Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ АПК'

МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савенко В.Г.

Раскрыта сущность инновационного процесса в АПК и даны предложения по участию ор- ганизаций сельскохозяйственного консультирования в повышении инновационной активности. Особое внима- ние уделено проблеме формирования заказов на НИОКР с учетом потребности сельскохозяйственных товаро- производителей и мониторингу внедрения инноваций.The essence of the innovation process in the agricultural sector is presented and recommendations for the participation of advisory organizations in improving agricultural innovation are provided. Particular attention is paid to the problem of formation of orders for research, taking in consideration the needs of agricultural producers and monitoring of innovation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ АПК»

2. Эффективность сельскохозяйственного производства // Коллективная монография под ред. Санду И.С., Оглоблин Е.С., Прокопьев Г.С. // Москва, 2005. Сер. Библиотечка «В помощь консультанту».

3. Лебедев H.A. Направления деятельности органов местного самоуправления в г. Москве [Текст]/Н.А.Лебедев, Рагулина Ю.В.. Попов А.С.//Актуальные проблемы экономики. 2013. № 10. С. 63-67.

4. Барсов Е.В., Макущенко Л.В. Жилищные отношения и муниципальный уровень. М„ 2008.

5. Рагулина Ю.В., Бутова Т.В. Теория и практика взаимодействия бизнеса и властных структур. М.: КНОРУС, 2013.

6. Васюткина Л.В. Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности Российских организаций // Прикладные экономические исследования. 2014. № 3. С. 17-22.

7. Трошин A.B. Инвестирование аграрного сектора России в условиях членства в ВТО//АПК: экономика. управление. 2014. № 5. С. 65-71

8 Гнездова Ю.В. Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения, как проект реализации информационно-коммуникационных технологий в Смоленской области. // Прикладные экономические исследования. 2014 №1. С.28 -35

УДК 631.15

Савенко В.Г.

Филиал ФГБОУДПО ФЦСКАПК

Механизмы инновационной деятельности субъектов сельскохозяйственного консультирования

в инновационных процессах АПК

Ключевые слова: инновационное развитие, сельскохозяйственное консультирование _Keywords: Innovative development, agriculture advise_

Аннотация: Раскрыта сущность инновационного процесса в АПК и даны предложения по участию организаций сельскохозяйственного консультирования в повышении инновационной активности. Особое внимание уделено проблеме формирования заказов на НИОКР с учетом потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей и мониторингу внедрения инноваций.

Abstract: The essence of the innovation process in the agricultural sector is presented and recommendations for the participation of advisory organizations in improving agricultural innovation are provided. Particular attention is paid to the problem of formation of orders for research, taking in consideration the needs of agricultural producers and monitoring of innovation.

На заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России Председатель Правительства Дмитрий Анатольевич Медведев озвучил объемы затрат около 1 млрд. руб. на научные исследования и в среднем ежегодно почти 10 млрд. руб. на поддержку инновационных проектов. Наверное, нет смысла обсуждать много это или мало, т.к. там же министр Федоров Николай Васильевич доложил, что из около 2 тыс. единиц созданной за эти средства научной продукции осваивается менее половины.

По мнению ряда ведущих ученых-аграрников, из-за применения неэффективных технологий и недостаточного материально-технического обеспечения производства, низкой энерговооруженности Россия ежегодно недополучает от сельского хозяйства продукции на сумму не менее 200-250 млрд. руб.

В чем причина неудовлетворительного состояния внедрения инновационных продуктов?

Модернизация отрасли это очень масштабный процесс, и он может произойти только при наличии определённых условий, отработанных механизмов и инновационной активности участников. При этом, по нашему мнению, основополагающими пози-

циями являются:

Во-первых. Обеспечение необходимых и благоприятных для создания инновационно-активного производства экономических условий и правовой среды, заинтересованность товаропроизводителей в получении эффекта от модернизации производства;

Во-вторых. Создание условий и предпосылок, благоприятствующих построению эффективной инновационной инфраструктуры, мотивированности всех участников инновационного процесса.

Одна из причин такого состояния в модернизации отрасли отсутствие эффективных механизмов внедрения. Не отработано взаимодействие научных учреждений с внедренческими формированиями. Управление, наука, образование и внедренческие структуры действуют без четкой координации инновационной деятельности и единой ее направленности. Неразвитость инфраструктуры обмена знаниями, недостаточное взаимодействие научной, внедренческой и производственной сфер АПК сдерживают темпы модернизации отрасли. Становится очевидным, что существовавший порядок передачи научно-технических достижений от науки производству не соответствует изменившимся условиям и требует совершенствования.

Основой научно-технического прогресса и, по

сути, механизмом его практической реализации, являются инновационные процессы.

Как известно инновационный процесс состоит из трех основных этапов (слайд 2):

- создание новаций (зарождение идеи, фунда-

ментальные и прикладные исследования) и доведение научно-технических разработок до инноваций;

- распространение инноваций (информирование, обучение);

- освоение инноваций в производство.

Этапы ннновацнонного процесса

Этапы Мероприятия Исполнители

Создание новаций Изучение проблем, требующих научного решения и формирование заказов на научные исследования Инновационные формирования, в т.ч. организации сельскохозяйственного консультирования, Минсельхоз России и региональные органы управления АПК

Оформление научных идей. Проведение исследований и создание инноваций Научные организации

Распространение инноваций Формирование информационных ресурсов завершенных научных разработок. Информирование и обучение потенциальных потребителей Инновационные формирования, т.ч. организации сельскохозяйственного консультирования, органы управления АПК и образовательные учреждения

Освоение инноваций Подготовка инновации к освоению, оформление инновационного проекта, освоение Инновационные формирования, т.ч. организации сельскохозяйственного консультирования, товаропроизводители

Совершенно очевидно, что в основе системы научного обеспечения АПК должны быть запросы производства, заказы сельскохозяйственных предприятий. Очевидно, но не реально совершенно не так. Абсурдно, но сейчас участие Минсельхоза России в формировании даже направлений научно-

практической реально не прослеживается. Надеемся, что в ближайшее время, в том числе с учетом прошедшей вчера Коллегии Минсельхоза России, где обсуждались проблемы внедрения инновационных технологий, практика формирования «портфеля заказов на НИОКР» самими научными организациями «под себя» в ближайшее время будет коренным образом изменена и Минсельхозу, основной задачей которого является выработка государственной аграрной политики, будет определена функция заказчика научной продукции.

В системе научно-технического обеспечения особую роль играет информационное обеспечение и

внедренческая деятельность центров сельскохозяйственного консультирования.

Следует отметить, что в настоящее время в России создан, я бы сказал, скелет системы сельскохозяйственного консультирования, определены формы и основные методы деятельности её субъектов, но как справедливо отмечает министр, пока должной отдачи от них регионы и страна в целом не ощутила. А мерилом успешности в работе организаций сельскохозяйственного консультирования в ближайшее время будет инновационная составляющая.

Организационно-экономический механизм трансферта технико-технологических инноваций (слайд 3) следует совершенствовать в направлении определения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в научно-технических разработках, формирования БД инноваций, их распространения в сфере АПК и консультационного сопровождения на этапе внедрения.

М1ис«льхоа1*оссии ир«гионвлкиь оргомыулроолсппя АПК

Л

Раэработчи»<ноучио-т«хниче<кои продукции

зг

((~ц~) (=S=) { = ) (в= ))

Центры сельскохозяйственного консультирования

AL

Ссльскохозяистоснныв товаропроизводители

Схема инновационного процесса с участием организаций сельскохозяйственного консультирова-

ния

Эффективность участия консалтинговых организаций в инновационной деятельности уже на этапе формирования потребности в конкретных научных разработках широко подтверждается иностранным опытом.

Эталоном эффективности консалтинговых систем в Америке считаются «Extension servise», а в Европе «Датская сельскохозяйственная консультационная служба» и их можно привести в качестве примера. При наличии некоторых различий в американской и европейской моделях участие организаций сельскохозяйственного консультирования в инновационной деятельности и, особенно в определении по-

требностей направлений научных исследований является обязательным. «Extension servise» обеспечивает обратную связь научных учреждений с фермерами, она информирует ученых об эффективности их рекомендаций и выявляет круг производственных проблем для определения направлений научных исследований. То же самое осуществляют и консультанты Датской сельскохозяйственной консультационной службы, участвуют в формировании планов НИР и в освоении инноваций.

Порядок выявления потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в научно-технических разработках предусматривает, что:

• объектом выявления потребностей являются сельскохозяйственные товаропроизводители, реальные и/или потенциальные потребители инновации;

• выявление потребности является функцией всех субъектов системы сельскохозяйственного консультирования. Она определяется путем анализа наличия инновационных предложений и выявления потребностей в них сельскохозяйственных товаропроизводителей;

• аналитическая обработка анкет осуществляется в региональном центре сельскохозяйственного консультирования. Информация направляется для формирования единой заявки в федеральный центр, который составляет аналитический доклад и представляет его в Минсельхоз России;

• на основании доклада и его обсуждения на НТС Минсельхоза России составляется перспективный план модернизации производства, который может служить ориентиром для разработчиков и основанием для составления госзаказа на НИОКР.

Порядок формирования баз данных инноваций, разработанных научными организациями и/или иными носителями инноваций и рекомендованных к

применению в сельскохозяйственном производстве предполагает, что:

• БД инноваций создаются на основе инновационной продукции выполненной научными организациями России и/или иными носителями инноваций для использования в сельскохозяйственном производстве.

• Объектом для включения в БД являются инновации, получившие одобрение НТС Минсельхоза России и/или региональных органов управления АПК и рекомендованные к освоению повсеместно или в определённых почвенно-климатических зонах и хозяйственных условиях АПК России, а также победители в номинациях федеральных, межрегиональных и региональных агропромышленных выставок.

• БД инноваций, рекомендованных к освоению НТС Минсельхоза России, формирует федеральный центр, БД инноваций, имеющих региональное значение формируются в региональных центрах сельскохозяйственного консультирования;

• распространение инновационных ресурсов осуществляется субъектами сельскохозяйственного консультирования путем предоставления информации через Интернет и другие средства связи, в т.ч. с использованием создаваемой федеральной сети обмена знаниями и технологиями, распространением методической и рекомендательной литературы, организацией конгрессных и выставочно-демонстрационных мероприятий. обучением и повышением квалификации консультантов по сельскому хозяйству, руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций.

В настоящее время, по заданию Минсельхоза России, федеральный центр сельскохозяйственного консультирования разрабатывает и реализовывает пока как пилотный, с перспективой обхвата всех регионов «Проект создания федеральной сети обмена знаниями и технологиями в сельском хозяйстве». Основные направления проекта (слайд 4 )

Осиивиые направлении проект»

f^j ^аэвитиерегиональиай сети суОъечтоа :ист«мы сельсчохоийствениого копсультировпиия.

Разработка и создание сетевого Интернет - порталасистемы ces ьскохозпиственного консул ьтпроаАнгл.

^ Фо|э^ировани е федерял сна С* и рег^ональнь! х баэ данных инноваиионн ых ресурсов рекоменооеанных к освоению с сельскохозяйственного производстне.

Рлаработнв реглементл обмена энанилми м технологиями и алгоритма инфирмнционного обеспечении произиидстиз.

Созда* 1ИС ti оргам^зпцип отарытого форума по oG*v\oi iy проектами, идепми р* мрлкгикпми п сосре сельскохозяйстенногоирои.даадсюп.

Успех инновационной деятельности вообще и в системе сельскохозяйственного консультирования в частности, не возможен без организации системного и эффективного мониторинга.

В стране сложилось положение, когда системный анализ внедрения, конечного этапа инновационной деятельности не осуществляется вообще.

Информационный вакуум создаёт искаженное представление о развитии агропромышленного комплекса, состоянии научно-технического потенциала и инновационной активности всей отрасли.

Объектом мониторинга являются центры сельскохозяйственного консультирования, иные организации осуществляющие распространение инноваций и их потребители:

• мониторинг осуществляют региональные и районные центры сельскохозяйственного консультирования;

• аналитическая обработка информации осуществляет в федеральном центре сельскохозяйственного консультирования, который готовит и представляет в Минсельхоз России аналитический доклад о состоянии использования научно-технических достижений в АПК.

Проект предлагаемых нами «правил формирования государственного заказа на НИОКР. трансферта инноваций в сельскохозяйственное производство и мониторинга использовании инновационных продуктов» представлен в министерство для рассмотрения и при одобрении для исполнения соответствующими структурами.

Предлагаемая схема иновационно-внедренческой деятельности (слайд 4) по своей организационной сути представляет систему, делающую попытку объединения интеллектуальных ресурсов научной, образовательной и внедренческой сфер всех уровней, сфокусированных с целью доведения научных разработок до конкретных потребителей, оказания помощи в освоении инноваций.

Системный подход и совершенствование механизмов инновационной деятельности позволит создать предпосылки для повышения инновационной активности и повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной отрасли и более чётко определит функции участвующих в инновационной деятельности субъектов на близлежащую перспективу.

Стратегия совершенствования инновационной деятельности в АПК

№ п/п Субъекты инновационной деятельности Основные задачи Результат

1 Минсельхоз России и региональные органы управления АПК* 1. Разработка государственной и региональной инновационной политики 2. Размещение государственного (регионального) заказа на НИОКР 3. Организация инновационной деятельности 1. Повышение инновационной актив- ности в отрасли 2. Создание (совершенствование) механизмов инновационной деятельности

2 Научные организации 1. Разработка (заимствование) и апробирование инноваций 2. Внедрение инноваций (пилотные проекты) 1. Создание (заимствование) научно-технической продукции

3 Образовательные учреждения 1. Подготовка и повышение квалификации кадров 2. Разработка научно-технической продукции 3. Внедрение инноваций (пилотные проекты) 1. Привлечение высококвалифицированных специалистов 2. Повышение эффективности

4 Организации сельскохозяйственного консультирования 1. Выявление потребности в науч- но-технической продукции 2. Информационно-инновационное обеспечение 3.Масштабное внедрение инноваций и содействие (сопровождение) их освоения 4. Мониторинг инновационной деятельности 1. Формирование реально востребованного «портфеля заказов» 2. Распространение знаний о наличии инновационной продукции 3. Квалифицированное сопровождение внедрения и освоения инноваций 4. Повышение инновационной актив- ности

Литература

1. Санду И.С., Савенко В.Г. Проблемы формирования механизма инновашониого обеспечения АПК. / АПК: ЭКОНОМИКА. УПРАВЛЕНИЕ, 01.2013, с. 28-33

2. Савенко В.Г. Информационно-консультационной обеспечение инновационной деятельности в агропромышленном комплексе. / Ваш сельский консультант. 2014 № 1,с. 12-13.

3. Савенко В.Г. Совершенствование механизмов управления инновационными процессами в агропромышленном комплексе. / Ваш сельский консультан т, 2014 № 4,с. 17-19.

4. Левина Л.В. Формы и методы трансферта инноваций в сельскохозяйственное производство. Сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции 30 декабря 2013 г. «Актуальные вопросы образования и науки», часть 8, г. Тамбов, ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2014, с. 142-146.

5. Рыженкова, Н.Е., Шепелин, А. Роль институтов в формировании национатьной инновационной сист£ мы / Н.Е. Рыженкова, А. Шепелин // Сборник статей X Международной научно-практической конфере «Международный, федеральный и региональный рынок образовательных услуг: состояние и перспективы вития». Пенза: Приволжский Дом знаний. -2013. С. 32-39.

6. Демишкевич Г.М. Организационно-экономические основы развития системы сельскохозяйственного консультирования /АПК: Экономика, управление. 2009. № 8. С. 27-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.