. Приводятся признаки определения уровня социальной разобщенности. На основе данных авторского социологического исследования охарактеризованы пути повышения эффективности действия механизмов профилактики разобщенности и поддержки социальной солидарности в курсантских коллективах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Евенко Сергей Леонидович, Бардаков Роман Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF PREVENTION OF SOCIAL DISUNITY IN CADET COLLECTIVES OF MILITARY ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION: MANAGEMENT DISCUS

The article substantiates the modern socio-managerial approach to understanding the essence, content and specifics of social disunity of small social groups of students (cadets) in military educational organizations, as well as the mechanisms of its prevention, reduction and overcoming. The urgency of the problem and describes the source base structured by subject of disclosure, issues of social cohesion, solidarity and social destructions of joint activities in the form of social disruption, isolation and disconnectedness. The author's view on the list and groups of mechanisms for preventing social disunity of cadet collectives, which can be used by subjects of military-social management to ensure the functionality of military-social relations, is presented. The signs of determining the level of social disunity are given. Based on the data of the author's sociological research, the ways of increasing the effectiveness of mechanisms for preventing disunity and supporting social solidarity in cadet collectives are characterized.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАЗОБЩЕННОСТИ В КУРСАНТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ДИСКУС»

Механизмы профилактики социальной разобщенности в курсантских коллективах военных организаций высшего образования: управленческий дискус

Евенко Сергей Леонидович,

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии, ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ E-mail: slevenko@yandex.ru

Бардаков Роман Игоревич,

сотрудник, ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ E-mail: romabardakov@gmail.ru

В статье обоснован современный социально-управленческий подход к пониманию сущности, содержания и специфики социальной разобщенности малых социальных групп обучающихся (курсантов) в военных образовательных организациях, а также механизмах ее профилактики, снижения и преодоления. Обоснована актуальность рассматриваемой проблемы и описана источниковая база, структурированная по предмету раскрытия проблем обеспечения социальной сплоченности, солидарности и социальных деструкций совместной деятельности в форме социальной дезорганизации, изолированности и разобщенности. Представлен авторский взгляд на перечень и группы механизмов профилактики социальной разобщенности курсантских коллективов, которые могут быть использованы субъектами военно-социального управления для обеспечения функциональности военно-социальных отношений. Приводятся признаки определения уровня социальной разобщенности. На основе данных авторского социологического исследования охарактеризованы пути повышения эффективности действия механизмов профилактики разобщенности и поддержки социальной солидарности в курсантских коллективах.

Ключевые слова: военно-социальная организация, социальная сплоченность, социальная разобщенности, военная социология, военно-социальные профессиональные группы, курсанты, идентификация, интериоризация, социальная диагностика, курсантсткие коллективы, военно-социальное управление, институт высшего образования.

Введение (Introduction)

Современный этап военного строительства характеризуется повышенным вниманием субъектов реализации оборонного политики и обеспечения военной безопасности к социальным проблемам функционирования подразделений, частей, соединений и объединений, обеспечения сплочения и согласованных действий личного состава. Органы военного управления уделяют внимание выявлению дисфункциональных феноменов в воинских коллективах, детерминирующих отчуждение различны категорий, разобщение среди военнослужащих, что позволяет принять необходимые управленческие меры по их устранения.

В этой связи институт подготовки военных кадров в военных образовательных организациях, система обеспечения сплоченности курсантских коллективов, практика использования управленческими структурами механизмов преодоления разобщенности среди курсантов входит в число актуальных тем исследования в рамках военной социологии.

Литературный обзор (Literature review)

В военной социологии социальные проблемы организации образовательной деятельности и воспитания курсантов традиционно находятся в числе наиболее приоритетных.

В ряде работ социальные характеристики курсантов, как субъектов образовательного процесса, прямо рассматриваются в качестве предметно-объектной области военной социологии [5]. Существенную часть публикаций составляют источники, раскрывающие социальный статус курсантов, как субъектов образовательного процесса [2; 4; 6]. В научном обороте можно встретить публикации ученых и практиков, в которых отдельно раскрывались социально-психологические аспекты взаимодействия педагогов, должностных лиц военных образовательных организаций и курсантов [10]. Достаточно интересными для использования военно-социальном анализе можно признать публикации, связанные с семантическим наполнением понятия «курсант» [8].

В отечественной социологии и других науках гуманитарного цикла имеются научные наработки, связанные с феноменами «сплоченности» в малых и больших социальных группах [7; 9], в том числе и студенческих коллективах [1], а также возникновением и механизмам их разобщенности [3; 11], детерминации этих процессов.

сз о

о Л о

о сз о в

в u

CM

со

В целом в настоящее время имеются введенные в научный оборот результаты социально-психологических и педагогических исследований проблем разобщенности в социальных группах, а также выявления существенных социальных характеристик курсантов и курсантских коллективов, что позволяет перейти к комплексному раскрытию этих вопросов.

Теория и методы (Theory and methods)

В социологической науке достаточно широкое распространение получили концепции социальной солидарности, социальной сплоченности, социальной идентичности, которые описывают сущность и механизмы совместной деятельности людей, формирования социальных страт и создания социальных групп для совместной профессиональной деятельности.

Разобщенность, конфликтность, противостояние людей друг другу, социальным нормам и ценностям рассматривается в социологии преимущественно в концепциях социальных девиаций, аномии, социальной энтропии.

Под социальной разобщенностью понимается в общем виде автономность, изолированность, обособленность индивидуальных и групповых субъектов социальных отношений, находящихся в едином пространственном, темпоральном, либо функциональном континууме. Это понятие тесно связано с понятиями гомогенности и гетерогенности социальных групп, если рассматривать эти характеристики с точки зрения сходства и различия социальных характеристик относительно соблюдения институциональных норм, а также включенности в совместную деятельность.

Методы военно-социологического анализа механизмов социальной разобщенности курсантов военных образовательных организаций опираются на функциональном понимании разобщенности, как показателя разного понимания обучающимися условий совместной учебы, быта и институционального взаимодействия. В этом смысле разобщенность свидетельствует о дисфункцио-нальности социальных отношений в курсантских коллективах.

В целях описания заявленной проблематики под механизмами профилактики, снижения и преодоления социальной разобщенности понимается системное взаимодействие военно-социальных структур института военной службы и образовательной организации, ценностей и норм получения военного образования и военно-профессиональных компетенций, традиций и норм поведения, способов социального контроля с целью регулирования дисфункциональных практик обособления, изоляции курсантов и микрогрупп друг от друга в процессе обучения, социального взаимодействия в быту и свободное время путем социальной интеграции курсантов в сплоченные функционально ориентированные институциональные конкретно-социальные группы учебных

коллективов, взводов, курсов, факультетов и образовательных организаций.

Для использования в описании заявленной проблематики качественных и количественных характеристик социальной разобщенности курсантов и механизмов ее преодоления в сентябре-ноябре 2020 года было проведено военно-социологическое исследование «Курсантский коллектив» (научный руководитель - д.п.н., профессор Евенко С.Л.), в ходе которого было опрошено 95 экспертов, а также проведены процедуры повторного обращения к экспертам методом «Дель-фи», что позволило обеспечить уровень согласованности W=0,84.

Анализ результатов, Основные результаты (Results and discussion)

Механизмы профилактики, снижения и преодоления социальной разобщенности курсантов объединены в следующие группы: а) механизмы создания функциональной среды обучения, основанной на нормах сплоченности: процесс инсти-туционализации норм социальной сплоченности, как компонента образовательной среды; процесс военно-профессиональной социализации курсантов как участников институционального взаимодействия; б) механизмы поддержки институционально предписанной социальной активности курсантов: социально-профессиональная адаптация к нормам и традициям курсантского коллектива; интеграция в систему функционального социального взаимодействия; интериоризация норм, ценностей, правил и образцов поведения субъектов образовательной деятельности, основанной на лучших традициях российского воинства; в) механизмы военно-социального управления сплоченностью курсантских коллективов: реализация единых для всех регламентов организации военной повседневной жизни; социальный контроль поведения и учебной деятельности; регулирование отклонений от предписанных норм и правил.

Структура этих механизмов отражена в рисунке 1.

Формами проявления разобщенности курсантских коллективов являются:

- возникновение межличностных конфликтов, причины которых не носят глубокого характера, а основаны на неприятии членов курсантских коллективов;

- наличие устойчивых микрогрупп, которые носят демонстративно автономный изолированный характер;

- неблагоприятная морально-психологическая обстановка, напряженность и готовность к конфликтным формам взаимодействия;

- наличие «отверженных» членов курсантского коллектива;

- отсутствие (слабость) традиций поддержки, совместных действий, основанных на взаимном доверии;

- отторжение формальной структуры военно-социального управления, отрицание авторитета, статуса и роли младших коллективов и другие.

Привлечение обще

организации

Подготовка кадров

Рис. 1. Структура механизмов профилактики, снижения и преодоления социальной разобщенности курсантов (по материалам собственного исследования)

На основе экспертного мнения основными путями обеспечения эффективности механизмов профилактики, снижения и преодоления социальной разобщенности курсантских коллективов являются:

- расширение перечня групповых форм изучения учебного материала, основанных на взаимной ответственности и поддержки, что характеризуется тем, что на осуществление мероприятий на этом пути указали 71,3% экспертов;

- выделение в воспитательной работе отдельного направления по сплочению курсантских коллективов на основе лучших традиций российской армии на всем протяжении ее истории -62,4%;

- формирование у курсантов компетенций установления солидарных связей, формирования доверия и конструктивного разрешения межличностных конфликтов - 51,6%;

- подготовка офицеров учебных групп, курсов и факультетов, младших командиров к эффективному проведению мероприятий по сплочению курсантских коллективов - 52,7%;

- привлечение общественных организаций ветеранов, выпускников вузов к проведению воспитательной работы с курсантами с показом важности сплочения и пагубности разобщенности воинских коллективов - 25,1%;

- совершенствование социального контроля в форме проведения постоянного сбора информации о морально-психологической обстановке, конфликтов, социально-психологической напряженности, появления негативно настроенных микрогрупп со стороны командования вузов для принятия соответствующих мер организационно-управленческого характера -86,8%.

Эти данные отражены на рисунке 2.

Воспитательная работа по

Расширение практики групповых форм обучен

Рис. 2. Приоритетность путей обеспечения эффективности механизмов профилактики, снижения и преодоления социальной разобщенности курсантов (по материалам собственного исследования)

Полученные результаты, изложенные в статье, целесообразно использовать:

- в проведении методологических дискуссий ученых и практиков по вопросам военно-социального управления в военных образовательных организациях, более полного учета современных процессов формирования личности курсантов и влияния на социальную сплоченность курсантских коллективов;

- в развитии методических основ информационно-аналитической работы по вопросам описания явных и выявления латентных социально-психологических процессов в курсантских коллективах, определения кризисных сфер социальных коммуникаций, определения конкретных лиц, которые нуждаются в социально-психологической поддержке в условиях социальной разобщенности;

- в обучении военных кадров (офицеров и сержантского состава) позитивной практике сплочения курсантских коллективов, снижения и преодоления разобщенности отдельных групп;

- при формировании персонального состава курсантских подразделений, перевода курсантов в другие подразделения, выявления лидеров общественного мнения и формирования кадров младшего командного состава;

- совершенствования механизмов реагирования на социальное неблагополучие в курсантских коллективах в форме социальной разобщенности, привлечения к этой работе курсантского актива, ветеранов, психологов и медицинского персонала.

Заключение/Выводы (Conclusion)

Таким образом, современная военно-социальная практика управления в военных образовательных организациях включает использование разнообразных социально-психологических, организационных, педагогических, исследовательско-аналитических и иных механизмов выявления, профилактики и преодоления разобщенности курсантских коллективов, которые создают необходимую благоприятную образовательную и формирующую среду офицерских кадров, решения задач обеспечения благоприятного социально-психологического климата в военных вузах.

сз о

о Л о

о сз о в

86,8

о контроля

25.1

52,7

51,6

у кур

62.4

в u

см

CO

Литература

1. Абрамцова, А.А., Романовская, И.А. Патриотическое воспитание студенческой молодежи в «эпоху разобщенности» / В сборнике: Наука: прошлое, настоящее, будущее. Международная научно-практическая конференция. Ответственный редактор Сукиасян А.А., 2015. С.111-115.

2. Аксенова, Г.И., Аксенова, П.Ю. Курсант в образовательной среде: развитие субъектности / В сборнике: Педагогическое образование: вызовы XXI века. Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика В.А. Сластёнина. Под общей редакцией Н.И. Вьюновой; Воронежский государственный университет. 2016. С.116-118.

3. Веденеева, Г.И. О преодолении разобщенности компонентов духовно-нравственной сферы личности // Мир образования - образование в мире. 2015. № 2 (58). С. 174-181.

4. Гурьянчик, В.Н., Макеева, Т.В. Курсант как субъект учебной деятельности / В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. материалы всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. 2018. С.282-288.

5. Кузнецов, Н.И. Курсант военного института как объект социологического исследования / В сборнике: Дыльновские чтения. Материалы V международной научно-практической конференции. 2018. С. 35-39.

6. Логинов, И.Е. Курсант как субъект формирования позитивного имиджа офицера в процессе обучения в вузе / В сборнике: Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. материалы VIII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Российский университет дружбы народов; Научный редактор В.И. Каза-ренков. 2015. С. 776-778.

7. Макарова, М.Э. Проблемы групповой сплоченности коллектива / В сборнике: Актуальные проблемы гуманитарных наук. Труды XII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 2013. С. 257258.

8. Остякова, Г.А. Символические признаки концепта курсант / В сборнике: Лингвистика XXI века: традиции и инновации. сборник научных статей к 30-летнему юбилею Санкт-Петербургского Института иностранных языков. Сер. «Концептуальный и лингвальный миры» 2019. С. 101-106.

9. Романова, Е.А. Групповая сплоченность: аспекты теории и практики / В сборнике: Развитие теории и практики педагогики, педагогической и социальной психологии в условиях обновления системы образования. Сборник материа-

лов ежегодной международной конференции. 2013. С.146-152.

10. Соболева, А.В. Преподаватель и курсант: позитивный опыт учебного взаимодействия // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2007. № 2 (5). С. 190-195.

11. Шубкин, В.Н., Климов, И.А. Социальная разобщенность как феномен массового сознания // Россия реформирующаяся. 2004. № 4. С. 245261.

MECHANISMS OF PREVENTION OF SOCIAL DISUNITY IN CADET COLLECTIVES OF MILITARY ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION: MANAGEMENT DISCUS

Evenko S.L., Bardakov R.I.

Military University Ministry of defense of the Russian Federation

The article substantiates the modern socio-managerial approach to understanding the essence, content and specifics of social disunity of small social groups of students (cadets) in military educational organizations, as well as the mechanisms of its prevention, reduction and overcoming. The urgency of the problem and describes the source base structured by subject of disclosure, issues of social cohesion, solidarity and social destructions of joint activities in the form of social disruption, isolation and disconnectedness. The author's view on the list and groups of mechanisms for preventing social disunity of cadet collectives, which can be used by subjects of military-social management to ensure the functionality of military-social relations, is presented. The signs of determining the level of social disunity are given. Based on the data of the author's sociological research, the ways of increasing the effectiveness of mechanisms for preventing disunity and supporting social solidarity in cadet collectives are characterized.

Keywords: military social organization, social cohesion, social disunity, military sociology, military social professional groups, cadets, identification, interiorization, social diagnostics, cadet collectives, military social management, Institute of higher education.

References

1. Abramtsova, A. A., Romanovskaya, I.A. Patriotic education of student youth in the "era of disunity" / In the collection: Science: past, present, future. International Scientific and Practical Conference. Executive editor Sukiasyan A.A., 2015. pp. 111-115.

2. Aksenova, G. I., Aksenova, P. Yu. Cadet in the educational environment: development of subjectivity / In the collection: Pedagogical education: challenges of the XXI century. Materials of the VII International Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of Academician V.A. Slastenin. Under the general editorship of N.I. Vyunova; Voronezh State University. 2016. pp. 116-118.

3. Vedeneeva, G.I. On overcoming the disunity of components of the spiritual and moral sphere of the individual // World of education - education in the world. 2015. No. 2 (58). pp. 174-181.

4. Guryanchik, V. N., Makeeva, T.V. Cadet as a subject of educational activity / In the collection: Actual problems of modern education: experience and innovations. materials of the All-Russian scientific and practical conference with remote and international participation. 2018. pp. 282-288.

5. Kuznetsov, N.I. Cadet of the military Institute as an object of sociological research / The book Dylewskie reading. Materials of the V International Scientific and Practical Conference. 2018. S. 35-39.

6. Loginov, I.E. Cadet as a subject of forming a positive image of an officer in the process of studying at a university / In the collection: higher school: experience, problems, prospects. materials of the viii international scientific and practical conference: in 2 parts. Peoples ' Friendship University of Russia; Scientific editor V.I. Kazarenkov. 2015. pp. 776-778.

7. Makarova, M.E. Problems of group cohesion of the collective / In the collection: Actual problems of the humanities. Proceedings of the XII International Scientific and Practical Conference

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of Students, Postgraduates and Young Scientists. National research tomsk polytechnic University. 2013. pp. 257-258.

8. Ostyakova, G.A. Symbolic signs of the cadet concept / In the collection: Linguistics of the XXI century: traditions and innovations. collection of scientific articles for the 30th anniversary of the St. Petersburg Institute of Foreign Languages. Ser. "Conceptual and linguistic worlds" 2019. pp. 101-106.

9. Romanova, E.A. Group cohesion: aspects of theory and practice / In the collection: Development of the theory and practice of pedagogy, pedagogical and social psychology in the context

of updating the education system. Collection of materials of the annual international Conference. 2013. pp. 146-152.

10. soboleva, a.v. teacher and cadet: positive experience of educational interaction // Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2007. No. 2 (5). pp. 190195.

11. Shubkin, V. N., Klimov, I.A. Social disunity as a phenomenon of mass consciousness // Russia is reforming. 2004. No. 4. P. 245-261.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.