Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО НАСИЛИЯ И ГЕНДЕРНОГО НЕРАВЕНСТВА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

МЕХАНИЗМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО НАСИЛИЯ И ГЕНДЕРНОГО НЕРАВЕНСТВА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
262
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ НАСИЛИЕ / ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ / ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО / COVID-19 / ПАНДЕМИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО / INTERPERSONAL VIOLENCE / DOMESTIC VIOLENCE / GENDER INEQUALITY / PANDEMIC / LEGAL REGULATION / GLOBAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мжельская Анна Сергеевна

В статье рассматриваются особенности правового регулирования межличностного насилия и гендерного неравенства в мировом сообществе в условиях COVID-19. Углубленно рассматриваются нормативно-правовая база и правовые подходы для предотвращения данных проблем в мировой практике. Дан развернутый сравнительный анализ по соотношению роста уровня насилия и гендерного неравенства к частоте заболеваний COVID-19. Прогнозируются эффективные решения для недопустимости ограничения и нарушения прав человека в период пандемии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF INTERPERSONAL VIOLENCE AND GENDER INEQUALITY DURING THE COVID-19 PANDEMIC

The article examines the peculiarities of the legal regulation of interpersonal violence and gender inequality in the global community in conditions of COVID-19. The regulatory framework and legal approaches to prevent these problems in world practice are considered in depth. A detailed comparative analysis is given on the ratio of the increase in the level of violence and gender inequality to the incidence of COVID-19 diseases. Effective solutions are predicted for the inadmissibility of limiting and violating human rights during the pandemic

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО НАСИЛИЯ И ГЕНДЕРНОГО НЕРАВЕНСТВА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

УДК 341.1/8

Мжельская Анна Сергеевна Московский государственный юридический университет им. О^. Кутафина Международно-правовой институт

Россия, Москва mass 163 @yandex.ru Mzhelskaya Anna Sergeevna Oleg Kutafin Moscow State Law University International legal Institute Russia, Moscow

МЕХАНИЗМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО НАСИЛИЯ И ТЕНДЕРНОГО НЕРАВЕНСТВА В

Аннотация: в статье рассматриваются особенности правового регулирования межличностного насилия и гендерного неравенства в мировом сообществе в условиях COVID-19. Углубленно рассматриваются нормативно-правовая база и правовые подходы для предотвращения данных проблем в мировой практике. Дан развернутый сравнительный анализ по соотношению роста уровня насилия и гендерного неравенства к частоте заболеваний COVID-19. Прогнозируются эффективные решения для недопустимости ограничения и нарушения прав человека в период пандемии.

Ключевые слова: межличностное насилие, домашнее насилие, гендерное неравенство, COVID-19, пандемия, правовое регулирование, мировое сообщество.

MECHANISMS OF INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF INTERPERSONAL VIOLENCE AND GENDER INEQUALITY DURING

THE COVID-19 PANDEMIC

ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

946

Annotation: the article examines the peculiarities of the legal regulation of interpersonal violence and gender inequality in the global community in conditions of COVID-19. The regulatory framework and legal approaches to prevent these problems in world practice are considered in depth. A detailed comparative analysis is given on the ratio of the increase in the level of violence and gender inequality to the incidence of COVID-19 diseases. Effective solutions are predicted for the inadmissibility of limiting and violating human rights during the pandemic.

Key words: interpersonal violence, domestic violence, gender inequality, COVID-19, pandemic, legal regulation, global community.

Пандемию COVID-19 ещё называют «пандемией насилия»[8], ведь она оказала влияние на рост уровня преступности по всему миру: возросло число обращений по поводу физического, психологического домашнего насилия и гендерного неравенства. В связи с этим, в данной научной статье своими целями я вижу проведение сравнительного анализа то соотношению роста уровня насилия и гендерного неравенства к частоте заболеваний COVID-19 и выявление особенностей правового регулирования межличностного насилия и гендерного неравенства в мировом сообществе в условиях пандемии.

На данный момент в мировой практике преобладают два подхода к проблеме предотвращения домашнего насилия: ресторативный, направленный на разрешение конфликта, сохранение семьи, направленный на разрушение цикланасилия путём расторжения отношений между жертвой и агрессором, и карательный подход. Он доминирует в большинстве стран с развитой законодательной базой и предусматривает разную меруответственности за правонарушение [11, а 108].

Основным документом, задекларированным международными организациями, выполняющим превентивную функцию - предупреждение насилия в семье и защита прав человека, является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1948 году. В ст. 1 фиксируется право человека на жизнь без насилия,

947

i ш

поскольку все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Стоит отметить, что Организацией Объединенных Наций разработаны рекомендации всем странам-членам ООН в виде модельного законодательства по противодействию насилию в семье. Его первостепенная цель -усовершенствование законодательной базы отдельных государств по борьбе с домашним насилием, подобное модельный законодательство предназначено для законодательных органов и организаций, которые уполномочены разрабатывать и принимать новые нормативно-правовые акты правового регулирования, содержащие меры для борьбы с насилием и гендерным неравенством. Модельное законодательство рекомендует закрепить в законах создание государственных всесторонних служб поддержки, включающих предложения модельного закона, но не ограничивающихся только ими, так как следует учитывать национальные законы и местные условия [5, а 439].

В период COVID-19 большинство стран в первую очередь руководствуются Конвенцией Совета Европы o предотвращении и борьбе с насилием женщин и домашним насилием 2011 года: на основании п. 1 ст. 62 стороны сотрудничают друг с другом, в соответствии с положениями Конвенции, и на основании применения соответствующих международных и региональных инструментов с целью предупреждения, борьбы и судебного преследования в отношении всех форм насилия, подпадающих под сферу действия Конвенции; защиты и предоставления помощи жертвам. Другие страны прибегают к уже существующим нормам уголовного законодательства или принимают специальные законы по противодействию насилию и гендерному неравенству в условиях COVID-19.

В докладе организации ООН от 6 апреля 2020 года говорится, что число женщин, пострадавших от актов насилия со стороны своих партнеров, увеличивается из-за того, что пары вынуждены проводить больше времени вместе: во Франции с 17 марта (дня введения обязательного карантина) рост домашнего насилия составил 30%, а в Сингапуре и на Кипре число обращенийна «горячие линии» по данной проблеме выросло более, чем на 30%

948

Ш

[9, c. 2]. В связи с этим структура «ООН-женщины» запустила кампанию по повышению осведомленности общественности о пандемии, в которой основное внимание уделяется глобальному росту насилия в семье в условиях пандемии. ЮНЭЙДС, в свою очередь, объявил о выпуске руководства «Решение проблем стигмы и дискриминации в рамках мер в ответ на COVID-19», кoторoе предлагает странам рекомендации на основе прав человека, оно содержит решения в 6 областях: правосудие, образование, здравоохранение, взаимодействие на рабочих местах, жизнь сообщества, чрезвычайные требующие гуманитарной помощи ситуации [10].

Помимо этого, в рамках глобальной стратегии и кампании по ликвидации насилия в отношении женщин и детей, Всемирная Организация Здравоохранения подготовила обширный каталог ресурсов, состоящий из практических рекомендаций и руководств: к ним относятся комплексы мер по предотвращению насилия «INSPIRE» («Семь стратегий по ликвидации насилия в отношении детей») и «RESPECT», которые в настоящее время приводятся в соответствие с местными условиями, а 17 июня 2020 года был опубликован комплекс ключевых действий по борьбе с насилием в отношении детей, женщин, пожилых людей во время пандемии. Однако стоит принять во внимание тот факт, что способы правового регулирования, используемые для предотвращения и контроля распространения COVID-19, могут подвергать детей риску с точки зрения их защиты. Детский фонд ООН совместно со своими партнерами по Альянсу за защиту детей в гуманитарной деятельности опубликовали техническую записку «Защита детей во время пандемии коронавируса» с целью минимизации уровня насилия в отношении малолетних и несовершеннолетних.

Стоит отметить, что в условиях COVID-19 действия Национального правительства направлены на принятие устойчивых мер по предотвращению случаев межличностного насилия, гендерного неравенства и борьбе с ними. Так, Правительство Испании приняло решение о покупке апартаментов для размещения жертв, подвергшихся насилию в условиях COVID-19 [3], это также

949

Ш

является видом правового воздействия на уровень насилия во время пандемии, так как наделяет жертву возможностью незамедлительно уйти, поселиться в отдельном жилье и перестать быть зависимой от агрессора, что позволит не допустить нарушения или ограничения прав человека. Я нахожу данное решение крайне эффективным, поскольку одна из главных причин, по которой жертвы продолжают подвергаться домашнему насилию даже при осознании этой проблемы - личная и экономическая зависимости от агрессора: нет безопасного места для жизни и средств к существованию.

Последствия воздействия COVID-19 на права человека в аспектах насилия были сформулированы Международной организацией Amnesty International в «Призыве к соблюдению прав человека в ответных мерах правительства на пандемию COVID-19» и Межамериканской комиссией по правам человека в совместном заявлении «Призыв к действиям по защите от гендерного насилия в чрезвычайных ситуациях», которые призывают правительства учитывать свои обязательства по проявлению должной осмотрительности в вопросах гендерного равенства и борьбе с насилием даже в условия пандемии. На местном уровне, например в Канаде, подобные заявления были сформулированы Комиссией по правам человека Альберты и Онтарио. В провинциях Онтарио и Квебек, мы можем увидеть, что в условиях нового вируса работа кризисных центров для переживших насилие граждан приравнивается к категории служб жизнеобеспечения, что рассматривается как специфичная форма правового регулирования уровня насилия.

По данным сотрудников горячей линии против домашнего насилия в США в городе Портланд за время пандемии количество обращений увеличилось вдвое [6]. В качестве правового регулирования уровня насилия в США видится программа FFC LifeLine, которая предполагает снижение уровня домашнего насилия при надвигающейся второй волне инфекции COVID-19. Данная программа обеспечит равный доступ к широкополосному Интернету в домах

людей, посредством расширения с помощью программы субсидий, установки точек беспроводного доступа в общественных местах. Такие подходы не только

£ È

обеспечат более широкий доступ к телездравоохранению, но также позволятлюдям, которые сталкиваются с межличностным насилием, искать ресурсы для поддержки и помощи.

В России Правительственная комиссия по профилактике правонарушений опубликовала доклад, в котором закрепляется обязанность правоохранительных органов отчитываться по профилактике преступлений, касающихся домашнего насилия. Начальникам региональных управлений МВД необходимо обеспечить возбуждение уголовного дела по ст. 116.1 УК РФ («Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию») при отсутствии заявления потерпевшего. Участковые и сотрудники дежурных частей и подразделений по делам несовершеннолетних обязаны информировать граждан о деятельности кризисных центров, помогающих женщинам. Также на портале государственных услуг РФ были опубликованы памятки «Как избежать кризисной ситуации».

Изучив отчеты управления полиции города Цзинчжоу в Китае за февраль 2020 года, можно прийти к выводу, что туда поступило практически втрое больше жалоб на эпизоды семейного насилия, чем за такой же период предыдущего года. В отчете отделения регистрации брака участкового бюро записей актов гражданского состояния в городе Дачжоу отмечается, что после ослабления карантина 300 пар подали заявление на расторжение брака. В других городах Китая очередь на развод растягивалась на три недели, в связи с тем, что органы ЗАГС просто не успевали обрабатывать количество поданных заявлений, для этого главы провинций ввели ограничение по подаче заявлений: в городе Сиань, провинция Шэньси -14 заявлений в день, в городе Фучжоу, провинция Фуцзянь, - 10 в день [2]. Юридическая невозможность официального расторжения действительного брака между супругами является существенным фактором распространения домашнего насилия [7, а 200]. В этом случае ограничение по подаче заявлений в органы ЗАГС в Китае может стать «катализатором» насилия, так как усугубляет положение жертвы:не дает ей уйти и разорвать все имеющиеся правовые связи с агрессором.

Таким образом, уровень межличностного насилия и частота случаев гендерного неравенства прямо пропорциональны росту заболеваемости COVID-19, они находятся в корреляции. Сейчас мировое сообщество объединяет свои силы, чтобы минимизировать рост уровня насилия и гендерного неравенства в условиях пандемии посредством всевозможных способов правового регулирования, поскольку нельзя допустить ограничение или нарушение прав человека даже в такое сложное время.

Я, в свою очередь, считаю целесообразным странам, во-первых, сотрудничать, предоставлять прямую поддержку и консультации местным организациям по защите прав граждан в вопросах недопустимости насилия и гендерного неравенства для продолжения критически важной работы по противодействию дискриминирующим нормам, а также по предоставлению информации и услуг в тех аспектах, где существуют неизбежные пробелы в государственном реагировании. Политика государств по борьбе с гендерным неравенством и межличностным насилием должна оставаться в качестве приоритетной, в связи с тем, что врачи по всему миру прогнозируют вторую волну пандемии. Следовательно, данные условия повышают уязвимость тех людей, которые уже подвергались насилию. Нужно осуществлять мониторинг: фиксировать по всему миру случаи межличностного насилия и гендерного неравенства, с целью адекватного и корректного измерения и дальнейшего устранения данной проблемы. В частности, это поможет выявить изменяющиеся модели насилия во время пандемии COVID-19. Во-вторых, необходимо обеспечить включение в программы социальной защиты эффективных и инклюзивных механизмов подачи жалоб и восстановления нарушенных прав. В-третьих, крайне важно разработать новые или масштабировать существующие программы денежных выплат (горизонтально и вертикально). Также я вижу эффективным решение о включении средств на обеспечение социальной защиты в предусмотренные государствами пакеты антикризисной экономической помощи, поскольку таким образом Правительство сможет гарантировать

обеспечение

952

медицинского страхования наиболее нуждающимся и

£ Ш

предоставлять больничные оплачиваемые отпуска по уходу за детьми или пожилыми родственниками.

Список литературы:

1. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] / принята Резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН: от 10.12.1948 г. // ШС «КонсультантПлюс».

2. Информационная телепрограмма «Новости». Эфир «Семейная лодка разбилась о коронавирус: в Китае возросло количество разводов» от 25 марта 2020 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт федерального канала «Первый канал». URL: https://goo-gl.su/qRESy9h.

3. Клементьева, Е. Как спастись от домашнего насилия в условиях карантина? Отвечают правозащитницы [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Афиша Daily». URL: https://goo-gl.su/bBmjOk37.

4. Модельное законодательство о насилии в семье [Электронный ресурс] / принято Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1996 г. - URL: http: //www. gender.cawater-info. net/publications/pdf/mod un.pdf.

5. Томусякова, И.И. Международные правовые акты, регулирующие противодействие насилию в семье [Электронный ресурс] // Форум права. - 2014. - №2. - С. 438-441. - URL: https://core.ac.uk/download/pdf/187222963.pdf.

6. ChipsJoumal. Из-за карантина количество случаев домашнего насилия увеличилось в несколько раз [Электронный ресурс] // URL: https://goo-gl.su/o1ei6n91.

7. Conway-Turner, K. Women, families, and feminist politics: a global exploration [Текст] / K. Conway-Turner, S. Cherri. - Oxford New York: Taylor & Francis, 1998. - 268 P .

8. Pinna, M. «He hit me with an axe handle»: Europe's lockdowns lead to a surge in domestic violence [Электронный ресурс] // EuroNews. // URL: https://goo-gl.su/9o8sfl.

9. The United Nations Development Programme. Gender-based violence and COVID-19 [Электронный ресурс] // URL: https : //goo. su/2ih9.

10. UNAIDS. Addressing stigma and discrimination in the COVID-19 response [Электронный ресурс] // URL: https://goo-gl.su/it96.

11. van Wormer, K. Restorative Justice as Social Justice for Victims of Gendered Violence: A Standpoint Feminist Perspective. [Текст] // Social Work of Oxford Academic. — 2009. — April. — vol. 54, iss. 2. — P. 107—115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.