Научная статья на тему 'Механизмы оптимизации взаимодействия службы занятости населения и работодателей'

Механизмы оптимизации взаимодействия службы занятости населения и работодателей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2149
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корниенко Елена Викторовна, Сулоева Екатерина Олеговна

Необходимость трудоустройства высвобождаемых работников, предотвращения безработицы, достижения эффективной занятости, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы диктует необходимость совершенствования подходов к проблеме занятости с учетом специфики переходной экономики, национальных особенностей и менталитета населения. Один из путей заключается в развитии взаимодействия государственных органов по вопросам занятости и работодателей. В статье делается акцент на том, что активная политика занятости основывается на принципе тесного сотрудничества органов службы занятости с работодателями. Предложены возможные пути оптимизации взаимодействия всех участников рынка труда на основе внедрения ПО «Электронный работодатель».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы оптимизации взаимодействия службы занятости населения и работодателей»

Е.В. КОРНИЕНКО

Кандидат социологических наук, доцент Доцент кафедры управления, ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

Е.О. СУЛОЕВА

Магистрант ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

МЕХАНИЗМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Необходимость трудоустройства высвобождаемых работников, предотвращения безработицы, достижения эффективной занятости, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы диктует необходимость совершенствования подходов к проблеме занятости с учетом специфики переходной экономики, национальных особенностей и менталитета населения. Один из путей заключается в развитии взаимодействия

государственных органов по вопросам занятости и работодателей. В статье делается акцент на том, что активная политика занятости основывается на принципе тесного сотрудничества органов службы занятости с работодателями. Предложены возможные пути оптимизации взаимодействия всех участников рынка труда на основе внедрения ПО «Электронный работодатель».

Рынок труда, служба занятости населения, работодатели, «электронный работодатель». Тематический рубрикатор e-Library: 06.77.61

E. KORNIENKO, E. SULOEVA

OPTIMIZATION MECHANISMS OF INTERACTION BETWEEN THE EMPLOYMENT SERVICE AND EMPLOYERS

The need to employ redundant workers, prevent unemployment, achieve effective employment, improve the quality and competitiveness of the labour force dictate the need to improve approaches to the problem of employment, taking into account the specifics of the transition economy, national characteristics and mentality of the population. One of these ways is to

develop cooperation between state bodies on employment and employers. The article focuses on the fact that active employment policy is based on the principle of close cooperation of the employment service with employers. The possible ways to optimize the interaction of all participants of the labor market on the basis of the introduction of «electronic employer».

Labor market, employment service, employers, «electronic employer».

Рынок труда по своей природе выступает в роли общественно-экономической формы движения рабочей силы и вносит большой вклад в экономическое развитие страны.

Ведущей целью социально-экономической политики государства в сфере занятости населения считается предоставление рабочих мест, уменьшение процента безработицы, формирование полноценно развитого рынка труда, который поможет сбалансировать занятость населения. Достижение поставленной цели требует абсолютно от всех участников рынка труда партнерства в формировании условий, позволяющих любому вносить свой вклад в труд и пожинать его плоды (результаты).

Экономические и политические перемены, которые происходят в нашей стране, определили количественные и качественные изменения в сфере занятости, которые увеличивают число экономически безынициативных жителей, численность занятых в неофициальном секторе экономики, уровень безработицы среди женщин и молодежи, масштабы мигрантов, в том числе прибывших в РФ незаконным методом.

В нынешней российской экономическо-социаль-ной науке сложилось относительно единое представление о рынке труда как о способе организации

социально-экономических или, как считается, общественных отношений между его элементами (субъектами).

К примеру, А. Кашепов описывает рынок труда, как «целостную систему общественных, социальных, нормативно-правовых отношений, а также общепризнанных мерок и институтов» [1, с. 13].

А. Никифорова поддерживает точку зрения А. Ка-шепова и обозначает рынок труда, как «совокупность общественных отношений, отображающих степень формирования и достижения баланса интересов среди участвующих субъектов на рынке труда: бизнесменов (предприниматели), трудящихся и государство» [2, с.10]. Однако А. Буланов имеет свое видение на данное определение и характеризует его, как «товарно-денежные отношения, объединенные со спросом на рабочую силу, с применением вознаграждения работника за отработанное рабочее время» [3, с.9]. Встречаются и иные определения рынка труда, которые опираются на анализ его составных элементов. В частности, А. Котляр интерпретирует рынок труда как комплекс спроса и предложения рабочей силы, их взаимодействие, обеспечивающее распределение экономически функционального народонаселения по отраслям хозяйственной деятельности в раз-

личных сферах жизнедеятельности, а также территориальном, демографическом и профессионально-квалификационном разрезе [4, с.33].

Можно сделать вывод, что пунктом и основой пересечения многообразных теорий необходимо признать наличие системы социально-экономических отношений между различными субъектами рынка труда как одного из его основополагающих факторов и условий.

Таким образом, на базе сравнения существующих в отечественной экономике позиций и суждений впору сформировать вытекающее определение рынка труда из совокупности изученных мнений: это конструкция социально-экономических отношений, которая формирует, распределяет и использует рабочую силу в условиях и обстоятельствах её товарности. Представленную выше формулировку можно применять к разнообразным рынкам труда абсолютно всех уровней (страны, отрасли, региона, организации), поскольку суть общественно-трудовых отношений обусловливается разновидностью экономической системы, в рамках которой действуют все административно-хозяйственные образования.

Главными участниками рынка труда являются работодатели и наемные работники. Под воздействием их взаимоотношений формируются структура, объем спроса и предложения. Только здесь товаром выступает рабочая сила, за которую работодатель готов заплатить определенную стоимость. Основные участники рынка труда взаимодействуют между собой, устанавливая равновесие спроса и цены на рабочую силу. К ним относятся три основных субъекта: наемные работники, работодатели, государство, а также его соответствующие органы.

Государственная служба занятости (далее - ГСЗ) является единой системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на обеспечение

контроля и надзора в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования трудовых споров.

Исследование особенностей взаимодействия работодателей и Центра занятости населения г. Таганрога (далее - ЦЗН) выявило ряд проблем, одной из которых стала неудовлетворенность работодателей отбором направляемых кандидатов на вакантное место. Для повышения эффективности работы в сложившейся ситуации Центру занятости населения необходимо работать не только с безработными, получившими этот статус, но и со всеми обратившимися.

Для активной работы (сотрудничества) работодателей и ЦЗН, а также улучшения подбора сотрудников рекомендуется внедрение проекта «Электронный работодатель», который повысит качество предоставления государственных услуг службы занятости работодателям. Целью данного проекта будет максимальное упрощение получения информации для продуктивной работы и взаимодействия работадателей и ЦЗН. Основные задачи проекта:

- определить списки работодателей, взаимодействующих с ЦЗН;

- проанализировать проблемы взаимодействия работодателей и ЦЗН;

- определить пути упрощения передачи данных и ознакомления с документацией;

- привлечь спонсоров со стороны.

Данный проект будет направлен на работодателей и сотрудников ЦЗН по Ростоской области.

Схема взаимодействия основных субъектов электронного документооборота (работодателя, спецоператора связи и Центра занятости населения) при использовании ПО «Электронный работодатель» представлена на рис. 1.

Работодатель

Спецоператор связи

ЦЗН 1

ПО для ввода и отправки данных

\чПолучение\ отправка Хранение_ Служба поддержки ^

по спецоператора сеязн

БОШЕ ® я т Е [5шее| [ш Н Ш ш1 ЗШБО Ш Ш 9 й ИЕВЭЙ

ЁШ ;!п1а

- Кто передал

- Кому передал

- Что передано ^ - Когда

<-ата-

кой трал ирую щи и орган

ег

-ЙН

3

л

ПО спецоператора ПО Службы

ЦЗН п

Л

ПО спецоператора V Связи

ПО Службы

-ЙН

Региональный сервер сзн

Рис. 1. Схема взаимодействия основных участников электронного документооборота

Срок внедрения программы будет занимать не менее года, поскольку этот проект требует определенных денежных и временных затрат. Для подтверждения эффективности внедрения программы как пример необоходимо привести один из видов взаимодействия. Каждый месяц все организации обязаны подавать в службу занятости населения информацию в виде отчета о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и выполнении квоты для приема на работу инвалидов, а также:

1) сообщать о применении процедур о несостоятельности (банкротстве) (ч. 3 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в РФ»);

2) не позднее чем за два месяца до начала проведения ликвидации организации, сокращения штата работников и возможного расторжения трудовых договоров, а в случае, если такое решение может привести к массовому увольнению, - не позднее чем за три месяца.

Тем самым массово внедрив АИС «Электронный работодатель» по Ростовской области среди ЦЗН и работодателей, всю отчетность и документы можно будет представлять в электронном виде через защищенные каналы связи в службы, отвечающие за занятость населения, а именно:

- заявление-анкету на предоставление государственной услуги;

- сведения о потребности в работниках;

- сведения об отсутствии потребности в работниках;

- сведения о планируемом привлечении иностранных работников;

- уведомления о привлечении иностранных работников;

- сведения о высвобождении работников;

- сведения о составе и перспективной потребности кадров;

- сведения о неполной занятости;

- отчет по квотированию и т.д.

Таким образом, электронный документооборот сможет повысить и упростить качество получения информации. К примеру, если установить платформу «Электронный работодатель» на персональном компьютере работодателя, он сможет импортировать сведения из НПК «Катарсис», а также в свободном доступе заполнять и редактировать сведения о вакансиях в Общероссийском банке вакансий на сайте http://www.trudvsem.ru/.

Данное новшество модернизирует работу ЦЗН, а также обеспечит государственную службу занятости населения полноценным инструментом электронного документооборота.

Первая версия «Электронный работодатель» разработана на базе НПК «Катарсис» в 2009 г. В настоящее время запущена пилотная эксплуатация данной системы в Краснодарском крае, однако в Ростовской области она до сих пор не используется.

Массовая компьютеризация способствует активному электронному взаимодействию между работодателями и службами занятости и в Ростовской области. Это и будет одним из важных шагов на пути к совершенствованию жизнедеятельности граждан.

При использовании системы «Электронный работодатель» Центр занятости населения имеет возможность направить в адрес организации следующую электронную документацию:

- подтверждение приема документов;

- ответ на обращение;

- списки кандидатов на вакансию;

- резюме граждан, отобранных в соответствии с требованиями работодателя;

- оперативное информирование о результатах рассмотрения документов по привлечению и использованию иностранных работников;

- информацию о состоянии рынка труда. Необходимо обозначить социальную эффективность через определение положительных сторон внедрения ПО «Электронный работодатель» (табл. 1).

Таблица 1

Сильные стороны ПО «Электронный работодатель»_

Наименование

Размещение информации устанавливается методами выбора значений из общероссийских и ведомственных классификаторов, применяемых в службе занятости населения: общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС), общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ), общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО)

Поля для ввода данных снабжены подсказками, помогая пользователю корректно заполнить формы При сохранении отчетов осуществляется ряд проверок на непротиворечивость введенной информации

Помимо отчетов, предназначенных для службы занятости населения, в «Электронном работодателе» можно хранить сведения, входящие в состав формы П-4 (сведения о численности, движении работников, использовании рабочего времени), предназначенной для передачи в Госкомстат

Все отчеты можно экспортировать и распечатать

Нет необходимости личного присутствия работодателя или его представителя в центрах занятости населения

Таблица 2

Проявление социальной эффективности после внедрения ПО «Электронный работодатель»_

До После

Личное присутствие работодателя или его представителя в ЦЗН Нет необходимости посещения ЦЗН, уменьшается объем бумажных документов

Заполнение бумажных анкет и бланков с большой вероятностью ошибок Экономия времени за счет однократного заполнения многих полей электронных документов и выбора значений из справочников

Медленная обработка поданных сведений сотрудниками ЦЗН Сокращение ошибок в документах за счет автоматического контроля непротиворечивости данных

Большие временные затраты на подачу сведений о привлечении иностранной рабочей силы Наличие документального подтверждения полноты и сроков подачи сведений

Существенный временной разрыв между возникновением потребности в работниках и началом интенсивной работы службы занятости по ее удовлетворению Автоматическое изменение формата отчетности при изменении законодательной базы (форм отчетов)

Соблюдение строжайшей конфиденциальности: передача сведений с использованием защищенных каналов связи

Возможность распространения информации о вакансиях по всей России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Стоимость годового подключения программного продукта «Электронный работодатель» в 2018 г.

Индивидуальный предприниматель Юридическое лицо

Специальный режим

1 300 рублей - отправка в ПФР, ФНС 1 300 рублей - отправка в ПФР, ФНС

Классический

2 400 рублей - отправка ПФР, ФНС, Росстат, ЦЗН 3 380 рублей - отправка ПФР, ФНС, Росстат, ЦЗН

Максимальный

11 340 рублей - отправка ПФР, ФНС, Росстат, ЦЗН, ФСС 11 640 рублей - отправка ПФР, ФНС, Росстат, ЦЗН, ФСС

Таким образом, социальная эффективность будет проявляться в том, что личное присутствие будет не обязательно, что сэкономит время всех участников услуг, обеспечит правильность заполнения отчетов и выполнения в установленные законодательством РФ сроки, даст возможность распространять сведения о вакансиях по всей России.

Для жителей Ростовской области данный проект увеличит спектр поиска вакансий, сократит уровень безработицы, а главное - позволит вести электронную переписку между работодателем и соискателем, не выходя из дома.

Основной задачей для внедрения проекта является информирование работодателей и граждан о создании «Электронного работодателя». Информирование необходимо провести несколькими способами для достижения эффективности поставленной цели (с учётом примерной стоимости данных мероприятий):

1. Направление информационных писем работодателям, имеющим технические возможности для участия в проекте, а также гражданам, у которых имеется электронная почта, либо же информирование должно производиться на личном приеме. Затраты - 0 рублей.

2. Проведение с работодателями обучающих семинаров и демонстраций возможностей работы ПО

«Электронный работодатель». Затраты на формирование 50 штук буклетов (стоимость одного буклета - 20 рублей) - 1000 рублей.

3. Информирование на телевидении и радио. Затраты на выпуск рекламы на месяц - 2000 рублей.

4. Печать в газетах и журналах. Затраты на выпуск рекламы на месяц - 1000 рублей.

5. Размещение информации на интернет-ресурсах (сайт Администрации города Таганрога, сайты новостей г. Таганрога, сайт ЦЗН). Затраты - 0 рублей.

6. Размещение на информационных носителях в здании Центра занятости населения (видеопрезентация, информационные стенды и т.д.). Затраты на покупку стенда - 4000 рублей.

Итого на информатизацию необходимо затратить 8 000 рублей. Следующей статьей затрат является непосредственно подключение ПО «Электронный работодатель» (табл. 3).

Отметим, что целесообразней выбрать для такого учреждения, как ЦЗН, максимальный тариф, поскольку ЦЗН взаимодействует с организациями Ростовской области и за её пределами. Таким образом, всего на внедрение ПО «Электронный работодатель» необходимы затраты в размере 19 640 рублей.

Оценив все возможные затраты, можно сделать вывод о том, что бюджет ЦЗН позволит осуществить проект, поскольку часть затрат по внедрению покроется из областного бюджета.

Вышеуказанные мероприятия приведут к увеличению числа работодателей, сотрудничающих с Центром занятости населения г. Таганрога, и соискателей, как следствие, увеличится количество закрываемых вакансий. Произойдут изменения на рынке труда: повысится его регулируемость, работники и работодатели будут сотрудничать в поле деятельности ЦЗН, что, в свою очередь, позволит своевременно реагировать на изменения конъюнктуры рынка и снижать уровень его напряженности.

Таким образом, автоматизация и оптимизация процесса взаимодействия повысит профессионализм работников ЦЗН и эффективность его работы, сэкономит время работодателя, соискателя и сотрудника

СЗН, а также повысит качество предоставляемых услуг.

Исследование выполнено при финансовой поддержке ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики» в рамках научно-исследовательского проекта №18-01 «Повышение эффективности и результативности государственного и муниципального управления». Руководитель проекта: канд. социол. наук, доцент, доцент кафедры управления Е.В. Корниенко.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кашепов А. Экономика и занятость/ А. Кашепов. - М., 1999.

2. Никифорова А. Рынок труда: занятость и безработица/ А. Никифорова. - М., 1991.

3. Рынок труда и доходы населения: учебное пособие / под ред. Н. Волгина. - М., 1999.

4. Котляр А. О понятии рынка труда/ А. Котляр // Вопросы экономики. - 1998. - № 1.

© Елена Викторовна Корниенко, 2018 © Екатерина Олеговна Сулоева, 2018 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления

и экономики», 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.