Научная статья на тему 'Механизмы и направления инновационного развития сельского хозяйства региона'

Механизмы и направления инновационного развития сельского хозяйства региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
753
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золотарева Елена Леонидовна, Плахин Е.С.

В статье предлагаются механизмы инновационного развития сельского хозяйства региона, направленные на повышение его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Золотарева Елена Леонидовна, Плахин Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы и направления инновационного развития сельского хозяйства региона»

3 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник. - М., 2004. - 432 с.

4 Горбунов Д.В. Анализ состояния системы информационно-консультационного обслуживания Курской Области // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - № 6. - С. 39-42.

Информация об авторах Кривоухов Анатолий Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин ФГБОУ ВО Курская ГСХА.

Воробьева Ольга Валерьевна, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой информационной, техносферной безопасности и правовой защиты информации Курской академии государственной и муниципальной службы.

INTELLECTUAL PROPERTY AS A FACTOR OF AGRICULTURAL DEVELOPMENT

A.A. Krivoukhov, O.V. Vorobeva

Abstract. The article is devoted to substantiation of necessity of creation of information system of accounting of intellectual property - patents, and preparation of models of intellectual property and their relationship with subjects of intellectual property Keywords: intellectual property, object, subject, calculation, simulation, control, automation.

МЕХАНИЗМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА

Е.Л. Золотарева, Е.С. Плахин

Аннотация. В статье предлагаются механизмы инновационного развития сельского хозяйства региона, направленные на повышение его эффективности.

Ключевые слова: инновации, инновационная активность, инновационное развитие, инвестиции, государственное регулирование, эффективность инноваций.

Введение. Вступление России в ВТО предполагает повышение степени открытости экономики страны для импорта, а, следовательно, обострение конкуренции на внутреннем рынке, что может негативно отразиться на развитии ряда отечественных отраслей, и прежде всего, сельского хозяйства. Поскольку сельское хозяйство имеет стратегическое значение для экономики России, повышение его конкурентоспособности и устойчивости является неотъемлемой частью аграрной политики. Укрепление позиций отечественной сельскохозяйственной продукции на рынках во многом определяется инновационным развитием отрасли, которое невозможно без повышения инновационной активности на уровне регионов и предприятий, государственной поддержки, формирования механизмов стимулирования инвестиционной деятельности. В связи с этим, научное обоснование направлений инновационного развития сельского хозяйства имеет теоретическую и практическую значимость.

Методика. Инновационное развитие сельского хозяйства имеет ряд отличительных особенностей по сравнению с другими отраслями экономики. Эти особенности определяет с одной стороны специфика самого сельского хозяйства: сезонность производства, использование в качестве основного средства производства земли, а предметов труда - живых организмов, рас-средоточенность производства, зависимость его от климатических особенностей и погодных условий. С другой стороны, сложившимися негативными тенденциями в отрасли, связанными с материально-техническим обеспечением: снижение фондообеспеченности, энергооснащенности производства, повышение доли импортных машин и оборудования на отечественном рынке сельскохозяйственной техники в сочетании с низкими доходами сельскохозяйственных производителей и незначительным уровнем их государственной поддержки.

Указанные факторы усложняют и тормозят инновационное развитие сельского хозяйства, а инновации, которые доходят до стадии внедрения в производство на практике оказываются малоэффективными.

Проблемам теории инноваций и повышения эффективности их использования посвящены труды многих зарубежных ученых: Макконелла К.Р., Брю С.Л., Твисса

Б, Шумпетера Й, Санто Б, [1,2,3,4], представителей отечественной экономической науки [5, 6, 7,8], Однако вопросам изучения факторов, механизмов, обоснования направлений инновационного развития отечественного сельского хозяйства в среднесрочном и долгосрочном периодах уделено, на наш взгляд, недостаточно внимания. Для решения сложившихся проблем инновационного развития сельского хозяйства, необходима разработка мер, направленных на активизацию инновационного развития отрасли и повышение эффективности использования инноваций.

Результаты. В настоящее время развитие отечественной экономики сдерживают: низкая мировая цена на нефть, экономические санкции с одной стороны и введение продуктового эмбарго с другой, резкое снижение с конца 2014 г. валютного курса рубля. Поэтому проблема замещения импорта продовольствия стоит как никогда остро, поскольку затрагиваются интересы, связанные с обеспечением продовольственной безопасности страны. Использование инноваций позволит использовать экономический потенциал отечественного сельского хозяйства и будет способствовать увеличению объемов и эффективности производства в отрасли.

Сложившиеся темпы инновационного развития отечественного сельского хозяйства крайне низки, что является угрозой снижения эффективности применения инновационных технологий и негативно сказывается на конкурентоспособности продукции и предприятий отрасли.

В научной литературе [5,9,10] выделяются, преимущественно, два пути повышения инновационной активности в сельском хозяйстве:

- системное реформирование аграрного сектора с акцентом на использование инновационных технологий. При этом инновации распределяются относительно равномерно во всех отраслях сельского хозяйства, что требует значительных затрат средств и времени;

- выделение приоритетных направлений инновационного развития. В этом случае инновации концентрируются в ключевых отраслях, что требует меньше времени, но создаёт риск разбалансированности отраслевой структуры сельского хозяйства по инновационным параметрам.

Изучение зарубежной практики инновационного развития сельского хозяйства [5,11,12,13,14] показало, что наиболее целесообразно сочетать администрирующие функции государства и самоорганизующие функции рынка через спрос и предложение, ценовую политику, конкурентные отношения, региональные программы развития и государственной поддержки. Одним их негативных эффектов применения указанного подхода является возможность искажения под влиянием

инновационного развития производственном структуры и финансовых результатов предприятия. Поэтому, на наш взгляд возрастает роль косвенных методов государственного регулирования отрасли с использованием методов фискальной, финансово кредитной, валютной, антимонопольной политики в сочетании с селективной государственной поддержкой сельскохозяйственных организаций, ориентированной на показатели, характеризующие инновационное развитие (фондоотдача, мате-риалоотдача, энерговооружённость и т.д.). Такой подход позволит ранжировать предприятия по уровню инновационного развития (худшие, средние, лучшие) и обозначить в качестве приоритетной цели - повышение эффективности использования инноваций для каждой группы предприятий.

На региональном уровне целесообразно создание стратегического плана инновационного развития, предполагающего использование механизма, определяющего использование ресурсов инновационного развития (инвестиционных, кадровых, технологических), а также определение этапов и соответствующих задач инновационного развития сельского хозяйства (средне- и долгосрочная перспектива).

По нашему мнению, при формировании направлений инновационного развития с позиций аграрных предприятий и государства, необходимо учитывать их сложившуюся производственную специализацию, эффекты ее корректировки с учетом конъюнктуры внутренних и внешних рынков, необходимость и возможность воздействия на факторы, сдерживающие и стимулирующие инновационную активность.

Таким образом, активизации инновационного развития будет способствовать сочетание различных форм и методов государственного и рыночного регулирования с учетом социально-экономических и природных особенностей региона и предприятия (рисунок 1).

Рисунок 1 - Механизм активизации

Важнейшей составляющей процесса инновационного развития является инвестиционная активность, на которую оказывают влияние инвестиционные риски, обусловленные сложившимся инвестиционным климатом в стране и конкретном ее регионе. Поскольку в среднесрочной перспективе главными источниками инвестиционных ресурсов сельскохозяйственных пред-

приятий инновационного развития выступают их собственные средства и государственные программы развития аграрного сектора [15,16,17], необходимо создание условий и механизмов повышения эффективности производства и реализации продукции сельского хозяйства, повышения не только уровня, но и устойчивости финансовых результатов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Инновационное развитие сельского хозяйства должно предполагать и социально-экономическое развитие сельской местности, сохранение и восстановление экологии в регионе.

По нашему мнению решению указанных задач может способствовать создание регионального кластера по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной. Кластерная структура позволит консолидировать экономические, информационные, социальные ресурсы для инновационного развития предприятий, входящих в кластер, согласно единому плану развития, ограничить предельный размер торговых наценок.

В условиях открытой экономики, а, следовательно, острой конкуренции с импортом относительно дешевой продукции (в частности, продовольствия, сельскохозяйственных машин и оборудования) необходимо совершенствование государственной протекционистской политики. Низкая себестоимость зарубежной продукции обусловлена использованием инновационных разработок, как в аграрном производстве, так и в производстве машин и технологий. Эффективное использование инноваций иностранными компаниями позволяет им побеждать в конкурентной борьбе с отечественными производителями продовольствия с одной стороны и способствует росту зависимости предприятий отечественного АПК от импорта машин, оборудования и других видов основных средств производства, с другой стороны.

Поэтому, на наш взгляд, приоритетным направлением государственной аграрной политики должно стать стимулирование развития отечественных технологий и машин, используемых в сельском хозяйстве и сфере переработки продукции. Одним из путей решения этой проблемы может быть создание базирующихся в России совместных с иностранными производителями инновационных компаний, в рамках которых должен быть сформирован научно-исследовательский коллектив с финансовым и технологическим обеспечением, В качестве стимулирующего регулятора целесообразно использовать налоговые льготы, а в качестве источников финансирования средства государства и частного бизнеса.

В долгосрочной перспективе инновационное развитие сельского хозяйства, по нашему мнению, должна осуществляться по двум направлениям: институциональному и технологическому. Институциональное направление связано с разработкой механизма продвижения инновации к конечному потребителю, увеличение масштабов производства и использования инноваций. Технологическое направление связано решением производственных проблем, расширением производственных возможностей на основе инноваций, повышением экономической эффективности производства. Реализация указанных направлений позволит создать концепцию устойчивого долгосрочного инновационного развития отрасли.

Поскольку создание инноваций процесс наукоёмкий и капиталоёмкий, требующий концентрации человеческого и социального капитала необходимо формирование соответствующей инфраструктуры, включающей исследовательские и информационные центры, компании, фирмы основной функцией которых является раз-

работка и распространение инноваций, аграрные ВУЗы, в которых сосредоточен научный потенциал и ведется подготовка квалифицированных кадров для сельского хозяйства.

Наиболее гибкими структурами по созданию инноваций и решению проблем инновационного развития являются небольшие стартап-компании, сформированные в бизнес-инкубаторах при аграрных вузах (рисунок 2).

новационных проблем и разработку путей развития аграрного производства. Крупные корпорации по нашему мнению должны заниматься созданием и модификацией платформ развития.

Для разработки, внедрения и повышения эффективности использования инноваций необходим постоянный контакт между производителями инновационных технологий и сельскохозяйственными организациями. Для этих целей мы считаем необходимым создание единой всероссийской аграрной сети, которая станет информационной платформой для взаимодействия между производителями сельскохозяйственной продукции и производителями технологических и био-инноваций (рисунок 3).

Рисунок 2 - Механизм взаимодействия стартап-компаний с научным центром, потребителями инноваций и государством

Преимуществом функционирования бизнес -инкубаторов при вузах является возможность получения консультаций учёных по проблемным вопросам при создании инновационного продукта и доступ к технологической базе для реализации своей концепции, что позволит существенно снизить издержки.

Инвестирование бизнес-инкубаторов должно осуществляется с одной стороны государством для создания технологической базы, с другой стороны аграрными предприятиями для создания стартап-компаний, которые, будут вести разработки, и предоставлять доступ к инновационным продуктам своим инвесторам. На определённый срок, разработанный инновационный продукт будет защищён патентом, поэтому право на его использование приобретается на коммерческих условиях, полученные средства позволят стартап-компаниям развиваться.

Эффективной организационной формой на рынке аграрных инноваций могут выступать технологические и био-корпорации (крупные компании, занимающиеся разработкой фундаментальных инноваций).

Ключевые направления деятельности биокорпораций: генная инженерия, получение новых сортов и пород животных, разработка лекарственных средств для сельскохозяйственных животных.

Технологические корпорации должны сосредоточить своё внимание на производстве новых машин, оборудования для сельского хозяйства, технологий производства продукции растениеводства и животноводства. В отличие от стартап-компаний, которые ориентированы на выполнение заказа производителей, био-и технологические корпорации предлагают решение ин-

Рисунок 3 - Структура и механизм функционирования единой аграрной сети в регионе

Сельскохозяйственные организации должны иметь представительства в такой сети, что обеспечит их информированность о новых инновационных разработках и программах инновационного обновления производства, позволит размещать заказы на разработку инновационных технологий для стартап-компаний.

Реализация предложенных механизмов стимулирования инновационного развития в сельском хозяйстве позволит снизить затраты времени и денежных средств на поиск информации относительно инноваций, сократить сроки внедрения инновационных разработок, повысить эффективность использования инноваций.

Процесс инновационного развития должен охватывать все сферы АПК, что позволит создать общие платформы технологического взаимодействия в машиностроении, материально-техническом, транспортном, информационном, научно-консультационном обслуживании его участников. Это позволит повысить не только эффективность производства в сельском хозяйстве, но эффекты от реализации инноваций.

Выводы.

В настоящее время инновационное развитие отечественного сельского хозяйства характеризуется низкими темпами, что снижает эффективность применения инновационных технологий и не способствует повышению конкурентоспособности продукции и предприятий.

Повышению инновационной активности будет способствовать сочетание различных форм и методов государственного и рыночного регулирования с учетом социально-экономических и природных особенностей региона и предприятия.

Инновационное развитие сельского хозяйства должно охватывать не только сферу производства, но и социально-экономическую сферу сельской местности, и сохранение и восстановление экологии в регионе. Поэтому финансирование этого процесса должно осуществляться не только сельскохозяйственными товаропроизводителями, но и федеральными, и региональными структурами.

На государственном уровне целесообразно активизировать использование косвенных методов регулирования отрасли с использованием фискальной, финансово кредитной, валютной, антимонопольной политики в сочетании с селективной государственной поддержкой сельскохозяйственных организаций, ориентированной на показатели, характеризующие инновационное развитие, что будет стимулировать повышение эффективности использования инноваций на уровне предприятий.

На региональном уровне необходимо создание стратегического плана инновационного развития, предполагающего использование механизма, определяющего использование ресурсов инновационного развития, определение его этапов и соответствующих задач на средне- и долгосрочную перспективу.

При формировании направлений инновационного развития с позиций аграрных предприятий и государства, необходимо учитывать их сложившуюся производственную специализацию, эффекты ее корректировки с учетом конъюнктуры внутренних и внешних рынков, необходимость и возможность воздействия на факторы, сдерживающие и стимулирующие инновационную активность. Поскольку в среднесрочной перспективе главными источниками инвестиционных ресурсов сельскохозяйственных товаропроизводителей выступают их собственные средства и государственные программы развития аграрного сектора, необходимо создание условий и механизмов повышения эффективности производства и реализации продукции сельского хозяйства, уровня и устойчивости финансовых результатов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Решению указанных задач может способствовать создание регионального кластера по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной. Кластерная структура позволит консолидировать экономические, информационные, социальные ресурсы для инновационного развития предприятий, входящих в кластер, согласно единому плану развития, ограничить предельный размер торговых наценок.

В долгосрочной перспективе инновационное развитие сельского хозяйства, по нашему мнению, должно осуществляться по двум направлениям: институциональному и технологическому.

В связи с тем, что создание инноваций процесс наукоёмкий и капиталоёмкий, требующий концентрации капитала и научных знаний необходимо формирование соответствующей инфраструктуры, включающей исследовательские, информационные, создающие инновации, ведущие подготовку специалистов структуры.

Для повышения эффективности разработки, внедрения и использования инноваций в сельском хозяйстве, необходимо создание единой всероссийской аграрной сети, которая станет информационной платформой для взаимодействия между производителями

сельскохозяйственной продукции и производителями инноваций.

Список использованных источников

1 Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Пер. с 14-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2003. — XXXVI. - 972 с.

2 Твисс Б. Управление научно-техническими инновациями. М.: Экономика, 1989. - 388 с.

3 Шумпетер, И. Теория экономического развития [Текст] / И. Шумпетер. - М.: Прогресс, 1982. - 401 с.

4 Санто Б. Инновация как средство экономического развития: Учебник / Б. Санто. - Пер. с венгер. - М. : Прогресс, 2005. - 376 с.

5 Никонова Я.И. Современные тенденции формирования стратегии инновационного развития экономических систем. - Вестник ТГУ. - 2013. - № 367.

6 Краснова Н.А. Эволюционные позиции и развитие понятийного аппарата экономического содержания инновационной деятельности регионального АПК // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 9. - С. 24-34.

7 Савенко В. Освоение инноваций в ведущих странах мира и возможности использования их опыта в России // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2007. — № 3. — С. 11-13.

8 Актуальные аспекты программирования регионального инновационного развития / В.А. Семыкин, Е.А. Барбашин, Е.Л. Золотарева и др. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - № 8. - С. 2-7.

9 Grossman G., Helpman E. Innovation and Growth // MIT Press: Cambridge, MA. — 1991a. Grossman G., Helpman E. Innovation and Growth // MIT Press: Cambridge, MA. — 1991a.

10 Spielman, D.J. (2005). Innovation Systems Perspectives on Developing-Country Agriculture: A Critical Review (ISNAR Discussion Paper 2). Retrieved from: http://ebrary.ifpri.org/cdm/ref/collection/p15738coll2/id/72305

11 Chesbourn H. Open innovation: The imperative for creating and profiting from technology. Harvard Business School Press, Boston, MA, 2003.

12 Klerkx, L., Gildemacher, P. (2012). The role of innovation brokers in agricultural innovation systems. In: World Bank (2012), Agricultural Innovation Systems: An Investment Sourcebook, pp. 211-230. World Bank, Washington DC

13 Ramirez R. Value Co-Production: Intellectual Origins and Implications for Practice and Research // Strategic Management Journal. — 1999. — vol. 20. — р. 49-65.

14 Richard Silberglitt, Philip S. Anton, David R. Howell, Anny Wong, Natalie Gassman, Brian A. Jackson, Eric Landree, Shari Lawrence Pfleeger, Elaine M. Newton, Felicia Wu. The Global Technology Revolution 2020, In-Depth Analyses. -http://www.rand.org/pubs/technical_reports/TR303.html

15 Золотарева Е.Л., Проняева М.Е., Воронцова Ю.В. Инвестиционная политика в воспроизводственном процессе сельского хозяйства (на примере Курской области) / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2010. - № 3. - С. 59-61.

16 Краснова Н.А. Роль государственной поддержки в формировании инновационной стратегии развития АПК. -Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2012. - № 31. - С. 10-18.

17 Звягинцев В.В., Золотарева Е.Л. Степень воздействия государства на развитие сельскохозяйственного производства Курской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2007. - № 10. - С. 19-21.

Информация об авторах

Золотарева Елена Леонидовна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики имени профессора А.И. Барбашина ФГБОУ ВО ГСХА; zolotyreva@yandex.ru

Плахин Е.С., аспирант кафедры экономики имени профессора А.И. Барбашина ФГБОУ ВО ГСХА; plakhin.aquila@gmail.com

MECHANISMS AND DIRECTIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF AGRICULTURE IN THE REGION E. L. Zolotareva, E. S. Рlakhin

Abstract. The article offers an innovative mechanisms for agricultural development in the region, aimed at improving its efficiency. Key words. Innovations, innovative activity, innovative development, investment investments, government regulation, efficiency of innovation.

СУЩНОСТЬ И СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СВЕКЛОСАХАРНОГО ПОДКОМПЛЕКСА АПК ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ

Р.Е. Белкин, Е.В. Векленко

Аннотация. Рассмотрены необходимость государственного регулирования свеклосахарного подкомплекса, его сущность, принципы, механизмы, способы оценки эффективности, этапы реформирования подкомплекса, эффективность регулирования на современном этапе.

Ключевые слова: свеклосахарный подкомплекс, государственное регулирование, принципы, механизмы, эффективность.

Государственное управление и регулирование экономики является важнейшей объективной необходимостью для эффективного функционирования экономического механизма хозяйствования, экономической деятельности на всех уровнях и во всех отраслях. Особенно оно необходимо в сельском хозяйств и АПК в целом. Это обусловлено не только важным значением сельского хозяйства в экономике страны, но и его особенностями. Аграрное производство связано с биологическими и природными процессами, которые находятся в прямой зависимости от климатических и временных факторов, степени участия человека, земли, растений, животных, объемов разнообразных по своему составу и назначению оборотного капитала, наличия постоянного риска в получении стабильных доходов, ценовой неэластичности спроса на многие продукты сельского хозяйства, большим разрывом во времени между произведенными затратами и получением продукции. Продовольственный рынок и сельское хозяйство не являются саморегулирующимися секторами хозяйственной системы, так как рыночные силы сами по себе не в состоянии создать баланс спроса и предложения [1-7].

Государственное вмешательство и поддержка свеклосахарного производства обусловлена тем, что сахарная свекла, как единственный источник сырья для производства сахара в России, остается стратегической культурой. Сахар является важным компонентом продовольственной безопасности страны. Государственное регулирование свеклосахарного подкомплекса - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели, а именно стабильного развития свеклосахарного комплекса страны и максимальное обеспечения населения и промышленности продуктами свеклосахарного производства.

Концепция государственного регулирования свеклосахарного подкомплекса является составной частью концепции государственного регулирования сельского хозяйства и АПК, представляет собой комплексную систему, включающую решение экономических, социальных и экологических задач, обеспечивающую продовольст-

венную безопасность страны в части сахара и сахарной продукции.

К важнейшим принципам государственного регулирования свеклосахарного производства следует отнести:

1. Гарантии государственной поддержки всем субъектам подкомплекса.

2. Поддержка развития подкомплекса в рамках международных соглашений в соответствии с членством страны в ВТО.

3. Регулирование рынка и экономические методы связаны с условиями и факторами развития различных сфер деятельности и должны их учитывать, Это относится и к факторам и формам государственного регулирования.

4. Аграрная политика должна быть эффективной, прозрачной, стимулирующей.

5. Должны учитываться региональные особенности.

6. Выбор внутриотраслевых приоритетов для ускорения развития всего сельского хозяйства и АПК.

Государственное регулирование свеклосахарного подкомплекса представляет собой совокупность методов, рычагов экономического и административного воздействия на товаропроизводителей и переработчиков сахарной свеклы с целью усиления мотивации их производственной и инвестиционной деятельности. Основными механизмами государственного регулирования подкомплекса являются внешнеэкономическая, ценовая, налоговая, инвестиционная, кредитная, земельная политика.

Для оценки эффективности свеклосахарного производства следует использовать систему показателей, рассчитываемую путем соотношения полученного эффекта (сахарной свеклы определенного качества) с использованными ресурсами или затратами. Эффективность политики аграрного протекционизма может быть основана на сопоставлении внутренних и мировых цен на сахар. Исчисленная с помощью разработанной системы показателей эффективность государственного регулирования свеклосахарного подкомплекса позволяет более объективно оценить результаты государственного регулирования и обосновать направления повышения ее эффективности.

В областях ЦЧР сосредоточена значительная часть производства сахарной свеклы и ее переработки РФ и основная часть в ЦФО. Благоприятными условиями для производства сахарной свеклы, кроме черноземных почв областей ЦЧО, имеют возросшие в последние годы объемы внесения минеральных удобрений и суммы других видов оборотных средств, отрицательными - продолжающееся сокращение трудовых ресурсов, материально-технических средств производства. Начиная с 2000 г. сложилась тенденция увеличения объемов производства сахарной свеклы, наметились пока неустойчивые тенденции расширенного воспроизводства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.