Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ПРЕВЕНТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ МИРА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

МЕХАНИЗМЫ ПРЕВЕНТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ МИРА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
349
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕВЕНТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ПРОГРАММА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЦЕНТР ПРЕВЕНТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ ДЛЯ ЦА / КОНФЛИКТЫ / КУЛЬТУРА МИРА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Зарипова З.А.

Статья посвящена анализу механизмов превентивной дипломатии в регионе Центральная Азия на современном этапе. Исследуются такие механизмы ООН как программа устойчивого развития, деятельность Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии, а так же усилия и взаимодействие государств региона в поиске компромиссных решений по проблемам безопасности и развитие культуры мира в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ПРЕВЕНТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ МИРА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

12 East European Scientific Journal #3(67), 2021 2011 г. - Казань: Казан. ун-т, 2011.

4. Калюга А.А. Информационная политика в странах СНГ / Наука о человеке: гуманитарные исследования. Омская гуманитарная Академия. №4, 2016. - С. 91-92. DOI 10.17238/issn1998-5320.2016.26.91

5. Концепция формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств. Утверждено решением СГП СНГ о Концепции формирования информационного пространства СНГ от 18 октября 1996 г. https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&doc umentId

6. Национальная стратегия по развитию информационного общества в Азербайджанской Республике на 2014-2020 годы. - Режим доступа: 1news.az/chronicle/2014

7. Поддубская Т.А. Проблемы формирования единого информационного пространства в странах СНГ / «Грамота» журнал, №8, (50) 2015.

8. Современная журналистика в Узбекистане. - Режим доступа: joumalisten. ru/sovremennaya zhurnalistika-v-uzbekistane

9. Сурма И.В. Единое информационное пространство СНГ: 20 лет спустя // Вопросы безопасности. №5, 2015. - С. 41 - 58. DOI: 10.7256/2409-7543.2015.5.17473

URL :https ://nbpublish.com/library_read_article.php?i d=17473

10. Хамдамов Ю. Журналистика независимого Узбекистана / Вестник КазНУ. №1, 2012. - С. 25-29. URL: https://articlekz.com/article/8683

Зарипова З.А.

к.п.н., преподаватель кафедры «Истории, культуры, политики и экономики Японии» Ташкентского государственного университета востоковедения,

Узбекистан.

МЕХАНИЗМЫ ПРЕВЕНТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ МИРА

В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Аннотация. Статья посвящена анализу механизмов превентивной дипломатии в регионе Центральная Азия на современном этапе. Исследуются такие механизмы ООН как программа устойчивого развития, деятельность Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии, а так же усилия и взаимодействие государств региона в поиске компромиссных решений по проблемам безопасности и развитие культуры мира в регионе.

Ключевые слова: превентивная дипломатия, программа устойчивого развития, Центр превентивной дипломатии для ЦА, конфликты, культура мира

Превентивная дипломатия-это

дипломатические действия, направленные на предотвращение возникновения разногласий между сторонами, перерастания существующих разногласий в конфликт, а также ограничение распространения уже существующих

конфликтов23. Известно, что термин впервые использовал Генсек ООН Даг Хаммершельд в 1960 г., который обозначил им усилия организации по локализации споров и войн, способных усугубить конфронтацию между двумя

противоборствующими сторонами. Впоследствии термин развивал Генсек Бутрос Гали в своей «Повестке дня для мира» в 1992 г., где развивал определение превентивной дипломатии как «действий, направленных на предотвращение возникновения споров между сторонами на разных уровнях и стадиях конфликта от момента возникновения условий, имеющих конфликтный потенциал, до момента собственно конфликтной

24

ситуации, эскалации24.

Цель превентивной дипломатии ООН -устранить возможность потенциальных конфликтов, в том числе проводя работу с причинами политического, социально-

экономического, психологического характера, стимулирующих конфликт. Для этого разрабатываются долгосрочные программы борьбы с бедностью и отсталостью, коррупцией, политической нестабильностью, а также программы по решению экологических проблем, устранению межэтнических и

межконфессиональных противоречий.

Одновременно проводится мониторинг ситуаций в различных регионах мира для обнаружения резкого возрастания напряженности или перехода конфликта на более опасные стадии развития.

По мнению экспертов, на постсоветском пространстве основным регионом, где реализуется политика ООН по превентивной дипломатии является Центральная Азия (Казахстан,

23 Хрестоматия по превентивной дипломатии. 24 Повестка дня для мира.

Академия Превентивной дипломатии ЦПДЦА https://undocs.org/ru/A747/277 https://unrcca.unmissions.org/sites/default/files/hresto matiya_po_prvenetivnoy_diplomatii.pdf

ив

ЕШЯИ

Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан).

Учитывая геополитические,

геоэкономические, цивилизационно- исторические характеристики региона государства

координируют усилия по безопасности и сотрудничеству в регионе именно с этой глобальной организацией. Так одним из важных шагов в режиме установления безопасности было объявление ЦА Зоной, свободной от ядерного оружия. Так 8 сентября 2006г. пять государств; Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан,

Туркменистан и Узбекистан в Семипалатинске подписали Договор о создании в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия. 6 мая 2014г. в штаб-квартире ООН представители «ядерной пятёрки» США, Великобритания, Франция, Китай, РФ подписали «Протокол о гарантиях безопасности к договору о ЗСЯО в ЦА». Таким образом, ЦА стала

" 25

пятым регионом в мире, имеющим такой статус25.

Государства региона также координируют свои программы развития с предложениями ООН, заложенными в «Программе устойчивого развития» на глобальном уровне целями, которых государства региона также стремятся достичь до 2030г26.

Согласно докладу ООН о выполнении целей программы по устойчивому развитию в условиях пандемии Covid -19 за 2020 год. из 166 стран, включенных в исследование, Кыргызстан занимает -52 место, Казахстан -65, Узбекистан- 66, Таджикикистан-78, Туркменистан- 114 место. По данному показателю в мире лидируют Швеция, Дания, Финляндия27.

Сокращение бедности и устранение неравенства, как внутри стран, так и между ними, остаются основными целями ООН28.

ООН ежегодно публикует Доклад о человеческом развитии29. Так в Докладе о человеческом развитии 2020г. указывается на

25 Событием, которое предвосхитило новые достижения в региональном контроле над вооружениями, явилось подписание в 1967г. Договора о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне (Договор Тлателелко), впервые создавшего зону, свободную от ядерного оружия в населенном регионе мира, Безъядерная зона также создана в южной части Тихого Океана (Договор Раротонга, 1985), в Юго- Восточной Азии (Бангкокский договор, 1995г.) и в Африке (Пелинбадский Договор, 1996г.) С помощью этих договоров вся населенная часть Южного полушария имеет статус зоны, свободной от ядерного оружия.

26 Программа Устойчивого развития предусматривает 17 целей:

1.Повсеместная ликвидация нищеты во всех её формах

2.Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства

З.Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте

4.Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех

5.Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек 6.Обеспечение наличия и рациональное использование водных ресурсов и санитарии для всех

7.Обеспечение доступа к недорогостоящим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех 8.Содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех

9.Создание прочной инфраструктуры, содействие обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций

10.Снижение уровня неравенства внутри стран и между ними

11.Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населенных пунктов

12.Обеспечение рациональных моделей потребления и производства

13.Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями

14.Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития

15.Защита, восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное управление лесами, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биологического разнообразия

16.Содействие построению миролюбивых и открытых обществ в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях

17.Укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития

27 Sustainable development report 2020. The sustainable development goals and Covid -19. Cambridge University Press. https://s3.amazonaws.com/sustainabledevelopment.re port/2020/2020_sustainable_development_report.pdf

28 www. uneca. Org, www.unece.org, www.eclac.org, www.unescap.org

29 Индекс человеческого развития (ИЧР) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для меж странового сравнения и

14 East European Scientific Journal #3(67), 2021 место, которые занимают страны региона по Индексу Человеческого Развития из 187 государств в соответствии в программой устойчивого развития. Казахстан- 51 место (выше предыдущего показателя на 1 позицию), Узбекистан-108 (ниже предыдущего уровня на 3 позиции), Туркменистан-108 (нет данных), Кыргызстан-122 (нет данных) Таджикистан-125 (повысил показатели на 2 позиции)30.

Во всех государствах региона работают офисы Программы Развития ООН (ПРОООН), которые представляет политические рекомендации и помогает в создании институционального потенциала, генерирующего экономический рост. Региональные программы ПРООН строятся на основе опыта национальных кадров и осуществляются в основном местными организациями.

Для целей ослабления напряженности в 2007г. в регионе была создана международная структура — Региональный центр ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии (далее в тексте статьи РЦПДЦА), с офисом в Ашхабаде (Туркменистан). Эта страна выступила с инициативой создания такой структуры в 2004г. Созданию центра предшествовали несколько лет, в течение которых проходили консультации между Организацией Объединенных Наций и правительствами стран Центральной Азии. Определяющим фактором в этом процессе стал, по мнению пяти стран Центральной Азии, положительный имидж ООН как беспристрастного органа, способного создать благоприятные условия для переговоров и достижения соглашений, учитывающих интересы всех государств региона. СБ ООН учредил РЦПДЦА резолюцией S/2007/280

от 16 мая 2007г. на основании письма, Генсека ООН Пан Ги Муна (7 мая 2007) на имя Председателя СБ, а также по просьбе 5 центральноазиатских государств 31,32.

В ходе подготовки мандата новой структуры эксперты ООН провели анализ различных аспектов политической ситуации в Центральной Азии.

Анализ и последующие консультации с правительствами государств региона позволили определить три групп приоритетных направлений в деятельности РЦПДЦА;

К первой группе были отнесены трансграничные угрозы — терроризм, незаконный оборот наркотиков и организованная преступность.

Вторую группу составили проблемы, связанные с ухудшением экологической обстановки и совместным использованием водных и энергетических ресурсов.

В третью группу была выделена сохраняющаяся нестабильность в Афганистане, остающаяся серьезным источником угрозы безопасности Центральной Азии33,34.

Работа центра предусматривает как направление официальной дипломатии высокого уровня, так и средства публичной дипломатии. Именно такой подход можно считать оптимальным, так как он учитывает и общий цивилизационно- культурный код в развитии государств региона и востребованность решения общих проблем безопасности путем многоканального диалога, который и заложит прочные основы мира в регионе. Превентивная дипломатия, таким образом, помогает развивать культуру мира. Так, руководители центра проводят частые консультации с главами государств ЦА, проводятся встречи на уровне министерств,

измерения уровня

жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс был разработан в 1990 году группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом уль-Хаком; его концептуальная структура была создана благодаря работе Амартии Сена. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в

ежегодных отчётах о развитии человеческого потенциала с 1990 года.

30 HUMAN DEVELOPMENT REPORT 2020. The next frontier. Human development and the Anthropogenic.

http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr2020.pdf

31 Малышев Д. Превентивная дипломатия ООН в ЦА. https://cyberleninka.ru/article/n/preventivnaya-diplomatiya-oon-v-tsentralnoy-azii/viewer

32 Первым главой РЦПДЦА был назначен

спецпредставитель Генерального Секретаря ООН

Мирослав Йенча (Словакия)

https://unrcca.unmissions.org/sites/default/files/progra mme_of_action_2009-2011_ru.pdf 34 Центр принимает программу действий на 3 года. Актуальной на сегодня является Программа действий на 2020-2025 годы

https://unrcca.unmissions.org/sites/default/files/progra mma_deystviy_rcpdca_na_2021 -2025_gg_.pdf Основные приоритеты программы действий РЦПДЦА на 2021-2025 гг. сосредоточены на пяти ключевых приоритетных направлениях, определённых в мандате Центра, такие как: (I) продвижение превентивной дипломатии в отношениях между правительствами стран Центральной Азии; (II) мониторинг и раннее оповещение с целью предотвращения конфликтов; (III) создание партнёрских отношений для предотвращения конфликтов, в том числе с региональными и суб-региональными

организациями; (IV) укрепление превентивной деятельности ООН в регионе; (V) поощрение сотрудничества и взаимодействия между странами Центральной Азии и Афганистаном в тесном контакте с Миссией ООН по содействию Афганистану (МООНСА).

33

ив

ялзв

конференции экспертов и семинары на уровне институтов гражданского общества. Деятельность центра так же предусматривает организацию тренингов и семинаров, поддерживается связь с дипломатическими академиями и институтами как внутри, так и вне региона, создаётся возможность для обучения и обмена опытом между молодым поколением Центральной Азии, заинтересованным в изучении основ дипломатии предотвращения конфликтов, налаживаются связи между «мозговыми центрами» внутри региона для совершенствования системы анализа и оценки уязвимости и выработки механизмов сотрудничества35.

Проведенный ивент анализ мероприятий, организованных РЦПДЦА, показывает, что идет работа по выстраиванию диалога, в том числе и по наиболее уязвимым аспектам взаимодействия; в сфере управления водно- энергетическими ресурсами, подходами к решению экологических проблем, межэтнических отношений, пограничных споров. Именно этот продуманный многосторонний диалог поможет в решении трудных проблем. Согласно теории трансформации длительный анализ и обсуждение проблем может привести не только к высокому уровню инновации, но также к удовлетворению сторон участников диалога тем решением, к которому они пришли36,37. Такая трансформация по сути уже происходит и на высшем уровне, так 15-16 марта 2018г. лидеры пяти центральноазиатских государств -Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана -впервые за почти десять лет провели саммит в столице Казахстана Астане. Узбекистан является инициатором принятия резолюции ООН «Укрепление регионального международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе» от 22 июня 2018г. Лидеры стран договорились о поиске взаимопонимания по вопросу о совместном пользовании водными ресурсами, развитии региональной торговли, а также о проведении ежегодных центральноазиатских саммитов, что должно стимулировать поиск компромиссных решений.

В организации превентивных мер нуждаются вопросы межэтнических отношений, известны случаи столкновения представителей этнических групп в приграничных территориях. Приведём примеры недавних инцидентов.

1 июня 2020г. произошёл инцидент на узбекско-кыргызской границе. Изучение причин инцидента официальными лицами обеих сторон показало, что в результате спора, возникшего в ходе совместной очистки оттоков воды (арыков) родника «Чашма» произошёл конфликт между отдельными гражданами двух стран.... В результате переговоров руководителей приграничных областей двух стран ситуация была взята под полный контроль. Стороны договорились впредь не проводить очистительные работы без предварительного согласования. Необходимо отметить, что родник «Чашма» обеспечивает питьевой и поливной водой как жителей Республики Узбекистан, так и Кыргызской Республики. С учётом взаимных интересов имеется взаимная договоренность о совместном использовании родника «Чашма»38.

Стороны обсудили социально- экономические проблемы приграничных территорий. Главы правительств договорились в ближайшее время провести заседание Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству и Совет хокимов приграничных областей Республики Узбекистан и полномочных представителей правительства Кыргызской Республики в приграничных областях. Руководители делегаций двух стран также провели совместную встречу с местным населением39. Нужно отметить, что диалог по спорным участкам границ между Узбекистаном и Кыргызстаном значительно продвинулся. К 2021г. стороны согласовали 85% границ, и работа продолжается. Продвижение культуры мира происходит и сегодня, так Узбекистан и Кыргызстан планируют решить вопрос делимитации оставшихся участков границы в течение трёх месяцев. Об этом заявил президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 11 марта 2021г. по итогам переговоров с президентом Кыргызстана Садыром Жапаровым40. Нужно отдельно отметить факт, что стороны намерены постоянно консультироваться с местным населением и подключают к решению проблемы власти на местах, хокимов приграничных территорий.

Еще пример, 8 июня 2020 года отмечались столкновения на кыргызско- таджикской границе, 70% границы уже в течение почти тридцати лет остаются несогласованными. Протяженность таджикско-кыргызской границы составляет 976 километров, из которых делимитированы и демаркированы только 504 километра. Считается,

35 Создан интернет сайт https://unrcca.unmissions.org/ru в котором отражается основной контент деятельности центра.

36 Some Guidelines for Developing a Creative Approach to Conflict в книге Peter T. Coleman, Morton Deutsch The Handbook of Conflict Resolution Theory and Practice Second Edition Copyright © 2006.

37 Проблематика трансформации конфликтов в

центре внимания исследований ДжБерковича,

ДжБертона, И.Галтунга, Р.Вейрейна, Ж.Лидерака и др

38 Пресс-релиз МИД об инциденте на участке «Чашма» узбекско-кыргызской границы https://yuz.uz/ru/news

39 Пресс-релиз МИД об инциденте на участке «Чашма» узбекско-кыргызской границы https://yuz.uz/ru/news

40 https://www.gazeta.uz/ru/2021/03/1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 East European Scientific Journal #3(67), 2021 что конфликт произошел из-за претензий крестьян приграничных территорий на землю. В результате конфликта есть пострадавшие как с той, так и с другой стороны41. Несмотря на переговоры на высшем уровне и готовность двух стран решить проблемы на границе и приостановить конфликты, инциденты, нередко с применением огнестрельного оружия и участием военных, продолжаются42. Анализ показывает, что часто столкновения происходят из-за социально-экономических причин43. Именно эти страны Кыргызстан и Таджикистан должны сделать следующий шаг к развитию регионального сотрудничества. Настало время, когда приграничные территории должны

рассматриваться не как источник опасностей и риска, напротив, как возможность для развития. «Границы в современном мире перестают рассматриваться как барьеры, что превратило приграничье в контактную зону, в которой активно взаимодействуют нации и народы, их культуры и

44

экономики»44.

Развитию культуры мира будет способствовать также открытие 10 февраля 2021г. в Ферганском государственном университете Центра дружбы, межнационального согласия и толерантности, в рамках проводимого в Узбекистане стране общенационального фестиваля гражданских активистов 45. Проект нацелен на повышение осведомленности население региона о причинах межэтнических конфликтов, создание возможностей для местных институтов гражданского общества, в частности, молодежных инициатив, стать участниками трансграничного диалога, направленного на содействие взаимопониманию и углублению отношений между людьми, а также наращивание потенциала местного гражданского общества в приграничных районах трех стран. Центр создаст платформу для обмена мнениями и идеями между молодыми

41 20.06.2020 Почему в Центральной Азии «наши» стреляют друг в друга. Ирина Джорбенадзе ttps://www.rosbalt.ru/world/2020/06/08/1847693.html

42

https ://24 87823_tadjikistan_neschitaet_vor

uh_raspolojennyiy_vbatkenskoy_oblasti_anklavom7

43 За последние 10 лет на границах Кыргызстана и Таджикистана произошли более 150 конфликтов с пострадавшими и жертвами с двух сторон, и каждый год не обходится без стычек на пограничных территориях. Н.Авазбеков Кыргызско-таджикские пограничные споры: причины и пути решения https ://cabar. asia/ru/kyrgyzsko -tadzhikskie-pogranichnye-spory-prichiny-i-puti-resheniya

44Хрестоматия по превентивной дипломатии Академии превентивной дипломатии ЦПДЦА https://unrcca.unmissions.org/sites/default/files/hresto matiya_po_prvenetivnoy_diplomatii.pdf

45 Центр создан по проекту «Трансграничный

многосторонний диалог во имя толерантности и

ии

людьми. Центры толерантности планируется

46

открыть в трех вузах приграничных регионов46.

Большинство экспертов отмечают, что возможности диалога стали более результативными после изменения региональной политики Узбекистана. Не является исключением очень важный вопрос о воде, по которому тоже идёт поиск компромиссов. Так заместитель министра иностранных дел Республики Узбекистан И. Неъматов отмечает, что «Сегодня благодаря открытой и конструктивной политике Узбекистана мы этот вопрос решили. Если мы долгое время препятствовали, можно сказать, строительству некоторых объектов в соседних странах, например, Рогунской гидроэлектростанции в Таджикистане или гидроэлектростанций Камбарата-1 и Камбарата-2 в Кыргызстане, сегодня этих проблем у нас нет. Благодаря добрососедской политике Узбекистана эти вопросы сняты. Мы даже выразили готовность участия в строительстве Рогунской ГЭС. Мы договорились, чтобы все объекты, которые будут строиться в Центральной Азии, учитывали интересы и соседних стран. С Кыргызстаном тоже у нас имеются договоренности

по водопользованию......К примеру, Токтогульская

ГЭС — самая большая ГЭС в Кыргызстане. Она накапливает 19 млрд кубометров воды. Мы решаем все вопросы на основе взаимной выгоды и взаимного уважения.»47

Компромисс в том, что стороны намерены внедрить экономические механизмы

водопользования, чтобы у стран верховья были возможности и стимулы накапливать водные ресурсы для потребностей орошения стран низовья в вегетационный период. Так президент Кыргызстана С.Жапаров во время визита в Ташкент сказал: «В связи с наступлением маловодного цикла приточности вод в бассейн реки Нарын существуют риски по недостаточному накоплению водных ресурсов в Токтокульском водохранилище.

мира в Центральной Азии», финансируемому Европейским союзом. Он реализуется консорциумом под руководством Фонда имени Конрада Аденауэра совместно с национальными партнерами — Общенациональным движением «Юксалиш» (Узбекистан), Экологическим движением «БИОМ» (Кыргызстан), общественной организацией «Гендер и развитие» (Таджикистан). Ожидается, что по итогам будут созданы устойчивые форматы для эффективной борьбы со стереотипами и создания альтернативных нарративов для поощрения терпимости и взаимопонимания. https://yumh.uz/ru/news_detail/289

46 https://yumh.uz/ru/news

47 Интервью И.Неъматова «Главной причиной разногласий в Центральной Азии было отсутствие компромисса»

https://www.gazeta.uz/ru/2020/07/14/central-asia/

ив

ялзв

В целях накопления воды первостепенной важностью для Кыргызстана на данном этапе является осуществление импорта электроэнергии. Надеюсь, что договоренности между нашими энергетиками обеспечат бесперебойную работу Токтогульского водохранилища и пропуск воды в Узбекистан в вегетационный период»48.

Приведённые выше примеры доказывают, что совместные усилия превентивных программ ООН и политические решения лидеров региона могут производить реальный результат. Нужно отметить, что эти меры должны быть своевременными и согласованными и работать на опережение, как известно, многие проблемы не решались годами, из-за несогласованности интересов государств региона.

На период 2020-2025г.г. РЦПДЦА определяет новые возможности для поддержки усилий по предотвращению конфликтов таким как управление природными ресурсами и изменение климата, борьба с терроризмом и региональный диалог между правительствами и молодежью, поддержка женщин49. Решение этих задач требует проактивной политики, так как позволит региону вовремя выполнить основные задачи программы устойчивого развития. В 2019 году РЦПДЦА ООН запустил инициативу «Академия превентивной дипломатии РЦПДЦА» для молодежи Центральной Азии и Афганистана, чтобы помочь раскрыть огромный потенциал молодых людей в поддержании мира и безопасности и в продвижении повестки дня «Молодежь, мир и безопасность» в регионе50.

Развитие культуры мира51, предполагающей развитие образования в области мира, развитие экономики, уважение прав человека, равенство между мужчинами и женщинами, развитие демократии участия, толерантность, разоружение и свободный обмен информацией, поощрением мирного урегулирования конфликтов, взаимного уважения, понимания и международного сотрудничества. Этот подход будет основой для будущего, так как предполагает воспитание молодёжи, образовательной системы и программ, которые станут фундаментом мира.

Таким образом, превентивная дипломатия должна иметь долгосрочный эффект, ее успех зависит от распознавания факторов риска и неопределенности в будущем, и если политика будет успешной, реальность рисков развития конфликтов снизится. Именно потребность действовать против факторов неопределенности делает превентивную дипломатию уникальной. Она остается значимой из-за транснационального характера современных угроз и зависит от эффективного партнёрства стран региона. Развитие эффективных механизмов превентивной дипломатии зависит прежде всего от усилий самих сторон и их открытости к сотрудничеству и поиску компромиссов.

Литература:

1. Интервью И.Неъматова «Главной причиной разногласий в Центральной Азии было отсутствие компромисса»

https://www.gazeta.uz/ru/2020/07/14/central-asia/.

2. Малышев Д. Превентивная дипломатия ООН в ЦА. https://cyberleninka.ru/article/n/preventivnaya-diplomatiya-oon-v-tsentralnoy-azii/viewer.

3. Первым главой РЦПДЦА был назначен спецпредставитель Генерального Секретаря ООН Мирослав Йенча (Словакия).

4. Пресс-релиз МИД об инциденте на участке «Чашма» узбекско-кыргызской границы https://yuz.uz/ru/news.

5. Повестка дня для мира. https://undocs.org/ru/A/47/277

6. Хрестоматия по превентивной дипломатии Академии превентивной дипломатии ЦПДЦА https://unrcca.unmissions.org/sites/default/files/hresto matiya_po_prvenetivnoy_diplomatii.pdf.

7. Some Guidelines for Developing a Creative Approach to Conflict в книге Peter T. Coleman, Morton Deutsch The Handbook of Conflict Resolution Theory and Practice Second Edition Copyright © 2006.

8. HUMAN DEVELOPMENT REPORT 2020. The next frontier. Human development and the Anthropogenic.

http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr2020.pdf.

48 https://www.gazeta.uz/ru/2021/03/11/uz-kg/

49

https://unrcca.unmissions.org/sites/default/files/progra mma_deystviy_rcpdca_na_2021 -2025_gg_.pdf

50 Хрестоматия по превентивной дипломатии

Академии превентивной дипломатии ЦПДЦА

https://unrcca.unmissions.org/sites/default/files/hresto matiya_po_prvenetivnoy_diplomatii.pdf 51 Декларация и программа действий в области культуры мира. Резолюция 53/243 ГА от 13.09.1999.

https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarati ons/culture_of_peace. shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.