МЕХАНИЗМЫ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ ЖКХ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
И. А. КУЗНЕЦОВ
Данная статья посвящена анализу методов и механизма принятия и реализации управленческих решений в сфере ЖКХ на муниципальном уровне.
В работе также формируется теоретико-методическое обоснование и разработка структуры механизма комплексного управления экономическим развитием предприятиями ЖКХ и собственниками жилищного фонда муниципального образования. Сделан теоретический вывод о том, что под механизмом управления нужно рассматривать систему управленческого воздействия на экономические отношения между субъектами управления, ведущими целенаправленную деятельность по управлению организацией на основе различных методов.
Ключевые слова: рынок ЖКХ, механизм управления, методы управления ЖКХ, организационно-экономические отношения в ЖКХ.
Модернизация социально-экономических отношений на уровне муниципальных образований требует исследования теоретических и практических основ реформирования ЖКХ, выявления особенностей системы управления данной сферой в процессе деятельности многопрофильных предприятий, разработки стратегии управления тарифами с целью повышения эффективности и качества обслуживания населения жилищно-коммунальными услугами.
Одновременно с проблемами, связанными с острым дефицитом финансов, слабой материально-технической базой, недостаточной проработанностью нормативно-правовых аспектов, отсутствием продуманной и конкретизированной жилищной политики сегодня на первый план выходит проблема управления сферой ЖКХ и недостаточная квалификация управленческих кадров. Анализ остроты широкого круга вопросов управления сферой ЖКХ подтверждает, что эта задача управления приобретает необходимость коренного реформирования, а сама система управления ЖКХ требует глубоких преобразований.
Данная проблема заслуживает внимания на муниципальном уровне, как наиболее значимом в непосредственном приближении в экономических отношениях между людьми на первичном уровне управленческого воздействия экономической власти государства. Все выше названное, в совокупности с недостаточностью комплексно-
го анализа проблем управления ЖКХ в научной и учебной литературе, и обусловило актуальность рассмотрения этого вопроса.
С позиции степени разработанности проблемы хочется отметить, что над вопросами управления и организационно-экономическим развитием ЖКХ работали такие отечественные экономисты, как А. И. Безлюдов, П. П. Бирюков, Е. В. Егоров, Д. М. Жуков, В. Б. Зотов, А. Г. Козлюк, В. Г. Поляков, А. Н. Ряховская, Ф. Г. Таги-Заде и др.
С точки зрения управления процессами реформирования ЖКХ эти проблемы исследовались в работах ученых В. П. Дыневской, Э. Б. Росщуп-кина, К. Н. Савина, Е. Стирнова, Г. А. Устинова, Л. К. Черемецкого, Л. И. Чернышова, А. И. Пеб-ранова.
Вопросы управления предприятиями ЖКХ и муниципального управления исследуются в многочисленных работах, но хотелось бы выделить наиболее фундаментальные труды В. С. Боголюбова, А. И. Безлюдова, О. Э. Бессонова, А. Г. Воронина, В. И. Каспина, А. Н. Кириллова, А. Косовских, С. Г. Крапчан, В. А. Лапина, Р. О. Саливан, Ю. М. Сафронова, В. М. Стеняева, А. Н. Широкова, В. Ф. Щербакова.
Целью статьи является исследование современных механизмов и методов принятия и реализации управленческих решений в сфере ЖКХ на муниципальном уровне, а также тенденций развития жилищно-коммунального хозяйства и разработка на основе этого основных направлений со-
вершенствования системы управления функционированием ЖКХ на муниципальном уровне.
Предметом изучения выступают организационно-экономические отношения, формирующиеся вследствие трансформации сущностных характеристик и методов муниципального управления ЖКХ.
Объектом исследования определяется механизм и совокупность методов муниципального управления системой ЖКХ.
Формирование рыночного муниципального механизма управления жилищно-коммунальным хозяйством во многом зависит от полноценной системы управления, гармонизирующей интересы всех ее участников. Нужно согласиться с мнением
А. Фролова, что «...развитие жилищно-коммунальной сферы в городах России должно опираться на использование хозяйственного механизма, ориентированного на экономическое стимулирование, а также на учет интересов потребителей и производителей» [11].
Механизм управления - это основа любых управленческих решений. От него всецело зависит результат экономического поведения конкретного человека, группы людей, организации, общества.
Прежде чем определять состав механизма управления ЖКХ, необходимо рассмотреть трактовку данной категории в современной экономической науке. Современное наполнение категориальной сущности «механизма управления» весьма широко и многогранно.
В классическом теоретическом представлении механизм управления рассматривается:
- как действие субъектов управления. Е. Вер-шигора определяет, что «. механизм управления есть совокупность целенаправленных действий руководителя и аппарата управления по согласованию совместной деятельности людей для достижения поставленных целей» [2];
- как некое управленческое воздействие. «Механизм управления есть организация воздействий, направленных на достижение целей» [6];
- как совокупность действий и методов воздействия. С точки зрения Р. Дафта, «.механизм управления представляет собой совокупность действий и методов воздействия на деятельность людей с целью побуждения их к достижению организационных целей» [5];
- как субъектно-объектные взаимосвязи. По мнению О. Лебедева и А. Каньковской, «. механизм управления характеризует многообразие связей субъектно-объектных отношений управления» [8].
С нашей точки зрения механизм управления нужно рассматривать как систему управленческого воздействия на экономические отношения между субъектами управления, ведущими целенаправленную деятельность по управлению организацией на основе различных методов.
Управляющая система эффективна только в том случае, когда механизм управления имеет строго отлаженную методологическую структуру. Подчеркивая эту мысль, согласимся с мнением
В. Веснина, что «. управление должно обеспечивать упорядоченность соответствующей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие» [3].
В самом широком смысле теории и практики управления механизм управления представляет собой процесс согласованного воздействия субъектов управления на явления и объекты окружающей деятельности. Ученые рассматривают этот механизм как совокупность средств и методов, с помощью которых сознательно изменяются экономические условия. Другие определяют развитие конкретной системы органов управления и проводимых ими мер, определяющих порядок жизнедеятельности всего общества и его составных звеньев.
Существует мнение, что механизм управления - это взаимодействие элементов управления и самоуправления, субъектов и объектов в управленческой деятельности. Одновременно не отвергается мнение, в котором механизм управления рассматривается как процесс реализации в управленческой деятельности установленных норм и правил поведения.
Из вышеизложенного анализа видно, что представления относительно понятия механизма управления существенно расходятся и не все они в достаточной мере убедительны. Ведь механизм управления в принципе может рассматриваться как процесс. Одна из его задач в том, чтобы обеспечить искомый процесс. В то же время сказанное касается и попытки найти дефиницию механизма через взаимодействие его элементов, поскольку последнее также является следствием его функционирования. Обращение к средствам и методам воздействия выражает скорее стремление определить элементы механизма управления, а не дать его определение.
Одновременно можно было бы охарактеризовать механизм управления как способ организации, включая и обеспечение функционирования управляющей подсистемы, ориентированной на достижение целей муниципального управления.
Муниципальное управление - сложное и многообразное по природе, формам и последствиям
социально-экономическое организационное образование. Нужно признать, что муниципальное управление оказывает огромное влияние на общественное развитие.
Формирование местного управления ЖКХ позволило бы на основе развития социальной активности граждан в этой сфере решать проблемы жизнедеятельности в интересах каждой личности и всех социальных групп. Самоуправление в системе ЖКХ можно рассматривать и как способ ор-
ганизации и осуществления населением власти над воспроизводственным процессом в этой сфере, которая обеспечивает самостоятельное решение гражданами жизненно важных вопросов жилищно-коммунальных услуг.
Основная задача муниципального управления - формирование механизма управления в ЖКХ, позволяющего эффективно функционировать в постоянно меняющихся условиях в рыночных условиях (рис. 1)
Методы управления ЖКХ К-
7
Функции управ' ->| ления ЖКХ
I
Рис. 1. Структура механизма муниципального управления ЖКХ
Реформа такой сложной системы, как ЖКХ, не может быть успешно осуществлена без кардинальных изменений в системе муниципального управления жилищным хозяйством, его структурой, и без радикальных изменений механизмов управления развитием муниципального жилищно-коммунального хозяйства.
Наряду с рассмотренными положениями, существенное значение для теории и практики имеет отсутствие ясности относительно элементов механизма управления. Действенное использование этого механизма в значительной степени затрудняется отсутствием ясного понимания составляющих его элементов и характера их взаи-
модействия, в результате чего ослабляется управленческое влияние.
С нашей точки зрения, элементами механизма управления выступают следующие взаимосвязанные крупные составляющие:
- познание процесса действия и использования объективных законов в сфере ЖКХ;
- определение направлений наиболее эффективных условий их исполнения;
- организация процесса управления объектами ЖКХ.
В научной литературе имеет место мнение, что механизм управления не может включать цели, функции, принципы и методы управления.
Нам видится, что данная постановка вопроса не оправданна. Из-за достаточно противоречивых определений не видно сути вопроса, его глубины. Лежащие на «поверхности» трактовки управленческого процесса, а также наделение его механизма множественными управленческими элементами не могут в достаточной степени представить всю концепцию данного аспекта.
Отрицание роли принципов и целей в механизме управления, постановка того, что они существуют независимо и вне механизма управления, нарушает позиции подхода диалектического единства. Также отрицается роль объекта управления в качестве элемента механизма управления.
С точки зрения такого подхода в механизм управления могут быть включены только те элементы, которые обеспечивают непосредственную разработку решений и их реализацию. Механизм управления охватывает органы, кадры, информационные потоки, технику и методы управления [10].
Позволим себе не согласиться с данной трактовкой механизма управления. С нашей точки зрения, нарушается диалектическая взаимосвязь общего и частного. Представим себе, к примеру,
автомобиль, в котором мы будем отрицать один из агрегатов в качестве элемента механизма управления. Все это может привести к недостаточной функциональности управления автомобилем как системы передвижения, вплоть до «гибели» этой системы вообще.
Изучение теории и практики показывает нам, что основой процесса муниципального управления является система методов управления, направленная на реализацию конкретных решений по конкретным проблемам и задачам. В подтверждение этой мысли приводим высказывание классиков науки управления М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури: «Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Неудивительно поэтому, что процесс принятия решений - центральный пункт теории управления» [9].
Если абстрагироваться от частных методов принятия решений, которые в своей основе несут субъективные начала в зависимости от конкретного индивида, занимающего официальный статус управленца, то можно классифицировать некоторую систему общих методов муниципального управления ЖКХ. Они представлены на рисунке 2.
Административно- распорядительные Экономические Социально- психологические Инновационные
Правовые
Организационные
Распорядительные
Стратегическое
планирование
Тактическое
планирование
Информационные
Воспитательные
Привлечение населения к самоуправлению
Экономическое
прогнозирование
Экономическое
моделирование
Научно-технические
Рис. 2. Классификация методов муниципального управления ЖКХ
Учитывая классификацию системы основных методов муниципального управления, дадим краткую характеристику методам, которые получили новое осмысление в свете рыночных реформ, усиления самоуправления и Национального федерального проекта «Жилище» на 2002-2010 гг.
Административно-распорядительным методам присуще наделение законной силой, т. е. юридическое обоснование деятельности администрации муниципального органа.
Правовые методы управления предусматривают регламентацию деятельности предприятий ЖКХ и потребителей ЖКУ в рамках законных актов, которые принимаются на федеральном уровне и имеют значение общегосударственных, региональных, учитывающих специфику того или иного региона, и местные, учитывающие специфику конкретного административного подразделения (село, поселок, город).
Организационные методы функционируют в установленных нормативными актами границах. С их помощью определяется структура муниципального управления, создаются те или иные управления, отделы. Им придаются определенные функциональные обязанности и сферы деятельности. Устанавливаются права и обязанности каждого управляющего и административного работника, формируются должностные инструкции и др. Организационные методы направлены в первую очередь на организацию процесса управления сферой ЖКХ и административного воздействия на субъекты предпринимательства.
Распорядительные методы характеризуются прямотой воздействия на хозяйственную деятельность тех или иных предприятий ЖКХ, субъектов потребления ЖКУ. Они подразумевают однозначность решения и обязательность исполнения. В своей основе они выполняют функцию регулирования стихии рыночных отношений, так называемых «внешних эффектов . называют прямые, неопосредованные рынком воздействия одного экономического агента на результаты деятельности другого» [4]. Отказ от выполнения административных управленческих решений должен нести за собой меры наказания как административного характера, так и экономического.
Экономическому методу присуще как прямое, так и косвенное воздействие на процесс муниципального управления сферой ЖКХ. Особенно это актуально в свете приоритетных общегосударственных направлений развития в так называемом частно-государственном партнерстве. В годы «дикого» развития капитализма (90-е гг. 20-го столетия) приходит осознание, что развитие
страны, его социально-экономической системы невозможно без различных форм планирования. Методы стратегического и тактического планирования позволяют определить приоритеты развития тех или иных отраслей национального хозяйства, определить источники финансирования, поставить конкретные управленческие задачи и следить за логикой, полнотой и степенью их исполнения. На муниципальном уровне также должны быть созданы планы, в которых присутствовали бы элементы стратегических задач, предусмотренных федеральной и региональной программой, а также система конкретных задач, подверженных муниципальному управлению.
Методы бюджетного и внебюджетного финансирования играют огромную роль в муниципальном управлении ЖКХ. И необоснованное снижение расходов бюджетов недопустимо по двум причинам:
1) не все сферы ЖКХ будут охвачены хозяйственными аспектами деятельности предпринимателей;
2) бюджетный метод должен являться своего рода «локомотивом», тянущим за собой частное финансирование проблемных задач на условиях долевого партнерства. Внебюджетный метод должен помогать в реализации поиска финансовых источников - различных частных, коммерческих финансовых фондов для решения жилищнокоммунальных задач.
Метод управления субсидированием и регулированием льгот базируется на «Положении о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» и предполагает разработку мер, норм, требований, решений «. о предоставлении субсидий принимаются органами местного самоуправления» [1].
Наиболее важный метод, остро отражающий специфику современного социального напряжения, - метод управления тарифным регулированием в ЖКХ. Он предполагает определение контрольных ценовых параметров с учетом местной специфики среднедушевых доходов, минимального прожиточного уровня гражданина на данной территории, уровня безработицы, количественного уровня социального состава населения; разработку мер взаимодействия с антимонопольной комиссией по предотвращению и недопущению несанкционированного изменения цен на жилищно-коммунальные услуги; создание многосторонней комиссии с привлечением общественности по установлению экономически и социально обоснованных цен; формирование местных стандартов по предельной стоимости ЖКУ.
Разработка методов управления торгами и аукционами имеет важное значение при реализации программ по приватизации объектов муниципальной собственности, перемещению объектов собственности от одного субъекта собственности к другому, изыманию объектов собственности в муниципальное управление, осуществление продаж и покупок муниципально значимых товаров жилищно-коммунального назначения, управление проведением открытых аукционов по назначению жилищных объектов за теми или иными управляющими компаниями и т. п.
Методы управления кредитно-заемным стимулированием и поручительством получили свое распространение с формированием рынка жилья. И здесь, чтобы избежать негативных последствий, требуется разработать систему управляющих мер по таким социально значимым программам, как «Кредитование населения», «Строительный кредит», «Ипотечное кредитование»,
«Корпоративные заимствования», «Жилищные
сертификаты», «Фонды развития жилищного
строительства», «Накопительные и потребительные фонды», «Инвестиционные фонды» и многим другим. Обосновать степень участия муниципалитетов как в финансовом аспекте работы, административном сопровождении, так и в форме залогового поручителя за кредиты предприятий ЖКХ, если они работают или взаимодействуют по социально-значимым объектам или социально незащищенным категориям населения.
Социально-психологические методы. Их роль в последнее время становится наиболее значимой. Любые достижения в экономической и технической сфере ЖКХ нивелируются пассивным отношением общества к проблеме развития и совершенствования ЖКХ. Эти методы муниципального управления наиболее успешно будут реализовываться на местном муниципальном уровне вследствие его максимального приближения к участникам жилищных отношений.
Информационные методы управления. Слабая ответная реакция общества, непонимание процессов, происходящих в структурной перестройке и реформировании ЖКХ, во многом вызвано слабой и недостаточной информационной составляющей и малочисленными каналами поставки информации населению. Главная задача муниципального управления в информационной сфере - это обеспечение широкого доступа к информации, ее трансформация к пониманию различными слоями населения, обеспечение ее комментариями в наиболее популярных источниках. Информатизация сегодня становится ин-
вестиционным проектом, применимым к управлению.
Сегодняшнее время требует управления воспитательными методами. По мнению психологов и педагогов, воспитывать человека индивидуально, в составе коллектива, общества можно всю его сознательную жизнь. Самое главное - грамотно отработать схемы воспитания для каждой социальной группы, половозрастной категории, наметить и определить пути и средства воспитательного процесса, разработать методы стимулирования и мотивации. Восприятие жилищнокоммунального хозяйства легко доступно любому человеку с детства до старческого возраста через потребление жилищно-коммунальных услуг.
И управление воспитательным процессом в коммунальной жизнедеятельности может обернуться огромным положительным экономическим эффектом в будущем.
Формирование методов управления по привлечению населения к самоуправлению в ЖКХ вызвано углублением развития демократизации общества и экономики. Участие всех членов общества в управлении ЖКХ (самоуправление жилыми домами, Товарищество Собственников Жилья, жилищные кооперативы) создает возможность наиболее полного использования средств производства в общественных интересах.
Наиболее популярными сегодня в науке и практике управления являются инновационные методы управления. Данные методы управления, с нашей точки зрения, применимы и при муниципальном управлении в сфере ЖКХ. Для того чтобы выжить, организация должна изменяться. И этими изменениями нужно руководить. Особенно это важно при подборе управляющих кадров муниципалитета. Сегодня в наш обиход прочно вошли такие понятия, как «креативное» мышление, «креативный директор», обозначающие нестандартный инновационный подход к принимаемым решениям.
С инновацией неразрывно связан метод управления, базирующийся на экономическом прогнозировании - методе, в котором используется как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Использование этого метода необходимо на муниципальном уровне при управлении ЖКХ.
Экономическое моделирование при принятии решений помогает избежать множество ошибок и затрат, а самое главное экономить управленческое время. В моделях можно четко определить, кто и что выполняет, научить, какие исполь-
зовать методы и технологии управления в муниципальном хозяйстве и многое другое. С точки зрения А. А. Захаровой, Е. Ю. Сухаревой, О. А. Тас-каевой, «моделирование процесса принятии ре-
шения в условиях неопределенности будущего и настоящего сложных систем обуславливает использование в качестве объекта исследования как сам экономический объект (жилищно-коммунальный комплекс города - И.К.), так и лицо, принимающее решение о его развитии (руководитель, эксперт, аналитик)» [7].
Главной проблемой как в муниципальном управлении вообще, так и в управлении ЖКХ в частности, является слабая эффективность и низкая востребованность научно-технических методов управления. К примеру, уже сегодня ясно, что те муниципальные образования, которые не будут использовать технологии электронных коммуникаций в процессе управления, всегда будут плохо и неудачно работать в XXI в. Поэтому использование этого метода есть залог постоянного успеха.
Таким образом, хозяйственная деятельность предприятий ЖКХ развивается не сама по себе, а в определенной социально-экономической системе, под воздействием механизмов и методов принятия и реализации управленческих решений, и для общества, в котором существуют определенные законы взаимной жизнедеятельности.
Литература
1. Белкина Т. Д. Жилищная реформа в России: проблемы и перспективы // Вопросы экономики. 1999. № 3.
2. Вершигора Е. А. Менеджмент. М., 2001.
3. Веснин В. Р. Менеджмент М., 2004.
4. Гальперин В. М. Микроэкономика. Т. 2. «Экономическая школа». СПб., 1998.
5. Дафт Р. Д. Менеджмент. СПб., 2006.
6. Зайцева О. А. Основы менеджмента: учеб. пособие. М., 1998.
7. Захарова А. А. Новые модели принятия решений о социально-экономическом развитии города // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 1.
8. Лебедев О. Е. Основы менеджмента / Под ред.
О. Т. Лебедева. СПб., 1998.
9. Мескон М. В. Основы менеджмента: пер. с англ. 2-е изд. М., 2004.
10. Омаров А. М. Социальное управление: Некоторые вопросы теории и практики. М., 1980.
11. Фролов А. Н. Организационно-экономические механизмы государственного управления реализацией реформы жилищно-коммунального хозяйства в России. М., 2006.
* * *
MECHANISMS AND METHODS OF MAKING
AND IMPLEMENTING MANAGERIAL DECISIONS IN AREA OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES AT MUNICIPAL LEVEL
I. A. Kuznetsov
This article is devoted to the analysis of methods and the mechanism of making and implementing the managerial decisions in the area of Housing and Communal Services (HCS) at a municipal level.
This study also forms the theoretical-methodological justification and the designing of a structure of the mechanism of complex economic-development management carried out by both HCS enterprises and owners of the housing fund of a municipal formation. The theoretical conclusion is drawn that the management mechanism should be regarded as a system of managerial influence on economic relations among the management subjects carring out a purposeful enterprise management activity based on various methods.
Key words: market of HCS, mechanism of management, methods of management of HCS, economic-organizing relations in HCS.