УДК 334.012.64(045)
Механизмы поддержки малого предпринимательства на примере г. Москвы
Почуев Вадим Геннадьевич,
студент
факультета международных экономических отношений, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются механизмы поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на примере города Москва. Актуальность статьи обусловлена важностью малого предпринимательства как составной части национальной экономики. Малый бизнес в странах с рыночной экономикой оказывает непосредственное влияние на темпы экономического роста и структуру ВВП, насыщает рынок товарами и услугами, заполняет экономические ниши, которые не под силу заполнить крупным предприятиям. Кроме того, эффективное развитие малого предпринимательства позволяет решать принципиально важные задачи, в числе которых диверсификация экономики, создание новых рабочих мест, повышение уровня жизни населения. Вышеобозначенные преимущества определяют необходимость создания эффективного организационно-экономического механизма развития малого предпринимательства.
Ключевые слова: предпринимательство; малое предпринимательство; бизнес; экономика; ВВП; поддержка
Mechanisms of small Business support: The Example of Moscow
Pochuev Vadim Gennadievich,
student,
Faculty of International Economic Relations, Financial University, Moscow, Russia [email protected]
Abstract. The article discusses the mechanisms for supporting small business in the Russian Federation on the example of the city of Moscow. The relevance of the article is due to the importance of small business as an integral part of the national economy. Small business in countries with market economies has a direct impact on economic growth rates and the structure of GDP, fills the market with goods and services, fills economic niches that cannot be filled by large enterprises. Also, the effective development of small business allows you to solve fundamentally important tasks, including diversification of the economy, the creation of new jobs, raising the standard of living of the population. The above advantages determine the need to create an effective organisational and economical mechanism for the development of small business. Keywords: business; small business; support mechanisms; business; economy; GDP
Научный руководитель: Ярыгина И.З., доктор экономических наук, профессор Департамента мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет, Москва, Россия.
Практика показывает, что крупным предприятиям трудно заполнить все экономические ниши и полностью удовлетворить потребности рынка в товарах и услугах, поэтому малый бизнес берет эту роль на себя, тем самым оказывая непосредственное влияние на темпы экономического роста и структуру ВВП.
В научной литературе под малым предпринимательством понимается осуществляемая субъектами рыночной экономики предпринимательская деятельность с учетом определенных критериев, которые установлены законом. К числу таких критериев, как правило, относят численность персонала, объем оборота, размер уставного капитала и др.
Среди особенностей предпринимательства, описанных авторами научных работ, можно выделить непосредственное управление, которое придает малому предприятию целый ряд характерных черт, включая личностный характер отношений руководителя и работников, а также персонифицированный характер отношений между самим предпринимателем и его клиентами. Предприниматель несет ответственность как за результат хозяйствования, так и за вовлеченность сотрудников в процессы организации, а также за предоставление услуг потребителям. Кроме того, в научных работах предприниматель характеризуется высоким уровнем мотивации для достижения успеха [1, с. 46].
Важно отметить, что вопросы поддержки малого предприятия в нашей стране вызывают большой интерес. В связи с чем, проведя анализ научных статей и монографий, можно сделать вывод о том, что внимание авторов сосредоточено на исследовании особенностей малого бизнеса, его сильных и слабых сторон, а также на выявлении несовершенств действующего законодательства, закрепляющего правовые основы малого предпринимательства в нашей стране.
Анализ научной литературы показал, что авторы высоко оценивают значение малого предпринимательства в современной российской экономике. Так, последние 2 года (2016-2017) имели место положительные тенденции в сфере развития малого и среднего предпринимательства: так, Минэкономразвития отметило рост таких показателей, как объем оборота малых и средних предприятий (37%; при этом свыше 80% от общего оборота пришлось на микро- и малые
19,9 %
5,7 МЛН. ЕД.
19 млн. (25 %)
95 % - микробизкес 6%
45 % В 10 СУБЪЕКТАХ РФ >6%
Рис. 1. Основные показатели развития малого и среднего бизнеса в 2016-2017 гг.
Источник: Минэкономразвития.
предприятия), вклад сектора малого и среднего предпринимательства в ВВП страны (19,9%). К 2017 г. выросли цифры и по показателю предпринимательской активности: 6,3% граждан трудоспособного возраста являются начинающими предпринимателями. В 2014 г. этот показатель составлял 4,7%. Рост предпринимательской активности позволил России опередить по данному показателю такие страны, как Италия (4,4%), Испания (5,2%), Германия (4,6%) (рис. 1).
Однако, несмотря на эти позитивные сдвиги, следует признать, что потенциал малого предпринимательства в России используется в недостаточной степени. В частности, экономическая роль малого бизнеса на современном этапе остается незначительной [2, с. 7]. Так, размеры вклада малого предпринимательства в ВВП Российской Федерации (см. рис. 1) существенно уступают аналогичному показателю зарубежных стран: в среднем по Евросоюзу он равен 58% ВВП, а в странах - коллегах России по БРИКС - около 42% ВВП1. К числу проблем следует отнести также и характерную для нашей страны неравномерность распределения предприятий малого бизнеса по территории страны: в частности, почти
1 Доклад Минэкономразвития о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы. URL: http://smb.gov.ru/files/images/Doklad_Minekonomrazvitiya_ za_2016-2017_gg..pdf (дата обращения: 29.06.2018).
Рис. 2. распределение субъектов малого предпринимательства по территории российской Федерации
Источник: Минэкономразвития.
Центральный
Приволжский
Северо-Западный
Сибирский
Южный
треть всех малых предприятий в России сосредоточена в Центральном федеральном округе (30,3%), тогда как по Приволжскому, Южному, Сибирскому и Северо-Западному федеральным округам их количество распределено относительно равномерно (рис. 2).
По общему числу субъектов малого предпринимательства также наблюдается значительный дисбаланс: безусловными лидерами можно назвать Москву (749 788), Санкт-Петербург (340 781) и Московскую область (302 606), остальные же регионы существенно уступают столичным ввиду меньшей численности горожан и не столь мощной инфраструктуры [3, с. 11].
При этом бросается в глаза и не слишком разнообразная структура малого бизнеса в России, объясняемая, как представляется, объемом стартовых вложений и сроками оборота капитала: так, в большинстве своем малые фирмы ориентированы на сферу торговли и общественного питания, а также на сферу оказания услуг, тогда как, например, средние предприятия представлены в основном в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве - сферах, в которых малое предпринимательство сегодня представлено довольно слабо2. Это свидетельствует о том, что малый бизнес сегодня не способст-
2 Доклад Минэкономразвития о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы. URL: http://smb.gov.ru/files/images/Doklad_Minekonomrazvitiya_ za_2016-2017_gg..pdf (дата обращения: 29.06.2018).
вует диверсификации российской экономики и не обеспечивает развития инновационных проектов.
Кроме того, по оценкам Минэкономразвития, лишь малая часть предприятий малого бизнеса выполняет социальную функцию по обеспечению занятости граждан: только 6% намерены создавать 19 и более рабочих мест, тогда как 73% предпринимателей планируют создать лишь несколько. Это означает, что подавляющее большинство владельцев малых предприятий ориентировано на поддержание приемлемого уровня дохода, чем на расширение и внедрение инноваций [4, с. 19].
Наличие вышеуказанных проблем и дисбалансов позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день уровень развития малого бизнеса в России не вполне отвечает основным потребностям экономики страны и не отражает в полной мере своего потенциала.
В настоящее время безусловным лидером по показателям развития малого бизнеса является Москва - ключевой транспортный узел в стране, развитый промышленный район и крупнейший центр деловой активности в России.
Российская столица является одним из наиболее благоприятных мест для развития бизнеса: здесь сосредоточены обширные ресурсы, создана наиболее развитая инфраструктура и сформирована достаточно эффективная система поддержки малого и среднего предпринимательства. Тем не менее в структуре малого предпринимательства Москвы сохраняется некоторый дисбаланс, проявляющийся в невысоком уровне развития малого бизнеса в сферах социального обеспечения, здра-
воохранения, транспорта и связи, в сравнении со сферами торговли и услуг.
Таким образом, существуют отдельные сегменты, в которых сохраняется необходимость применения мер, направленных на развитие малого бизнеса в Москве [5, с. 123].
Поддержка малого предпринимательства в Москве предусматривает реализацию как комплексных целевых программ, так и программ, в рамках которых осуществляется планирование в отдельных отраслях. В настоящее время московские власти делают акцент на стимулировании комплексного развития промышленных зон как сосредоточение квалифицированных кадров и высокотехнологичных фирм, а также на создании условий для развития инновационной деятельности. Перечисленные цели обозначены в программе «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность Москвы на 2012-2018 гг.», принятой Правительством г. Москвы. Основной задачей программы является повышение уровня экономического и социального развития столицы, в том числе и за счет развития малого бизнеса.
Поддержка малому предпринимательству в Москве предоставляется в нескольких формах, в числе которых:
a) имущественная поддержка;
b) финансовая поддержка;
c) информационная и консультационная поддержка;
d) правовая поддержка;
e) поддержка в подготовке и повышении квалификации кадров.
В целом положительные сдвиги в развитии малого бизнеса в Москве как результат политики, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства, очевидны. Реализуемые московскими властями меры позволяют говорить о том,что Правительство Москвы прилагает значительные усилия для формирования комфортной деловой среды для субъектов малого предпринимательства. В частности, реализуются меры по повышению квалификации кадрового состава малых предприятий, решению проблемы обеспеченности помещениями начинающих предпринимателей, оказанию правовой и информационной помощи, содействию занятым в приоритетных видах деятельности [6, с. 103]. Это означает, что роль малого бизнеса в экономике столицы постоянно возрастает.
Вопрос о вовлечении москвичей в предпринимательскую деятельность сегодня является для столичных властей одним из наиболее актуальных. Решение данного вопроса должно осуществляться, начиная с повышения интереса к предпринимательству у молодежи. На сегодняшний день в Москве работает профильный вуз - Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы, которая ведет подготовку предпринимателей, ориентированных на торговлю и услуги, а также на повышение квалификации и профессиональную переподготовку.
В настоящее время получила распространение идея о вовлечении граждан в предпринимательскую деятельность посредством формирования госзаказа на популяризацию предпринимательской деятельности и разработки одноименной федеральной целевой программы. В частности, предлагается привлечь к пропаганде открытия малого бизнеса индустрию кино в целях формирования в сознании граждан положительного образа предпринимателя. Однако акцент должен быть сделан не на изменении отношения граждан к образу предпринимателя - последние опросы общественного мнения показывают, что большинство россиян (93%) к предпринимательству относятся положительно,- а на изменении мнения граждан о возможностях вести бизнес в нашей стране (скептически настроенных к такой возможности граждан порядка 56%3).
Привлечь внимание граждан к предпринимательству можно посредством размещения информации о малых предприятиях, успехах их деятельности и их вкладе в экономику на сайтах центра занятости населения и специализированных сайтах по поиску работы [7, с. 10]. Знакомясь с такой информацией, граждане смогут заинтересоваться замещением вакансий у предпринимателей или же открытием своего дела как альтернативой работы по найму.
Стимулировать интерес москвичей к открытию своего дела необходимо также и в сфере социального предпринимательства - как уже было сказано, в столице и в целом по России процент занятых в данном сегменте крайне низок. В этой связи представляются необходимыми разработка и организация специальных курсов, на которых
3 ВЦИОМ: предпринимательство и самозанятость в России. URL: https://waom.m/index.php?id=236&uid=116082 (дата обращения: 08.05.2018).
заинтересованные в работе в данной сфере предприниматели смогут получить всю необходимую информацию о критериях, предъявляемых к социальным бизнес-проектам, а также к самим предпринимателям, задействованным в данной сфере [8, с. 140].
К предложениям по совершенствованию поддержки малых предприятий в Москве можно отнести:
• привлечение к участию в механизме имущественной поддержки собственников задействованных в городской жилищной политике помещений;
• рассмотрение вопроса о возможности переоборудования и предоставления предпринимателям помещений из фонда площадей простаивающих предприятий [9, с. 170];
• внедрение наиболее успешных зарубежных практик в налоговой сфере (например, опыта Франции по стимулированию к перемещению малых предприятий на слабо развитые территории с предоставлением пакета льгот);
• разработка и реализация в вузах системы поддержки и развития предпринимательских установок и компетенций у будущих выпускников на базе инновационной инфраструктуры;
• размещение полезной справочной информации о достижениях и преимуществах отдельных малых предприятий на сайтах центра занятости населения и специализированных сай-
тах по поиску работы в целях стимулирования целевой категории граждан - трудоспособных граждан, ищущих работу,- к трудоустройству в малые фирмы или к открытию своего дела;
• организация и проведение на постоянной основе экспертизы нормативно-правовой базы усилиями уполномоченных органов в сфере развития малого бизнеса с привлечением всех заинтересованных субъектов малого предпринимательства города;
• совершенствование системы управления развитием малого бизнеса путем создания профильного органа, деятельность которого будет сосредоточена сугубо на регулировании вопросов координации государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в Москве;
• проведение в рамках Года предпринимательства ряда мероприятий, направленных на повышение эффективности реализации программ поддержки (например, конкурсы на льготную аренду нежилых помещений и земельных участков, льготный доступ в Интернет на определенный период, предоставление предпринимателям на время проведения тематического года мест для размещения в Московском метрополитене и т.д.).
Воплощение в жизнь приведенных выше предложений, по нашему мнению, может поспособствовать существенному повышению эффективности системы поддержки малых предприятий в Москве.
Список источников
1. Аверин А. В., Рязанов А. А. Совершенствование механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства московской агломерации. Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015;217(1):45-48.
2. Асланова А.Д. Государственные программы поддержки и развития бизнеса. Концепт. 2016;(6):6-10. URL: https://e-koncept.ru (дата обращения: 06.07.2018).
3. Белкина Ю. С., Подгорнова А. С., Колчин С. П. Анализ налогообложения малого бизнеса в России и зарубежных странах. URL: http://sibac.info/archive/economy/11(26).pdf (дата обращения: 06.07.2018).
4. Брижанина Т. В. Роль малого предпринимательства в развитии экономики. Вестник Челябинского государственного университета. 2013;294(3):17-21.
5. Ведзижев М. Б., Барменкова Н. А. Оценка современного состояния развития малого и среднего предпринимательства в г. Москве. Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2016;(1):122-125.
6. Гинзбург М. В. Малое предпринимательство в Большой Москве. ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2013;(5):101-108.
7. Груздева Е. В. Меры поддержки малого и среднего бизнеса в г. Москве. URL: https://istina.msu.ru/ download/8532923/1gMDX4: qy4lfTCRraR 415Yuuq2Uo4ty4q4/ (дата обращения: 08.06.2018).
8. Дукхани А. Б.Д. Венчурный бизнес как движущий фактор инновационного развития в мире. Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2016;17(3):132-141.
9. Елина И.А. Проблемы налогообложения малого бизнеса. Молодой ученый. 2016;24:170-173.