Научная статья на тему 'Механизмы поддержки научно-технологического сотрудничества между странами БРИКС: многосторонние конкурсы и сетевая платформа для трансфера знаний и технологий'

Механизмы поддержки научно-технологического сотрудничества между странами БРИКС: многосторонние конкурсы и сетевая платформа для трансфера знаний и технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
455
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИННОВАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / БРИКС / СКООРДИНИРОВАННЫЕ КОНКУРСЫ / СЕТЕВАЯ ПЛАТФОРМА / ТРАНСФЕР ЗНАНИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ / ЮНИДО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балашова М. В., Бухаева Е. Е., Куклина И. Р., Лукша О. П., Яновский А. Э.

Развитие научно-технического сотрудничества государств участников БРИКС должно сопровождаться формированием эффективных и гибких механизмов и инструментов многостороннего взаимодействия. В статье представлен процесс создания таких механизмов, в том числе работа, проведенная в рамках года председательства России в БРИКС (2015-2016). Рассматривается рамочная программа БРИКС по научно-технологическому и инновационному сотрудничеству, подготовка к запуску первого скоординированного конкурса многосторонних проектов, а также пилотная версия сетевой платформы для трансфера знаний и технологий между странами БРИКС. Сформулированы рекомендации по дальнейшему развитию системы поддержки многостороннего научно-технического сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Балашова М. В., Бухаева Е. Е., Куклина И. Р., Лукша О. П., Яновский А. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Support mechanisms for scientific and technological cooperation between the BRICS countries: multilateral calls and networking platform for the transfer of knowledge and technology

The article overviews the work carried out within the framework of Russian BRICS Chairmanship in 2015-2016 aimed on the development of scientific, technological and innovative cooperation within BRICS. Particular attention is paid to the elaboration of the multilateral scientific and technological cooperation tools including the preparation for the launch of the First coordinated call for BRICS multilateral projects and the pilot version of the networking platform for the knowledge and technology transfer between the BRICS countries. The authors presented a set of recommendations on further development of support measures of multilateral scientific and technological cooperation.

Текст научной работы на тему «Механизмы поддержки научно-технологического сотрудничества между странами БРИКС: многосторонние конкурсы и сетевая платформа для трансфера знаний и технологий»

Механизмы поддержки научно-технологического сотрудничества между странами БРИКС: многосторонние конкурсы и сетевая платформа

I ЧУ V/

для трансфера знании и технологии

М. В. Балашова,

зам. исполнительного директора по международному научно-технологическому сотрудничеству НП «Аналитический центр МНиОП» balashova@mniop.ru

E. E. Бухаева,

эксперт НП «Аналитический центр МНиОП»

bukhaeva@mniop.ru

И. Р. Куклина,

исполнительный директор НП «Аналитический центр МНиОП»

kuklina@mniop.ru

О. П. Лукша,

отарший консультант, председатель правления НП «Российская сеть трансфера технологий»

o.luksha@rttn.ru

А. Э. Яновский,

директор по проектам НП «Российская сеть трансфера технологий»

a.yanovsky@rttn.ru

Развитие научно-технического сотрудничества государств - участников БРИКС должно сопровождаться формированием эффективных и гибких механизмов и инструментов многостороннего взаимодействия. В статье представлен процесс создания таких механизмов, в том числе работа, проведенная в рамках года председательства России в БРИКС (2015-2016). Рассматривается рамочная программа БРИКС по научно-технологическому и инновационному сотрудничеству, подготовка к запуску первого скоординированного конкурса многосторонних проектов, а также пилотная версия сетевой платформы для трансфера знаний и технологий между странами БРИКС. Сформулированы рекомендации по дальнейшему развитию системы поддержки многостороннего научно-технического сотрудничества.

Ключевые слова: международная кооперация, научно-техническое и инновационное сотрудничество, БРИКС, скоординированные конкурсы, сетевая платформа, трансфер знаний и технологий, ЮНИДО.

1. Общая характеристика и организационные рамки научно-технического и инновационного сотрудничества стран БРИКС

Развитие научно-технического и инновационного сотрудничества стран - членов БРИКС должно сопровождаться формированием эффективных и гибких механизмов и инструментов многостороннего взаимодействия. В последние годы членами межгосударственного объединения БРИКС были запущены долгосроч-

ные крупномасштабные инициативы, направленные на укрепление экономической и научно-технической кооперации в рамках объединения, призванные решить задачи технологической модернизации и инновационного развития государств - участников БРИКС. На данном этапе активно идет процесс разработки механизмов поддержки научно-технологического сотрудничества между странами БРИКС: разработка процедур многосторонних конкурсов совместных научно-технологических и инновационных проектов,

со

о с^

о

О!

<

со о

со о

о сч

<

со

о

создание и запуск сетевой платформы для трансфера знаний и технологий.

Закрепление на межгосударственном уровне конкретных действий, в том числе по ключевым вопросам науки и технологий для создания условий по преобразованию БРИКС в полноформатный механизм стратегического взаимодействия (в соответствии с положениями Дурбанской декларации лидеров государств БРИКС от 27 марта 2013 г. [4]), было обозначено как одна из основных задач России в период председательства в БРИКС. Согласно концепции участия Российской Федерации в БРИКС, одной из основных целей взаимодействия Российской Федерации с государствами - участниками БРИКС в области науки, технологии и инноваций является организационно-правовое, финансовое и кадровое обеспечение научно-технического и инновационного сотрудничества. Это включает в себя создание высокотехнологичных зон (научных парков) и инкубаторов, формирование общих технологических платформ, стимулирование совместного инвестирования в развитие высоких технологий, исследовательских и инновационных центров, таких как «Сколково» в России и аналогичные ему центры в других государствах - участниках БРИКС, а также расширение взаимодействия в области образования, подготовки научных кадров и реализации совместных исследовательских программ [5].

Российская Федерация имеет межправительственные соглашения о научно-техническом сотрудничестве со всеми государствами - участниками БРИКС, на регулярной основе проводятся заседания межправительственных комиссий по научно-техническому сотрудничеству, осуществляется мониторинг выполнения договоренностей. Основными нормативно-правовыми документами многосторонней кооперации в рамках межгосударственного объединения БРИКС до некоторых пор являлись Меморандум о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций [6] и Бразильская декларация [7] министров науки, технологий и инноваций стран БРИКС от 18 марта 2015 г. В октябре 2015 г. на встрече министров науки, технологий и инноваций в Москве они были дополнены Рабочим планом БРИКС по науке, технологиям и инновациям на 2015-2018 гг. и Московской декларацией министров науки, технологий и инноваций стран БРИКС.

В Меморандуме о сотрудничестве определены основные форматы многосторонней кооперации, в том числе указана необходимость стратегического взаимодействия по отобранным приоритетным направлениям. Помимо этого, в Бразильской декларации сказано о необходимости разработки Рабочего плана для системной и структурированной работы по решению задач, поставленных в Меморандуме: создание исполнительных и рабочих органов и механизмов их взаимодействия на разных уровнях, разработка механизмов конкурсной поддержки проектов, создание общего информационного пространства, учреждение центров общего пользования с целью обеспечения равного доступа ученых стран БРИКС к исследовательской инфраструктуре, обеспечение сетевого взаимодействия между научным, образовательным и ком-

мерческим секторами НИОКР. Российская сторона в период своего председательства в межгосударственном объединении в 2015 г. взяла на себя лидирующую и координирующую роль в разработке Рабочего плана, который в итоге был подписан на встрече министров науки, технологий и инноваций.

Рабочий план был разработан с учетом анализа предшествующих нормативно-правовых документов и утвержден подписанием Московской декларации. В Рабочем плане также закрепляется реализация научно-исследовательской и инновационной инициативы БРИКС (НИИ БРИКС), которая предполагает ряд конкретных шагов для организационно-правового, финансового и кадрового обеспечения сотрудничества по приоритетным направлениям. В частности, в качестве основного механизма кооперации в рамках инициативы БРИКС предусмотрено создание Рамочной программы БРИКС по научно-технологическому и инновационному сотрудничеству (Рамочная программа) и учреждение научно-исследовательской и инновационной сетевой платформы БРИКС (НИИП БРИКС). Реализация предложенных механизмов на данный момент начала осуществляться в соответствии с Планом действий на 2015-2016 гг., разработанным в рамках Рабочего плана. Данные аспекты сотрудничества соответствуют основным положениям Уфимской декларации, принятой по итогам VII саммита глав государств БРИКС (9 июля 2015 г., г. Уфа, Россия) [8] и Стратегии экономического партнерства стран БРИКС на период до 2020 г., согласно которой принципиальной задачей научно-технологического и инновационного сотрудничества в рамках БРИКС является использование результатов совместных научных исследований и достижений в области инноваций для решения общих социально-экономических проблем с помощью комплекса инвестиционных и финансовых инструментов [9].

2. Ключевые компоненты для координации научно-технического и инновационного сотрудничества БРИКС

В целях координации действий ведомств и организаций, определяющих и реализующих государственную политику в области международного научно-технологического сотрудничества в рамках БРИКС, и эффективной реализации НИИ БРИКС Министерство образования и науки Российской Федерации на национальном уровне утвердило создание Совета по научно-технологическому и инновационному сотрудничеству (Совет НТИ БРИКС). Для оперативной работы по решению всего комплекса поставленных задач по ключевым компонентам сотрудничества, определенным в соответствии с п. 8 Бразильской декларации, в рамках Совета было учреждено пять экспертных рабочих групп (ЭРГ):

• по выработке приоритетов в рамках БРИКС,

• по исследовательской инфраструктуре,

• по реализации многосторонней исследовательской

инициативы БРИКС и координации совместных

конкурсов,

• по инновационному сотрудничеству,

• по работе в рамках совместной научно-исследовательской и инновационной платформы.

Членами ЭРГ являются представители ключевых профильных министерств, ведомств и экспертных организаций. Рабочие группы осуществляют экспертную поддержку деятельности Совета, в том числе проведение оценки текущего состояния направлений сотрудничества, подготовку предложений по развитию кооперации, рекомендации по реализации программ и мероприятий.

Формат деятельности ЭРГ и координация их работы Советом продемонстрировали свою эффективность, представители ЭРГ приняли активное участие в разработке Рабочего плана и Московской декларации, оказали экспертную и организационную поддержку Минобрнауки России при подготовке и проведении мероприятий в рамках года председательства России в БРИКС. На последней встрече старших должностных лиц науки, технологий и инноваций стран БРИКС в Москве российская сторона продемонстрировала результаты деятельности Совета и, с учетом положительного опыта использования пяти-стороннего формата взаимодействия на национальном уровне, предложила рассмотреть возможность его интернационализации. По итогам обсуждений экспертов Рабочий план закрепил создание двух рабочих групп: рабочей группы по финансированию научно-технических и инновационных проектов стран БРИКС и рабочей группы по исследовательским инфраструктурам БРИКС.

Заседание рабочей группы по финансированию научно-технических и инновационных проектов стран БРИКС в формате пятерки состоялось в январе 2016 г. в Пекине. Представители стран - членов БРИКС обсудили запуск пилотного конкурса многосторонних скоординированных научно-исследовательских проектов, проектов в области коммерциализации технологий и инновационных проектов, согласовали проекты документов в рамках конкурса и предварительный график конкурсных процедур.

В 2016 г. планируется провести первое заседание рабочей группы по исследовательской инфраструктуре стран БРИКС. Возможности взаимодействия государств - участников БРИКС в области крупных исследовательских инфраструктур, включая проекты класса мегасайенс, обсуждались на круглом столе «Исследовательская инфраструктура стран БРИКС» в рамках встречи министров науки, технологий и инноваций 28 октября 2015 г. в Москве. Участники

дискуссии пришли к общему выводу, что в данном направлении требуется консолидация усилий и координация действий государств - участников БРИКС.

Согласованные действия стран БРИКС в области определения приоритетов сотрудничества позволят эффективно решить задачу по запуску скоординированного конкурса Рамочной программы. На основании данных о статистике публикаций в Web of Science за 2011 г., представленных ниже, можно составить общее представление о научных компетенциях стран БРИКС по направлениям исследований (табл. 1).

Подтверждая приоритетные направления сотрудничества согласно п. 3 Меморандума о сотрудничестве, Бразильская декларация закрепила за странами БРИКС следующие тематические приоритеты:

предупреждение и ликвидация природных катастроф (Бразилия);

водные ресурсы и борьба с загрязнением (Россия);

геопространственные технологии и их применение (Индия);

новая и возобновляемая энергетика, энергетическая эффективность (Китай); астрономия (ЮАР).

По итогам встречи министров науки, технологий и инноваций стран БРИКС в Москве согласованы 6 новых направлений сотрудничества, включая исследования в области материаловедения, нанотехнологий, информационных технологий и высокопроизводительных вычислений, океана и Арктики, фотоники и биомедицины. Закрепленные тематические приоритеты имеют междисциплинарный характер, направлены на решение глобальных вызовов современного мира. Однако в реальности возможности стран в полномасштабном решении всего спектра задач в выбранных приоритетных тематических направлениях остаются под вопросом и, вероятно, ограничены инфраструктурными и научными возможностями каждой из стран в отдельности.

Для решения поставленных задач, связанных с уточнением приоритетов сотрудничества БРИКС, по инициативе представителей соответствующей российской ЭРГ было предложено проведение совместного технологического и образовательного форсайта стран БРИКС. Прорабатывается алгоритм проведения рабочих семинаров/совещаний, краткосрочной учебной программы и обмена опытом в сфере научно-технической и инновационной политики.

Таблица 1

2011 г. Все области Физика Химия Биология Компьютерные науки Науки о Земле Астрономия Сельское хозяйство

Мир 827705 108551 115188 161652 9266 46218 10561 19127

БРИКС 142799 (17,3%) 28401 (26,2%) 34727 (30,1%) 22380 (13,8%) 1775 (19,2%) 7339 (15,9%) 1407 (13,3%) 3141 (16,4%)

КНР 89894 17474 22343 13330 1492 4298 570 1879

Индия 22481 4014 6178 3814 165 1052 298 523

Россия 14151 5220 4228 935 21 943 367 19

Бразилия 13148 1461 1623 3471 84 758 125 608

Южная Африка 3125 232 355 830 13 288 47 112

со о

CN

о N

J <

CQ О

CD

О CN

О N t

J <

CQ О

Согласно положениям Рабочего плана и Московской декларации, основным механизмом координации действий стран БРИКС в рамках реализации НИИ БРИКС должна стать научно-исследовательская и инновационная сетевая платформа БРИКС (НИИП БРИКС). Представителями экспертной рабочей группы по совместной научно-исследовательской и инновационной платформе в рамках Совета НТИ БРИКС был проведен анализ текущего положения и возможностей сетевого сотрудничества стран БРИКС. По итогам проведенного анализа был разработан и предложен для пилотной апробации проект информационно-коммуникационной системы для трансфера технологий и знаний BRICS TTN (http://brics-ttn.org). Возможности BRICS TTN могут быть использованы уже в этом году для формирования многосторонних научно-исследовательских консорциумов при подготовке пилотного многостороннего конкурса БРИКС.

3. Совместные многосторонние проекты — основной формат развития научно-технической кооперации БРИКС

Несмотря на общность научных интересов стран БРИКС, опыт поддержки многосторонних совместных научно-исследовательских проектов в пятисто-роннем формате отсутствует. В 2015 г. Минобрнауки России в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг. (ФЦП ИиР на 20142020 гг.) провело инициативный конкурс совместных исследовательских проектов со странами БРИКС. По результатам конкурса поддержано 22 проекта с общим объемом выделяемого финансирования более 330 млн руб. [10]. Анализ иностранных партнеров в заявках, допущенных к конкурсному отбору, показывает высокую заинтересованность российских исследователей и исследовательских коллективов в участии в совместных проектах со странами БРИКС. Всего было подано 87 заявок, из них к конкурсному отбору были допущены 73 заявки: 3 заявки на выполнение проектов совместно с научно-исследовательскими организациями из ЮАР, 6 заявок — на выполнение проектов с научно-исследовательскими организациями Индии, 52 заявки — на выпол-

нение проектов с научно-исследовательскими организациями из КНР, 10 заявок — с организациями из Бразилии, 2 заявки на выполнение многостороннего проекта (рис. 1).

Наиболее активно развивается сотрудничество России и КНР, что подтверждает высокое число поданных заявок на конкурс. Наблюдается активизация интереса к партнерству с организациями Бразилии. Россия и Индия считаются стратегическими партнерами в сфере науки и технологий, российские исследователи традиционно участвуют в совместных проектах с организациями Индии по линии ФЦП ИиР на 2014-2020 гг. Сотрудничество в области науки и технологий между Россией и ЮАР осуществляется только по нескольким направлениям (ЮАР является ассоциированным членом Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне (Россия), сотрудничает с Национальным исследовательским центром «Курчатовский институт», Федеральным космическим агентством Роскосмос) и в рамках ФЦП ИиР на 2014-2020 гг. развито в меньшей степени.

В качестве основного механизма поддержки совместных исследований в рамках БРИКС предложена Рамочная программа БРИКС по научно-технологическому и инновационному сотрудничеству. Рамочная программа призвана объединить заинтересованные национальные финансирующие организации стран - членов БРИКС.

В соответствии с положениями Рабочего плана в 2016 г. будет запущен первый пилотный скоординированный конкурс многосторонних научно-исследовательских проектов. Совместные проекты должны выполняться в консорциумах, состоящих из партнеров по крайне мере из трех стран - участниц БРИКС по отобранным приоритетным тематическим направлениям, обозначенным в Бразильской декларации, а также в Рабочем плане.

За основу скоординированного конкурса взят разработанный Европейским союзом механизм ERA-NET1 как наиболее гибкий и понятный всем участвующим сторонам. В конкурсах, организованных по такому механизму, бюджет совместных проектов складывается из взносов участвующих финансирующих организаций. При этом выделенные средства не пересекают национальные границы — каждая из участвующих финансирующих организаций финансирует своих исследователей в соответствии с национальными правилами и регламентами. Управление конкурсами на всех этапах реализуется также совместно участвующими финансирующими организациями.

Рис. 1

1 Механизмы ERA-NET предназначены для усиления координации исследовательской деятельности участвующих стран в целях преодоления фрагментарности исследовательского пространства. Участниками проекта являются представители национальных министерств и финансирующих агентств. Механизм ERA-NET предлагает различные меры для международной координации финансирования существующих и новых программ исследований и разработок. Цель — объединить ресурсы отдельных стран для проведения совместных конкурсов в отдельных областях исследований и разработок, и, таким образом, максимально усилить их.

Экспертиза и отбор проектов происходит параллельно на национальном уровне с последующим совместным обсуждением результатов и совместным отбором проектов. Поданные заявки оцениваются национальными финансирующими организациями в соответствии с их внутренними правилами и процедурами. Затем заявки с присужденными национальными экспертными баллами обсуждаются Рабочей группой по финансированию научно-технических и инновационных проектов стран БРИКС на основе критериев отбора и доступных финансовых ресурсов с целью получения в качестве результата пула высококачественных рекомендованных заявок. Рабочая группа по финансированию научно-технических и инновационных проектов стран БРИКС вырабатывает итоговые совместные рекомендации по отбору и финансированию проектов; формальное решение о финансировании является предметом утверждения участвующими национальными финансирующими организациями.

Так, например, Минобрнауки России будет на конкурсной основе поддерживать российских исследователей в скоординированных проектах через мероприятие 2.1 Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг.». Помимо этого, в Рамочной программе БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций с российской стороны участвуют Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; со стороны Бразилии — Государственный совет по научному и технологическому развитию; со стороны Индии — Департамент науки и технологий; со стороны Китая — Министерство науки и технологий и Государственный фонд естественно-научных исследований; со стороны ЮАР — Государственный исследовательский фонд.

Преимуществом такого механизма является возможность поддержки научных исследований в широком спектре научных дисциплин, междисциплинарных проектов. При этом выгоды от реализации проектов могут получить сразу несколько стран-участниц. Это в полной мере справедливо в отношении фундаментальных исследований, и в несколько меньшей степени в отношении крупных прикладных проектов, направленных на улучшение качества жизни, в частности, обеспечение энергией, чистой водой, защитой среды обитания, обеспечение безопасности, здравоохранение и т. д. Эксперты отмечают, что проекты в области коммерциализации технологий и инновационные проекты в целом успешнее реализуются на двусторонней основе.

В данный момент осуществляется запуск пилотного конкурса Рамочной программы. Российская сторона на правах Секретариата конкурса осуществляет согласование процедур запуска конкурса, объемов финансирования. С российской стороны финансирование предоставляет Министерство образования и науки Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития

научно-технологического комплекса России на период 2014-2020 гг.» и Российский фонд фундаментальных исследований и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

4. Сетевая платформа — ключевой инструмент трансфера знаний и технологий для формирования многосторонних исследовательских консорциумов и реализации проектов

Основываясь на анализе опыта реализации международных инициатив по поддержке многостороннего научно-технического сотрудничества (прежде всего европейской модели ERA-NET) [1, 2], можно выделить ряд факторов, которые оказывают существенное влияние на результативность проектов и формирование консорциумов для их реализации, в том числе и для научно-технологического сотрудничества стран БРИКС:

• согласованность (гармонизация) детальных научно-технологических приоритетов сотрудничества;

• информированность потенциальных участников кооперации о возможностях, компетенциях, «правилах игры»;

• развитость сервисов по поиску партнеров для организации совместных проектов (наиболее востребованная услуга для научных организаций и МСП);

• наличие навыков и компетенций сетевого взаимодействия и проектного управления у исследователей и сотрудников компаний [3];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• учет культурных различий, включая степень готовности к международному сотрудничеству.

При этом следует отметить, что с точки зрения потенциальных участников международных кооперационных проектов, основным барьером (после доступности финансовых ресурсов), как правило, являются сложности с поиском партнеров. Этим объясняется тот факт, что при реализации европейских программ (FP6, FP7, Horizon 2020), а также многосторонних инициатив ERA-NET особое внимание уделялось целенаправленной работе по развитию связей между потенциальными партнерами, повышению информированности об их компетенциях и потребностях, организации специальных мероприятий и встреч для обсуждения проектных предложений. Эта работа, как правило, осуществляется в формате так называемых поддерживающих проектов (support actions).

В связи с этим широкое распространение получили проекты по созданию сетевых платформ — коммуникационных площадок, объединяющих через различные инструменты организации и профессионалов, заинтересованных в международной кооперации в рамках определенного тематического направления. В число таких инструментов входят специализированные информационно-коммуникационные системы, брокерские мероприятия, семинары, конференции и т. п.

Создание сетевой платформы, поддерживающей научно-технологическую кооперацию между странами БРИКС, является актуальной задачей. Несмотря на

со о

CN

о N

J <

CQ О

CD

О CN

О N t

J <

CQ О

наличие двусторонних научно-технических проектов, развитие многостороннего сотрудничества является новым форматом и требует специальных инструментов поддержки.

Для подготовки концепции подобной сетевой платформы была сформирована специальная экспертная рабочая группа в рамках Совета по научно-техническому и инновационному сотрудничеству БРИКС при Минобрнауки России. В качестве первого практического шага к созданию платформы экспертная группа предложила провести пилотную апробацию информационно-коммуникационной системы для трансфера технологий и знаний, которая была разработана под эгидой Организации по индустриальному развитию ООН (UNIDO) для стран БРИКС — BRICS Technology Transfer Network — BRICS TTN (http://brics-ttn.org).

Основными задачами сети BRICS TTN являются:

• содействие международному трансферу технологий и знаний между странами БРИКС, независимо от их происхождения, в соответствии с потребностями локальных участников сети (компаний, научно-исследовательских организаций и центров, вузов и т. п.);

• содействие межстрановому распространению и использованию в БРИКС результатов научных исследований и инновационных разработок, полученных на национальном уровне, в том числе при поддержке национальными или международными программами научно-технического сотрудничества;

• развитие спектра ключевых услуг, которые способствуют развитию международного трансфера технологий и знаний;

• содействие синергии между сетью BRICS TTN и инновационными сетями в странах БРИКС и других странах;

В организационной структуре BRICS TTN выделены следующие роли участников/членов сети:

• Организация — научно-исследовательский центр или университет, инновационная компания, центр компетенции и т. п. — работает в сети от своего имени, представляя собственные научно-технические предложения и запросы.

• Научно-технологический брокер — посредническая организация (технологический или инновационный центр, центр компетенций и т. п.) — работает от имени своих организаций - клиентов в определенном регионе (географическая сегментация) или определенного сектора (тематическая сегментация), представляя их научно-технические предложения и запросы.

• Координирующая организация/команда — управляет и координирует работу членов сети на национальном уровне (национальный координатор) или на уровне всей сети (координатор сети БРИКС). Укрупненно бизнес-процесс сети BRICS TTN разделен на 6 этапов, как представлено на рис. 2:

• маркетинговая деятельность;

• определение потребностей организаций/клиентов;

• подготовка профиля научно-технического запроса или предложения для установления партнерства;

• продвижение и сопровождение профиля;

• выражение интереса;

• проведение переговоров и принятие решения о сотрудничестве.

Для организации коммуникаций между участниками сети BRICS TTN разработана специальная информационно-коммуникационная система (ИКС). ИКС для участников сети BRICS TTN является инструментом автоматизации бизнес-процесса передачи знаний и технологии между ее участниками, а также координации членов сети.

Автоматизация и поддержка деятельности сети со стороны ИКС включает следующие компоненты:

• Сетевое взаимодействие: организация профессиональной коммуникации между членами сети.

• Координация — оценка и регистрация участников сети, методическая поддержка, мониторинг деятельности членов сети.

• Продвижение — информирование о событиях, научно-технических конференциях, технологических миссиях, брокерских встречах, выставках и т. д.

• Оценка готовности организации для трансфера технологий и знаний, содействие в определении стратегии международного сотрудничества:

- создание учетной карточки организации;

- ведение внутреннего мониторинга взаимодействия с потенциальными партнерами, резуль-

Рис. 2

татов брокерской деятельности, регистрации выражений интереса;

- подготовка к заключению соглашений и договоров с партнерами.

• Управление базой данных профилей научных и технологических запросов и предложений, включая запросы на проведение совместного НИОКР.

• Организация участия в конкурсах и программах поддержки научно-исследовательских и технологических проектов:

- создание и ведение базы данных международных программ и конкурсов;

- сбор предварительных проектных предложений;

- консультации по подготовке заявки, методические материалы.

Организация участия в брокерских мероприятиях и бизнес-миссиях (выставки, форумы и т. д.):

- регистрация и ведение базы данных соответствующих брокерских мероприятий и миссий;

- предварительная регистрация на события;

- планирование встреч.

Предполагается, что платформа BRICS TTN будет использована в качестве инструмента для поиска партнеров первого многостороннего конкурса БРИКС, который планируется провести в 2016 г. С этой целью уже сейчас более 20 российских организаций, заинтересованных в совместных научно-исследовательских и инновационных проектах, подготовили и разместили соответствующие профили научных и технологических запросов/предложений.

5. Рекомендации по дальнейшему развитию инструментов поддержки многостороннего сотрудничества

Эти международные проекты разрабатывали детальные аналитические материалы, предложения по анализу приоритетов, проекты соглашений и т.п. для их последующего рассмотрения рабочими группами. Такую практику стоит внедрить и при организации сотрудничества в рамках БРИКС.

Представляется, что с учетом нового географического фокуса на страны БРИКС, необходимо расширить состав и функции «национальных контактных точек (НКТ)» по поддержке международного научно-технического и инновационного сотрудничества со странами ЕС. С этой целью рекомендуется пересмотреть контрактую систему для базовых организаций НКТ, процедуру отбора, стандарты мониторинга и отчетности, а также предусмотреть практические механизмы для организации сетевого сотрудничества этих организаций и их интеграции в международные инновационные сети, в частности на платформе BRICS ГШ.

Необходимо определить целевые группы российских коллективов и организаций, имеющих наибольший потенциал для успешного участия в многостороннем сотрудничестве со странами БРИКС, и сосредоточить усилия на работе с этими группами.

Важным механизмом интеграции инфраструктуры поддержки является развитие единой информационно-коммуникационной системы (сетевой платформы), которая была бы связана с национальными Интернет-ресурсами стран БРИКС и включала специализированные сервисы по поиску партнеров. В качестве основы для построения ИКС рекомендуется использовать платформу BRICS ТТК

По итогам проведенного анализа, с учетом опыта работы экспертных рабочих групп и предыдущего опыта участия российских организаций в европейских многосторонних научно-технических конкурсах, можно предложить следующие рекомендации по повышению эффективности поддержки международного научно-технического и инновационного сотрудничества врамках БРИКС, которые могут быть использованы и приняты на межведомственном и межгосударственном уровне;

• Модель экспертных рабочих групп по приоритетным направлениям координации научно-технического и инновационного сотрудничества в рамках объединения со странами БРИКС продемонстрировала свою работоспособность на национальном уровне (в Российской Федерации). Тем не менее, повышение эффективности и результативности их деятельности требует интернационализации этих групп путем масштабирования на все страны БРИКС. Практика работы подобных рабочих групп в российско-европейском сотрудничестве показала, что эффективной формой дополнения и повышения эффективности их деятельности являлись так называемые поддерживающие проекты (support actions).

Статья подготовлена в рамках соглашения с

Министерством образования и науки Российской Федерации от 19 октября 2015 г. № 14.603.21.0015 о предоставлении субсидии ID RFMEFI60315X0015.

Список использованных источников

1. О. Лукша, Г. Пильнов, А. Яновский. Инфраструктура поддержки проектов международного научно-технического сотрудничества России и ЕС: состояние и перспективы//Инновации, № 4, 2013.

2. Good Practice Guide «Increasing the Impact of National Research Programmes through Transnational Cooperation and Opening», Vinova, 2005.

3. О. Лукша, Б. Виндишбаур, С. Якобс-Бохак, О. Мазурина. Как эффективно строить нетворкинг/коммуникации в международных научно-исследовательских проектах. 2-е изд. BILAT-RUS-Advanced, 2015.

4. Дурбанская декларация лидеров государств БРИКС от 27 марта 2013 г.

5. Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС.

6. Меморандум о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций между Правительством Федеративной Республики Бразилии, Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Индии, Правительством Китайской Народной Республики и Правительством Южно-Африканской Республики, принятый по итогам встречи представителей министерств науки, технологии и инновации БРИКС. Бразилия, г. Бразилиа, 18 марта 2015 г.

со

О CN

о N

J <

CQ О

* * *

7. Бразильская декларация министров науки, технологий и инноваций стран БРИКС. Бразилия, г. Бразилиа, 18 марта 2015 г.

8. Уфимская декларация министров науки, технологий и инноваций стран БРИКС. Россия, г. Уфа, 9 июля 2015 г.

9. Стратегии экономического партнерства стран БРИКС на период до 2020 г.

10. Протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе на предоставление субсидий из федерального бюджета от 2 октября 2015 г. Официальный сайт Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг. http://www.fcpir.ru/participation_in_ pшgram/contests/list_of_contests/6_competitionfinished/2015-14-585-0002.

Support mechanisms for scientific and technological cooperation between the BRICS countries: multilateral calls and networking platform for the transfer of knowledge and technology

M. V. Balashova, Deputy Executive Director for International Scientific and Technological Cooperation, The non-profit organization «The International Center for Innovations in Science, Technology and Education».

E. E. Bukhaeva, expert, The non-profit organization «The International Center for Innovations in Science, Technology and Education».

I. R. Kuklina, Executive Director, The non-profit organization «The International Center for Innovations in Science, Technology and Education».

O. P. Luksha, Senior Consultant, Chairman of the Board, Russian Technology Transfer Network (RTTN).

A. E. Yanovsky, Project Director, Russian Technology Transfer Network (RTTN).

The article overviews the work carried out within the framework of Russian BRICS Chairmanship in 2015-2016 aimed on the development of scientific, technological and innovative cooperation within BRICS. Particular attention is paid to the elaboration of the multilateral scientific and technological cooperation tools including the preparation for the launch of the First coordinated call for BRICS multilateral projects and the pilot version of the networking platform for the knowledge and technology transfer between the BRICS countries. The authors presented a set of recommendations on further development of support measures of multilateral scientific and technological cooperation. The article is supported within the subsidy of the Ministry of education and science of the Russian Federation, Agreement № 14.603.21.0015 from 15, October 2015, ID RFMEFI60315X0015.

Keywords: international cooperation, scientific and technological development, innovations, BRICS, coordinated calls, networking platform, knowledge and technology transfer, UNIDO.

Объявление о начале проведения открытого конкурса на право получения лицензионного доступа к международному индексу научного цитирования Scopus

Министерство образования и науки Российской Федерации сообщает о начале конкурсного отбора (далее - Конкурс) российских научных организаций и образовательных организаций высшего образования (далее - организации), являющихся участниками федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (далее - Программа), с целью предоставления им лицензионного доступа к международному индексу научного цитирования Scopus (далее - База данных Scopus).

Ежедневно обновляемая База данных Scopus включает в себя списки библиографических ссылок, встречающихся в публикации, что позволяет в краткие сроки получить самую полную библиографию по интересующей теме.

Документы для участия в Конкурсе необходимо представить до 14 июня 2016 г.

Информация о порядке и условиях проведения конкурсного отбора организаций размещена на сайте Программы по адресу: http://fcpir.ru.

со о

CN

о N

J <

CQ О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.